УДК 338.47 ББК 65.37 JEL L92
Транспортная стратегия России и логистический подход к ее реализации
Прокофьева Татьяна Анатольевна, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры логистики и экономической информатики, Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева (РХТУ), президент Ассоциации «Логинвест», вице-президент Национальной логистической ассоциации (НЛА) России, 1-я Миусская ул., 3, 125047, Москва, Россия. E-mail: [email protected]
Аннотация. Переход России к новому этапу инновационного развития экономики, интенсивное развитие рынка транспортных услуг, создание конкурентной среды в сфере товародвижения и международных перевозок грузов, существенные изменения в системе организационно-экономических взаимоотношений между участниками транспортного процесса при одновременном усилении интеграционных тенденций в мировой экономике требуют поиска адекватных рыночных механизмов обеспечения эффективного функционирования транспортного комплекса, совершенствования работы мультимодальных транспортных узлов, обеспечения координации и взаимодействия различных видов транспорта, развития интермодальных перевозок грузов по международным транспортным коридорам.
Ключевые слова: стратегия, транспорт, международные транспортные коридоры, инновации, региональные транспортно-логистические системы.
Transportation strategy of Russia and logistic approach to her implementation
Taniana A. Prokofieva, Ph.D. in Economics, professor, logistics' department professor at D.I. Mendeleev University of chemical technology, the president of Loginvest association, Vise President of National Logistics Association (NLA) of Russia, 1st Miusskayast, 3, 125047, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Abstract. The transition of Russia to a new stage of innovative economic development, the intensive development of the transport services market, the creation of a competitive environment in the field of commodity circulation and international transportation of goods, significant changes in the system of organizational and economic relations between the participants in the transport process, while strengthening integration trends in the world economy require a search for adequate market mechanisms for ensuring the effective functioning of the transport complex, improving the operation of multimodal transport hubs, ensuring coordination and interaction of various types of transport, developing intermodal transportation of goods along international transport corridors.
Key words: strategy, transport, international transport corridors, innovations, regional transport and logistics systems.
В условиях глобализации мировой экономики и развития интеграционных процессов первостепенное геополитическое и социально-экономическое значение для России приобретает завершение формирования единой транспортной системы, способной обеспечить надежные транспортно-экономические связи между всеми регионами страны, вовлечение в эксплуатацию богатейших природных ресурсов Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока, приток в эти районы трудоспособного населения, резкий подъем
экономики и увеличение ВВП, повышение уровня жизни и вхождение в мировую экономику в качестве равноправного партнера1.
В Азиатской части России необходима реализация социально-ориентированной стратегии развития транспорта, при этом транспортная политика должна быть направлена на создание организационно-экономических, финансовых и нормативно-правовых механизмов для привлечения крупных инвестиций, необходимых для формирования опорного каркаса транспортной сети и развития производственной и социальной инфраструктуры.
Учитывая огромные масштабы территории и удаленность от центральных районов Европейской части страны, ведущая роль отводится железнодорожному транспорту, перед которым стоит задача формирования опорной железнодорожной сети на основе осуществления в значительных масштабах нового транспортного строительства в Сибири и на Дальнем Востоке.
Одновременно необходимо поэтапно осуществлять развитие автодорожной сети, речных коммуникаций, морских и речных портов, аэропортов, трубопроводного транспорта, систем связи и телекоммуникаций, развитие мультимодальных транспортных узлов на основе формирования в них транспортно-логистических центров, что обеспечит подъем экономики в восточных регионах и в стране в целом, позволит парировать центробежные тенденции, чреватые дезинтеграцией Сибири и Дальнего Востока, гарантирует адекватный ответ России на наиболее опасный вызов XXI века и обеспечивает единство экономического пространства страны.
Становление и развитие рыночной экономики в России привело к интенсивным исследованиям относительно нового научно-практического направления, в качестве которого рассматривается логистика, охватывающая широкий диапазон деятельности, связанный с планированием, организацией и управлением перемещением товароматериальных и сопутствующих информационных, сервисных и финансовых потоков как на внутрифирменном, отраслевом, межотраслевом, так и на региональном, межрегиональном и международном уровнях2.
