Научная статья на тему 'Транспортирование депортированного населения Харькова и области на работу в Германии'

Транспортирование депортированного населения Харькова и области на работу в Германии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
403
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ГЕРМАНИЯ / ОСТАРБАЙТЕРЫ / ДЕПОРТАЦИЯ / ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ / WORLD WAR II / GERMANY / EASTERN WORKERS / DEPORTATION / TRANSPORTATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Скрипниченко Юрий Фёдорович

Работа, посвящена анализу транспортирования мирного населения Харькова и области на работы в Третий рейх в годы Второй мировой войны. На основе материалов Государственного архива Харьковской области, научных работ отечественных и зарубежных исследователей в достаточном объёме выявлены средства, которые использовала нацистская оккупационная власть при транспортировании мирного населения в Германию. Данное исследование позволяет более подробно изучить историю остарбайтеров Харьковщины в годы Второй мировой войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The work is devoted to the transportation of the peaceful population of Kharkov and Kharkov region to work for the Third Reich during the Second World War. Based on materials of the State Archives of the Kharkov region, scientific papers of domestic and foreign researchers of sufficient funds and austere hues used by the Nazi occupation authorities for transportation of civilians in Germany. This study allows historians to examine in more detail the history of the ostarbeiters Kharkov during the Second World War.

Текст научной работы на тему «Транспортирование депортированного населения Харькова и области на работу в Германии»

УДК 930.1:94(477.54) «1941/1945»

Скрипниченко Ю. Ф.

ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ ДЕПОРТИРОВАННОГО НАСЕЛЕНИЯ ХАРЬКОВА И ОБЛАСТИ НА РАБОТУ В ГЕРМАНИИ

Работа, посвящена анализу транспортирования мирного населения Харькова и области на работы в Третий рейх в годы Второй мировой войны. На основе материалов Государственного архива Харьковской области, научных работ отечественных и зарубежных исследователей в достаточном объёме выявлены средства, которые использовала нацистская оккупационная власть при транспортировании мирного населения в Германию. Данное исследование позволяет более подробно изучить историю остарбайтеров Харьковщины в годы Второй мировой войны.

Ключевые слова: Вторая мировая война, Германия, остарбайтеры, депортация, транспортирование.

Одним из трагических событий в жизни украинского народа стала Вторая мировая война. Большой интерес вызывают вопросы, связаные с принудительной депортацией гражданского населения с оккупирова-ных територий в Третий Рейх.

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью заполнить существующие пробелы в истории Второй мировой войны, а именно темы принудительного вывоза гражданского населения Харьковщины в нацистскую Германию.

Цель работы - проанализировать главные аспекты транспортирования мирного населения Харькова и области в Третий Рейх.

Для реализации этой цели рассмотрим следующие задачи:

1. Рассмотреть методы, которые внедряла нацистская оккупационная власть для транспортирования мирного населения Харькова и области в Германию;

2. Охарактеризовать этапы транспортировки гражданского населения Харьковщины в Третий Рейх.

3. Описать условия пребывания в эшелонах депортированных во время их следования в нацистскую Германию.

В первые дни оккупации, выполняя указания немецкого командования, нацистская власть приступила к претворению в жизнь политики депортации населения Харькова и области на каторжные работы в нацистскую Германию. Уже 13 января 1942 г. в Германию отправился первый эшелон с депортированными гражданами Харькова и области. Из статьи В. Донина, и В. Лебедева «Колокола памяти»: «Первый транспорт с рабочей силой отправился от перрона Южного вокзала 13

января 1942 г. На локомотиве - надпись: «В Германию, на работу!». Но большую группу квалифицированных рабочих с Харькова ждал лагерь Берлин - Галензе»1.

Депортация мирного населения Харьковщины в нацистскую Германию, оккупантами проводилась поэтапно:

Первый этап - организационный.

