Научная статья на тему 'Транспортная политика как отраслеваяподсистема политического управления'

Транспортная политика как отраслеваяподсистема политического управления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1758
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ПОЛИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / STATE POLICY / TRANSPORT POLICY / STATE POLICY IN THE RAILWAY TRANSPORT SPHERE / STATE LEGAL POLICY / POLITICAL GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мишина Наталья Васильевна

В статье анализируется современная государственная политика в сфере развития транспортных коммуникаций. Автор выделяет различные отраслевые подсистемы политического управления на примере железнодорожного транспорта и делает вывод о необходимости совершенствования отраслевого уровня политического управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Мишина Наталья Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSPORT POLICY AS SECTORAL SUBSYSTEM OF POLITICAL CONTROL GOVERNMENT

The article analyzes current state policy in the sphere of development of transport communication. The author points out different sectoral subsystems of political government and draws a conclusion about the necessity of a sectoral improvement in the political government.

Текст научной работы на тему «Транспортная политика как отраслеваяподсистема политического управления»

УДК 321: 338.47

Мишина Н.В., к. ист. н., докторант СКАГС

Транспортная политика как отраслевая подсистема политического управления

В статье анализируется современная государственная политика в сфере развития транспортных коммуникаций. Автор выделяет различные отраслевые подсистемы политического управления на примере железнодорожного транспорта и делает вывод о необходимости совершенствования отраслевого уровня политического управления.

Ключевые слова: государственная политика, транспортная политика, государственная политика в сфере железнодорожного транспорта, государственная правовая политика, политическое управление.

Государственная политика как сфера руководства и управления общественными процессами может касаться различных областей деятельности человека. В зависимости от того, в какой сфере общественной жизнедеятельности осуществляет политика свою регулятивную функцию, различают множество отраслевых подсистем: транспортную, в том числе и железнодорожную, экономическую, аграрную, национальную, культурную и т.п. Поэтому для повышения эффективности отраслевого политического управления необходимо конкретизировать политику в конкретной, отдельно взятой отрасли.

В этой связи для начала необходимо выявить соотношение государственной политики с политикой государства в отдельно взятой отрасли, например, в сфере железнодорожного транспорта. Политика государства в какой-либо отрасли экономики, в частности, в сфере железнодорожного транспорта, отличается от других разновидностей политики самостоятельным объектом, наличием собственной сферы воздействия - это транспортные отношения, являющиеся общественными отношениями по организации и деятельности транспортных предприятий, организаций и физических лиц на конкретном виде транспорта -железнодорожном. Следовательно, существует отдельное направление и у транспортной политики - железнодорожная политика, имеющая собственную сферу воздействия и применения.

Рассматривая государственную политику как деятельность, осуществляемую посредством политических механизмов, как регулятивную практику, опосредованную политическими формами, мы представляем ее в качестве составляющей определенной разновидности социальной политики. В данном контексте транспортная политика государства и государственная политика соотносятся как часть и целое.

Рассматривая механизмы реализации политической власти, необходимо выделить правовые механизмы как наиболее значимые. Как отмечает А.П. Коробова, «во всех разновидностях политики присутствует правовая часть» [1], а следовательно, и государственная правовая политика.

Анализ сущности и природы государственной правовой политики показывает, что она, как мы уже отмечали, в зависимости от того, в какой сфере общественной жизнедеятельности осуществляет свою регулятивную функцию, так же может быть военной, технической, финансовой, транспортной (в том числе в области железнодорожного транспорта) и т.д.

Отраслевые направления государственной политики есть необходимый элемент ее конкретизации и условие отраслевого политического управления. Государственная политика в сфер управления развитием железнодорожного транспорта является элементом системы государственной политики, имеющий общенациональное и региональное измерение.

Необходимо особенно отметить, что государственная политика является стратегически осмысленной деятельностью, так как в ее основе всегда лежит определенная система целей и концепций, отражающих наиболее узловые моменты будущей организации социальных отношений. А.П. Коробова отмечает, что «любая политика начинается, в первую очередь, с идеи и состоит в ее формулировании, а затем осуществлении» [2].