В мировой экономической системе логистика, как наиболее эффективный, рыночно-ориентированный способ формирования, планирования и развития товароматериальных и сопутствующих им потоков с наименьшими издержками и максимальным синергетическим эффектом во всей логистической цепи, прочно завоевала свои позиции.
Внедрение логистического подхода к реализации Транспортной стратегии России обеспечит ускорение и непрерывность продвижения товароматериальных потоков, развитие контейнерных перевозок грузов в интермодальном сообщении, обеспечение транспортно-логистического сервиса на уровне международных стандартов, позволит значительно сократить все виды запасов продукции в производстве, снабжении и сбыте, уменьшить стоимость оборотных средств и массы грузов, находящихся в пути, снизить в среднем на 3040% себестоимость производства и затраты в дистрибьюции, связанные с перемещением товароматериальных потоков от мест производства до потребления, обеспечить наиболее полное удовлетворение потребителей в качестве товаров и услуг3.
В условиях рыночной конкуренции и глобализации мировой экономики в качестве приоритетной сформировалась концепция интегрированной логистики, основанная на консолидации участников системы грузо- и товародвижения для обеспечения непрерывности и бесперебойности движения товаров, снижения совокупных издержек во всей логистической цепи от производителя к потребителю при удовлетворении запросов клиентуры в качестве товаров и услуг, максимизации общего синергетического эффекта.
1 Прокофьева Т. А., Адамов Н.А. Стратегия развития логистической инфраструктуры в транспортном комплексе России. М.: ИД «Экономическая газета», 2011. - 302 с.
2 Прокофьева Т.А., Сергеев В.И. Логистика: Учебно-методический комплекс. / Т.А. Прокофьева, В.И. Сергеев. - М.: Изд-во РАГС. 2010. - 420 с.
3 Прокофьева Т. А. Логистический подход к реализации транспортной стратегии России: региональный аспект // Логистика сегодня. - 2004. - № 1. - С. 36-47.
Важнейшим фактором экономического роста становится формирование интегрированных логистических систем, охватывающих как отдельные сферы предпринимательства, так и целые регионы, и страны.
Для России с ее огромной территорией, большим разнообразием природно-климатических и экономико-географических условий, различным уровнем социально-экономического развития и специализации производства в отдельных регионах первостепенное значение приобретает формирование региональных транспортно-логистических систем и их последующая интеграция с федеральной и международной логистическими системами грузо- и товародвижения, что будет способствовать вхождению России в мировое сообщество в качестве равноправного партнера4.
Разработка и внедрение региональных транспортно-логистических систем (РТЛС) является одним из эффективных путей экономического и социального развития, как отдельных регионов России, так и государства в целом.
Опыт использования логистических систем в развитых капиталистических странах показывает, что транспортные расходы при этом сокращаются на 7-20%, расходы на погрузо-разгрузочные работы и хранение материальных ресурсов и готовой продукции уменьшается на 15-30 %, общие логистические издержки на 12-35 %, а также ускоряется оборачиваемость материальных ресурсов на 20-40% и снижаются запасы материальных ресурсов и готовой продукции на 50-100%5.
В условиях глобализации экономики, создания крупных транснациональных корпораций и интеграции транспорта ряда государств в мировую транспортную систему идет интенсивный процесс формирования международных транспортных коридоров, обеспечивающих ускоренное продвижение крупных товароматериальных потоков между различными странами и континентами на основе внедрения современных логистических технологий доставки грузов.
На рис. 1 представлены основные Евроазиатские МТК, проходящие по территории России.
Целью формирования и развития МТК на территории России является обеспечение
условий для повышения надежности и эффективности российских внешнеторговых
перевозок, вовлечения дополнительных транзитных грузопотоков на транспортные
коммуникации страны, привлечения отечественных и иностранных инвестиций на развитие
транспортной инфраструктуры, создания условий для ускорения развития отдельных
регионов страны, расположенных в зоне тяготения к трассам МТК, интеграции российского ~ 6 транспорта в европейскую и мировую транспортные системы .
