Научная статья на тему 'Трансграничные слияния и поглощения в глобальной автомобильной промышленности: угрозы и вызовы для транснациональных корпораций ФРГ'

Трансграничные слияния и поглощения в глобальной автомобильной промышленности: угрозы и вызовы для транснациональных корпораций ФРГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
588
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСГРАНИЧНЫЕ СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ / ГЛОБАЛЬНАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА ГЕРМАНИЯ / ПРОИЗВОДИТЕЛИ КОМПЛЕКСНОГО ОБОРУДОВАНИЯ / ПОСТАВЩИКИ КОМПОНЕНТОВ И ДЕТАЛЕЙ ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ / CROSS-BORDER MERGERS AND ACQUISITIONS / GLOBAL AUTOMOTIVE INDUSTRY / GERMANY / COMPONENTS SUPPLIERS / MULTINATIONAL ENTERPRISES / ORIGINAL PARTS MANUFACTURERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глущевская А. С.

Статья посвящена исследованию места и роли транснациональных корпораций автомобильной промышленности Федеративной Республики Германия в глобальных процессах слияния и поглощения. Автор рассматривает географическую и отраслевую структуру операций слияния и поглощения и приходит к выводу, что за последние два года транснациональные корпорации автомобильной промышленности Федеративной Республики Германия стали объектом поглощения корпораций эмерджентных рынков преимущественно в секторе поставщиков компонентов и деталей для транспортных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CROSS-BORDER MERGERS AND ACQUISITIONS IN THE GLOBAL AUTOMOTIVE INDUSTRY: THREATS AND CHALLENGES FOR MULTINATIONAL ENTERPRISES OF GERMANY

The article is devoted to the research of the place and role of multinational enterprises of automotive industry of Germany in the global processes of mergers and acquisitions. The author examines mergers and acquisitions by sector and geographic structure and concludes that over the past two years multinational enterprises automobile industry of Germany became the object of takeover corporations from emergent markets mainly in the sector of components suppliers.

Текст научной работы на тему «Трансграничные слияния и поглощения в глобальной автомобильной промышленности: угрозы и вызовы для транснациональных корпораций ФРГ»

Проблемы экономики и менеджмента

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

\

УДК 339.94

А.С. Глущевская

аспирант, кафедра международных финансов, Институт международных отношений Киевского национального университета

им. Тараса Шевченко, Украина

ТРАНСГРАНИЧНЫЕ СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ В ГЛОБАЛЬНОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: УГРОЗЫ И ВЫЗОВЫ ДЛЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ ФРГ

Аннотация. Статья посвящена исследованию места и роли транснациональных корпораций автомобильной промышленности Федеративной Республики Г ермания в глобальных процессах слияния и поглощения. Автор рассматривает географическую и отраслевую структуру операций слияния и поглощения и приходит к выводу, что за последние два года транснациональные корпорации автомобильной промышленности Федеративной Республики Германия стали объектом поглощения корпораций эмерджентных рынков преимущественно в секторе поставщиков компонентов и деталей для транспортных средств.

Ключевые слова: трансграничные слияния и поглощения, транснациональные корпорации, глобальная автомобильная промышленность, Федеративная Республика Германия, производители комплексного оборудования, поставщики компонентов и деталей для транспортных средств.

A.C. Glushchevska, Institute of International Relations Taras Shevchenko National University of

Kyiv

CROSS-BORDER MERGERS AND ACQUISITIONS IN THE GLOBAL AUTOMOTIVE INDUSTRY: THREATS AND CHALLENGES FOR MULTINATIONAL ENTERPRISES OF GERMANY

Abstract. The article is devoted to the research of the place and role of multinational enterprises of automotive industry of Germany in the global processes of mergers and acquisitions. The author examines mergers and acquisitions by sector and geographic structure and concludes that over the past two years multinational enterprises automobile industry of Germany became the object of takeover corporations from emergent markets mainly in the sector of components suppliers.

Keywords: cross-border mergers and acquisitions, multinational enterprises, global automotive industry, Germany, original parts manufacturers, components suppliers.

Актуальные тенденции развития мирового хозяйства и международных экономических отношений свидетельствуют об непрерывных процессах глобализации, интернационализации и транснационализации мировой экономики. Глобальные угрозы и вызовы мировой экономики требуют от транснациональных корпораций (ТНК) комплексного и взвешенного подхода к управлению собственными активами. Стремление к получению максимальных экономических выгод от приобретенных преимуществ собственности, размещения и интернализации заставляют ТНК прибегать к постоянной реструктуризации своих авуаров, перебазированию производственных мощностей, к вложению или досрочному извлечению прямых иностранных инвестиций (ПИИ), совершенствуя таким образом свою глобальную цепь создания стоимости.

