Научная статья на тему 'ТРАНСКОММУНИКАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ В ЕВРАЗИИ'

ТРАНСКОММУНИКАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ В ЕВРАЗИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
талассократия и теллурократия / транскоммуникационные возможности / трансконтинентальный маршрут / геополитическое противоборство / международный транспортный коридор (МТК) / китайская геоинициатива «Пояс и Путь» / геоэкономический проект «Север-Юг» / наркотрафик. / thalassocracy and tellurocracy / transcommunication opportunities / transcontinental route / geopolitical confrontation / international transport corridor (ITC) / Chinese geo-initiative “Belt and Road” / geo-economic project “North-South” / drug trafficking.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С.М. Небренчин

В работе рассматривается геополитическое противоборство на евразийском пространстве, в котором особую роль играют транскоммуникационные войны. В этой связи автор обращается к истории и современной реализации ключевых транспортных маршрутов. Отмечается, что после распада СССР на постсоветском пространстве заметно активизировалась конкуренция за контроль над ключевыми трансконтинентальными маршрутами. Современное военно-политическое противостояние России с коллективным Западом на Украине во многом предопределяется трансконтинентальной логикой взаимоотношений государств. Анализируются действия ведущих геополитических акторов, целью которых является установление контроля над между-народными транспортными коридорами. Рассматривается инициатива возрождения «Великого Шелкового пути», которая направлена не только на развитие торгово-экономических отношений, но и на продвижение геополитических устремлений КНР. Особо отмечается потенциал Рос-сии в развитии и использовании международных транспортных коммуникаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSCOMMUNICATION WARS IN EURASIA

The paper examines the geopolitical confrontation in the Eurasian space, in which transcommunication wars play a special role. In this regard, the author turns to the history and modern implementation of key transport routes. It is noted that after the collapse of the USSR, competition for control of key transcontinental routes has noticeably intensified in the post-Soviet space. The modern military-political confrontation between Russia and the collective West in Ukraine is largely predetermined by the transcontinental logic of state relations. The actions of leading geopolitical actors aimed at establishing control over international transport corridors are analyzed. The initiative of the revival of the «Great Silk Road» is being considered, which is aimed not only at the development of trade and economic relations, but also at promoting the geopolitical aspirations of the People’s Republic of China. Russia’s potential in the development and use of international transport communications is particularly noted.

Текст научной работы на тему «ТРАНСКОММУНИКАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ В ЕВРАЗИИ»

УДК 327

СМ. Небренчин

доктор исторических наук, профессор, Директор Института исследования гибридных войн,

Военный университет МО РФ

ТРАНСКОММУНИКАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ В ЕВРАЗИИ

SM. Nebrenchin

Doctor of Historical Sciences, Professor, Director of the Institute for Hybrid Warfare Research, Military University of the Russian Defense Ministry

E-mail: rsn8@bk.ru

TRANSCOMMUNICATION WARS IN EURASIA

Аннотация. В работе рассматривается геополитическое противоборство на евразийском пространстве, в котором особую роль играют транскоммуникационные войны. В этой связи автор обращается к истории и современной реализации ключевых транспортных маршрутов. Отмечается, что после распада СССР на постсоветском пространстве заметно активизировалась конкуренция за контроль над ключевыми трансконтинентальными маршрутами. Современное военно-политическое противостояние России с коллективным Западом на Украине во многом предопределяется трансконтинентальной логикой взаимоотношений государств. Анализируются действия ведущих геополитических акторов, целью которых является установление контроля над международными транспортными коридорами. Рассматривается инициатива возрождения «Великого Шелкового пути», которая направлена не только на развитие торгово-экономических отношений, но и на продвижение геополитических устремлений КНР. Особо отмечается потенциал России в развитии и использовании международных транспортных коммуникаций.

Ключевые слова: талассократия и теллурократия, транскоммуникационные возможности, трансконтинентальный маршрут, геополитическое противоборство, международный транспортный коридор (МТК), китайская геоинициатива «Пояс и Путь», геоэкономический проект «Север-Юг», наркотрафик.

