Научная статья на тему 'Транспортная инфраструктура Востока России'

Транспортная инфраструктура Востока России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
3432
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ / МОРСКОЙ ПОРТ / ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ / ГРУЗООБОРОТ / ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ДОРОЖНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / RAILWAY TRANSPORT / MOTOR TRANSPORT / SEABORNE TRANSPORT / SEA PORT / CARGO TURNOVER / ROAD INFRASTRUCTURE / EASTERN SIBERIA / RUSSIAN FAR EAST / FREIGHT TRAFFIC / ROAD-BUILDING

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ивашин А.С., Сокол К.П.

Рассмотрены основные показатели работы железнодорожного и автомобильного транспорта Восточной Сибири и Дальнего Востока. Определены перспективы развития инфраструктуры автомобильного транспорта, проанализированы динамика грузооборота, структура и объем перевозки грузов. Установлены направления и приоритетные проекты развития морских портов востока России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Ивашин А.С., Сокол К.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transport infrastructure of Eastern Russia

The article looks at the primary performance indicators of railway and motor transport of Eastern Siberia and the Far East, estimates perspectives for development of motor transport infrastructure, analyses dynamics of cargo turnover, structure and amounts of freight traffic, sets out direction and priority projects for development of Eastern Russia's sea ports.

Текст научной работы на тему «Транспортная инфраструктура Востока России»

Транспортная инфраструктура

востока России

А. С. ИВАШИН, генеральный директор ОАО «Сибпромжелдортранс», К. П. СОКОЛ, зам. генерального директора по финансам и внутреннему контролю ООО «Сибпромжелдортранс»

Развитие транспортной инфраструктуры является необходимым условием устойчивого социально-экономического развития Восточной Сибири и Дальнего Востока. Экономический рост региона и сопровождающие его процессы расширения внешнеторгового обмена требуют существенного увеличения пропускной способности железных, автомобильных дорог и портов для экспорта и транзита.

В целом для России характерно неравномерное распределение транспортных объектов: высокая их концентрация наблюдается в европейской части страны, где сосредоточены основные промышленные центры и населенные пункты. Восточные регионы значительно уступают среднероссийским по таким показателям, как протяженность трасс, плотность железнодорожного и автомобильного сообщения.

Низкая плотность транспортной инфраструктуры при огромных размерах территории Восточной Сибири и Дальнего Востока, очаговый характер расселения с низкой плотностью населения, высокая зависимость экономики от природно-климатических условий, обусловливающая сезонность функционирования транспорта — все эти факторы сдерживают реализацию природного и экономического потенциала региона.

Железнодорожный транспорт

Основными транспортными артериями Восточной Сибири и Дальнего Востока являются Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали. В настоящее время основная нагрузка в экспортных и транзитных перевозках приходится на Транссибирскую магистраль, пропускная способность которой — до 100 млн т/год. Пропускная способность Байкало-Амурской магистрали составляет 14,6 млн т/год. Международное значение имеют ответвления Наушки — Улан-Батор — Пекин и Борзя — Харбин, а также выход к портам Тихого океана.

Общая протяженность железнодорожных путей регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока составляет 17,3 тыс. км, или 20 % от длины железных дорог России (см. таблицу). Желез-

торговых и транзитных позиций России в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), но и на укрепление экономических связей востока страны с регионами Западной Сибири, Урала, европейской части.

Железнодорожные магистрали, интегрированные с морскими портами в

нодорожная сеть сконцентрирована преимущественно в Иркутской области, Забайкальском и Красноярском краях, а также в южной зоне Дальнего Востока — в Приморском, Хабаровском краях, Амурской и Сахалинской областях. В ряде регионов (Республика Тыва, Магаданская область, Камчатский край, Чукотский автономный округ) железнодорожное сообщение полностью отсутствует. Средняя плотность пролегания железнодорожных путей составляет 1,7 км на1 тыс. кв. км территории, что существенно уступает среднероссийскому показателю — 5 км на 1 тыс. кв. км территории.