№ 2 (30) - 2014

89

Проблемы экономики и менеджмента

Классическая таксономия инструментов зарубежной экспансии транснациональных корпораций различает прямые иностранные инвестиции в создание новых производственных мощностей (greenfield investment) и инвестиции в приобретение (поглощение) уже существующих фирм или в слияние с ними (mergers and acquisitions) [1, c. 185]. Однако некоторые экономисты выделяют еще одну специфическую форму входа на рынки, которая присуща только развивающимся странам - это капиталовложения в приобретение производственных мощностей с целью их дальнейшей переналадки под новое производство (brownfield investment) [2, c. 1].

Современная практика ведения международного бизнеса свидетельствует, что в течение последних пяти лет инвестиции в новые проекты значительно превышают объем заключенных сделок слияния и поглощения (СиП) (904 млрд долл. и 526 млрд дол. в 2011 году, 600 млрд дол. и 300 млрд долл. в 2012 году соответственно), несмотря на интернальную нестабильность каждого вида иностранных инвестиций (например, рост стоимости сделок СиП на 53% в 2011 году сменилось последующим их сокращением на 45% в 2012, а стабильные «зеленые» инвестиции снизились на 33% по сравнению с 2011 годом) [3, с. 6; 4, с. 7-8].

Подобная тенденция характерна и для автомобильной промышленности, что подтверждают статистические данные Конференции ООН по торговле и развитию ЮНКТАД и аудиторской компании PricewaterhouseCoopers (рис. 1).

Рисунок 1 - Сравнительная диаграмма объемов и стоимости инвестиций в новые проекты и трансграничных СиПа автомобильной промышленности, 2003-2012 гг. Источник: [4, annex tables 20, 23; 5, c. 2]

Несмотря на существенное преобладание инвестиций в новые проекты по количественным и качественным критериям, не следует преумалять значение трансграничных сделок слияния и поглощения в развитии мирового хозяйства и международных экономических отношений. Главным условием успешного роста в условиях глобализации экономики, защиты и укрепления собственных конкурентных позиций на мировом рынке ведущий украинский ученый-экономист, специалист в области международных финансов, профессор Александр Рогач считает готовность

90

№ 2 (30) - 2014

Проблемы экономики и менеджмента

ТНК к сотрудничеству и заключению сделок СиП. Именно эти операции, по мнению ученого, обеспечивают значительное увеличение стоимости ежегодных притоков прямых иностранных инвестиций и существенное расширение сети филиалов и подконтрольных предприятий транснациональных фирм [1, с. 185-192]. В работе «Транснациональные корпорации» профессор Рогач А.И. также отмечает, что именно на автомобильную промышленность приходится наибольшее количество трансграничных слияний и поглощений и объясняет этот факт существенной реструктуризацией указанной отрасли из-за переизбытка производственных мощностей и относительно низкого спроса на транспортные средства.

Кроме того, многочисленные эмпирические исследования автора доказывают, что большинство сделок в автомобильной промышленности были горизонтальными, нацеленными на экономику масштабов, технологическую синергию, рост рыночной силы, консолидацию бюджетов на НИОКР, ускорение инновационного процесса, устранение избыточных мощностей [6, с. 123-124].

Ведущие специалисты аудиторской компании PricewaterhouseCoopers на основе анализа ex ante так же подтвердили факт существенной диспропорции в развитии мировой автомобильной промышленности, подсчитав, что на фоне внушительной динамики роста объемов выпуска автомобилей - более чем на 40% - до 100 млн транспортных средств во временном горизонте 2012-2017 гг. [7, с. 2] наблюдается существенное сокращение объемов их продаж - на 501 тыс. в Европейском Союзе и на 304 тыс. в развитых странах Азиатско-Тихоокеанского региона в 2012 году [8, с. 3] (в 2011 г. этот показатель в Евросоюзе упал на 7,3% до 12,6 млн транспортных средств, что на 3,4 млн ниже докризисного 2007 года, достигнув в отдельных европейских странах угрожающих масштабов - в Испании продажи упали на 19,7%, в Италии - на 10,8%, в Великобритании - на 4,5%. И только Германия продемонстрировала стабильный рост аналогичного показателя на 10% [9, с. 7]).