Министерство транспорта Российской Федерации сформулировало стратегическую цель и тактические задачи транспортной политики России в условиях перехода к рыночной экономике следующим образом. Так, в качестве цели было определено «формирование грузопроводящей и пассажирообслуживающей систем, ... обеспечивающих полное удовлетворение потребностей в перевозках, эффективное и безопасное использование ресурсов страны и отвечающих интересам общества в целом». Для реализации поставленной цели необходимо решить целый ряд тактических задач, среди которых основными являются следующие: формирование в ходе акционирования и приватизации предприятий транспортно-дорожного комплекса рынка транспортных услуг, развивающегося на основе конкуренции транспортных предприятий всех форм собственности; создание законодательноправовой и нормативной базы, обеспечивающей эффективное взаимодействие транспортных и товарных рынков, равную доступность общественного транспорта для всех граждан и экономических структур любых форм собственности; техническое перевооружение транспорт-

но-дорожного комплекса путем реализации высокоэффективных транспортных технологий и технических средств, преимущественного развития инфраструктуры, создания логистических, транспортнораспределительных и терминальных систем; переход к механизму рыночного развития транспортно-дорожного комплекса и целевой социальной поддержке социально важных услуг транспорта, в первую очередь в интересах малообеспеченных слоев населения, реализация комплексных федеральных, региональных и местных целевых программ; интеграция транспортно-дорожного комплекса России в мировую транспортную систему как условие эффективного осуществления внешнеэкономической деятельности и источник валютных доходов, создание системы устойчивого транспортного взаимодействия со странами Содружества Независимых Государств (далее - СНГ).

Из вышесказанного вытекает, что основной стратегической целью государственной политики России в сфере управления развитием железнодорожного транспорта является формирование условий для транспортного обеспечения социально-экономического роста в России, возрастания мобильности населения и оптимизации товародвижения, укрепления экономического суверенитета, национальной безопасности и обороноспособности страны, снижения совокупных транспортных издержек экономики, повышения конкурентоспособности национальной экономики и обеспечения лидерских позиций России в мире на основе опережающего и инновационного развития железнодорожного транспорта, гармонично увязанного с развитием других отраслей экономики, видов транспорта и регионов страны. Стратегический вектор государственной политики проявляется главным образом в ее правотворческой и доктринальной формах, а реализуется государственными органами законодательной ветви власти.

Государственная политика в сфере железнодорожного транспорта также немыслима без конкретных ориентиров, без представлений о конечных результатах деятельности, а также о путях, сроках, этапах их достижения, то есть без определенной программы. «Там, где нет концепции, нет и не может быть никакой политики, а есть лишь видимость сознательного регулирования, а по сути - анархия» [3].

Цель государственной политики в сфере железнодорожного транспорта ориентирована на получение определенных результатов, которые сводятся к тому, что железнодорожный транспорт должен будет обеспечить следующее:

- условия для ускорения социально-экономического роста страны и оказать мультипликативный эффект на рост валового внутреннего продукта - ВВП (англ. Gross domestic product - GDP);

- остаться базовым элементом единой транспортной системы страны, гармонично обеспечивающим совместно с другими видами транспорта повышение мобильности населения и бизнеса;

- снижение народно-хозяйственных транспортных издержек и привлечь освобождающиеся средства в другие сферы растущей российской экономики;

- возможность для образования территориальных производственно-научных кластеров и сгладить межрегиональную дифференциацию;

- развивающиеся торговые связи между мировыми геополитическими и геоэкономическими центрами, выступая в качестве центрального элемента евразийской транспортной системы;

- общую конкурентоспособность российской экономики и привлекательность страны для развития бизнеса и притока инвестиций;

- кластерное развитие транспортного машиностроения и других взаимосвязанных отраслей экономики в качестве одного из лидеров в области внедрения инновационной техники и технологий;

- привлечь вложения частных инвестиций в дальнейшее развитие железнодорожной отрасли [4].

