Научная статья на тему 'Перспективы пространственного развития Приморского края'

Перспективы пространственного развития Приморского края Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
929
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / SPATIAL DEVELOPMENT / ПРИМОРСКИЙ КРАЙ / PRIMORSKY REGION / АГЛОМЕРАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / AGGLOMERATION STRUCTURE / СЕТЕВАЯ КЛАСТЕРНАЯ МОДЕЛЬ / NETWORK CLUSTER MODEL / РАВНОМЕРНО-ИЕРАРХИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ПОЛЯРИЗОВАННАЯ ПОЛИЦЕНТРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / POLARIZED POLYCENTRIC MODEL / ПОЛЮС РОСТА / GROWTH POLE / UNIFORMLY HIERARCHICAL MODEL

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Андреев Вячеслав Андреевич

Исследование сценарных условий пространственного развития Приморского края до 2030 года показывает, что особенности экономических, инвестиционных и миграционных процессов в регионе обуславливают развитие нескольких вероятных моделей пространственного роста. Поляризованная полицентрическая модель ориентирована на достижение стратегических задач пространственного развития, требующих укрепления и развития точечных и линейных элементов пространственного каркаса системы расселения самого высокого иерархического уровня. Но в то же время, формирование такой модели чревато непредсказуемыми последствиями депопуляции периферийных территорий края. Равномерно-иерархическая модель в большей степени ориентирована на достижение стратегических целей пространственного развития края, направленных на преодоление территориальных разрывов в развитии экономики и качестве жизни населения. Перспективной представляется сетевая кластерная модель которая может обеспечить создание новых пространственных структур, цементирующих единое экономическое пространство региона. Такая модель позволяет сформировать компактные межрегиональные ареалы интегрированных секторов «новой» и «традиционной» экономики. При сценарии опережающего экономического роста в Приморском крае, с учетом реализации всех заявленных инвестиционных проектов и государственных программ, с учетом естественного и миграционного прироста ожидается, что численность населения края превысит 2 млн. человек к 2030 году. Это предполагает развитие традиционных и создание новых систем расселения в центральной, южной зонах экономического развития, в приграничной зоне, и восточной прибрежной зонах Приморского края. Модель государственного сохранения или «удержания» пространства позволит сформировать южно-приморский кластер расселения надагломерационную пространственную структуру, объединяющую компактные группы агломераций Уссурийска, Владивостока и Находки в единый урбанизированный пояс на юге Приморского края с населением около 1,6 млн. человек, что сопоставимо с масштабом численности населения агломераций в приграничных районах КНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSPECTIVES OF PRIMORSKIY KRAI’ SPATIAL DEVELOPMENT

Investigated scenarios of spatial development of Primorsky region till 2030. The nature of economic, investment and migration processes in the region leads to development of several scenarios of a long-term spatial growth with different effects. Polarized polycentric model focuses at achieving strategic objectives of a spatial development that require strengthening and development of the spotted and linear elements of a spatial framework of the settlement system at the highest hierarchical level, but at the same time, is fraught with unpredictable consequences of depopulation of the peripheral areas of the region. Evenly hierarchical model more focuses at achievement of the strategic goals of spatial development of the region, aimed at overcoming the territorial gaps in the development of the economy and the quality of the population’ life. A networking cluster model can provide creation of new spatial structures cementing the economic space of the region. It creates the compact interregional areas and integrates sectors of “new” and “traditional” economy in the represented perspective. In terms of scenario of advanced economic growth in Primorsky region, taking into account the implementation of all announced investment projects and public programs, taking into account the natural and migration growth, expected that the population of the region would exceed 2 million people by 2030. It implies development of the traditional and creation of a new settlement system in the central, southern economic development zones, at the border zone, and in the eastern coastal zone of the Primorsky territory. A model of state conservation or «retention» of space will allow the formation of the southern settlement cluster a super agglomeration spatial structure uniting compact groups of agglomerations of Ussuriysk, Vladivostok and Nakhodka into a single urbanized zone in the south of Primorsky region. It exceeds a population of about 1.6 million people, which is comparable to the size of the population of agglomerations in the border areas of China.