Таким образом, объективной потребностью автомобильных ТНК стало стремление к трансграничным слияниям и поглощениям с целью качественной трансформации глобальной цепочки создания стоимости и модификации всей системы ее международного производства.

В течение 2010 года автокорпорациями было заключено 520 сделок СиП общей стоимостью 25 млрд долл., а по результатам 2011 года было закрыто 594 операции на сумму 45 млрд долл. [10, с. 1-3]. Несмотря на общее снижение объемов и стоимости трансграничных слияний и поглощений в течение 2012 года - на 18% и 33% соответственно (до 490 сделок стоимостью 30,2 млрд долл.) [5, с. 3], специалисты дают положительный прогноз для мировой автомобильной промышленности благодаря устойчивому развитию эмерджентных стран.

В связи с обострением суверенного долгового кризиса еврозоны, первая половина 2013 года была ознаменована для автомобильной промышленности резким сокращением объемов (количества сделок) трансграничных СиП по сравнению с аналогичным периодом 2012 года, однако их средняя стоимость возросла на 24% до

№ 2 (30) - 2014

91

Проблемы экономики и менеджмента

171 млн долларов, продемонстрировав таким образом мощный рост этого показателя на 72% по сравнению с первым полугодием 2012 [8, с. 1-3].

Рисунок 2 - Ежегодная динамика объемов производства автомобилей и количество заключенных операций трансграничных СиП, 2001-2012гг., прогнозные данные на 2013-2019 гг. Источник: [8, с. 13]

Рисунок 3 - Сравнительная диаграмма объемов и стоимости трансграничных СиП за первое полугодие 2006-2013 гг. Источник: [8, с. 3]

Так, в феврале 2013 года произошла самая крупная сделка года стоимостью почти в 5 млрд долларов - интрарегиональная покупка производителя лакокрасочных изделий для транспортных средств DuPont Performance Coatings компанией Carlyle Group (США).

Кроме того, за первые шесть месяцев 2013 года автомобильными корпорациями было проведено еще пять крупных трансакций стоимостью свыше полумиллиона долларов каждая: в марте китайский холдинг Guandong Sunrise Holdings приобрел производителя автомобильных деталей и компонентов системы управления транспортным средством Fawer Automotive Parts Co Ltd за 1,5 млрд долларов, в мае того же года сингапурский Gallant Venture Ltd приобрел индонезийскую компанию Indomobil Sukses Internasional - официального дистрибьютора, поставщика запасных частей, агента в сфере финансовых услуг, сервисного обслуживания автомобилей

92

№ 2 (30) - 2014

Проблемы экономики и менеджмента

марок Audi, Chery, Foton, Hino, Nissan, Renault, Suzuki, SsangYong, Volkswagen, Volvo, за 809 млн долларов. Кроме того, в апреле 2013 года американская Genuine Parts Co выкупила 70% акций Exego Group Pty Ltd, которая занимается продажей запасных частей и комплектующих деталей для транспортных средств в Австралии и Новой Зеландии, за 810 млн долларов; в мае сингапурская UE Centennial Venture Pte приобрела 58% акций отечественной компании - пункта дистрибуции, технической поддержки и финансового обслуживания Ltd WBL Corp Ltd за 595 млн долларов; в марте 2013 Avis Budget Group Inc (США) поглотил американскую компанию, предоставляющую услуги краткосрочной аренды автомобиля по принципу самообслуживания Zipcar Inc за 512 млн долларов [8, с. 11-12].

Примечательно, что на фоне общей тенденции замедления деловой активности в секторе слияний и поглощений автомобильной отрасли сегмент «Другие участники СиП», к которому относятся экономические агенты, осуществляющие оптовую и розничную продажу автомобилей, послепродажное обслуживание, аренду и лизинг транспортных средств, продемонстрировал рост объемов заключенных сделок и их стоимости на 8% и 121% соответственно.

Количество трансакций СиП в секторе поставщиков компонентов, деталей и запасных частей для автомобилей снизилось на 27%, однако их общая стоимость возросла на 84% до 8,4 млрд благодаря вышеописанной сделке между американскими Carlyle Group и DuPont Performance Coatings.

К сожалению, сегмент производителей комплексного оборудования продублировал прошлогоднюю тенденцию к снижению объемов и стоимости сделок СиП в первой половине года (падение на 21 и 19% в 2012 году) на этот раз более резким падением показателей - на 29% и на 75% соответственно [11, c. 2].

