Аристова Л. Б. *
ТРАНСПОРТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В ЕВРАЗИИ: ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КНР, СТРАН ЦА
L. Aristova**
TRANSPORT INTEGRATION IN EURASIA: PECULIARITIES OF INTERACTION OF PRC, CENTRAL ASIA COUNTRIES
Аннотация: в статье рассматривается транспортное сотрудничество РФ, КНР и государств Центральной Азии в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества, Евразийского экономического союза, китайского проекта Экономического Пояса Шелкового Пути и перспективной высокоскоростной магистрали «Евразия». В частности, автор анализирует международные транспортные проекты с точки зрения национальных интересов стран-участников, проблемы инвестиционного сотрудничества, вопросы безопасности.
Ключевые слова: КНР, РФ, ЦА, Шанхайской Организации Сотрудничества, Экономический пояс Шелкового Пути, транзитный коридор, высокоскоростная магистраль Евразия.
Abstract: The article examines the transport cooperation of the Russian Federation, the PRC and the Central Asian states within the framework of the Shanghai Cooperation Organization, the Eurasian Economic Union, the Chinese project of the Silk Road Economic Belt and the perspective high-speed Eurasia highway. In particular, the author analyzes international transport projects from the point of view of the national interests of the participating countries, the problems of investment cooperation, security issues. Key words: China, Russia, Central Asia, Shanghai Cooperation Organization, Silk Road Economic Zone, transit corridor, high-speed Eurasia highway.
На обширном евразийском пространстве главными партнерами становятся Россия и Китай. Тесное экономическое, культурное, научно-техническое сотрудничество двух стран будет решающим фактором устойчивого развития всего евразийского региона. За последние годы российско-китайские отношения развивались по широкому кругу областей. Если вопросы в сфере международных отношений часто решались совместно, то в экономической сфере двусторонние отношения строятся не просто.
По оценке российских и китайских специалистов, в отношении взаимодействия в сфере экономики двух стран есть больше перспективы расширения взаимовыгодного сотрудничества. В значительной степени оказывает влияние место каждого из государств в мировой системе. В современных
* Аристова Людмила Борисовна - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра экономических исследований Института востоковедения РАН, [email protected]
** Aristova Lyudmila Borisovna - PhD in Economics, Senior Researcher, Department of Economic Research, Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences, Moscow.
условиях двустороннее сотрудничество РФ и КНР в значительной степени идет в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС) [1]. КНР рассматривает страны ШОС как перспективный рынок сбыта своих товаров, получения углеводородного сырья и т. д. Интересы Китая в ШОС можно охарактеризовать как:
1. торгово-инвестиционное (желание укрепиться на местных центрально-азиатских рынках;
2. транспортные - задача связать регионы Центральной Азии (ЦА) с провинциями западного Китая системой транспортных трансграничных коридоров;
Зг> О U и ТТТ U
. Евразийский транзитный Шелковый путь;
4. энергетический аспект (использование углеводородов ЦА).
Для России страны ЦА являются зоной российских интересов. После распада СССР сохранялось мнение, что эти государства в политическом, экономическом, военном отношениях могут быть большой нагрузкой для самой России, рассчитывая на ее помощь в разных сферах экономики. В последнее время с созданием ряда международных организаций (ШОС, ЕврАЗЭС, Единого таможенного союза, экономического пространства) положение меняется, тесное взаимодействие всех стран-участниц проявляется в обеспечении безопасности, борьбы с экстремизмом, международным терроризмом. Идет развитие торгово-экономических связей, совместное использование природных богатств в интересах всех стран региона [3].
Страны ЦА для Китая давно стали зоной национальных интересов. Это и продвижение своих товаров дальше на Запад, развитие районов Западного Китая, вопросы безопасности. Усиление позиций КНР в ЦА для России не может быть положительным. Неоднозначность и сложность в эффективном сотрудничестве КНР и стран ЦА в рамках ШОС объясняется различием в степени экономического развития этих стран. Сотрудничество КНР с ними идет в первую очередь в энергетической, сырьевой сфере, наиболее тесное сотрудничество установилось с Казахстаном. Экспорт Китая в страны ЦА -готовая продукция (89-93%) (машины, оборудование, продовольствие, товары широкого потребления)[4].
Импорт КНР из ЦА - сырье (углеводороды, горные и цветные металлы, химическое, минеральное, текстильное сырье, лесоматериалы) (90%). Сырье идет в КНР в обмен на готовую продукцию.
Проект Экономический Пояс Шелкового Пути (ЭПШП), выдвинутый КНР, для России может быть интересным, при условии соблюдения национальных интересов России и стран ЦА. Для КНР данный проект преследует задачу укрепления и расширения своих экономических связей с соседями, продвижения товаров в Европу, укрепления своих западных районов (Синь-
т TU U и и \
цзян-Уйгурский автономный район), продвижение своих товаров, использование железно-дорожных и автомобильных трасс. В планы Китая входит
Транспортная интеграция в Твразии: особенности взаимодействия КНР, стран ЦА
17
строительство Зоны свободной торговли (3СТ). Для осуществления проекта ЭПШП намечено больше привлекать участников ШОС.