Abstract. The paper examines the geopolitical confrontation in the Eurasian space, in which transcommunication wars play a special role. In this regard, the author turns to the history and modern implementation of key transport routes. It is noted that after the collapse of the USSR, competition for control of key transcontinental routes has noticeably intensified in the post-Soviet space. The modern military-political confrontation between Russia and the collective West in Ukraine is largely predetermined by the transcontinental logic of state relations. The actions of leading geopolitical actors aimed at establishing control over international transport corridors are analyzed. The initiative of the revival of the «Great Silk Road» is being considered, which is aimed not only at the development of trade and economic relations, but also at promoting the geopolitical aspirations of the People's Republic of China. Russia's potential in the development and use of international transport communications is particularly noted.

Key words: thalassocracy and tellurocracy, transcommunication opportunities, transcontinental route, geopolitical confrontation, international transport corridor (ITC), Chinese geo-initiative "Belt and Road", geo-economic project "North-South", drug trafficking.

Как известно, жесткое противоборство вокруг Евразии, прежде всего, за контроль над «ключевыми» территориями и геостратегическим транспортными коридорами ведется с давних времен в контексте геополитической и геоэкономиче-

ской конкуренции стран «теллурократии» и «талассократии». Теллурократия (с греч. «власть посредством земли», «сухопутное могущество») — характеристика держав с явной сухопутной геополитической ориентацией (Россия, Германия, Италия,

среднеазиатские страны, в определенной степени Китай, Иран и др.). Талассокра-тия (с греч. «власть посредством моря», «морское могущество») — характеристика государств и наций с доминированием мореплавания (США, Великобритания, Япония, Австралия и др.). В стремлении установить господство над Евразией страны талассократической ориентации — США, Великобритания и др. — исходили из необходимости включить в сферу своего геополитического влияния, прежде всего, приморские страны и морские маршруты, которые одновременно находятся в сфере притяжения «суши» и «моря». Кроме того, в их долгосрочной стратегии ставится цель достижения контроля над «харт-лендом» («сердцевинной землей»), через которую проходит «ось истории» — это земли от Карпат до Урала и от северных морей до хребтов Кавказа и пределов Центральной Азии.

В истории евразийских транскоммуникационных войн наиболее жесткое военно-политическое соперничество происходило за контроль над «Великим Шелковым путем» из Китая и Индии в Средиземноморье и Европу, «Из Варяг в греки» из стран Балтийского моря в Черное море и далее в Средиземноморье, а также прикаспийскими, черноморскими, балтийскими и средиземноморскими коммуникациями. В разные века «Великий Шелковый путь» и «Из Варяг в Греки» частично или полностью контролировались Хазарским каганатом, военно-административными структурами ордынских геобразований, Великим Ту-раном, Российской империей и Советским Союзом [6].

С распадом СССР на постсоветском пространстве заметно активизировалась конкуренция за контроль над ключевыми трансконтинентальными маршрутами. Постсоветское пространство, которое является ареной жесткого геополитического противоборства, охватывает примерно х/в часть суши, более х/з территории самого большого материка Евразии. При этом Россия, располагаясь на части суши, занимает около трети Евразии, в том числе Большую физико-географическую зону (БФГЗ), во многом совпадающую с «харт-лендом» («сердцевинной землей»). БФГЗ

простирается от Карпат до Урала и от северных морей до южных хребтов (Кавказ, Тибет и др.). Геополитическая привлекательность БФГЗ возрастает в связи с тем, что с началом XXI столетия в результате перемещения энергетического центра Солнца (каждые 2600 лет) из созвездия «Рыб» (Малая Азия, Средиземноморье) в созвездие «Водолей» многократно возросла проекция лучистой энергии на фауну и флору, на этнокормящие ландшафты территорий постсоветского пространства.

Прежде всего наши геополитические оппоненты нацелились на воссоздание и укрепление «Балтийско-Черноморского санитарного кордона» [7], который изначально был призван установить контроль над геоисторическим коридором «Из Варяг в Греки», изолировать РФ с ее энергетическими возможностями от ведущих технологических держав ЕС и, прежде всего, Германии. Современное военно-политическое противостояние России с коллективным Западом на Украине во многом предопределено трансконтинентальной логикой взаимоотношений государств. Как известно, идеологическая установка «Польска от можа до можа» проявлялась во внешней политике Польши и других стран Запада, прежде всего, Англии и позже США. Речь идет о геотранспортных инициативах (проекты Междуморье Юзефа Пилсудско-го, Соединённые Штаты Польши Игнация Падеревского), Балтийско-Черноморском экономическом союзе, проекте «Новая Речь Посполитая». В целях возрождения проекта «Балтийско-Черноморского санитарного кордона» (с 1918 года), призванного изолировать Советскую Россию от западных стран, в настоящее время функционирует Организация за демократию и экономическое развитие ГУАМ с участием Грузии, Украины, Азербайджана, Молдавии. Она является инструментом проникновения талассократических государств и, прежде всего, США и Великобритании на территории постсоветского пространства.