В Транспортной стратегии России на период до 2030 года большое внимание уделяется проблемам формирования опорной транспортной сети без разрывов и узких мест, ликвидации диспропорций в уровне развития транспортной инфраструктуры в отдельных регионах страны, реализации приоритетных инфраструктурных проектов, обеспечивающих единство транспортной системы .
4 Прокофьева Т.А. Проектирование и организация региональных транспортно-логистических систем: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд-во РАГС, 2009. - 335 с. (электронная версия курса лекций - 335 с.).
5 Там же.
6 Резер С.М., Прокофьева Т.А., Гончаренко С.С. Международные транспортные коридоры: проблемы формирования и развития. - М.: ВИНИТИ РАН. 2010. - 312 с.
7 Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-6 (в редакции распоряжения Правительства РФ от 11 июня 2014 г. № 1032-р).
МТК «Северный морской
- ...........
-'¿0^-.......' - ^ ""....... ........
Рис. 1. Основные Евроазиатские международные транспортные коридоры,
проходящие по территории России
Развитие экспорта транспортных услуг, использование транзитного потенциала России рассматриваются в качестве столь же важной составляющей национального продукта России, как и экспорт товаров. Основным направлением совершенствования транспортных технологий в сфере грузодвижения является интеграция производственных и транспортных процессов на принципах транспортной логистики.
В условиях перехода экономики на инновационный путь развития, транспорт рассматривается в качестве важнейшего фактора социально-экономического роста Российского государства, обеспечивающего: единство экономического пространства страны; совершенствование межрегиональных и международных транспортно-экономических связей; рационализацию размещения производительных сил; повышение эффективности использования природных ресурсов и социально-экономического потенциала регионов страны; развитие предпринимательства и расширение международного сотрудничества; вхождение России в мировую экономику в качестве равноправного партнера [18-20].
В условиях рыночной конкурентной среды, решение проблемы повышения эффективности функционирования транспортного комплекса, обеспечения координации и взаимодействия в работе различных видов транспорта, развития интермодальных перевозок
8 Прокофьева Т.А., Клименко В.В. Региональные транспортно-логистические системы: стратегическое планирование и управление функционированием и развитием: Монография / Под общей редакцией д.э.н., профессора Т. А. Прокофьевой. - М.: ОАО «ИТКОР», 2016. - 630 с.
Прокофьева Т.А., Адамов Н.А., Клименко В.В. Развитие логистической инфраструктуры - стратегическое направление реализации транзитного потенциала России в системе евроазиатских МТК и интенсивного экономического роста регионов Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока / Инновационные и экономические особенности укрепления государственности России в XXI веке: коллективная монография / под общей редакцией Н.А. Адамова. - М.: ЭКЦ «Профессор», 2016. - 290 с. (глава в монографии. С.154-172). Прокофьева Т.А., Гончаренко С.С. Формирование системы национальных и международных транспортных коридоров как фактор развития и интеграции регионов Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока в мировую хозяйственную систему (с. 69-85) / Современные проблемы использования потенциала морских акваторий и прибрежных зон: материалы XI международной научной конференции; в 2-х ч. / под ред. А.В. Семенова, Н.Г. Малышева, Ю.С. Руденко. М.: изд. ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2015. Ч. 1. 524 с.
грузов по международным транспортным коридорам (МТК), обеспечения реализации транзитного потенциала России в глобальной системе МТК требует применения принципиально новых подходов, в основе которых заложены принципы логистики и логистического менеджмента, приоритетность развития транспортно-логистической инфраструктуры и формирования интегрированных транспортно-логистических систем, на
9
региональном, межрегиональном и транснациональном уровнях .
Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 г. предусматривает10:
• формирование опорной транспортной сети без разрывов и узких мест;
• ликвидацию диспропорций в уровне развития транспортной инфраструктуры в отдельных регионах страны;
• реализацию приоритетных инфраструктурных проектов, обеспечивающих единство транспортной системы;
• развитие опорной транспортной сети на принципах национальных транспортных коридоров;
• стыковку национальных транспортных коридоров с МТК европейской и азиатской транспортных систем.
