Научная статья на тему 'Ассоциация регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК): тенденции интеграционного взаимодействия и внешняя торговля с Россией'

Ассоциация регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК): тенденции интеграционного взаимодействия и внешняя торговля с Россией Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1589
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внешняя торговля / экономическая интеграция / Ассоциация регионального сотрудничества стран Южной Азии / СААРК / Индия / Пакистан / Россия / foreign trade / economic integration / South Asian Association of Regional Cooperation / SAARC / India / Pakistan / Russian Federation

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Костюнина Галина Михайловна

Ассоциация регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК) является наиболее известным и динамичным интеграционным объединением в южноазиатском регионе. За прошедшие четыре десятилетия страны достигли определенных успехов в либерализации взаимной торговли на основе снижения ставок таможенных пошлин. Но сказывается негативное влияние центробежных факторов, как дифференциация по уровням экономического развития, низкий уровень взаимозависимости и взаимодополняемости, политические разногласия, нередко вспыхивающие гражданские конфликты и беспорядки (как в Шри Ланке в апреле 2022 г.). В предлагаемом исследовании проанализирована история развития интеграционных тенденций в Южной Азии и достигнутых результатов, а также их влияние на динамику взаимной торговли в рамках СААРК. Рассмотрено состояние, проблемы и перспективы внешней торговли России со странами СААРК, в том числе с учетом сложившейся ситуации после 24 февраля 2022 г. В целом, СААРК прошла путь от зоны преференциальной торговли к зоне свободной торговли. Последняя (в случае полной реализации поставленных целей и задач в соответствующих соглашениях) охватит товары, услуги и инвестиции. Предложена концепция перехода к более глубокой стадии интеграционного взаимодействия – Южноазиатскому экономическому союзу. Пока же сохраняется низкий уровень экономической взаимозависимости (доля взаимного экспорта в совокупном экспорте – 7,0%) и немало противоречий между участвующими государствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The South Asian Association for Regional Cooperation (SAARC): Integration Trends and Trade with Russia

The South Asian Association for Regional Cooperation (SAARC) is the most integrated association in the South Asian region. Over the past four decades, the countries achieved some progress in liberalizing mutual trade by reducing customs duty rates. But centrifugal factors, such as differentiation by levels of economic development, low level of interdependence and complementarity, political disagreements, frequent civil conflicts and riots (as in Sri Lanka in April 2022) have a negative impact. The purpose of the study is to analyze evolution of the integration processes in South Asia and the results achieved, as well as their influence on the changes in mutual trade within SAARC. The state, problems and prospects for Russia’s trade with the SAARC countries are considered, with the changes after February 24, 2022. In general, SAARC has moved from a preferential trade zone to a free trade zone. The latter (in case of full implementation of the set goals and objectives in the relevant agreements) will cover goods, services and investments. The concept of transition to a deeper stage of integration – the South Asian Economic Union is proposed. So far, a low level of economic interdependence remains (the share of mutual exports in total exports is 7.0 %) and there are many contradictions between the participating countries.

Текст научной работы на тему «Ассоциация регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК): тенденции интеграционного взаимодействия и внешняя торговля с Россией»

Ассоциация регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК): тенденции интеграционного взаимодействия и внешняя торговля с Россией

проспект Вернадского, 76), кафедра международных экономических отношений и внешнеэкономических связей им.Н.Н.Ливенцева - профессор, e-mail: g. kostyunina@my. mgimo. ru

Аннотация

Ассоциация регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК) является наиболее известным и динамичным интеграционным объединением в южноазиатском регионе. За прошедшие четыре десятилетия страны достигли определенных успехов в либерализации взаимной торговли на основе снижения ставок таможенных пошлин. Но сказывается негативное влияние центробежных факторов, как дифференциация по уровням экономического развития, низкий уровень взаимозависимости и взаимодополняемости, политические разногласия, нередко вспыхивающие гражданские конфликты и беспорядки (как в Шри Ланке в апреле 2022 г.).

В предлагаемом исследовании проанализирована история развития интеграционных тенденций в Южной Азии и достигнутых результатов, а также их влияние на динамику взаимной торговли в рамках СААРК. Рассмотрено состояние, проблемы и перспективы внешней торговли России со странами СААРК, в том числе с учетом сложившейся ситуации после 24 февраля 2022 г.

В целом, СААРК прошла путь от зоны преференциальной торговли к зоне свободной торговли. Последняя (в случае полной реализации поставленных целей и задач в соответствующих соглашениях) охватит товары, услуги и инвестиции. Предложена концепция перехода к более глубокой стадии интеграционного взаимодействия - Южноазиатскому экономическому союзу. Пока же сохраняется низкий уровень экономической взаимозависимости (доля взаимного экспорта в совокупном экспорте - 7,0%) и немало противоречий между участвующими государствами.

Ключевые слова: внешняя торговля, экономическая интеграция, Ассоциация регионального сотрудничества стран Южной Азии, СААРК, Индия, Пакистан, Россия.

