Научная статья на тему 'ТРАНСПОРТНАЯ СЕТЬ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН КАК ОСНОВА ДЛЯ СОЗДАНИЯ КАРБОНОВЫХ ПОЛИГОНОВ С ЦЕЛЬЮ ПРОИЗВОДСТВА ИСКУССТВЕННЫХ УГЛЕВОДОРОДОВ'

ТРАНСПОРТНАЯ СЕТЬ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН КАК ОСНОВА ДЛЯ СОЗДАНИЯ КАРБОНОВЫХ ПОЛИГОНОВ С ЦЕЛЬЮ ПРОИЗВОДСТВА ИСКУССТВЕННЫХ УГЛЕВОДОРОДОВ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
48
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОТОПЛИВО / БИОДИЗЕЛЬ / БИОЭТАНОЛ / ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ / АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ / РЕЧНОЙ ПУТЬ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ДОРОГИ / ПРЕДПРИЯТИЯ НЕФТЕХИМИИ И НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ / РАПС / РАПСОВОЕ МАСЛО / ЖМЫХ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Федорова О.А.

В данном исследовании приведены предпосылки развития искусственных углеводородов на территории Республики Башкортостан. Сокращение доказанных запасов нефти, высокая стоимость углеводородного сырья на рынке, а также климатические изменения способствуют развитию возобновляемых источников энергии. Так, в мире производство биодизеля в США занимает лидирующие позиции после Европы. Однако в Российской Федерации этому производству уделяется недостаточно внимания. Поляризация предприятий нефтехимического и нефтеперерабатывающего производств, особенно топливного профиля, может столкнуться с недопоставкой традиционного углеводородного сырья - нефти - в будущем, что может привести к социально-экономическому падению жизни населения территории, где расположены эти предприятия. К таким территориям Российской Федерации можно отнести Республику Башкортостан. В то же время развитая логистическая транспортная сеть может помочь развитию возобновляемых источников энергии, что поспособствует не только продолжению жизненного цикла предприятий нефтехимического и нефтеперерабатывающего профиля, но и активизации точек экономического роста регионов. В статье приведен подробный анализ автотранспортных, железнодорожных путей территории региона, который показывает, что равномерность роста социально-экономического развития напрямую зависит от инфраструктуры, в первую очередь грузоперевозок по транспортным магистралям. В статье автор предполагает, что для равномерного социально-экономического развития территории Республики Башкортостан необходимо использовать в полной мере не только автотранспортные и железнодорожные пути, но и водную транспортную систему региона. Так, если рассматривать примеры создания экспериментальных полигонов по производству искусственных углеводородов в Бураевском, Мишкинском, Балтачевском, Татышлинском, Янаульском, Калтасинском районах Республики Башкортостан, то речной путь может быть рассмотрен в качестве оптимального пути при транспортировке готовой продукции. Кроме того, в Аскинском районе республики успешно введен в работу маслоперерабатывающий завод компании «Олеокемикс», цель которого - вывести республику в лидеры по посевам, переработке и глубокой переработке рапсового масла в России. Поэтому развитие транспортной сети, экспериментальных полигонов производства искусственных углеводородов северо-западного направления Республики Башкортостан способствует развитию возобновляемых источников энергии, в том числе биотоплива

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Федорова О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSPORT NETWORK OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN AS A BASIS FOR CREATING CARBON POLYGONS FOR THE PRODUCTION OF ARTIFICIAL HYDROCARBONS

This study presents the prerequisites for the development of artificial hydrocarbons on the territory of the Republic of Bashkortostan. The reduction of proven oil reserves, the high cost of hydrocarbons in the market, as well as climate change contribute to the development of renewable energy sources. Thus, in the world, biodiesel production in the United States occupies a leading position after Europe. However, insufficient attention is paid to this production in the Russian Federation. The polarization of petrochemical and oil refining enterprises, especially the fuel sector, may face a short supply of traditional hydrocarbon raw materials - oil in the future, which may lead to a socio-economic decline in the life of the population of this territory. Such territories of the Russian Federation include the Republic of Bashkortostan. At the same time, a developed logistics transport network can contribute to the development of renewable energy sources, which contributes not only to the continuation of the life cycle of petrochemical and oil refining enterprises, but also to the activation of regions' economic growth points. The article provides a detailed analysis of motor transport and railway routes in the region, which shows that the uniformity of the growth of socio-economic development directly depends on the infrastructure, primarily cargo transportation along transport routes. In the article, the author suggests that for the rapid socio-economic development of the territory of the Republic of Bashkortostan, it is necessary to fully use not only roads and railways, but also the water transport system of the region. So, if examples of creating experimental polygons for the production of artificial hydrocarbons in Buraevsky, Mishkinsky, Baltachevsky, Tatyshlinsky, Yanaulsky, Kaltasinsky regions of the Republic of Bashkortostan were chosen, then the river route can be considered as an effective way for transporting finished products. In addition, in the Askinsky district of the republic, the operation of the oil processing plant of the Oleokemix company was successfully introduced, the goal of which is to become a leader in the republic in terms of crops, a high degree of sharpness of rapeseed oil in Russia. Therefore, the development of a transport network, experimental sites for the production of artificial hydrocarbons in the northwestern direction of the Republic of Bashkortostan, intensive development of industrial energy sources, including biofuels