Внедрение логистического подхода к реализации Транспортной стратегии России обеспечит:
• развитие логистической инфраструктуры, создание в крупных транспортных узлах и центрах грузообразования терминальных комплексов и логистических центров, обеспечивающих координацию и взаимодействие видов транспорта, комплексное сервисное обслуживание клиентуры;
• ускорение и непрерывность продвижения сквозных товароматериальных потоков;
• снижение на 30-40% затрат в дистрибьюции, связанных с продвижением товароматериальных потоков от мест производства до мест потребления;
• развитие контейнерных перевозок грузов в интермодальном и мультимодальном сообщении;
• обеспечение транспортно-логистического сервиса на уровне международных стандартов;
• развитие экспорта транспортных услуг и реализацию транзитного потенциала России.
Ключевая роль транспорта в логистике и логистическом менеджменте объясняется целым рядом факторов, связанных не тольтко и не столько с высоким удельным весом транспортных расходов в общем составе логистических издержек, но и прежде всего с тем, что без транспортировки невозможно само существование материального потока. Транспортный сервис, дополненный операциями грузопереработки на грузовых терминалах и транспортно-логистических центрах, включает подавляющее большинство логистических функций интегрированных логистических систем (ЛС).
Одна из основных специфических функциональных особенностей транспорта как отрасли производства заключается в тесной связи его со всеми отраслями хозяйства и участии во всех фазах воспроизводства. Никакое производство не может обойтись в современных условиях без перемещения предметов труда, средств труда и рабочей силы. Обеспечивая это перемещение, транспорт создает необходимые условия для
9 Прокофьева Т. А. Логистический подход к реализации транспортной стратегии России: региональный аспект // Логистика сегодня. - 2004. - № 1. - С. 36-47.
Прокофьева Т. А., Сергеев В.И. Роль логистики в транспортном комплексе России // Деловой ритм Поволжья. -2011. - декабрь.
10 Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-6 (в редакции распоряжения Правительства РФ от 11 июня 2014 г. № 1032-р).
функционирования производства, комплексного, взаимоувязанного развития всех отраслей народного хозяйства и регионов страны.
В Российской Федерации создана и в целом устойчиво функционирует современная транспортная система, являющаяся важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры, обеспечивающая потребности национальной экономики и населения в транспортных услугах, территориальную целостность, экономическую и геополитическую безопасность страны.
В условиях экономического роста транспорт рассматривается не только как отрасль, обеспечивающая перевозки грузов и людей, а, прежде всего, как межотраслевая система, преобразующая условия жизнедеятельности и хозяйствования. Устойчивое функционирование транспорта на всей территории страны является гарантией единства социально-экономического пространства, свободного перемещения людей, товаров и услуг, развития конкуренции и свободы предпринимательства, обеспечения целостности и национальной безопасности, улучшения условий и уровня жизни населения.
Наша страна была и остается великой транспортной державой. Исторические перемены в ее развитии нередко были связаны с транспортом. В восемнадцатом веке создание флота позволило России стать в ряд ведущих европейских стран, как в военном, так и в экономическом отношении. Опережающее строительство железных дорог в девятнадцатом веке обеспечило развитие капитализма в России и включение в хозяйственный оборот потенциала огромных территорий.
В двадцатом веке важнейшим фактором обеспечения целостности СССР и его социально-экономического роста явилось создание опорной сети автомобильных и электрифицированных железных дорог, развитие авиации, внутреннего водного, морского и трубопроводного транспорта. Конец двадцатого и начало двадцать первого века ознаменовались информатизацией транспортного процесса, массовой автомобилизацией, развитием контейнерных и контрейлерных перевозок грузов, мультимодальных и интермодальных транспортно-технологических систем, организацией комплексного транспортно-экспедиционного обслуживания, основанного на терминальных технологиях и логистических принципах организации и управления транспортными и товарными потоками.