Галина Михайловна КОСТЮНИНА,

доктор экономических наук, профессор, МГИМО МИД РФ (119454, Москва,

УДК: 339.9(5-013+470); ББК:65.9(57+2Рос); К727 DOI: 10.24412/2072-8042-2022-10-38-53

^ 38

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2022

The South Asian Association for Regional Cooperation (SAARC): Integration Trends and Trade with Russia

Galina Mikhailovna KOSTYUNINA,

Doctor of Economic Sciences, Professor, MGIMO - University (76 Prospect Vernadskogo, Moscow, Russia 119454) - Department of International Economic Relations and Foreign Economic Affairs,

E-mail: g.kostyunina@my.mgimo.ru

Abstract

The South Asian Association for Regional Cooperation (SAARC) is the most integrated association in the South Asian region. Over the past four decades, the countries achieved some progress in liberalizing mutual trade by reducing customs duty rates. But centrifugal factors, such as differentiation by levels of economic development, low level of interdependence and complementarity, political disagreements, frequent civil conflicts and riots (as in Sri Lanka in April 2022) have a negative impact. The purpose of the study is to analyze evolution of the integration processes in South Asia and the results achieved, as well as their influence on the changes in mutual trade within SAARC. The state, problems and prospects for Russia's trade with the SAARC countries are considered, with the changes after February 24, 2022. In general, SAARC has moved from a preferential trade zone to a free trade zone. The latter (in case of full implementation of the set goals and objectives in the relevant agreements) will cover goods, services and investments. The concept of transition to a deeper stage of integration - the South Asian Economic Union - is proposed. So far, a low level of economic interdependence remains (the share of mutual exports in total exports is 7.0 %) and there are many contradictions between the participating countries.

Keywords: foreign trade, economic integration, South Asian Association of Regional Cooperation, SAARC, India, Pakistan, Russian Federation.

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СААРК

Впервые в 1980 г. президентом Бангладеш была предложена концепция развития регионального сотрудничества в Южной Азии в целях роста благосостояния населения. Спустя пять лет, в 1985 г. на саммите в Дакке лидеры Индии, Пакистана, Бангладеш, Афганистана, Бутана, Непала, Мальдивской республики и Шри-Ланки создали Ассоциацию регионального сотрудничества стран Южной Азии, СААРК (South Asian Association of Regional Cooperation, SAARC).

СААРК включает страны, как большие (Индия и Пакистан), так и небольшие (Мальдивская республика и Бутан) по размеру территории и численности населения. Объем ВВП по ППС дифференцирован от 7,3 млрд долл. на Мальдивах до 8 972,1 млрд долл. в Индии, ВВП на душу населения - от 4 007 долл. в Непале до 13 438,5 долл. на Мальдивах. Дифференцирован и уровень торговой открытости (доля торговли товарами и услугами в ВВП) от 6,8% в Непале до 49,5% на Мальдивах (см. таблицу 1).

10 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

39 Q

Таблица 1

Макроэкономические показатели стран СААРК, 2020

Страна Территория, тыс. кв км Численность населения, тыс. чел ВВП по ППС, млрд долл. ВВП д/н, долл. Темп роста ВВП, % Уровень торговой открытости, %

Афганистан 652,2 38 928,3 80,9 2 077,9 -2,4 10,8

Бангладеш 148,5 16 469,4 846,0 5 136,7 3,5 12,0

Бутан 38,4 771,6 8,6 11 126,1 -10,1 29,8

Индия 3287,3 1380004,4 8 972,1 6 501,6 -7.3 18,7

Мальдивская республика 0,298 540,5 7,3 13 438,5 -33,5 49,5

Непал 147,2 29 136,8 116,8 4 007 -2,1 6,8

Пакистан 796,1 220 892,3 1 062,7 4 811,1 -0.9 10,0

Шри Ланка 65,6 21 919,0 289,8 13 219,7 -3,6 16,6

СААРК 5 135,6 1708 662,3 11 384,1 7 539,8 -5,7 17,2

Мир 510 072 7761 620,1 132 590,1 17 082,8 -3,4 26,1

Доля в мире, % 1,0 22,0 8,6 - - -

Источник: Составлено на основе данных: World Bank Data. URL: https://data.worldbank. org/indicator/NE.EXP.GNFS.ZS

Основу нормативно-правовой базы СААРК сформировал Устав, подписанный в Дакке 8 государствами-основателями. С 2005 г. статус наблюдателя имеют Китай, Республика Корея, США, Япония.

Целями деятельности СААРК выступают: содействие росту благосостояния населения, экономическому росту, социальному и культурному развитию, содействие укреплению коллективного самообеспечения, активизация развития сотрудничества и взаимопомощи в разных сферах, укрепление взаимодействия при решении проблем на международных форумах.

Первым этапом в развитии интеграционных процессов в СААРК стала зона преференциальной торговли, сформированная на основе Соглашения СААРК о зоне преференциальной торговли, 1993 г. (Agreement on SAARC Preferential Tading Arrangement, SAPTA). Зона была призвана содействовать росту взаимной торговли и экономического сотрудничества на основе взаимных торговых уступок. С учетом участия наименее развитых стран и в целях поддержки их экономического развития им был предоставлен специальный и более благоприятный режим, в том числе беспошлинный доступ товаров, исключительные торговые преференции, а также учет особой важности экспортных поставок при решении вопроса о введении защитных мер в торговле.

^ 40

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2022

В целом, либерализация охватила далеко не всю взаимную торговлю. Страны сохранили торговые ограничения в отношении чувствительных товаров. Например, Индия сократила ставки пошлин лишь на 'Л товарных позиций из числа рекомендованных СААРК. В итоге, проведенная в 1990-е гг. частичная либерализация не оказала существенного влияния на рост внутрирегиональной торговли и на экономический рост в участвующих странах.

СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Качественно новым этапом интеграционного взаимодействия в Южной Азии стало соглашение о зоне свободной торговли САФТА, подписанное в 2004 г. (Agreement on South Asian Free Trade Area, SAFTA). Оно вступило в силу в 2006 г.

Соглашение поставило цели ликвидации торговых ограничений и активизации взаимной торговли, формирования условий для честной конкуренции и свободной торговли, предоставления равных преимуществ участвующим сторонам с учетом уровня их экономического развития.

Нормативно-правовая база САФТА включает широкий круг соглашений как соглашение о региональных стандартах, 2011 г. (SAARC Agreement on Implementation of Regional Standards), соглашение о сотрудничестве в таможенных процедурах, 2005 г.( SAARC Agreement on Mutual Administrative Assistance in Customs Matters), многостороннее соглашение о признании оценок соответствия, 2011 г. (SAARC Agreement on Multilateral Arrangement on Recognition of Conformity Assessment).

В сфере либерализации торговли и с учетом Программы торговой либерализации до 2015 г. участвующие страны обязались снизить ставки таможенных пошлин поэтапно: в течение 2 лет с даты подписания соглашения до 20% в развивающихся странах и до 30% в НРС (для ставок ниже 30% - ежегодное сокращение на 5 п. п. ежегодно в течение 2 лет, начиная с 3 года вступления соглашения в силу). В итоге, ставки должны были сократиться до 0-5% к 2015 г. для развивающихся стран и к 2018 г. для НРС.

Но только Индия и Пакистан выполнили свои обязательства по достижению средних ставок пошлин в 0-5% в рамках внутрирегиональной торговли за исключением чувствительных товаров, как, например, табак и виски1. По оценкам, 53% внутрирегионального импорта подлежат ограничениям с учетом включения в списки чувствительных товаров2. Несущественная таможенная либерализация не стимулировала рост внутрирегиональной торговли. Главными стали экономические причины, как: немалый разрыв по макроэкономическим показателям между участвующими странами; сохранение протекционистской внешнеторговой политики (например, средние ставки пошлин в Индии равны 15,0%, Бутане 22,1% и Непале 12,2%3); сохранение списков чувствительных товаров, выведенных из-под режима либерализации (во внутрирегиональной торговле доля составляет 53%); сохранение нетарифных ограничений во взаимной торговле; большие ограничения в от-

10 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

41 Q

ношении привлечения ПИИ; низкая эффективность механизма разрешения споров (в том числе с учетом охвата и правовой определенности); слабая транспортная и логистическая инфраструктура; ограниченные возможности транзитных перевозок; отсутствие координации таможенного законодательства и правил. Сказывается и влияние политического фактора, прежде всего, серьезные противоречия между Индией и Пакистаном - двумя главными акторами Южной Азии.

Соглашение предусматривает устранение всех количественных ограничений в соответствии с ГАТТ -1994, а также либерализацию таких нетарифных ограничений, как взаимное признание результатов испытаний и сертификатов качества, гармонизация стандартов, упрощение процедуры таможенной очистки товаров, упрощение процедуры импортного лицензирования. Например, рекомендовано странам предоставлять информацию Комитету экспертов СААРК об используемых нетарифных ограничениях и мерах по их либерализации. Вместе с тем, механизм их оценки и мониторинга отсутствует, что стало главным препятствием практической реализации указанной рекомендации.

Еще одно соглашение касается торговли услугами - Соглашение СААРК по торговле услугами (SAARC Agreement on Trade in Services, SATIS), подписанное в 2010 г. Его цель состоит в стимулировании торговли услугами между участвующими государствами с учетом принципов взаимовыгоды и равноправия на основе либерализации и содействия торговле в соответствии с нормами ст. Y Генерального соглашения ВТО по торговле услугами (ГАТС). Из-под норм соглашения исключены государственные закупки, поставка услуг государственными органами, внутренние и международные авиаперевозки.

В отношении поставщиков услуг применяются режим наибольшего благоприятствования и национальный режим, которые регулируют правила доступа на рынки услуг и функционирования поставщиков услуг. Государство не вправе налагать ограничения на количество зарубежных поставщиков, на совокупную стоимость сделок по услугам, на количество физических лиц, занятых в сфере услуг и т.д. Соглашение по услугам включает нормы по поставкам услуг на основе коммерческого присутствия, т.е. вложения инвестиций и, таким образом, регулирует инвестиционные вопросы.

Помимо либерализации нормы соглашения по торговле услугами охватывают вопросы упрощения банковских процедур для финансирования импорта, развития коммуникационной и транспортной инфраструктуры, правила честной конкуренции, упрощение выдачи виз для предпринимателей стран-участниц.

Соглашение по визовому упрощению для предпринимателей стран-участниц было подписано в 1992 г. и предусматривает отмену виз для 24 категорий физических лиц. Вместо виз действуют т.н. визовые наклейки в течение 1 года. Но в целом, прогресс минимальный, хотя он активизировался после вступления в силу в 2012 г. Соглашения по торговле услугами, которое стало важной вехой в интенсификации мобильности лиц между странами СААРК.

^ 42

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2022

Спорные вопросы решаются в рамках двусторонних консультаций на основе письменного обращения. Последнее передается в Комитет экспертов в рамках Секретариата СААРК. Сторона, в отношении которой подана жалоба, должна ответить в течение 15 дней с даты обращения и вступить в консультации с пострадавшей стороной. Вопрос следует решить в период не более 30 дней на основе взаимного согласия. Если этого не произойдет, то пострадавшая сторона вправе обратиться с просьбой в Комитет экспертов для разрешения спора.

ИНВЕСТИЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

С начала 1990-х гг. в странах СААРК инвестиционная либерализация проводилась на национальных уровнях, что стало следствием важности зарубежного прямого инвестирования для национального экономического развития. Взаимные инвестиции сохраняются на крайне низком уровне. Для разных стран важность взаимного инвестирования различается. Так, немногим более 30% южноазиатских ПИИ поступает в экономики Непала и Бутана, а порядка 0,01-0,02% - в экономики Индии и Пакистана.

Первым инвестиционным соглашением в рамках СААРК стало Соглашение об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и совместной административной помощи в налоговых вопросах (2005 г.). В 2007 г. была поставлена задача упрощения вложения взаимных инвестиций с учетом их важности для последующего перехода к более глубокой форме интеграционного взаимодействия в рамках Южноазиатского экономического союза (South Asian Economic Union, SAEU).

Инвестиционная политика существенно различается в разных государствах Южной Азии. Полный запрет на допуск ПИИ распространяется на сферу обороны и выпуск валюты. Отраслевые ограничения установлены, например, в Индии в отношении энергетики, недвижимости и табака; в Пакистане в отношении алкоголя; в Шри Ланке в отношении добычи полезных ископаемых.

Для финансирования экономического сотрудничества были созданы несколько финансовых фондов, как Фонд СААРК для региональных проектов (SAARC Fund for Regional Projects); Региональный фонд СААРК (the SAARC Regional Fund) и Южноазиатский фонд развития (The South Asian Development Fund, SADF). Их цели состоят в содействии промышленному развитию, сокращению бедности, защите окружающей среды, институциональному развитию и содействию инфраструктурному строительству в регионе.

ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СААРК

Перспективы углубления интеграционных процессов в рамках СААРК связаны с возможностью формирования экономического союза. Объективными предпосылками для этого можно считать огромную экономическую и политическую роль Индии в объединении, включая важность торговых и экономических связей с ней

10 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

43 Q

для других участвующих государств; большой объем неформальной торговли, что увеличивает уровень интеграционной взаимозависимости между странами; важность торговли услугами в двусторонних отношениях, хотя ее объем невысок, но сфера услуг составляет порядка 50% национальных ВВП; высокая степень интеграционной взаимозависимости между компаниями, бизнес-сообществом, научным сообществом; исторически сложившиеся экономические связи между странами4.

Предложенная концепция Южноазиатского экономического союза исходит из опыта АСЕАН и видится как комплексная зона свободной торговли (ЗСТ+), хотя еще в 2005 г. предлагалось введение единой валюты и унификация денежно-кредитной политики. Но кризис евро стал основной причиной отказа от ранее выдвинутых предложений.

Одной из примечательных тенденций в рассматриваемом регионе следует считать модель формирования субрегиональных зон роста, которые различаются как транспортные и/или энергетические коридоры, коридоры содействия торговле, экономические коридоры и зоны устойчивого роста. Если транспортные и энергетические коридоры призваны содействовать строительству физической инфраструктуры в регионе, то коридоры содействия торговле - упрощению перемещения через границы потоков товаров, услуг, инвестиций и лиц на основе сокращения времени, уменьшения транзакционных издержек, а экономические коридоры нацелены на развитие промышленных кластеров вдоль транспортных и торговых коридоров, тогда как зоны устойчивого роста - на трансформации экономических коридоров в зоны устойчивого роста на основе развития туризма, образования, здравоохранения, создания новых рабочих мест, защиты окружающей среды. Их сооружение служит росту экономической связности между странами-членами.

ВЛИЯНИЕ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ НА ВЗАИМНУЮ ВНЕШНЮЮ ТОРГОВЛЮ СТРАН СААРК

Как видно из таблицы 2, за десять лет взаимный экспорт стран СААРК возрос с 19,7 млрд долл. в 2011 г. до 24,7 млрд долл. в 2020 г., или в 1,5 раза, тогда как совокупный экспорт - с 362,9 млрд долл. до 353,4 млрд долл. соответственно, или в 1,3 раза.

Таблица 2

Динамика совокупного и взаимного экспорта стран СААРК в 2011-2020 гг.,

млрд долл.

Годы 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Взаимный экспорт 19,7 19,9 22,6 25,9 22,9 22,5 26,1 31,7 29,1 24,7

Совокупный экспорт 362,9 350,0 397,9 355,4 329,8 332,3 372,5 395,5 408,9 353,4

^ 44

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2022

Годы 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Доля взаимного экспорта, % 5,4 5,7 5,7 7,3 6,9 6,8 7,0 8,0 7,1 7,0

Источник: Рассчитано на основе данных: Trade statistics for international business development. URL: https://www.trademap.org/Bilateral_TS.aspx?nvpm=

Более быстрые темпы роста взаимного экспорта связаны с таможенной, хотя и ограниченной по охвату, либерализацией во взаимных рамках. Несколько увеличилась доля внутрирегионального экспорта с 5,4% до 7,0% за 2011-2020 гг. с максимумом в 8,0% в 2018 г. Региональный экспорт особенно важен для Бутана (82%), а самый низкий показатель доли регионального экспорта в совокупном экспорте (2%) имеет Бангладеш.