В настоящее время война на Украине имеет место в том числе в связи необходимостью контроля уникальных транспортных коридоров от Балтийского до Черного морей. Неслучайно в настоящее время воз-

никла тема закрытия геополитического проекта «Израиль», о чем Генри Киссинджер заявил еще в 2012 году, и реализации планов создания «Нового Иерусалима», возрождения «Хазарского каганата» на территориях Украины (Запорожская, Одесская, Николаевская, Херсонская областей) и Крыма. Как известно в свое время именно Хазарский каганат, располагаясь на землях Прикаспия, Северного Кавказа и Причерноморья, контролировал как «Великий Шелковый путь», так и путь «Из Варяг в греки».

В настоящее время инициатива возрождения «Великого Шелкового пути» принадлежит КНР. Геоэкономический проект «Один пояс, один путь» нацелен не только на развитие торгово-экономических отношений со странами континента, но и на продвижение геополитических устремлений КНР, так как планируется вдоль маршрутов выстроить развитые инфраструктурные объекты, возводимые и обслуживаемые китайцами. На традиционном ежегодном форуме «Один пояс, один путь», который состоялся 15-17 октября 2023 г. в Китае, проект был переименован как «Пояс и Путь», чтобы избежать подозрений в геополитических амбициях Пекина.

К настоящему времени проработаны несколько ключевых маршрутов. Первый — «северный» из Китая через Россию на Роттердам и Лондон. Второй — через Центральную Азию, затем паромной переправой из порта Актау до Баку и далее в Турцию. Третий — через Иран, Сирию и Турцию — в Южную Европу. Четвертый: Китай — Монголия — Россия (в районе российского Дальнего Востока). Пятый: Китай — Пакистан. Шестой: Китай — Индия — Бангладеш — Мьянма. Седьмой — это Морской шелковый путь XXI века. По официальным данным, в рамках 3 тысяч совместных проектов было создано около 420 000 рабочих мест, что позволило вывести из бедности почти 40 миллионов человек. Согласно прогнозу Всемирного банка, транспортная инфраструктура «Пояса и Пути», если она будет полностью достроена к 2030 году, увеличит реальные доходы населения мира на 0,7-2,9%, избавив от крайней нищеты 7,6 миллиона

человек и от бедности 32 миллиона граждан [4].

Однако обострение геополитического противоборства вокруг Евразии, в том числе война на Украине, которая имеет не только антироссийскую направленность, в значительной мере нарушает планы китайской стороны по продвижению геоэкономического проекта. В противовес «Поясу-Пути» было заявлено о создании трансконтинентального экономического коридора Индия — Ближний Восток — Европа. Обращает на себя внимание, что в начале сентября 2023 года Вашингтон обнародовал меморандум, в котором говорится, что США, Евросоюз, Саудовская Аравия и Индия договорились о запуске нового транспортного коридора Индия — Ближний Восток — Европа (1МЕС). Позже на полях саммита G20, который состоялся 9-10 сентября, премьер-министр Индии Нарендра Моди уже от себя анонсировал реализацию новой геоэкономической инициативы.

Небезынтересно, что в числе инициаторов антикитайского трансконтинентального проекта оказались Индия и Саудовская Аравия, которые входят в состав БРИКС, причем Индия — в число основателей этого межгосударственного объединения, конкурирующего с ведущими объединениями коллективного Запада. Кстати сказать, Индия, ЮАР и Бразилия, изначально являлись «закладками» англосаксов, которые были призваны противодействовать развитию БРИКС. Несмотря на то, что Китай связывают особые отношения с Саудовской Аравией, Эр-Рияд также остается в сильной зависимости от Запада и, прежде всего, от США, Великобритании, Израиля.