Текст научной работы на тему «Перспективы пространственного развития Приморского края»

Andreev Vyacheslav Andreevich PERSPECTIVES OF PRIMORSKIY .

economic sceinces

УДК 332.13

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

© 2018

Андреев Вячеслав Андреевич, доцент кафедры управления

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail: [email protected])

Аннотация. Исследование сценарных условий пространственного развития Приморского края до 2030 года показывает, что особенности экономических, инвестиционных и миграционных процессов в регионе обуславливают развитие нескольких вероятных моделей пространственного роста. Поляризованная полицентрическая модель ориентирована на достижение стратегических задач пространственного развития, требующих укрепления и развития точечных и линейных элементов пространственного каркаса системы расселения самого высокого иерархического уровня. Но в то же время, формирование такой модели чревато непредсказуемыми последствиями депопуляции периферийных территорий края. Равномерно-иерархическая модель в большей степени ориентирована на достижение стратегических целей пространственного развития края, направленных на преодоление территориальных разрывов в развитии экономики и качестве жизни населения. Перспективной представляется сетевая кластерная модель которая может обеспечить создание новых пространственных структур, цементирующих единое экономическое пространство региона. Такая модель позволяет сформировать компактные межрегиональные ареалы интегрированных секторов «новой» и «традиционной» экономики. При сценарии опережающего экономического роста в Приморском крае, с учетом реализации всех заявленных инвестиционных проектов и государственных программ, с учетом естественного и миграционного прироста ожидается, что численность населения края превысит 2 млн. человек к 2030 году. Это предполагает развитие традиционных и создание новых систем расселения в центральной, южной зонах экономического развития, в приграничной зоне, и восточной прибрежной зонах Приморского края. Модель государственного сохранения или «удержания» пространства позволит сформировать южно-приморский кластер расселения - надагломерационную пространственную структуру, объединяющую компактные группы агломераций Уссурийска, Владивостока и Находки в единый урбанизированный пояс на юге Приморского края с населением около 1,6 млн. человек, что сопоставимо с масштабом численности населения агломераций в приграничных районах КНР.

Ключевые слова: пространственное развитие, Приморский край, агломерационная структура, сетевая кластерная модель, равномерно-иерархическая модель, поляризованная полицентрическая модель, полюс роста.

PERSPECTIVES OF PRIMORSKIY KRAI' SPATIAL DEVELOPMENT

© 2018

Andreev Vyacheslav Andreevich, associate professor of the department of management Vladivostok State University of Economic and Service (690014, Russia, Vladivostok, street Gogolya 41, e-mail: [email protected])

Abstract. Investigated scenarios of spatial development of Primorsky region till 2030. The nature of economic, investment and migration processes in the region leads to development of several scenarios of a long-term spatial growth with different effects. Polarized polycentric model focuses at achieving strategic objectives of a spatial development that require strengthening and development of the spotted and linear elements of a spatial framework of the settlement system at the highest hierarchical level, but at the same time, is fraught with unpredictable consequences of depopulation of the peripheral areas of the region. Evenly hierarchical model more focuses at achievement of the strategic goals of spatial development of the region, aimed at overcoming the territorial gaps in the development of the economy and the quality of the population' life. A networking cluster model can provide creation of new spatial structures cementing the economic space of the region. It creates the compact interregional areas and integrates sectors of "new" and "traditional" economy in the represented perspective. In terms of scenario of advanced economic growth in Primorsky region, taking into account the implementation of all announced investment projects and public programs, taking into account the natural and migration growth, expected that the population of the region would exceed 2 million people by 2030. It implies development of the traditional and creation of a new settlement system in the central, southern economic development zones, at the border zone, and in the eastern coastal zone of the Primorsky territory. A model of state conservation or «retention» of space will allow the formation of the southern settlement cluster - a super agglomeration spatial structure uniting compact groups of agglomerations of Ussuriysk, Vladivostok and Nakhodka into a single urbanized zone in the south of Primorsky region. It exceeds a population of about 1.6 million people, which is comparable to the size of the population of agglomerations in the border areas of China.

Keywords: spatial development, Primorsky region, agglomeration structure, network cluster model, uniformly hierarchical model, polarized polycentric model, growth pole.