Для отправки депортированных, нацистское руководство Харькова и области разрабатывало и издавало многочисленные инструкции по поводу транспортирования мобилизованных в Германию2. В 1942 г. немецким командованием были разработаны правила поведения остарбайтеров в пути их следования. Главными задачами которых было: беспрекословное выполнение приказов сопровождающих нацистов; бережное расходование своих запасов питания, которое выдавалось на несколько дней пути; не оставлять без разрешения вагон; сохранять исключительную чистоту на пограничных станциях и т.д.

Депортированным рекомендовалось взять в дорогу одеяло, одежду, обувь, чашку, тарелку, вилку, ложку. Вербовочные комиссии непосредственно отвечали за доставку гражданского населения

Харьковщины в Германию.

Второй этап - подготовка эшелонов для отправки в Германию.

Чтобы депортированные не совершили побег, во время движения поездов нацисты перед их отправлением очень тщательно подготавливали вагоны, а именно: люки вагонов плотно закрывали; предоставляли

1 Книга скорботи Украши: Харювська обл. У 3 т. Харюв, 2003. Т. 1. С. 38.

2 ГАХО. Ф. Р. 3080. Оп. 2. Д. 3.

остарбайтерам вёдра с водой; в вагонах, «для справления природных потребностей» делали отверстия; оборудовали специальные места для полиции, которая сопровождала депортированных во время движения поездов. Оккупанты, все отправленные вагоны с депортированными, маркировали специальным знаком «Ии», то есть русские. Патрулирование сборных пунктов; конвоирование депортированных из временных лагерей до вокзалов; охрану вагонов во время посадки гражданского населения в эшелоны и сопровождение во время пути остарбайтеров до пересыльных лагерей осуществляла полиция порядка, в состав которой входили представители местного населения. Начальником лагерной охраны был только немец. Во время транспортировки остарбайтеров, немецкое командование предоставляло сопроводительной команде более комфортные условия: в составе эшелона выделяло крытый, отдельный, отапливаемый вагон; улучшенное питание (горячая пища, калорийный «сухой» паёк).

Третий этап - пребывание депортированных на территории сборных пунктов.

Гражданские рабочие перед посадкой в вагоны, размещались на территории временных сборных, пересыльных пунктов. Из таблицы «Фашистские лагеря военнопленных на территории Харьковщины», которая была опубликована в «Книге Памяти Украины. Харьковская область»3, мы узнаём о количестве пересыльных сборных пунктов на территории Харькова и области (см. табл. 1).

Анализируя данную таблицу, можем сказать, что в годы нацистской оккупации в Харькове и области функционировало 10 пересыльных сборных пунктов для отправки местного гражданского населения в Германию. На сегодняшний день, к сожалению, нет полных данных о периодах функционирования этих пунктов и количестве депортированных, которые находились и умерли в них.

На территории сборных пунктов завербованные находились от нескольких дней до нескольких недель. Там они отвечали на вопросы представителей немецкого командования, заполняли карточки, где указывали, в какой отрасли

хотят работать, проходили медицинский осмотр.

Четвёртый этап - конвоирование депортированных из сборных пунктов до железнодорожных станций и их временное пребывание там.

Под охраной полиции, остарбайтеров отправляли с пересыльных лагерей на железнодорожные вокзалы области. Таисия Слюсаренко, жительница г. Богодухова Харьковской области, в своих воспоминаниях пишет: «Пойманную советскую молодёжь, под охраной отправляли на вокзал, где сажали в товарные вагоны и, как рабочий скот отправляли на каторгу»4. Об атмосфере, которая царила на железнодорожном вокзале при отправке подневольных, воспоминает Александра Яковлевна Ткаченко из Харьковской области, которая ребёнком была отправлена в Германию: «На другой день 7/У, в 10 часу утра, начали разбивать по 20 человек, и один немецкий солдат ведёт под конвоем на станцию, где стоял состав для погрузки. Привели к составу, здесь раздаются десятки, сотни голосов, крики, плач, падают в обморок отцы, матери, братья и сёстры, немецкие полицаи стреляют, бьют и отгоняют родителей прочь, а нас погружают в вагоны по 35 человек»5. В письменной работе «Что я пережила во время оккупации немцев», ученица 8 «А» класса Валковской средней школы, что в Харьковской области, Кравченко Анастасия пишет: «Вопли, плач... раздавались везде. Невыносимая жаль и ненависть к этим грабителям, видно было на лице каждого. «Прощайте все, прощай Украина, - говорил каждый, - может уже в последний раз». Смертельный рёв раздавался везде. Поезд отъехал, увезя с собой невольников»6. Из уст депортированных, очень часто, на вокзалах слышалась песня с такими словами:

