Литература:
1. Азарскова Н.В. Здоровый образ жизни - наш образ жизни // Государственная политика Российской Федерации в сфере борьбы с терроризмом, коррупцией и наркотизацией общества. - 2016. - Т. 1. - С. 14-18.
2. Доброрадова Л.В. Здоровый образ жизни как объект исследования в различных отраслях науки // Вестник ЧГПУ. - 2017. - № 5. - С. 29-35.
3. Доброва Ю.В. Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2014. - № 35-2. - С. 140-143.
4. Лизунова Е.В. Внеклассная работа как способ формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего школьного возраста // Азимут научных исследований. - 2015. - №1. - С. 30-34.
5. Миронова Е.В. Теоретический подход к определению понятий здоровья и здорового образа жизни // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2016. - № 5. - С. 128-133.
6. Ниетова З.Х., Ишанова С.Е. Здоровый образ жизни: механизмы формирования ценности здорового образа жизни у молодого поколения // ХХ Всероссийская студенческая научно-практическая конференция НГУ. - 2018. - С. 202-204.
7. Носов А.Г. Диагностика уровня становления здорового образа жизни у обучающихся // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 12. - С. 2644-2648.
8. Пилюшенко А.В. Вопросы теоретического осмысления категорий «образ жизни» и «здоровый образ жизни» // Вестник ТГУ. - 2015. - № 398. - С. 50-54.
9. Тимофеева Т.А. Здоровый образ жизни - основа полноценной и радостной жизни // Безопасность и адаптация человека к экстремальным условиям среды и деятельности. - 2014. - Ч. 1.
Педагогика
УДК: 378.147
кандидат философских наук, доцент Оселедчик Елена Борисовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар);
магистрант направления подготовки менеджмент
социально-культурной деятельности Ивлева Анастасия Артуровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар);
кандидат педагогических наук, доцент Штратникова Алина Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)
ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ В КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ
Аннотация. В статье исследуются социокультурные тенденции перестроения системы высшего образования в области культуры и искусства Республики Крым в условиях протекающей интеграции в культурно-образовательное пространство России. Авторы работы рассматривают не только условия протекающей интеграции в Республике, они смогли выделить ее основные приоритеты и перспективы. Особенностью работы можно считать осуществленный анализ применяемых подходов к совершенствованию управления развитием образовательной системы в области культуры и искусства, который, по мнению исследователей, должен носить системный научно-обоснованный характер, адекватный современной социокультурной ситуации в России.
Ключевые слова: образование, культура, интеграция, Республика Крым, социокультурное пространство.
Annotation. The article investigates the socio-cultural trends of restructuring the system of higher education in the field of culture and art of the Republic of Crimea in the context of ongoing integration into the cultural and educational space of Russia. The authors consider not only the conditions of ongoing integration in the country, they were able to identify its main priorities and prospects. The peculiarity of the work can be considered the analysis of the approaches used to improve the management of the development of the educational system in the field of culture and art, which, according to researchers, should be a system of scientifically grounded character, adequate to the modern socio-cultural situation in Russia.
Keywords: education, culture, integration, Republic of Crimea, social and cultural space.
Введение. Республика Крым — многонациональный и многоконфессиональный субъект РФ. Культура Крыма - сокровищница традиций и культур более ста народов, это великолепный музей под открытым небом. Многовековая история и культура Крыма вдохновляла на создание шедевров великих поэтов и писателей, художников и музыкантов.
Крым в сжатые сроки впитал в себя главные принципы и реалии российской государственности, переосмыслил свою судьбу, укрепил свой дух и воссоздал мосты народного единения. Наша общая история и корни, духовные истоки, фундаментальные ценности и язык объединили нас навсегда. И, без сомнения, одной из главных основ этого единения была и остается сфера культуры. В этой связи в условиях интеграции в культурное пространство России подходы к совершенствованию управления развитием культуры в Республике Крым должны носить системный научно обоснованный характер, адекватный современной социокультурной ситуации, что и подтверждает актуальность настоящего исследования.