Постановка проблемы

Диспропорции сложившейся системы расселения, обуславливаемые неравномерностью распределения зон экономической активности на территории края, неразвитая транспортная и энергетическая инфраструктура в северных и северо-восточных районах региона, неравенство в уровне концентрации населения (трудовых ресурсов) и темпах экономического развития между приграничными территориями Приморского края и провинциями Северо-Востока КНР являются главными проблемами современного пространственного развития региона. Сохранение в долгосрочной перспективе указанных диспропорций и сложившихся тенденций в пространственной организации территории края может привести к ухудшению геополитического и экономического положения Российской Федерации на Дальнем Востоке. Обеспечение опережающего развития края, и особенно его приграничных территорий, вызывает необходимость разработки долгосрочной стратегии пространственного

развития, которая способствовала бы устранению диспропорций сложившейся пространственной системы за счет экономически обоснованного размещения производительных сил, и сформировала условия для инновационного и инфраструктурного развития края. Базовые сценарные условия перспективного пространственного развития зависят от ряда факторов. Прежде всего от активизации межрегиональных и трансграничных экономических связей с учетом выгодного географического положения региона, и реализации программ по привлечению в регион населения, что позволит обеспечить требуемую концентрации трудовых ресурсов, создать устойчивые системы расселения, сопутствующие зонам экономической и инвестиционной активности [1].

Формирование целей статьи и метод исследования

Результаты предыдущих исследований указывают на вероятность возникновения смешанной модели пространственного развития Приморского края, предполагающей наличие некоторого количества равнозначных

экономические науки

Андреев Вячеслав Андреевич ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ...

по своим масштабам и характеристикам точек экономического роста и сопутствующих им агломерационных систем. Вместе с тем, экономические, инвестиционные и миграционные факторы могут обуславливать развитие нескольких вероятных сценариев пространственного роста региона в долгосрочный период. Для выявления сценарных условий пространственного развития Приморского края до 2030 года использован прогнозно-аналитический метод, который учитывает особенности системы расселения и характер макроэкономических и миграционных процессов региона. Рассматриваются данные анализа факторов влияющих на формирование структурно-функционального элементов пространственного каркаса - южно-приморского кластера расселения и сети городов, представляющих собой многофункциональные центры внутрирегиональных, региональных и межрегиональных систем расселения, а также городов опорных и базовых центров систем расселения внутри и вне зон очагового расселения, в том числе в приграничной зоне края.

Анализ последних исследований и публикаций

В исследованиях указывается на две базовые модели пространственного развития территории - модель рыночной организации пространства и модель государственного сохранения или «удержания» пространства. В теоретическом контексте данные модели близки к известным концепциям поляризованного и выравнивающего регионального роста. Однако, они опираются на различные теоретические концепции, определяющие факторы пространственного роста. Содержание модели рыночной организации пространства основывается на концепции управления пространственным развитием, суть которой в том, что регулирование должно быть направлено на сглаживание пространственных различий в качестве жизни, а не на пространственные различия в деловой активности. Основу экономической политики при таком подходе должны составлять усилия, направленные на развитие экономической интеграции регионов, с использованием всех ее средств - институтов, инфраструктуры, за счет которых улучшаются возможности коммуникаций, доступа к рынкам, а также стимулов, которые способствуют переселению населения в более динамичные регионы [2].

В контексте рыночной модели важная задача государственной политики в управлении пространственным развитием региона состоит в стимулировании формирования «полюсов» роста и рациональном управлении миграционными процессами. Точки экономического и инвестиционного развития рассматриваются как «полюса» экономического роста, которые обуславливают возникновение эффекта агломерации, когда экономическая, инвестиционная и хозяйственная деятельность объединяются в единый комплекс. Полюса роста, в качестве которых могут быть представлены хозяйствующий субъект, отрасль, комплекс отраслей обладают значительным агломерационным эффектом. Далее точка роста преобразуется в территории и векторы развития в регионе или стране, формируя макроэкономический каркас [3].