При этом под термином «производственно-научных кластеров» понимается сближение фундаментальной науки, научноисследовательской работы вузов и процесса подготовки специалистов. В результате реализуются следующие задачи: развитие фундаментальной науки; инновационное развитие экономики, создание эффективной национальной инновационной системы и подготовка и развитие вузовской науки как важной составной части научно-технического кадрового потенциала экономики, основанной на знаниях.

Соглашаясь с А.А. Горбуновым, выделим четыре уровня целей государственной политики в сфере управления развитием железнодорожного транспорта, первый из которых связан с обеспечением общественных и государственных интересов - макроэкономической эффективности, национальной безопасности и обороноспособности. Второй уровень связан с обеспечением интересов потребителей железнодорожной отрасли, заключающихся в возможности своевременно получать необходимые транспортные услуги, качество которых будет соответствовать их цене. Третий - с учетом интересов предприятий железнодорожной отрасли, заключающихся в достижении финансовоэкономической эффективности и устойчивости своего бизнеса, равно как в обеспечении его развития. В конечном итоге все это влияет на сбалансированность государственной политики в целом, влечет изменения и кристаллизацию социальной структуры, сказывается на опре-

делении системы национальных интересов и приоритетов [5].

Политическая стратегия неотделима от политической тактики, которая связана с последовательным развитием общестратегических ориентаций государства в частных целенаправленных политических ориентациях, в постановке и решении с применением политических средств конкретных управленческих задач. Тактический вектор государственной политики проявляется главным образом в ее правоприменительной и правоинтерпретационной, формах, а реализуется органами исполнительной и судебной власти.

Для реализации стратегической цели государственной политики в сфере железнодорожного транспорта необходимо решить следующие тактические задачи:

- совершенствование железнодорожного законодательства;

- создание правовой базы проводимых в отрасли реформ;

- гармонизацию российского и международного законодательства в области железнодорожного транспорта;

- обеспечение качества подготовки специалистов для железнодорожного транспорта;

- ликвидацию ведомственных, технологических, организационно-правовых барьеров при приеме и передаче транзитных грузов во время портовых, таможенных и пограничных процедур;

- обеспечение эффективной тарифной политики;

- создание правового механизма для привлечения инвестиционных ресурсов в развитие железнодорожной отрасли;

- прогнозирование стратегических рисков развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

Кроме этого, актуальной проблемой государственной политики в сфере управления развитием железнодорожного транспорта является достижение рационального и эффективного механизма взаимодействия всех ветвей государственной власти.

В целях реализации стоящих перед отраслью задач следует особо отметить необходимость разработки и принятия ряда нормативных правовых актов, обеспечивающих эффективное взаимодействие владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и перевозчиков. При этом следует отметить, что смысл проводимых реформ президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин видит в разделении инфраструктуры и перевозок [6].

В практическом плане государственная политика, в том числе и железнодорожная политика, есть разносторонняя деятельность опреде-

ленных субъектов, основным из которых является государство в лице его общефедеральных и региональных органов.

В заключение необходимо отметить, что государственную политику в сфере железнодорожного транспорта на современном этапе можно представить как целенаправленную и последовательную деятельность государства, граждан и негосударственных структур по созданию, развитию и совершенствованию эффективного механизма государственного управления развитием железнодорожного транспорта и его инфраструктуры.

Литература

1. Коробова А.П. Правовая политика: понятие, формы реализации, приоритеты в современной России. Дис. канд. юрид. наук. - Самара, 2000. С. 40.

2. Коробова А.П. Указ. соч. С. 15.

3. Малько А.В., Шундиков К.В. Цели и средства в праве и правовой политике. С.215.

4. Распоряжение Правительства РФ от 17.06.2008 № 877-р «О Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 29. (ч. II). Ст. 3537.

5. Горбунов А.А. Политика развития транспортных коммуникаций в современных условиях: зарубежный и российский опыт (на примере железнодорожного транспорта). Автореф. дисс. докт. полит. наук. М., 2008. С. 29-30.

6. Хренников И., Кашулинский М. Не стой на пути // Forbes. 2006. Август. С. 39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.