Научная статья на тему 'Трансформация жанра травелога в русле метамодернистской тенденции'

Трансформация жанра травелога в русле метамодернистской тенденции Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
510
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
YouTube / видеоблог / травелог / медиаэстетика / YouTube / video blog / travelogue / media aesthetics

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Медведева Арина Ринатовна

В исследовании анализируется трансформация жанра травелога на примере шоу «Пора валить», которое существует как отдельный проект на российском YouTube-канале «Руслан Усачев». Мы полагаем, что жанровые установки травелога претерпевают изменения в связи с особенностями культуры YouTube, основой для которых является пародийный характер контента, который переосмысляет данную коммуникативную формулу, а также метамодернистская восприимчивость. В шоу «Пора валить» культура других стран становится платформой для пародирования или сравнения с реалиями России. Таким образом, исходные условия для знакомства с обычаями другой культуры нивелируются за счет постоянной пародии на стереотипы социальных проблем России. Однако традиция сатирического разоблачения в травелоге «Пора валить» балансирует между журналистскими и художественными работами за счет театральности повествования и усложнения эстетического компонента. Именно внедрение собственной эстетики в такие видеоролики способствует трансформации жанра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF TRAVELOGUE UNDER THE INFLUENCE OF A METAMODERNIC TREND

This study analyzes the transformation of the travelogue genre using the example of the show “It’s Time to Get Out of the Country”, which exists as a separate show on the Russian YouTube channel Ruslan Usachev. We believe that travelogue’s genre settings undergo changes due to the culture of YouTube, the basis for which is the parody of content that reinterprets this communicative formula, as well as metamodern receptivity. In the show “It’s Time to Get Out of the Country”, the culture of other countries becomes a platform for parody or comparison with the realities of Russia. Thus, the initial conditions for acquaintance with the customs of another culture are leveled due to a constant parody of Russia’s social problems. However, the tradition of satirical revelation in the travelogue “It’s time to bring down” balances between journalistic and artistic works due to the theatricality of the narrative and the complexity of the aesthetic component. It is the introduction of its own aesthetics into such videos that transformates the genre.

Текст научной работы на тему «Трансформация жанра травелога в русле метамодернистской тенденции»

МЕДИАЭСТЕТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ СОВРЕМЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ

УДК 070

DOI: 10.24411/2070-0695-2019-10319 А. Р. Медведева

Челябинский государственный университет, Челябинск

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЖАНРА ТРАВЕЛОГА В РУСЛЕ МЕТАМОДЕРНИСТСКОЙ ТЕНДЕНЦИИ

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда, 18-18-00007

В исследовании анализируется трансформация жанра травелога на примере шоу «Пора валить», которое существует как отдельный проект на российском YouTube-канале «Руслан Усачев». Мы полагаем, что жанровые установки травелога претерпевают изменения в связи с особенностями культуры YouTube, основой для которых является пародийный характер контента, который переосмысляет данную коммуникативную формулу, а также метамодернистская восприимчивость. В шоу «Пора валить» культура других стран становится платформой для пародирования или сравнения с реалиями России. Таким образом, исходные условия для знакомства с обычаями другой культуры нивелируются за счет постоянной пародии на стереотипы социальных проблем России. Однако традиция сатирического разоблачения в травелоге «Пора валить» балансирует между журналистскими и художественными работами за счет театральности повествования и усложнения эстетического компонента. Именно внедрение собственной эстетики в такие видеоролики способствует трансформации жанра.

Ключевые слова: YouTube, видеоблог, травелог, медиаэстетика.

