А. В. Черданцева
ТРАНСКОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И КОММУНИКАТИВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ ТУРИСТА В РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Показана различная коммуникативная направленность личности в туристической поездке и в обыденной жизни. Изучение проблемы коммуникации участника туристической деятельности позволяет углубить научные представления о влиянии ситуационных факторов на психологию человека.
Ключевые слова: направленность личности, транскоммуникативный потенциал, коммуникативный мир, жизнедеятельность, туризм.
А. Chyerdantseva
TRANSCOMMUNICATIVE POTENTIAL AND COMMUNICATIVE ORIENTATION OF THE TOURIST IN VARIOUS SITUATIONS OF LIFE
The article shows the different communicative orientation of the individual in travel and in everyday life. Study of communication problems participant tourism activities can deepen the scientific understanding of the impact of situational factors on human psychology.
Keywords: orientation of the individual, transcommunicative potential, communicative world, life activity, tourism.
Вместе с процессом глобализации, взаимопроникновения культур возрастает интерес к коммуникации человека, имеющей не только индивидуальные, но и культурные, социальные различия. В туризме повышается значимость коммуникации, так как она связана с проблемой понимания в иноязычной культуре. Пространство коммуникаций между людьми выступает условием открытости человека миру (природе, культуре, социуму). Туризм предполагает коммуникации с представителями иной для путешественника культуры, ресурсы которых необходимо понять и оценить.
М. М. Бахтин утверждал, что взаимодействие нельзя свести ни к чисто логическим, ни к чисто предметным отношениям. Именно здесь «встречаются целостные позиции, целостные личности (личность не требует экстенсивного раскрытия — она может раскрыться в едином звуке, раскрыться в едином слове), именно голоса» [1, с. 317].
Поэтому М. М. Бахтин утверждает, что ни одно словесное высказывание не может быть отнесено полностью на счет только высказывающего, так как является продуктом взаимодействия говорящего и социальной ситуации. По мнению М. М. Бахтина, это положение должно стать ключом к пониманию того, что и как осознано и отражено в речи человека и соответственно к пониманию неосознанного им.
Психологические концепции коммуникации появлялись в разных научных шко-
лах и направлениях: бихевиоризме, психоанализе, гештальтпсихологии, гуманистической и экзистенциональной психологии и др. В. И. Кабриным, создателем транскоммуникативного подхода к исследованию личности предложено новое определение личности как «встречи человека с миром»: «личность рассматривается как субъект и внешнего (межличностного), и внутреннего (духовного) пространства К-мира, в котором она поддерживает и развивает коммуникативные и ментальные структуры своего Я» [2, с. 37]. Коммуникация имеет «сквозной» характер, потому что «... коммуникативный мир охватывает все уровни жизни человека — от геномного до духовного» [2, с. 53]. Транскоммуникативная методология позволяет объяснить «специфику сообщаемости разнопорядковых миров и субъектов» [2, с. 29]. Иерархия этих миров (органического, индивидного, личностного, культурного) наиболее ярко проявляется в личностном росте и потенциале личности.
Транскоммуникативный потенциал личности, по мнению В. Е. Клочко, является: «разновидностью творческого потенциала, проявляющегося в ситуации возможного, неочевидного, незаданного общения как креативная инициатива создания новой (инновационной) коммуникации с новым субъектом общения как иным (открывающимся другим). Величина потенциала характеризуется новизной, неожиданностью инициативы постигающей (транценди-
рующей) степень инаковости и далее раз-нопорядковости партнера. ТПЛ реализуется в трансформации коммуникативной стресс-мобилизации в творческий транс (раздвигающий исходные границы коммуникативной ситуации)» [3, с. 236]. Роль транскоммуникативного потенциала состоит в том, что через ТПЛ происходит рост творческого потенциала и качества коммуникативной ситуации.
В. Е. Клочко показал, что коммуникация входит в структуру самоорганизации и ментального пространства личности, выражающего динамичность и направленность отношений человека к действительности. «Ментальное пространство
человека формируется в сложнейших, транскоммуникативных по своей сути процессах трансформации культуры в содержательный состав жизненного мира, обеспечивая ценностную наполненность образа жизни и обусловливая целостность (системность и осмысленность) образа жизни человека, определяя направленность процесса разрешения все время возобновляемого противоречия между ними» [3, с. 168].