Достаточно диверсифицированную структуру экономики, а значит, и экспорта имеют Индия, Шри-Ланка, Бутан и Непал. Экспорт других четырех стран характеризуется монокультурностью. В частности, Пакистан и Бангладеш специализируются на экспорте текстиля и одежды, Афганистан - овощей, Мальдивы - продуктов животного происхождения. Отсюда можно сделать вывод о схожести товарной структуры экспорта между несколькими странами, а значит, их конкуренцией на внешних рынках и не слишком большой заинтересованностью в проведении полной торговой либерализации (например, Индия, Пакистан, Непал, Бангладеш в торговле текстильной продукцией и одеждой).

Товарная структура совокупного экспорта отличается от структуры внутрирегионального экспорта. В первую «пятерку» входят предметы одежды, минеральное топливо, жемчуг и драгоценные камни, фармацевтическая продукция. Из перечисленных товарных групп во внутрирегиональном экспорте выделяется только минеральное топливо (см. таблицу 3)

Таблица 3

Товарная структура совокупного и взаимного экспорта стран СААРКв 2020 г., %

Код Товарная позиция Доля в совокупном экспорте,% Доля во взаимном экспорте,%

№ все товары 100 100

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

'61 Предметы одежды и принадлежности к одежде, трикотажные машинного или ручного вязания 8,77 0,8

'27 Топливо минеральное, нефть, воски и битуминозные вещества 7,96 10,96

10 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

45 Q

Код Товарная позиция Доля в совокупном экспорте,% Доля во взаимном экспорте,%

'62 Предметы одежды и принадлежности к одежде, кроме трикотажных машинного или ручного вязания 7,74 1,58

'71 Жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни, драгоценные металлы, бижутерия, монеты 7,11 0,13

'30 Фармацевтическая продукция 5,32 3,24

'84 Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства, компьютеры 5,17 5,01

'29 Органические химические соединения 4,92 2,15

'85 Электрические машины и оборудование, их части; телекоммуникационное оборудование; звукозаписывающая аппаратура; телевизионная записывающая аппаратура 3,94 3,16

'87 Транспортные средства, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава 3,73 5,04

'72 Черные металлы 3,09 6,26

'10 Злаки 3,05 4,59

'63 Прочие готовые текстильные изделия; наборы для вышивки; одежда и текстильные изделия, бывшие в употреблении; тряпье 2,96 0,76

'52 Хлопок, включая пряжу и ткань из него 2,44 10,54

'39 Пластмассы и изделия из них 2,04 2,64

Источник: Рассчитано на основе данных: Trade statistics for international business development. URL: https://www.trademap.org/Bilateral_TS.aspx?nvpm=

Во взаимной торговле основными товарными группами являются хлопок, минеральное топливо и масла, черные металлы, транспортные средства, ядерные ректоры, на совокупную долю которых приходится около 37%.

Для активизации внутрирегиональной торговли одной из важнейших мер следует считать формирование региональных цепочек стоимости, например, в производстве текстиля, одежды и обуви, продовольствия, изделий из кожи. Решение этой задачи требует преодоления отдельных ограничений, связанных с повышением эффективности производства, качества выпускаемой продукции, расширением информированности о соотношении между спросом и предложением, вкусах потребителей, невысоким технологическим уровнем производства, повышением уровня квалификации рабочей силы, повышением качества инфраструктуры, подписанием соглашений о доступе на рынок.

^ 46

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2022

По оценке АБР, в 2019 г. уровень интегрированности стран СААРК в торговле составил 5,6%, в инвестициях - 0,4%, в миграционных потоках - 21,6% и в сфере туризма - 13,5%5.

Таким образом, странам СААРК так и не удалось сформировать полноценную зону свободной торговли. Южная Азия признается наименее интегрированной из азиатских регионов, что подтверждают данные о доле внутрирегионального экспорта в совокупном экспорте. В регионе огромное значение имеют дезинтегрирующие факторы, в том числе большая дифференциация по макроэкономическим показателям, разрыв в уровнях экономического развития между государствами, большая доля бедного населения, немалые политические проблемы, особенно между крупными и более экономически развитыми странами, как Индия и Пакистан.

На интеграционные процессы в регионе огромное влияние оказывает политика Индии. Ее современные приоритеты сосредоточены на двух направлениях: во-первых, на двустороннем взаимодействии с соседями по Южной Азии в рамках политики «Соседство, прежде всего» и, во-вторых, на укреплении двустороннего и многостороннего сотрудничества за пределами Южной Азии, прежде всего, со странами АСЕАН и АТР в целом. Правда, стратегические возможности Индии во многом будут зависеть от взаимодействия с соседними южноазиатскими государствами. Членство страны в СААРК расценивается в качестве одной из платформ для достижения этих целей.

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ СО СТРАНАМИ СААРК

Россия и государства СААРК не являются крупными торговыми партнерами друг для друга. Исключение составляет Индия, которая входит в группу основных торговых партнеров РФ из числа стран дальнего зарубежья, и имеет статус стратегического партнера. Доля стран СААРК в российском экспорте (2,31%) выше, чем удельный вес РФ в южноазиатском экспорте (1,07%).

За 2014-2021 гг. российский экспорт в СААРК увеличился с 5 309,6 млн долл. до 11393,4 млн долл., или в 2,2 раза. Возросла и доля СААРК в экспорте РФ с 1,07% до 2,31%, или в 2 раза (см. таблицу 5). Главным внешнеторговым партнером остается Индия, на которую приходится 80% российского экспорта в южноазиатские государства (рост экспорта в 2 раза). Второй по важности партнер - Бангладеш (15,1%). За рассматриваемый период экспорт РФ наиболее динамично рос в Бангладеш (7,8 раза). В целом, экспорт России в страны СААРК дифференцирован по стоимости от 0 в Бутан до 9 128,1 млн долл. в Индию.