Изложение основного материала статьи. Изучению культуры и культурной политики, посвящено достаточно большое количество работ, учитывая проблематику поднимаемого вопроса перспективными можно назвать исследования, реализованные такими учеными как В.Ф. Зива (4), И.В. Понкин (7), О.В. Степанченко (9), Н.М. Генова (1) и др.
В свою очередь интеграционный процесс как разностороннее, многоплановое, многоаспектное явление изучен такими учеными как: Ю.В.Глушко (2), Л.Ф. Уляева (11), Н. Ахинов и др.
С недавнего времени интеграция в Крыму и ее воздействие на сферу образования и культуры стали предметом исследований М.А. Дубровиной (3), М.Я. Сарафа (8), Ю.В. Глушко (2) и других, а роль
профильного образования в сфере культуры и искусства в структуре культурной политики современной России поднимается в исследованиях О.В. Стукалова (10), В.С. Лузан(6), Г.М. Мирзоев и др.
Интеграционный процесс - это разностороннее, многоплановое, многоаспектное явление. Сегодня не вызывает никаких сомнений, что Россия и Крым совместно решают задачи интеграционного характера, имеющее острое значение как для укрепления российской государственности, так для формирования новых образовательных и культурных пространств. Безусловно, интеграция не может протекать идеально, на ее пути возникают различные препятствия, начиная от культурных и социальных различий, заканчивая политическими настроения. Образование одна из главных функций культуры, а также культурного развития общества, нации, государства, поскольку обеспечивает их сохранение, развитие, трансляцию и популяризацию. В последние годы неподдельный интерес у российских ученый вызывает культурологический подход, позволяющий разрабатывать модели образования на основе интегративной совокупности характерных явлений социальных процессов происходящих в обществе, находящих сове воплощение в различных типах культуры, например, исторических, национальных (10).
Рассматривая интеграцию в Крыму и ее воздействие на сферу культуры и гуманитарного образования, например, освоение таких профессий как культуролог или музеевед, с момента вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации, можно выделить несколько важных акцентов:
- продолжается активная работа по разработке необходимых законов, нормативных правовых актов и других документов для завершения процесса вхождения Крыма в такие сферы, как образование, культура;
- активно интегрируется в Федеральные целевые образовательные программы;
- завершен процесс ликвидации подведомственных образовательных учреждений и организаций, созданных в правовом поле Украины, и в завершающей стадии процедура создания в рамках требований российских законов новых образовательных учреждений всех организационно-правовых форм.
Руководство Крыма, соответствующие Министерства заключили соглашения и договора о сотрудничестве в сфере образования и культуры с субъектами Российской Федерации, ведущими федеральными образовательными учреждениями культуры и искусства.
Данное перечисление, не может отразить всего перечня выполненных работ на пути к интеграции, хотим выделить еще не мене значимые интеграционные достижения.
Восстанавливается единое музейное, библиотечное и информационно-культурное пространство, которое существовало веками и на несколько десятилетий было разорвано, которое и станет конкурентоспособной базой для новых специалистов.
Реализовано закрепление субъектов Российской Федерации в качестве кураторов городов и районов Крыма позволило оперативно получить методическую и практическую помощь в организации деятельности учреждений культуры и искусства всех направлений.
Основными приоритетами сохранения и развития в сфере высшего гуманитарного образования Республики Крым на ближайшую перспективу остаются укрепление материально-технической базы всех образовательных учреждений культуры и искусства, пополнение фондов, проведение совместных научно-образовательных конференций, фестивалей и проектов.
Современная интеграция в Крыму базируется на признании важности реализации радикально новых для полуострова научно-обоснованных реформ. Однако необходимо понимать, что интеграционные процессы не должны существенным образом изменить Крым, в особенности его исторически сложившийся вектор развития сферы гуманитарного образования, а, наоборот, обязательно учитывать.
