Научная статья на тему 'Перспективы развития экономического каркаса Владивостокской агломерации'

Перспективы развития экономического каркаса Владивостокской агломерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
185
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КАРКАС / ECONOMIC FRAMEWORK / ВЛАДИВОСТОКСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ / VLADIVOSTOK AGGLOMERATION / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ / SPATIAL LOCALIZATION / СЕТЕВАЯ МОДЕЛЬ / КЛАСТЕРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / CLUSTER INTERACTION NETWORK MODEL / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ECONOMIC SPACE / ПОЛЮС РОСТА / GROWTH POLE / ВЗАИМОСВЯЗИ ОТРАСЛЕЙ / THE INTERCONNECTION OF INDUSTRIES / ЭФФЕКТ МАСШТАБА / ECONOMIES OF SCALE / ПРОСТРАНСТВЕННО-РАСПРЕДЕЛЕННАЯ МОДЕЛЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / INNOVATIVE TERRITORIAL CLUSTER / SPATIAL-DISTRIBUTED MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреев Вячеслав Андреевич, Султанова Екатерина Владимировна

Экономический каркас Владивостокской агломерации можно представить в виде набора точек ускоренного роста экономической деятельности на территориях, входящих в состав агломерационной структуры «Большого Владивостока». Развитие экономического каркаса представляет собой естественный процесс с учетом взаимной интеграции резидентов свободного порта, особой экономической зоны Владивосток и промышленно-производственных территорий опережающего развития, которые объединяются в общую цепочку организационно-технологических и кооперационных связей. Преимущество агломераций обусловливается наличием мест приложения квалифицированного труда, наличием высокооплачиваемой работы, возможностью получения качественного образования, высоким качеством социальной и транспортной инфраструктуры. В рамках научно-исследовательской работы «Актуализация стратегии социально-экономического развития городского округа Владивосток» проведено исследование экономического каркаса агломерации Владивостока, который формируется за счет взаимодействия хозяйствующих субъектов, объединенных общими инвестиционными и организационно-хозяйственными задачами. Рассмотрены модели и сценарий формирования экономического каркаса агломерации как инструмента устойчивого социально-экономического развития территории. Раскрыт и проанализирован такой важный момент, как экономическая природа агломерационной структуры. Для выявления ключевого набора характеристик экономического каркаса Владивостокской агломерации использовался метод структурно-функционального анализа вероятных организационно-экономических схем и моделей взаимодействия территорий и хозяйствующих субъектов в рамках проекта «Большой Владивосток».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMERGENCY PERSPECTIVES OF THE VLADIVOSTOK AGGLOMERATION ECONOMIC FRAME

Process of formation of an economic framework of large cities is actual in a context of general transformation of views to territorial agglomerations. Consolidating impact of agglomeration moves economic entities into the most concentrated economic space so it can be viewed as a set of spots of accelerated growth of economic activities in the territories adjacent to «The Greater Vladivostok». Development of economic framework is a natural process, supported and stimulated by the market economy. Attractiveness of large cities and zones of their influence is due to available variety of work places, possibility of obtaining high-paying jobs, variety of places of education, high level of development of social and transport infrastructure. In the framework of research "Actualization of the strategy of socio-economic development of the urban district of Vladivostok," a study of the economic framework of agglomeration of Vladivostok was carried out. It is formed due to interaction of business entities with joint investment and logistical challenges. Reviewed models and a scenario of formation of the economic framework of the agglomeration as a vehicle for sustainable socio-economic development of the territory. Disclosed and analyzed such important issues as economic nature of agglomeration structure, estimated a potential impact of agglomeration on economic structures and innovation potential. To identify a key set of characteristics of the economic framework of the Vladivostok agglomeration the structure functional analysis was used to obtain possible organizational and economic patterns of interaction of the territories and the subjects in the framework of the project "The Greater Vladivostok".

