Научная статья на тему 'Трансграничная кластерная интеграция как фактор повышения конкурентоспособности Приморского края'

Трансграничная кластерная интеграция как фактор повышения конкурентоспособности Приморского края Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
400
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСГРАНИЧНЫЙ КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНЫЕ ЦЕПОЧКИ / ЛОКАЛИЗАЦИЯ / КООПЕРАЦИЯ / ПРИМОРСКИЙ КРАЙ / CROSS-BORDER CLUSTER / CLUSTER CHAIN / LOCALIZATION / COOPERATION / PRIMORSKY REGION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Андреев Вячеслав Андреевич

В статье рассматриваются вопросы повышения конкурентоспособности Приморского края за счет встраивания в кооперационные связи с сопредельными государствами. Определено, что на эффективность интеграции влияет формирование трансграничных экономических кластеров. Проанализированы факторы, способствующие формированию трансграничных кластеров, выявлены предпосылки возникновения кластерных цепочек, определены перспективные отраслевые направления кластерной кооперации. Сделан вывод о перспективах географической локализации кластерных объектов. Предложено интегрировать создаваемые элементы инфраструктуры трансграничных кластеров и объекты инфраструктуры территорий опережающего развития для сокращения издержек бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cross-border cluster integration as

The article discusses the issues of improving competitiveness of Primorsky region by embedding the local enterprises into global production chains along the neighboring countries. It was determined that the power of cooperation is directly affected by emerging of cross-border economic clusters which are able to attract investment capital and innovative technologies. The author analyzed the factors which contribute to the emerging process of cross-border clusters, identified preconditions for the cluster chains emergence, and determined the long-term trends for cross-border cluster cooperation. The article contains conclusion about the areas of geographical localization of cluster objects. It is proposed to integrate the infrastructure elements of cross-border clusters and the infrastructure created along the advanced development territories.

Текст научной работы на тему «Трансграничная кластерная интеграция как фактор повышения конкурентоспособности Приморского края»

Региональная экономика

УДК 338.246.2

В. А. Андреев1

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия

Трансграничная кластерная интеграция как фактор повышения конкурентоспособности Приморского края

В статье рассматриваются вопросы повышения конкурентоспособности Приморского края за счет встраивания в кооперационные связи с сопредельными государствами. Определено, что на эффективность интеграции влияет формирование трансграничных экономических кластеров. Проанализированы факторы, способствующие формированию трансграничных кластеров, выявлены предпосылки возникновения кластерных цепочек, определены перспективные отраслевые направления кластерной кооперации. Сделан вывод о перспективах географической локализации кластерных объектов. Предложено интегрировать создаваемые элементы инфраструктуры трансграничных кластеров и объекты инфраструктуры территорий опережающего развития для сокращения издержек бизнеса.

Ключевые слова и словосочетания: трансграничный кластер, кластерные цепочки, локализация, кооперация, Приморский край.

V. A. Andreev

Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia

Cross-border cluster integration as а factor of increasing competitiveness of Primorsky region

The article discusses the issues of improving competitiveness of Primorsky region by embedding the local enterprises into global production chains along the neighboring countries. It was determined that the power of cooperation is directly affected by emerging of cross-border economic clusters which are able to attract investment capital and innovative technologies. The author analyzed the factors which contribute to the emerging process of cross-border clusters, identified preconditions for the cluster chains emergence, and determined the long-term trends for cross-border cluster cooperation. The article contains conclusion about the areas of geographical localization of cluster objects. It is proposed to integrate the infrastructure elements of cross-border clusters and the infrastructure created along the advanced development territories.

Keywords: cross-border cluster, cluster chain, localization, cooperation, Primorsky region.

1 Андреев Вячеслав Андреевич - доцент кафедры государственного и муниципального управления и права Института права; e-mail: andreev_va@inbox.ru.

7

Трансграничная кластерная интеграция - кооперация и взаимовыгодное сотрудничество региональных кластеров соседних государств, является привычной формой сотрудничества в странах Европейского союза и АТР. В трансграничный кластер объединяются не только поставщики, производители и продавцы продукции или услуг, географически сконцентрированные на пограничье двух или более сопредельных стран. В кластер входят все заинтересованные во взаимовыгодном сотрудничестве фирмы, технологические предприятия, предприятия сферы обслуживания и логистики, научно-исследовательские и консультационные организации, объединенные в глобальные цепочки производства товаров и услуг [1. С. 12-18].

