Научная статья на тему 'ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ КАК ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЮЖНОЙ АЗИИ '

ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ КАК ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЮЖНОЙ АЗИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транснационализация / транснациональные корпорации / страны Южной Азии / глобализация / международные компании / международная торговля / transnationalization / transnational corporations / South Asian countries / globalization / international companies / international trade

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.Ю. Панова, К.И. Рекун, В.В. Шубникова, И.С. Фадеева

Процесс транснационализации затрагивает большинство стран мира, включая ЮжноАзиатский регион, и связан с ведущими отраслями экономики, в частности ракетно-космической.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — А.Ю. Панова, К.И. Рекун, В.В. Шубникова, И.С. Фадеева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSNATIONALIZATION AS A DEVELOPMENT TREND IN MODERN SOUTH ASIA

The process of transnationalization affects most countries of the world, including the South Asian region, and is associated with leading sectors of the economy, in particular, rocket and space.

Текст научной работы на тему «ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ КАК ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЮЖНОЙ АЗИИ »

УДК 339 (334.7)

ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ КАК ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЮЖНОЙ АЗИИ

А. Ю. Панова, К. И. Рекун, В. В. Шубникова Научный руководитель - И. С. Фадеева

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: Fadeeva_is@mail.ru

Процесс транснационализации затрагивает большинство стран мира, включая ЮжноАзиатский регион, и связан с ведущими отраслями экономики, в частности ракетно-космической.

Ключевые слова: транснационализация, транснациональные корпорации, страны Южной Азии, глобализация, международные компании, международная торговля

TRANSNATIONALIZATION AS A DEVELOPMENT TREND IN MODERN SOUTH ASIA

A. Y. Panova, K. I. Rekun, V. V. Shubnikova Scientific supervisor - I. S. Fadeeva

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: Fadeeva_is@mail.ru

The process of transnationalization affects most countries of the world, including the South Asian region, and is associated with leading sectors of the economy, in particular, rocket and space.

Keywords: transnationalization, transnational corporations, South Asian countries, globalization, international companies, international trade

Для того, чтобы понять суть процесса транснационализации в странах Южной Азии и их вовлеченность в мировое хозяйство, торговлю, необходимо получить представление об особенностях региона. К странам Южной Азии относят семь государств, территориально расположенных на материке Евразия. На их площадь приходится 4% от территории всей земли, но уровень плотности населения высок и достигает 20% от населения Земли (больше половины населения региона проживают в Индии, и около 1/4 в Пакистане и Бангладеше). С юга регион окружен морями и заливами Индийского океана, поэтому торгово-географическое расположение стран весьма удачно. Только два государства Бутан и Непал не имеют выхода к морю. Данные страны объединяет не только место расположения, но и схожесть исторического развития. [1]

В регионе больше развита сельская местность, всего 22% приходится на города. При этом актуальна тенденция «ложной урбанизации», для которой характерен процесс вынужденного переселения из деревень и сел в результате обнищания и безработицы. Так, на долю занятого населения в сельском хозяйстве приходится 60%, в промышленности - 17%, в сфере услуг -23%, безработица составляет 9,2%, 1/5 населения страны находится за чертой бедности.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2020. Том 3

К странам-лидерам региона относятся Индия, Пакистан, Мальдивы и Шри-Ланка. Индия -развивающаяся аграрно-индустриальная страна с развитой промышленностью, занимает 4 место в мире по объёму ВВП и 2 место среди развивающихся стран.

Экономику Индии можно назвать импортоориентированной. На долю импорта в 2018 году приходилось 61,2% (нефть сырая и нефтепродукты сырые (22%), золото необработанное, полуобработанное, в виде порошка (5,25%), алмазы, (5,22% )), экспорт составлял 38,8% (нефть и нефтепродукты (13,5%), алмазы (7,93%), лекарственные средства (3,95%)) [2].

Наиболее импортозависимая страна Южной Азии - Мальдивы. Доля ее импорта составляет 94,2% - практически все необходимое стране завозится из вне (нефть и нефтепродукты (14,8%), аппаратура передающая для радиовещания или телевидения (2,06%), летательные аппараты прочие (например, вертолеты, самолеты); космические аппараты (включая спутники) и суборбитальные и космические ракеты-носители (3,93%). В соответствии со своей специализацией Мальдивы экспортируют рыбу мороженую (39%), готовую или консервированную рыбу, икру осетровых и ее заменители (22%), филе рыбное и прочее мясо рыбы (включая фарш), свежие, охлажденные или мороженые (16,1%).

В Индии сосредоточены различные крупные компании и транснациональные компании (ТНК), основные из которых «Oren Hydrocarbons» (одна из немногих компаний в мире, производящих жидкости для разведки нефти и газа), «Flipkart» (электронная коммерцияи в Индии), «Snapdeal» (онлайн-рынок, вроде «Alibaba» и «eBay»), «Balagy Wafsc» (региональный производитель закусок - лидер рынка в штате Гуджарат, успешно обогнавший «Pepsico's Lays»), «Swati Menthol» (один из крупнейших индийских производителей и экспортеров натурального ментола и сопутствующих товаров), «InMobi» (глобальный поставщик корпоративных платформ для маркетологов). В топливно-энергетической сфере играют большую роль «Indian Oil Corporation» и «Bharat Petroleum Corporation Ltd». Первая действует с 1964 года и является крупнейшей нефтегазовой компанией Индии, специализирующейся на разведке и добычей нефти, нефтепереработке и дистрибуции таких продуктов. Вторая занимает 20% розничного рынка нефтепродуктов и специализируется на нефтепереработке и продаже нефти. [3]

Крупные компании Индии занимают значимое место и в металлургии и автомобильной промышленности. Так, «Tata Motors Ltd.» является крупнейшей автомобильной компанией в Индии, «SML Isuzu Limited» («Swaraj Mazda») - производитель легких коммерческих транспортных средств, «Bajaj Tempo» - производитель грузовых автомобилей, автобусов и сельскохозяйственной техники.