Пространственная стратегия, реализующая такой подход, предполагает, в частности, стимулирование активности бизнеса в городах-лидерах, обеспечивающих реализацию агломерационных эффектов, развитие агломераций и стимулирование мобильности факторов производства (труда и капитала), а в отношении остальных регионов предлагается концепция управляемого сжатия экономического пространства. С данной точки зрения формирование систем расселения рассматривается как положительный экстернальный эффект пространственной концентрации компаний, работающих в одной отрасли или осуществляющих одинаковые виды деятельности. Различные отрасли и виды деятельности взаимодействуя и расширяясь влияют на концентрацию населения в точках, где требуется квалифицированная рабочая

сила. Таким образом, масштаб экономического роста и географические векторы его развития воздействуют на параметры селитебных структур и определяют их расположение и границы в рамках региона [4-6].

Смысл модели государственного сохранения (удержания) пространства состоит в том, что каждый регион уникален с точки зрения не только его экономики, но и человеческого потенциала, экологии, культуры. Тем самым, пространство как специфическая система социально-экономических отношений, сформированных в регионе, само становится фактором экономического роста. Значение для экономического роста имеют не только передовые регионы, а задача региональной политики состоит в реализации недоиспользуемого потенциала регионов, концентрации их материального и нематериального капитала, стимулирование инновационных практик бизнеса и управления. Данная модель может рассматриваться с позиции концепции совокупной причинной обусловленности Пола Кругмана. Ее суть в том, что агломерационные процессы активнее развиваются в наиболее концентрированном экономическом пространстве. Экономическое пространство также имеет тенденцию к концентрации в точках сосредоточения предприятий. С позиции экономической географии перспективный пространственный каркас территории испытывает влияние двух видов сил. Центростремительные направляют экономическую деятельность в сторону агломерации, а центробежные влияют на разрушение агломераций или ограничивают их размеры [7; 8].

Формирование точек роста позволяет устанавливать экономические связи с иными хозяйствующими субъектами в специализированных и смежных отраслях, что создает предпосылки для формирования инновационных или производственных кластеров. Выявляя связь между возникновением кластерных образований и конкурентоспособностью, Майкл Портер отмечает, что факторы формирования конкурентных преимуществ у географических регионов существеннее, когда компании, работающие в конкретной отрасли, сосредоточены в рамках одного пространства [9; 10]. Следовательно, с позиции теории конкурентоспособности делается предположение о форме пространственной организации экономической деятельности в регионе, которая создает возможности обеспечения конкурентоспособности на макроэкономическом уровне, или на уровне глобальной экономики. Наличие множества активно взаимодействующих зон экономической деятельности создает возможности для внутренней конкуренции между компаниями и оптимизирует транзакционные издержки за счет использования общей транспортно-логистической, инженерной, технологической инфраструктуры [11]. Макроединицы - «полюса роста» разрастаясь и трансформируясь в территориальные кластеры варьируются в рамках географических границ внутри национальной территории, и соседствуя с территориями сопредельных стран, формируют предпосылки для возникновения международных и трансграничных кластеров. В свою очередь экономические и урбанистические кластеры способствуют возникновению надагломерационных систем расселения [12-14].

Оптимальная пространственная модель региона предполагает, что локализация предприятий в отдельных географических точках и границах является обоснованным вариантом расположения с учетом высокого уровня издержек по доставке продукции отраслей на территории специализации предприятий региона [15]. Следовательно, за счет рационального расположения и концентрации компаний формируются предпосылки для возникновения интеграционных связей, что способствует оптимизации транспортных и транзакционных издержек компаний. При формировании модели пространственного развития это является важным для снижения влияния фактора географической удаленности отдельных территорий [16-18]._

Andreev Vyacheslav Andreevich PERSPECTIVES OF PRIMORSKIY .

economic sceinces

С позиции концепции региональных кластеров Майкла Энрайта экономическая подсистема пространственного каркаса региона представляется в виде агломераций компаний, специализирующихся в конкретной отрасли экономики или сфере хозяйственной деятельности. Набор макроединиц включает цепочку взаимодействующих компаний региона, объединенных использованием общих методов производства (технологий), и интегрированных с крупными национальными или международными компаниями. Энрайт рассматривая связи между конкурентоспособностью национальной экономики и географическими масштабами конкурентных преимуществ в рамках отдельных регионов указывает, конкурентные преимущества формируются не на уровне глобальной или национальной экономики, а на уровне регионов [19].

