Научная статья на тему 'Использование принципов транспортной логистики при освоении месторождений (Ушаковское месторождение, участок «Серафимовский»)'

Использование принципов транспортной логистики при освоении месторождений (Ушаковское месторождение, участок «Серафимовский») Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
141
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ / ОСВОЕНИИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ / УШАКОВСКОЕ МЕСТОРОЖДЕНИЕ / УЧАСТОК «СЕРАФИМОВСКИЙ»
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Татаринова Оксана Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование принципов транспортной логистики при освоении месторождений (Ушаковское месторождение, участок «Серафимовский»)»

УДК: 622.411.332 А. В. Ремезов, А. В. Бедарев ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДЕГАЗАЦИИ МЕТАНА НА ШАХТЕ «ОКТЯБРЬСКАЯ» ПО «ЛЕНИНСКУГОЛЬ» В 1984-1989 гг.

Поле шахты «Октябрьская» расположено в юго-восточной части Ленинского угольного района Кузбасса в пределах части Ленинской брахи-синклинали. В геологическом строении шахтного поля принимают участие продуктивные отложения Грамотеинской и Тайлуганской свит Еруна-ковской подсерии Кузбасса. Грамотеинская свита в пределах шахтного поля содержит 10 пластов угля: от Красноорловского до Меренковского. Тайлуганская свита содержит один пласт Красногорский, который в пределах горного отвода шахты уже был отработан. Углы пластов вблизи оси складки не превышает 20° по верхним пластам и увеличивается до 30-35° на выходах под наносы нижних пластов. Мощность пластов от 1,0 до 3,2м. Горные работы сейчас ведутся на глубине 300м.

По выделению метана шахта отнесена к сверхкатегорной. Способ проветривания шахты -всасывающий, схема фланговая участковая. В шахту подавалось 13,5 тыс. м3/мин. воздуха. Наибольшая газообильность приурочена к пласту По-лысаевский-2 и составляет до 22 м3/т.с.д. для снижения газообильности горных выработок применялась дегазация вертикальными скважинами с поверхности.

Проводились эксперименты по дегазации выработанного пространства отрабатываемого очистного забоя при помощи скважин, пробуренных из вентиляционного штрека в купол обрушения, но этот способ дегазации положительных результатов не дал.

На участке пл. Полысаевский-2, где его отработка проводилась очистными забоями 875, 876, 884, которыми осуществлялась подработка вышележащих пластов Инский-1, Инский-2, Тонкий-1, Тонкий, Несложный и частично Красноорловский, при их общей мощности свыше 8 м. природная газоносность пластов составляла от 8 до 19 м3/т.

Выкопировка с плана горных работ пл. Полы-саевский-2 и вертикальный разрез ко всей толще горных пород в районе очистных забоев 886 и 875-876 представлены на рис. 1 и 2.

На рис. 3 представлен геологический разрез по 11 разведочной линии.

Общие ресурсы газа метана в границах шахтного поля на глубину до 300 м были оценены в 4,4 млрд. м3. Запасы газа метана, которые могли бы быть извлечены из угленосной толщи, разгруженной очистным забоем, составляли 31,2 млн. м3, а очистными забоями 875-876 - 46,2 млн. м3. При отработке очистного забоя 886 дегазационными скважинами было извлечено и выброшено в атмо-

сферу 7,6 млн. м3 газа метана. При помощи вентиляционной струи было удалено 1,9 млн. м3. При отработке спаренных очистных забоев 875-876 было соответственно извлечено 5,1 млн. м3 и 1,7 млн. м3 газа метана.

Впоследствии вертикальные дегазационные скважины были пробурены в выемочные столбы 875-876 и 886 после отработки этих выемочных столбов были заглушены, а отработанный массив стал использоваться как подземный аккумулятор газа метана. Накопленный газ метан предполагалось в дальнейшем использовать для питания двух котлов в котельной шахты.