Развитие железнодорожной инфраструктуры в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке — приоритетная задача государственной значимости, решение которой направлено не только на стимулирование социально-экономического развития региона и усиление

транспортные коридоры, позволят обеспечить вывоз сырья и продукции с высокой добавленной стоимостью горно-металлургического, топливно-энергетического, химического и агропромышленного комплексов. Благодаря реализации этого транзитного потенциала наша страна получит не только экономический эффект от участия в международных перевозках, но новые инструменты влияния на мировые экономические процессы.

Для реализации важнейших задач и проектов, зафиксированных в утвержденных Правительством РФ документах стратегического развития отрасли1 определяются следующие основные направления развития железных дорог Сибири и Дальнего Востока:

• обеспечение транспортной целостности, независимости, безопасности и обороноспособности страны, соци-

1 Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р); Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г. (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. № 877-р).

Протяженность и плотность железных и автомобильных дорог общего пользования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке

Субъект РФ

Площадь территории, тыс. кв. км

Железные дорога Автомобильные дороги с твердым покрытием

Эксплуатационная длина, км Плотность, км на 1 тыс. кв. км Протяженность, км Плотность, км на 1 тыс. кв. км

Восточная Сибирь и Республика Саха (Якутия) 7238,5 9 391 1,3 63155 8,7

Республика Бурятия 351,3 1 227 3,5 6 378 18,2

Республика Тыва 168,6 - - 3 095 18,4

Республика Хакасия 61,6 667 10,8 2 810 45,6

Забайкальский край 431,9 2 399 5,6 15 589 36,1

Красноярский край 2 366,8 2 067 0,9 14754 6,2

Иркутская область 774,8 2 506 3,2 12 425 16,0

Республика Саха (Якутия) 3 083,5 525 0,2 8104 2,6

Дальний Восток 3085,8 7908 2,6 29196 9,5

Сахалинская область 87,1 805 9,2 1115 12,8

Приморский край 164,7 1557 9,5 8 316 50,5

Магаданская область 462,5 - - 2 150 4,6

Камчатский край 464,3 - - 1655 3,6

Хабаровский край 787,5 2 099 2,7 5 627 7,1

Еврейская АО 36,3 513 14,1 1602 44,1

Чукотский АО 721,5 - - 569 0,8

Амурская область 361,9 2 934 8,1 8162 22,6

Восточная Сибирь и Дальний Восток, всего 10 324,3 17299,0 1,7 92 351,0 8,9

Россия, всего 17075,0 84957,0 5,0 647004,0 37,9

Доля Восточной Сибири и Дальнего Востока, % 60 20 - 14 -

ально-экономического развития восточных регионов России;

• повышение защищенности объектов железнодорожной транспортной инфраструктуры от различного рода угроз, в том числе актов диверсионно-террористической деятельности;

• реализация транзитного потенциала России на базе интеграции железнодорожного транспорта в международные транспортные системы, в первую очередь Транссиба, БАМа и российских портов Дальнего Востока;

• создание условий для углубления экономической интеграции Сибири и Дальнего Востока с регионами Урала и европейской части страны и странами АТР, повышения мобильности трудовых ресурсов;

• снижение совокупных транспортных издержек, в том числе за счет повышения эффективности функционирования железнодорожного транспорта и увеличения объемов перевозок на Дальний Восток;

• приведение уровня качества и безопасности перевозок в соответствие требованиям населения и экономики и лучшим мировым стандартам на основе технологического и технического развития железнодорожного транспорта.