10 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

47 0

Таблица 5

Динамика российского экспорта в страны СААРК в 2014-2021 гг., млн долл. и %

Страна 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Афганистан 407,6 144,0 184,2 205,3 118,7 121,0 153,3 81,9

Бангладеш 222,3 867,5 767,2 762,9 733,5 1117,8 1528,7 1721,2

Бутан 0 125 0 0 0 0 0 0

Индия 4395,7 5454,5 5312,8 6455,5 7752,3 7308,1 5798,2 9128,1

Мальдивы 1,2 0,1 0,5 0,5 3,3 3,2 1,6 12,5

Непал 0,3 34,5 3,7 11,5 6,9 13,8 8,7 16,7

Пакистан 143,1 95,7 133,0 261,0 418,9 168,7 496,9 343,4

Шри-Ланка 139,5 129,5 80,7 85,0 105,7 107,9 239,6 89,6

СААРК 5309,6 6725,8 6482,1 7781,7 9139,3 8840,4 8227,0 11393,4

Доля СААРК в экспорте РФ, % 1,07 2,27 2,18 2,18 2,03 2,09 2,44 2,31

Источник: Составлено на основе данных: International Trade Center. Trade statistics for international business development. URL: https://www.trademap.org/Bilateral_TS.aspx?n-vpm=1%

Импорт России из стран СААРК рос менее динамично и увеличился с 4 563,8 млн долл. до 6 344,7 млн долл., или в 1,39 раза (см. таблицу 6). Увеличился и удельный вес СААРК в российском импорте с 1,59% до 2,16% за 2014-2021 гг. Основным поставщиком товаров выступает Индия (69,8%), импорт из которой возрос в 1,4 раза. Вторую позицию занимает Бангладеш (20,1%) с наиболее динамичным ростом вывоза товаров на российский рынок (почти в 2 раза).

Таблица 6

Динамика российского импорта из стран СААРК в 2014-2021, тыс. долл.

Страна 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Афганистан 12662 9105 6279 2904 3992 5306 3548 4722

Бангладеш 662368 563151 673865 882018 894663 983469 895032 1273263

Бутан 0 113 0 0 0 0 25 10

Индия 3170707 2172660 2397222 2902422 3224629 3921794 3457947 4427710

Мальдивы 561 16 12 9 26 8 12 7

Непал 891 592 704 1531 2125 1888 2037 2082

Пакистан 310868 284796 272020 280022 313570 370300 292928 353515

Шри-Ланка 405722 299882 282341 313621 294413 289417 258764 283428

СААРК 4563779 3330315 3632443 4382527 4733418 5572182 4910293 6344737

& 48

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2022

Страна 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Доля СААРК в импорте РФ, % 1,59 1,88 1,99 1,93 1,99 2,29 2,12 2,16

Источник: Составлено на основе данных International Trade Center. Trade statistics for international business development. URL: https://www.trademap.org/Bilateral_TS.aspx?n-vpm=1%

Российский импорт из государств СААРК также неравномерно распределен по странам-партнерам: от 7 тыс. долл. из Мальдивской республики до 4 427,7 млн долл. из Индии по итогам 2021 г.

Сальдо торгового баланса для России положительное и составляет 5 048,7 млн долл. в 2021 г. (для сравнения +745,8 млн долл. в 2014 г., т.е. рост в 6,8 раза).

Товарная структура российского экспорта отличается относительной диверсификацией, а самой крупной товарной позицией выступает минеральное топливо (21,0%). Из числа других ведущих товарных групп российского экспорта следует выделить: жемчуг, драгоценные камни и металлы (12,1%), реакторы ядерные, оборудование и механические устройства, компьютеры (9,9%), электрические машины и оборудование, их части (9,0%), удобрения (4,3%), жиры, масла и воски животного или растительного происхождения (3,1%), изделия из черных металлов (3,1%), злаки (2,6%), черные металлы (2,5%), продукцию неорганической химии (2,2%)6. Из перечисленных крупных товарных групп стоимостной объем экспорта черных металлов снизился, тогда как других групп - вырос. За последние 5 лет опережающими темпами по сравнению с совокупным экспортом РФ в СААРК рос экспорт продукции из чугуна и стали (5,4 раза), растительных и животных масел (4,6 раза), минерального топлива (4,5 раза), пшеницы (2,9 раза).

В разрезе по странам товарная структура российского экспорта слабо дифференцирована, когда более 70% приходится на одну-две товарные группы. Так, экспорт в Афганистан представлен в основном двумя товарными группами - подсолнечным маслом (44,4%) и минеральным топливом (26,3%). В экспорте России в Бангладеш преобладают машины, оборудование и средства транспорта (46,3%), продовольствие и сырье для его производства (28,5%). В структуре экспорта в Непал ведущие позиции занимает продовольствие и сырье для его производства (87,5%), а также вывозятся машины, оборудование и средства транспорта (9,2%). В Пакистан наша страна поставляет продовольствие и сырье для его производства (75,4%) и минеральное топливо (10,9%). Поставки в Мальдивскую республику также монокультурны и характеризуются преобладанием химической продукции (76,8%). В Шри Ланку вывозятся машины, оборудование и средства транспорта (47,8), продовольствие и сырье для его производства (38,5%).

