Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
283
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
университет / высшее образование / образование / дистанционное образование / электронное образование / информационные технологии / академическая мобильность / пандемия COVID-19 / university / higher education / education / distance learning / e-learning / informational technologies / academic mobility / Covid-19 pandemic.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плаксина Н. В., Манжосова Ю. А., Иванов В. А.

В статье рассматриваются актуальные проблемы и основные направления развития системы высшего образования в Великобритании в период пандемии COVID-19. Проанализированы основные принципы организации и технологии процесса обучения в британских вузах, основные направления и возможные перспективы развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF HIGHER EDUCATION IN GREAT BRITAIN AT THE COVID-19 PANDEMIC

The article reveals some actual problems and the main directions of higher education system development in Great Britain at COVID-19 pandemic. The basic organizational principles and basic educational technologies at British universities, the main trends and possible ways of distance learning development during the above-mentioned period are analyzed.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19»

УДК 378

ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19

© 2021 Н. В. Плаксина 1, Ю. А. Манжосова,2 В. А. Иванов3

1канд. пед. наук, доцент кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации e-mail: ula20201978@yandex.ru

2канд. пед. наук, доцент кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации e-mail: Natalyanegrebetskaya@yandex.ru

Курский государственный университет

3докт. мед. наук, профессор кафедры анатомии человека, академик РАЕН

e-mail: va_ivanov@mail.ru

Курский государственный медицинский университет

В статье рассматриваются актуальные проблемы и основные направления развития системы высшего образования в Великобритании в период пандемии COVID-19. Проанализированы основные принципы организации и технологии процесса обучения в британских вузах, основные направления и возможные перспективы развития.

Ключевые слова: университет, высшее образование, образование, дистанционное образование, электронное образование, информационные технологии, академическая мобильность, пандемия COVID-19

TRANSFORMATION OF HIGHER EDUCATION IN GREAT BRITAIN AT THE COVID-19 PANDEMIC

© 2021 Natalya V. Plaksina1, Julia A. Manzhosova2, Viktor A. Ivanov3

1Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor of Foreign Languages and Professional Communication Department e-mail: Natalyanegrebetskaya @ yandex. ru 2Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor of Foreign Languages and Professional Communication Department e-mail:ula20041978@mail.ru

Kursk State University

3 Doctor of Medical Sciences, Professor of Anatomy Department e-mail: va_ivanov@mail.ru

Kursk State Medical University

The article reveals some actual problems and the main directions of higher education system development in Great Britain at COVID-19 pandemic. The basic organizational principles and basic educational technologies at British universities, the main trends and possible ways of distance learning development during the above-mentioned period are analyzed.

Keywords: university, higher education, education, distance learning, e-learning, informational technologies, academic mobility, Covid-19 pandemic.

Пандемия COVID-19 коснулась всех сфер жизнедеятельности. Глобальный промышленный кризис, существенный спад деловой и инвестиционной активности, сведение к минимуму очных международных контактов, ограничение транспортного сообщения продемонстрировали критичность сложившейся ситуации в современном мире.

В этот период беспрецедентной трансформации подверглись все уровни национальных систем образования. Высшее образование во многом раньше других ощутило на себе последствия пандемии и было вынуждено отреагировать на введенные ограничительные меры.

Кардинальные изменения в сфере образования, стремительный переход в новый формат обучения потребовали оперативного реагирования на качественно новые условия со стороны органов управления как системой высшего образования, так и самих вузов. Пандемия радикальным образом не только изменила методы обучения, но и заставила переосмыслить подход к организации процесса обучения, изменить основы, на которых базировалось образование. Преобразования коснулись и обучающих технологий, которые еще вчера казались формой образования будущего.

Пандемия COVID-19 существенно перестроила деятельность большинства университетов мира. Около 1,5 миллиарда учащихся - около 90% всех учащихся начальных, средних и высших учебных заведений в мире - перестали посещать учебные заведения очно. Закрытие кампусов во многих вузах стран Западной Европы весной 2020 г. привело к быстрому переходу к формату «дистанционного обучения» и способствовало широкому внедрению высококачественных образовательных технологий и цифровых возможностей в тысячах колледжей и университетов

Большинство западноевропейских вузов начали работать в формате смешанного обучения - blended learning, организуя лекции онлайн, а семинарские занятия - в очном формате, но с обязательным соблюдением мер безопасности, хотя некоторая часть западноевропейских университетов с самого начала пандемии решила временно проводить занятия только в дистанционном формате, планируя, что опыт весеннего локдауна позволит им лучше подготовиться к началу нового учебного года.