«Нас сюда с конвоем привезли,

Нас в вагоны посадили.

Двери наглухо закрыли,

И прощай навеки, Украина»7.

3 Книга Пам'ята Украши. Харювська область. Харюв, 2003. С. 625-631.

4 ГАХО. Ф. Р. 3746. Оп. 1. Д. 107. Л. 49.

5 Там же. Л. 46.

6 ГАХО. Ф. Р. 3746. Оп. 1. Д. 110. Л. 11 об.

7 Книга скорботи Украши: Харювська обл. У 3 т. Харюв, 2003. Т. 1. С. 40.

№ п/п Место расположения Номер лагеря Период функционирования

г. Харьков

1 ул. Володарского, 2 (Холодная гора) стационарный лагерь № 363 1941-1943 гг.

2. ул. Володарского, 2 пересыльный лагерь № 192 июнь 1943 г.

3. на территории города пересыльный лагерь № 201 1941-1942 гг.

Балаклеевский район

4. пгт. Андреевка лагерь для военнопленных и гражданского населения

Великобурлуцкий район

5. пгт. Великий Бурлук лагерь для военнопленных и гражданского населения

Змиевской район

6. г. Змиев пересыльный лагерь № 125

Золочевский район

7. д. Ивашки стационарный лагерь 1942 г.

Коломацкий район

8. бывшая д. Новоивановка, (территория сахарного завода, теперь п.г.т. Коломак) лагерь военнопленных и гражданского населения

Лозовский район

9. г. Лозовая (школа им. Короленка, теперь лицей №4) пересыльный лагерь № 132 1943 г.

Харьковский район

10. пгт. Березовка сборно-распределительный пункт

Таблица 1

Пятый этап - отправление и следование эшелонов с депортированным гражданским населением в Германию.

Оккупационная власть Харьковщины составляла графики отправки поездов с остарбайтерами в Третий Рейх. В связи с тем, что поезда были постоянно переполнены, представители немецкого командования вносили изменения в график движения и переносили дату на более ранний строк отправки поездов. Так, в распоряжении начальника Биржи Труда, от 25 февраля 1942 г., которое было опубликовано в № 55 газеты «Новая Украина», от 26 февраля 1942 г., указано: «Транспорт рабочих: специалистов до Германии отправляется 28 февраля 1942 года вместо 1 марта 1942 года. Все специалисты, взятые на учёт Немецкой Комиссией, № 1(красный дом), 1 марта 1942 года, должны теперь прийти на сборный

пункт 28 февраля 1942 года в 8 часов утра»8. Многие завербованные из-за семейных обстоятельств не смогли вовремя прийти к отъезду поезда. Для такой категории граждан оккупанты рекомендовали ещё раз прийти в вербовочную комиссию.

Районные транспортные отделы Харькова и области ежемесячно писали отчёты об отправке поездов с депортированными, в которых обязательно указывалось: маршрутный номер, день отправки, груз (рабочая сила), заказчик, число вагонов, маршрут следования, пропускной пограничный пункт, протяжённость маршрута, количество людей.