10 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

49 Q

В российском импорте из стран СААРК ведущими товарными группами (55,4% совокупного импорта) являются: предметы одежды и принадлежности к одежде, кроме трикотажных машинного или ручного вязания (10,6%); электрические машины и оборудование, их части (10,2%); фармацевтическая продукция (9,3%); реакторы ядерные, оборудование и механические устройства, компьютеры (6,8%); органические химические соединения (6,7%); кофе, чай и пряности (3,6%); черные металлы (3,0%); транспортные средства, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава (2,8%); рыба и ракообразные (2,4%). За 5 лет сократился российских импорт фармацевтической продукции, а также кофе, чая и пряностей, тогда как других товарных групп вырос. Более динамично по сравнению с совокупным импортом из стран СААРК рос по стоимости ввоз органических химических соединений (3,8 раза); электрических машин и оборудования, их частей (3,5 раза); реакторов ядерных, оборудования и механических устройств, компьютеров (1,6 раза); транспортных средств, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава (1,6 раза)7.

В разрезе по странам товарная структура российского импорта из Индии достаточно диверсифицирована. Но импорт из других стран СААРК слабо диверсифицирован. Так, Афганистан поставляет в основном изюм (93,3%). В российском импорте из Бангладеш преобладает одна товарная группа - предметы одежды (97%). Импорт из Непала представлен коврами и напольным покрытием (51,2%), продовольствием и сырьем для его производства (36,6%). Из Пакистана ввозятся текстиль и обувь (55,5%), продовольствие и сырье для его производства (25,5%). Из Мальдивской республики 100% импорта представлено рыбой и ракообразными, а также предметами одежды. В импорте из Шри Ланки преобладают продовольствие и сырье для его производства (51,9%), текстиль и обувь (38,3%). В импорте из Бутана 99% приходится на съедобные овощи.

Таким образом, внешнеторговые связи России со странами СААРК характеризуются динамичным ростом, положительным сальдо торгового баланса, слабо диверсифицированной структурой внешней торговли со многими южноазиатскими странами, высоким уровнем концентрации российского экспорта и импорта в двух странах (Индии и Бангладеш). Основными проблемами внешнеторгового сотрудничества между Россией и странами СААРК являются в целом невысокий уровень экономического развития большинства стран СААРК, слабая диверсификация структуры экономики и экспорта, исторически сложившаяся географическая направленность внешнеторговых связей на Китай и США, слабая транспортная и логистическая инфраструктура, низкий уровень информированности предпринимателей о спросе и предложении на рынках друг друга, об имеющихся возможностях, об особенностях предпринимательского климата и др. Еще одна проблема взаимной торговли связана с задолженностью ряда южноазиатских государств перед Россией еще с советского периода. Объем внешнего долга дифференцирован

^ 50

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2022

от 2 417 млн долл. у Бангладеш, 1 718 млн долл. у Индии, 849 млн долл. у Афганистана до 93,5 млн долл. у Пакистана8.

После начала специальной военной операции 24 февраля 2022 г. на состоянии торговых отношений России в том числе со странами Южной Азии сказывается влияние беспрецедентной западной санкционной политики, как отключение российских банков от системы SWIFT, запрет проводить операции в долларах ряду финансовых учреждений России, нарушение сложившихся логистических цепочек, запрет на поставки ряда товаров и др., а также опасения у южноазиатских государств введения вторичных санкций.

Основные перспективы активизации взаимной торговли между РФ и странами СААРК заложены в российско-индийском торговом сотрудничестве. Индия является главным российским контрагентом из числа стран Южной Азии. За февраль-май 2022 г. только объем импорта Индией из России возрос в 3,5 раза до уровня в 8,6 млрд долл. (для сравнения за 2021 г. весь российско-индийский товарооборот оценивался в 12 млрд долл.). Главной причиной роста стали закупки сырой нефти, объем которых увеличился в 6 раз, а также увеличились закупки коксующегося и энергетического угля, растительного масла и минеральных удобрений9. Основными валютами торговых расчетов стали азиатские валюты, включая китайский юань и гонконгский доллар.

Перспективы взаимной торговли связаны с заинтересованностью государств Южной Азии в обеспечении их национальных экономик энергоресурсами, а значит, есть немалый потенциал расширения экспорта минерального топлива. Такие поставки в Азию важны и для России в условиях санкционной политики стран Запада после 24 февраля 2022 г., угрозы введения эмбарго на закупку нефти в России странами Евросоюза и политики «поворота на Восток». Так, Индия покрывает 80% своих потребностей в нефти за счет российских поставок, хотя ее доля в совокупных поставках РФ не превышает 5%. Стремление расширить объемы закупок нефти наталкивается на беспрецедентное давление со стороны США, что, в частности, выразилось в отказе ряда крупных зарубежных банков предоставить торговые кредиты индийской нефтяной компании Nayara Energy на импорт российской нефти. Но с учетом национальных интересов индийское руководство готово закупать более дешевую российскую нефть. Например, в соответствии с заключенным на май контрактом объем поставок составил 3 млн барр. (для сравнения за весь 2021 г. было поставлено в Индию 15 млн барр.). Растут поставки из РФ коксующегося угля в Индию. Так, их объем за март 2022 г. превысил аналогичные показатели за 2021 г., важность данного вида топлива для индийской экономики подчеркивает тот факт, что 75% электроэнергии вырабатывается на основе угля. Немалый потенциал расширения российско-индийских связей связан с ростом закупок газа, в том числе для выработки электроэнергии (пока доля газа в общем объеме ее производства не превышает 4%).