По оценкам экспертов, новый палестино-израильский конфликт, начавшийся 6 октября 2023 года, может иметь самую различную геополитическую подоплеку [1], в том числе отношение к строительству международного транспортного коридора (МТК) «Индия — Ближний Восток — Европа». Тель-Авив неслучайно преследует цель уничтожить военизированную религиозно-политическую организацию «ХАМАС» и взять под полный контроль территории Сектора Газа вдоль побережья Средиземного моря. На востоке

и севере сектор, длина которого составляет примерно 40 км, а ширина — 10-12 км, граничит с Израилем, а на юго-западе по суше граничит с Египтом. Средиземноморское побережье Газы может рассматриваться в качестве удобной территории для обустройства инфраструктуры транспортного коридора.

Реализация международного транспортного коридора (МТК) «Индия — Ближний Восток — Европа» нацелена не только на торпедирование китайской геоэкономической инициативы «Пояс и Путь», но и других транспортных проектов с участием КНР, РФ, ИРИ. Таким образом, США и Великобритания ставят цель не допустить создания любых альтернативных трансконтинентальных коммуникаций, чтобы продолжать держать под контролем мировую экономику и активно влиять на развитие событий в регионах [3]. Серьезное противодействие англосаксы оказывают в Центральной Азии, на Ближнем и Среднем и Ближнем Востоке, в том числе в Закавказье, используя традиционные региональные противоречия.

Так, в частности, «тюркская карта» с давних пор — со времен татаро-монгольских нашествий на Русь — активно использовалась англосаксами в борьбе против Руси, а потом России. Как известно, в свое время влиятельные «венецианские купцы» предписали Чингисхану установить тотальный контроль за «Шелковым (чайным) путем» из Китая и Индии в Европу, а также — «Из Варяг в Греки» [2], захватив территории Киевской Руси. В связи с конкуренцией за контроль над транспортными коридорами между Российской и Османской империями имело место более 30 больших и малых войн и вооруженных конфликтов.

В настоящее время речь идет о наращивании возможностей транскаспийского коридора (ТРАСЕКА) — программа международного сотрудничества между Европейским союзом и странами-партнёрами по организации транспортного коридора «Европа — Кавказ — Азия». В этих целях Запад оказывает давление на правительства отдельных среднеазиатских стран и, прежде всего, на Казахстан, который с одной стороны, является ключевой страной

Тюркского мира, а с другой, остается в сфере сильного влияния англосаксов. РК, как и другие среднеазиатские страны, занимает геостратегическое место в Евразии, являясь частью «хартленда» («сердцевинной земли») континента, она находится вблизи границ Китая, России, Ирана, которые остаются главными врагами коллективного Запада. Как известно, Астана вовлечена в долгосрочные планы возрождения «Большого тюркского анклава» (Великого Турана), включая российские территории, что не может не беспокоить Россию. Кроме того, Казахстан участвует в развитии проекта ТРАСЕКА — маршрутов поставок энергоресурсов в обход РФ.

В интересах установления полного контроля над закавказскими транспортными коридорами, в том числе «Зангезурским», «Лачинским» и другими коридорами, дестабилизируются обстановка на Южном Кавказе. Азербайджано-армянский конфликт несет в себе угрозу соседним странам и, прежде всего, Ирану, Турции, России, Грузии. Контроль над Зангезурским коридором — часть планов США, Турции, Англии, Израиля по вытеснению России из Закавказья и дальнейшего ограничения, если не лишения суверенитета Армении. По планам США и их союзников по НАТО «Зангезурский коридор» должен контролироваться неким «международным миротворческим контингентом», но не армянскими властями [3].

В связи с целями контроля международных транспортных коридоров (МТК) в Закавказье, в том числе проходящих через территорию Грузии, предпринимаются попытки столкнуть Турцию и Азербайджан с Россией, с одной стороны, Иран и Турцию, с другой стороны, вытеснить РФ из региона традиционного влияния. Ереван втягивают в талассократические планы обещаниями воссоздать в Эчмиадзине «армянский Ватикан», который может стать центром геокультурного влияния на регионы Ближнего и Среднего Востока взамен Израиля. Согласно англосаксонским планам, новая территория должна стать притягательным субъектом для христиан Армении, Грузии, Турции, России и других стран [5]. Кроме того, речь идет о выгодах для Еревана и Тбилиси в связи

с началом функционирования крупнейшего энергетического хаба и трансконтинентального маршрута в Закавказье.