По итогам 2011 г. на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока в рамках федеральной целевой программы «Железнодорожный транспорт» реализуются следующие проекты:

• строится пусковой комплекс Том-мот — Якутск (Нижний Бестях) желез-

нодорожной линии Беркакит — Том-мот — Якутск в Республике Саха (Якутия): на участке Томмот — Кердем обустраиваются станции и разъезды, устанавливаются системы связи и энергетики; на участке Кердем — Нижний Бестях закончена рубка просеки, отсыпка притрассовой автодороги, разработка карьеров, завершается отсыпка земляного полотна; на ст. Нижний Бес-тях строятся искусственные сооружения, административно-бытовые и слу-жебно-технические здания;

• введен в эксплуатацию мост через р. Чуна на 124-м км линии Тайшет — Лена Восточно-Сибирской железной дороги;

• проведена реконструкция Кроль-ского тоннеля на участке Абакан — Тайшет Красноярской железной дороги;

• введен в эксплуатацию мост на 225-м км ПК 4-й линии Корсаков — Ноглики в рамках проекта переустройства Сахалинской железной дороги на общесетевую ширину колеи 1520 мм.

Кроме того, запланировано строительство второго пускового комплекса от ст. Правая Лена с совмещенным мостовым переходом через р. Лена в районе г. Якутск до ст. Якутский речной порт (левый берег) в Республике Саха (Якутия). Но поскольку Правительство РФ до сих пор не приняло окончательного решения об организации транспортного сообщения через р. Лена в районе г. Якутск, строительство объекта еще не начато.

В 2013 г. планируется завершение строительства железнодорожной ветки

Беркакит — Томмот — Якутск для завоза грузов.

Возможно, примером государственно-частного партнерства (ГЧП) станет строительство железнодорожной линии Кызыл — Курагино. Она позволит освоить минерально-сырьевую базу Республики Тыва, решить проблему северного завоза. Строительство было намечено на 2009 г., однако в связи с кризисом перенесено на 2012 г. Сейчас по механизму ГЧП реализуются несколько проектов: вынос железнодорожного участка из зоны затопления Бурейской ГЭС, расширение разъезда Хмыловский Дальневосточной железной дороги, строительство железнодорожной инфраструктуры на участке Кузнецово — Находка — Хмыловский, строительство нового Кузнецовского тоннеля.

Кроме того, продолжаются работы по созданию транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области: на первом этапе находится строительство новой линии железной дороги Нарын — Лугокан, ведущееся за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации (24,2 млрд руб.) и средств инвестора — ОАО «ГМК „Норильский никель"» (8,01 млрд руб.).

На ликвидацию одного из узких мест в районе Кузнецовского перевала направлен проект «Реконструкция участка Оунэ — Высокогорная со строительством нового Кузнецовского тоннеля на участке Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань». Он уже реализуется,

и после ввода в эксплуатацию в 2013 г. нового тоннеля пропускная способность на данном участке будет увеличена более чем в 2 раза (с 14 млн т до 30-35 млн т).

Ключевые проекты развития железнодорожного транспорта в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке в основном связаны с освоением месторождений полезных ископаемых и реализацией транзитного потенциала региона.

Основным направлением развития транспортного комплекса является завершение формирования опорной магистральной железнодорожной сети: модернизация и повышение пропускной способности Транссиба, завершение строительства БАМа и АЯМа (Аму-ро-Якутской железнодорожной магистрали), строительство соединительных и новых железнодорожных линий.

Правительство Республики Бурятия подготовило предложения по включению в Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)» строительства на территории республики железной дороги Новоильинский (Транссиб) — Озерный — Таксимо (БАМ). Эта ветка позволит ускорить освоение месторождений на востоке республики (Озерного полиметаллического, Оре-китканского молибденового и Хиаг-динского уранового).

Решается вопрос о реконструкции дорог Улан-Удэ — Романовка — Чита, Романовка — Багдарин, а также о строительстве новой (Таксимо — Витим, включая мостовой переход через р. Витим).

До 2015 г. планируется проложить несколько линий:

• в Восточной Сибири: Чадобец — Чадобецкий горно-обогатительный комбинат (протяженность 156 км), Чадобец — Кода (22 км), Новая Чара — Чина (30 км), Приаргунск — Березовское (1125 км), Нарын — Лугокан (375 км), Кызыл — Курагино (460 км) с продлением в Монголию и Китай (Урумчи);

• на Дальнем Востоке: Селихин — Ныш (582 км), Шимановская — Гарь (148 км), Улак — Эльга (313 км), Правая Лена — Якутск (105 км).