При этом главные функции транспортной системы на всех исторических этапах развития страны остаются неизменными. Транспорт обеспечивает единство национальных и региональных товарных рынков, взаимосвязь регионов и подвижность граждан. Без транспорта невозможно экономическое освоение новых территорий и месторождений полезных ископаемых, которые являются жизненно необходимыми в условиях роста и структурной перестройки экономики.
В разработанной Минтрансом РФ Транспортной стратегии России на период до 2030 года в качестве отправной точки при определении цели и задач развития транспорта определены не внутренние проблемы транспорта, а приоритеты повышения экономического роста и качества жизни. Тем самым в Стратегии подчеркнута инфраструктурная природа транспорта и его системообразующая роль в экономике страны и в социальной сфере.
Большое внимание в принятом Правительством РФ документе уделено: региональным аспектам транспортной стратегии России; обеспечению единства экономического пространства страны; ускорению товародвижения и снижению удельных транспортных издержек в экономике; завершению формирования единой опорной транспортной сети без разрывов и «узких мест»; ликвидации диспропорций в развитии транспортной системы в рамках отдельных регионов страны.
Задачи развития транспортной системы рассматриваются в непосредственной связи с реализацией социально-экономических приоритетов государства, соответствующих переходу экономики в фазу экономического роста.
Интеграция России в мировую экономику и диверсификация внешней торговли требуют адекватной перестройки транспортной инфраструктуры, реализации потенциала
России как транзитной державы, повышения конкурентоспособности отечественных перевозчиков и развития экспорта транспортных услуг.
Большое внимание в Транспортной стратегии уделяется проблемам формирования опорной транспортной сети, реализации приоритетных инфраструктурных проектов, обеспечивающих пространственное и функциональное единство транспортной системы.
При этом отмечается, что опорная транспортная сеть развивается на принципах транспортных коридоров. Национальные транспортные коридоры, в полосе которых размещаются коммуникации опорной транспортной сети, стыкуются с международными транспортными коридорами европейской и азиатской транспортных сетей.
В условиях формирования новой модели развития мировой экономики транспорт рассматривается в качестве инструмента реализации национальных интересов России, обеспечения достойного места страны в мировой хозяйственной системе.
Основными направлениями международной интеграции в области транспорта Стратегия определяет11:
• интеграция российского транспорта в европейскую транспортную систему;
• формирование и развитие общего транспортного пространства со странами СНГ;
• развитие взаимодействия в рамках регионального сотрудничества;
• повышение роли России в создаваемой интегрированной Евроазиатской транспортной системе;
• участие в международных транспортных проектах и программах.
Развитие экспорта транспортных услуг Транспортной стратегией рассматривается в качестве столь же важной составляющей национального продукта России, как и экспорт товаров. При этом предусматривается: государственная поддержка отечественных транспортиых организаций, работающих на международных рынках транспортных услуг; увеличение доли участия российских транспортных организаций в поставке отечественных экспортных грузов на мировые рынки; повышение доли российских транспортных организаций в доставке импортных грузов и перевозках грузов третьих стран; развитие использования транзитного потенциала россииской транспортной системы.
Использование транзитного потенциала России в Транспортной стратегии рассматривается не только как приоритетное направление развития транспортной системы, но и в качестве точки роста экономики страны.
Основным направлением совершенствования транспортных технологий в сфере грузодвижения является интеграция производственных и транспортных процессов на принципах интегрированной логистики.
Государство стимулирует этот процесс, поддерживая создание в транспортной инфраструктуре мультимодальных логистических центров, а на рынке транспортных услуг — интермодальных транспортных операторов, способствует комплексной модернизации транспортного процесса.
В целом разработка и принятие Транспортной стратегии России имеет исключительно важное значение для судьбы страны и может явиться решающим фактором в подъеме экономики и уровня жизни россиян, обеспечении России достойного места в мировом содружестве государств. При этом крайне важно разработать эффективный механизм ее реализации.
Реализация Транспортной стратегии России, координация на основе ее положений действий всех ветвей и уровней власти, бизнеса, различных слоев общества должны обеспечить наиболее эффективное использование возможностей транспорта в интересах социально-экономического развития России. Большие задачи стоят перед транспортом в
11 Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-6 (в редакции распоряжения Правительства РФ от 11 июня 2014 г. № 1032-р).
