УДК 339.924
Лю Ювэй
студент магистратуры 2 курса кафедра «Экономической теории и менеджмента» Московский Государственный Педогагический Университет
Россия, г. Москва ТРАНСГРАНИЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ КИТАЯ НА НОВОМ «ШЕЛКОВОМ ПУТИ»
Аннотация: В статье рассматриваются некоторые особенности формирования цифрового шелкового пути в контексте развития электронной торговли Китая. Показаны основные тенденции и формы развития онлайн торговли китайских компаний с российскими организациями и компаниями из ЕАЭС (Казахстан). Особое место уделяется деятельности китайских маркетплейсов на российском рынке.
Ключевые слова. Цифровая экономика, цифровой шелковый путь, электронная торговля, технологии «4-ой промреволюции», маркетплейс.
Liu Yuwei magistracy
^urse 2, Department of "Economic Theory of Management"
Moscow State Pedagogical University
Russia, Moscow
CHINA'S CROSS-BORDER E-COMMERCE ON THE NEW "SILK
ROAD"
Annotation: The article discusses some features of the formation of the digital silk road in the context of the development of electronic commerce in China. The main trends and forms of development of online trading of Chinese companies with Russian organizations and companies from the EAEU (Kazakhstan) are shown. A special place is given to the activities of Chinese marketplaces in the Russian market.
Keywords. Digital economy, digital silk road, e-commerce, "4th industrial revolution " technologies, marketplace.
Инициатива «один пояс, один путь» (ОПОП), выдвинутая председателем КНР Си Цзиньпином по мере своей теоретической разработки и практического осуществления вышла на уровень своей цифровизации. В мае 2017 года на первом форуме, посвященном итогам развития ОПОП, была выдвинута концепция цифровизации нового шелкового пути (НШП). С этого времени «пояс и путь» стал сопрягаться с развитием его цифровой составляющей. В Китае цифровая экономика получает приоритетное развитие, и ее результаты не могут не отражаться и на маршрутах «пояса и пути». По мере реализации стратегии перехода от «крупной страны» к «мощной державе», китайское руководство видит в глубокой интеграции таких сфер как информатизация и индустриализация. Упор в стратегии ОПОП на расширении производственных факторов в реализации незадействованных
преимуществ глобализации меняется на усилия по углублению и эффективному использованию уже достигнутых результатов на основе инновационных подходов развития, в контексте «4-ой промышленной революции» и императивов цифрового общества. Это не значит, что вектор на экстенсивное развитие, всестороннее развитие достигнутых сравнительных преимуществ отбрасывается. Происходит переход от использования традиционных драйверов роста и развития к новым, используемых как для активизации традиционных для Китая механизмов роста, так и для культивирования стимулов, свойственных рождающейся новой экономике.
Практическая реализация китайской программы ЦШП начинается в настоящее время на основе инициативы ОПОП, превратившейся в национальную стратегию Китая. «Цифровой шелковый путь» предполагает цифровизацию всех его составляющих. ЦШП строится с одной стороны на использовании собственно цифровых технологий. С другой стороны ЦШП не ограничивается только цифровыми технологиями, руководствуясь трендами «4-ой промышленной революции», развития ^ВДСБ. Следуя трендам «четвертой промышленной революции», ядром которой является цифровая составляющая, «пояс и путь» получает характеристику «цифрового шелкового пути» (ЦШП). Об этом было объявлено на международном форуме, посвященном развитию ОПОП в мае 2017 г., а затем подтверждено на XIX съезде КПК осенью того же года. Как заявил Си Цзиньпин в мае 2017 г., «пояс и путь» должен быть превращен в «дорогу инноваций» и «цифровой шелковый путь» XXI века [1]. За 4 года Китай «приложил усилия по созданию интеллектуального Шелкового пути» [1]. Выдвижение идеи ЦШП и ее реализация становится продолжением и развитием программы инновационного развития Китая. Реализация проектов ЦШП предстает как часть формируемой экосистемы национальной инновационной системы Китая. Как отмечается в докладе, посвященном анализу реализации проекта "Один пояс один путь - 2018 г.", "цифровой шелковый путь" представляет собой симбиоз цифровой экономики с инициативой "Один пояс один путь". Цифровой шелковый путь уже превратился в важную составную часть строительства "пояса и пути" [2].