В рамках сухопутных путей перевозки товаров из КНР через Казахстан, далее через РФ сократят время грузоперевозок. В настоящее время китайские товары (более 80%) переправляются в страны Западной Европы морем через Суэцкий канал. Дорога занимает больше времени, чем если бы доставка шла по ЭПШП. Но морские перевозки намного дешевле, хотя времени занимают больше. ЭПШП будет пересекать госграницы, что приведет к удорожанию продукции из-за увеличения сроков перевозки.
Сопряжение Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и китайского проекта ЭПШП может быть полезно всем странам ШОС за счет привлечения инвестиций КНР и ряда стран Азии с учетом их интересов и участия, в частности, России. Но, при этом сопряжение ЭПШП и ЕАЭС может так же привести к возрастанию конкуренции РФ и КНР на территории Центральной Азии. В настоящее время позиции КНР в ЦА укрепляются, что не может не беспокоить РФ. Такое положение следует учитывать и искать новые формы укрепления и продвижения своих экономических интересов в данном регионе. Для успешного развития российско-китайских отношений в экономике нужно учитывать общие интересы и задачи, которые решаются совместно. В области совместных действий можно включить: сферу логистики на транспортных проектах, строительство высокоскоростных магистралей, решение экономических задач, продовольственной безопасности, использование различных видов энергетических источников, развитие малого и среднего бизнеса на территориях обеих стран, унификации таможенных правил, транспортных тарифов и др.
В отношении инвестиционно-финансового сотрудничества РФ и КНР имеют место определенные сложности. Использование китайских инвестиций в сфере транспорта РФ возможно при соблюдении национальных интересов России. Китайская сторона не готова расширять инвестиционные связи с РФ без учета определенной своей выгоды в сфере торговли. Китай заинтересован в размещении своих инвестиций в первую очередь на российской территории опережающего развития. Для РФ привлечение инвестиций Индии, Южной Азии в транспортную сферу может иметь положительную сторону и сбалансировать отношения в системе ШОС[5].
Руководство КНР достигло соглашения по сопряжению ЭПШП с железнодорожными проектами других стран. Так с монгольским проектом «Степной путь» (модернизация монгольской железной дороги КНР - РФ), южнокорейской (объединение железной дороги Северной и Южной Кореи с выходом на Транссиб) и Казахскую программу «Светлый путь».
Южные маршруты Китая в обход России не могут быть в большой степени конкурентами РФ. Эти маршруты связаны с пересечением ряда государственных границ, суши и моря с наземного транспорта на морские суда, затем снова на железные или автодороги, что вызовет удорожание продукции, нет единых тарифов и др.
В связи с вышесказанным, хочется обратить внимание на перспективный международный транспортный проект «Евразия», который предполагает строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали для организации высокоскоростных грузовых и пассажирских перевозок между Китаем и Европейским Союзом [2]. Коридор соединит европейскую и китайскую сети высокоскоростных железнодорожных магистралей и будет построена от Берлина (Германия) до Урумчи (Китай).
В настоящее время рассматривается несколько вариантов трассировки ВСМ «Евразия»: через Казахстан, через Сибирь и через Алтай. В рамках предварительного ТЭО в качестве приоритетного был выбран вариант трассировки через Казахстан, который предполагает протяженность по территории Российской Федерации (3050 км, или 42,9% общей дистанции ВСМ) и максимальный уровень международной кооперации с вовлечением шести стран-участниц: Российской Федерации, Китайской Народной Республики, стран Евроазиатского экономического союза (Республики Казахстан и Республики Беларусь), государств Европейского союза (Федеративная Республика Германия и Республика Польша).
Реализация Проекта будет способствовать решению следующих задач: существенное усиление роли России в глобальной торговле за счет объединения высокоскоростных железнодорожных сетей Китая и ЕС, капитализация транзитного потенциала России, выход на лидирующие позиции в мире по экспорту транспортных услуг; существенное ускорение темпов экономического роста России за счет объединения крупнейших агломераций, импульса к развитию промышленности, улучшения условий для выхода российских регионов на внешние рынки; обеспечение лидирующих позиций России в новой высокотехнологической нише производства специализированного высокоскоростного грузового и пассажирского подвижного состава.
Литература / References
1. Акопов П. России и Китаю нужен один путь. 14.05.2017. https://mediarepost. ru/news/99274-rossii-i-kitayu-nuzhen-odin-put-petr-akopov.html (дата обращения 03.02.2018)
2. ВСМ «Евразия». http://www.hsrail.ru/info/silkway/ (дата обращения 12.02.2018)
3. Политологи о проекте «Один пояс - один путь». Аргументы и факты. 15.05.2017. http: //www. aif. ru/event/digital/politologi_o_ proekte_odin_poyas_ odin_put (дата обращения 10.02.2018)
4. Россия и китайская инициатива «Один пояс, один путь». 22.05.2017. http://news24today.info/rossiya-i-kitayskaya-initsiativa-odin-poyas-odin-put.html (дата обращения 20.01.2018)
5. Строганов А.Д. Новый шёлковый путь: вызов российской логистике // Журнал «Азимут научных исследований: экономика и управление». Вып. № 4, декабрь 2016 г.