Научная статья на тему 'Транспортно-складская логистика производственной системы машиностроительного предприятия'

Транспортно-складская логистика производственной системы машиностроительного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3158
568
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНО-СКЛАДСКАЯ ЛОГИСТИКА / СТАТИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПЕРЕВОЗОК / УПРАВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОПОТОКАМИ / TRANSPORTATION AND STORAGE LOGISTICS / STATISTICAL MODEL OF TRAFFIC MANAGEMENT / MATERIAL FLOW

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Селиванов А. В., Шамлицкий Я. И.

Предлагается статистическая модель транспортно-складского хозяйства предприятия с оценкой эффективности логистической поддержки автомобильных перевозок по требованиям его подразделений. Исследуется процесс распределения разнотипного автотранспорта по кольцевому маршруту с обязательным формированием локального контура управления транспортно-складской логистикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSPORT AND STORAGE LOGISTICS OF THE PRODUCTION SYSTEM OF ENGINEERING ENTERPRISES

The authors offer a statistical model of transport and warehousing commercial unit of a company with the assessment of the effectiveness of logistics support for the transport requirements of its subsidiaries. Process of distribution of polytypic motor transport on a ring route with obligatory formation of a local contour of management by transportation-warehouse logistics is investigated.

Текст научной работы на тему «Транспортно-складская логистика производственной системы машиностроительного предприятия»

УДК 658.7:339.9

ТРАНСПОРТНО-СКЛАДСКАЯ ЛОГИСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

А. В. Селиванов, Я. И. Шамлицкий

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31. E-mail: imanselivan@gmail.com

Предлагается статистическая модель транспортно-складского хозяйства предприятия с оценкой эффективности логистической поддержки автомобильных перевозок по требованиям его подразделений. Исследуется процесс распределения разнотипного автотранспорта по кольцевому маршруту с обязательным формированием локального контура управления транспортно-складской логистикой.

Ключевые слова: транспортно-складская логистика, статистическая модель перевозок, управление мате-риалопотоками.

TRANSPORT AND STORAGE LOGISTICS OF THE PRODUCTION SYSTEM OF ENGINEERING ENTERPRISES

A. V. Selivanov, Y. I. Shamlitskiy

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31 “Krasnoyarskiy Rabochiy” prosp., Krasnoyarsk, 660014, Russia. Е-mall: imanselivan@gmail.com

The authors offer a statistical model of transport and warehousing commercial unit of a company with the assessment of the effectiveness of logistics support for the transport requirements of its subsidiaries. Process of distribution of polytypic motor transport on a ring route with obligatory formation of a local contour of management by transporta-tion-warehouse logistics is investigated.

Keywords: transportation and storage logistics, statistical model of traffic management, material flow.

Транспортировка - это составная часть логистики, она взаимоувязывает потребности в материальных ресурсах (МР) основных и вспомогательных цехов предприятия с их комплектованием на его складах.

Актуальность данного исследования связана с тем, что в настоящий момент на предприятиях крупносерийного производства сложилась ситуация постоянной недозагрузки автотранспорта из-за отсутствия методики его распределения для случая эксплуатации комбинированного автотранспорта [1]. Радиус внутренних перемещений грузов достигает 15 км, а для предприятий оборонного комплекса транспортная задача осложняется наличием контрольно-пропускных пунктов. Документооборот требований подразделений составляет 3,2...3,5 тыс. заявок в месяц и содержит 13,4... 17,5 тыс. номенклатурных наименований МР за годовой период.

В работе предлагается статистическая модель транспортно-складской деятельности крупносерийного машиностроительного предприятия с оценкой эффективности логистического обеспечения внутренних автомобильных перевозок МР по заявкам его производственных подразделений. Одним из способов повышения эффективности доставки товаров в смешанном сообщении является оптимизация проектирования транспортных работ. Целью данного исследования является разработка и внедрение локального контура системы управления транспортно-складскими

операциями предприятия [2]. Объектом исследования выступает процесс по доставке грузов от складов до цехов-потребителей и от поставщиков до материальных складов предприятия.

В случае с машиностроительным заводом подходит модель General Pickup and Delivery Problem (GPDP) - основная модель вывоза и доставки. Следует отметить, что в модели GPDP не раскрывается алгоритм принятого распределения транспортных средств по маршрутной сети, и она не определяет решения, например, для условий работы разнотипного транспорта в ОАО «Красмаш». Предлагаемая статистическая модель транспортно-складской системы позволяет полнее отражать реальную картину функционирования исследуемого контура управления. Расчётами по модели определяется план сменной загрузки разнотипного автотранспорта как по нормативным, так и по фактическим базам данных.

