Научная статья на тему 'ТРАНСГУМАНИЗМ КАК ФОРМА ГЕДОНИЗМА СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИЯ, СУЩНОСТЬ, ПОСЛЕДСТВИЯ'

ТРАНСГУМАНИЗМ КАК ФОРМА ГЕДОНИЗМА СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИЯ, СУЩНОСТЬ, ПОСЛЕДСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трансгуманизм / человек / трансчеловек / гедонизм / удовольствие / культура / transhumanism / human / transhuman / hedonism / pleasure / culture

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Е.Ю. Положенкова, К.М. Чернокнижников, Н.В. Соловьёв

Данная статья раскрывает сущность трансгуманизма как формы гедонизма современной культуры и философской доктрины трансформации человека с декларируемой целью получения максимального удовольствия, преодоления страданий и смерти. При помощи новейших достижений в области генной инженерии и ряда других прикладных наук человек обретает свойства, не присущие ему от природы. В статье рассматривается история понятия трансгуманизма от его возникновения до настоящего времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSHUMANISM AS A FORM OF HEDONISM IN MODERN CULTURE: HISTORY, ESSENCE, CONSEQUENCES

This article reveals the essence of transhumanism as a form of hedonism of modern culture and the philosophical doctrine of human transformation with the declared goal of obtaining maximum pleasure, overcoming suffering and death. With the help of the latest achievements in the field of genetic engineering and a number of other applied sciences, a person acquires properties that are not inherent in him by nature. The article examines the history of the concept of transhumanism from its origin to the present.

Текст научной работы на тему «ТРАНСГУМАНИЗМ КАК ФОРМА ГЕДОНИЗМА СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИЯ, СУЩНОСТЬ, ПОСЛЕДСТВИЯ»

ТРАНСГУМАНИЗМ КАК ФОРМА ГЕДОНИЗМА СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИЯ, СУЩНОСТЬ, ПОСЛЕДСТВИЯ

Е.Ю. Положенкова, д-р филос. наук, профессор К.М. Чернокнижников, аспирант Н.В. Соловьёв, аспирант

Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета в г. Шахты (Россия, г. Шахты)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-6-82-85

Аннотация. Данная статья раскрывает сущность трансгуманизма как формы гедонизма современной культуры и философской доктрины трансформации человека с декларируемой целью получения максимального удовольствия, преодоления страданий и смерти. При помощи новейших достижений в области генной инженерии и ряда других прикладных наук человек обретает свойства, не присущие ему от природы. В статье рассматривается история понятия трансгуманизма от его возникновения до настоящего времени.

Ключевые слова: трансгуманизм, человек, трансчеловек, гедонизм, удовольствие, культура.

Наверное, не только антисциентисты, но и большинство здравомыслящих людей в современном мире согласятся с тем, что научно-технический прогресс является крайне противоречивым явлением. Безусловно, он принёс грандиозные достижения человечеству, но вместе с тем породил кризисные явления экологического, антропологического, социокультурного характера. В перспективе развития ряда современных научных технологий возникают новые угрозы и риски для человечества. Одним из опасных идеологических феноменов, тесно связанных с современным развитием науки и техники, является философская доктрина трансгуманизма. Исследованию его содержательной специфике, истории и последствиям для человека и культуры посвящена данная статья.

Поскольку трансгуманизм представляет собой одну из модификаций гуманистического мировоззрения для того, чтобы выявить его сущность, выделить его экзистенциальные аспекты, необходимо рассмотреть само понятие гуманизма. В самом широком смысле гуманизм представляет собой идеологическую систему и форму организации общества, в которой жизнь и свобода человека являются высшей ценностью, а реализация всего мате-

риального и социально-политического потенциала направлена на то, чтобы сделать эту жизнь максимально удобной и безопасной.