Современное понимание эстетики претерпело значительные изменения, прежде всего связанные с внедрением эстетических элементов в повседневность. Эстетика как понятие о трансцендентном пришло в упадок, став частью не только искусства, но и повседневных практик, включая такую часть культуры, как медиа. Влогосфера YouTube тоже инкорпорировала эстетические элементы, тяготея к художественности. Такая трансформация эстетики связана с демократизацией искусства, когда творцом может стать каждый, а искусство перестало пониматься как нечто элитарное, доступное не для всех. Эстетическое наполнение YouTube-каналов является необходимым условием для трансформации жанров или целых культурных практик, а также понимания самой сути медиа. Как отмечала Кэти Чухров, интерпретируя работы Гринберга, «все время нужно какое-то радикальное снижение значения чего-либо, чтобы появились новые методы» [9]. В случае YouTube можно говорить о том, что снижению подверглись сами жанровые установки, методы создания медиатекстов.

С чисто технической стороны функционирования эстетики YouTube-культура во многом заимствует инструментарий постмодернистской эстетики, который выражается в повышенной цитации, повсеместной иронии, создании симулякров, деконструкции и пр. Самой узнаваемой техникой становится бриколаж.

Как писал К. Леви-Стросс: «В наши дни бриколер - это тот, кто творит сам, самостоятельно, используя подручные средства в отличие от средств, используемых специалистом» [3. С. 126]. Теория бриколажа отлично накладывается на современное состояние культуры, в котором мы можем наблюдать именно такой подход - составление целого из разнообразных культурных «отрезков». Интернет как интертекстуальная среда отвечает этой тенденции (или может было бы правильнее сказать - спровоцировал ее появление). YouTube-культура, например, целиком отвечает данному подходу, когда неотъемлемой частью ролика становится наличие отрезков из фильма, аллюзий, мемов и прочих узнаваемых коммуникативных единиц. Однако такой метод «сбора» кусков для создания чего-то нового является не только частью постмодернистской практики, но и метамодернистской. Робин ван ден Аккер, один из теоретиков метамодернизма, в своем

интервью отмечал, что «с целью создания новой политической идеологии пытаются смешать фрагменты разнообразных идеологий и нарративов. Обычно это оказывается заимствованием элементов старых способов мышления и действия, в основном модернистских» [8]. Но дело даже не только в идеологии, сколько в попытке выработать новый смысл, путем тщательного анализа того, что уже было создано человечеством. Однако то, что раньше подвергалось тщательной фильтрации и отбраковывалось, попадая на помойку истории, теперь рассматривается в новом свете как возможный материал для реформ.

Постмодернистский эстетический инструментарий, используемый блогерами на YouTube, не имеет идеологической основы постмодернизма, а оперирует смыслами метамодернистской парадигмы. Одним из таких смыслов становится усложнение человеческой психики в целом (и восприятия мира), смешение ироничной насмешливости постмодернизма с искренностью метамодернизма. Эту мысль выразила Дж. Сальц: «В последнее время в музейных и галерейных показах я замечаю новый подход к созданию произведений... с такой установкой: "Язнаю, что произведение, которое я создаю, может показаться глупым, даже дебильным, или что это уже когда-то было, но это не означает, что оно не серьезно". Внезапно, эти бесстрашные, бессовестные, всё и вся знающие и сознающие про искусство молодые художники, вдруг начинают не только видеть различие между серьёзностью и отчужденностью как искусственное; до них начинает доходить, что они могут быть искренними и насмешливыми одновременно, и они начинают создавать работы из этого сложного-составного состояния сознания» [7].

