II университета
[ЖУРНАЛ водных /_/ коммуникации
2. Яценко Т. С. Категория шиканы в гражданском праве: история и современность. — М., 2003.
3. Малиновский А. А. Злоупотребление правом. — М., 2000.
4. Лейст О. Э. Три концепции права // Советское государство и право. — 1991. — № 12.
5. КузминаМ. Н. Юридический конфликт: теория и практика решения. — М., 2008.
О. А. Лиходей,
д-р социол. наук, проф., СПГУВК
ТРАНСПОРТНАЯ ГЕОПОЛИТИКА РОССИИ
RUSSIA TRANSPORT GEOPOLICY
В статье рассматривается роль транспорта в обеспечении устойчивости и безопасности российского геополитического пространства. Определяется место России в современном мире и ее миссия.
The article considers the role of transport in stability and safety of Russian geopolitical space. The role of Russia in the modern world and its mission are defined.
Ключевые слова: геополитика, транспорт, миссия, континентальный альянс, устойчивость, ран-
зит.
Key words: Geopolicy, transport, mission, continental alliance, stability, transit.
НАКОМЯСЬ с историей какой-либо страны, мы изучаем изменение событий во времени, влияние, которое оказывали на ход исторического процесса выдающиеся личности, религиозные представления, столкновения с другими культурами и народами, господствующие идеологии. Сосредоточиваясь преимущественно на переменной части истории, мы упускаем ее постоянную, фоновую сторону — ландшафт, климат, плотность и темпы прироста населения, наличие или отсутствие природных ресурсов. Вместе с тем эти условия влияют на формирование государства, особенности ведения хозяйства, его структуру, специфику культуры. Осознание значимости этих факторов обусловило появление во второй половине Х1Х в. геополитики. Определяя ее предметную область, немецкий ученый Фридрих Ратцель (1844-1904) подчеркивал, что она должна изучать как возможности использования в политических целях факторов внешней среды, так и воздействия на нее в интересах военно-политической, экономической и эко-
логической безопасности. В настоящее время геополитика предстает как теория и практика внешней политики государств, основанной на увязывании географического фактора, национальных, экономических, политических и этнокультурных процессов.
Структура геопространства состоит из трех элементов: ядра, периферии, срединной зоны и связей между ними. Основным структурным элементом является ядро, в котором концентрируется информация о функционировании системы и из которого исходят управленческие решения. Срединная зона имеет смешанные функции и выступает как ресурсная зона, как опорная часть ядра и периферии. Периферийная зона выступает в качестве е ресурсной части геосистемы. Она выполняет Ц роль буфера в отношении соседних геосис- 1,1 тем. Устойчивость и безопасность геополи-^^8' тического пространства зависят от факторов внутреннего и внешнего порядка.
Важнейшими внутренними факторами устойчивости и развития являются оси развития, представляющие собой сложные субли-
неиные структуры из крупнеиших транспортных магистралей, инженерно-технических коммуникаций и населенных пунктов вдоль них [5]. По осям развития осуществляется взаимосвязь ядра, периферии и срединной зоны. Остановимся на транспортной составляющей, обеспечивающей устойчивость и безопасность российского геополитического пространства.
Исторически собирание русских земель шло по водным артериям (север-юг), поэтому внутренний водный транспорт относится к одному из древнейших видов транспорта. Затем стали прокладывать сухопутные тракты с запада на восток и на юго-восток. Одновременно прокладывались маршруты к теплым морям, происходило освоение Северного Ледовитого океана. В Х1Х в. в освоении и скреплении российских территорий значительную роль стал играть железнодорожный транспорт. Создание транспортной сети интенсифицировалось в первой четверти ХХ в. в связи с вступлением России на путь капиталистического развития. В настоящее время сформирована единая транспортная система России — совокупность непрерывно, планомерно и пропорционально развиваемых и используемых всех видов транспорта, включающих сеть путей сообщения и транспортные узлы (станции, порты, аэропорты, автозаправочные станции, станции технического обслуживания автомобилей, перекачные и компрессорные станции).