Изложение основного материала

Базовая структура пространственного каркаса Приморского края представляет набор точек ускоренного роста (макроединиц), преимущественно в южной экономико-географической зоне Приморья, использующих общие методы производства и технологий, интегрированных с крупными национальными или международными компаниями. Локализация точек роста предполагается в зонах тяготения международных транспортных маршрутов и на припортовых участках морских портов Зарубино, Восточный, Козьмино и Владивосток, вблизи пограничных переходов и территорий опережающего развития, а, в перспективе, в точках реализации региональных инвестиционных проектов. Таким образом возникают возможности для формирования крупных территориально-производственных комплексов с новой технологической специализацией. В свою очередь, пространственная концентрация зон активной экономической деятельности способствует формированию надагломерационной системы в поясе расселения Уссурийск-Артем-Владивосток-Большой Камень-Находка. Результаты исследований указывают на вероятность возникновения смешанной модели пространственного развития Приморского края, предполагающей наличие некоторого количества равнозначных по своим масштабам и характеристикам точек экономического роста и сопутствующих им агломерационных систем [1]. Вместе с тем характер экономических, инвестиционных и миграционных процессов в регионе может обуславливать развитие нескольких вероятных сценариев пространственного роста в долгосрочный период.

При реализации сценария умеренного экономического роста, с учетом роста инвестиций темпами 104,0-112,0 %, роста ВРП темпами 101,0-103,0 %, прогнозируется, что численность населения Приморского края к 2030 году составит 1 939 тыс. человек. Население увеличится примерно на 8-8,5 тысяч человек по отношению к 2018 году, при этом не прогнозируется существенный миграционный прирост населения. В этих условиях на территории региона высока вероятность развития сценария поляризованного роста, когда экономическая активность базируется на наиболее конкурентоспособных территориях, прежде всего южно-приморской, где производится свыше 65 % объема валового регионального продукта. Региональная политика в этом случае должна быть направлена на повышение мобильности факторов производства и стимулировании их концентрации в наиболее конкурентоспособных точках, таких как территории опережающего развития «Надеждинская», «Михайловский», «Большой Камень» и «Нефтехимический» и в приграничной с КНР зоне, вблизи основных приграничных переходов.

Результатом такого типа пространственного роста должна стать «оптимизация» пространственного распределения населения и производства путем сжатия его вокруг очагов экономического роста включающих Владивостокскую, Находкинскую и Уссурийскую системы территориального развития. Сценарий поляризован-

ного роста предполагает формирование новой каркасной структуры пространственной организации Приморского края на основе определения экономических зон - «локомотивов роста». Данная структура может быть образована не только зонами экономической активности, но и городскими агломерациями, связанными общностью хозяйственной и социальной жизни, и имеющими общую систему транспортных коммуникаций. Для сценария поляризованного роста принципиальное значение имеет определение полюсов роста. Таковыми на первом уровне являются инвестиционные проекты, локализованные на территориях, отнесенных к свободному порту Владивосток, на втором уровне территории опережающего развития опорных регионов, представляющих «полюса роста» регионального уровня, на третьем уровне, масштабные проекты федерального уровня, такие как развитие территории острова Русский и формирование Владивостокской агломерации.

При сценарии опережающего экономического роста в Приморском крае, с учетом реализации всех заявленных инвестиционных проектов и государственных программ, рост инвестиций ожидается темпами выше 112,0 %, рост ВРП составит 103,0-104,0 %. С учетом естественного и миграционного прироста ожидается, что численность населения края превысит 2 млн человек к 2030 году, что предполагает развитие традиционных и новых систем расселения в центральной, южной зонах экономического развития, в приграничной зоне, и восточной прибрежной зонах Приморского края. В этом случае вероятен сценарий диверсифицированного пространственного роста в основе которого идея охвата всего пространства территории края, при этом факторы и источники роста могут быть различными для каждого отдельного муниципального образования. Такой сценарий обеспечивает для Приморского края «удержание» экономического пространства, что особенно важно для поддержания конкурентоспособности и совершенствования условий хозяйствования приграничных с КНР территорий края.