Текст научной работы на тему «Перспективы развития экономического каркаса Владивостокской агломерации»

УДК 332.13

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КАРКАСА ВЛАДИВОСТОКСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ

© 2017

Андреев Вячеслав Андреевич, доцент кафедры управления Султанова Екатерина Владимировна, кандидат социологических наук, доцент кафедры управления Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail: sultanovaev@mail.ru)

Аннотация. Экономический каркас Владивостокской агломерации можно представить в виде набора точек ускоренного роста экономической деятельности на территориях, входящих в состав агломерационной структуры «Большого Владивостока». Развитие экономического каркаса представляет собой естественный процесс с учетом взаимной интеграции резидентов свободного порта, особой экономической зоны Владивосток и промышленно-про-изводственных территорий опережающего развития, которые объединяются в общую цепочку организационно-технологических и кооперационных связей. Преимущество агломераций обусловливается наличием мест приложения квалифицированного труда, наличием высокооплачиваемой работы, возможностью получения качественного образования, высоким качеством социальной и транспортной инфраструктуры. В рамках научно-исследовательской работы «Актуализация стратегии социально-экономического развития городского округа Владивосток» проведено исследование экономического каркаса агломерации Владивостока, который формируется за счет взаимодействия хозяйствующих субъектов, объединенных общими инвестиционными и организационно-хозяйственными задачами. Рассмотрены модели и сценарий формирования экономического каркаса агломерации как инструмента устойчивого социально-экономического развития территории. Раскрыт и проанализирован такой важный момент, как экономическая природа агломерационной структуры. Для выявления ключевого набора характеристик экономического каркаса Владивостокской агломерации использовался метод структурно-функционального анализа вероятных организационно-экономических схем и моделей взаимодействия территорий и хозяйствующих субъектов в рамках проекта «Большой Владивосток».

Ключевые слова: экономический каркас, Владивостокская агломерация, пространственная локализация, кластерное взаимодействие, сетевая модель, экономическое пространство, полюс роста, взаимосвязи отраслей, эффект масштаба, пространственно-распределенная модель, инновационный территориальный кластер.

EMERGENCY PERSPECTIVES OF THE VLADIVOSTOK AGGLOMERATION

ECONOMIC FRAME

© 2017

Andreev Vyacheslav Andreevich, associate professor of the department of management Sultanova Ekaterina Vladimirovna, candidate of social sciences, associate professor of the department of management Vladivostok State University of Economic and Service (690014, Russia, Vladivostok, street Gogolya 41, e-mail: sultanovaev@mail.ru)

Abstract. Process of formation of an economic framework of large cities is actual in a context of general transformation of views to territorial agglomerations. Consolidating impact of agglomeration moves economic entities into the most concentrated economic space so it can be viewed as a set of spots of accelerated growth of economic activities in the territories adjacent to «The Greater Vladivostok». Development of economic framework is a natural process, supported and stimulated by the market economy. Attractiveness of large cities and zones of their influence is due to available variety of work places, possibility of obtaining high-paying jobs, variety of places of education, high level of development of social and transport infrastructure. In the framework of research "Actualization of the strategy of socio-economic development of the urban district of Vladivostok," a study of the economic framework of agglomeration of Vladivostok was carried out. It is formed due to interaction of business entities with joint investment and logistical challenges. Reviewed models and a scenario of formation of the economic framework of the agglomeration as a vehicle for sustainable socio-economic development of the territory. Disclosed and analyzed such important issues as economic nature of agglomeration structure, estimated a potential impact of agglomeration on economic structures and innovation potential. To identify a key set of characteristics of the economic framework of the Vladivostok agglomeration the structure functional analysis was used to obtain possible organizational and economic patterns of interaction of the territories and the subjects in the framework of the project "The Greater Vladivostok".

Keywords: economic framework, Vladivostok agglomeration, spatial localization, cluster interaction network model, economic space, growth pole, the interconnection of industries, economies of scale, spatial-distributed model, innovative territorial cluster.

Постановка проблемы.