ЦШП не ограничивается только цифровыми технологиями, на маршрутах «пояса «пути», руководствуясь трендами «четвертой промышленной революции»: развитием НКТ, искусственного интеллекта, больших данных, интернета вещей и промышленного интернета, облачной логистики, мобильными платежами, технологиями финтеха и др. Не сбрасываются со счетов и апробированные инструменты экономической экспансии: создание международных ОЭЗ, зон свободной торговли, построение и использование новейшей транспортной логистической инфраструктуры [3].
Центральным ударным звеном в реализации ЦШП является электронная торговля, получившая в Китае значительное развитие. В 2018 г. ее объем превысил 1 трлн. долл. Быстрое развитие интернет-торговли в Китае
способствовало тому, что эта отрасль занимает ведущее место по своим объемам не только среди азиатских стран, но и в мире94. В результате электронная торговля стала и "Одним из столпов китайской экономики" [2]. Строительство ОПОП реализуется на основе экономического взаимодействия между регионами как внутри Китая, так на его зарубежных маршрутах. Электронная коммерция становится "инструментом экономической и торговой производственной деятельности в интернете, в итоге, развитие электронной торговли имеет стратегическое значение для строительства одного пояса и одного пути, и решающее значение для развития китайской экономики [2].
В ходе развития электронной торговли в Китае появляются мощные международные интернет-компании, контролирующие колоссальные объемы разнообразных товаров, продаваемых по всему миру, в том числе на маршрутах «пояса и пути». Среди них выделяются такие мировые гиганты как Alibaba, Tencent, JDcom и др. Так, JDcom является третьей компанией мира по выручке, уступая только Amazon и Google, но намного опережающей Facebook
Общая стратегия развития электронной торговли на маршрутах ОПОП включает в себя создание площадок для трансграничной электронной коммерции, а также развития китайской обрабатывающей промышленности на основе специализации облачной логистики и интернет-финансов.
Важнейшую роль в этом отношении должно сыграть развитие Интернета плюс. В китайской трактовке Интернет + должен интегрировать в современное производство мобильные и облачные технологии, технологии интернет-вещей и обработки большого объема информации. В целом Интернет + нацелен на онлайнизацию и цифровизацию существующего производства. 95
Наращивание трансграничной электронной торговли сопровождается углубленной цифровизацией, интеграцией в цепочку от производителя до покупателя. Так цифровые технологии активно внедряются в процесс обработки интернет-заказов на основе интеллектуально-логистических платформ. Например, платформа «Цайняо ванло» компании Alibaba group, работающая и в РФ, включает прогнозирование с помощью анализа «больших данных», облачное программирование, автоматизацию поточных линий, использование «складских роботов» и «системы звуковой сортировки», различающих разные диалекты китайского языка. Важным инструментом
94 По некоторым прогнозам, в 2020 г. онлайн продажи Китая превысят показатели США, Великобритании, Франции, Германии, Японии вместе взятых.; Ю.Шаньшань. Обеспечить качество цифровой торговли/ Китай 2018, № 7, с. 48.
95 5 марта 2015 года премьер Госсовета КНР Ли Кэцян на открытии в Китае стратегии «Интернет +» («Хуляньван +»), которая нацелена на всеобъемлющее и всестороннее использование средств информационных сетей для развития общества. К 2025 г. «Интернет +» должен стать экономической моделью и главным стимулом социально-экономического развития и инноваций. Фактически, суть концепции «Интернет +» - онлайнизация и цифровизация традиционного производства, а также развитие новых информационных технологий и моделей.
Международной экспансии китайской электронной торговли являются маркетплейсы, торговые электронные площадки и платежные системы. Маркетплейсы получили заметное развитие в Китае, в настоящее время их более 11 тысяч. Более 60% рынка внутрикитайской торговли приходится на маркетплейсы. Для сравнения, в США их доля составляет около половины рынка, в Великобритании - 60%, в Японии - 40%. В Китае разработаны технологические стандарты и бизнес-процессы, связанные технологической цепочкой, позволяющей связать компании через интернет. Накопив опыт ведения электронной торговли внутри страны, китайские компании активно проводят ее заграничную экспансию, в т. ч. по пути «экономического пояса шелкового пути» (ЭПШП). В России размещаются маркетплейсы ( AliExpress,Tmail, Taobao и др.), социальные сети для покупателей, биржа блогеров, платежная система - Alipay.
