Научная статья на тему 'Транспортно-технологические характеристики освоения Ушаковского месторождения (участок Серафимовский)'

Транспортно-технологические характеристики освоения Ушаковского месторождения (участок Серафимовский) Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
65
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТОРОЖДЕНИЕ / FIELD / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ / TECHNOLOGICAL OBJECT / ПРОМПЛОЩАДКА / INDUSTRIAL SITE / ШАХТНОЕ ПОЛЕ / MINE FIELD / ПОДЗЕМНЫЕ ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ / UNDERGROUND FREIGHT / ПОДЪЕЗДНОЙ ПУТЬ / ACCESS ROAD

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Татаринова Оксана Андреевна

Рассмотрена задача оптимального размещения технологических объектов на территории всего месторождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Татаринова Оксана Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transport and technological characteristics of Ushakovskoe field (section Seraphimovskiy) development

The work considers the problem of the optimum distribution of the technological units at the whole deposit territory. A program is created in the environment of EXCEL spreadsheets, built scheme of calculation of optimal junction access way from any point within a calculated plot «Seraphim» is the name of the field to an existing railway line. Retrieved transport and technological characteristics on the surface of the site «Seraphim».

Текст научной работы на тему «Транспортно-технологические характеристики освоения Ушаковского месторождения (участок Серафимовский)»

- © О.А. Татаринова, 2014

УДК 622.014.5

О.А. Татаринова

ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСВОЕНИЯ УШАКОВСКОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ (УЧАСТОК СЕРАФИМОВСКИЙ)

Рассмотрена задача оптимального размещения технологических объектов на территории всего месторождения.

Ключевые слова: месторождение, технологические объекты, промплощадка, шахтное поле, подземные грузоперевозки, подъездной путь.

Комплексный подход к освоению новых угольных месторождений Кузбасса предусматривает необходимость формирования общей транспортной сети, а также систему электроснабжения, социальную инфраструктуру и т.д. Создание единой производственной инфраструктуры дает дополнительные возможности для разработки малых и средних месторождений.

Одним из главных факторов, влияющих на выбор рационального размещения технологических объектов на поверхности угольных шахт, является конфигурация транспортной сети, связывающий эти объекты с промплощадками шахт. Размещать новые объекты, как правило, стремятся вблизи существующих транспортных коммуникаций с целью сведения к минимуму затрат на сооружение и эксплуатацию дорог, исключения перепробег грузов.

Задача оптимального примыкания к существующей магистрали на практике встречается чаще, чем задача оптимизации транспортной сети, по той причине, что горные предприятия обычно строятся и вводятся в эксплуатацию последовательно. Поэтому задача оптимизации транспортной сети обычно распадается на несколько задач оптимального примыкания к существующей или строящейся магистрали [1].

При решении задачи оптимального примыкания от промплощадок шахт строится координатная сетка таким образом, чтобы она охватывала участок магистрали. Затем просчитываются оптимальные трассы от промплощадки шахты и в точках пересечения магистрали с узлами координатной сетки проставляются значения целевой функции на строительство и эксплуатацию примыкающей трассы. В результирующей матрице отыскивается элемент с минимальной длинной, соответствующий пересечению одного из узлов координатной сетки с магистралью. Это точка - оптимальный пункт примыкания к магистрали, причем одновременно определяется и оптимальная трасса к ней от промплощадок шахт.

Проектный участок «Серафимовский» расположен в Промышленновском административном районе Кемеровской области. Ближайшие крупные промышленные центры - г. Кемерово и г. Ленинск-Кузнецкий находятся соответственно в 50 км к северу и в 35 км к юго-востоку от участка (рис. 1). Район преимущественно сельскохозяйственный, предприятия на его территории заняты производством и переработкой сельхозпродукции и обслуживанием железных дорог. Водоснабжение населенных пунктов и предприятий осуществляется в основном из скважин. Вблизи границ проектного участка горнодобывающие

предприятия отсутствуют. В районе участка горнодобывающая промышленность отсутствует, он расположен рядом с двумя магистральными железными дорогами. Запасы угля на «Серафимовском» составляют порядка 163 млн т по марочному составу угли участка относятся к маркам Г, ГЖ, и ГЖО. Ориентировочный размер шахтного поля по простиранию 4,5-5 км и по падению 4,04,5. К первоочередной отработке намечены пласты XXVI, XXIII, XXI и XX [2].

Для выбора оптимальной примыкающей трассы предлагается использовать метод динамического программирования.