В условиях роста конкуренции со стороны сопредельных стран и усиления влияния на экономику внешних экономических и политических факторов государству необходимо применять новые подходы развития регионов Дальнего Востока России, способствующие притоку инвестиционного капитала, инновационному развитию и формированию перспективных технологических платформ. С учетом потенциальных возможностей встраивания предприятий региона в кооперационные цепочки создания добавленной стоимости с сопредельными государствами, перспективными для формирования новой экономической стратегии на востоке России могут рассматриваться трансграничные кластеры.

По мнению А.Г. Шеломенцева, Т.В. Терентьевой, О.А. Козловой, М.Н. Макаровой, в современных условиях в регионах российского Дальнего Востока можно наблюдать две разнонаправленные тенденции в сфере региональной конкуренции. С одной стороны, складываются реальные процессы конкуренции между регионами за ресурсы. С другой - целевая направленность региональной политики федерального центра в обеспечении на основе принципа «справедливости» в конкуренции субъектов федерации, устойчивости и динамичности страны в целом. Авторы подчеркивают, что в современных условиях для субъектов Дальнего Востока России наиболее эффективными являются инструменты кластерной политики, которые обеспечивают мультипликативные эффекты, минимизацию транзакционных издержек, пониженный уровень рисков и применение механизмов частно-государственного партнерства, снижающих риски и гарантирующих дополнительные формы поддержки [2. С. 418].

В отличие от региональных кластеров, сложности взаимодействия предприятий в трансграничных кластерах обусловлены особенностями национальных законодательств, различиями стандартов, норм и правил ведения бизнеса. По мнению А.А. Тушкова, по своей сути трансграничье следует понимать как сложно-структурный феномен. Трансграничный регион и сотрудничество, анализируемые в качестве явлений и процессов, полностью меняют функциональное назначение государственных границ [5. С. 187-188]. Трансграничное сотрудничество не только влияет на политические, экономические и культурные отношения сопредельных стран, но и усиливает глобальную конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, объединенных в кластерные цепочки.

Для рассмотрения роли трансграничных кластеров важным является понятие «трансграничный регион». Обычно под ним подразумевается достаточно обширное пространство, обладающее определенным культурно-историческим единством (общность политической и культурной истории, сходство культурных ландшафтов, экономическое взаимодействие) и в то же время концентрирующее максимально возможное число переходных зон (культурных, политических, социально-экономических). Трансграничные связи российского Дальнего Востока охватывают все основные сферы его жизнедеятельности. Ключевую роль в региональном сотрудничестве играют факторы торгово-экономических связей, ибо их легче всего наладить между сопредельными и прилегающими к ним внутренними частями различных стран [7. С. 5-15].

Среди главных факторов, способствующих трансграничной кластерной интеграции Приморского края, следует рассматривать перспективные проекты с участием крупнейших международных компаний. Активизации сотрудничества способствуют планы создания особых экономических зон и территорий опережающего развития, специализи-8

Андреев В.А. Трансграничная кластерная интеграция...

рующихся на производстве автокомпонентов, автосборке, нефтепереработке, производстве продукции нефтехимии, газохимии. В качестве примера опорного объекта формирующегося трансграничного кластера может рассматриваться совместное предприятие ОАО «Соллерс» и японских компаний «Мазда Мотор Корпорейшн» и «Мицуи» во Владивостоке. Проект объединяет производителей автоагрегатов и автокомпонентов, сборочные производства, финансовые, сервисные и торговые предприятия на территории сопредельных стран. Примером опорного объекта формирующегося трансграничного кластера нефтепереработки может служить совместный проект «Роснефти» и компании С№С (КНР) по строительству нефтеперерабатывающего комплекса в городе Тяньзинь («Восточная нефтехимическая компания»). Кластер способен объединить в производственную цепочку предприятия по транспортировке, хранению, переработке, сбыту углеводородного сырья на территории Приморского края и КНР.

Для выявления иных отраслевых векторов формирования трансграничных кластеров важно оценить направления государственной политики экономического развития на Дальнем Востоке России.

Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года предусматривает:

а) осуществление крупномасштабных проектов в энергетике, в том числе связанных с притоком иностранных и государственных инвестиций и обеспечивающих преодоление сложившихся инфраструктурных барьеров;

б) увеличение потенциала транспорта, расширение транзитных пассажиро- и грузопотоков, завершение создания опорной транспортной сети, включая сеть автомобильных и железных дорог, аэропортов и морских портов;

в) рост доли экспорта продукции глубокой переработки добываемого сырья [4].

Таким образом, акцент государственной политики поставлен на формирование

транспортной системы и ликвидацию инфраструктурных барьеров, что способствует реализации крупномасштабных международных проектов и возникновению транспорт-но-логистических трансграничных кластеров.

Увеличение транзитного потенциала транспортной системы на новых и традиционных маршрутах обусловливает необходимость модернизации и развития транспортно-логистической инфраструктуры не только в Приморском крае, но и сопредельных странах. В глобальную цепочку создания добавленной стоимости могут включиться морские порты, прибрежные перегрузочные терминалы, аэропорты, железные дороги Российской Федерации, КНР, КНДР, Республики Кореи, Японии, Вьетнама. Развитие трансграничного транспортно-логистического кластера позволит не только увеличить переработку традиционных грузов, но и включиться в конкурентную борьбу за грузопотоки на маршрутах трансконтинентальных транспортных коридоров «Шёлковый путь» и Транссиб. По мнению М.Т. Романова и И.М. Романовой, это предполагает создание условий не только для скоростной транспортировки грузов между Китаем, Россией и Европейским союзом, но и опережающего развития экономических центров на всем их протяжении, прежде всего, их исходных звеньев или восточных «форпостов», соответственно Лянь-юньгана (КНР) и Владивостока [3. С. 172-178]. Важным элементом формирующегося трансграничного транспортно-логистического кластера следует рассматривать порт За-рубино. В рамках реализации проекта «Большой порт Зарубино» предполагается увеличить перегрузочные мощности порта до 100 млн тонн за счет строительства контейнерного, зернового глиноземного и универсального терминалов. Проект способен собрать в единую кластерную цепочку товаропроизводителей, грузоотправителей, стивидорные компании в Приморском крае и странах АТР.

Важным фактором, способствующим формированию трансграничных кластеров, является приграничная торговля. Т. Холцленер отмечает, что торговый туризм стал значительной частью экономических систем постсоветских государств, снабжая открытые рынки множеством товаров. Владивосток и российский Дальний Восток не являются

9

исключениями [6. С. 106]. Основой для формирования трансграничных торгово-логистических кластеров могут рассматриваться приграничные «полюса роста», территории, на которых сконцентрированы объекты событийно-фестивальной, финансовой инфраструктуры, развлекательные комплексы, гостиницы, рестораны. Перспективной может рассматриваться локализация объектов трансграничных кластеров в районе Уссурийска, поселка Пограничный и китайских городов Суйфэньхэ, Муданьцзян, Харбин; в районе порта Зарубино и китайских городов Хунчунь и Янцзы. Формированию полноценного торгово-логистического трансграничного кластера на границе с КНР может способствовать создание международного логистического парка в Суйфэньхэ, логистического центра в Муданьцзяне и китайско-российского центра торговой логистики в городе Телин.

Осуществление регулярных туристских обменов между городами Дальнего Востока России, КНР, Республики Кореи и Японии служит предпосылкой для формирования трансграничных туристско-рекреационных кластеров. Немаловажным для создания кластера могут быть и объекты культурного и исторического наследия, рекреационные зоны на территории сопредельных стран. В качестве опорных могут рассматриваться объекты рекреационно-туристических маршрутов на приграничных территориях Приморского края, КНР и КНДР, и приморских районов соседствующих стран, где расположены города Владивосток, Далянь, Каннын, Сакаиминато. Основой для формирования туристического и рекреационного кластера также можно считать проект создания игровой зоны в районе Владивостока (ООО «Первая игровая зона Востока») и рекреационные объекты национального парка на реке Бикин.