До 2030 г. в Восточной Сибири планируется прокладка линий Лена — Не-па — Ленск (1100 км), Новая Чара — Ап-сатская (40 км).

На Дальнем Востоке до 2030 г. запланировано:

• строительство новых железнодорожных линий Якутск — Магадан, Нижний Бестях — Мома — Магадан (протя-

женность 1131 км), Селихин — Серге-евка (протяженность 1085 км), Сук-пай — Самарга (протяженность 1085 км), Тында — Зея 105 км.), Гарь — Фев-ральск (141 км), Якутск — Кангалассы (50 км), Мегино-Алдан — Джебарики-Хая (87 км), Хани — Олекминск (450 км); Новочугуевка — Кавалерово — Дальне-горск — Рудная Пристань, Кавалерово — Ольга, Сергеевка — Лазо — Валентин, Дальнереченск — Новопокровка (с продлением линии до Дальнегорска — Рудная Пристань); Сухановка — Зарубино;

• строительство второго пути и электрификация на участках Уссурийск — Гродеково; Смоляниново — Дунай; Барановский — Хасан; Турий Рог (Но-вокачалинск) — Сибирцево — Новочу-гуевка — Кавалерово — Дальнегорск — Рудная Пристань — Кавалерово — Ольга; Партизанск (Сергеевка) — Валентин; Находка — Новочугуевка;

• организация скоростного движения на линиях Уссурийск — Владивосток, Владивосток — Хабаровск;

• комплексное развитие Владивостокского транспортного узла, включающее в себя реконструкцию железнодорожной станции Мыс Чуркина, строительство второго пути на участке железной дороги Вторая Речка — Мыс Чуркина, увеличение пропускной способности участков Вторая Речка — Мыс Чуркина и Мыс Чуркина — Дальрыб-порт, реконструкцию железнодорожной станции Владивосток, строительство соединительного пути от сортировочного парка железнодорожной станции Владивосток к причалам Владивостокского морского торгового порта и проектируемому контейнерному терминалу; строительство второго пути и электрификацию на участках грузового и пассажирского сообщения Дальрыбпорт — Улисс — Шамора — Артем, Владивосток — Эгершельд — На-деждинская (со строительством совме-

щенного железнодорожно-автомо-бильного моста через Амурский залив в районе станции Океанская — полуостров Де-Фриз;

• комплексное развитие Находкинского транспортного узла: реконструкция железнодорожной станции Находка, строительство участка железной дороги Находка-Восточная — Козьмино);

• формирование системы логистических центров и парков на базе крупных железнодорожных станций (г. Уссурийск);

• железнодорожных пограничных переходов Гродеково — Суйфэньхэ и Махалино (Камышовая) — Хуньчунь;

• строительство железнодорожных пограничных переходов Турий Рог — Мишань и Лесозаводск — Хулинь с продлением железнодорожной линии Лесозаводск — Дальнегорск — Рудная Пристань.

Автомобильные дороги

Общая протяженность и плотность сети автомобильных дорог в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке составляет 92,4 тыс. км, или 14 % от общероссийских показателей (см. таблицу). В Восточной Сибири максимальной по протяженности является автодорожная система в Забайкалье, в Красноярском крае, Иркутской области, на Дальнем Востоке — в Приморском, Хабаровском краях, Амурской области. Средняя плотность пролегания автомобильных дорог составляет 8,9 км на 1 тыс. кв. км территории, что существенно ниже среднероссийского показателя — 37,9 км на 1 тыс. кв. км территории.

