ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЧАСТНОГО ПРАВА
Забелина Д. В. 1
ТРАНСПОРТ КАК СФЕРА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИИ И США.
Сфера правового регулирования (правовое пространство) -отношения, которые уже урегулированы правом либо могут и должны быть им урегулированы. Сфера правового регулирования есть нечто изначальное по отношению к правотворческой деятельности государства, она представляет совокупность неупорядоченных отношений и фактов, упорядочение которых объективно невозможно без использования правовых средств. Сфера правового регулирования есть область потенциальных правовых отношений. Рассмотрение вопроса сферы правового регулирования транспортной отрасли особенно актуален, т.к. современный мир интернационализируется, в связи с чем, идет становление новой мировой экономики. Мировые тенденции развития транспортных систем предъявляют повышение требований к качеству услуг, коммерческой скорости, ритмичности, сохранности грузов.
Транспорт является связующим звеном в экономике любого государства и представляет собой единый комплекс, охватывающий все виды общественного производства, распределения и обмена. От регулярной, четкой работы транспортных предприятий, своевременной перевозки грузов и пассажиров зависит ритмичная работа промышленности, торговли т.д.
1 Забелина Дарья Владимировна - начальник договорного отдела компании ООО «Эй-Би-Рейл».
Статья посвящена исследованию особенностей транспорта как сферы правового регулирования в России и США
Ключевые слова: Транспорт, правовое регулирование, транспортное право Zabelina D. V. Transport as an object of law regulation.
The article is devoted to research features of regulation in the field of Transport in Russia and USA. Keywords: transport, legal regulation, transport law.
В зависимости от типа используемых для перевозки транспортных средств различают следующие виды транспорта: автомобильный; железнодорожный; воздушный; водный; морской; трубопроводный.
Транспортная система США является самой мощной в мире, которая обеспечивает постоянную и надежную работу экономики страны. Она представляет собой очень разветвленную и высокоразвитую систему, которая включает в себя различные виды транспорта: воздушный, автомобильный, железнодорожный и паромный (или водный). Большинство перевозок осуществляются авиацией и автомобильным транспортом. Основным средством передвижения населения страны является личный автотранспорт, общественные виды транспорта развиты в значительно меньшей степени. Второе место после автотранспорта в транспортной системе США занимает авиатранспорт, совершающих не только международные рейсы, но и рейсы внутри страны. Внутренние авиарейсы осуществляют около 20-ти разных крупных авиакомпаний. Сеть внутренних авиаперевозок охватывает ни один десяток городов, что дает возможность совершать перелеты по всей территории Америки. Железнодорожный и водный виды транспорта не пользуются большой популярностью. Малая популярность железнодорожного транспорта связана с тем, что стоимость билетов на поезда соответствует стоимости билетов на авиатранспорт.
Огромные пространства и суровый климат предопределили первостепенное значение для России всепогодных видов наземного транспорта - железнодорожный и трубопроводный. На них падает основной объём грузовой работы. Водный транспорт играет в России значительно меньшую роль из-за короткого навигационного периода. Роль автомобильного транспорта, в связи с крайне незначительными средними расстояниями перевозок (в пределах городов и пригородов, в карьерах открытых разработок полезных ископаемых, на лесовозных дорогах в районах лесозаготовок и т. д.) также невелика, несмотря на то, что им перевозится больше половины грузов. Важной особенностью транспортной системы России является её тесная взаимосвязь с производством.
Изменение экономической политики мира, влечет за собой необходимость проведения реформирования транспортной системы любого государства, и совершенствование законодательства, повышение эффективности действия уже существующих норм права.
Россия не может оставаться в стороне от этих процессов. Правительством провозглашен стратегический курс на модернизацию экономики на основе инновационного развития. Одним из главных факторов успеха является развитая инфраструктура и транспортная система страны.
Каждый из видов транспорта предполагает свою технологию перевозки и свойственные только этому виду способы обеспечения безопасности. Это обуславливает наличие особенностей в отношениях между сторонами транспортного обязательства, которые требуют индивидуального подхода в правовом регулировании деятельности каждого вида транспорта.