Жизненное самоосуществление человека проходит в реальной жизнедеятельности, под которой понимается все то, что составляет жизнь человека. И. О. Логиновой было проведено исследование хроно-топических характеристик жизненного са-моосуществления в реальной жизнедеятельности. Она отмечает, что «жизненное самоосуществление — это путь от хаоса к пространственно-временной упорядо-
ченности жизни человека, созидающий целостную картину мира, характеризующуюся присутствием самого человека в мире» [4, с. 241].
Жизнедеятельность связана с конкретными ситуациями, в которых находится человек (быт, работа и т. д). Смысл ситуации и объектов побуждает и направляет конкретное поведение человека. К. Левин
считал, что среда должна определяться не физически, а психологически. В своем подходе К. Левин стремился найти способы определения свойств жизненного пространства в «данный момент», в ситуации, как задачу эксперимента. В своих исследованиях К. Левин объединял субъективное и объективное. В экспериментах этой научной школы происходило формирование определенной жизненной ситуации, поэтому в эксперименте возникали эмоции, реакции, поведение как в реальной жизни. «Поле» ситуации было реальной жизненной ситуацией, в которой проявлялась личность.
Т. Г. Ходжабагиянц показала, что динамика ментального пространства обеспечивается процессами разрешения перманентно возникающих противоречий между образом жизни и образом мира, что особенно выраженно выступает в периоды вхождения человека в инокультуру (миграция, эмиграция, иммиграция и т. д.) (см. [5]).
Но остаются неизученными коммуникативные особенности самоорганизации человека в процессах туристической деятельности. В связи с этим актуальным является исследование направленности личности в реальной ситуации жизнедеятельности туриста. В нашем исследовании мы предполагаем выявить особенности коммуникативной направленности личности в ситуации обыденной жизни и в ситуации туристической поездки.
Для этого нами использовалась методика «Метод моделирования коммуникативных миров личности» (ММКМ) В. И. Каб-рина, позволяющая изучать коммуникативный мир. Методика представляет собой психосемантическую матрицу, которая позволяет получить и оценить различные показатели коммуникативного мира человека, такие как «вектор роста», «К-транс», «К-стресс», «Вектор переживаний», позволяющие оценить трансформационные, раз-
вивающие влияния в динамике коммуникативного мира человека. С помощью ММКМ можно реконструировать базовые координаты жизненного мира личности как коммуникативного пространства: коммуникативное пространство (внутреннее и внешнее) и коммуникативное время.
Коммуникативная направленность личности изучалась при помощи опросника «Направленность личности в общении», разработанного С. Л. Братченко. Направленность личности в общении понимается автором методики как совокупность более или менее осознанных личностных смысловых установок и ценностных ориентаций в сфере межличностного общения, как индивидуальная «коммуникативная парадигма», которая включает представления о смысле, целях общения, средствах и допустимых способах поведения в общении и др. Автором методики выделяются два вида коммуникативной направленности: диалогическая и монологическая, представленная вариантами: авторитарная, манипуля-тивная, конформная, альтероцентристская, индифферентная.
Методика исследования коммуникативной направленности личности применялась нами для изучения двух коммуникативных ситуаций: А) Ситуация повседневной
обычной жизни человека; Б) Ситуация туристической поездки, путешествия.
Кроме этого, использовался метод анкетирования, в котором выявлялись биографические данные, частота, география и особенности туристических поездок.
Исследование включало в себя два этапа. На первом этапе методом анкетирования выявлялись особенности вовлеченности респондента в туристические путешествия, такие как частота путешествий, их география, цели путешествий. На втором этапе проходило исследование коммуникативного мира личности и направленности личности в общении в разных коммуникативных ситуациях.
Нами было проведено исследование транскоммуникативного потенциала личности и направленности в общении участников туристической деятельности с различной степенью вовлеченности в туризм. Выборка составила 203 человека, возраст респондентов — от 17 до 52 лет, из них: 30 мужчин и 173 женщины.
В результате анкетирования было выявлено, что 85 (41,87%) человек из общей выборки очень редко совершают туристические поездки, они были отнесены к группе «Редко путешествующие» (один раз в несколько лет или один раз в жизни). Вторая группа, названная нами «Путешествующие время от времени», — в количестве 66 человек (32,51%). В данную группу вошли те респонденты, которые путешествуют не чаще чем один раз в год. В третью группу («Активные путешественники») вошли респонденты, совершающие туристические поездки один раз в год и чаще. Общее количество человек в данной группе — 52 (25,62%). Характерной особенностью данной группы является география путешествий, включающая не только поездки в пределах края и Российской Федерации, но также поездки за рубеж.
