Научная статья на тему 'ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ СУБКОНТРАКТАЦИИ И КООПЕРАЦИИ КАК НОВЫЙ ФОРМАТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА'

ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ СУБКОНТРАКТАЦИИ И КООПЕРАЦИИ КАК НОВЫЙ ФОРМАТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / КООПЕРАЦИЯ / СУБКОНТРАКТАЦИЯ / ТРАНСПОРТ / ЛОГИСТИКА / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ващенко Ю. В., Фокина Д. А.

В данной статье раскрываются основные вопросы взаимодействия стран-участниц Евразийского экономического союза в области транспортной логистики, рассматривается промышленная субконтрактация и кооперация как новая форма взаимодействия. Ведется сравнительный анализ транспортно-логистических систем Евразийского экономического союза и Европейского союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ващенко Ю. В., Фокина Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSPORTATION AND LOGISTICS COOPERATION OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION IN THE FIELD OF INDUSTRIAL SUBCONTRACTING AND COOPERATION AS A NEW FORMAT OF COOPERATION WITHIN THE EURASIAN ECONOMIC UNION

This article reveals the main issues of interaction between the member States of the Eurasian economic Union in the field of transport logistics, industrial subcontracting and cooperation as a new form of interaction. A comparative analysis of transport and logistics systems of the Eurasian economic Union and the European Union is conducted.

Текст научной работы на тему «ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ СУБКОНТРАКТАЦИИ И КООПЕРАЦИИ КАК НОВЫЙ ФОРМАТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА»

УДК 338.45.01

ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ СУБКОНТРАКТАЦИИ И КООПЕРАЦИИ КАК НОВЫЙ ФОРМАТ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Ю.В. Ващенко, Д. А. Фокина

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: yuliya.140596@mail.ru

В данной статье раскрываются основные вопросы взаимодействия стран-участниц Евразийского экономического союза в области транспортной логистики, рассматривается промышленная субконтрактация и кооперация как новая форма взаимодействия.

Ведется сравнительный анализ транспортно-логистических систем Евразийского экономического союза и Европейского союза.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, кооперация, субконтрактация, транспорт, логистика, Европейский союз

TRANSPORTATION AND LOGISTICS COOPERATION OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION IN THE FIELD OF INDUSTRIAL SUBCONTRACTING AND COOPERATION AS A NEW FORMAT OF COOPERATION WITHIN THE EURASIAN ECONOMIC UNION

Y. V. Vashchenko, D. A. Fokina

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation *E-mail: yuliya.140596@mail.ru

This article reveals the main issues of interaction between the member States of the Eurasian economic Union in the field of transport logistics, industrial subcontracting and cooperation as a new form of interaction.

A comparative analysis of transport and logistics systems of the Eurasian economic Union and the European Union is conducted.

Keywords: Eurasian economic Union, cooperation, subcontracting, transport, logistics, European Union

Евразийский экономический союз - это форма международной интеграции, в рамках которой развиваются новые формы сотрудничества между государствами-участниками. К числу новых форм сотрудничества можно отнести Евразийскую сеть промышленной кооперации и субконтрактации, развитие которой основано на повышении качества качественного транспортно-логистического сотрудничества [1].

Промышленная кооперация и субконтрактация - это сотрудничество производителей промышленной продукции в рамках Евразийского экономического союза, которое позволит достичь высокого уровня эффективности производства, обеспечить рост конкурентоспособности промышленной продукции, сформировать сервисную промышленную среду, заложить основы цифровой трансформации промышленности [2].

Основная суть данной формы взаимодействия заключается в том, что предприятия Евразийского экономического союза кооперируются между собой для производства каких-либо промышленных изделий.