Еще одним важным фактором современной эстетики YouTube-культуры является именно ее функционирование в Интернете, что напрямую связано с современной метамодернистской тенденцией (которая еще имела характерное название digimodernism [10]). А. Кирби в статье «Смерть постмодернизма» акцентирует на этом внимание: «Thepseudo-modernculturalphenomen onparexcellenceistheinternet. Its central act is that of the individual clicking on his/her mouse to move through pages in a way which cannot be duplicated, inventing a pathway through cultural products which has never existed before and never will again» («Псевдомодернистским культурным явлением по преимуществу является Интернет. Его центральным актом является щелканье мышью, чтобы перемещаться по страницам путем, который нельзя воспроизвести, изобретая траекторию движения через культурные продукты, которой никогда не было и никогда не будет» - пер. автора) [11. C. 35]. Действительно, вовлеченность реципиента в создание медиапродукта сейчас велика как никогда. На самом видеохостинге YouTube нельзя игнорировать одобрение зрителей при помощи лайков, секцию комментариев: ко всему этому блогеры так или иначе обращаются в создаваемых видео, уделяя этому значительное внимание. Эту мысль подтверждает и А. Кирби: «But the culture we have now fetishises the recipient of the text to the degree that they become a partial or whole author of it. Optimists may see this as the democratisation of culture; pessimists will point to the excruciating banality and vacuity of the cultural products thereby generated (at least so far)» («Но культура, которую мы имеем сейчас, фетишизирует реципиента до такой степени, что он становится его частичным или полным автором. Оптимисты могут рассматривать это как демократизацию культуры; пессимисты укажут на мучительную банальность и пустоту произведенных таким образом культурных продуктов (по крайней мере, пока)» - пер. автора) [11. C. 35]. Такая ориентация на реципиента провоцирует у блогеров поворот к искренности, более живому взаимодействию со зрителем. Медиаискусство не выключает реципиента из своего продукта, но, наоборот, активно его туда вовлекает. Теоретики Р. Ван ден Аккер и Т. Вермюлен называют это метамодернистской восприимчивостью, связывая это понятие с «романтическим концептуализмом» Йорга Хайзера [2]. По их мнению, рациональное сдается под напором эмоционального, а кажущийся расчет - лишь набор удачных совпадений.

Вышеперечисленные факторы влияют на творчество популярных YouTube-блогеров, например BadComedian, Данилы Поперечного, а также Руслана Усачева и Михаила Кшиштовского. Именно трэвел-шоу «Пора валить» последних является одной из ярких иллюстраций данных метамодернистских тенденций.

Шоу «Пора валить» стартовало 29 мая 2012 года на канале «Руслан Усачев». На данный момент насчитывается 50 выпусков. Среднее количество просмотров одного ролика - 700 тысяч. Шоу позиционируется как травелог (трэвел-шоу), у которого два постоянных ведущих - Руслан Усачев и Михаил Кшиштовский (периодически в роликах участвует бессменный оператор шоу - Кир).

Как было отмечено выше, основной функцией эстетики в современной YouTube-культуре становится трансформация жанра с нивелированием устойчивых жанровых установок. Если говорить о травелоге, то сам термин появился в начале ХХ века (документальные зарисовки о путешествиях в видеоформате). А. Г. Пищаев отмечает близость трэвел-текста к очерку и выделяет следующую нарративную схему, которая состоит из «направления повествования, дестинации: куда едет, зачем, что хочет выявить в процессе путешествия. Также в травелогах и очерках непременно присутствует дискурсивное начало, интенция: с какой целью создается описание путешествия, какое субъективное мнение или впечатление доказывается» [6. С. 66-67]. Еще одним важным аспектом становится внедрение в «чужое пространство», где автору травелога предстоит вжиться в другую культуру, обычаи.

Для русской традиции был характерен ориентальный травелог, задача которого заключалась в попытке абсорбации чужой культуры, принятия ее в свою [4; 5]. Как отмечал П. В. Алексеев: «В первой трети XIX века русский путешественник на Востоке уже становится подлинным ориенталистом, носителем противоречивой цивилизационной идеи: он не только культурно осваивает Восток, как путешественник конца ХУШ века, но и «присваивает» его себе, своей культуре, ощущает свою доминанту и, в то же время, диалогическую необходимость появления «русского Востока»» [1. С. 45]. Нам также хотелось бы заострить внимание на произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, где сам жанр путевых заметок использовался для того, чтобы обсудить проблемы России (а не любоваться ее красотами). Несмотря на значительную часть художественного вымысла, произведение А. Н. Радищева -хороший пример того, как можно использовать сам жанр для раскрытия авторской интенции. Обе эти особенности русского травелога мы можем наблюдать и в шоу «Пора валить».