При сравнении показателей теста ММКМ в пространстве внутренних коммуникаций нами выявлено, что во всех трех группах наблюдается положительное значение показателя «Вектор роста», свидетельствующее о том, что во всех трех группах присутствует тенденция личностного роста, а разница в этом показателе между группами несущественна. Параметр «Разнообразие типов» также относительно невысок и не изменяется значительно в трех сравниваемых нами группах. По параметру «Положительные переживания» во всех трех группах наблюдаются достаточно высокие значения. При этом наибольшие значения характерны для группы путешествующих время от времени. Данный параметр измеряет тенденции К-транса в коммуникативном пространстве.
По параметру «Негативные переживания» наиболее высокие значения характерны для группы путешествующих время от времени, а наиболее низкие — в группе активных путешественников. Данный показатель свидетельствует о наличии К-стресса в пространстве внутреннего мира личности.
Параметр «Вектор переживаний», отражающий соотношение транс- и стресс-тенденций в пространстве внутреннего мира человека, показывает наиболее высокие значения в группе активных путешественников. В. И. Кабрин трактует К-стресс как проявление экзистенциальной тревоги, актуализацию тенденций личностной определенности, а К-транс — как проявление экзистенциальной решимости и личностного роста [3].
Во внешнем коммуникативном пространстве также наблюдается отсутствие существенной разницы в показателях «Вектор роста» и «Разнообразие типов».
При этом в показателе «Положительные переживания» по сравнению с теми же показателями в пространстве внутренней коммуникации наблюдается увеличение положительных тенденций, а в показателе «Негативные переживания» — уменьшение.
Таким образом, становится очевидным, что во внешнем коммуникативном пространстве чаще демонстрируются положительные тенденции, показатели К-стресса, свидетельствующие об экзистенциальной тревоге, незначительны. Во внутреннем коммуникативном пространстве показатели К-стресса являются более выраженными. Выявляются отличия в группе путешествующих время от времени. Средние показатели положительных переживаний и отрицательных переживаний у них более выражены, нежели в других группах. Таким образом, во всех трех группах выявляется рассогласование между внутренним и внешним пространством К-мира, свидетельствующее об отсутствии выраженной
тенденции к стресс-трансформации как тенденции личностного роста и расширения транскоммуникативного потенциала.
Более выраженными являются различия в коммуникативной направленности личности в различных коммуникативных ситуациях. Анализ направленности в общении проводился с помощью кластерного анализа, который позволяет построить модели направленности личности и выявить доминирующую направленность.
В группе редко путешествующих преобладает альтероцентристская направленность личности в общении как во время путешествия, так и в обыденной жизни. Альтероцентристская направленность личности в общении представляет собой добровольную «центрацию» на собеседнике, ориентацию на его цели, потребности и т. д. и бескорыстное жертвование своими интересами и т. д., стремление понять запросы другого с целью их наиболее полного удовлетворения, но безразличие к пониманию себя с его стороны, стремление способствовать развитию собеседника даже в ущерб собственному развитию и благополучию. В целом для представителей группы редко путешествующих в повседневной жизни и в путешествии характерна альте-роцентристская позиция — позиция цен-трации на собеседнике и его нуждах даже несмотря на собственные интересы.
В группе путешествующих время от времени преобладает диалогическая направленность личности в общении как во время путешествия, так и в повседневной обыденной жизни. Диалогическая направленность личности в общении представляет собой ориентацию на равноправное общение с соблюдением взаимного уважения и доверия, ориентир на взаимопонимание и взаимопомощь, открытость и коммуникативное сотрудничество, стремление к взаимному самовыражению и развитию, к сотворчеству в общении.
В группе активных путешественников в ситуации повседневного общения наблю-
дается преобладание альтероцентристской коммуникативной направленности. В ситуации путешествия в данной группе доминирует индифферентная коммуникативная направленность. Только группа активных путешественников демонстрирует различия в коммуникативной направленности в ситуации обыденной жизни и туристического путешествия. Индифферентная коммуникативная направленность предполагает отношение к общению, при котором игнорируются все проблемы общения, доминирует ориентация на сугубо деловые вопросы.
В ситуации путешествия активные путешественники меньше представителей других групп склонны использовать альте-роцентристскую и авторитарную коммуникативную позицию и по сравнению с другими чаще используют диалогическую форму взаимодействия. Диалогическая направленность представляет равноправное общение с соблюдением взаимного уважения и доверия, ориентир на взаимопонимание и взаимопомощь, открытость и коммуникативное сотрудничество, стремление к взаимному самовыражению и развитию, к сотворчеству в общении.