Текст научной работы на тему «ТРАНСПОРТНАЯ СЕТЬ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН КАК ОСНОВА ДЛЯ СОЗДАНИЯ КАРБОНОВЫХ ПОЛИГОНОВ С ЦЕЛЬЮ ПРОИЗВОДСТВА ИСКУССТВЕННЫХ УГЛЕВОДОРОДОВ»

Региональное развитие

Федорова О.А. Fedorova O.A.

экономист Института дополнительного профессионального образования, ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

УДК 656.022:338.45:66 (470.57)

DOI: 10.17122/2541-8904-2022-2-40-101-110

ТРАНСПОРТНАЯ СЕТЬ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН КАК ОСНОВА ДЛЯ СОЗДАНИЯ КАРБОНОВЫХ ПОЛИГОНОВ С ЦЕЛЬЮ ПРОИЗВОДСТВА ИСКУССТВЕННЫХ УГЛЕВОДОРОДОВ

В данном исследовании приведены предпосылки развития искусственных углеводородов на территории Республики Башкортостан. Сокращение доказанных запасов нефти, высокая стоимость углеводородного сырья на рынке, а также климатические изменения способствуют развитию возобновляемых источников энергии. Так, в мире производство биодизеля в США занимает лидирующие позиции после Европы. Однако в Российской Федерации этому производству уделяется недостаточно внимания. Поляризация предприятий нефтехимического и нефтеперерабатывающего производств, особенно топливного профиля, может столкнуться с недопоставкой традиционного углеводородного сырья - нефти - в будущем, что может привести к социально-экономическому падению жизни населения территории, где расположены эти предприятия. К таким территориям Российской Федерации можно отнести Республику Башкортостан. В то же время развитая логистическая транспортная сеть может помочь развитию возобновляемых источников энергии, что поспособствует не только продолжению жизненного цикла предприятий нефтехимического и нефтеперерабатывающего профиля, но и активизации точек экономического роста регионов.

В статье приведен подробный анализ автотранспортных, железнодорожных путей территории региона, который показывает, что равномерность роста социально-экономического развития напрямую зависит от инфраструктуры, в первую очередь грузоперевозок по транспортным магистралям. В статье автор предполагает, что для равномерного социально-экономического развития территории Республики Башкортостан необходимо использовать в полной мере не только автотранспортные и железнодорожные пути, но и водную транспортную систему региона. Так, если рассматривать примеры создания экспериментальных полигонов по производству искусственных углеводородов в Бураевском, Мишкинском, Балтачевском, Татышлинском, Янаульском, Калтасинском районах Республики Башкортостан, то речной путь может быть рассмотрен в качестве оптимального пути при транспортировке готовой продукции. Кроме того, в Аскинском районе республики успешно введен в работу маслоперерабатывающий завод компании «Олеокемикс», цель которого - вывести республику в лидеры по посевам, переработке и глубокой переработке рапсового масла в России. Поэтому развитие транспортной сети, экспериментальных полигонов производства искусственных углеводородов северо-западного направления Республики Башкортостан способствует развитию возобновляемых источников энергии, в том числе биотоплива.

Ключевые слова: биотопливо, биодизель, биоэтанол, возобновляемые источники энергии, автомобильные дороги, речной путь, железнодорожные дороги, предприятия нефтехимии и нефтепереработки, рапс, рапсовое масло, жмых.