Значительная часть дорог с твердым покрытием сосредоточена в Забайкалье, Красноярском крае, Иркутской области и южных районах Дальнего Востока, на Сахалине, где проходят автомобильные дороги федерального значения «Уссури» (Хабаровск — Вла-

дивосток), «Колыма» (Якутск — Ханды-га — Магадан, на юге соединяется с сетью дорог Амурской области, часть трассы проложена по зимнику) и «Амур» (соединяет Амурскую область и Хабаровский край с регионами Восточной Сибири). Для восточных регионов значимы автомобильные федеральные дороги «Лена» (Большой Невер — Том-мот — Якутск), Южно-Сахалинск — Корсаков, Южно-Сахалинск — Холмск, «Вилюй» (от автомобильной дороги «Байкал» через Братск, Усть-Кут, Мирный до Якутска), «Енисей» (Красноярск — Абакан — Кызыл — государственная граница с Монголией).

Развитие инфраструктуры автомобильного транспорта в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке будет связано в основном с созданием крупных логистических центров и транспортных коридоров, повышением надежности северного завоза, освоением месторождений, а также строительством перерабатывающих предприятий и трубопроводов.

Формирование перспективной дорожной сети России до 2030 г. должно включать в себя строительство и модернизацию автомобильных дорог федерального значения в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке1, обеспечивающих:

• межрегиональное сообщение и интеграцию разобщенной дорожной сети отдельных областей в единую транспортную систему России (Владивосток — Хабаровск — Чита — Новосибирск);

• автотранспортную связь субъектов на северо-востоке страны с дорожной сетью России (Хабаровск — Николаевск-на-Амуре с подъездом к Комсомольску-на-Амуре, Южно-Сахалинск — Тымовское — Оха — порт Москальво);

• подъезд от федеральной сети России к морским портам Ольга, Ванино, Восточный и др.

В 2010 г. построена федеральная трасса «Чита — Хабаровск».

В соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 г приоритетными направлениями должны стать строительство и реконструкция участков автомобильных дорог «Вилюй», М-60 «Уссури», М-56 «Лена», «Колыма», Хабаровск — Николаевск-на-Амуре с подъ-

ездом к Комсомольску-на-Амуре, Усть-Камчатск — Петропавловск-Камчатский, Соболево — Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск — Тымовское — Оха — порт Москальво, подъездов от федеральной сети к г. Благовещенск, морским портам Владивосток, Ванино, Восточный, аэропортам городов Анадырь и Петропавловск-Камчатский, продление автомобильной дороги «Колыма» до порта Анадырь и строительство ответвления трассы на Камчатку.

В рамках подпрограммы «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» в Приморском крае ведется строительство и реконструкция мостовых переходов через бухту Золотой Рог и на о-в Русский через пролив Босфор Восточный, автомобильной дороги аэропорт Кневи-чи — ст. Санаторная на участке автомобильной дороги М-60 «Уссури» ( 733— 752-й км), автомобильной дороги пос. Новый — п-ов Де-Фриз — Седанка — бухта Патрокл с низководным мостом (эстакадой) через Амурский залив. Также приводится в нормативное техническое состояние улично-дорожная сеть Владивостока.

Морские порты

На побережье Дальнего Востока действует 32 морских порта. Наибольшее значение имеют порты с круглогодичной навигацией и потенциальным грузооборотом не менее 1 млн т в год, крупнейшие из которых расположены в Приморском крае (Восточный, Находка, Владивосток, Посьет, Пластун), в Хабаровском крае (Ванино, Де-Кастри), на Сахалине (Холмск, Корсаков, Углегорск), а также порты Магадан и Петропавловск-Камчатский.

Прямой выход портов Приморья и порта Ванино на Транссибирскую магистраль и БАМ способствовали образованию крупных транспортных узлов — Владивостокского (Владивостокский торговый порт), Находкинского (Находкинский торговый порт, нефте-порт, порт Восточный) и Ванинского (порты Ванино, Советская Гавань и ЗАО «Трансбункер»).