Основными направлениями государственной политики при данном сценарии является поиск путей для экономически эффективного поддержания жизнедеятельности уже освоенных территорий, и для диверсификации территорий, утративших потенциал роста, что особенно важно для моноспециализированных муниципальных образования региона. Идея диверсифицированного роста состоит в поиске специфичных для каждой макрозоны Приморского края факторов развития. Перечень факторов, определяющих региональную специфику и формирующих конкурентные преимущества территорий края, включает наличие природных ресурсов, географическое положение, возможности приграничного сотрудничества, наличие морских портов, совершенство инфраструктуры, а также численность населения и трудовых ресурсов.

Базовый сценарий пространственного развития Приморского края на первом этапе, в период 2018-2025 гг., предусматривает повышение активности бизнеса в городах-лидерах - Владивостоке, Артеме, Уссурийске, Находке, Большом Камне. Это обеспечит сбалансированное и пропорциональное развитие сети городов разной величины и функциональной специализации как необходимое условие устойчивого социально-экономического развития региона, создаст условия для возникновения агломерационных эффектов и развития южно-приморской надагломерационной структуры. Следующей задачей пространственного развития рассматривается стимулирование мобильности факторов производства для развития неурбанизированных территорий, включая приграничную полосу.

На первом этапе в период 2018-2025 гг. предполагается формирование крупных территориально-производственных кластеров в зонах тяготения международных транспортных маршрутов Приморье-1 и Приморье-2,

экономические науки

Андреев Вячеслав Андреевич ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ...

вблизи припортовых участков морских портов Зарубино, Восточный, Козьмино и Владивосток, вблизи пограничных переходов Пограничный и Краскино и территорий опережающего развития. Таким образом возникают возможности для равномерно-иерархической системы развития территории региона, что позволит закрепить и увеличить население в приграничной полосе с КНР и увеличить плотность населения в восточной «прибрежной» макрозоне Приморского края. В результате реализации такого сценария численность населения таких территорий увеличится на 22-25 тысяч человек к 2025 году, а к 2030 году может увеличиться на 100 тысяч человек при условии реализации государственных программ, обеспечивающих миграционный приток.

На втором этапе, в период 2026-2030 гг., с учетом реализации равномерно-иерархической модели в пределах сложившейся административно-территориальной структуры края получит развитие сеть центров внутрирегиональной системы расселения на базе городов Уссурийск, Дальнегорск, Арсеньев, поселков городского типа Зарубино и Врангель, что формирует условия для развития межселенной инфраструктуры сельских территорий и обеспечивает возникновение устойчивых систем расселения - агломерационных поясов. На данном этапе будет продолжено формирование устойчивых селитебных систем в зонах очагового расселения как внутри, так и вне основной полосы расселения. В пределах основной полосы расселения необходимым условием является создание опорных центров, т.е. зон опережающего роста на базе территорий опережающего развития и на базе территорий, отнесенных к свободному порту Владивосток (к ним относятся 16 муниципальных образований края).

Вне основной полосы расселения важной задачей является создание «базовых центров» и специализированных подцентров формируемых на базе центров развития добывающих и перерабатывающих отраслей и транс-портно-логистических центров, таких как, например, г. Спасск-Дальний, поселки городского типа Кавалерово и Сибирцево. В условиях создания равномерно-иерархической системы развития территории региона особой проблемой рассматривается создание системы расселения северных и северо-восточных территорий на базе поселков городского типа, таких как Восток, Пластун и Терней. Они рассматриваются в качестве отправных точек пространственного развития, поскольку влияют на возникновение эффекта агломерации и обуславливают создание устойчивых систем расселения в рамках своих географических границ. Параметры и границы этих точек перспективного роста определяются концентрацией экономической активности, преимущественно, в прибрежной зоне и участках тяготения немногочисленных транспортных путей. Эти точки роста в силу удаленности (изолированности) представляют собой замкнутую систему, их развитие сдерживается моноспециализацией территорий и отсутствием устойчивых интеграционных связей, что может отражаться на низкой инвестиционной и инновационной активности хозяйствующих субъектов. Для устранения проблемы требуется содействие со стороны государства в установлении связей между «островными» точками роста и экономическими агломерациями дальневосточных регионов, что, в перспективе, позволит устранить диспропорции пространственного размещения производительных сил и сопутствующих им селитебных структур.