Рассмотрим более детально процесс кольцевых перевозок сырья и комплектующих между центральным складом и цехами-потребителями в ОАО «Красмаш» (рис. 1).

Процесс планирования работы транспортных средств основывается на рассчитанной потребности в материалах, которая дополнительно конкретизируется по заявкам цехов. Планирование внутреннего грузооборота МР по заявкам производственных подразделений производится с учётом различных видов грузовых единиц (см. таблицу).

Рис. 1. Схема взаимодействия элементов транспортно-складской системы:

ЦС - центральный склад; Qi - объем заявки ,-го цеха с ЦС; ¥1 - габариты заявленных МР г'-м цехом с ЦС; СЦ, - внутренней склад г-го цеха; КП - остановка транспортных средств на контрольно-пропускных пунктах

Классификация внутреннего материального потока по учетным признакам

Учетный признак Операции Потребность

Склада Автотранспорта г'-го вида

Грузоподъемность (%), т Вместимость (V), м3

Номенклатурная единица Погрузка с одного места (однородные) < %г Размещение Ежесменная

Партия Погрузка с разных мест (составные) < %г Рациональное использование объема кузова По мере необходимости

Машино-комплект Параллельная погрузка двух и более машин (комбинированные) ~ - V По количеству рейсов автотранспорта

Цехозаказ Селективная погрузка по требованиям производственных подразделений (селективная) Кратно % Кратно V По мере поступления цеховых заявок

Предлагаемая статистическая модель транспортноскладской системы учитывает реальную картину функционирования исследуемого контура управления, что в итоге позволяет планировать сменную работу разнотипного (до трёх разных типов) автотранспорта как по нормативной, так и по фактической базам данных. Накопленная статистика работы контура легко используется и в имитационном моделировании интегрированного транспортно-складского процесса.

Планирование внутреннего грузооборота МР по заявкам производственных подразделений на-чи-нается с определения суммарного грузооборота за смену (6см):

бом =£ й •

(1)

Все маршруты доставки материалов (комплектующих) выбираются на основании заявок от г-го производственного подразделения, при этом должно выполняться следующее условие:

Qi, да/смену;

V, - объем груза, соответствует (2)

вместимости транспортного средства.

Заявки =

В данном случае транспортное средство выполняет циклический маршрут доставки грузов. Зная общий объем груза Qсм, который необходимо доставить во все запланированные точки (цеха) по кольцевому

маршруту, и грузоподъёмность конкретного ,-го вида транспортного средства, можно рассчитать необходимое плановое количество рейсов за смену (пш) для данного одного вида автотранспорта:

Qсм

% • К.

(3)

где Qсм - суммарный грузооборот за смену, т/смену; д, - грузоподъемность ,-го транспортного средства, т; киг - коэффициент использования грузоподъёмности.

На практике этот показатель рассчитывается исходя из времени одного рейса ,-го вида автотранспорта по у-му маршруту [3; 4]:

(4)

где ^ейсу - время рейса одного ,-го вида автотранспорта по у-му маршруту; - время на движенческие

операции ,-го вида автотранспорта по у-му маршруту; ¿погру - время на погрузочные операции ,-го вида автотранспорта по у-му маршруту; /разгру- - время на разгрузочные операции ,-го вида автотранспорта по у-му маршруту; 4пу - время на прохождение контрольно-пропускных пунктов ,-го вида автотранспорта по у-му маршруту.

При этом в расчете общего количества рейсов учитывается средневзвешенное время рейса (/рейс,) ,-го

вида автотранспорта:

І

рейс?

^ Грейсу ■ 1 ^ ,

У=1 у=1

(5)

г=1

где п - общее количество маршрутов на территории завода; Ьу- - расстояние транспортировки по у-му маршруту, км.

Следовательно, количество рейсов автотранспорта (прейс,), которые выполняются одной единицей ,-го вида транспорта за смену, определяется как

рейс?

Т - І

. оп ас?

Са,г

(6)

где Топ - оперативное время работы транспорта в смену, Топ ~ 7 ч; 4сі - время движения по маршруту «автоцех-склад-автоцех» г-го вида автотранспорта; Ірейсг - среднее время рейса г-го вида автотранспорта,

определенное по выражению (5).

Тогда необходимое общее количество транспортных средств г-го вида (Л^ма1ш), выделяемых на смену, будет равно [3; 4]:

N..