Основное функциональное уравнение динамического программирования, применительно к задаче выбора оптимального доступа к угольным месторождениям, выглядит следующим образом:

г, N . \d(х, y; x -1, y) + f(x -1, y)] f (x, y) = min < !

[d(x, y; x, y -1) + f(x, y -1)(1)

Рис. 2. Схема поверхностных грузоперевозок участка «Серафимовский» Ушаков-ского месторождения

где d(x,y;x-1,y) представляет собой расстояние между узлами сетки x,y и x-1,y определяемое по допустимому углу наклона железнодорожного полотна а0 в условиях пересеченного рельефа поверхности. Введение ориентации достигается заданием направления по осям x и у в фиксированную точку на поверхности.

Расстояние ^ между соседними узлами определяется из соотношения:

L =

8

sinao

при

при

aij < ao aij > ao

где a - угол подъема трассы между смежными узлами сетки, радиан; а0 - допустимый угол наклона для применяемого вида транспорта, радиан; 8 - длина ребра сетки, м; h.. - высота точки ij над уровнем моря, м; l.. - приведенная длина ребра сетки, м; AaA2 - рабочие параметры; I. - индексы узлов сетки размерностью N1xN2.

Исходная матрица высот H = {h..|m,n с учетом ограничений преобразуется в матрицу расстояний L = {l..|m,n, элементы которой, минимизируются на каждом этапе.

Нами составлена программа в среде электронных таблиц EXCEL и на основании проделанных расчетов построена схема расчета оптимального примыкания подъездного пути от любой точки в пределах просчитанного участка Серафимовский к существующей железнодорожной магистрали.

В результате проведенной работы получена транспортно-технологическая характеристика на поверхности участка Серафимовский. Найдена оптимальная точка примыкания к существующей железнодорожной магистрали. Также при решении данной задачи можно определить любую точку в пределах просчитанного участка.

Наиболее приемлемым местом заложения промышленной площадки является точка, где показатели являются наименьшими. Из рис. 2 видно, что это точка с показателями 4,5 км следовательно и промышленную площадку следует закладывать в этой точке. В этом случае все затраты по работе наземного транспорта будут минимальными.

В дальнейшем местонахождение промышленной площадки будет уточняться с учетом подземных грузоперевозок, определяющих схему размещения основных вскрывающих выработок шахтоучастка.

1. Стрекачинский Г.А., Ордин А.А, Фе-дорин В.А. Оптимальное размещение транспортных сетей на поверхности шахт. - Новосибирск: Наука, 1981. -84 с.

_ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

2. Кузбассгипрошахт. Технико-экономические предложения ведения геологоразведочных работ и добычи каменного угля на участке Серафимовский Ушаковского месторождения в Кемеровской области. Том I. -Кемерово, 2006.

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ_

Татаринова Оксана Андреевна - младший научный сотрудник, e-mail: TatarinovaOA@yandex.ru, Институт угля Сибирского отделения РАН.

UDC 622.014.5

TRANSPORT AND TECHNOLOGICAL CHARACTERISTICS OF USHAKOVSKOE FIELD (SECTION SERAPHIMOVSKIY) DEVELOPMENT

Tatarinova O.A., Junior Researcher, e-mail: TatarinovaOA@yandex.ru, Institute of Coal of Siberian Branch of Russian Academy of Sciences.

The work considers the problem of the optimum distribution of the technological units at the whole deposit territory. A program is created in the environment of EXCEL spreadsheets, built scheme of calculation of optimal junction access way from any point within a calculated plot «Seraphim» is the name of the field to an existing railway line. Retrieved transport and technological characteristics on the surface of the site «Seraphim».

Key words: field, technological object, industrial site, mine field, underground freight, access road.

REFERENCES

1. Strekachinskii G.A., Ordin A.A, Fedorin V.A. Optimal'noe razmeshchenie transportnykh setei na pov-erkhnosti shakht (Optimum arrangement of transportation networks on mine surface), Novosibirsk, Nauka, 1981, 84 p.

2. Kuzbassgiproshakht. Tekhniko-ekonomicheskie predlozheniya vedeniya geologorazvedochnykh rabot i dobychi kamennogo uglya na uchastke Serafimovskii Ushakovskogo mestorozhdeniya v Kemerovskoi oblasti (Kuzbassgiproshakht. Technical and economic offer on geological exploration and extraction of black coal at the Serafimovsky site of the Ushakov deposit, Kemerovo Region), vol. I, Kemerovo, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.