К сожалению, для современной культурно-образовательной политики, в области гуманитарного образования России принципиальное значение имеет тенденция к децентрализации управления. Поэтому в качестве основных факторов, воздействующих на функционирование механизмов управленияhttps://kguki.antiplagiatш/report/fuИ/133?page=1&showAll=tшe и развития высшего образования в области культуры и искусства Крыма являются следующие характеристики:
- объемы государственного финансирования образовательной сферы;
- использование федеральных и региональных целевых программ для увелечения доходообразующей базы;
- новая система оплаты труда;
- финансирование и кадровое обеспечение образовательных учреждений культуры;
- использование современных методов управления и организации деятельности, в том числе стратегическое планирование и маркетинг прямых отношений;
- наличие научно обоснованных подходов к финансированию образовательных учреждений культуры на основе федеральных образовательных стандартов.
Сегодня Россия и Крым столкнулись с задачей всеобъемлющей интеграции территории, имеющей особое стратегическое значение не только для России, но и для всех стран Причерноморья. Воздействие интеграции в Крыму на образовательную сферу в области культуры и искусства обозначено особым духовно-нравственным и патриотическим смыслом для всей необъятной и могущественной России, в которой Крым остается центром политического и гражданского внимания, флагманом стратегических инициатив, основанных на историческом фундаменте многонационального прошлого, настоящего и будущего Крыма.
Например, рассмотрение динамики ретроспективного развития сферы культуры в 2015-2018 годах позволяет сделать вывод: существующая сеть общедоступных библиотек, республиканских музейных учреждений, учреждений культурно-досугового типа Республики Крым сохранена.
Снижение показателей деятельности учреждений культуры 2015 года в сравнении с последующими годами объясняется в основном корректировкой основных показателей с учетом вновь утвержденных государственных и муниципальных заданий в соответствии с принятой в РФ нагрузкой.
Если подвести предварительные итоги деятельности по развитию и совершенствованию культурно-образовательной политики Крыма, среди основных достижений можно обозначить полноценную интеграцию в Государственную программу РФ «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы и ФЦП «Культура России (2012-2018 годы)», достигнут целевой показатель среднего размера заработной платы (поставленный в майских указах Президента России) за 2017 год, освоено 99,99% бюджетных средств, что позволило органам государственной власти Республики Крым занять лидирующие позиции среди регионов России.
Успешно и эффективно выполняются ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года», Государственная программа РК «Развитие культуры, архивного дела
и сохранение объектов культурного наследия Республики Крым» на 2017-2020 годы, Программа «Доступная среда» на 2016-2020 годы», приняты Законы Республики Крым «О библиотечном деле», «Об обязательном экземпляре документов», «О музеях и музейном деле в Республике Крым». Система управления сферы культуры Крыма развивается в соответствии с основными приоритетами «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» иhttps://kguki.antiplagiatш/report/full/133?page=1&showAll=tшe другими нормативно-правовыми документами, определяющими развитие культуры.
Выводы. Для определения перспектив совершенствования управления развитием высшего образования в области культуры и искусства в Республике Крым в условиях интеграции в культурное пространство России нами проведено социологическое исследование в виде экспертного опроса, результаты которого позволили сделать следующие выводы:
- управление развитием образования в Республике Крым в условиях интеграции в культурно-образовательное пространство России находится на достаточно хорошем уровне;
- несмотря на определенные финансовые трудности, отмечается стабильная динамика развития образования в области культуры и искусства;
- совместная деятельность образовательных учреждений в области культуры и искусства республики Крым осуществляется по Федеральным целевым программам, принят план совместной деятельности, а также развито многоплановое сотрудничество в рамках Соглашений между Советом министров Республики Крым и субъектами Российской Федерации.
В качестве характерных черт интеграционного взаимодействия можно выделить, что наиболее часто совместная деятельность образовательных учреждений культуры республики Крым за последние четыре года осуществлялась через (по убывающей):
- формирование единого образовательного пространства Республики Крым, сохранение межконфессионального мира и согласия, духовно-нравственной культуры многонационального народа Крыма, недопущение распространения среди населения Республики Крым идеологических и религиозных течений экстремистского и радикального характера;
- удовлетворение образовательных потребностей всех слоев населения, обеспечение равного доступа к культурно - образовательным ценностям, развитие научного потенциала, другое;
- сохранение существующей сети общедоступных библиотек, республиканских музейных учреждений, учреждений культурно-досугового типа Республики Крым;
- оценка произошедших изменений в образовании в области культуры и искусства в результате интеграции Крыма в пространство России у большинства экспертов положительная.