Городские агломерации - это сложный и комплексный объект управления, особенностью которого является наличие тесных экономических, социальных и культурных связей между отдельными входящими в него территориальными единицами. Интересы самостоятельных территорий должны быть согласованы между собой, что ставит задачу формирования общей структуры управления агломерационным развитием. С учетом сложности рассматриваемых процессов и связанных с ними последствий принимаемых управленческих решений в сфере развития агломерационных и связанных с ними экономических структур, эффективное развитие агломераций нельзя представить без непосредственного государственного участия и скоординированной работы органов федеральной и региональной власти и местного самоуправления, а также профессионального сообщества.

Концептуально экономический каркас Владивостокской агломерации может включать элементы различных институциональных, производственных и технологических сфер. Таковыми могут рассматриваться действующие и перспективные резиденты свободного порта Владивосток, производственная, энергетическая, транспортная инфраструктура, научно-производственная сфера, селитебные структуры. Исследователи отмечают, формируя экономический каркас агломерации, данные резиденты и общественные группы могут вступать в экономические связи с иными точками экономического роста в родственных и смежных отраслях, например, в случае агломерации Владивостока, это территории опережающего развития и промышленно-про-изводственная особая экономическая зона, что создает цепочки создания добавленной стоимости на уровне макрорегиона [1-3]. За счет пространственной локализации экономической деятельности формируются устойчивые

Андреев Вячеслав Андреевич, Султанова Екатерина Владимировна ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КАРКАСА ...

кластерные связи, способствующие минимизации транспортных и транзакционных издержек резидентов агломерации.

Функциональные параметры экономического каркаса определяются отраслевой специализацией крупнейших предприятий территорий, входящих в состав Владивостокской агломерации и их географической концентрацией, которая определяет силу взаимной близости, или иными словами, силу кластерного взаимодействия. С данной точки зрения экономическая модель агломерации может рассматриваться как пространственно-концентрированный инновационный территориальный кластер. Именно сетевая (кластерная) модель обуславливает наличие сильного синергетиче-ского эффекта, который усиливает связи внутри отраслей и повышает экономический эффект от расположения организаций на территории агломерации «Большой Владивосток». Такая экономическая модель, также, может принять форму промышленного района или территориально-производственного комплекса с ярко выраженной специализацией в транспортно-логистических услугах, судостроении и сервисных отраслях. Важную роль в понимании функциональных характеристик экономического каркаса играет когнитивная, социальная и организационная близость его резидентов, а также совершенство институциональной и нормативно-правовой среды, способствующей эффективному развитию Владивостокской агломерации [4].

Анализ последних исследований и публикаций.

Консолидирующее влияние агломерации можно рассмотреть с точки зрения концепции совокупной причинной обусловленности П. Кругмана, которая указывает на то, что предприятия стремятся в более концентрированное экономическое пространство. Экономическое пространство также имеет тенденцию к концентрации в точках локализации хозяйствующих субъектов. Кругман отмечает, что возникновение эффекта масштаба происходит преимущественно на уровне предприятий. Консолидирующее влияние, которое позволяет компаниям локализоваться в одном регионе, возникает как результат трехстороннего взаимодействия эффекта масштаба, транспортных издержек и мобильности факторов производства. Компании стремятся разместить производства для учета влияния масштаба рядом с рынками сбыта и поставщиками для минимизации транспортных издержек. Доступ к рынкам сбыта и поставщикам, как правило, лучше обеспечивается в тех географических регионах, где локализованы другие предприятия как следствие эффекта размера рынка. Таким образом, с точки зрения данной концепции перспективная экономическая модель агломерации может воспринимать действие двух сил: 1) центростремительных, которые направляют экономическую деятельность в сторону агломерации, и 2) центробежных, направленных на разрушение агломераций или ограничение их размеров [5].