Транспортные коммуникации выполняют функцию каркаса, скрепляющего территорию страны и удерживающую ее от разрушения: транспорт обслуживает потребности в перевозках всех отраслей экономики как сферы материального, так и нематериального производства, обеспечивая нормальное функционирование рынков товаров и услуг. Развитие транспорта способствует освоению
^ природных богатств, влияет на размещение
I? городов и населенных пунктов. Кроме того,
Л
в транспортная деятельность создает милли-
I®® оны рабочих мест, повышает транспортную доступность работы населения. Общественные работы при строительстве объектов транспортной инфраструктуры способствуют снижению безработицы. Моторизация перемещения населения способствует развитию
и охвату населения услугами образования и здравоохранения. Справедливо полагать, что развитие транспорта создает возможность и способствует выравниванию уровней экономического развития регионов. Транспортная система является одной из основ обороноспособности страны, важнейшим фактором национальной безопасности.
Необходимость развития транспортных коммуникаций связана с тем, что ядро в структуре российского геополитического пространства сдвинуто на запад, связь с северными и восточными периферийными районами труднодоступна по причине слабой развитости транспортных коммуникаций и дороговизны пассажирских перевозок. Кроме того, разорванность пространства и дисбаланс между регионами страны по количественно-качественным показателям производства и уровня жизни стимулирует отток населения с обширных территорий с тяжелыми климатическими условиями, где сосредоточены богатые природные ресурсы, и может влиять на рост сепаратистских настроений в регионах.
Транспортные коммуникации не только объединяют россиян, но и связывают страну с мировым сообществом. Конкурентным преимуществом России является ее территория, энергетические ресурсы и географическое положение. Один из основателей геополитики Хэлфорд Маккиндер (1861-1947) в докладе «Географическая ось истории» (1904) отметил значимость географического положения, которое занимает страна. По его мнению, для государства самым выгодным географическим положением является срединное, центральное1. В центре мира находится Евразийский континент, представляющий собой наиболее удачную территорию для контроля над всем миром. Это земли от Европы до Тихого океана, от бассейнов рек Северного Ледовитого океана и Каспийского и Аральского морей. В центре Евразии — «географическая ось истории» или «осевой ареал» — сердце мира Heartland, («Хартленд», «сердцевидная земля»). Х. Мак-киндер прогнозировал возможность обретения Россией господствующего положения в Евразии и упрочения в перспективе своих позиций в глобальном масштабе. Он полагал,
Центральное — с планетарной точки зрения.
что тот, кто правит в Восточной Европе, тот господствует над Хартлендом. Тот, кто правит Хартлендом, господствует над мировым островом (Евразией). Тот, кто правит мировым островом, господствует над всем миром.
Для предотвращения развития событий по указанному сценарию Х. Маккиндер рекомендовал любым способом препятствовать созданию стратегического союза ведущих континентальных держав — России и Германии. У каждой из них в отдельности не хватает чего-то существенного, чтобы сделать их великими державами. У России проблемы с экономикой, у Германии — с вооруженными силами, у Франции — с природными ресурсами и надежной промышленной базой. Собранная воедино комбинация из Франции, Гер -мании, России имеет все атрибуты великой силы, способной уравновешивать США на глобальном уровне. Франция в таком случае обеспечивает политическое и идеологическое лидерство, Германия — экономическую мощь, Россия — военное прикрытие. Именно по этой причине рекомендовалось отсечь Гер -манию и Россию друг от друга санитарным кордоном1. Кроме того, следовало препятствовать России в ее стремлении получить доступ к теплым морям, а также вовлекать в орбиту атлантистского влияния народы на окраине Евразии (Средиземноморье, Ближний Восток, Индия, Юго-Восточная Азия) и создавать опорные пункты в Китае.
Эти рекомендации после Второй мировой войны легли в основу американской концепции сдерживания. О реализации идей Х. Маккиндера свидетельствует создание между Россией и Европой санитарного кордона в лице «Новой Европы» — восточно-европейских стран, принятых в Евросоюз и НАТО, которые в большей степени ориентируются на Вашингтон, чем на Брюссель или Париж. В Литве размещена военная база НАТО, на территории бывшей российской военной базы в Латвии строится мощная американская РЛС. В конце 2005 г. военная база США размеще-
1 Санитарный кордон — определенная зона, которая не близка ни одному из союзников и представляет собой некую расширенную конфликтную территорию, с помощью которой создается и поддерживается противостояние между участниками стратегического континентального альянса.