Современная интеграция Республики Крым в культурно-образовательное пространство России должна строиться на признании продолжения необходимости проведения радикальных научно-обоснованных реформ.
Литература:
1. Генова, Н.М. Культурная политика в процессе модернизации инфраструктуры культурного пространства региона [Гекст|: диссертация ... доктора культурологических наук: 24.00.01 / Генова Нина Михайловна; [Место защиты:Кемеровский государственный университет культуры и искусств]. - Кемерово, 2012. - 332 с.: ил.
2. Глушко, Ю.В. Основные проблемы интеграции Республики Крым в государственную и экономическую систему Российской Федерации [Текст] / Ю.В. Глушко // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. - Том 2 (68). - 2016. - № 3. -С. 37-43.
3. Дубровина, М.А. Приоритетные направления развития Республики Крым [Электронный ресурс] / М.А. Дубровина // Вестник СГЮА. 2015. №5 (106). - Режим доступа: URL: https://cyberleninka.rU/article/n/prioritetnye-napravleniya-razvitiya-respubliki-krym (дата обращения: 25.02.2019).
4. Зива, В.Ф. Социальная политика в сфере культуры в условиях государственной модернизации [Текст] / В.Ф. Зива // Реальная социальная политика в условиях государственной модернизации: опыт, проблемы, перспективы: Все-рос. науч.-практ. конф. - М., 2002.
5. Келехсаева, А.Г. Штратникова А.В. Использование потенциала социокультурных технологий как один из факторов сохранения национальной культуры этнических диаспор // New of science and education/volume 3. Philological sciences. History, Law, Philosophy - №12. - 2017. - C. 67-72.
6. Лузан В.С. Роль профильного образования в сфере культуры и искусства в реализации государственной культурной политики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. -Т. 15. - С. 1011-1015.
7. Понкин, И.В. Особенности государственного управления в области культуры [Текст] / И.В. Понкин // Научно-информационный журнал «Вопросы управления». - 2014, Вып. 28.
8. Сараф, М.Я. Крым: новая страница региональной культурологии [Электронный ресурс] / М.Я. Сараф // Пространство и Время. - 2014 - № 2 (16). - Режим доступа: URL: https://cyberleninka.rU/article/n/krym-novaya-stranitsa-regionalnoy-kulturologii (дата обращения: 26.02.2019).
9. Степанченко, О.В. Региональная политика как объективный фактор функционирования социально-культурного проектирования [Текст] / О.В. Степанченко // Вестник МГУКИ. - 2009. - №1. - С. 92-95.
10. Стукалова, Ольга Вадимовна. Высшее профессиональное образование в сфере культуры и искусства: современное состояние и перспективы развития: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.08 / Стукалова Ольга Вадимовна; [Место защиты: Ин-т худ. обр. РАО]. - Москва, 2011. - 427 с.
11. Уляева, Л.Ф. Совершенствование управления сферой культуры региона [Текст] / Л.Ф. Уляева, Н. Ахинов // Вестник Баш. ин-та соц. технологий. Серия «Экономика». - Уфа, 2009. - С. 44-51.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Павленкович Ольга Борисовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск);
аспирант Бутина Анастасия Павловна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск)
МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТУДЕНТОВ
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Аннотация. Статья посвящена проблеме развития художественного восприятия у студентов художественных специальностей на занятиях пленэром. Художественное восприятие авторы исследования рассматривают как первоначальную составляющую структуры творческого процесса и профессиональную компетенцию, обуславливающую успешное становление художника. Анализ и обобщение теоретических и эмпирических данных по теме исследования позволил разработать методическую модель развития художественного восприятия у студентов на занятиях пленэром, основанную на контекстном и деятельностном подходах к обучению. Интеграция данных концептуальных подходов при разработке педагогических технологий развития профессиональной компетенции позволила моделировать учебный процесс студентов, совмещая оптимально достаточный объем учебной информации в изменяющихся условиях осуществления деятельности специалиста. Учет специфики деятельности и профессиональных задач художника стал основой разработки авторских методов развития и определения наиболее эффективных приемов обучения студентов художественных специальностей на начальных этапах освоения профессиональных компетенций в учебном процессе вуза.