Рассматривая теорию П.Кругмана можно указать на проблему формирования 2-х типов экономического каркаса «Большого Владивостока» - пространственной распределенной модели, имеющей несколько локализованных участков хозяйственной и инвестиционной активности, и пространственной концентрированной модели, опирающейся на агломерационный каркас треугольника Владивосток-Артем-Уссурийск. Центростремительная сила, влияющая на локализацию предприятий в конкретном регионе, может оказывать деструктивное влияние снижая конкурентоспособность как макрорегиона, так и национальной экономики. Во внимание следует принимать тот факт, что географически концентрированные производственные комплексы, например, в ресурсных отраслях со временем могут трансформироваться в самоизолированные и самодостаточные функционально-организационные структуры, что влияет на снижение конкурентного преимущества на внутреннем и внеш-

них рынках [6]. Возникает проблема усиления моноспециализации территорий, входящих в агломерацию Владивостока, что обуславливает наличие рисков снижения конкурентоспособности и последующей стагнации в экономической сфере.

Экономическую модель агломерации важно рассмотреть и в контексте теории конкурентоспособности М.Портера. Вероятной представляется модель пространственной организации хозяйственно-экономической деятельности на Дальнем Востоке России, создающую конкурентные преимущества на макроуровне, и, следовательно, в масштабах национальной экономики. Пространственная локализация компаний с одной стороны создает возможности для конкуренции между предприятиями, с другой снижает транзакционные издержки с учетом использования общей транспортной, логистической, инженерной, технологической инфраструктуры. Статус резидента агломерации создает возможность образования альянсов для взаимного повышения конкурентоспособности территорий, компаний, отраслей и, следовательно, экономики региона в целом [7]. Для создания устойчивого экономического каркаса резиденты агломерации Владивосток должны установить экономические связи с иными точками экономического роста (полюсами роста) в отраслях специализации и в смежных отраслях на Дальнем Востоке России, для создания предпосылок формирования территориальных кластеров. Исследуя связи между возникновением промышленных кластеров и обеспечением конкурентоспособности, М. Портер указывает, что предпосылки для возникновения конкурентных преимуществ у географического региона лучше, когда компании, представленные в определенной отрасли, локализованы в границах единого пространства. Территории, входящие во Владивостокскую агломерацию трансформируясь в региональные инновационные (или промышленные) кластеры могут вырасти в рамках одной географической территории внутри национальной территории, и взаимодействуя с территориями других стран, создавать возможности формирования международных, или трансграничных кластеров на стыке границ Российской Федерации и КНР.

Опираясь на концепцию М. Портера, можно высказать предположение, что экономический каркас агломерации «Большой Владивосток», как кластерное образование, создают отрасли, которые располагаются рядом чтобы получить положительные внешние эффекты от совместного сотрудничества. Следовательно, если в результате анализа может быть выявлен высокий показатель коррелированния, это свидетельствует о тесной статистической взаимосвязи рассматриваемых отраслей. Те отрасли, которые демонстрируют максимально близкие показатели по количественным параметрам, формируются в кластерную структуру в рамках агломерации [8]. Основная проблема заключается в выявлении ложных связей, которые могут быть обусловлены несколькими факторами, выделенными М. Портером. Комплексный метод Портера позволяет выявить факторы, влияющие на интеграцию хозяйствующих субъектов в рамках агломерации, однако не дает полную оценку функциональных параметров.

Рассматривая экономическую модель в рамках концепции региональных кластеров М.Энрайта, можно указывать на систему пространственной локализации компаний, представленных в одной или нескольких родственных отраслях экономики региона. Состав резидентов Владивостокской агломерации можно представить в виде сети региональных компаний, которые связаны за счет использования совместных методов производства, и сотрудничаю с компаниями ведущих национальных и международных компаний. Отмечая системообразующую функциональную роль агломерации, следует отметить значимость такой модели для развития регионов Дальнего Востока России. М. Энрайт