на в Румынии [4, с. 500]. Санитарный кордон создается на Кавказе, населенном преимущественно мусульманами. Его цель — посеять раздор между Россией и исламским миром, который живо отзывается на происходящие события на Кавказе. Подобное происходит в Центральной и Средней Азии.
Стремление России увеличить свое влияние на юго-западе своих границ (в зоне Кавказа, Афганистана, Ирана, Турции) и на Западе (в Восточной Европе) для того, чтобы обеспечить выход к «теплым морям» и проливам, наталкивается на попытку Англии и США вытеснить Россию из прибрежных территорий, замкнуть ее во внутриконтинен-тальном пространстве. Эти действия, с позиций американского геополитика адмирала А. Т. Мэхэна (1840-1914), могут быть интерпретированы как проявление соперничества между цивилизацией суши и цивилизацией моря, где Россия выступает как центр суши, континентального мира, а США, Великобритания — как воплощение мирового острова. «Стратегия анаконды», реализуемая странами моря, заключается в изоляции России от морских акваторий и блокировании ее по береговым линиям, что в перспективе должно привести страну к истощению.
Самое важное — видение места России в современном мире, определение миссии, которую она призвана выполнять. Существует ряд наднациональных проектов, к которым Россия может присоединиться либо выработать свой проект [1].
Американский проект «благожелательной империи» Р. Кэйгана и У. Кристола, реализуемый с 1990-х гг. в США, предполагает существование однополярного американо-центричного мира и всеобщее преобладание либерально-демократической американской социально-экономической и политической модели. Евразийский материк рассматри- ™
вается как подконтрольная территория, не Ц
обладающая самостоятельностью, как «объ- *
ект» внешнего управления. Крупные регио-^^1®9 нальные державы лишаются суверенитета. Американский контроль устанавливается над стратегическими вооружениями и ядерными объектами, управление экономикой осуществляется через транснациональные корпора-
ции (особенно в сфере природных ресурсов и энергоносителей).
В рамках европейского проекта Европа мыслится как новый геополитический субъект с собственной политикой. Для этого субъекта характерно большое пространство, наличие специфического экономического, культурного и политического уклада, собственных энергетических интересов. К этому пространству могут примыкать страны с близкими социально-экономическими структурами. Россия по своему объему, мощи в этот формат не вписывается, но с ней готовы считаться и отношения России и Европы во многом зависят от позиции самой России.
В основе исламского проекта — идеи протеста против американской гегемонии, однополярного мира. Это не конфликт интересов, а прежде всего конфликт культуры, ценностей, что угрожает идентичности мусульман, и борьба за политически и культурно однородный мир — мировое исламское государство. Этот динамичный проект действует на мировой периферии, иногда проявляясь в форме терроризма и зон конфликта. Присоединение России к исламскому проекту может расширить ее влияние, но может ее внутренне дестабилизировать.
Китайский проект рассматривает Китай в качестве самостоятельного полюса, учитывая экономический, демографический, культурный, политический потенциал страны. Он обращен только к китайской нации, препятствует американской гегемонии, не соответствует исламскому проекту, но ничего не дает России.
Таким образом, «для России нет места ни в европейском проекте, ни в китайском, ни в исламском, но она может для всех быть точкой опоры, важнейшим геополитическим рычагом» [1, с. 124]. Российский проект осно-^ вывается на позиции многополярного мира.
I? К стране с запада, юга и востока примыкают
Л
три мощных геополитических зоны — единая Европа, исламский мир и Китай. Для России жизненно важно сделать их своими союзниками по многополярному миру и реализовать на практике континентальный альянс. Между странами могут быть противоречия, но альянс нужен всем, чтобы противодействовать
глобализации в американском варианте. Не входя ни в один из вышеназванных проектов, балансируя между полюсами, Россия заинтересована, чтобы поддерживать каждый из них в общей системе оппонирования однополяр-ным устремлениям США. Это предполагает:
— поддержку независимой позиции Евросоюза, его возможности проводить собственную геополитику;
— помощь в консолидации исламского мира. В той мере, в которой исламский мир противостоит однополярной модели, он является объективным союзником России до тех пор, пока не затронуты интересы национальной безопасности, культурной идентичности и территориальной целостности самой России;
— поддержку наращиванию мощи и темпов развития Китая. Экономический рост КНР зависит от природных ресурсов, проблемы с ними могут затормозить темпы роста китайской экономики. Поэтому Россия для КНР — носительница ядерного потенциала и обладательница природных ресурсов. Для России выгода заключается в том, что КНР может существенно вложиться в российскую экономику1.