Предмет транспортного права охватывает целый комплекс гражданско-правовых обязательственных отношений, которые оформляют переход материальных благ от одних лиц к другим, а так же имущественные отношения. Специфическим признаком транспортных правоотношений является оказание услуг, связанных с перевозкой грузов, пассажиров и багажа. Соответственно, предметом транспортного права являются общественные отношения между транспортными предприятиями и клиентурой, возникающие в связи с оказанием услуг по использованию транспортных средств, для осуществления перевозочного процесса, т. е. перемещение в пространстве. Однако это еще не всё. Сюда относятся так же общественные отношения по организации и деятельности транспортных предприятий, организаций и физических лиц; правоотношения связанные с деятельностью транспортных организаций; трудовые отношения и отношения по социальному развитию; отношения по рациональному использованию природных ресурсов, находящихся в пользовании транспортных предприятий, охране окружающей среды на транспорте; отношения, возникающие при деятельности исполнительных органов государственной власти, органов управления самих транспортных
организаций по обеспечению их деятельности, ответственность за административные правонарушения и уголовные преступления.1
Для решения одной из важнейших задач транспортного комплекса -обеспечения высокого уровня конкурентоспособности транспортной системы России - совершенно необходимо развитие высокопроизводительной транспортно - логистической инфраструктуры, обеспечивающей коммерческую скорость и надежность транспортных услуг, в том числе благодаря широкому внедрению интеллектуальных транспортных систем.
С учетом масштабов России и географической удаленности отдельных ее территорий от политических и экономических центров страны развитие транспортной инфраструктуры - это больше, чем экономическая задача. Ее решение прямо влияет не только на состояние дел в экономике, но и в целом на обеспечение единства страны 2. Оптимизация государства является общегосударственной задачей, как отметил Президент РФ в своем Послании Федеральному Собранию РФ3.
Заинтересованность общества и государства в упорядочении общественных отношений и формирования транспортного права прослеживается в установлении единой системы государственных органов исполнительной власти по управлению транспортной системой. В статье 71 Конституции РФ обозначен статус федерального транспорта, который отнесен к ведению Российской Федерации. Это объясняется тем, что в экономику России включен ряд отраслей, которые обеспечивают жизнедеятельность всего хозяйства страны в целом и являются основой развития всех его отраслей. В их число входят федеральные энергетические системы, федеральный транспорт, включающий железнодорожный, воздушный, морской, речной, трубопроводный транспорт, пути сообщения, федеральные информация и связь, деятельность в космосе-4.
1 Законодательство Российской Федерации - Главы 11 и 12 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001г. №195-ФЗ; Глава 27 Уголовного кодекса РФ от 13.06.1996г. №63(ФЗ)/ СПС Гарант -2011г.
2 Квитчук А.С. Транспорт и гражданское законодательство РФ // Транспортное право, 2006. - N 1. -С. 2-4.
3 Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ от 26 мая 2004г. // Российская газета. 2004. 27 мая.
4 Комментарий к Конституции РФ под ред. Окунькова. 2006 \\ www/constitution.ru.
Министерство транспорта РФ является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, авиационно-космического поиска и спасания, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского электрического (включая метрополитен) и промышленного транспорта, а также дорожного хозяйства. Министерство осуществляет проведение реформы транспортной системы Российской Федерации, проходящей в настоящее время, в соответствии со стратегией развития транспортного комплекса России до 2030 года 1 .
В Соединенных Штатах Америки разработкой транспортной политики так же занимается Министерство транспорта, главным инструментом которого в осуществлении транспортной политики является использование различных программ улучшения транспортной системы. Среди основных программ назвать: программу экономического развития, программу мобильности и программу социальной сферы и охраны окружающей среды. Для программы экономического развития транспорта в США характерно определение главного фактора экономического роста страны. Результаты выполнения этой программы: незначительное повышение цен на транспортные услуги; увеличение объемов перевозок; уменьшение торговых ограничений, которые связаны с дальнейшим развитием транспорта; возможность вовлечения в деятельность малого бизнеса.
Программа мобильности предоставляет всевозможные удобства обслуживания транспортом население страны в различных регионах. Результатами этой программы являются: улучшение состояния транспортной системы США в соответствии с современными требованиями; сведение к минимуму затрат времени на перемещение; улучшение безопасности и надежности транспортных средств, сокращение транспортных расходов.