Ключевые слова: художественное восприятие, профессиональная компетентность, педагогический процесс, принципы обучения, методы обучения, методическая модель.
Annotation. The article is devoted to the problem of the development of artistic perception among students of artistic specialties in the open-air lessons. Artistic perception is considered by the authors as the initial component of the structure of the creative process and professional competence, leading to the successful formation of the artist. Analysis and synthesis of theoretical and empirical data on the research topic allowed developing a methodological model for the development of artistic perception among students in open-air lessons, based on contextual and activity-based approaches to learning. The integration of these conceptual approaches in the development of pedagogical technologies for the development of professional competence made it possible to simulate the educational process of students, combining optimally sufficient amount of educational information in the context of the implementation of elements of a specialist's activity. Taking into account the specifics of the activities and professional tasks of the artist became the basis for developing author's methods of development and determining the most effective methods of teaching students of artistic specialties at the initial stages of mastering professional competencies in the educational process of a university.
Keywords: artistic perception, professional competence, pedagogical process, principles of teaching, teaching methods, methodical model.
Введение. С развитием технического прогресса увеличивается обязательный к усвоению объем информации. И традиционная дидактическая система художественного образования, ориентированная на приобщение и запоминание обобщенного систематизированного опыта человечества в определенных областях знаний лишь отчасти соответствует современным требованиям, предъявляемым к профессиональному становлению специалистов. Данный факт обусловил переход отечественного образования от знаниевой образовательной парадигмы к компетентностной образовательной политики -смещению ориентиров высшего образования с обеспечения усвоения знаний учащихся на умение их применять в профессиональных сферах и успешную адаптацию молодого специалиста к изменяющимся условиям профессиональной деятельности.
Следует отметить, что решение приоритетных задач современной образовательной политики возможно лишь при условии целостного подхода к модернизации учебного процесса - внедрении инновационных образовательных технологий и освоении учащимися оптимального объема знаний и умений, необходимых в будущей профессиональной деятельности специалиста. С целью решения данной проблемы в области подготовки художественных кадров авторами исследования разработана методическая модель, призванная обеспечить развитие ключевых компетенций, предопределяющих эффективность профессионального становления художника в учебном процессе вуза.
К ключевым, профессиональным компетенциям авторы исследования относят художественное восприятие - первоначальную составляющую структуры специальных способностей художника, востребованную специалистом на всех этапах создания произведения искусства, а также способность, обуславливающую успешное становление художника, в целом и, в учебном процессе, в частности.
Различные аспекты феномена «художественное восприятие» рассматривались в художественной педагогике (Г.В. Беда, Н.Н. Волков, Леонардо да Винчи, Б.В. Раушенбах, Н.Н. Ростовцев, ПЛ. Чистяков), психологии искусства (В.Г. Ананьев, Л.М. Веккер, Л.С. Выготский, В.С. Кузин, Т. Липпс, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон), в эстетике (Р. Арнхейм, Б.М. Борев, И.В. Гете, М.С. Каган, С.Х. Раппопорт) и в других областях знаний. Но художественному восприятию как ключевой профессиональной компетенции, обуславливающей успешное становление художника в учебном процессе пленэра студентов художественных специальностей не уделялось внимания.
Цель статьи: раскрыть понятие «художественное восприятие», описать структуру авторской методической модели развития художественного восприятия студентов художественных специальностей, дать краткую характеристику компонентов ее содержания.
Изложение основного материала статьи. Посредством зрения художник воспринимает и формирует визуальные образы окружающего мира. При необходимости образ воспроизводится им в сознании и в процессе перцептивных актов получает дальнейшее развитие и преобразование. Качество сформированного