Таким образом, Россия должна стать полюсом многополярного мира, «при этом сами полюса должны быть заинтересованы в том, чтобы Россия была точкой континентального баланса геополитического мирового процесса» [1, с. 137].
Проект основывается на прогнозе развития мировой экономики, согласно которому основные финансовые и товарные потоки первой трети XXI в. сосредоточатся в треугольнике «США — Европа — Дальний Восток». Только за 1990-е гг. товарооборот между США и 5 странами Азиатско-Тихоокеанского региона вырос в 2,5 раза, аналогичный показатель для Евросоюза еще внушительнее — в 3 раза [7, с. 153]. Проект учитывает уникальное положение России, находящейся в центре
1 С точки зрения Ж. Парвулеско, происходит американо-китайское сближение, призванное сделать из Китая политико-стратегический плацдарм, с которого будет оказываться давление на континентальный блок в рамках оси Париж — Берлин — Москва — Нью-Дели — Токио. США стремится создать Великотихооке-анскую линию, для того чтобы выталкивать евразийский «Великий остров» с востока континента, а затем осуществить внедрение в его центр.
Евразии, которое может позволить ей выступить в качестве евразийского транспортного коридора.
Проект не может быть реализован автоматически, так как по границам экономических и политических группировок и в мировом масштабе идет борьба за установление контроля. Попытка установить контроль опирается на применение разнообразных инструментов и методов. Транспорт (железнодорожный, морской, речной, воздушный, автомобильный, трубопроводный) и связанный с ним комплекс вопросов (транспортные коридоры, транспортная безопасность, перемещение сырья и продукции) является одним из таких политических инструментов. В настоящее время этот инструмент не используется на полную мощность. По этой причине Россия несет большие экономические потери, упускает потенциал акторства в стратегически значимых регионах.
Остановимся на той роли, которую должен играть в обеспечении геополитических интересов России трубопроводный транспорт. Известно, что в установлении контроля ключевую роль играет контроль над ресурсами. Подсчитано, что потенциальная стоимость разведанных запасов в недрах всех стран мира составляет 88 трлн долл., из них на Россию приходится 12,4 трлн долл. (14 %) [2, с. 146]. Россия обладает высоколиквидным сырьем — нефть, газ, цветные и благородные металлы, алмазы. При этом огромные территории Западной и Восточной Сибири, шельфа морей Северного Ледовитого океана остаются источником сырья, пресной воды, чистого воздуха, ценных видов животного мира. Главное содержание глобальных конфликтов в будущем — борьба за интеллектуальные ресурсы, продовольствие, пресную воду, чистый воздух и пахотную землю, природно-сы-рьевые ресурсы, главное место среди которых занимают углеводороды как энергоносители.
В настоящий момент природные ресурсы экспортируются преимущественно в сыром виде в расчете на быстрое получение прибыли, основная часть которой оседает за рубежом или кормит узкую социальную прослойку, связанную с экспортом природных ресурсов. Так как прибыль не инвестируется в
// университета
[ЖУРНАЛ водных /_/ коммуникации
реальный сектор, то отечественная промышленность не развивается, а деградирует. Факт наличия в нефтяном секторе или в секторе информационных услуг зарплат по 3-4 тыс. долл. в то время как зарплата в реальном секторе и социальное обеспечение на много порядков ниже парализует экономическое развитие.
Государство обязано применить волю и силу, обязав нефтяных магнатов инвестировать прибыль в строительство заводов по глубокой переработке нефти, что позволит изменить статус отечественных нефтепродуктов, а также в развитие новых технологических производств, стимулируя тем самым индустриальный сектор промышленности в национальных интересах, либо подвергнуть крупных монополистов национализации.