Рисунок 4 - Сравнительная диаграмма объемов и стоимости трансграничных СиП за первое полугодие 2006-2013 гг. в отдельных секторах автомобильной промышленности. Источник: [8, с. 7]

Однако не следует драматизировать ситуацию: по мнению автора, вторая половина года будет более удачной и с лихвой компенсирует падение в первом полугодии, о чем красноречиво свидетельствует опрос, проведенный аудиторской

№ 2 (30) - 2014

93

Проблемы экономики и менеджмента

компанией Ernst&Young на протяжении февраля-марта 2013 года среди 147 топ-менеджеров предприятий автомобильной промышленности из 50 стран мира. В целом, респонденты дают положительный прогноз развития отрасли и выражают оптимистичные ожидания относительно доходов автокорпораций и доступности производственных кредитов. Это означает, что для подавляющего большинства ТНК операции трансграничного слияния и поглощения, скорее всего, состоятся в ближайшем будущем. Так, 33% опрошенных заявили, что рассчитывают продолжить приобретения в ближайшие 12 месяцев (в октябре 2012 года аналогично на этот вопрос ответило лишь 19%). Кроме того, львиная доля респондентов - 77% (против 48% в октябре 2012) -ожидают увеличения стоимости будущих СиП до 50 млн долл. [12, с. 2].

В первой половине 2013 года сохранилась традиционная расстановка сил между экономическими акторами регионов Европы, Азии и Северной Америки. Наиболее активными игроками в секторе трансграничных СиП остаются автомобильные ТНК Азии, которыми в 2012 году было заключено почти треть общемирового объема транзакций слияния и поглощения. Однако следует так же отметить резкое снижение объема инициированных азиатскими автокорпорациями трансграничных сделок с 32% в первой половине 2012 года до 23% в первой половине 2013 [8, с. 5], что частично объясняется их высокой интрарегональной активностью - так, 86 из 98 сделок СиП в 2012 году были локальными. По мнению экспертов, данный тренд будет сохраняться в течение нескольких лет, поскольку главной стратегией ТНК Азии является эффективная конкуренция на глобальном уровне и недопустимость наращивания производственных мощностей иностранных автомобильных корпораций в азиатских странах [11, с. 2].

Успешная реструктуризация субъектов автомобильной промышленности Северной Америки в течение 2008-2009 года (см. рис. 3, показатель «Стимулирующие инвестиции Государственного Казначейства США») позволила ТНК вышеуказанного региона аккумулировать значительные финансовые потоки и направить их на сделки слияния и поглощения. Таким образом, количество трансграничных СиП при участии североамериканских корпораций выросло с 20% в 2010 году до 27% в 2012 году, а за первые полгода 2013 года увеличилось на 50% по сравнению с аналогичным периодом 2012. Созданные благоприятные условия развития автомобильной промышленности данного региона позитивно отразились на ее ключевых показателях. На фоне роста объемов продаж автомобилей на 793 тыс., специалисты PricewaterhouseCoopers прогнозируют увеличение количества выпущенных транспортных средств до 16,2 млн легковых автомобилей, что впервые превысит аналогичный предкризисный показатель в 15 млн [8, с. 1, 5-6]. Примечательно, что, в отличие от азиатских автокорпораций, основным экономическим механизмом расширения своей деятельности автомобильные ТНК Северной Америки выбрали активную зарубежную экспансию: только 16 из 46 сделок слияния и поглощения в прошлом году имели интрарегиональный характер [11, с. 2].

Наибольшее сокращение деловой активности за последние годы зарегистрировано среди европейских автопроизводителей. Уже шестой год под ряд

94

№ 2 (30) - 2014

Проблемы экономики и менеджмента

суверенный долговой кризис еврозоны сопровождается резким снижением уровня продаж транспортных средств: в 2011 г. этот показатель в Евросоюзе упал до 12,6 млн транспортных средств, что на 3,4 млн ниже докризисного 2007 года [9, c. 7], а по результатам 2013 финансового года ожидается падение этого показателя еще на 4% (501 тыс. единиц). Ожидается, что экономика Европы в 2013 году достигнет своего дна, и уже в 2014 вступит в фазу оживления и устойчивого подъема [8, с. 1, 5].