10 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

51 Q

В целом, потенциальными товарными группами российского экспорта в Индию (помимо минерального топлива) являются минеральные удобрения, зерно, контрольно-измерительные приборы. Что касается возможностей индийского экспорта, то для России интерес представляют закупки оборудования для пищевой, нефтеперерабатывающей и добывающей промышленности, а также фармацевтической продукции.

Из числа других перспектив торгово-экономического сотрудничества России и стран СААРК следует выделить возможность перехода на взаимные расчеты в национальных валютах и в форме бартера (пока лишь Афганистан заявил о неготовности подобного перехода). Сохраняются перспективы активизации взаимной торговли России с Пакистаном и Бангладеш, прежде всего, в сфере поставок минерального топлива. Положительное значение имеет членство или иной статус отдельных государств Южной Азии в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Полноправными членами являются Индия и Пакистан, наблюдателем -Афганистан, а статус партнера по диалогу имеют Непал и Шри-Ланка.

ВЫВОДЫ

1. СААРК является наиболее динамичным интеграционным объединением в Южной Азии, которое за четыре десятилетия прошло путь от зоны преференциальной торговли к неполноформатной зоне свободной торговли (САФТА). Предложена концепция Южноазиатского экономического союза, формирование которого возможно лишь в долгосрочной перспективе.

2. В рамках взаимной торговли стран САФТА действуют сниженные ставки таможенных пошлин, только Индия и Пакистан практически выполнили свои обязательства по ликвидации таможенных пошлин во взаимной торговле. В сфере либерализации взаимных инвестиций и торговли услугами результаты минимальны.

3. Проведенная, хотя и частичная, торговая либерализация содействовала более динамичному росту взаимного экспорта стран СААРК в 1,5 раза и повышению его удельного веса в совокупном экспорте с 5,4% до 7,0% за 2014-2020 гг.

4. В условиях беспрецедентной санкционной политики западных государств в отношении Российской Федерации, которая ужесточилась после 24 февраля 2022 г., особое значение имеет политика «поворота на восток», перевода внешнеторговых расчетов на национальные валюты, диверсификация географической и товарной структуры российской внешней торговли. Одним из таких географических направлений могут стать страны Южной Азии. Пока лишь Индия остается одним из ведущих российских торговых партнеров среди развивающихся государств Азии. Перспективы связаны с ростом взаимного товарооборота между РФ и Индией, а также с Пакистаном, Бангладеш, Шри-Ланкой, Афганистаном.

^ 52

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2022

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Sarfraz Batool, Umbreen Javaid. (2018). Role of SAARC in Economic Integration of South Asia / Pakistan Vision. Vol. 19 No. 2. Р.227.

2 Sarfraz Batool, Umbreen Javaid. (2018). Role of SAARC in Economic Integration of South Asia / Pakistan Vision. Vol. 19 No. 2. Р.229.

3 World Tariff Profiles 2021. URL: https://www.wto.org/english/res_e/reser_e/tariff_ profiles_e.htm

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Next Steps to South Asian Economic Union (2012). A Study on Regional Economic Integration (Phase II) Prepared for South Asian Association for Regional Cooperation (SAARC). ADB. URL: https://www.adb.org/sites/default/files/publication/179576/next-steps-saeu.pdf

5 Making Digital Platforms Work for Asia and the Pacific. (2021). Asian Economic Integration Report 2021. UNESCAP. Р.307.

Подсчитано автором на основе данных International Trade Center. Trade statistics for international business development. URL: https://www.trademap.org/Bilateral_TS.aspx7n-vpm=1%

7 Подсчитано автором на основе данных International Trade Center. Trade statistics for international business development. URL: https://www.trademap.org/Bilateral_TS.aspx7n-vpm=1%

Всемирный банк «рассекретил» суверенных должников России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/31/03/2021/606349f99a7947a9b6d1f95c

Объем импорта Индии из России увеличился в 3,5 раза. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vesti.ru/finance/article/2860783

БИБЛИОГРАФИЯ:

Всемирный банк «рассекретил» суверенных должников России @@ Vsemirnyj bank «rassekretil» suverenny'x dolzhnikov Rossii. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/ economics/31/03/2021/606349f99a7947a9b6d1f95c

Объем импорта Индии из России увеличился в 3,5 раза @@ Ob"em importa Indii iz Rossii uvelichilsya v 3,5 raza. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vesti.ru/finance/ article/2860783

Making Digital Platforms Work for Asia and the Pacific. (2021). Asian Economic Integration Report 2021. UNESCAP. 344 р.

Next Steps to South Asian Economic Union (2012). A Study on Regional Economic Integration (Phase II) Prepared for South Asian Association for Regional Cooperation (SAARC). ADB. URL: https://www.adb.org/sites/default/files/publication/179576/next-steps-saeu.pdf

Sarfraz Batool, Umbreen Javaid. (2018). Role of SAARC in Economic Integration of South Asia / Pakistan Vision. Vol. 19 No. 2. Р.223-238.

World Tariff Profiles 2021. URL: https://www.wto.org/english/res_e/reser_e/tariff_profiles_e. htm

10 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

53 Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.