Сбыт сырья, маршруты его доставки имеют не только экономическое, но и стратегическое и политическое значение. Сбывая сырье тем или иным покупателям, мы либо поддерживаем союзника, либо вооружаем противника. Запасы и каналы поставки углеводородов являются инструментом, с помощью которого Россия может оказывать экономическое и политическое давление над странами постсоветского пространства, через которые проходят транспортные коммуникации, косвенно над европейской экономикой путем регулирования цен или ограничения поставок.
Развитие торговли в стратегическом ключе предполагает преимущественное обеспечение сырьем стран Евросоюза и Азии.
Наиболее эффективным средством транспортировки нефти являются морские перевозки танкерами и трубопроводы. Для установления геополитического контроля над странами, зависящими от поставок российской нефти, России необходимо сооружение новых и развитие действующих нефтеналивных терминалов для морских поставок ™ нефти в традиционные и новые направления Ц экспорта. 1,1
Важнейшим политическим и геополи-^^19! тическим инструментом России, ресурсом власти российского правительства являются поставки газа, являющегося резервной энергетикой мировой экономики1. Российским
1 Рынок газа монополизирован почти во всех странах.
II университета
'ЖУРНАЛ водных / / коммуникации
газом связаны три пространства Россия — Европа — Китай. Европа и Россия через российский газ получают необходимые для их развития российскую энергетику и европейские технологии. Препятствуя сближению континентальных стран, атлантисты пытаются прибегнуть к тактике создания санитарных кордонов. В результате возникают проблемы с поставками российского газа через «оранжевую» Украину, предпринимаются попытки дестабилизировать обстановку в Молдове, а также испытать на прочность союз России и Белоруссии.
Российский газ гарантирует Китаю экономический, в том числе военно-технологический рост. Предполагается, что в ответ Китай будет регулировать процесс демографической миграции на Дальний Восток и в Восточную Сибирь. Американцы активно противодействуют этому, с одной стороны, подталкивая Китай к демографической экспансии, а с другой — обещают русским поддержку в случае возникновения конфликта с Китаем [1].
Исламские страны и Россия выступают поставщиками газа, что создает для них потенциальную возможность выступать на рынке союзниками, распределяя рынки, маршруты газопроводов, стремясь получить максимальную выгоду. Стратегические союзники Россия
и мусульманский мир постоянно сталкиваются США и НАТО ради установления нового мирового порядка. Предлогом для этого избран международный терроризм, являющийся средством и формой управления социально-по -литическими процессами в мире в целом в интересах атлантизма, мирового правительства.
Для эффективного использования трубопроводного транспорта в обеспечении геополитических интересов страны необходимо вести разведку новых месторождений, так как в 80 % добычи газа в России осуществляется в Уренгойском, Ямбургском, Медвежьем, Вян-гапурском месторождениях, где в настоящее время происходит падение добычи. Разработкой новых газовых месторождений должны заниматься евразийские газовые консорциумы с широким использованием концессий. Проектирование новых маршрутов поставок должно предусматривать обход санитарных кордонов. Такая возможность возникает в связи с возможностью доставлять газ в сжиженном состоянии судами-газгольдерами. Поставки газа должны осуществляться дифференцированно: странам ЕврАзЭС и ЕЭП по льготной цене, а остальным — за полную стоимость. В настоящее время высказываются предложения, что для выработки стратегии на рынке сырья странам-поставщикам необходимо создать организацию, аналогичную ОПЕК.
Список литературы
1. Дугин А. Геополитика постмодерна. Времена новых империй: очерки геополитики ХХ1 века. — СПб., 2007.
2. Кефели И. Ф. Судьба России в глобальной геополитике. — СПб., 2004.
3. Новая русская доктрина: Пора расправить крылья / Аверьянов В. В. [и др.]. — М., 2009.
4. Панарин И. Н. Информационная война и геополитика. — М., 2006.
5. ПарвулескоЖ. Путин и Евразийская империя: [сб. статей]: пер. с фр. — СПб., 2006.
* 6. Транспортные коммуникации в геополитической стратегии современной России: мате-
I" риалы науч.-практ. конф. 25-28 марта 2008 г. — М., 2008.
и 7. Якунин В. И. Политология транспорта. Политическое измерение транспортного разви-
тия. — М., 2006. — Гл. 5: Транспортная геополитика.