Программа социальной сферы и окружающей среды ставит пере собой цель сокращение отрицательного влияния транспорт США на состояние окружающей среды и экосистем; улучшение жизнедеятельности и
состояния всех сфер общественных отношений; уменьшением загрязняющих факторов, связанных с транспортными источниками.
В начале 90-х годов с распадом СССР в России произошла смена не только в политической, но и экономической сфере, так смену плановой пришла рыночная экономика. Это повлекло за собой фундаментальную перестройку системы управления государством, соответственно, все это непосредственно повлияло и на право.
Целью развития транспортной системы России сегодня является и максимальное удовлетворение потребностей экономики в безопасных и качественных услугах в период инновационного развития страны и достижения высокого уровня конкурентоспособности, создание рынка транспортных услуг.
Например, в советский период парк вагонов был единый на всей сети, с 2003 года рынок железнодорожных перевозок начал претерпевать серьезные изменения. Многие, особенно крупные экспедиторские компании, приобрели собственный подвижной состав и стали частными перевозчиками, в результате обострилась конкуренция внутри железнодорожных перевозок и расширение транспортно - экспедиционных услуг. Таким образом, для логистического и экспедиторского бизнеса потребовалось законодательное обеспечение.
В 2007 и 2009г.г. Министерство транспорта РФ проделало довольно большую работу, обновив действующую нормативную правовую базу сразу по нескольким направлениям. Российская авиация отказалась от нормативных актов советского времени, в соответствии с чем, нормативная правовая база полностью приведена в соответствие с Воздушным кодексом России 1. Вступил в силу переработанный с учетом рыночной политики Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта 2 .
Министерство транспорта России и Росморречфлот проводят реформирование системы управления внутренними водными путями РФ с целью приведения деятельности государственных бассейновых управлений
1 «Гудок» 21 августа 2008 года четверг №149 (24142)
2 Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта. - 8 ноября 2007г./СПС «Гарант» 2008г.
водных путей и судоходства в соответствие с действующим законодательством, в частности разграничений функций государственных органов управления и хозяйственной деятельности \
В результате действующее транспортное законодательство России сегодня представляет единицу российского законодательства, где для регулирования каждого из основных видов транспорта приняты нормативные правовые акты.2 .
Транспортная деятельность (деятельность отдельных видов транспорта) в США регламентирована многочисленными законами, в частности детально проработаны трудовое законодательство на транспорте и законодательство о безопасности на транспорте 3.
Модернизация нормативно-правовой базы предполагает развитие высокопроизводительной транспортной и логистической инфраструктуры, достижение мирового уровня техники и технологий, обеспечение стандартов безопасности и экологичности, развитие методов государственного регулирования рын. 4 В ходе изменений и формирования новых правоотношений, проявления большого количества новых субъектов транспортной отрасли, появилась острая необходимость ликвидации пробелов в праве. Как полагает ряд ученых-транспортников наблюдается востребованность разработки общих и специальных учебных курсов в сфере транспортного законодательства-5.
Таким образом, общемировые тенденции развития мировой экономики несет в свое влияние не только на государства с высоко развитой рыночной экономикой и конкурентоспособностью (как США), но и на страны, которые только открывают для себя этот путь (как Россия), но обладая
1 «РЖД - Партнер» №5 (129) март 2008, «В плане законодательства год прорывной» А. Клявин, стр. 10
2 Например: Транспортный устав железных дорог Российской Федерации от 8 января 1998г.; Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997г.; Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. Федеральный закон № 259-ФЗ от 8 ноября 2007 года/ СПС- Гарант 2012г.
3 United states code and united states code annotated/2007 Thomson/West. Например: Title 23 «Highways»; Title 45 «Railroads».
4 Олег Евсеев, директор Научного центра по комплексным проблемам Минтранса России, д.м.н., из материалов заседания первого Всероссийского круглого стола «Формирование Транспортной стратегии России на период до 2030года»// «РЖД - Партнер» №5 (129) март 2008, с. 10-12.
5 Квитчук А.С. Транспорт и гражданское законодательство РФ // Такранспортное право, 2006. - N 1. - С. 2-4.