При этом англосаксы не оставляют планов нанести удар по Ирану, союзнику КНР и РФ, который вовлечен в реализацию маршрутов китайской инициативы «Пояс и Путь». Создавая «Зангезурский коридор», Запад создает немалые проблемы Ирану, который в настоящее время через свою территорию обеспечивает транзитный маршрут из Азербайджана в Турцию. Переформатирование МТК «ТРАНСЕК» в Закавказье может осложнить реализацию планов трансконтинентального коридора «Север — Юг» через Азербайджан в направлении Пакистана и Индии, в реализации которого Иран и Россия играют главную роль. При негативном развитии событий в Закавказье и Средней Азии Тегеран и Москва могут рассчитывать исключительно на Каспийский маршрут поставок товаров по МТК «Север — Юг» в Пакистан и Индию.

Иран может оказаться в жесткой конфронтации с Азербайджаном и Турцией не только из-за кризиса в армяно-иранских отношениях. Как известно, Баку и Анкара не прекращают подогревать антииранские настроения в иранском Азербайджане, где проживает около 30 млн этнических азербайджанцев из общего числа населения страны более 80 млн [5]. Поэтому Тегеран в наибольшей степени заинтересован в недопущении реализации «армянского сценария» дестабилизации обстановки в регионе, разработанного враждебными силами, так как он может существенно утратить геополитические позиции в регионе. Речь идет не только о потере Армении в качестве традиционного партнера, контроля над выгодными транспортными коридорами, но и в неизбежном усилении военно-политического присутствия Турции, стран НАТО в Закавказье.

В настоящее время постсоветское пространство обладает не только немалыми транзитными возможностями поставок энергоресурсов, товаров и услуг, передвижения трудовых ресурсов. С распадом СССР через многие постсоветские республики стали проходить наркотрафики, прежде всего, из Пакистана, Афганистана, Белуд-

жистана, прежде всего, в направлении России и стран Европы. Так, в частности, в начале 90-х гг. активно работал наркотрафик через Чечню, Приднестровье и Молдавию, Албанию в Европу. Рассвет наркоторговли из Афганистана был связан с военно-политическим присутствием войск США и их союзников по НАТО в этой стране в 20012021 гг., в это время наркотрафик вырос в десятки раз, в том числе по маршруту Таджикистан — Киргизия — Россия — Европа. По мере укрепления своей национальной безопасности РФ во многом перекрыла пути поставок наркотиков через свою территорию из Афганистана.

В настоящее время Запад стремится любыми способами сохранить контроль над наркотрафиками через страны Центральной Азии, Кавказа, Украины. США и их союзники в многочисленных биохимических лабораториях, развернутых в Украине, Грузии, Армении, Казахстане, Киргизии, Узбекистане, Таджикистане и других странах постсоветского пространства, наряду с проведением исследований, производят наркотические средства, в том числе синтетические наркотики. Несмотря на достаточно жесткий режим в Иране, через территорию этой страны в Закавказье проходят наркотрафики из Афганистана, Белуджистана и Систана. При этом Запад заинтересован в превращении Армении в уникальный хаб поставок наркотиков как из Центральной Азии в Средиземноморье, так и в обратном направлении [8].

В частности, Франция и Германия в интересах грузоперевозящей компании СМА CGM, известной поставками наркотиков, опасных биохимических материалов и фармацевтики, давно уже лоббируют идею соединения Европы и Азии посредством транскаспийского транспортного маршрута (ТКТМ) между двумя морями через Закавказье и, прежде всего, Армению и Грузию [8]. Уже сейчас из Средиземноморья в Азию идет латиноамериканский кокаин, а обратно — натуральные и синтетические опиаты. По сообщениям СМИ, в реализации подобного проекта заинтересованы представители армянской элиты как в самой Армении, так и в странах Европы, наркодилеры в Катаре, Турции, Иране, Израиле и даже в РФ. В Европе ос-

новными хабами наркоторговли посредством постсоветских маршрутов остаются Албания, Косово, Черногория, Испания и др. Активную роль в транспортировке синтетических и других наркотиков продолжает играть Украина, в том числе с использованием своих черноморских портов.

Россия располагает наибольшими потенциальными возможностями развития транскоммуникационных коридоров. Прежде всего речь идет о Байкало-Амурской магистрали (БАМ), международном коридоре «Север — Юг», Арктическом пути. Транспортный потенциал БАМ используется для развития одного из маршрутов китайской геоэкономической инициативы «Пояс и Путь», который выходит на страны Европы через наземные и морские маршруты, в частности, на Балтийское море.