отмечая связи между конкурентными возможностями государств и географическими масштабами конкурентных преимуществ отдельных территорий указывает на то, что конкурентоспособность обеспечивается на уровне регионов, а не на национальном или международном уровне [9]. Перспективный экономический каркас может рассматриваться в контексте теории «полюсов экономического роста» Ф. Перру в основе которой предположение о наличии сильной макроединицы, внутри которой формируется природа и содержание конкуренции. Экономический каркас может быть представлен в виде набора макроединиц (полюсов роста) формирующих основу экономического роста, который обуславливает возникновение эффекта агломерации, который дополняющие друг друга виды экономической и хозяйственной деятельности формируются в виде единого комплекса. Полюс роста, под которым рассматривается и хозяйствующий субъект, и отрасль, и комплекс отраслей, обладает сильным агломерационным эффектом [10].

Формирование целей статьи.

Модель и сценарий формирования экономического каркаса агломерации определяются комплексом внешних факторов и отраслевой специализацией крупнейших предприятий территорий, входящих в состав Владивостокской агломерации. Для выявления ключевого набора характеристик экономического каркаса проведен структурно-функциональный анализ вероятных организационно-экономических схем взаимодействия территорий и хозяйствующих субъектов в рамках проекта «Большой Владивосток». Оптимальная экономическая модель характеризуется эффективным размещением факторов производства в экономически обоснованных географических точках и организацией устойчивых связей с потенциальными рынками, что определяет перспективные внешние географические контуры формирующейся агломерации с учетом экономически обоснованного расстояния между отдельными участками агломерации.

Изложение основного материала.

Функционально экономический каркас агломерации представляется как набор точек ускоренного роста экономической и инвестиционной деятельности на территориях, входящих в состав «Большого Владивостока». Это способствует формированию опорной сети каркаса, в основе которого точки роста - территории опережающего развития «Надеждинская», «Большой Камень» и «Нефтехимический», особая экономическая зона «Владивосток» и проекты, реализуемые в рамках свободного порта Владивосток. Существенными внешними факторами, которые окажут влияние на перспективы развития экономического каркаса агломерации до 2025 года, могут рассматриваться:

а) развитие инвестиционных проектов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке России, включая реализацию Сахалинских проектов связанных с добычей углеводородов, развитие проектов на Западно-Камчатском шельф, развитие Южно-Якутского территориального производственного комплекса, а также инвестиционных проектов по транспортировке сырьевых ресурсов, что обеспечивает перспективную загрузку действующих и строящихся специализированных портовых терминалов на территории агломерации;

б) реализация системных проектов, направленных на повышение инвестиционной привлекательности Дальнего Востока России - территорий опережающего развития, особой экономической зоны Владивосток, интегрированного развлекательного курорта «Приморье» и технопарка на острове Русский. Это создает возможность формирования опорного каркаса экономики - точек роста, способствующих развитию селитебных структур в зонах экономического роста;

г) привлечение крупных инвестиций и технологий в сектор судостроения с учетом строительства современной судоверфи на заводе «Звезда». Это предусматрива-

ет масштабное развитие жилищного строительства для размещения квалифицированных специалистов, что, в перспективе, обеспечивает формирование крупной субагломерационной структуры в Большом Камне;

д) реализация проекта по расширению припортовых и причальных мощностей порта Зарубино для перевалки навалочных грузов, что предполагает развитие перспективного многофункционального торгового порта на юге Приморского края.

Для корректной оценки характеристик экономического каркаса необходимо оценить весь набор производственных и пространственных факторов, воздействующих на агломерационные процессы. Оценка должна включать, во-первых, рациональное пространственное размещение и размеры локальных территорий внутри Владивостокской агломерации с учетом минимизации производственных и транспортных издержек, во-вторых, взаимодействие перспективного ядра агломерации - перспективного многофункционального торгового порта на юге Приморского края (ядра сети портов) в границах выделенной территории, и периферийных объектов инфраструктуры. Оптимальная экономическая модель агломерации предполагает, что концентрация предприятий в отдельных локальных границах является рациональным вариантом размещения принимая в расчет высокий уровень расходов по транспортировке продукции специализированных отраслей с учетом экономической специализации территории. Следовательно, локализация создает возможности для построения цепочек создания добавленной стоимости в рамках кластерных связей. Это способствует минимизации транспортных и транзакционных издержек отдельных территорий, формирующих агломерацию [11]. С позиции теории «потенциала рынка» очевидно, при наличии равных условий хозяйствующие субъекты на территории агломерации Владивостока будут стремиться размещать свои производства на территориях с хорошим доступом к рынкам, что способствует переносу перерабатывающих производств в прибрежную зону агломерации или места, которые обеспечивают близость к рынкам потребления.