В фармацевтической сфере выделяются многонациональная «Dr.Reddy Laboratories», индийская «Cadila Healthcare», международная «Ipca Labjratories», «Aurobindo Pharma» -производители генетических фармацевтических препаратов и активных ингредиентов.

Сфера информационных технологий представлена таким гигантом как компания западного образца «Infosys Technologies Ltd» (разработка и внедрение программных продуктов, интернет-продуктов и локальных сетей, аутсорсинг в сфере информационных технологий, интернет-консалтинг, электронная торговля), конкурирующая с американскими производителями. Активно развивается индийская ТНК «WIPRO Group», предоставляющая услуги в области информационных технологий, консалтинга и бизнес-процессов.

Основные компании Шри-Ланки охватывают направления табачной, нефтегазовой, электроэнергетической, легкой и чайной продукции: «Ceylon Tobacco» (национальный монополист, производитель, распространитель и экспортер сигарет), «Ceylon Petroleum Corporation» (нефтегазовая компания), «Ceylon Electricity Board-CEB» (электроэнергетическая компания), «MAS Holdings» (производитель нижнего белья -крупнейший в Южной Азии), «Dilmah» (мировой производитель и поставщик чая).

Мальдивам характерна смешанная экономика, природная красота, чистота и круглогодично комфортная погода которых создают основу для преимущественной специализации на туризме, рыболовстве и судоходстве.

На территории Пакистана расположены производства и представительства таких английских смешанных компаний и ТНК как «James Finlay», «Unilever», «Lipton», «Brooke bond», «Gammon, Imperial chemical industries»,»Glaxo laboratories», «Johnson & Philips» (Pakistan) Ltd, «Masseyferguson». США здесь разместили представительства таких компаний как «Caltex», «Texas», «Esso» , «Ford», «GM», «Max TransInc», « Cyanamid», «Singer»; Япония - «Suzuki», «Mitsubishi», «Toyota», «Honda»; Германия - «Philips», «Bayer-Werke» и другие. Пакистан специалиализируется на производстве товаров легкой промышленности, риса. Протекционистские меры, введенные Европейским Союзом в отношении Пакистана и Индии, определили однообразие экспорта товаров, схожую номенклатуру товаров, участие на одном сегменте рынка и привлечении одних покупателей.

Как видно из описания, в основном Индия усиленно занимается развитием своих собственных компаний, сферы деятельности которых разносторонние, охватывают различные отрасли экономики. Мальдивы, в своей ограниченной специализации привлекают не столько крупные ТНК, сколько обычных туристов, правда большой поток которых обеспечивает функционирование экономики страны.

Шри-Ланка представлена на международном рынке узнаваемыми брендами, однако производящие их компании не являются самостоятельными национальными компаниям, а скорее представителями западных ТНК, либо смешанными компаниями. Специализация Шри-Ланки сконцентрирована на товарах легкой промышленности и чае.

Пакистан же стал центром притяжения международных иностранных компаний и ТНК. Благоприятные условия для их развития, имеющиеся в стране, привлекают сюда такие компании, и они приносят инвестиции, технологии, производства и рабочие места.

Данный регион представлен в высокотехнологичных отраслях, в первую очередь, ТНК. Это касается и сферы ракетно-космической отрасли. Однако в основном продукция данной сферы импортируется из более развитых стран.

В регионе подтверждаются глобальные тенденции развития ТНК - неодинаковый темп и порядок их развития: создание традиционных ТНК на базе национальных финансово-промышленных групп; усиление зарубежной экспансии большого числа средних и малых фирм, которые, по сути, становятся новыми, нарождающимися ТНК. [4]

В результате исследования можно заключить, что несмотря на положительную динамику развития некоторых стран Южной Азии, особенно Индии, данные страны страдают от отсутствия собственных финансовых ресурсов, технологий для развития самостоятельных национальных компаний, их роста и выхода на международные рынки. Присутствие крупных зарубежных компаний и ТНК на их территориях, с одной стороны способствует развитию их экономик и переходу промышленности на новый технологический уровень, с другой создает непомерную конкуренцию для национальных компаний.

Библиографические ссылки

1. Описание стран [Электронный ресурс]. URL: http://luckycamper.net/country (дата обращения: 01.11.2019)

2. Базы данных торговли по странам (экспорт и импорт) [Электронный ресурс]. URL: https://trendeconomy.ru/trade (дата обращения: 01.11.2019)

3. Страны торговые партнеры [Электронный ресурс]. URL: https://agro24.ru/countries/ (дата обращения: 01.12.2019)

4. Современные тенденции транснационализации [Электронный ресурс]. URL: https://helpiks.org/5-109647.html (дата обращения: 13.11.2019)

© Панова А. Ю., Рекун К. И., Шубникова В. В., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.