Первая особенность шоу «Пора валить» заключается в том, что изменилась основная функция травелога - демонстрация «чужой» культуры с полным уважением к ее специфическим чертам. Для этой трансформации создатели шоу используют сатиру и постоянные отсылки к реалиям России, нежели анализ чужой культуры. Например, в ролике «Пора валить в Сан-Франциско», когда ведущие не смогли попасть в тюрьму на острове Алькатрас (выяснилось, что билеты бронируют за месяц), Руслан иронично замечает: «Кто бы мог подумать, что в Америке так сложно попасть в тюрьму». Следом за этой фразой показана сценка, где Михаил случайно лайкает картинку со свастикой, и к нему тут же стучат в дверь. Герой берет готовый чемодан - «одежда для тюрячки» - и идет открывать дверь с грустной фразой «Ну вот, опять 282». Другим примером может быть и менее завуалированная сатира, когда в ролике «Пора валить в Дублин» Руслан рассказывает про типичное начало дня в Ирландии: «Вот проснулись вы в отеле, потупили в телефоне, позавтракали, узнали, что в России опять что-то запрещают, и решили не расстраиваться, а пойти в ближайший магазин пошопиться. Ой, поздно! Все закрыто». Постоянное столкновение чужой культуры и родной вызывает у реципиента ассоциативный ряд, связанный с проблемами своей страны. Таким образом, даже изначально развлекательный ролик становится более проблематизированным. Более того, главное условие травелога нарушается: отныне культура других стран показывается не для того, чтобы потешить глаз зрителя, рассказать ему что-то новое (хотя эта часть, безусловно, тоже присутствует), но чтобы спровоцировать определенное сравнение между странами. Само название шоу - «Пора валить» - тоже является косвенным подтверждением этой мысли. Это трэвел-шоу ради сатиры над реалиями самой России.

Вторая особенность проекта заключается в использовании бриколажа, как основного инструмента эстетики. В первую очередь бриколаж разрушает нарративную линию путешествия, переключаясь между скетчами и разговорами о самом месте назначения. В основном такие вставки имеют развлекательный характер, а также рассчитаны на определенный культурный багаж реципиента. Именно внедрение скетчей формирует большую художественность изначально документального жанра, создает собственную эстетику шоу (по преимуществу театральную). Одним из многочисленных примеров таких скетчей является обыгрывание приготовления традиционного ирландского коктейля с виски посредством аналогии с зельеварением из популярного в свое время мультфильма по мотивам Гарри Поттера (Рис. 1, 2). Бриколаж также способствует фрагментарности видео, как раз формируя ощущение, что его собирали по кусочкам. Такой метод в целом отвечает метамодернистскому поиску смысла через такие отрезки

(которые в итоге формируют вполне цельный смысл). Однако интересным представляется тот факт, что отсылки к культурным интернет-феноменам не ограничиваются лишь российским полем Интернета. Во многом отсылки существуют ради межкультурных и зарубежных медийных феноменов. Таким образом, несмотря на вышеупомянутую функцию сатиры над реалиями России, ведущие также способствуют абсорбации межкультурных практик и используют мемы как уже универсальное средство коммуникации, при помощи которых можно понять другую культуру.

Рис. 1. Кадр из мультфильма Wingardium Leviosa

Г • 1

Рис. 2. Кадры из скетча «Пора валить в Дублин»

Третья особенность шоу «Пора валить» сводится к феномену анкатов. Анкаты - это «неудачные дубли» (то, что осталось за кадром). Они представляют собой отдельный дополнительный ролик (который выкладывается не на основном канале, а на «Еще Руслан Усачев»). В анкаты могут входить:

• Сюжеты, которые не вошли в основной выпуск;

• Неудавшиеся дубли (имеют название «кавалькада затупов»);

• Необязательные рубрики (из последних - обзор отелей в пародийном ключе);

• Рассуждения и комментарии ведущих на темы, не имеющие прямого отношения к выпуску (в основном касаются производства).

