УДК 321: 338.47
Мишина Н.В., к. ист. н., докторант СКАГС
Транспортная политика как отраслевая подсистема политического управления
В статье анализируется современная государственная политика в сфере развития транспортных коммуникаций. Автор выделяет различные отраслевые подсистемы политического управления на примере железнодорожного транспорта и делает вывод о необходимости совершенствования отраслевого уровня политического управления.
Ключевые слова: государственная политика, транспортная политика, государственная политика в сфере железнодорожного транспорта, государственная правовая политика, политическое управление.
Государственная политика как сфера руководства и управления общественными процессами может касаться различных областей деятельности человека. В зависимости от того, в какой сфере общественной жизнедеятельности осуществляет политика свою регулятивную функцию, различают множество отраслевых подсистем: транспортную, в том числе и железнодорожную, экономическую, аграрную, национальную, культурную и т.п. Поэтому для повышения эффективности отраслевого политического управления необходимо конкретизировать политику в конкретной, отдельно взятой отрасли.
В этой связи для начала необходимо выявить соотношение государственной политики с политикой государства в отдельно взятой отрасли, например, в сфере железнодорожного транспорта. Политика государства в какой-либо отрасли экономики, в частности, в сфере железнодорожного транспорта, отличается от других разновидностей политики самостоятельным объектом, наличием собственной сферы воздействия - это транспортные отношения, являющиеся общественными отношениями по организации и деятельности транспортных предприятий, организаций и физических лиц на конкретном виде транспорта -железнодорожном. Следовательно, существует отдельное направление и у транспортной политики - железнодорожная политика, имеющая собственную сферу воздействия и применения.
Рассматривая государственную политику как деятельность, осуществляемую посредством политических механизмов, как регулятивную практику, опосредованную политическими формами, мы представляем ее в качестве составляющей определенной разновидности социальной политики. В данном контексте транспортная политика государства и государственная политика соотносятся как часть и целое.
Рассматривая механизмы реализации политической власти, необходимо выделить правовые механизмы как наиболее значимые. Как отмечает А.П. Коробова, «во всех разновидностях политики присутствует правовая часть» [1], а следовательно, и государственная правовая политика.
Анализ сущности и природы государственной правовой политики показывает, что она, как мы уже отмечали, в зависимости от того, в какой сфере общественной жизнедеятельности осуществляет свою регулятивную функцию, так же может быть военной, технической, финансовой, транспортной (в том числе в области железнодорожного транспорта) и т.д.
Отраслевые направления государственной политики есть необходимый элемент ее конкретизации и условие отраслевого политического управления. Государственная политика в сфер управления развитием железнодорожного транспорта является элементом системы государственной политики, имеющий общенациональное и региональное измерение.
Необходимо особенно отметить, что государственная политика является стратегически осмысленной деятельностью, так как в ее основе всегда лежит определенная система целей и концепций, отражающих наиболее узловые моменты будущей организации социальных отношений. А.П. Коробова отмечает, что «любая политика начинается, в первую очередь, с идеи и состоит в ее формулировании, а затем осуществлении» [2].
Министерство транспорта Российской Федерации сформулировало стратегическую цель и тактические задачи транспортной политики России в условиях перехода к рыночной экономике следующим образом. Так, в качестве цели было определено «формирование грузопроводящей и пассажирообслуживающей систем, ... обеспечивающих полное удовлетворение потребностей в перевозках, эффективное и безопасное использование ресурсов страны и отвечающих интересам общества в целом». Для реализации поставленной цели необходимо решить целый ряд тактических задач, среди которых основными являются следующие: формирование в ходе акционирования и приватизации предприятий транспортно-дорожного комплекса рынка транспортных услуг, развивающегося на основе конкуренции транспортных предприятий всех форм собственности; создание законодательноправовой и нормативной базы, обеспечивающей эффективное взаимодействие транспортных и товарных рынков, равную доступность общественного транспорта для всех граждан и экономических структур любых форм собственности; техническое перевооружение транспорт-
но-дорожного комплекса путем реализации высокоэффективных транспортных технологий и технических средств, преимущественного развития инфраструктуры, создания логистических, транспортнораспределительных и терминальных систем; переход к механизму рыночного развития транспортно-дорожного комплекса и целевой социальной поддержке социально важных услуг транспорта, в первую очередь в интересах малообеспеченных слоев населения, реализация комплексных федеральных, региональных и местных целевых программ; интеграция транспортно-дорожного комплекса России в мировую транспортную систему как условие эффективного осуществления внешнеэкономической деятельности и источник валютных доходов, создание системы устойчивого транспортного взаимодействия со странами Содружества Независимых Государств (далее - СНГ).
Из вышесказанного вытекает, что основной стратегической целью государственной политики России в сфере управления развитием железнодорожного транспорта является формирование условий для транспортного обеспечения социально-экономического роста в России, возрастания мобильности населения и оптимизации товародвижения, укрепления экономического суверенитета, национальной безопасности и обороноспособности страны, снижения совокупных транспортных издержек экономики, повышения конкурентоспособности национальной экономики и обеспечения лидерских позиций России в мире на основе опережающего и инновационного развития железнодорожного транспорта, гармонично увязанного с развитием других отраслей экономики, видов транспорта и регионов страны. Стратегический вектор государственной политики проявляется главным образом в ее правотворческой и доктринальной формах, а реализуется государственными органами законодательной ветви власти.