Regional development

TRANSPORT NETWORK OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN AS A BASIS FOR CREATING CARBON POLYGONS FOR THE PRODUCTION OF ARTIFICIAL HYDROCARBONS

This study presents the prerequisites for the development of artificial hydrocarbons on the territory of the Republic of Bashkortostan. The reduction of proven oil reserves, the high cost of hydrocarbons in the market, as well as climate change contribute to the development of renewable energy sources. Thus, in the world, biodiesel production in the United States occupies a leading position after Europe. However, insufficient attention is paid to this production in the Russian Federation. The polarization of petrochemical and oil refining enterprises, especially the fuel sector, may face a short supply of traditional hydrocarbon raw materials - oil in the future, which may lead to a socio-economic decline in the life of the population of this territory. Such territories of the Russian Federation include the Republic of Bashkortostan. At the same time, a developed logistics transport network can contribute to the development of renewable energy sources, which contributes not only to the continuation of the life cycle of petrochemical and oil refining enterprises, but also to the activation of regions' economic growth points.

The article provides a detailed analysis of motor transport and railway routes in the region, which shows that the uniformity of the growth of socio-economic development directly depends on the infrastructure, primarily cargo transportation along transport routes. In the article, the author suggests that for the rapid socio-economic development of the territory of the Republic of Bashkortostan, it is necessary to fully use not only roads and railways, but also the water transport system of the region. So, if examples of creating experimental polygons for the production of artificial hydrocarbons in Buraevsky, Mishkinsky, Baltachevsky, Tatyshlinsky, Yanaulsky, Kaltasinsky regions of the Republic of Bashkortostan were chosen, then the river route can be considered as an effective way for transporting finished products. In addition, in the Askinsky district of the republic, the operation of the oil processing plant of the Oleokemix company was successfully introduced, the goal of which is to become a leader in the republic in terms of crops, a high degree of sharpness of rapeseed oil in Russia. Therefore, the development of a transport network, experimental sites for the production of artificial hydrocarbons in the northwestern direction of the Republic of Bashkortostan, intensive development of industrial energy sources, including biofuels.

Key words: biofuels, biodiesel, bioethanol, renewable energy sources, roads, river route, railways, petrochemical and oil refineries, rapeseed, rapeseed oil, cake.

Утверждённая в 2021 году «Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года» [1] нацелена на повышение развития возобновляемых источников энергии. Территория Республики Башкортостан обладает высоким потенциалом развития возобновляемых источников энергии (далее - ВИЭ), а именно искусственных углеводородов, так как на её территории расположен уникальный, крупнейший в Европе центр нефтехимического и нефтеперерабатывающего производства с научно-технической, учебной и исследовательской базой. В то же время сокращение доказанных запасов нефти, уход в труднодо-

ступные и отдаленные от густонаселённых и промышленных территорий нефтегазодобывающих производств районы предполагает риски недопоставок сырья - нефти. Эти риски могут негативно отразиться на деятельности нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, а, следовательно, это может привести к падению социально-экономического уровня жизни населения республики. Поэтому изучение вопросов, связанных с развитием искусственных углеводородов, является приоритетным для Республики Башкортостан, зависимой от производств, связанных с природным невоз-обновляемым сырьем.

Целью данного исследования является анализ логистических систем территории Республики Башкортостан как основы равномерного развития регионов республики и производства искусственных углеводородов - сырья для производства инновационной продукции предприятий нефтехимического и нефтеперерабатывающего производства.

Для минимизации рисков недопоставок традиционной нефти на предприятиях нефтехимического и нефтеперерабатывающего производства необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть систему управления процессами новых производств, способствующую созданию системы управления ВИЭ для предприятий нефтехимической и нефтеперерабатывающих производств;

2) проанализировать логистические системы территории Республики Башкортостан как основы транспортировки сырья и готовой продукции из ВИЭ;

3) рассмотреть потенциальные районы производства сырья для получения искусственных углеводородов на территории Республики Башкортостан;

4) дать методические рекомендации по совершенствованию системы управления с учетом модернизации действующих производств на предприятиях нефтехимического и нефтеперерабатывающего профиля и ВИЭ.

Региональное развитие

Для анализа логистических схем территории Республики Башкортостан использовались автомобильные [2], железнодорожные карты [3] региона и близлежащих территорий, а также территориально-административная [4] и природно-географическая карты [5] республики. Официальный портал Республики Башкортостан [6] способствовал изучению логистических схем каждого административно-территориального района в отдельности. В исследовании применялся метод пространственно-экономических исследований [7]. Также использовались способы получения искусственных углеводородов [8, 9].

Республика Башкортостан - субъект Российской Федерации, включает в себя 54 административных территориальных района (рис. 1). С одной стороны, социально-экономическое развитие зависит от многих факторов, одним из них является инфраструктура, а именно транспортная сеть. При проектировании модели ВИЭ управления логистические процессы играют важную роль.