Само наличие таких дополнительных роликов отвечает идее метамодернистской искренности. Фактически с их помощью авторы устраняют границу зритель-автор, позволяя первым наблюдать их собственные неудачи, иронию над самим процессом производства ролика, иными словами - всю «неидеальность» самих видео. Привычная в традиционных медиа «высокая» по отношению к реципиенту позиция автора (ведущего) снижается, но не в негативном ключе, а в позитивном - как способ приближения реципиента к контексту создания таких роликов, к личностям самих ведущих и создателей шоу.

Таким образом, в шоу «Пора валить» как части YouTube-культуры присутствуют черты русского травелога конца XIX века (что позволяет отметить повторяемость культурных практик даже в совершенно новой производственной среде). Внедрение эстетического компонента не только способствует трансформации жанра, но и отвечает потребностям современной аудитории, которая устала от сухой информативности и фактически живет по законам эдьютеймента.

Бриколаж как основной эстетический инструмент способствует формированию особого мышления, основанного на тщательном внимании к отрезкам, а не выключению их из своего сознания (фактически бриколаж в случае YouTube-культуры нивелирует фильтрацию, деление на ненужное/нужное). В связи с метамодернистской тенденцией фрагментирование в структуре ролика является лишь частью процесса запечатления разных эмоциональных состояний и ситуаций. Такой монтаж демонстрирует усложненность восприятия мира, когда отсутствуют четкие моральные или культурные разделения, а сама психика усложняется, балансируя между театральными состояниями и искренними порывами и импульсами (притом сосуществование этих крайностей является нормальным). Поэтому кажущийся продуманным и выверенным ролик на деле является набором удачно скомпилированных фрагментов (что подтверждают сами ведущие, отмечающие, что сценарии для видео пишутся непосредственно в стране, в которую они прибыли; а значит, все скетчи, отсылки, мемы рождаются непосредственно «по следам» впечатлений от страны). Можно говорить о том, что YouTube-блогеры формируют свою собственную эстетику, которая отражает в первую очередь именно метамодернистскую чувствительность как главный запрос от массовой аудитории.

Список литературы

1. Алексеев П. В. Русский ориентальный травелог как жанр путевой прозы конца XVIII-первой трети XIX века // Филология и человек. 2014. №. 2. С. 34-46.

2. Вермюлен Т., ванденАккер Р. Что такое метамодернизм? 2014. URL: https://dvoetochie. wordpress.com/2014/06/19/metamodernism/(дата обращения: 13.08.2019).

3. Леви-Стро^ К. Неприрученная мысль // Первобытное мышление. М. 1999. С.111-337.

4. Мартынюк Е. Б. К вопросу об истории развития жанра литературы путешествия («травелог») // Актуальные проблемысовременной гуманитарной науки:отечественные традициии международная практика. 2017. С. 340-346.

5. Николаенко О. Н. К вопросу о становлении жанра травелога в литературе XVI-XVII вв. Субъективное начало в «Статейных списках» Д. Лихачева // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 379. С. 24-27.

6. Пищаев А. Г. Травелог: к вопросу о жанре // Материалы и методы инновационных исследований и разработок: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. C.65-70.

7. Сальц Дж. Искренность и насмешка в дружеских объятиях // The New Yorker Magazine, 27 мая 2010.

8. Сюндюков Н. Интервью с Робином ванденАккером // Metamodern. 01.03.2017. URL: http:// metamodernizm.ru/robin-van-den-akker/(дата обращения: 13.08.2019).

9. Чухров К. Эстетики никогда не было, или Адорноvs. Краусс. № 97, 2016. URL: http:// moscowartmagazine.com/issue/19/article/270(дата обращения: 13.08.2019).

10. Kirby A. Digimodernism: How new technologies dismantle the postmodern and reconfigure our culture. BloomsburyPublishing USA, 2009. 288 p.