Москва и Тегеран совместно реализуют перспективный проект «Север — Юг», который призван соединить торгово-экономические возможности стран Европы, РФ и ИРИ, государств Средней Азии и Кавказа, Пакистана и Индии. В связи с тем, что наземные маршруты МТК «Север — Юг» проходят через регионы Средней Азии и Кавказа, Россия выстраивает долгосрочные отношения с транзитными странами и, прежде всего, с Узбекистаном и Казахстаном. При этом Москва намерена реализовать трехсторонний энергетический проект с использованием газопровода «Центральная Азия — Центр». Во времена СССР это был трансконтинентальный евразийский газовый маршрут, по которому Узбекистан поставлял 80 млрд кубических метров в год в восемь союзных республик. В настоящее время идет речь о формировании с участием бывших республик Советского Союза нового мультимодального транспортного коридора «Беларусь — Россия — Казахстан — Узбекистан — Афганистан — Пакистан».

Несмотря на попытки США, Англии, Франции, Израиля посредством дестабилизации обстановки заблокировать закавказский наземный маршрут МТК «Север — ЮГ», Россия предпринимает необходимые усилия для реализации этого геоэкономического проекта. В частности, Москва ведет активный диалог с Баку и Анкарой, заинтересовав партнеров со-

вместными выгодными проектами. Азербайджан остается в сфере традиционного российского влияния в силу высокого уровня российско-азербайджанского товарооборота и гуманитарных связей двух стран. В последние годы успешно развиваются двухсторонние российско-турецкие отношения. В частности, в настоящее время турецкий газовый хаб («Турецкий поток») — потенциально единственная альтернатива диктату американских энергетических компаний на рынке ЕС [9].

В долгосрочном плане Российская Федерация не оставляет планов вернуться на европейские рынки поставки энергоносителей. Как известно, наряду с «Турецким потоком», продолжает функционировать газопровод «Голубой поток» через Украину. Россия остается самой привлекательной транзитной страной, если иметь в виду наземный, морской, трубопроводный, воздушный и другой потенциал, для всех государств Евразии и, прежде всего, для стран Юго-Восточной Азии и ЕС.

Список литературы

1. «Разжечь череду конфликтов, посеять хаос, спровоцировать большую войну». Иранист Па-шин — о целях войны в Израиле и непричастности Ирана // ФОНТАНКА.ру. — URL: https:// www.fontanka.ru/2023/10/15/72812315/ (дата обращения: 01.01.2024).

2. Грачева Т.В. Китай в объятиях дракона. — М/: Благословение; Техинвест-3, 2013. — 384 с.

3. Зангезурский коридор положит конец суверенной Армении // Дзен. — URL: https://dzen. ru/a/ZRNt_YdztyTJphs8?utm_referer=yandex. ru (дата обращения: 01.01.2024).

4. Как Китай делится преимуществами своего развития благодаря инициативе «Пояс и путь» // Российская газета. — URL: http:// blagievesti.ru/4421037--rossiya-imeet-shans-poborotsya-za-svoe-osvobozhdenie.html (дата обращения: 01.01.2024).

5. Пашин Ф. Как не угодить в «армянский капкан» // КОНТ. — URL: https://cont.ws/@ paschin-541/2636959 (дата обращения: 01.01.2024).

6. Пашин Ф. Транскоммуникационная война в Евразии // КОНТ. — URL: https://cont. ws/@paschin-541/2632172 (дата обращения: 01.01.2024).

7. Россия имеет шанс побороться за свое освобождение от внешней зависимости // Славянский развлекательно-познавательный информационно-новостной ресурс. — URL: http:// blagievesti.ru/4421037--rossiya-imeet-shans-poborotsya-za-svoe-osvobozhdenie.html (дата обращения: 01.01.2024).

8. Титов И. Точечный удар // Завтра. — М., 2023. — № 38, сентябрь-октябрь. — С. 2.

9. Турецкий газовый хаб даст пространство для маневра новому «Движению сопротивления» в ЕС // Российская газета. — URL: https://rg.ru/2023/07/14/ ekspert-marcinkevich-tureckij-gazovyj-hab-potencialno-edinstvennaia-alternativa-diktatu-amerikanskoj-kompanii-na-rynke-es.html (дата обращения: 01.01.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.