Государственная политика в сфере железнодорожного транспорта также немыслима без конкретных ориентиров, без представлений о конечных результатах деятельности, а также о путях, сроках, этапах их достижения, то есть без определенной программы. «Там, где нет концепции, нет и не может быть никакой политики, а есть лишь видимость сознательного регулирования, а по сути - анархия» [3].
Цель государственной политики в сфере железнодорожного транспорта ориентирована на получение определенных результатов, которые сводятся к тому, что железнодорожный транспорт должен будет обеспечить следующее:
- условия для ускорения социально-экономического роста страны и оказать мультипликативный эффект на рост валового внутреннего продукта - ВВП (англ. Gross domestic product - GDP);
- остаться базовым элементом единой транспортной системы страны, гармонично обеспечивающим совместно с другими видами транспорта повышение мобильности населения и бизнеса;
- снижение народно-хозяйственных транспортных издержек и привлечь освобождающиеся средства в другие сферы растущей российской экономики;
- возможность для образования территориальных производственно-научных кластеров и сгладить межрегиональную дифференциацию;
- развивающиеся торговые связи между мировыми геополитическими и геоэкономическими центрами, выступая в качестве центрального элемента евразийской транспортной системы;
- общую конкурентоспособность российской экономики и привлекательность страны для развития бизнеса и притока инвестиций;
- кластерное развитие транспортного машиностроения и других взаимосвязанных отраслей экономики в качестве одного из лидеров в области внедрения инновационной техники и технологий;
- привлечь вложения частных инвестиций в дальнейшее развитие железнодорожной отрасли [4].
При этом под термином «производственно-научных кластеров» понимается сближение фундаментальной науки, научноисследовательской работы вузов и процесса подготовки специалистов. В результате реализуются следующие задачи: развитие фундаментальной науки; инновационное развитие экономики, создание эффективной национальной инновационной системы и подготовка и развитие вузовской науки как важной составной части научно-технического кадрового потенциала экономики, основанной на знаниях.
Соглашаясь с А.А. Горбуновым, выделим четыре уровня целей государственной политики в сфере управления развитием железнодорожного транспорта, первый из которых связан с обеспечением общественных и государственных интересов - макроэкономической эффективности, национальной безопасности и обороноспособности. Второй уровень связан с обеспечением интересов потребителей железнодорожной отрасли, заключающихся в возможности своевременно получать необходимые транспортные услуги, качество которых будет соответствовать их цене. Третий - с учетом интересов предприятий железнодорожной отрасли, заключающихся в достижении финансовоэкономической эффективности и устойчивости своего бизнеса, равно как в обеспечении его развития. В конечном итоге все это влияет на сбалансированность государственной политики в целом, влечет изменения и кристаллизацию социальной структуры, сказывается на опре-
делении системы национальных интересов и приоритетов [5].
Политическая стратегия неотделима от политической тактики, которая связана с последовательным развитием общестратегических ориентаций государства в частных целенаправленных политических ориентациях, в постановке и решении с применением политических средств конкретных управленческих задач. Тактический вектор государственной политики проявляется главным образом в ее правоприменительной и правоинтерпретационной, формах, а реализуется органами исполнительной и судебной власти.
Для реализации стратегической цели государственной политики в сфере железнодорожного транспорта необходимо решить следующие тактические задачи:
- совершенствование железнодорожного законодательства;
- создание правовой базы проводимых в отрасли реформ;
- гармонизацию российского и международного законодательства в области железнодорожного транспорта;
- обеспечение качества подготовки специалистов для железнодорожного транспорта;
- ликвидацию ведомственных, технологических, организационно-правовых барьеров при приеме и передаче транзитных грузов во время портовых, таможенных и пограничных процедур;
- обеспечение эффективной тарифной политики;
- создание правового механизма для привлечения инвестиционных ресурсов в развитие железнодорожной отрасли;
- прогнозирование стратегических рисков развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
Кроме этого, актуальной проблемой государственной политики в сфере управления развитием железнодорожного транспорта является достижение рационального и эффективного механизма взаимодействия всех ветвей государственной власти.
В целях реализации стоящих перед отраслью задач следует особо отметить необходимость разработки и принятия ряда нормативных правовых актов, обеспечивающих эффективное взаимодействие владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и перевозчиков. При этом следует отметить, что смысл проводимых реформ президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин видит в разделении инфраструктуры и перевозок [6].
В практическом плане государственная политика, в том числе и железнодорожная политика, есть разносторонняя деятельность опреде-
ленных субъектов, основным из которых является государство в лице его общефедеральных и региональных органов.
В заключение необходимо отметить, что государственную политику в сфере железнодорожного транспорта на современном этапе можно представить как целенаправленную и последовательную деятельность государства, граждан и негосударственных структур по созданию, развитию и совершенствованию эффективного механизма государственного управления развитием железнодорожного транспорта и его инфраструктуры.
Литература
1. Коробова А.П. Правовая политика: понятие, формы реализации, приоритеты в современной России. Дис. канд. юрид. наук. - Самара, 2000. С. 40.
2. Коробова А.П. Указ. соч. С. 15.
3. Малько А.В., Шундиков К.В. Цели и средства в праве и правовой политике. С.215.
4. Распоряжение Правительства РФ от 17.06.2008 № 877-р «О Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 29. (ч. II). Ст. 3537.
5. Горбунов А.А. Политика развития транспортных коммуникаций в современных условиях: зарубежный и российский опыт (на примере железнодорожного транспорта). Автореф. дисс. докт. полит. наук. М., 2008. С. 29-30.
6. Хренников И., Кашулинский М. Не стой на пути // Forbes. 2006. Август. С. 39.