В 2010 г. объем перевалки грузов портами Дальнего Востока составил

118,06 млн т. После реализации ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)» и планов инвесторов мощности портов должны увеличиться почти на 50 млн т.

Самый крупный и современный порт на Дальнем Востоке — Восточный, его грузооборот — 35,68 млн т. Грузооборот порта Ванино составляет 17,3 млн т, порта Находка — 15,32 млн т, порта Владивосток — 11,18 млн т, порта Пось-ет — 4,67 млн т.

В структуре перевозимых грузов в портах Дальнего Востока более 60 % приходится на экспортные товары, около 5 % — на импортные и 20 % — на каботажные перевозки. Высокая доля каботажа наблюдается в портах Магадан (80 %), Петропавловск-Камчатский (85,9 %) и Холмск (99 %). Экспортные потоки с дальневосточного побережья формируются за счет поставок в страны АТР нефти, леса, металла, угля, руды, рыбы и морепродуктов. В структуре импортных грузов преобладают продовольственные товары.

Развитие морских портов — важное условие усиления экономических позиций России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В настоящее время грузооборот и технические характеристики терминалов на Дальнем Востоке несопоставимы с показателями портов стран Тихоокеанского кольца — Японии, Китая, Кореи, Индии, США, Канады, Сингапура.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обеспечение системного развития транспортно-логистических узлов включает в себя расширение железнодорожной, автодорожной и морской инфраструктуры в Приморском, Хабаровском краях, на Камчатке, Сахалине и в других субъектах Дальнего Востока, их интеграцию в международную транспортную систему2.

Порты Дальнего Востока могли бы принять на себя грузопотоки приграничных провинций Китая, частично разгрузив транзитные порты Японии и Кореи, осуществляющие в настоящее время перевалку грузов, идущих из Китая на западное побережье США и Канады и обратно.

Согласно федеральной Стратегии развития морской портовой инфра-

1 См. подробнее: Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р); Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 г (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. № 2094-р); Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 г № 1120-р).

2 См. подробнее: Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 г. (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. № 2094-р); Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. № 1120-р); Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. № 1235-р); Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г.

№ 1734-р).

структуры в перспективе до 2030 года1, разработанной специалистами органов государственного управления и крупнейших отраслевых компаний, для формирования международной конкурентоспособности инфраструктуры морских портов необходимо:

• обеспечение достаточных мощностей для перевалки грузов;

• достижение экономической эффективности развития портовой инфраструктуры;

• достижение международной конкурентоспособности услуг российских портов;

• обеспечение безопасного функционирования и развития морской портовой инфраструктуры и морского транспорта;

• решение общественных и социальных задач развития морской портовой инфраструктуры и морского транспорта.

Перспективная грузовая база, тяготеющая к бассейну российского Дальнего Востока, оценивается в 400 млн т, в том числе по наливным грузам — 160 млн т, по сухим — 240 млн т. Грузовая база портов Дальневосточного бассейна будет обеспечена в основном энергетическими (нефть, нефтепродукты, сжиженные природные и углеводородные газы, уголь, кокс), нефте-газохимическими, горно-металлургическими, продовольственными (зерно, соя) и лесными ресурсами Сибири и Дальнего Востока, а также функционированием транспортного коридора «Восток — Запад» (контейнеры).

Однако дальнейшее развитие мощностей портов Дальневосточного бассейна может быть ограничено пропускной способностью железной дороги.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г № 1185 утверждено создание портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ) в порту Советская Гавань. Предполагаемые суммарные мощности новых терминалов составят порядка 60 млн т.

В рамках подпрограммы «Развитие экспорта транспортных услуг» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)» на территории Дальневосточного федерального округа осуществляется реализация инвестиционного проекта «Развитие транспортного узла „Восточный-Находка" (Приморский край)».

На побережье Татарского пролива в бухтах Ванино, Мучка, заливе Советская Гавань активно формируется Ва-нино-Совгаванский транспортно-про-мышленный узел, что уже к 2020 г. приведет к увеличению объемов переработки грузов в портах региона с нынешних 10 до 60 млн т.