связи с глобализацией мировой экономики и формированием системы международных транспортных коридоров, требующих адекватного развития логистической инфраструктуры.
Интеграционным процессам отводится ключевая роль в развитии мировой экономики и расширении международного сотрудничества, развитии транспортной инфраструктуры, информационных и телекоммуникационных систем, организации интермодальных перевозок грузов по международным транспортным коридорам на основе реализации логистического подхода к организации и управлению системой грузо- и товародвижения.
Глобализация мировой экономики и расширение международного сотрудничества способствовали созданию крупных транснациональных корпораций, при этом важнейшим фактором экономического роста становится формирование интегрированных логистических систем как на отраслевом и региональном, так и на межотраслевом, межрегиональном и международном уровнях.
Большое внимание на современном этапе развития российской экономики уделяется вопросам совершенствования межрегиональных и международных транспортно-экономических связей Российской Федерации, проблемам развития российской части международных транспортных коридоров и крупных общесетевых транспортных узлов, повышения конкурентоспособности российских предприятий транспорта, вхождения России в мировую транспортную систему на основе осуществления политики международной интеграции.
Литература
1. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-6 (в редакции распоряжения Правительства РФ от 11 июня 2014 г. № 1032-р).
2. Бауэрсокс Доналд Дж., Клосс Дейвид Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. 2-е изд. / Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. - 640 с.
3. Бенсон Д., Уайтхед Дж. Транспортировка и доставка грузов: Пер. с англ. - М.: Транспорт, 1990, - 279 с.
4. Гончаренко С. С. России необходима стратегия мирового лидерства (Транспортная стратегия в судьбе России). - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2004. - 64 с.
5. Гончаренко С. С. Международные транспортные коридоры и национальная безопасность России // Вестник Евроазиатского транспортного союза. - 2005. - вып. 1. -С. 37-50.
6. Прокофьева Т.А. Проектирование и организация региональных транспортно-логистических систем: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд-во РАГС, 2009. - 335 с. (электронная версия курса лекций - 335 с.).
7. Прокофьева Т.А., Сергеев В.И. Логистика: Учебно-методический комплекс. / Т.А. Прокофьева, В.И. Сергеев. - М.: Изд-во РАГС. 2010. - 420 с.
8. Прокофьева Т.А., Кородюк И.С. Проблемы формирования интегрированных транспортно-логистических систем в регионах Сибири и Дальнего Востока. Сб. научн. тр. -Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003. - С. 12-30.
9. Прокофьева Т.А. Логистический подход к реализации транспортной стратегии России: региональный аспект // Логистика сегодня. - 2004. - № 1. - С. 36-47.
10. Прокофьева Т.А., Сергеев В.И. Роль логистики в транспортном комплексе России // Деловой ритм Поволжья. - 2011. - декабрь.
11. Прокофьева Т. А., Адамов Н.А. Стратегия развития логистической инфраструктуры в транспортном комплексе России. М.: ИД «Экономическая газета», 2011. -302 с.
12. Прокофьева Т.А., Клименко В.В. Региональные транспортно-логистические системы: стратегическое планирование и управление функционированием и развитием: Монография / Под общей редакцией д.э.н., профессора Т.А. Прокофьевой. - М.: ОАО «ИТКОР», 2016. - 630 с.
13. Прокофьева Т.А., Адамов Н.А., Клименко В.В. Развитие логистической инфраструктуры - стратегическое направление реализации транзитного потенциала России в системе евроазиатских МТК и интенсивного экономического роста регионов Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока / Инновационные и экономические особенности укрепления государственности России в XXI веке: коллективная монография / под общей редакцией Н.А. Адамова. - М.: ЭКЦ «Профессор», 2016. - 290 с. (глава в монографии. С.154-172).