11. Kirby A. The death of postmodernism and beyond // Philosophy now. 2006. Т. 58. Pp. 34-37.

TRANSFORMATION OF TRAVELOGUE UNDER THE INFLUENCE OF A METAMODERNIC TREND

Medvedeva A. R., Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, arinamka@gmail.com

This study analyzes the transformation of the travelogue genre using the example of the show "It's Time to Get Out of the Country", which exists as a separate show on the Russian YouTube channel Ruslan Usachev. We believe that travelogue's genre settings undergo changes due to the culture of YouTube, the basis for which is the parody of content that reinterprets this communicative formula, as well as metamodern receptivity. In the show "It's Time to Get Out of the Country", the culture of other countries becomes a platform for parody or comparison with the realities of Russia. Thus, the initial conditions for acquaintance with the customs of another culture are leveled due to a constant parody

of Russia's social problems. However, the tradition of satirical revelation in the travelogue "It's time to bring down" balances between journalistic and artistic works due to the theatricality of the narrative and the complexity of the aesthetic component. It is the introduction of its own aesthetics into such videos that transformates the genre.

Key words: YouTube, video blog, travelogue, media aesthetics.

References

1. Alekseev, P. V. (2014). Russkiy orientalnyiy travelog kak zhanr putevoy prozyi kontsa XVIII-pervoy treti XIX veka [Russian oriental travelogue as a genre of traveling prose at the end of the XVIII-first third of the XIX century]. Filologiya i chelovek [Philology and man], 2, pp. 34-46.

2. Vermyulen, T. & van den Akker, R. (2014). Chto takoe metamodernizm? [What is metamodernism?], available at: https://dvoetochie.wordpress.com/2014/06/19/metamodernism/, accessed 13.08.2019.

3. Levi-Stros, K. (1999). Nepriruchennaya myisl [Untamed thought]. Pervobyitnoe myishlenie [Primitive thinking], Moscow, p3. 111-337.

4. Martyinyuk E. B. (2017). K voprosu ob istorii razvitiya zhanra literatury i puteshestviya («travelog») [On the history of the development of the genre of travel literature ("travelogue")]. Aktualnyie problemy i sovremennoy gumanitarnoy nauki: otechestvennyie traditsii i mezhdunarodnaya praktika [Actual problems of modern humanities: domestic traditions and international practice], pp. 340-346.

5. Nikolaenko, O. N. (2014). K voprosu o stanovleniizhanratraveloga v literature XVI-XVII vv. Sub'ektivnoe nachalo v «Stateynyih spiskah» D. Lihacheva [On the formation of the travelogue genre in literature of the XVI-XVII centuries. The subjective beginning in the "Article lists" of D. Likhachev]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tomsk State University], 379, pp. 24-27.

6. Pischaev, A. G. (2018).Travelog: k voprosu o zhanre [Travelogue: on the issue of the genre]. Materialyi i metody iinnovatsionnyih issledovaniy i razrabotok: sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Materials and methods of innovative research and development: collection of articles of the International scientific and practical conference], pp. 65-70.

7. Salts, Dzh. (2010). Iskrennost i nasmeshka v druzheskih ob'yatiyah [Sincerity and mockery in a friendly embrace]. The New Yorker Magazine.

8. Syundyukov, N. (2017). Intervyu s Robinom van den Akkerom [Interview with Robin van den Akker]Metamodern,available at: http://metamodernizm.ru/robin-van-den-akker/ accessed: 13.08.2019.

9. Chuhrov, K. (2016). Estetikinikogda ne byilo, ili Adorno vs. Krauss [There has never been aesthetics, or Adorno vs. Krauss], 97. Available at: http://moscowartmagazine.com/issue/19/article/270 accessed: 13.08.2019.

10. Kirby, A. (2009). Digimodernism: How new technologies dismantle the postmodern and reconfigure our culture. Bloomsbury Publishing USA, 288 p.

11. Kirby, A. (2006). The death of postmodernism and beyond. Philosophynow. Vol. 58, pp. 34-37.

Медведева Арина Ринатовна - лаборант-исследователь кафедры журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета.

arinamka@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.