В рамках развития транспортно-ло-гистической морской инфраструктуры Дальнего Востока важнейшими системообразующими проектами являются:

• развитие контейнерных перевозок из северо-восточных провинций Китая в Японию, США и Канаду через российские порты, прежде всего Владивосток и Восточный на основе модернизированных контейнерных терминалов;

• строительство логистического центра «Южный приморский терминал» для экспорта металлов, леса, целлюлозы (Владивостокский морской торговый порт);

• строительство третьей очереди угольного терминала в Находке мощностью 6,5 млн т с последующим ее увеличением до 28 млн т в год;

• расширение нефтеналивного терминала в Находке;

• строительство в порту Восточный второй очереди терминала для перевалки метанола 1 млн т в год;

• строительство терминала по переработке транзитных грузов китайского направления в порту Зарубино;

• расширение нефтеналивного терминала в Козьмино до 50 млн т в год;

• строительство нефтеперерабатывающего завода, нефтепродуктового и нефтехимического терминалов в бухте Елизарова;

• строительство угольного терминала мощностью 8 млн т в бухте Суходол возле г. Большой Камень;

• реконструкция припортовой станции Находка-Восточная;

• развитие морского порта Посьет;

• строительство угольного терминала на побережье залива Петра Великого;

• строительство угольного терминала в порту Ванино (бухта Мучка);

• строительство угольного терминала на о-ве Сахалин в районе мыса Изыльметьева;

• строительство зерновых терминалов в портах Восточный и Ванино.

Развитие транспортной инфраструктуры региона должно носить комплексный характер: согласование планов строительства портовой инфраструктуры со строительством автомобильных и железнодорожных объектов позволит существенно повысить грузооборот портов на Дальнем Востоке, решит проблему узких мест на пути следования транспорта, повысит конкурентоспособность продукции предприятий.

Литература

1. Конторович А. Э., Коржубаев А. Г., Санеев В. А., Эдер Л. В. Генплан для Востока России // Нефтегазовая вертикаль. 2004. № 17.

2. Коржубаев А. Г., Филимонова И. В., Эдер Л. В. Концепция формирования новых центров нефтегазового комплекса на востоке России. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2010.

3. Коржубаев А. Г., Филимонова И. В., Эдер Л. В. Стратегия комплексного освоения ресурсов и запасов газа Восточной Сибири и Дальнего Востока // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2009. № 1.

4. Коржубаев А. Г., Суслов В. И. Стратегия развития инфраструктуры транспорта нефти, нефтепродуктов и газа // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2009. № 1.

5. Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона (утверждена Приказом министра промышленности и энергетики Российской Федерации от 03.09.2007 г. № 340).

6. Суслов В. И., Коржубаев А. Г. Развитие транспортных путей и транспортной инфраструктуры энергетики Сибири // Проблемы развития российской энергетики: Материалы науч. сессии СО РАН, 24 февр. 2005 г., Новосибирск. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005.

7. Суслов В. И., Коржубаев А. Г., Малов В. Ю. Транспорт Сибири: проблемы и перспективы // Регион: экономика и социология. 2004. № 3.

8. Суслов В. И., Елгин В. В., Коржубаев А. Г. Транспортная инфраструктура востока России // Нефтегазовая вертикаль. 2005. № 7.

9. Суслов В. И., Коржубаев А. Г. Энергетические транспортные пути и транспортная инфраструктура в Сибири и на Дальнем Востоке // ЭКО. 2005. № 8.

10. Филимонова И. В. Стратегия развития газовой промышленности Восточной Сибири и Дальнего Востока // Отраслевой и макроэкономический аспекты развития российской экономики: сб. науч. тр. / отв. ред. В. Н. Павлов, Л. К. Казанцева. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2010.

1 См. подробнее: Стратегия развития морской портовой инфраструктуры в перспективе до 2030 года. URL: http://www.rosmorport.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.