Таким образом, реализация целевой модели пространственного развития Приморского края в долгосрочный период должна осуществляться по следующим приоритетным направлениям:

а) формирование южно-приморского кластера расселения - надагломерационной пространственной структуры, объединяющей компактные группы агломераций Уссурийска, Владивостока и Находки в единый урбанизированный пояс на юге Приморского края с населени-

ем около 1,6 млн человек, что сопоставимо с масштабом численности населения агломераций в приграничных районах КНР;

б) сбалансированное развитие агломераций региона за счет совершенствования их пространственного роста, что предполагает создание условий для роста численности населения Владивостокской агломерации на уровне 1,2-1,3 млн человек, и увеличения численности населения агломераций с населением до 250 тысяч человек, таких как, Уссурийск-Михайловка и Находка-Ливадия-Врангель до 450-550 тысяч человек к 2030 году, при прекращении процессов депопуляции существующих агломераций и увеличении количества агломераций этой категории за счет формирования новой системы расселения Большой Камень;

в) формирование сети населенных пунктов, представляющих собой многофункциональные центры внутрирегиональных, региональных и межрегиональных систем расселения, а также городов - опорных и базовых центров систем расселения внутри и вне зон очагового расселения, в том числе в приграничной зоне края. Это обеспечивает, в перспективе, устранение диспропорций современной пространственной структуры территории и позволит увеличить население края с 1,93 млн человек в 2018 году до 2,0-2,3 млн человек к 2030 году;

г) формирование сети городов и поселков - специализированных подцентров систем расселения, к числу которых относятся 9 монопрофильных муниципальных образований края, путем создания условий для регенерации депрессивных моногородов на основе их интеграции в системы расселения, развития сервисных функций, модернизации и (или) изменения специализации объектов градообразующей базы;

Формирование устойчивых каналов (векторов) пространственного развития дает возможность для включения компаний Приморского края в цепочки создания добавленной стоимости на национальном и глобальном уровне, что создает перспективы для возникновения трансграничных с КНР экономических кластеров. С учетом данного фактора вероятен сценарий развития трансграничных (международных) поселенческих структур вблизи пограничных переходов Краскино-Хунчунь и Пограничный-Суйфыньхэ. Это обеспечивает интеграцию пространственной структуры края в единую систему расселения Северо-Восточной Азии на основе использования совместных транспортно-коммуникаци-онных связей и обеспечивает доступ региона на международный рынок товаров, услуг и трудовых ресурсов.

Выводы исследования

Вероятно, что реализация сценария пространственного развития Приморского края в долгосрочный период не будет следовать одной выбранной модели. Современные тенденции и факторы, влияющие на пространственное развитие региона указывают на вероятность реализации нескольких сценариев, имеющих различный эффект. Реализация проектов по созданию территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток способствует формированию полицентрических агломерационных структур в зонах тяготения транспортных и инфраструктурных коридоров, вблизи морских портов и пограничных переходов.

Поляризованная полицентрическая модель ориентирована на достижение стратегических задач пространственного развития, требующих укрепления и развития точечных и линейных элементов пространственного каркаса системы расселения самого высокого иерархического уровня, но в то же время, чревата непредсказуемыми последствиями депопуляции периферийных территорий края. Хотя такая модель, в перспективе, позволяет устранить диспропорции пространственного размещения производительных сил и сопутствующих им селитебных структур, вместе с тем существующие внутри региона диспропорции пространственной системы, обуславливаемые неравномерностью распределе-

Andreev Vyacheslav Andreevich economic

PERSPECTIVES OF PRIMORSKIY ... sceinces

ния населения и трудовых ресурсов, несовершенством транспортной и энергетической инфраструктуры, будут оказывать влияние на пространственное развитие края и в долгосрочный период. Вероятным представляется сценарий формирования «очаговых» зон развития в северных и северо-восточных экономико-географических зонах региона связанных, преимущественно, с добычей и переработкой минерально-сырьевых ресурсов, рекреационным и экологическим туризмом.

Как альтернатива равномерно-иерархическая модель в большей степени ориентирована на достижение стратегических целей пространственного развития края, направленных на преодоление территориальных разрывов в развитии экономики и качестве жизни населения, на капитализацию локальных ресурсов развития неурбанизированных территорий, прежде всего приграничных. Но, в то же время может снизить действенность агломерационных эффектов, оказывая тормозящее воздействие на развитие высокотехнологичных секторов экономики Приморского края.