В таблице 1 представлена транспортная сеть административно-территориальных районов Республики Башкортостан: по территории республики проходят 4 дороги федерального значения: М-5 «Урал», М-7 «Волга», Р-240 «Уфа - Оренбург», Самара - Челябинск и более 50 дорог регионального значения.

Таблица 1. Транспортная сеть Республики Башкортостан

№ Районы Республики Башкортостан Транспортная сеть

1 Абзелиловский Уфа - Белорецк

2 Альшеевский Чишмы - Киргиз-Мияки; Раевский - Стерлитамак

3 Архангельский Уфа - Белорецк

4 Аскинский Аскино - Явгильдино через Бирск и Благовещенск

5 Аургазинский Уфа - Оренбург; Давлеканово - Толбазы; Толбазы - Красноусольский

6 Баймакский Ира - Зилаир - Сибай - Магнитогорск; Акъяр - Сибай - Аскарово - Серменево

7 Бакалинский Уфа - Чекмагуш - Туймазы

8 Балтачевский Бураево - Старобалтачево - Куеда

9 Белебеевский Москва - Самара - Уфа - Челябинск; Аскарово - Туймазы

10 Белокатайский Бирск - Сатка; Кропачёво - Ачит

REGiONAL DEVELOPMENT

Янаупьсю1Л ТдтышготасиЖ

X h h? > ""y-^yJ 7

4 ? Byvi.BCM.fl - / /

«v/vУ к»р«я.пь.»в J ;

V ir < I

1 S- Мишшнекий 1 V---1

! Ч*км*гуих«»ский .

с' J

, Благоварски

i Я л

АскикехиЙ yf

f

_ M«44TTUWCIOtß

л

Ипиш«»ския

Б*по1сатайсилй j

БлкСДПИМСЬЗШ

Уфа

^ ^--* г1

Уф»1МСК»1Й

Шаранский с

/ V И

Бпагсвар ч»ш > Ф'"1

% ' . '' ЧкшмимскмЯ . "" г Архангельский

/ х;

, ^ jKApMAcjoimmciotft J

1 Давпекамовсжзсй " lV,- g

^ rv/

Туйм&зинский

/' Вуза««***

ЗрыекесвЬкий

'Бепебеевсюо!

I )

УчаПИНСКИЙ

. ' ^ ^. *1 " Аур газ км с кий I

\ Г1 •• ' Апьи.,««»* " ' Г-.фуриАс««

/

л гжб уп scc cirt

^ S £. л<Г""7

-тСт«рлитама1сею1#\ f\Jv - — л

( , Миякимский V

Б«лорешат

з-

3

/

П* > ГЦг, J

ИшМЫбаЙСКИЙ I I t ' .'-

' -k. f ] -Ц ВурЗЯНСКМЙ

^Фёдоровский ,

I М«П*у3 0ВСКИЙ

Аба«пиловский

Хдйбупяммсааей

[ "ЯиличурикскиД ;

Рисунок 1. Географическое расположение административно-территориальных районов Республики Башкортостан (http://russia.auto-maps.com/administrative_map_of_the_republic_of_bashkortostan/)

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Региональное развитие

11 Белорецкий Булгаково - Архангельское - Белорецк; Стерлитамак - Белорецк - Магнитогорск; Белорецк - Учалы - Миасс

12 Бижбулякский Самара - Челябинск; дороги в города Белебей, Приютово, Туймазы, Уфа

13 Бирский Уфа - Янаул; Баженово - Мишкино - Караидель

14 Благоварский Чишмы - Ульяновск - Инза; М-5 «Урал»; дороги в Чекмагуш, Чишмы

15 Благовещенский Уфа - Бирск - Янаул; Благовещенск - Павловка

16 Буздякский М-5 «Урал», Чекмагуш - Буздяк - Давлеканово

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17 Бураевский Уфа - Янаул

18 Бурзянский Старосубхангулово - Кага; Стерлитамак - Белорецк - Магнитогорск

19 Гафурийский Толбазы - Красноусольский; Архангельское - Красноусольский - Петровское

20 Давлекановский Чишмы - Киргиз-Мияки; Буздяк - Толбазы

21 Дуванский Бирск - Месягутово - Сатка

22 Дюртюлинский М-7 «Волга»; Нефтекамск - Дюртюли; Дюртюли - Буздяк; Дюртюли - Бураево; Дюртюли - Бирск

23 Ермекеевский Октябрьский, Белебей, Туймазы, Уфа и Приютово

24 Зианчуринский Уфа, Стерлитамак, Магнитогорск, Оренбург

25 Зилаирский Сибай - Ира, Юлдыбаево - Акъяр, Зилаир - Кызлар-Бирган

26 Иглинский М-5 «Урал»