Следует отметить, что уже в последние десятилетия ХХ в. в большинстве стран Западной Европы дистанционное образование представляло собой высокоразвитую и активно используемую форму образования^ что, несомненно, позволило вузам быстро отреагировать на ситуацию и адаптировать образовательный процесс к условиям пандемии.

В связи с этим заслуживает внимания опыт Великобритании, которая известна в мире своими инновационными проектами в сфере образования и выступает европейским флагманом в области разработанных и внедрённых порталов дистанционного образования. К началу 2020 г. и пандемии более 1 300 британских вузов предоставляли возможность дистанционного обучения. Свыше одного миллиона студентов из европейских стран обучались в Великобритании дистанционно [Голионова

В условиях пандемии дистанционное обучение в британских университетах строится на самостоятельном обучении, в основе которого лежит интерактивное взаимодействие преподавателей и студентов с использованием современных информационных технологий, обеспечивающих обучающихся необходимым объемом учебного материала и рекомендациями по организации самостоятельной работы.

Вузы в Великобритании стали активно внедрять формат смешанного образования active blended learning, полностью адаптируя процесс обучения

к сложившимся условиям. Программы в формате blended-learning представляют собой дистанционное обучение c очной компонентой. В отличие от традиционного дистанционного формата обучения, обладающего рядом существенных недостатков, формат blended learning обладает достоинствами, которые, при корректном использовании, делают его сопоставимым по качеству с очным обучением.

Студенты сами выбирают время для учебных занятий и индивидуально выстраивают свою нагрузку. Занятия в основном проходят в онлайн-формате. Необходимые библиотечные источники в вузах Великобритании предоставляются студентам в режиме оп-Им. Средства коммуникации между преподавателями и студентами подвергаются системному мониторингу и анализу, по итогам которых актуализируются при необходимости.

В сложившихся условиях среди преимуществ онлайн-образования в части вузов Великобритании, кроме географической, временной и финансовой доступности, высокий потенциал имеют его индивидуальная и вариативная составляющие, в плане выбора содержания, формы изложения материала, организации промежуточной и итоговой аттестации. Обучающийся выбирает подходящий темп и последовательность изучения материала, повторяет или игнорирует некоторые фрагменты, проходит тестирование, при необходимости тестируется повторно. Изучение одного и того же курса возможно в разных университетах, с использованием различных авторских методик разных преподавателей, кроме того данное преимущество коррелирует с понятием качества образования.

Несмотря на вышеперечисленные положительные стороны и достижения в сфере вузовского дистанционного образования в Великобритании, осенний семестр 2020 г., завершенный прерванными открытиями кампусов и широко расходящимися онлайн-и смешанными форматами в обучении, обозначил ряд проблем во многих колледжах и университетах страны.

До пандемии уже было очевидно, что традиционная бизнес-модель высшего образования серьезно оспаривается. Многие ученые полагают, что высшее образование значительно отстало от других отраслей в переходе к более ориентированной на цифровые результаты бизнес-модели. Осень 2020 г. знаменует собой явный переломный момент, когда студенты, преподаватели и государственные деятели одинаково тщательно изучают цену и ценностное предложение высшего образования через новую призму традиционных классов по сравнению с несколькими способами цифровой доставки.

При организации большого количества тренингов по вопросам онлайн-обучения и по применению цифровых инструментов для преподавателей в большинстве британских вузов была отмечена значительная доля преподавателей, которая не готова использовать все возможности данной формы обучения.

В ряде случаев вузовским преподавателям потребовалась модернизация используемых ими компьютерной техники, а также возможностей интернет-связи. Отмечается, что части вузовских преподавателей потребовалось техническое обновление компьютерной техники за свой счёт либо с помощью университетов. Возникали проблемы и методического характера. Перед преподавателями вузов стала задача методического переформатирования учебных материалов, помещения их в новый, дистанционный формат, размещения их на образовательных онлайн-платформах. В целом организация учебного процесса в вузах Великобритании в период пандемии продемонстрировала необходимость адаптации системы подготовки педагогов к новым условиям.