Перспективной представляется сетевая кластерная модель которая может обеспечить создание новых пространственных структур, цементирующих единое экономическое пространство региона и сформировать компактные межрегиональные ареалы интегрированных секторов «новой» и «традиционной» экономики. Интенсивная кооперация предприятий дает возможность сформировать сетевую, открытую для инновационного развития модель пространственного каркаса на основе активного взаимодействия с экономическими структурами на национальном и глобальном уровнях. Структурно сетевая модель пространственного каркаса представляет набор территорий или компаний в пределах экономико-географических зон Приморского края активно взаимодействующих для создания конкурентных преимуществ на макроуровне как взаимосвязанные и взаимодополняющие звенья технологических цепочек.

Сетевая модель стимулирует развитие внутреннего рынка и обеспечивает конкурентоспособность региональной экономики, а также дает новый импульс развитию неурбанизированных территорий края. Но, в то же время, требует «прорыва» в развитии инфраструктур сетевых кластеров и соответствующих решений в области инвестиционных приоритетов государства и общества. Таким образом, использование в качестве целевой модели только одной из альтернативных моделей вряд ли продуктивно, поскольку каждая из них, способствуя достижению одной группы стратегических целей совершенствования системы расселения, в то же время сдерживает достижение другой группы целей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Андреев В.А. Параметры модели пространственного развития Приморского края // Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. 2018. № 1.

2. Концепция Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 год: [Электронный ресурс]. URL: http://карьеры-евразии.рф/ uploadedFiles/files/Kontseptsiya_SPR.pdf (Дата обращения: 15.04.2018).

3. Perroux F. Les investissements multinationaux et l'analyse des poles de developpement et des poles d'integration // Revue Tiers-Monde. 1968. T. 9. № 34.

4. Fujita, M., J.V. Henderson, Y. Kanemoto, and T. Mori. (2004). Spatial Distribution of Economic Activities In China and Japan, in J. V. Henderson and J.-F. Thisse (eds.) Handbook of Regional and Urban Economics, 4, 1087.

5. Jacobs, J. (1969) "The Economy of Cities", New York: Random House

6. Mohan, R. (1994), Understanding the Developing Metropolis, Oxford University Press

7. Krugman P. A Dynamic Spatial Model // NBER Working Paper No. 4219.

8. Krugman, P. (1991). Increasing Returns and Economic Geography. Journal of Political Economy, 99, 483-99. 26

9. Porter M.E. Clusters and the New Economics of Competition // Harward Business Reviews, November-December, 1988.

10. Портер М. Конкуренция: Пер. с англ. - М.: Изд-ий дом «Вильямс», 2002. - 496 с

11. E. Glaeser (ed.). (2010). Effects in The Economics of Agglomeration. University of Chicago Press.1-14.

12. Ellison G. and E. Glaeser (1997), "Geographic Concentration in US Manufacturing Industries: a Dartboard Approach", Journal of Political Economy, 105, 889-927.

13. Duranton, G. (2007). Urban Evolutions: the Still, the Fact and the Slow. American Economic Review, 97, 197221.

14. Lucas, R.E. and E. Rossi-Hansberg (2002), "On the Internal Structure of Cities," Econometrica, 70:4, 14451476.

15. Boschma Ron, Frenken Koen. The spatial evolution of innovation networks: a proximity perspective // Handbook on Evolutionary Economic Geography, Cheltenham: Edward Elgar, 2010.

16. Henderson, J.V. (2005). "Urbanization and Growth" in the Handbook of Economic Growth, P. Aghion and S. Durlauf (eds.). North Holland, 1, 1543-1591.

17. Fujita, J., P. Krugman and A.J. Venables (1999), The Spatial Economy: Cities, Regions, and International Trade, MIT Press, 367.

18. Henderson, J.V. (2003), 'The Urbanization Process and Economic Growth: The So-What Question', Journal of Economic Growth, 2003, 8, 47-71.

19. Enright M. The Geographical Scope of Competitive Advantage // Stuck in the Region? Changing scales for regional identity / Ed by E. Dirven, J. Grocnewegen and S/ van Hoof. Utrecht, 1993.

Статья поступила в редакцию 08.05.2018

Статья принята к публикации 25.06.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.