Таким образом, предприятие России может закупать какие-либо комплектующие, производимые в Казахстане, а российский материал, к примеру, направляется казахским предприятиям для производства промышленной продукции. Евразийскому экономическому союзу необходимо вести работу по вопросам в части транспортно-логистического сотрудничества для беспрепятственного передвижения таких товаров по таможенной территории Евразийского экономического союза и повышения эффективности приоритетных отраслей экономики. На сегодняшний день, экспорт промышленной продукции из стран-участниц Евразийского экономического союза, за период 2018 года возрос в среднем на 28%, где страновая структура роста выглядит следующим образом: Армения - 18,7%, Беларусь - 33,1%, Казахстан - 26,2%, Кыргызстан - 4,4%, Россия -26,7% [3].

Таким образом, намечается положительная тенденция, которую необходимо совершенствовать как на национальном, так и на наднациональном уровне.

К примеру, следует поддерживать промышленный экспорт не только финансовыми инструментами, но и нефинансовыми, например, предоставлять экспортерам качественную аналитическую базу.

Данный показатель достиг роста в условиях того, что в Евразийском экономическом союзе функционируют общие рынки товаров и услуг, что становится особо актуальным, поскольку на локальном уровне (в рамках одной страны-участницы) необходимо проводить координированную экспортную политику, а на уровне глобальном (Евразийская экономическая комиссия) необходимо создавать условия, которые повысят конкурентоспособность промышленных предприятий союзного объединения [4].

В рамках этого, Евразийская экономическая комиссия приняла ряд решений в области отраслевой поддержки экспорта (легкая промышленность, машиностроение), страны-участницы Евразийского экономического союза проводят совместные работы по выходу на рынки в третьи страны.

В рамках этого, необходимо так же поддерживать и развивать производителей совместной продукции на всех этапах производства, а также оптимизировать логистическую систему внутри союзного объединения.

Помимо этого, планируется, что экспортеры промышленной продукции Евразийского экономического союза будут обеспечены такими нетарифными инструментами, как соответствующими сертификатами, лицензиями, которые необходимы для выхода на внешние рынки.

Все вышеперечисленное невозможно без наличия современного транспортно-логистического комплекса, который будет создавать новые производственные мощности, развивать транзитные перевозки внутри союзного объединения.

В перспективе, до 2025 года будут сняты абсолютно все ограничения по перемещению товаров внутри Евразийского экономического союза вне зависимости транспортного средства, что отвечает основным задачам Евразийского экономического союза. Данное мероприятие будет проводиться поэтапно [5].

Данный процесс останавливает то, что транспорт и логистика - это зона ведения не Евразийской экономической комиссии, а межгосударственная, все же договоренности в данной области достигнуты, но, к примеру, если в Европейском союзе действует полная единая транспортная система, то в Евразийском экономическом союзе она отсутствует, кроме автомобильного и железнодорожного видов транспорта, где договоренности все же достигнуты:

- при внутренних перевозках и экспорте в третьи страны/импорте из третьих стран через морские порты союзного объединения действует единый железнодорожный тариф Евразийского экономического союза и установлен его предельный коридор;

- выработаны принципы доступа железнодорожных перевозчиков Евразийского экономического союза на инфраструктуру друг друга;

- функционирует железнодорожный оператор - Объединённая транспортно-логистическая компания;

- пограничный контроль при международных автомобильных перевозках производится только на внешних границах Евразийского экономического союза;

- на без разрешительной основе осуществляются внутренние и внешние автомобильные перевозки, выполняемые перевозчиками Евразийского экономического союза транзитом по территории союзного объединения;

- принята программа поэтапной либерализации каботажных перевозок [6].

Таким образом, транспортно-логистическое сотрудничество в рамках Евразийского экономического союза во многом зависит от внутренних договоренностей между странами-участницами Евразийского экономического союза, например, если ограничения на авиаперевозки сняты между Россией и Арменией, а также Россией и Беларусью, то такие ограничения продолжают оставаться между Россией и Казахстаном.

Транспортно-логистическое сотрудничество не развивается быстрыми темпами за счет того, что уровень развития транспортно-логистической инфраструктуры (транспорт, склад, таможенное законодательство, управленческий сектор) остается на низком уровне.