Расширяя свою экспансию в области торговли, компания Alibaba с 2015 г. прорабатывала вопрос о создании совместного предприятия с российскими партнерами. На Владивостокском экономическом форуме в сентябре 2018 г. было подписано соглашение о создании СП в сфере электронной коммерции, включающее компанию Alibaba и российские компании «Мегафон», «Mail.ru Group» (владелец маркетплейса «Pandao») и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) с соответствующими долями (48% - владелец СП Alibaba, 24% - Мегафон, 15% - Mail.ru, 13% - РФПИ). Сделка по СП должна была быть закрыта в первом квартале 2019 г.
Китайский участник СП нацелен на использование возможностей российской инфраструктуры для своей более широкой экспансии на российском рынке электронной торговли. Потребительская база электронной торговли в России составляет порядка 90%. Однако, существующая инфраструктура тормозит полноценный охват этого контингента. Создание совместного электронного маркетплейса даст возможность китайской компании доступ к цифровым данным самой активной части российских потребителей, которыми обладают российские интернет-компании. В частности, 100-миллионная аудитория Mail.ru в соцсетях, мессенджерах, электронной почте и онлайн играх. Следует отметить, что доля онлайн -ритейла в России еще весьма мала. Если рынок электронной торговли в Китае составляет более 1 трлн. долл., то в России порядка 1 трлн. рублей (1,15 трлн. в 2018 г.). На российском рынке электронной коммерции в настоящее время идет серьезная борьба за покупателя. Как отмечалось в совместном заявлении участников сделки по созданию СП, оно должно занять весомое место в «цепочке образа жизни российских потребителей, создав единую платформу для социальных коммуникаций, игр и покупок» [5]. Важным результатом создания СП для российских участников становится возможность выхода отечественных товаров на рынки. Компания Alibaba за счет возможностей платформы Ali Express российскому малому и среднему бизнесу участвовать в зарубежной экспортной экспансии, посредством упрощения системы продаж, закупок, логистики, платежей (главное, чтобы был
конкурентоспособный товар).
Взаимодействие в рамках достигнутого соглашения российско-китайского СП представляет наглядный результат политики сопряжения проектов ЦШП с российскими проектами. Этот проект, будучи исключительным в сфере электронной коммерции по своим объемам (порядка 2 млрд. долларов), свидетельствует, что только взаимная заинтересованность в получении высокой прибыли, росте капитализации через взаимодополняемость позволяет создавать международные альянсы с серьезными коммерческими перспективами.
Китайско-российское сотрудничество расширяется на маршрутах ЦШП и области регулирования трансграничной электронной торговли. В ноябре 2018 г. был подписан Меморандум о совершенствовании таможенного регулирования электронной торговли. В результате начался устойчивый обмен расширенной информацией об отдельных категориях "рискованных товаров" (товаров с недостоверным декларированием, потенциально контрабандные товары и др.), а также о товарах, которые могут нарушать права интеллектуальной собственности. Объемы электронной торговли между Китаем и Россией ежегодно существенно растут. Так, по данным "Почты России" из КНР приходит 95% почтовых отправлений, а прирост в 2018 г. (за 10 месяцев) по сравнению с 2017 г. составил 24% [6]. Поэтому соглашение о регулировании нарастающих потоков китайских товаров посредством электронной торговли является чрезвычайно важным. Оно представляет собой конкретные действия по осуществлению сопряжения усилий по созданию благоприятной, цивилизованной атмосферы сотрудничества в области электронной торговли.
Взрывной рост электронной торговли потребовал серьезного изменения каналов доставки и ее механизмов.
В современных условиях важнейшую роль приобретает скорость доставки товара, как одна из составляющих конкурентоспособности предприятий.
Современный мир превращается в огромный электронный гипермаркет. Поведение потребителей товаров в развивающемся цифровом обществе требует практически немедленного получения товаров вне зависимости от того места, где находится поставщик.
Быстрая доставка товаров в особенности на трансграничном уровне становится визитной карточкой китайской электронной коммерции. Соответственно, важное место в развитии ЦШП отводится транспорту, прежде всего железнодорожному и автомобильному.
Следует отметить и предложения китайских специалистов (Сюй Сяолань- член Народно-политического консультативного совета Китая) о том, что кроме морского и континентального пути следует развивать и "воздушный шелковый путь" (ВШП) [4]. Преимуществами этого вида нового
шелкового пути96 являются по мнению его китайских инициаторов, следующие преимущества: отсутствие временных и пространственных ограничений, возможность включения большего количества стран и регионов, создание "одного пояса и одного пути" в интернете на основе Интернет + и взаимодополняемость континентального и морского пояса и пути [5]. Под ВШП подразумевается создание площадок для трансграничной электронной торговли и производственных цепочек для сетевой торговли. Создание воздушного шелкового пути, полагают китайские специалисты, "не только поможет скоординированному развитию инициатива "Один пояс, один путь", но создает более востребованную современной экономикой новую форму "морского-континентального-воздушного Шелкового пути" [4].