Отправление в Германию в товарных вагонах проводилось в антисанитарных условиях. О чём читаем в воспоминаниях: «Остар-байтеров везли в Германию в переполненных

8 Повщомлення Бiржi Пращ. / / Газета «Нова

Украша». 1942. 26 лютого. № 55.

вагонах - телятниках, где на протяжении многодневного пути невозможно было не то, что прилечь, а и навить присесть. Воды и еды, как правило, не выдавали, по этому много детей погибло от голода и жажды. Природные нужды справляли прямо в вагоне, что порождало страшную антисанитарию и, как результат - всплески инфекционных заболеваний»9. Вагоны поездов были твёрдыми, влажными, без нар и соломы. В таких условиях депортированным невозможно было не то, что сидеть, но и лежать. В целом, как правильно подчеркнул Н. И. Петрик в своих воспоминаниях о пребывании в Германии, которые были опубликованы в книге «Историю творит народ: Великая Отечественная война в воспоминаниях участников посёлка Полева Дерга-чевского района Харьковской области»: «Ужас, что происходило в вагонах, нас везли как животных»10.

Поезда с «живым товаром» усилено охранялись, поэтому не возможно было из них сбежать. Из воспоминаний Анны Владимировны Теслицкой: «И так, 7 мая, отправили с Барвенково, дорогой пытались бежать, но к нашему несчастью не удалось»11. Совершить побег из вагона во время движения поезда пыталась и Клавдия Васильевна Ткачова, вместе со своими подружками. Однако безрезультатно: «Когда отъезжали с г. Харькова девчата нашего вагона говорили: до Днепра все разбежимся по домам, не удалось, поэтому, были замкнуты»12. Лишь на больших железнодорожных станциях

депортированным всё же удалось совершить побег. Из письменной работы «Что я пережила во время оккупации родного города» ученицы средней школы № 1 г. Барвёнково, что на Харьковщине: «Мать на каждой остановке стремилась сбежать. Лишь на узловой станции, в Лозовой, она сумела сбежать, прячась между поездами, которые здесь копились, потому, что не далёко была повреждена, нашими бомбардировщиками,

9 Пам'ять заради майбутнього. З кторп десятирiчноi' ддяльноси Украшськш спшки в'язтв - жертв нацизму та спогади. К., 2001. С. 137.

10 1сторда творить народ: Велика Вiтчизняна вшна в спогадах учасникiв селища Польова Дергачiвськсгс району Харкiвськdi сбластi. Харюв, 2002. С. 90-91.

11 ГАХО. Ф. Р. 3746. Оп. 1. Д. 107. Л. 22 об.

12 ГАХО. Ф. Р. 3746. Оп. 1. Д. 107. Л. 57.

железная дорога. Ночью мать вернулась домой»13.

На очень низком уровне, несмотря на инструкции вербовочных комиссий, было организовано питание будущих восточных рабочих во время транспортирования в Третий рейх. Из воспоминаний Надежды Михайловны Титовой: «Немецкие оккупанты, которые вези нас в рабство под оружием и замками и голодом морили, давали сухую еду»14. О пищевом рационе вспоминает А. П. Теслицкая, из Харьковской области: «Выдавали по 150 г. хлеба, 1 л. вонючего супа, который мы съедали как голодные волки, а немцы стояли з винтовками над нашими душами и смеялись с наших мук»15. Очень бедный рацион припоминает Скакунова Зоя Семёновна, уроженка Харькова, которая принудительно работала в Германии: «От города Харькова до города Гамбурга давали кушать: 200 гр. хлеба и 1 ст. несладкого кофе. Было также, что кушать давали лишь только семечки»16. Александра Яковлевна Ткаченко из Харьковской области припоминает: «За весь период поездки с 12/V по 24/У дали только дважды поесть по пол литры на человека. Первый раз дали в городе Казачин, а второй раз поесть в городе Перемышле, а потом везли прямым сообщением в лагерь Легрте»17. Несколько лучшим было питание тех депортированных, которые взяли из дома немного продуктов. Из воспоминаний И. В. Чайки: «Спасибо тому, что продукты питания взяли из дома, кто смог, голод нас не очень мучил (Еду от немцев получали очень мало и то, какая то «баланда», как мы называли)»18.