%г • К

(7)

N ■ ^ = N ■ -I + -

машг-а машг

I

(9)

и-а

где кзям,-а - коэффициент замены ,-го вида автотранспорта на й-й вид; Лмаш, (Лмашй) - количество машин ,-го (й-го) вида, выделенных автоцехом в плановую смену, единиц; I - фактическое уменьшение плановой потребности в машинах ,-го вида (по технической готовности транспорта или др.) на смену (1 < Лмаш,), единиц.

Одновременная работа автотранспорта 3-х типов (Лмаш,-й-^) в транспортно-складской модели определяется по выражению

N ■ ., = N ■ -I + -

машг - а-s машг г

и

--+-

I.а

замг -.

і < N

(10)

(11)

(12)

замг -.

Меняя значения грузоподъёмности и коэффициента использования грузоподъёмности можно в оперативном порядке менять одни транспортные средства на другие. При этом вышеуказанная формула (7) автоматически будет пересчитывать необходимое количество транспортных средств на разные их виды.

В этом случае количество единиц транспорта, необходимое для замены ,-го вида автотранспорта на й-й при совместной работе двух их видов (Лмаш-й), можно определить [5]:

кзам,-й Лмаш, / (8)

где іі (I.) - фактическое уменьшение плановой потребности в машинах і-го (.-го) вида на смену, единиц; кзвыа-!! - коэффициент замены .-го вида автотранспорта на 5-й вид.

Указанный выше процесс доставки можно оптимизировать, внедрив секторизацию (по аналогии с методом Свира [6]) обслуживания производственных подразделений (рис. 2). Основная особенность принципа секторизации состоит в том, что процесс разбиения на секторы, в первую очередь, зависит от грузоподъемности и вместимости транспортного средства.

Предлагается внедрить такой процесс планирования доставки материалов: диспетчер транспортного цеха получает заявки на доставку материалов/комплектующих на следующий день; зная грузоподъемность транспортного средства, диспетчер делит пространство доставки на лучи; принцип разделения состоит в том, что в сектор должно включаться столько производственных цехов, сколько может «обслужить» по грузоподъемности одно транспортное средство; вообще сумма заявок за смену в секторе должна совпадать с грузоподъёмностью, умноженной на количество оборотов транспортного средства за смену.

Алгоритм расчета параметров транспортно-складских работ (ТСР) на промышленном предприятии отражен на рис. 3. Алгоритмом предусмотрен известный способ лимитного контроля заявок цеха, по которому осуществляется проверка заданных пограничных значений на МР с суммарным их потреблением каждым цехом (блок А2). В других блоках алгоритма учитываются расчеты по формулам (1)...(12), предусматривается также подключение имитационного моделирования по мере накопления статистических данных (блоки А12, А13).

і

Рис. 2. Модифицированный процесс доставки грузов

Рис. 3. Алгоритм расчета параметров транспортно-складских работ предприятия

Исследуемый процесс кольцевых перевозок поддерживается работой ряда служб и подразделений завода: плановым отделом, автотранспортным цехом, основными и вспомогательными цехами, складским хозяйством, контрольно-пропускными пунктами, диспетчерской службой, информационно-аналитическим центром. Необходимость в образовании локального контура управления (рис. 4) объясняется многоста-дийностью решения задачи распределения автотранспорта и обязательным подключением усилий всех специалистов подразделений. Каждое подразделение (отдел) решает определенные частные задачи (примеры приведены на рис. 4), которые в итоге интегрируются и способствуют повышению качества принимаемых управленческих решений в области транспортно-складской логистики промышленного предприятия. Помесячную работоспособность локального контура управления (рис. 4) рекомендуется оценивать рейтинговой системой показателей [7], позволяющей учесть вклад каждого подразделения и его персонала в эффективность предлагаемых мероприятий транспортно-складской логистики.

По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

- вследствие рационального планирования транспортного процесса высвободится 30-35 % транспортных средств;

- налаживается контроль движения транспорта в реальном времени, что снизит возможность возникновения случаев простоя транспорта либо его перезагрузки;

- как продолжение этой работы, в будущем возможно использование обменного фонда прицепов на предприятии;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- расчётный экономический эффект для условий ОАО «Красмаш» составляет 1,38 млн руб./год.

Для внедрения оптимизированного процесса доставки грузов необходимо:

- провести сквозной мониторинг материального и информационного потока предприятия с его детализацией по основным цехам, их внутренним складам, центральному складу, автоцеху, контрольно-пропускным пунктам;

- систематизировать статистику по транспортному процессу на предприятии с постоянным анализом технико-экономических показателей работы транспорта с оценкой его технической готовности;

- необходимо, чтобы заявки на доставку материалов поступали в транспортный цех и склад не позднее, чем за сутки перед предстоящей доставкой;

- создать в цехах производства необходимые минимальные страховые запасы материалов и комплектующих;

- учитывать возможности использования прицепов и перевозку попутного груза из цеха в цех, а также из цеха на центральный склад.