Характер внутренней и внешней кооперации резидентов Владивостокской агломерации может создавать предпосылки для формирования сетевой или изолированной моделей экономического каркаса. Это также обуславливается наличием или отсутствием интеграционных связей между различными отраслями экономики региона. Сетевая модель направляет хозяйствующие субъекты на активное взаимодействие с другими предприятиями в рамках региона и, в целом, на уровне национальной экономики. Замкнутая модель указывает на отсутствие значимых кооперационных связей, что является последствием невысокой инновационной активности резидентов агломерации. Сетевая модель функционально представляется в виде сети хозяйствующих субъектов в рамках Владивостокской агломерации, активно взаимодействующие для формирования конкурентных преимуществ на макроэкономическом уровне в качестве взаимосвязанных и взаимодополняющих звеньев производственных цепочек [12;13].

В качестве основы экономического каркаса агломерации можно рассмотреть перспективную сетевую модель взаимодействия резидентов свободного порта, предприятий-резидентов особой экономической зоны Владивосток и резидентов территорий опережающего развития, объединенных в цепочку организационно-хозяйственных связей. Сетевая модель экономического каркаса дает большую экономическую отдачу, которая проявляется в усилении связей между отраслями, и повышает экономический эффект территориального размещения, когда свободный порт, территории опережающего развития и сопутствующие им селитебные агломерационные структуры начинают восприниматься как традиционные промышленно-территориальные комплексы [14]._

Андреев Вячеслав Андреевич, Султанова Екатерина Владимировна ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КАРКАСА ...

Степень и сила сетевого взаимодействия и кооперации резидентов не может рассматриваться единственным фактором, влияющим на особенность экономического каркаса агломерации. Во внимание необходимо принимать особенности территориального расположения селитебных территорий, их географические границы, отраслевую специфику и инновационную активность предприятий, а также уровень кооперации резидентов с другими компаниями и организациями на территории Дальневосточного федерального округа. Эффект локализации (географического расположения) обуславливается территориальной концентрацией экономической деятельности и определяется силой взаимного притяжения соседствующих, территориально близких и тесно связанных, в различных комбинациях, специализированных, сопутствующих и вспомогательных производств. Это позволяет резидентам агломерации увеличивать масштабы экономической деятельности, распределять постоянные издержки производства на возможно больший объем продукции и получить экономию от снижения транзакционных, транспортных, распределительных, маркетинговых и иных издержек в производстве и потреблении [15;16].

Анализ вероятных организационно-экономических схем взаимодействия крупнейших предприятий на территории Владивостокской агломерации указывает на две прогнозные модели, учитывающие пространственное размещение и отраслевую специализацию различных участков ее территорий:

- пространственно-распределенная модель, имеющая несколько локализованных участков (полюсов роста) опирающихся на транспортно-логистическую инфраструктуру портов Зарубино, Восточный (включая СмнП Козьмино), Находка и Владивосток;

- пространственно-концентрированная модель, которая создает условия для максимальной локализации инвестиционной и хозяйственной деятельности и обеспечивает активную кооперацию резидентов свободного порта и особой экономической зоны Владивосток и предприятий на территориях опережающего развития в треугольнике Владивосток-Уссурийск-Артем.