27 Илишевский М-7 «Волга» и Нефтекамск - Туймазы

28 Ишимбайский Ишимбай - Аллагуват; Уфа - Оренбург

29 Калтасинский Стерлитамак — Магнитогорск; Ишимбай — Мелеуз

30 Караидельский Бирск — Месягутово — Сатка

31 Кармаскалинский Уфа - Оренбург; Уфа - Белорецк

32 Кигинский Бирск - Месягутово - Сатка; Малояз - Верхние Киги - Новобелокатай

33 Краснокамский Нефтекамск — Дюртюли; Николо-Березовка — Нефтекамск — Краснохолмский М-7 «Волга» и Уфа — Бирск — Янаул

34 Кугарчинский Магнитогорск — Ира

35 Кушнаренковский М-7 «Волга»

36 Куюргазинский Р-240 Уфа — Оренбург, Ира — Магнитогорск; Ермолаево — Фёдоровка

37 Мелеузовский Р-240 Уфа — Оренбург

38 Мечетлинский Ачит — Кропачёво; Большеустьикинское — Новобелокатай

39 Мишкинский Уфа — Янаул; Бирск — Сатка

40 Миякинский Киргиз-Мияки — Чишмы; Киргиз-Мияки — Тятер-Арасланово

41 Нуримановский Иглино — Красная Горка — Павловка

42 Салаватский Кропачёво — Малояз — Месягутово — Большеустьикинское — Красноуфимск

43 Стерлибашевский Стерлитамак — Стерлибашево — Тятер-Арасланово; Аксёново — Стерлибашево — Мелеуз

44 Стерлитамакский Р-240; Уфа - Оренбург; Раевский - Стерлитамак; Стерлитамак - Белорецк - Магнитогорск; Стерлитамак - Стерлибашево; Стерлитамак - Фёдоровка

45 Татышлинский Бураево — Старобалтачево — Куеда

46 Туймазинский М-5 «Урал»

-105

Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. № 2 (40), 2022

Regional development

47 Уфимский М-5 «Урал»; М-7 «Волга»; Р-240 Уфа - Оренбург

48 Учалинский Белорецк — Учалы — Миасс; Учалы — Ахуново — Карагайский

49 Федоровский Стерлибашево — Фёдоровка — Мелеуз; Фёдоровка — Стерлитамак; Фёдоровка — Дедово — Ермолаево

50 Хайбуллинский Сибай — Акъяр, Юлдыбаево — Акъяр — Сара

51 Чекмагушевский Кушнаренково — Бакалы и Дюртюли — Буздяк

52 Чишминский М-5 «Урал»

53 Шаранский Бакалы — Туймазы и Чекмагуш — Туймазы

54 Янаульский Уфа — Янаул

В таблице 2 представлена железнодорожная сеть, проходящая через территорию республики: чуть более половины районов республики оснащены железнодорожным полотном.

Таблица 2. Железнодорожная сеть Республики Башкортостан

№ Районы Республики Башкортостан Железнодорожная сеть

1 Абзелиловский Карламан - Магнитогорск

2 Архангельский Карламан - Белорецк - Магнитогорск

3 Аургазинский Куйбышевская железная дорога

4 Баймакский Станция Сибай

5 Белокатайский Бывший участок Уральской железной дороги

6 Белорецкий Магнитогорск - Белорецк - Карламан

7 Бижбулякский Самара - Челябинск

8 Буздякский Чишмы — Инза

9 Гафурийский Карламан - Мурапталово

10 Давлекановский Челябинск — Москва

11 Ермекеевский Москва - Челябинск

12 Иглинский Транссибирская железнодорожная магистраль

13 Ишимбайский Ишимбай — Аллагуват

14 Кармаскалинский Уфа - Оренбург; Уфа - Белорецк

15 Краснокамский Москва — Казань — Екатеринбург

16 Куюргазинский Уфа — Оренбург и Новомурапталово — Тюльган

17 Мелеузовский Уфа — Оренбург

18 Салаватский Уфа — Челябинск

19 Стерлитамакский Уфа — Оренбург

20 Туймазинский Инза — Чишмы Куйбышевской железной дороги

21 Уфимский Транссибирская железнодорожная магистраль

22 Учалинский Миасс — Учалы — Межозёрный

23 Чишминский Москва — Челябинск

24 Янаульский Москва — Екатеринбург

По республике протекает река Белая (Агидель), которая служит транспортным путем для судоходных транспортных средств. Истоки её начинаются в Челябинской области, проходят через Учалинский, Белорецкий, Бурзянский, Кугарчинский, Куюргазинский,