Кроме того, интеграция культурных и образовательных сфер, приводящая к возникновению новых предметов исследования, в сочетании с развитием

и внедрением информационных технологий в образовательный процесс в системе высшего образования Великобритании предъявила ряд дополнительных требований к профессиональной компетентности организатора образовательного процесса. К таковым в первую очередь относят способность преподавателя адекватно реагировать на изменения, происходящие в образовательной сфере, и оперативно адаптироваться к изменяющимся условиям. Соответственно, приоритетной задачей системы профессиональной подготовки кадров для западноевропейской высшей школы является на данном этапе задача формирования у будущих педагогов способности быстро реагировать не только на текущие перемены в области образования, но и на потенциально возможные в будущем. Наряду с этим в число обязательных компетенций входят умения актуализировать применяемые методики преподавания, оперативно реагировать на изменения в содержании образования, а также в технологиях обучения.

Наряду с этим организация процесса обучения в британских вузах в условиях пандемии показала, что некоторые предметные области, такие как медицина, некоторые технические и творческие специальности, невозможно преподавать в формате онлайн. Качество и количество образовательных ресурсов, необходимых для изучения определенных дисциплин, оказывается либо недостаточным, либо избыточным, если студентам предложено использовать все материалы по соответствующему направлению подготовки, расположенные в открытом доступе на признанных образовательных платформах, но без соответствующей навигации. Кроме того, инфраструктура многих западноевропейских университетов на данном этапе не обладает достаточной мощностью для организации онлайн обучения.

Данная ситуация поставила ряд задач перед национальными системами высшего образования, потребовала ряда превентивных мер нормативного и организационного характера со стороны вузов и сформировала задачу и возможности развития данного направления работы университетов в перспективе [Policy...].

К числу мер, направленных на решение вышеперечисленных проблем, относится выпущенное Международной ассоциацией университетов руководство по организации обучения в период закрытия университетов, в котором описываются и анализируются современные методы проведения онлайн-обучения (стратегии blended learning, flipped classroom, совместные проекты), критерии выбора платформ и цифровых инструментов для обучения, приводятся лучшие практики университетов по организации работы в онлайн-формате [Там же].

В связи с этим возрастает роль технологизации вузовского обучения. Преподаватели вузов в Великобритании в качестве наиболее эффективных подходов выделяют совместные дискуссии и групповые проектные методики; хорошие результаты даёт активное использование в процессе обучения современных технических средств и технологий: аудио-видеоконференций, интерактивных досок объявлений.

В новых условиях вузовский преподаватель, помимо выполнения традиционных функций, выступает ещё и в роли организатора мультимедийной информационной системы. Невозможность непосредственного общения преподавателя и студента заменяется занятиями в других формах, таких как работа с различными преподавателем и студентом, обучающими вебинарами и другими формами интерактивного взаимодействия.

Заслуживает упоминания виртуальный ресурсный центр в Великобритании Oak National Academy, который был создан в период пандемии COVID-19. В центре собраны бесплатные материалы, ресурсы для преподавателей, а также для студентов специализированных учреждений, которые могут быть интегрированы с такими

платформами, как Microsoft Teams и Google Classroom [Let's keep...]. В помощь педагогам запущены программы для организации дистанционного обучения: The British Educational Suppliers Association's LendED platform и Isaac Physics [Education.].

Сложившаяся в связи с пандемией ситуация в сфере образования потребовала всестороннего и системного анализа. ЮНЕСКО подготовила доклад о влиянии пандемии на сектор высшего образования: студентов, преподавателей, администраторов вузов, самих вузов, а также о дальнейшей стратегии высших учебных заведений по выходу из кризиса.

Следует отметить, что наиболее серьезным вызовом в условиях пандемии вузы Великобритании считают снижение академической мобильности. Пандемия оказала существенное влияние на планы потенциальных иностранных студентов относительно обучения за рубежом. Многие из них решили отложить поступление на зарубежную образовательную программу на период после пандемии. В ответ на сокращение спроса, в том числе и на магистерские программы, со стороны иностранных студентов вузы начинают развивать новые стратегии виртуальной мобильности, готовить преподавателей для работы с иностранными студентами в цифровой среде. Университетами Великобритании актуализируются новые форматы взаимодействия с партнерами, разрабатываются кризисные планы совместно с партнерскими организациями. Вузы, которые не смогли оперативно организовать процесс онлайн-обучения и временно приостановили свою образовательную деятельность, организовали онлайн консультации и самообучение для иностранных студентов [Аржанова.].