Пространственно-распределенная модель определяет внешние географические контуры формирующейся агломерации. Преимущество пространственно-распределённой модели заключается в экономически обоснованном размещении хозяйствующих субъектов в определенных географических локациях (полюсах роста), где может быть установлена связь с перспективными рынками и источниками ресурсов способствующая формированию современной транспортно-логистической инфраструктуры [17-19]. Пространственно-распределённая модель, в наибольшей степени обеспечивает возможность для формирования перспективного экономического каркаса всего макрорегиона Дальний Восток России. Использование такой модели предполагает оценку экономически обоснованного расстояния между отдельными участками территорий, в границах агломерации, чтобы обеспечить рациональное и эффективное размещение факторов производства. Пространственно-концентрированная модель взаимодействия характеризует условные внутренние географические границы агломерации. Компактная модель обеспечивает лучшие условия для концентрации квалифицированных трудовых ресурсов, создает эффект масштаба в границах формирующейся Владивостокской агломерации [20].

При реализации той или иной прогнозной модели формирования экономического каркаса агломерация «Большой Владивосток» обеспечивает условия, наряду с расширением базовой функции - транзитно-транспорт-ной, для формирования перерабатывающих комплексов с целью получения дополнительной специализации. Это предполагает реализацию следующего сценария формирования экономического каркаса агломерации к 2025 году:

- формирование современного транзитно-транспорт-ного комплекса с учетом потребностей Приморского края и субъектов Дальнего Востока России, расширение портово-производственных зон в портах Восточный и Зарубино, развитие системы хранения и переработки грузов за счет строительства логистического комплекса «Янковский», расширение возможностей переработки железнодорожных грузов в припортовых зонах портов Восточный и Владивосток;

- формирование «пояса» перерабатывающих и сборочных производств (включая автосборку, двигателе-строение, судостроение) в непосредственной близости к портовым комплексам портов Восточный, Владивосток, Находка.

- формирование современных транспортных составляющих экономического каркаса с учетом завершения строительства участков автодороги Артем-порт Восточный.

Выводы.

Характеристики перспективного экономического каркаса агломерации обуславливаются степенью внутренней интеграции ее резидентов и силой их сетевого сотрудничества с иными предприятиями в рамках региона Дальний Восток России с учетом развития особых экономических зон, территорий опережающего развития и крупных инвестиционных проектов. Модель сетевого взаимодействия дает сильный синергетический эффект, усиливает связи между различными отраслями и повышает экономический эффект расположения хозяйствующих субъектов. Такая экономическая модель может трансформироваться в промышленный район, или территориальный инновационный, или производственный кластер в прибрежной зоне на юге Дальнего Востока России.

В наибольшей степени пространственно-распределённая модель способствует формированию устойчивого экономического каркаса агломерации. Этому способствует экономически обоснованное размещение предприятий в рационально выбранных географических регионах, организация связи с перспективными рынками и источниками ресурсов и развитие транспор-тно-логистической инфраструктуры. Пространственно-распределенная модель определяет внешние географические контуры формирующейся агломерации, однако применение данного варианта стребует оценки экономически обоснованного расстояния между отдельными участками региональной агломерации.

За счет формирования пространственно-концентрированной (компактной) модели обеспечивается более рациональная консолидация необходимых финансовых, трудовых, интеллектуальных ресурсов. Эффект локализации усиливает функциональные связи между крупнейшими предприятиями региона, что способствует активному кластерному взаимодействию резидентов агломерации и возникновению территориальных инновационных и производственных кластеров. Это позволит резидентам агломерации увеличивать масштабы экономической деятельности, распределять постоянные издержки производства на возможно больший объем продукции и получить экономию от снижения транзак-ционных, транспортных, распределительных, маркетинговых и иных издержек в производстве и потреблении.