Здесь стационарным компонентом остается транспортная составляющая (транспорт), куда входят пункты пропуска (в зависимости от вида транспорта), транспорт, уровень износа которого примерно доходит до 70% (в зависимости от страны-участницы).

Действующие склады в Евразийском экономическом союзе ориентированы на распределение, а не на консолидацию, где доля складов класса А (высший класс) в Евразийском экономическом союзе составляет всего 30% от общего числа действующих складов, тогда как в Европейском союзе данный показатель равен 80% [1].

Так же отстает и уровень организации таможенного декларирования товаров на границах Евразийского экономического союза, это обусловлено тем, что практика функционирования уполномоченных экономических операторов слабо развита (в рамках этого в новом таможенном кодексе данный инструмент внешнеэкономической деятельности получил наибольшую регламентацию), так же существует некоторые проблемы с повсеместным электронным документооборотом [6].

Здесь для роста транзитных перевозок необходимо увеличить число уполномоченных экон-мических операторов, поскольку в ведущих странах - в Китае, США, Германии показатель превышает показатель союзного объединения в десятки раз, что в конечно итоге упростит и ускорит процесс прохождения таможенного контроля и будут созданы условия для снижения доли транс-портно-логистических издержек в экономике союзного объединения и, как следствие, повышения общей эффективности евразийской экономической интеграции.

Оценивая управленческую составляющую, стоит отметить, что на территории Евразийского экономического союза функционирует низкое количество мультимодальных транспортно-логистических центров (примерно 30 региональных центров, тогда как в Европейском союзе их 100). Для того, чтобы к 2025 году создать эффективную транспортно-логистическую инфраструктуру, в рамках Евразийского экономического союза необходимо:

- разграничить полномочия Евразийской экономической комиссии и правительств стран-участниц в части регулирования транспорта и логистики;

- создать механизм обеспечения доступа перевозчиков других стран-участниц на российский рынок;

- качественно изменить транспортно-логистический рынок, к примеру, увеличить количество мультимодальных транспортно-логистических центров;

- создать единую промышленную политику, что позволит аккумулировать необходимые ресурсы для углубления производственной кооперации в автомобильном и железнодорожном машиностроении.

Таким образом, для того, чтобы усовершенствовать транспортно-логистическое сотрудничество Евразийского экономического союза в области промышленной субконтрактации и кооперации как нового формата взаимодействия в рамках Евразийского экономического союза необходимо устранить ряд барьеров, которые стоят на пути полной интеграции, которые препятствуют развитию внутренней промышленной кооперации.

Библиографические ссылки

1. Промышленная субконтрактация и кооперация - новый формат взаимодействия реального сектора в ЕАЭС [Электронный ресурс]. URL: http://vch.ru/event/view.html?alias=promy

schlennaya_subkontraktaziya_i_kooperaziya_novyi_format_vzaimodeistviya_realnogo_sektora_v_eae

s (дата обращения 19.02.2019).

2. Субконтрактация как механизм развития малого бизнеса [Электронный ресурс]. URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/17281.pdf (дата обращения 19.02.2019).

3. Транс-Евроазиатская логистическая платформа: практика, продукты, рынки // О.Н. Дунаев,

B. А. Демин, Д.В. Ежов, Т.В. Кулакова, Д.В. Нестерова - М., 2016. - 64 с.

4. Вардомский, Л.Б. Транзитная политика России в контексте регионализации постсоветского пространства / Л.Б. Вардомский // Европейський вектор економiчногорозвитку. - 2018. - № 2 (13). - С. 485-489

5. Афонин П.Н. Параметрическая оценка таможенных услуг в контуре управления их качеством / П.Н. Афонин, А.Ю. Лямкина // Вестник Российской таможенной академии. - 2018. - № 1. -

C. 45-52.

6. Бакаева, О.Ю. Управление качеством таможенных услуг на современном этапе / О.Ю. Бакаева, О.А. Старкова // Вестник Российской таможенной академии. - 2017. - № 1. - С. 73-77.

© Ващенко Ю. В., Фокина Д. А., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.