14. Прокофьева Т.А., Гончаренко С.С. Формирование системы национальных и международных транспортных коридоров как фактор развития и интеграции регионов Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока в мировую хозяйственную систему (с. 6985) / Современные проблемы использования потенциала морских акваторий и прибрежных зон: материалы XI международной научной конференции; в 2-х ч. / под ред. А.В. Семенова, Н.Г. Малышева, Ю.С. Руденко. М.: изд. ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2015. Ч. 1. 524 с.
15. Резер С.М., Прокофьева Т.А., Гончаренко С.С. Международные транспортные коридоры: проблемы формирования и развития. - М.: ВИНИТИ РАН. 2010. - 312 с.
Reference
1. Transport strategy of the Russian Federation for the period up to 2030. Approved by the order of the Government of the Russian Federation of November 22, 2008 No. 1734-6 (as amended by the order of the Government of the Russian Federation of June 11, 2014 No. 1032-r).
2. Bowersox Donald J., Kloss David J. Logistics: an integrated supply chain. 2nd ed. / Per. from English. - M.: ZAO "Olymp-Business", 2005. - 640 p.
3. Benson D., Whitehead J. Transportation and delivery of goods: Per. from English. - M.: Transport, 1990, - 279 p.
4. Goncharenko S.S. Russia needs a global leadership strategy (Transport strategy in the fate of Russia). - Novosibirsk: IEOPP SO RAN, 2004. - 64 p.
5. Goncharenko S.S. International transport corridors and national security of Russia // Bulletin of the Euro-Asian Transport Union. - 2005. - No. 1. - Р. 37-50.
6. Prokofieva T.A. Design and organization of regional transport and logistics systems: Educational and methodological complex. - Moscow: RAGS Publishing House, 2009. - 335 p. (electronic version of the course of lectures - 335 p.).
7. Prokofieva T.A., Sergeev V.I. Logistics: Educational-methodical complex. / T.A. Prokofiev, V.I. Sergeev. - M.: Publishing house of RAGS. 2010. - 420 p.
8. Prokofieva T.A., Korodyuk I.S. Problems of the formation of integrated transport and logistics systems in the regions of Siberia and the Far East. Sat. scientific. tr. - Irkutsk: BSUEP Publishing House, 2003. - Р. 12-30.
9. Prokofieva T.A. Logistic approach to the implementation of the transport strategy of Russia: regional aspect // Logistics today. - 2004. - No. 1. - Р. 36-47.
10. Prokofieva T.A., Sergeev V.I. The role of logistics in the transport complex of Russia // Business rhythm of the Volga region. - 2011. - December.
11. Prokofieva T.A., Adamov N.A. Development strategy of logistics infrastructure in the transport complex of Russia. M .: Publishing House "Economic newspaper", 2011. - 302 p.
12. Prokofieva T.A., Klimenko V.V. Regional transport and logistics systems: strategic planning and management of operation and development: Monograph / Under the general editorship of Doctor of Economics, Professor T.A. Prokofieva. - M.: JSC "ITKOR", 2016. - 630 p.
13. Prokofieva T.A., Adamov N.A., Klimenko V.V. The development of logistics infrastructure is a strategic direction for realizing the transit potential of Russia in the system of Eurasian ITCs and intensive economic growth in the regions of the European North, Siberia and the Far East / Innovative and economic features of strengthening the statehood of Russia in the XXI century: collective monograph / edited by N.A. Adamova. - M.: EKTs "Professor", 2016. - 290 p. (chapter in the monograph pp. 154-172).
14. Prokofieva T.A., Goncharenko S.S. Formation of a system of national and international transport corridors as a factor in the development and integration of the regions of the European North, Siberia and the Far East into the world economic system (p. 69-85) / Modern problems of using the potential of sea areas and coastal zones: materials of the XI international scientific conference; in 2 hours / ed. A.V. Semenova, N.G. Malysheva, Yu.S. Rudenko. M .: ed. CHOUVO "MU im. S.Yu. Witte, 2015. Part 1. 2015. 524 p.
15. Reser S.M., Prokofieva T.A., Goncharenko S.S. International transport corridors: problems of formation and development. - M .: VINITI RAN. 2010. - 312 p.