Обе модели могут рассматриваться в качестве основы для формирования перспективного каркаса экономического роста, что усиливает агломерационный эффект и объединяет действующих и перспективных резидентов, селитебные территории, производственную и социальную инфраструктуру, объекты научно-производственной сферы в единый комплекс. Территории в границах агломерации устанавливают экономические отношения с другими локализованными участками хозяйственно-экономической деятельности в родственных и смежных отраслях, например, территориями опережающего развития, особыми экономическими зонами,

способствуя созданию кооперационных цепочек. За счет пространственной локализации создаются предпосылки для возникновения устойчивых кластерных связей, способствующих снижению транспортных и транзакцион-ных издержек, что важно с точки зрения уменьшения влияния фактора географической удаленности друг от друга отдельных территорий «Большого Владивостока». Важным моментом для дальнейших исследований является анализ взаимного влияния развития экономического и пространственного каркаса и оценка перспективного развития агломерационных структур на экономическую и инновационную среду Дальнего Востока России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Скоробогатова А.А. Основные положения закона о свободном порте Владивосток // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 12-9. С. 1705-1708.

2. Андреев В.А. Выявление организационных и функциональных моделей территорий опережающего развития в Российской Федерации // Российское предпринимательство. 2016. №5 (17). С. 631-644.

3. Султанова Е.В. Предпосылки формирования Владивостокской агломерации // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 12-1. С. 104-108.

4. Левченко Т.А., Хаблак В.В. Свободный порт Владивосток как фактор привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Дальнего Востока России // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 10. С. 49-52.

5. Krugman P. A Dynamic Spatial Model. (1992). NBER Working Paper, 4219, 60.

6. Андреев В.А., Волынчук Я.А., Султанова Е.В. Исследование пространственной и функциональной моделей развития Владивостокской городской агломерации // Фундаментальные исследования. 2016. № 12-4. С. 821-825.

7. Портер М. Конкуренция: Пер. с англ. - М.: Изд-ий дом «Вильямс», 2005. 602 с.

8. Porter M.E. (1988). Clusters and the New Economics of Competition. Harward Business Reviews, 76 (6), 77-90.

9. Enright M. (2000). The Globalization of Competition and the Localization of Competitive Advantage: Policies towards Regional Clustering. The Globalization of Multinational Enterprise Activity and Economic Development, Palgrave Macmillan UK, 303-331.

10. Perroux F. (1968). Les investissements multinationaux et l'analyse des poles de developpement et des poles d'integration. Revue Tiers-Monde, 9 (34), 239-265.

11. Бос Х. Размещение хозяйства. Пер. с англ. / Под ред. В.А. Маша. М.: Изд-во Прогресс, 1970. 158 с.

12. Fujita, M., J.V. Henderson, Y. Kanemoto, and T. Mori. (2004). Spatial Distribution of Economic Activities In China and Japan, in J. V. Henderson and J.-F. Thisse (eds.) Handbook of Regional and Urban Economics, 4, 1087.

13. Combes, P-P, G. Duranton, L. Gobillon, D. Puga, and S. Roux. (2010). Estimating Agglomeration economies with History, Geology and Worker, 15-66.

14. E. Glaeser (ed.). (2010). Effects in The Economics of Agglomeration. University of Chicago Press.1-14.

15. Волынчук Я.А. Приморский край в системе реализации государственного проекта о создании территорий опережающего развития // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 3-4. С. 680-684.

16. Duranton, G. (2007). Urban Evolutions: the Still, the Fact and the Slow. American Economic Review, 97, 197221.

17. Henderson, J.V. (2005). «Urbanization and Growth» in the Handbook of Economic Growth, P. Aghion and S. Durlauf (eds.). North Holland, 1, 1543-1591.

18. Krugman, P. (1991). Increasing Returns and Economic Geography. Journal of Political Economy, 99, 483-99. 38

19. Fujita, J., P. Krugman and A.J. Venables (1999), The Spatial Economy: Cities, Regions, and International Trade, MIT Press, 367.

20. Анимица Е.Г. Крупнейшие города России в контексте глобальных урбанизационных процессов // Ars administrandi. 2013. №1. С. 82-96.

Статья поступила в редакцию 11.10.2017

Статья принята к публикации 24.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.