Гуманистические идеи и ценности можно обнаружить как в античной, так и в христианской культурах. Однако если в античности человек понимается укоренённым в Космосе и обществе, то в христианском гуманизме он возносится на высочайший пьедестал в онтологической иерархии, будучи единственным образом и подобием Бога. Причём в новозаветной традиции, в которой ключевым событием признаётся Боговоплощение, место человека в иерархии бытия оказывается ещё более высоким по сравнению с ветхозаветным пониманием. Как известно, парадокс состоит в том, что из абсолютизации этой уникальной черты христианского вероучения и вырастает новоевропейский секулярный гуманизм, о котором дальше и пойдёт речь.

Современный исследователь

Д.К. Богатырёв (Бурлака) выделяет три смысловых значения понятия гуманизма. Во-первых, в узко-историческом смысле гуманизм - это феномен западноевропейской культуры, связанный с выявлением её античных истоков посредством, прежде

всего, филологических исследований. Во-вторых, в более широком историческом контексте под гуманизмом понимается идеологическая система нового социального субъекта, выраженная в учении Д. Локка и его последователей о естественных правах и свободах человека. В-третьих, в духовном аспекте гуманизм -это тип мировоззрения, признающий человека абсолютной ценностью [1].

Именно в данном типе мировоззрения воплощается смысловое ядро секулярного гуманизма Нового и Новейшего времени, одним из идеологических детищ которого является современный трансгуманизм. Его главная цель как философской доктрины и практического международного движения заключается в обосновании и распространении идеи достижения человечеством максимального наслаждения жизнью, преодоления страданий и смерти при помощи новейших научных технологий. Как известно, получение наслаждения и избегание страдания - это смысложизненный идеал и главный этический нормативный принцип гедонистических философских учений, появляющихся в античной Греции, эволюционирующих в эпоху Ренессанса и в Новое время и воплотившихся в теории и практике современной массовой культуры.

Однако если сравнить гедонизм кире-наиков, Эпикура, гуманистов Ренессанса, К. Гельвеция, Дж. Бентама, Дж.С. Милля с гедонизмом современного трансгуманизма, то обнаруживается глубокое различие. Если в гедонизме первых, при всех различиях и специфике их интерпретации наслаждения и его типов, получение удовольствия как основная цель человека связывается с удовлетворением базовых природных и социальных потребностей, то в трансгуманизме эта цель реализуется посредством преобразования (искусственной эволюции) самой человеческой природы.

Согласно данной доктрине, природа современного человека трансформируется при помощи ряда новейших достижений таких наук, как нейрофизиология, генетика, робототехника, нанотехнологии, а также теоретических и эмпирических разработок, связанных с созданием искусствен-

ного интеллекта. Трансгуманисты полагают, что на основе достижений, прежде всего, биоинженерии в ближайшем будущем удастся расширить спектр интеллектуальных и физических возможностей человека, приостановить процесс старения человеческого организма, приобрести контроль над человеческой психикой, и даже победить смерть. Иначе говоря, в ближайшем будущем человечество сделает громадный шаг к максимальному воплощению в жизнь гедонистического идеала.

Далее обратимся к истории термина «трансгуманизм». Он впервые вводится в 1957 г. Джулианом Хаксли, который выступает апологетом концепции такого типа общества, в котором будет осуществлена полная реализация человеческого физического и психического потенциала. Для Хаксли трансгуманизм - это понятие, тождественное его понятию эволюционного гуманизма, суть которого он излагает следующим образом: «Человеческий вид может, если пожелает, выйти за пределы самого себя - не только спорадически (один индивид одним способом, другой индивид - другим), но и как человечество в целом. Нам нужно придумать имя для этого нового убеждения. Возможно, подойдет трансгуманизм: человек остается человеком, но превосходит себя, осознавая новые возможности для своей человеческой природы» [2].