Технологическая схема извлечения шахтного метана и его подачи в котельную

Котельная ш. "Октябрьская" оборудована 5 котлами типа ДКВР-10/13. Настоящие технические условия предусматривали перевод с угля на газ-метан двух котлов. Газоснабжение котельной должно было осуществляться с участков лав 886, 875-876 и 884. Принципиальная схема газоснабжения представлена на рис. 3.

Подземной прокладкой сооружается газопровод от скважин 17069 и 17061 лав 875-876, 17053, 17043 и 1730 лавы 886 до передвижных вакуум-насосных станций ПБНС1 и ПВНС2 и далее до магистрального газопровода,

проложенного над охранным целиком уклонных выработок. Вдоль выемочного столба 884 со стороны вентиляционного штрека прокладывается заглубленный в землю газопровод до магистрального. Скважины лавы 884

подключаются к передвижным вакуум-насосным станциям ПВНСЗ и ПВНС4 через наземные газопроводы и далее к газопроводу, проложенному вдоль выемочного столба. Параметры вертикальных скважин столба 884 представлены в табл. 1.

Метан из трех выемочных столбов поступает в магистральный газопровод, далее к стационарной ВНС, расположенной на промплощадке шахты, и от нее в котельную. Общая протяженность газопроводов составляет около 5 км. Для исключения перемерзания газопроводов осуществляется необходимая их заглубка, или дополнительно предусматривается тепловой спутник.

Одновременно в работе должны были находя-иться одна скважина лав 875-876, одна скважина лавы 886 и две скважины лавы 884. Без ПВНС оборудуются контрольно-измерительной аппаратурой согласно проекта дегазации.

Рис. 1. Выкопировка с плана горных работ пл. Полысаевский-2 и вертикальный разрез ко всей толще горных пород

Г еотехнология

-р^

ьо

Дг 17057

Рис. 2. Выкопировка с плана горных работ по пласту Полысаевский-2 .Геологический разрез по дегазационным скважинам лавы № 886

А. В. Ремезов, А. В. Бедарев

Рис. 3. Принципиальная схема газоснабжения

Таблица 1. Параметры скважин столба 884

Параметр Ед. изм. Значение

1. Глубина бурения м До почвы пласта «Полысаевский-2»

2. Глубина обсадки м До кровли пласта «Красноорловский»

3. Рабочий диаметр скважины мм 150-200

4. Расстояние между скважинами м 150-180

5. Расстояние до вентиляционного штрека м 60-70

Таблица 2. Показатели работы технологической схемы. Извлечение и утилизация шахтного метана

Параметры Ед. изм. Значение

1. Число скважин в работе шт. 4

2. Расход газа на выходе ВНС м3/мин. 70

3. Концентрация метана % 35-50

4. Влажность газа в трубопроводе г/м3 4

5. Температура газа на выходе ВНС град. 35

6. Давление газа на выходе ВНС МПа 0,15

Рис. 4. Типовая технологическая схема утилизации газа метана в котельных шахт

Опытным путем было установлено, что каждая скважина лав 875-876 и 886 дает стабильный дебит метановоздушной смеси в 20 м3/мин. при концентрации метана 45-60%. Скважины лавы 884 имеют переменную концентрацию метана от 5до 60%. Низкие концентрации метана наблюдаются сразу после подработки скважины лавой и при ее отходе до 40-50 м. В связи с этим в этот период скважина отдает газ не в магистральный газопровод, а в атмосферу.

Подключение скважины к магистральному газопроводу должно было производиться после того, как концентрация в ней метана стабильно будет выше 30%.

Перемонтаж ПВНС3 и ПВНС4 по мере подвигания лавы должен производиться в обычном порядке.

Дополнительные скважины лав 875-876 и 886 должны были являться резервом для обеспечения надежного газоснабжения котельной.

Показатели работы технологической схемы на выходе стационарной вакуум-насосной станции представлены в табл. 2.