Кроме этого, в группе активных путешественников выделяется второй после диалогической направленности кластер, который включает в себя показатель манипуля-тивной и конформной направленности. Манипулятивная направленность представляет собой ориентацию на использование собеседника и всего общения в своих целях для получения разного рода выгоды. При этом происходит отношение к собеседнику как к средству, к объекту своих манипуляций, стремление понять (вычислить) собеседника, чтобы получить нужную информацию, в сочетании с собственной скрытностью, неискренностью и даже «творчеством» (хитростью) в общении, но одностороннюю — только для себя, за счет другого. Конформная направленность в общении представляет отказ от равноправия в общении в пользу собеседника, ори-
ентацию на подчинение силе авторитета, на «объектную» позицию для себя, ориентацию на некритическое согласие (уход от противодействия), отсутствие стремления к действительному пониманию и желанию быть понятым, готовность подстроиться под собеседника. Активные путешественники открыты и готовы к коммуникативному сотрудничеству, но готовы в неблагоприятной ситуации путешествия использовать манипулятивную и конформную направленность в общении.
Эти показатели демонстрируют направленность в ситуации путешествия с точки зрения подстраивания под ситуацию и использования ситуации в своих целях.
Таким образом, коммуникативная направленность личности, обусловливающая ценностную позицию человека в общении, имеет свои особенности как в зависимости от ситуации общения, так и в зависимости от частоты путешествий. Активная туристическая деятельность снижает негативные переживания, но повышает вектор переживаний, способствует большей гибкости в направленности личности в общении в разных ситуациях жизнедеятельности человека.
Подведя итоги, можно сказать:
1. Во всех трех группах выявляется рассогласование между внутренним и внешним пространством К-мира, свидетельствующее об отсутствии выраженной тенденции к стресс-трансформации как тенденции личностного роста и расширения транскоммуникативного потенциала.
2. Существенные отличия по параметрам К-мира определены в группе путешествующих время от времени. Для них характерны разнонаправленные тенденции в пространстве внутреннего и внешнего коммуникативного мира (преобладание стресс-тенденций во внутреннем коммуникативном пространстве и транс-тенденций — во внешнем).
3. «Негативные переживания» наиболее характерны для группы путешествующих
время от времени, а наиболее низкие — в группе активных путешественников. Данный показатель свидетельствует о наличии К-стресса в пространстве внутреннего мира личности. «Вектор переживаний», отражающий соотношение транс- и стресс-тенденций в пространстве внутреннего мира человека, показывает наиболее высокие значения в группе активных путешественников.
4. Различия в направленности личности в общении выделяются только в группе ак-
тивных путешественников: в ситуации повседневного общения наблюдается преобладание альтероцентристской коммуникативной направленности, а в ситуации путешествия — преобладание индифферентной и диалогической коммуникативной направленности, которая демонстрирует ориентацию на сугубо деловые вопросы и открытость к коммуникативному сотрудничеству, стремление к взаимному самовыражению и развитию, к сотворчеству в общении.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.
2. Кабрин В. И. Коммуникативный мир и транскоммуникативный потенциал жизни личности: Теория, методы, исследования. М.: Смысл,2005.
3. Клочко В. Е., Галажинский Э. В. Психология инновационного поведения. Томск: Изд-во ТГУ, 2009.
4. Логинова И. О. Психология жизненного самоосуществления. М.: СГУ, 2009.
5. Ходжабагиянц Т. Г. Динамические характеристики ментального пространства человека и их проявление в процессе вхождения в инокультурную среду: Дис. ... канд. психол. наук. Томск, 2007.
REFERENCES
1. Bahtin M. M. Estetika slovesnogo tvorchestva. M.: Iskusstvo, 1986.
2. Kabrin V. I. Kommunikativnyj mir i transkommunikativnyj potencial zhizni lichnosti: teorija, metody, issledovanija. M.: Smysl,2005.
3. Klochko V. E., Galazhinskij Je. V. Psihologija innovacionnogo povedenija. Tomsk: Izd-vo TGU, 2009.
4. Loginova I. O. Psihologija zhiznennogo samoosushchestvlenija. M.: SGU, 2009.
5. Hodzhabagijanc T. G. Dinamicheskie harakteristiki mental'nogo prostranstva cheloveka i ih projavlenie v processe vhozhdenija v inokul'turnuju sredu: Dis. ... kand. psihol. nauk. Tomsk, 2007.