Во время пути все транспорты с депортированными проходили дезинсекцию. На приграничных станциях с Германией (Перемышль, Дрогобыч, Брест-Литовск и др.), депортированных высаживали из эшелонов и отправляли под конвоем полиции до пересыльных лагерей, где они находились от одного до нескольких дней. Представители немецкого командования на

дезинсекционных станциях составляли транспортные пропуска и списки

13 Вшна очима дией. Збiрник архiвних документа. Харюв, 2013. С. 53.

14 ГАХО. Ф. Р. 3746. Оп. 1. Д. 107. Л. 34.

15 Там же. Л. 18 об.

16 ГАХО. Ф. Р. 2. Оп. 14. Д. 119. Л. 7-9 об.

17 ГАХО. Ф. Р. 3746. Оп. 1. Д. 107. Л. 46 об.

18 Там же. Л. 99.

вербовочных комиссий. В транспортных пропусках делали следующие отметки: место вербовки, номер транспортного пропуска, название биржи труда и вербовочной комиссии. В составленные транспортные списки вербовочных комиссий были включены: фамилия, имя, отчество рабочего, указывался день, месяц и год рождения, место жительство, его основная специальность. Остарбайтеры проходили санобработку. Об условиях такого купания, вспоминает Полина Ивановна Ескина: «И нас стали выгружать в баню.... В этой бане заходили запросто офицеры, заходили солдаты - и женщины купались. Благо у меня вот такие волосы были длинные, у меня всё закрыто было. Но оно неприятно было»19. После чего депортированных, под охраной уже немецких представителей порядка, пересаживали в «обычные пассажирские вагоны, немецкие, там, где в каждое купе отдельный вход, но набили в каждое купе много, но уже видно было, уже окна, так сказать, все, мы всю Германию проехали и уже видели»20.

В период вербовочной кампании, большинство эшелонов, которые

направлялись из Харьковщины в Германию, были женскими. Например, в период с 1 мая до 19 июля 1943 г., из 17 поездов из Харькова в Третий Рейх, две третьих были женские21. Из материалов Государственного архива Харьковской области мы узнаем, что в период с 16 сентября по 15 октября 1942 г. «.были отправлены в Германию 3 транспорта, всего 2117 ч., из них 630 мужчин и 1487 женщин»22. Транспортные сопроводительные команды сразу же возвращались домой, после сдачи доставленного эшелона, с уцелевшими людьми в пересыльные лагеря Германии.

В целом, принудительная

транспортировка депортированного

трудоспособного населения в Германию в годы Второй мировой войны была одним из мероприятий оккупационной политики нацистов. Почти каждый день с железнодорожных вокзалов Харькова и области отправлялись эшелоны с остарбайтерами в Третий рейх. Из статьи «Эшелоны едут в Германию»: «Каждого

19 Невигадане. Уст югори остарбайтерiв. Харюв, 2004. С. 141.

20 Там же. С. 74.

21 ГАХО. Ф. Р. 4567. Оп. 1. Д. 19.

22 ГАХО. Ф. Р. 3080. Оп. 1 с. Д. 37. Л. 14.

второго дня отходят транспорты с 1000-1200 человек»23. В общей сложности, в период нацистской оккупации Харьковщины было транспортировано в Германию 164045 тысяч мирного населения24. Проведённая, с грубейшими нарушениями норм,

транспортировка привела к тому, что ни один эшелон с остарбайтерами, который отправлялся с Харьковщины, не прибывал в Германию в полном составе. Многочисленные заболевания (сердечные, желудочно-кишечные и др.), на почве постоянного недоедания, недосыпания, невыносимого холода, постоянного избиения привели к гибели тысяч харьковчан во время следования в Третий Рейх. Ещё в начале 1942 г., Мансфельд, докладывая Гитлеру об условиях транспортировки восточных рабочих, подчеркивал: «Бессмысленно, перевозить эту рабочую силу в открытых или неотапливаемых товарных вагонах, так как по прибытии на место назначения приходится выгружать трупы»25.