Мелеузовский, Ишимбайский, Гафурийский, Архангельский, Аургазинский, Кармас-калинский, Иглинский, Уфимский, Благовещенский, Кушнаренковский, Бирский, Дюртюлинский, Илишевский, Бураевский районы, а её устье впадает в реку Каму в

Краснокамском районе на северо-западе республики. В настоящее время в связи с обмелением судоходной реку можно признать от Уфимского до Краснокамского рай-

Региональное развитие

онов (табл. 3). Однако развитию этого транспортного пути в регионе уделяется недостаточно внимания.

Таблица 3. Водные пути, пригодные для судоходства, на территории Республики Башкортостан

№ Районы Республики Башкортостан Водные пути пригодные для судоходства

1 Аургазинский река Белая (Село Табынское); можно организовать судоходство

2 Бирский река Белая

3 Благовещенский река Белая

4 Бураевский река Белая

5 Дюртюлинский река Белая

6 Иглинский река Белая

7 Илишевский река Белая

8 Ишимбайский до обмеления ходили пароходы по реке Белой

9 Краснокамский река Белая, Кама

10 Кушнаренковский река Белая

11 Уфимский река Белая

Из таблицы 3 видно, что как минимум 10 районов республики имеют потенциальную возможность развития речного пароходства, в том числе для грузоперевозок.

В советское время в регионе активно развивался пассажирский речной круизный флот, в состав которого входило более 10 пассажирских теплоходов. Однако в 2005 году ОАО «Бельское речное пароходство» было реорганизовано и объявлено банкротом. В результате реорганизации было создано две структуры: ОАО «Грузопассажирские перевозки» и ОАО «Башкирское речное пароходство». В 2017 году ОАО «Башкирское речное пароходство» было объявлено банкротом, а ОАО «Грузопассажирские перевозки» переименовано в АО «Башкирское речное пароходство». В 2017-2018 годах весь пассажирский речной круизный флот пароходства был либо продан, либо утилизирован [10]. Для продолжения жизнедеятельности речного флота в регионе, а также водной транспортной сети необходимо рассмотреть производство маслосодержащих и сахаросодержащих культур в районах республики, где потенциально можно использовать данную транспортную сеть в логистических процессах (доставка сырья искусственного углеводо-

родного сырья на предприятия нефтехимического и нефтеперерабатывающего профиля, расположенные в городе Уфа).

Во-первых, регионы, расположенные на северо-западе нашей республики, не имеют железнодорожную сеть. Во-вторых, в этих районах потенциально имеются невостребованные пахотные земли, которые можно использовать для экспериментального полигона по производству искусственных углеводородов - маслосодержащих и сахаросодержащих культур. В-третьих, это будет способствовать активизации точек экономического роста, а соответственно, улучшению качества жизни населения.

Кроме того, рассмотрев географическое положение соседних районов, например, Бураевского, соседствующего с Мишкинским, Балтачевским, Татышлинским и Янаульским, Калтасинским, которые не имеют федеральных автотранспортных трасс, железнодорожного полотна, а пользуются исключительного региональными трассами, можно сказать, что они могли бы стать драйверами развития производства сырья для искусственных углеводородов. Поэтому данное направление развития ВИЭ считаем положительной тенденцией для социально-экономического разви-

Regional development

тия этих регионов. Кроме того, в Аскинском районе Республики Башкортостан успешно введен в работу маслоперерабатывающий завод компании «Олеокемикс», цель которого - вывести Республику Башкортостан в лидеры по посевам, переработке и глубокой переработке рапсового масла в России [11].

В то же время развитая система управления агропромышленного комплекса республики может стать основным поставщиком сырья для получения безотходной инновационной энергетической товарной продукции на основе маслосодержащих культур (биоди-

зель), сахаросодержащих культур (биоэтанол), жмыха (пеллет). Биодизель и биоэтанол могут стать компонентом биотоплива, состав которого позволяет экономить невозобновля-емое сырье - нефть. Для производства биодизеля и биоэтанола необходимо сырье, мас-лосодержащие и сахаросодержащие культуры, отходы этого производства (жмых) можно переработать в пеллеты, которые в свою очередь могут стать сырьем для получения электрической энергии на ТЭЦ [12] (рис. 2).