Следует отметить, что в последние десятилетия ХХ в. университетами Западной Европы был запущен целый ряд программ академического обмена, к их числу относятся ЭРАЗМУС (1987), ЛИНГВА (1989), ТЕМПУС (1991), КОМЕТТ (1986). В 1993 г. в 12-ти европейских странах уже насчитывалось около 1507 проектов международного сотрудничества [Бекки 1993: 123]. В 1989 г. в дополнение к этим программам академического обмена начал реализовываться проект Жана Монне, главный смысл которого состоял в содействии европейской интеграции университетского образования. Проект предлагал научно-исследовательские курсы с последующим присуждением ученых степеней. Главной целью курсов было создание «культуры международной мобильности» с помощью академического обмена студентами и преподавателями [Открытое и дистанционное обучение 2004: 74-75].

Принципиальное значение при организации академической мобильности имело образовательное, лингвистическое и культурное развитие студентов с помощью обучения в других европейских странах, а также расширение сотрудничества между институтами и культурное обогащение образовательной среды вузов [Плаксина

Среди основных целей программ - повышение качества образования в Европе, развитие сферы академического обмена и культурных связей студентов европейских и соседних с Европейским союзом стран. Например, Erasmus, некоммерческая программа Европейского союза по обмену студентами и преподавателями между университетами стран членов Евросоюза, предоставляла возможности для сотрудничества между университетами и гарантировала участникам, что время, проведённое за рубежом, будет (при соблюдении условий программы) учтено университетом по возвращении домой

Следует отметить, что программа Erasmus начиная с 1989 г. признавалась несовместимой из-за различий в национальных системах образования и экзаменов во многих европейских странах [Тайхлер 2013].

Пандемия коронавируса не могла не повлиять и на программу Erasmus+, принципиально новую программу Европейского союза, деятельность которой направлена на поддержку сотрудничества в области образования и профессионального обучения на период с 2014 по 2020 г. и деятельность Европейского корпуса солидарности в частности [Coronavirus...].

В условиях пандемии COVID-19 предполагается, что международные программы, нацеленные на академический обмен и научные исследования, скорректируют свою деятельность и изучат альтернативные варианты мобильности, которые могут быть смешанными или полностью виртуальными [Erasmus+...].

Д

е

я Важную роль в обеспечении безопасности образовательного процесса в период пандемии играет Европейская комиссия - высший орган исполнительной власти Европейского союза. Главная цель комиссии в условиях пандемии COVID-19 -безопасность и защита всех участников нового волонтёрского движения Европейского союза - ESC (European Solidarity Corps - Европейский корпус солидарности), ранее нзвестного как Европейская волонтерская служба (EVS), при полном уважении всех мер сдерживания, принятых на национальном уровне. Европейская комиссия работает над тем, чтобы помочь обучающимся и другим участникам образовательных программ тсправиться с последствиями сложившейся ситуации в мировом пространстве [Европейский корпус солидарности].

Европейская комиссия будет продолжать адаптировать свои меры реагирования к этой беспрецедентной ситуации по мере ее развития, уточняя и упрощая правила и

оп р

о ц

е

Анализ литературы по теме исследования показывает, что всем странам зупредстоит сделать все возможное, чтобы смягчать последствия пандемии, но по аримеющимся материалам можно сделать вывод о том, что продолжится тренд на цифровизацию обучения и академических обменов. Страны и вузы будут вырабатывать новые формы сотрудничества с академическими и неакадемическими организациями. Очевидно, что и страны, и университеты проведут ревизию накопившегося опыта и используют это в дальнейшей работе [Аржанова].

Международные организации будут продолжать консолидировать усилия по помощи сектору высшего образования в наиболее нуждающихся странах, при этом дные прекращая стипендиальные и грантовые конкурсы на проведение научных исследований. Однако можно предположить, что в условиях экономического кризиса конкуренция в грантовой деятельности возрастет.

эп Анализ ситуации показал, что страны и университеты, сталкиваясь с одинаковыми вызовами пандемии, реагировали на них с разной скоростью. Наиболее успешные университеты в Великобритании, помимо использования современных подходов к онлайн-образованию, создали онлайн-сообщество студентов, рпнреподавателей, административных работников, что способствовало повышению аекачества образования и снижению стресса от социальной изоляции. о Таким образом, пандемия COVID 19 внесла свои коррективы во все сферы чбмеловеческой жизнедеятельности, и, конечно же, не обошли они систему образования. ахПедагогическому сообществу всего мира в нереально короткие сроки пришлось найти действенные решения для орранизации дистанционного образования, которое на

п и

IV!