Транспортная составляющая логистики начинает модифицироваться на основе использования цифровых технологий, в частности, беспилотных автомобильных перевозок, использования технологии блокчейна. Если беспилотные перевозки в Китае находятся пока на этапе тестирования, то технология блокчейна начала постепенно внедряться в практику, в т. ч. при эксплуатации ВСМ, которые в ближайшем будущем планируется проложить и на маршрутах ЭПШП. Являясь мировым лидером в области ВСМ, Китай стремится закрепить это положение с помощью использования новых технологий.
Помимо России на новом шелковом пути особое внимание уделяется развитию трансграничной электронной торговли на территории Казахстана с использованием потенциала Международного центра приграничного сотрудничества (МЦПС) «Хоргос». В этой связи рассматривались возможности внедрения на площадке Центра системы сетевого контроля, позволяющего вести полный учет движения грузов и граждан, а также повысить качество логистических услуг в МЦПС на основе принципа «единого окна». Планируется и построение интегрированной электронной платформы комплексных услуг для таможенных, карантинных органов на базе СЭЗ «Хоргос - Восточные Ворота» с целью оптимизации, увеличения скорости и эффективности работы компетентных органов двух стран. Такая платформа дает возможность контролировать количество свободных мест в каждом контейнере, отправляемом из Китая в Европу и обратно, что позволит значительно повысить эффективность трансграничных перевозок.
В целом, цифровой шелковый путь в данном контексте трактуется как перевод всех сервисов - от таможенного декларирования до налоговых сборов в электронный вид.
В целом можно констатировать, что Китай осознанно и системно инвестирует в информационную инфраструктуру и следует стратегии цифровизации своей экономики. В стране четко понимают, что следующее десятилетие будет временем получения результатов от авансов «четвертой промышленной революции», когда доля и роль цифровой экономики вырастет
96 Существуют также проекты «Ледового шелкового пути», «Чайного шелкового пути» и др.
в разы. И та страна, которая добьется успехов на этом направлении, войдет в число мировых лидеров. ЦШП как форма реализации инициативы «пояса и пути» предполагает цифровизацию всех значимых элементов его структуры. ЦШП - это комплексная программа превращения «пояса и пути» в интеллектуальную сеть, с вовлечением в эту сеть стран на маршрутах «пути» на принципах, формируемых китайской стороной. Наибольшее развитие в экономическом сотрудничестве России, стран ЕАЭС и Китая получила электронная коммерция с преобладающими объемами в ней электронной торговли. Торговая экспансия Китая в Россию получила ярко выраженное цифровое лицо. Экспортный потенциал страны облачается в цифровые одежды. Именно в электронной торговле получили использование новые цифровые решения, базирующиеся на технологиях «индустрии 4,0». Определенное место в нынешней структуре ЦШП занимают разработки искусственного интеллекта, интернета-вещей, мобильных электронных платежей и некоторые другие технологии.
Использованные источники:
1. «Один пояс, один путь»: полный текст речи Си Цзиньпина -https://inosmi.ru/politic/20170519/239391693.html
2. Один пояс, один путь. Доклад на основе больших данных - 2018. Под ред. Чэн Жаоби издательство "Шанъу иншугуань чубаньшэ", Пекин, 2018, (на китайском языке).
3. Цзин Ту. Реформы, изменившие Китай. Китай 2018 (12)
4. Цзян Сяобин, Цао Пэн: Доклад о развитии электронной торговли в регионе экономического пояса Шелкового пути в 2017 г. Один пояс, один путь - 2.0. Китай в условиях новой структуры шелкового пути. Под ред. Линь Ифу "Чжэцзян дасюэ чубаньшэ", Ханчжоу, 2018 (на китайском языке).
5. Совместное заявление компаний Alibaba, Мегафон, Mail.ru, РФПИ/ http://mnews.yandex.ru/turbo?text=https%2F%2Fwww.rbc.ru%2Fbusiness%2F11 %F09%2F2018%2Fb929d4e9a7947511 daaecd
6. Холявка А. ФТС стала понимать по-китайски. Ведомости. 2018. 24 декабря
7. Форум Ритейл в России. Приложение к газете «Ведомости» 29 марта 2019, с. 16.