Безусловной научной основой идеи трансгуманизма Дж. Хаксли является эволюционная теория Ч. Дарвина, обосновывающая эволюцию видов посредством механизмов наследственности и изменчивости в результате естественного отбора. Мысль о том, что «всё то, что возникло, когда-нибудь будет развиваться дальше, если не исчезнет раньше» выступает в качестве главного аргумента трансгуманистической идеи, почерпнутым из эволюционной теории Ч. Дарвина [2]. Согласно этой идее, трансформация человеческой природы с помощью новых технологий даст человеку определённое преимущество перед другими живыми существами в борьбе за выживание. При этом «следует акцентировать внимание на том, что люди

с течением истории всё меньше приспосабливаются к окружающей среде и всё чаще перекраивают среду в соответствии со своими потребностями» [3].

В трансгуманизме современный человек бросает вызов Богу, декларируя своё стремление взять на себя роль Творца и Управителя мира. Подобная позиция не может не вызывать резкую критику со стороны представителей традиционных религий. Так, современный православный богослов протоиерей С. Дергалёв отмечает, что «идеи трансгуманизма являются развитием изменяющегося атеистического мировоззрения, а по своей сущности - явной антихристианской идеологией, которая пытается увлечь человечество на ложный путь фактического богоборчества и сатанизма» [4]. Православный богослов обращает внимание на тот факт, что у трансгуманизма не только богоборческие цели, но есть «откровенные богоборческие корни, напрямую связанные с сатанизмом» [4].

Радикальный переход от христианской идеи человека, «созданного по образу и подобию божиему» к ренессансной идее о наличии у человека способности формировать себя в образе по своему самостоя-

обнаружить в «Речи о достоинстве человека» Джованни Пико делла Мирандолы. Итальянский мыслитель предвосхищает будущую экзистенциальную идею, утверждая, что существование предшествует сущности, которую человек должен обрести в процессе своей жизни. Отголоски будущих трансгуманистических воззрений звучат в идеях Ж.-А. Кондорсе, Ж-О. Ламетри, русских космистов. Однако формирование трансгуманизма как собственно философского направления связано с опубликованием во второй половине XX столетия работ таких учёных как М. Мински, Г. Моравек, Р. Курцвел.

В условиях современного антропологического кризиса, обострившего в ситуации постмодернистской культуры, трансгуманизм, на первый взгляд, обещает обеспечить человеку гармонизирующее воздействие на психику и телесность, разрушенные в процессе индустриального и постиндустриального развитии общества. Однако, на самом деле, он предлагает иллюзорные технологические формы освобождения от телесных и психических страданий. При этом возникает огромная опасность превращения человека в некий объект безграничного произвола.

тельному индивидуальному выбору можно

Библиографический список

1. Бурлака Д.К. Гуманизм // Вестник Русского христианского гуманитарного института.

- 1999. - № 3. - С. 348.

2. Хаксли Джулиан. Новые бутылки для нового вина. - Лондон: Чатто и Виндус, 1957.

- С. 17.

3. Мали Ф. Штефан Лоренц Соргнер: Трансгуманизм - самая опасная идея в мире? // Исследования на людях. - 2017. - Т. 40. - С. 71.

4. Сергей Дергалёв «Что такое трансгуманизм и в чём его опасность?». - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Dergalev/chto-takoe-transgumanizm-i-v-chem-ego-opasnost/.

TRANSHUMANISM AS A FORM OF HEDONISM IN MODERN CULTURE: HISTORY, ESSENCE, CONSEQUENCES

E.Y. Polozhenkova, Doctor of Philosophical Sciences, Professor K.M. Chernoknizhnikov, Postgraduate Student N.V. Solovyov, Postgraduate Student

Institute of Service and Entrepreneurship (branch) Don State Technical University in Shakhty

(Russia, Shakhty)

Abstract. This article reveals the essence of transhumanism as a form of hedonism of modern culture and the philosophical doctrine of human transformation with the declared goal of obtaining maximum pleasure, overcoming suffering and death. With the help of the latest achievements in the field of genetic engineering and a number of other applied sciences, a person acquires properties that are not inherent in him by nature. The article examines the history of the concept of transhumanism from its origin to the present.

Keywords: transhumanism, human, transhuman, hedonism, pleasure, culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.