о

первых порах сталкивалось с многочисленными трудностями и проблемами. Однако безвыходность ситуации способствовала быстрой адаптации педагогов и студентов к новым реалиям обучения. Возможно, университетам, которые ранее в той или иной мере использовали систему онлайн-образования, как, например, в Великобритании, переход на полный дистант прошел менее болезненно, чем в других странах, но бесспорным является тот факт, что вынужденный онлайн формат обучения стал серьезным шагом на пути к новой образовательной парадигме [UNESCO].

Пандемия, которая затормозила экономику во всем мире, также нанесла ущерб системам образования в странах Западной Европы. Это воздействие имело драматический и преобразующий характер, поскольку преподаватели пытаются найти действенные краткосрочные решения для дистанционного преподавания и обучения, особенно на формирующихся рынках, где учащиеся и учебные заведения сталкиваются с дополнительными проблемами, связанными с финансированием и имеющейся инфраструктурой.

Библиографический список

Аржанова, И. В. Влияние пандемии COVID-19 на сектор высшего образования и магистратуру: аналитический материал международный, национальный и институциональный ответ / И. В. Аржанова, М. Ю. Барышникова, Л. В. Заварыкина, В. А. Нагорнов, О. В. Перфильева. - URL: https://www.ntf.ru/ (дата обращения: 05.03.21). - Текст : электронный.

Бекки, Э. Плюралистическое образование в Западной Европе на пороге нового столетия / Э. Бекки. - Текст : непосредственный // Перспективы. Вопросы образования. - 1993. - № 2. - С. 119-128.

Голионова, Ю. А. Предпосылки возникновения дистанционного обучения в мировом образовательном пространстве / Ю. А. Голионова. - Текст : непосредственный // Знание, понимание, умение. - 2009. - № 2. - С. 20-24.

Плаксина, Н. В. Развитие открытого и дистанционного обучения в странах Западной Европы в конце ХХ - начале XXI века / Н. В. Плаксина. - Текст : непосредственный // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2016. - Т. 29. - № 7 (228). - С. 208-212.

Открытое и дистанционное обучение. Тенденция, политика и стратегии. Division

Тайхлер У. Идеи студенческой мобильности в Германии / У. Тайхлер. - Текст : электронный // Международное высшее образование. Центр международного высшего образования (CIHE) Бостонского колледжа (США). - 2013. - № 63. - URL:

"Education Secretary's statement on Coronavirus (COVID-19): 19 April 2020" // GOV.UK. Retrieved 2020-08-06 : [сайт]. - URL:

https://www.gov.uk/government/speeches/gavin-williamson-speech-on-covid-19-response (дата обращения: 01.03.21). - Текст : электронный.

Европейский корпус солидарности : [сайт]. - URL:

https://euroopanoored.eu/ru/finansirovanie/evs/европейский-корпус-солидарности/ (дата обращения: 06.03.21). - Текст : электронный.

Erasmus+ : [сайт]. - URL: https://ec.europa.eu/programmes/erasmusplus/resources/ documents/erasmus-programme-guide-2020 en (дата обращения: 08.03.21). - Текст : электронный.

Coronavirus outbreak - deadlines for applications extended: [сайт]. - URL: https://ec.europa.eu/programmes/erasmus-plus/news/coronavirus-outbreak-deadlines-applications-extended_en. (дата обращения: 08.03.21). - Текст : электронный.

Let's keep pupils learning. Oak National academy: [сайт]. - URL: https://www.thenational.academy/ (дата обращения: 12.03.21). - Текст : электронный. P

0 UNESCO, International Commission on the Futures of Education, "Education in a post COVID-19 world: Nine ideas for action", 2020. - URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000373717/PDF/373717eng.pdf.multi. (дата обращения: 05.03.21). - Текст : электронный.

y United Nations, "Policy Brief: The World of Work and COVID-19", June 2020. -URL: https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/ the_world_of_work_and_covid-19.pdf (дата Вбращения: 05.03.21). - Текст : электронный. r

1 e f

E d u c a t i

0 n

d u r

1

n

g

C

0 V

1

D

1 9

a n d

b

e

У о n d

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.