Служба главного инженера завода

-Анализ развития транспортной системы

Выбор и замена автотранспорта и др

'

I Плановый отдел

Планирование объемов работ и других ТЭП цехов; Нормирование расхода материалов;

Нормы ППР и др.

Технологические подразделения завода (цеха)

Заявки на МР;

Анализ остатков МР внутренних Попутный груз и др.

— Расчет затрат;

' Финансирование ТСП и др.

Анализ запасов;

Время погрузки, разгрузки; Комплектование грузов и др.

Рис. 4. Локальный контур управления транспортным хозяйством с примерами решаемых задач:

КПП - контрольно-пропускной пункт; ППР - планово-предупредительный ремонт; МР - материальные ресурсы; ТЭП - технико-экономические показатели; ТСП - транспортно-складские процессы; двухсторонними стрелками отображены организационные и информационные связи

Библиографические ссылки

1. Selivanov A. V., Shamlitskiy Y. I., Prokopovich D. A. Modeling of Transportation and Storage System of Material Flows on Machine Building Plant // Logistics & Sustainable Transport : Proc. of the 9th Intern. Conf. (14-16 June 2012, Celje). Slovenia : Published by University of Maribor, Faculty of Logistics, 2012. P. 273-278.

2. Selivanov A. V., Vashlayev I. I., Prokopovich D. A. Contour-Integrated Principle of Production Management on Mining Industry Enterprise // Logistics & Sustainable Transport : Proc. of the 9th Intern. Conf. (14-16 June 2012, Celje). Slovenia : Published by University of Maribor, Faculty of Logistics, 2012. P. 279-283.

3. Николайчук В. Е. Логистический менеджмент : учебник. М. : Дашков и Ко, 2009.

4. Неруш Ю. М., Неруш А. Ю. Практикум по логистике : учеб. пособие. М. : Велби ; Проспект, 2008. С. 51-73.

5. Селиванов А. В., Юрьев И. М. Оценка нормирования труда водителей автосамосвалов по закрытому циклу их работы на карьере // Роль научной организации труда в повышении производительности труда : материалы краевой науч.-техн. конф. (21 июня 1985, г. Красноярск). Красноярск : Дом техники НТО, 1985. С. 89-91.

6. Гаджинский А. М. Логистика. М. : Дашков и Ко, 2010.

7. Формирование информационной технологии социального менеджмента на карьере / В. И. Ганиц-кий [и др.] // Горный информационно-аналитический бюллетень. 2003. № 6. С. 124-125.

Referens

1. Selivanov A. V., Shamlitskiy Y. I., Prokopovich D. A. Modeling of Transportation and Storage System of Material Flows on Machine Building Plant. LOGISTICS & SUSTAINABLE TRANSPORT: Proceedings of the 9th International Conference (14-16 June 2012, Celje). Slovenia: Published by University of Maribor, Faculty of Logistics, 2012, pp. 273-278.

2. Selivanov A. V., Vashlayev I. I., Prokopovich D. A. Contour-Integrated Principle of Production Management on Mining Industry Enterprise. LOGISTICS & SUSTAINABLE TRANSPORT: Proceedings of the 9th International Conference (14-16 June 2012, Celje). Slovenia: Published by University of Maribor, Faculty of Logistics, 2012, pp. 279-283.

3. Nikolaychuk V. Ye. Logisticheskiy menedzhment (Logistical management). Moscow, MTK “Dashkov i K°”, 2009, 980 p.

4. Nerush Yu. M., Nerush A. Yu. Praktikum po logistike (Workshop Logistics). Moscow, Velbi, Prospekt, 2008, pp. 51-73.

5. Selivanov A. V., Yuryev I. M. Materialy krayevoy nauch.-tekhn. konf. “Rol' nauchnoy organizatsii truda v povysheniiproizvoditel'nosti truda” (The role of scientific management to improve productivity: Materials edge scientific and engineering. Conf. (June 21, 1985, Krasnoyarsk). Krasnoyarsk, Dom tekhniki NTO, 1985, pp. 89-91.

6. Gadzhinskiy A. M. Logistika (Logistics.). Moscow, MTK “Dashkov i K° ”, 2010, 484 p.

7. Ganitskiy V. I., Selivanov A. V., Nekhoroshev D. B., Vashlayev I. I. Gornyy informatsionno-analiticheskiy byul-leten'. Moscow, Izd-vo MGGU, 2003, № 6, pp. 124-125.

© Селиванов А. В., Шамлицкий Я. И., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.