Разработанная технологическая схема должна была обеспечивать газоснабжение котельной Е течение одного года (1989). В дальнейшем после отработки лавы 884 она станет аккумулятором метана, метан будет поступать также из вновь вводимой лавы. Решение о перемонтаже схемы

газоснабжения должно приниматься по результатам замеров расходов и концентраций метана на действующих скважинах.

Стационарная вакуум-насосная станция,

газопровод между БНС и котельной и котельная оборудуются согласно типового проекта

института «Донецкуглеавтоматика» (или

проектов, разработанных институтом «Караганда-гипрошахт»).

Типовая технологическая схема утилизации шахтного метана в котельной, разработанная институтом «Донецкуглеавтоматика»

представлена на рис .4.

Реализация разработанной технологической схемы извлечения и утилизации шахтного метана включает следующие этапы:

- по техническому заданию ПО «Ленинскуголь» в соответствии с настоящими техническими условиями и типовым проектом института «Донуглеавтоматика» проектная контора объединения должна была осуществлять разработку рабочего проекта;

- монтаж газопроводов КИП, запорной арматуры, переоборудование котельной должна была осуществлять энергомеханическая служба шахты;

- эксплуатацию газового хозяйства должна была осуществлять энергомеханическая служба шахты.

Ожидаемый экономический эффект.

Экономический эффект от внедрения разработанной технологической схемы извлечения метана и его утилизации в шахтной котельной формируют следующие факторы:

• снижение затрат на дегазацию при отработке вышележащих пластов в свите, дегазированных в результате разгрузки при подработке их лавами пласта «Полысаевский-2». Эта составляющая может быть оценена в будущем при ведении горных работ по вышележащим пластам;

• экономия угля за счет его замены шахтным метаном.

В течение года разработанная схема газоснабжения котельной обеспечит подачу 12,25 м3 чистого метана, что эквивалентно по теплотворной способности 15,0 тыс. т. угля. При отпускной цене угля 10 руб./т, прямой экономический эффект составит 150,0 тыс.руб. Затраты на переоборудование котельной составят 25,0 тыс. руб./т, монтаж газопровода - 16,0 тыс. руб.

Экономическая эффективность внедрения разработанной технологической схемы извлечения и утилизации шахтного метана должна была составить 150,0-25,0-16,0=109,0 тыс.руб. в це-

нах того времени.

На разработанные проектные решения по дегазации, утилизации и использованию шахтового газа метана не были осуществлены в связи с последующими событиями в угольной промышленности России.

В настоящее время реанимируются старые проектные решения, описанные выше, а также рассматривается вопрос о попутном использовании газа метана при отработке пластов Надбайка-имского и Байкаимского.

□ Автор статьи:

Ремезов

Анатолий Владимирович , докт. техн. наук, проф. каф. разработка месторождений полезных ископаемых подземным способом КузГТУ, тел. 8 (3842) 39-69-09

Бедарев

Алексей Викторович, соискатель каф. разработка месторождений полезных ископаемых подземным способом КузГТУ, тел. 8 (384-56) 4-49-33

УДК 622.014.5.

О. А. Татаринова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ ПРИ ОСВОЕНИИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ (УШАКОВСКОЕ МЕСТОРОЖДЕНИЕ, УЧАСТОК «СЕРАФИМОВСКИЙ»)

По мере развития рыночной экономики в стране, повышение эффективности транспортного процесса требует новых подходов к организации перевозок. Это привело к появлению нового направления - транспортной логистики как системы по перемещению каких-то материальных предметов, веществ и пр. из одной точки в другую по оптимальному маршруту. Основным ее элементом

является транспорт. Транспорт в цепи производственной логистики, как на открытых, так и подземных горных работах играет ведущую роль, обусловливая до 60% себестоимости добычи полезного ископаемого. При его транспортировании внутри горного предприятия осуществляется решение двух задач - производственной и транспортной логистики, которые связаны между собой

единым технологическим процессом. Под таким процессом в данном случае понимается комплексная технология, в рамках которой на основе системного подхода осуществляется четкое взаимодействие элементов логистической системы [1].