ТЭЦ, обслуживающиеся на пеллетах и других видах энергетических ресурсов, можно расположить в каждом регионе как на транспортном водном пути для заправки водного электротранспорта, так и на автотранспортных магистралях, для заправки электромобилей. Кроме того, на территории Республики Башкортостан развита как автотранспортная магистраль, так и сосредоточен узел железных дорог в городе Уфа, который способен обеспечить логистические процессы, как сырья, так и готовой продукции. Поэтому производство сахаросодержащих и маслосодержащих культур вдоль железнодорожного полотна способствует не только

поглощением парниковых газов, но и сохранению, и продолжению нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств. К районам с такими потенциальными возможностями можно отнести Мелеузовский, Ишимбайский, Гафурийский, Аургазинский, Давлекановский, Архан-гельский и другие, где можно производить сахаросодержащие и маслосодержащие культуры для производства биодизеля и биоэтанола, компонента смесевого топлива.

Итак, «все дороги ведут в Рим», дороги являются основой для социально-экономического развития региона, а использование всех доступных магистральных путей сообщения,

их поддержание является основной задачей, стоящей перед руководством республики. Поэтому для экспериментального полигона необходимо создать объединение организаций в форме биотехнологического кластера Республики Башкортостан [13], состоящего из представителей органов власти местного

Региональное развитие

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

самоуправления, транспортных организаций, предприятий агропромышленного, нефтехимического и нефтеперерабатывающего профиля, научно-исследовательских и образовательных учреждений.

Список литературы

1. Распоряжение Правительства РФ от 29.10.2021 № 3052-р «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года».

2. Автомобильная карта Республики Башкортостан. URL: http://radugaslov.ru/karta/ bashkiriya.htm (дата обращения 31.01.2022)

3. Карты и схемы железнодорожных дорог России. URL: http://www.rupoezd.ru/karty-i-sxemy-zheleznyx-dorog-rossii/#/ (дата обращения 31.01.2022)

4. Административно-территориальная карта Республики Башкортостан. URL: http:// russia.automaps.com/administrative_map_of_ the_republic_of_bash-kortostan/ (дата обращения 02.02.2022)

5. Настенная карта Республики Башкортостан // Атлас Принт, 2022.

6. Официальный портал Республики Башкортостан. URL: https://www. bashkortostan.ru/ (дата обращения 02.02.2022)

7. Федорова О.А., Валиев Ш.З. Пат. № 2710914 Российская Федерация, МПК G06Q 10/04. Автоматизированный способ пространственных экономических исследований; заявитель и патентообладатель ФГБОУ ВО УГНТУ (RU). - № 2018139688; заявл. 08.11.2018; опубл. 14.01.2020 Бюл. № 2. - 14 с. Автоматизированный способ пространственных экономических исследований

8. Архипов А.С. Пат. № 2667363 Российская Федерация, МПК C10G 1/00 (2006.01) C10G 3/00 (2006.01) C10L 1/02 (2006.01) C11C 3/00 (2006.01). Способ получения моторного топлива (биодизеля); заявитель и патентообладатель Архипов А.С. (RU). - № 2017117810 заявл. 22.05.2017; опубл. 19.09.2018 Бюл. № 26. - 7 с.

9. Тиунов И.А., Власкин М.С., Котелев М.С., Новиков А.А., Любименко В.А., Гущин П.А., Иванов Е.В., Винокуров В.А. Пат. 2701372 Российская Федерация, МПК C10L 1/00 (2006.01) C10G 1/00 (2006.01). Способ получения биотоплива; заявитель и патентообладатель Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина» (RU). - № 2018146520 заявл. 26.12.2018; опубл. 26.09.2019 Бюл. № 27. -11 с.

10. Башкирское речное пароходство. URL: http://cruiseinform.ru/cruisepedia/rechnye-parokhodstva/bashkirskoe-rechnoe-parokhod-stvo/ (дата обращения 02.02.2022)

11. Рапсовое масло и жмых. Производство и продажа. URL: www.oleokemix.com (дата обращения 17.02.2022)

12. Мартюшов Д.М., Мартюшов В.М. Повышение эффективности работы АО «Газпромнефть-ОНПЗ» за счет потребления электроэнергии и пара выработанных на Омской ТЭЦ-4 с использованием вихревого оборудования и возобновляемого биотоплива, совместное сжигание биотоплива с высокозольным углём, экоцикл получения биотоплива // Техника и технология нефтехимического и нефтегазового производства: Материалы 11-й Междунар. науч.-техн. конф. (Россия, Омск, 24-27 февр. 2021 г.) / редкол.:

B.А. Лихолобов [и др.]. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2021. - 292 с.: ил

13. Валиев Ш.З., Исаева Н.В., Федорова О.А. Инновационный биотехнологический кластер как инструмент территориального развития Республики Башкортостан // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. - 2018. - № 1 (23) -

C. 28-37.

Regional development

References

1. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29.10.2021 № 3052-r «Ob utverzhdenii strategii social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii s nizkim urovnem vybrosov parnikovyh gazov do 2050 goda».