Особое значение имеет развитие сотрудничества университетов и научно-исследовательских институтов Приморского края, КНР, Республики Кореи, Японии в рамках реализации совместных исследовательских проектов. Сотрудничество может стать основой для формирования кластеров на базе совместных исследовательских центров по различным направлениям исследований, включая отрасли биотехнологий и ядерных технологий. В перспективе научно-образовательные кластеры могут служить платформой для формирования трансграничных инновационных технико-внедренческих кластеров. К опорным объектам для формирования кластеров можно отнести проекты центра ядерных технологий ДВФУ, парка по внедрению информационных технологий во Владивостоке, проекты китайско-российских парков по внедрению информационных технологий в городах Харбин и Муданьцзян, китайско-российский парк по внедрению высоких и инновационных технологий в Даляне.

Предполагается, что локализация объектов трансграничных кластеров будет происходить в границах территорий перспективных инвестиционных проектов и в местах традиционной деловой активности на приграничных территориях. Инфраструктура и объекты трансграничных кластеров будут формироваться в зоне тяготения городских агломераций Владивостока, Находки, рядом с морскими портами Зарубино, Восточный, аэропортом Владивосток. Вероятной представляется интеграция создаваемых элементов транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры трансграничных кластеров и объектов инфраструктуры территорий опережающего развития, что позволит сократить инвестиционные, эксплуатационные и административные издержки. Концентрация кластерных объектов в границах территорий опережающего развития может дать дополнительные стимулы бизнесу за счет предоставления налоговых каникул, упрощения таможенных и разрешительных процедур, что наряду с инвестициями государства в развитие инфраструктуры создаст условия для обеспечения конкурентоспособности предприятий края.

Таким образом, важными предпосылками для формирования объектов трансграничных кластеров на территории Приморского края следует назвать усиление внешней и внутренней конкуренции и необходимость включения предприятий региона в международные цепочки создания добавленной стоимости. В качестве основных факторов возникновения кластеров рассматривают активизацию международного и приграничного 10

Андреев В.А. Трансграничная кластерная интеграция.

сотрудничества и реализацию масштабных совместных проектов по созданию объектов транспортной, энергетической, туристско-рекреационной инфраструктуры. Перспективные отраслевые векторы кластерного развития видят в транспортно-логистическом, тор-гово-логистическом, туристско-рекреационном комплексах. Перспективной можно назвать сферу научно-технического сотрудничества научных и образовательных центров, что служит предпосылкой для формирования трансграничных инновационно-внедренческих кластеров.

1. Зелинская, Е.З. Региональные трансграничные кластеры как формы современных систем управления в реальном секторе экономик / Е.З. Зелинская // Псковский ре-гионологический журнал. - 2013. - №16. - С. 16-18.

2. Межрегиональное сотрудничество как институт реализации стратегий развития регионов Дальнего Востока // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований / А.Г. Шеломенцев, Т.В. Терентьева и др. - 2014. -№11. -С. 417-422.

3. Романов, М.Т. Евразийские трансконтинентальные экономические оси и их опорные узлы / М.Т. Романов, И.М. Романова // Наука и мир. - 2014. - №9(13). -С. 172-178.

4. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6632462/ (дата обращения 30.01.2015).

5. Тушков, А. А. О монографии «Трансграничный регион: понятие, сущность, форма» / А.А. Тушков // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2011. - №1(10). -С. 187-188.

6. Холцленер, Т. Восточная пористость: антропология трансграничной торговли и контактов на Дальнем Востоке / Т. Холцленер // Ойкумена. Регионоведческие исследования. - 2009. - №3(10). - С. 102-111.

7. Шинковский, М.Ю. Современные глобальные и региональные процессы: проблема реализации / М.Ю. Шинковский // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2009. - №4. - С. 5-15.

Терентьева, Т.В.

Управление устойчивым развитием университета как социально-экономической системой: монография / Т.В. Терентьева, И.Г. Лазарев, М.Н. Арнаут. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2014. - 148 с.

Анализируется современное состояние и основные тенденции развития университетов Дальнего Востока. Исследуются концептуальные подходы к трактовке категорий «устойчивость развития университета» и «устойчивое развитие университета», факторов, влияющих на данное свойство и процесс. Основное внимание уделяется мониторингу рынка образовательных услуг, потребностей работодателей и развитию конкурентноспособной внутренней базы университета. Предлагается организационно-экономический механизм управления университетом, основанный на диагностике экономических процессов внутренней среды университета и социальных процессов внешней среды.

Для исследователей проблем состояния и развития системы высшего профессионального образования.

СОВЕТУЕМ ПРОЧЕСТЬ

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.