Рисунок 5 - Динамика экономической активности отдельных регионов и стран в секторе трансграничных СиП, 2008 - I пол. 2013 гг. Источник: [8, с. 6]

Воспользовавшись макроэкономической нестабильностью в странах Европы, ТНК автомобильной промышленности Северной Америки и Азии совершили переориентацию направлений зарубежной экспансии в сторону европейских автопроизводителей. Так, большинство трансакций за период с июля 2011 по июнь 2012 были направлены на поглощение поставщиков деталей и компонентов из Европы [7, с. 6], и на сегодняшний день европейские автопроизводители чаще всех остальных становятся объектом поглощений, инициировав всего лишь семь сделок СиП за первые полгода 2013 года. По мнению экономистов, высокий уровень систематического риска на финансовом рынке Европы спровоцирует дальнейший рост количества поглощений местных автомобильных компаний в течение следующих 12-18 месяцев [5, с. 2].

Основными европейскими игроками в секторе слияний и поглощений, занимающих достойную позицию на международной арене, являются ТНК автомобильной отрасли ФРГ. Например, в 2011 году Германия вошла в состав пяти стран, на территории которых было заключено более половины общемирового объема сделок СиП (США - 17%, Китай - 15%, Германия - 11%, Россия - 6%, Индия - 5% соответственно). Следует отметить, что 51% трансграничных слияний и поглощений европейского региона произошло при активном участии немецких

№ 2 (30) - 2014

95

Проблемы экономики и менеджмента

корпораций [9, с. 6-7].

Таблица 1 - Обзор сделок слияния и поглощения ТНК автомобильной промышленности ФРГ, 2011- I полугодие 2013 гг.

Дата сделки Объект СиП Локали- зация объекта Компания- инвестор Локализация инвестора Вид деятельности объекта СиП Стоимость сделки, млн. $

Янв. 11 Mitsubishi Fuso Truck & Bus Япония Daimler AG ФРГ Комплексное оборудование (автомоби ли) 377,3

Фев.11 Odelo GmbH ФРГ Bayraktarlar Holding Турция Освети- тельные приборы Данных нет

Мар. 11 Porsche Holding GmbH Австрия Volkswagen AG ФРГ Розничная торговля автомоби- лями 4 546,1

Апр.11 Preh GmbH ФРГ Joyson Automotive Китай Электронные системы обслуживания автомобиля Данных нет

Июль.11 Rexnord Stephan GmbH & Co. KG ФРГ Premium Transmission Ltd. Индия Системы трансмисс ии Данных нет

Июль.11 Thyssen Krupp Um-formtechnick ФРГ Gestamp Automotion SL Испания Ходовая часть, шасси 446,2

Июль.11 Peguform GmbH ФРГ Motherson Sumi Systems Ltd. Индия Элементы интерьера автомобиля 100,5

Сент. 11 Alphabet International ФРГ ING Car Lease International BV Голландия Управление автопарком, финансовые услуги, лизинг 999,1

Окт. 11 MAN SE ФРГ Volkswagen AG ФРГ Комплексное оборудование (автомобили) 4 903,6

Нояб.11 TMD Friction ФРГ Nisshinbo Holdings Япония Ходовая часть, шасси 595,5

Янв.12 Dr Ing hcF Porsche AG ФРГ Volkswagen AG ФРГ Комплексное оборудование (автомобили) 8 855

96

№ 2 (30) - 2014

Проблемы экономики и менеджмента

Апр.12 Man Force Trucks Pvt Ltd Индия MAN Nutzfahrzeuge AG ФРГ Комплексное оборудование (автомобили) 202

Май.12 Dunkermotor en GmbH ФРГ AMETEK Inc. США Системы управления пространст венным перемещением автомобиля 320

Нояб. 12 Ixetic Verwaltungs GmbH ФРГ Magna International Inc. Канада Шасси, вакуумные и гидравлические системы, трансмиссия, система климатконтроля 396

Дек.12 SPX Servise Solutions США Robert Bosch GmbH ФРГ Тормозные системы, шасси, стар-теры, генераторы, электроника, рулевое управление 1 150

Мар. 13 Tognum AG ФРГ Engine Holding GmbH ФРН Двигатели внутреннего сгорания 127

Май. 13 Anvis Deutschland GmbH ФРГ Tokai Rubber Industries Ltd Япония Ходовая часть, шасси 174

Июнь.13 WET Automotive Systems AG ФРГ Gentherm Europe GmbH ФРГ Электронные системы обслуживания автомобиля 345

Источник: [5, с. 14-15; 7, с. 7; 8, с. 11-12; 9, с. 16-17;

0, с. 12-13; 13, c. 6-11].