Основным из принципов логистики является принцип оптимальности, определяющий характеристику уровня качества (оптимальное решение задачи, оптимальный план, оптимальное управление). Характерной чертой развития логистической системы является выбор наиболее подходящего варианта системы: оптимальная траектория, оптимальное распределение, оптимальное функционирование и т. п. Задача заключается не в том, чтобы найти решение лучше существующего, а в том, чтобы найти самое лучшее решение из всех возможных. Исходя из данного принципа, оптимизации решение принимается всегда так , чтобы благодаря выбранной альтернативе - соотношению затрат и результата, осуществлялось бы оптимальное достижение поставленных целей. [2]

В основу алгоритма поиска оптимальных маршрутов резонно положить метод динамического программирования [3], что позволяет искать несколько оптимальных вариантов оптимальных трасс для различных видов транспорта между двумя или несколькими пунктами в условиях сложного рельефа местности, наличия «запретных зон» (построек, болот, оврагов и т.д.). Кроме по-

строения оптимальных сетей дорог предусматриваются и решение частной задачи - оптимального примыкания новых коммуникаций к существующим магистралям.

При решении этой задачи строится координатная сетка, охватывающая участок магистрали. Затем просчитываются оптимальные трассы от контура участка и в точках пересечения магистрали с узлами координатной сетки проставляются значения целевой функции на строительство и эксплуатацию примыкающей трассы. В результирующей матрице отыскивается элемент с минимальной длиной, соответствующий пересечению одного из узлов координатной сетки с магистралью (рис.1). Это точка - оптимальный пункт примыкания к магистрали [4].

В качестве объекта исследования выбран участок «Серафимовский» расположен в Промыш-ленновском районе Кемеровской области. В районе участка горнодобывающая промышленность отсутствует, он расположен рядом с двумя магистральными железными дорогами. Запасы угля на «Серафимовском» составляют порядка 163 млн. т по марочному составу угли участка относятся к маркам Г, ГЖ, и ГЖО. Ориентировочный размер шахтного поля по простиранию 4,5 - 5км и по падению 4,0 - 4,5км.

В результате проведенной работы получена транспортно-технологическая характеристика на

Рис. 2. Транспортно-технологическая характеристика участка «Серафимовского» Ушаковского месторождения : @ - оптимальная точка примыкания к существующей железнодорожной магистрали, ----оптимальная трасса подъездного пути, — контуры участка, ' - изолинии равных рас-

стояний

поверхности участка. Найдена оптимальная точка (8) примыкания к существующей железнодорожной магистрали. В этом случае все затраты по работе наземного транспорта будут минимальными. Также при решении данной задачи можно определить любую точку в пределах просчитанного участка.

Практическая ценность заключается в эффективном решении задачи размещения технологиче-

ских объектов на поверхности поля угледобывающего комплекса, нахождение оптимального пути примыкания к существующим магистралям, размещение подъездных путей шахты на основе разработанного методического, алгоритмического и программного обеспечения. Снижается трудоемкость, время поиска и обоснования наилучшего проектного решения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Галкин В.И.., Шешко Е.Е.. «Инженерная логистика погрузочно-разгрузочных транспортных и складских работ на горных предприятиях»: Учебное пособие для вузов. - М.: Горная книга, 2009. - 156 с.

2. Транспортная логистика: Учебник / Под общ. ред. Л.Б.Миротина. - 2-е изд., стереотип. - М.: Экзамен, 2005. - 512с.

3. Беллман Р., Дрейфус С. Прикладные задачи динамического программирования. - М., Наука, 1965.

4. Татаринова О.А., Оценка эффективности освоения участка «Серафимовского» Ушаковского месторождения методом транспортно-технологических характеристик. - Вестник КузГТУ, 2012, №2. С.26-27 .

□ Автор статьи:

Татаринова Оксана Андреевна мл. науч. сотр. Института угля СО

РАН

E-mail: TatarinovaOA@vandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.