2. Avtomobil'naya karta Respubliki Bashkortostan. URL: http://radugaslov.ru/karta/ bashkiriya.htm (data obrashcheniya 31.01.2022)

3. Karty i skhemy zheleznodorozhnyh dorog Rossii. URL: http://www.rupoezd.ru/ karty-i-sxemy-zheleznyx-dorog-rossii/#/ (data obrashcheniya 31.01.2022)

4. Administrativno-territorial'naya karta Respubliki Bashkortostan. URL: http://russia. automaps.com/administrative_map_of_the_ republic_of_bash-kortostan/ (data obrashcheniya 02.02.2022)

5. Nastennaya karta Respubliki Bashkortostan // Atlas Print, 2022.

6. Oficial'nyj portal Respubliki Bashkortostan. URL: https://www.bashkortostan.ru/ (data obrashcheniya 02.02.2022)

7. Fedorova O.A., Valiev SH.Z. Pat. №2710914 Rossijskaya Federaciya, MPK G06Q 10/04. Avtomatizirovannyj sposob prostranst-vennyh ekonomicheskih issledovanij; zayavitel' i patentoobladatel' FGBOU VO UGNTU (RU).

- № 2018139688; zayavl. 08.11.2018; opubl. 14.01.2020 Byul. № 2. - 14 p. Avtomatizirovannyj sposob prostranstvennyh ekonomicheskih issledovanij

8. Arhipov A.S. Pat. № 2667363 Rossijskaya Federaciya, MPK C10G 1/00 (2006.01) C10G 3/00 (2006.01) C10L 1/02 (2006.01) C11C 3/00 (2006.01). Sposob polucheniya motornogo topliva (biodizelya); zayavitel' i patentoobladatel' Arhipov A.S. (RU).

- № 2017117810 zayavl. 22.05.2017; opubl. 19.09.2018 Byul. № 26. - 7 p.

9. Tiunov I.A., Vlaskin M.S., Kotelev M.S., Novikov A.A., Lyubimenko V.A., Gushchin P.A., Ivanov E.V., Vinokurov V.A. Pat. 2701372 Rossijskaya Federaciya, MPK C10L 1/00 (2006.01) C10G 1/00 (2006.01). Sposob polucheniya biotopliva; zayavitel' i patentoobladatel' Federal'noe gosudarstvennoe avtonomnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego obrazovaniya "Rossijskij gosudarst-vennyj universitet nefti i gaza imeni I.M. Gubkina" (RU). - № 2018146520 zayavl. 26.12.2018; opubl. 26.09.2019 Byul. № 27. -11 p.

10. Bashkirskoe rechnoe parohodstvo. URL: http://cruiseinform.ru/cruisepedia/rechnye-parokhodstva/bashkirskoe-rechnoe-parokhod-stvo/ (data obrashcheniya 02.02.2022)

11. Rapsovoe maslo i zhmyh. Proizvodstvo i prodazha. URL: www.oleokemix.com (data obrashcheniya 17.02.2022)

12. Martyushov D.M., Martyushov V.M. Povyshenie effektivnosti raboty AO «Gazpromneft'-ONPZ» za schet potrebleniya elektroenergii i para vyrabotannyh na Omskoj TEC-4 s ispol'zovaniem vihrevogo oborudovaniya i vozobnovlyaemogo biotopliva, sovmestnoe szhiganie biotopliva s vysokozol'nym uglyom, ekocikl polucheniya biotopliva // Tekhnika i tekhnologiya neftekhimicheskogo i neftegazovogo proizvodstva: materialy 11-j Mezhdunar. nauch.-tekhn. konf. (Rossiya, Omsk, 24-27 fevr. 2021 g.) / redkol.: V. A. Liholobov [i dr.]. - Omsk: Izd-vo OmGTU, 2021. - 292 p.: il

13. Valiev SH.Z., Isaeva N.V., Fedorova O.A. Innovacionnyj biotekhnologicheskij klaster kak instrument territorial'nogo razvitiya Respubliki Bashkortostan // Vestnik UGNTU. Nauka, obrazovanie, ekonomika. Seriya ekonomika. - 2018. - № 1 (23). - P. 28-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.