Несмотря на то, что в изучении истории депортации населения в нацистскую Германию наметились успехи, существуют определённые трудности. Практически отсутствует комплексное исследование по данной тематике. Поскольку, на сегодняшний день, существуют определённые ограничения доступа к архивным материалам, очень узкой продолжает оставаться источниковая база. Более объективное и полноценное освещение этой темы возможно через углублённое изучение нормативно-правовых актов нацистской оккупационной власти Харькова и области по поводу транспортировки депортированных в Третий Рейх; путём проверки и анализа статистических данных о полном количестве населения, которое нацисты планировали и реально транспортировали в Германию.

Источники

ГАХО. Ф. Р. 3080. Оп. 2. Д. 3. ГАХО. Ф. Р. 3746. Оп. 1. Д. 107. ГАХО. Ф. Р. 3746. Оп. 1. Г. 110. Л. 11 об. Повщомлення Б1рж1 Пращ / / Газета «Нова

Украша». 1942р. 26 лютого. № 55. ГАХО. Ф. Р. 2. Оп. 14. Д. 119. Л. 7-9 об.

23 Ешельони йдуть до Имеччини. / / Газета «Нова Украша». 1942. 14 червня. № 145.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24 Книга скорботи Укрш'ни: Харювська обл. У 3 т. Харюв, 2003. Т. 1. С. 41.

25 Белорусские остарбайтеры: ист.-аналит. исслед. Минск, 2001. С. 121.

ГАХО. Ф. Р. 4567. Оп. 1. Д. 19. ГАХО. Ф. Р. 3080. Оп. 1 с. Д. 37. Л. 14. Ешельони йдуть до Нтеччини / / Газета «Нова Украша». 1942. 14 червня. № 145.

Литература

Книга скорботи Украши: Харювська обл. У

3 т. Харюв, 2003. Т. 1. Книга Пам'яп Украши. Харювська область.

Харюв, 2003. Пам'ять заради майбутнього. З iсторii десятирiчноi дiяльностi Украшсько!

спiлки в'язнiв - жертв нацизму та спогади. К., 2001.

1сторш творить народ: Велика Вггчизняна вшна в спогадах учасникв селища Польова Дергачiвського району Харювсько! областi. Харкiв, 2002.

Вiйна очима дiтей. Збiрник архiвних документiв. Харюв, 2013.

Невигадане. Уснi iсторii остарбайтерiв. Харкiв, 2004.

Белорусские остарбайтеры: ист.-аналит. исслед. Минск, 2001.

Скрипниченко Юрий Фёдорович, аспирант кафедры истории Украины Харьковского национального педагогического университета им. Г. С. Сковороды (ХНПУ им. Г. С. Сковороды, Харьков, Украина); e mail: yury. skripnichenko@yandex. ru.

TRANSPORTATION OF THE DEPORTED POPULATION IN KHARKOV AND KHARKOV REGION

TO WORK IN GERMANY

The work is devoted to the transportation of the peaceful population of Kharkov and Kharkov region to work for the Third Reich during the Second World War. Based on materials of the State Archives of the Kharkov region, scientific papers of domestic and foreign researchers of sufficient funds and austere hues used by the Nazi occupation authorities for transportation of civilians in Germany. This study allows historians to examine in more detail the history of the ostarbeiters Kharkov during the Second World War.

Key words: World War II, Germany, Eastern workers, deportation, transportation.

Yuri F. Skripnichenko, Post-graduate Student of the Department of History of Ukraine (H. S. Skovoroda Kharkiv National Pedagogical University, Kharkiv, Ukraine); e mail: yury.skripnichenko@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.