Рассмотрев подробно сделки слияния и поглощения ТНК автомобильной отрасли ФРГ в течение 2011 - первой половины 2013 года, можно сделать следующий вывод: большинство сделок СиП, проведенных на территории Германии, направленные на поглощение местных производителей - поставщиков запасных частей, фурнитуры и комплектующих для транспортных средств. Основными инициаторами данных сделок выступают корпорации эмерджентных рынков, главной задачей которых является получение специфических преимуществ (владение неосязаемыми активами -технологиями, патентами, лицензиями, ноу-хау), результатом длительных и

№ 2 (30) - 2014

97

Проблемы экономики и менеджмента

капиталоемких научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок поглощаемых фирм.

Однако по мнению автора, прибегая к трансграничным СиП, такие производители комплексных систем и отдельных компонентов автомобиля применяют пассивную стратегию зарубежной экспансии. Используя ресурсную базу и сбытовую сеть компании-поглотителя, производители запасных частей, фурнитуры и комплектующих автомобильной промышленности ФРГ увеличивают, таким образом, географическую дисперсию продажи товаров, наращивают объемы распространения продукции и расширяют свою глобальную цепь создания стоимости в долгосрочной перспективе.

Откровенно агрессивной стратегией ведения бизнеса среди автомобильных ТНК ФРГ отличается корпорация Volkswagen AG, которая в течение последних двух лет инициировала и осуществила три мегасделки трансграничных слияний и поглощений общей стоимостью почти в 20 млрд дол., включающие переход в полное владение корпорации австрийского торгового дома Porsche Holding GmbH, немецкого производителя грузовиков и автобусов MAN SE и в частичную собственность инжиниринговой компании Dr Ing hcF Porsche AG.

Итак, в условиях посткризисного состояния мировой экономики и суверенного долгового кризиса Еврозоны операции трансграничного слияния и поглощения стали главным инструментом расширения системы международного производства транснациональных корпораций автомобильной отрасли Германии. Исходя из объективных потребностей и выбранной бизнес-модели развития, автомобильные корпорации ФРГ применяют пассивную или активную стратегию зарубежной экспансии. Так, для ТНК полного цикла производства автомобилей (как Volkswagen AG) присуща агрессивная тактика глобального роста и расширения системы глобальной цепочки создания стоимости, группа модульных производителей комплексных систем и отдельных компонентов автомобиля предпочитают методику косвенной (пассивной) стратегии зарубежной экспансии - за счет компании, которая ее поглощает.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы:

1. Рогач О.1. Мiжнароднi швестицй: Теорiя та практика бiзнесу транснащональних корпорацш: Пщручник / Олександр 1горович Рогач. Киев: Либщь, 2005. 720 с.

2. Meyer K. Entry Mode Choice in Emerging Markets: Greenfield, Acquisition, and Brownfield / K. Meyer, S. Estrin / Center for East European Studies (Copenhagen Business School) // CEES Working Papers. 1999. February (№ 18). P. 29.

3. World investment report 2012. Towards a new generation of investment police: United Nations Conference on Trade and Development. Geneva, Switzerland, 2012. 239 р.

4. World investment report 2013. Global value chains: investment and trade for development: United Nations Conference on Trade and Development. Geneva, Switzerland,

2013. 264 p.

5. Driving Value. Automotive M&A Insights 2012. PriceWaterhouseCoopers LLP. 2013. 18p.

98

№ 2 (30) - 2014

Проблемы экономики и менеджмента

6. Рогач О.1. Транснацюнальш корпораций Пiдручник для BY3iB / Олександр 1горович Рогач. Киев: ВПЦ «Кшвський ушверситет», 2008. 399 с.

7. Consolidation in the Global Automotive Supply Industry 2012. PricewaterhouseCoopers. 2012. 13 p.

8. Automotive M&A Insights: Mid-year 2013. PricewaterhouseCoopers, 2013. 16 p.

9. Automotive M&A outlook: why build you can buy?. M&A International Inc. 2012.

19 p.

10. Driving Value. Automotive M&A Insights 2011. PriceWaterhouseCoopers LLP,

2012. 20 p.

11. Automotive M&A Insights // PriceWaterhouseCoopers LLP, 2012. 6 p.

12. Capital confidence barometer. Automotive industry // EYGM Limited. 2013. 7th issue. 12 p.

13. Automotive & Aerospase Deal Book. M&A International Inc., 2012. 21 p.

№ 2 (30) - 2014

99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.