Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОНЛАЙН-МАГИСТРАТУРЫ КАК СПОСОБ РАСШИРЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ТЕЗИСЫ)'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОНЛАЙН-МАГИСТРАТУРЫ КАК СПОСОБ РАСШИРЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ТЕЗИСЫ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОНЛАЙН-МАГИСТРАТУРЫ КАК СПОСОБ РАСШИРЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ТЕЗИСЫ)»

ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ СТРЕМИТЕЛЬНО МЕНЯЮЩЕГОСЯ МИРА

Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 2, № 4 (86). С. 125-128. Domestic and foreign pedagogy. 2022. Vol. 2, no. 4 (86). P.125-128

Научные тезисы УДК 378

doi: 10.24412/2224-0772-2022-86-125-128

ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ: ОНЛАЙН-МАГИСТРАТУРЫ КАК СПОСОБ РАСШИРЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ТЕЗИСЫ)

Е. О. Власова

Екатерина Олеговна Власова

Вышка Онлайн, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва, Россия kate-vlasova@list.ru

В современном мире идет переход от традиционных форм образования к онлайн-образова-нию, основанному на цифровых платформах [14]. Цифровизация тесно связана с оптимизацией моделей управлений бизнесом, со структурными изменениями и является важным компонентом современной глобальной экономики [9], а использование цифровых технологий в образовании является эффективным в процессе обучения [11].

Пандемия оказала влияние на цифровизацию образования. Если ранее онлайн-курсы рассматривались как дополнительный актив в образовательной системе [12], то сейчас онлайн-курсы и другие цифровые инструменты стали основными, которые позволили осуществить переход [5].

Цифровое образование соответствует потребностям и предпочтениям современных студентов [9]. Образовательный формат, основанный на

© Власова Е. О., 2022

Трансформация высшего образования: онлайн-магистратуры ... I

цифровых технологиях, может сделать образовательный процесс более инновационным, гибким и ориентированным на учащихся [9].

Онлайн-магистратуры стали новым трендом в образовании [1]. Университеты создают не только онлайн-курсы, но и магистерские онлайн-программы на их основе [8]. Использование онлайн-платформ способствует уменьшению издержек университетов, связанных с реализацией программ [3].

Образовательные программы — это доверительные блага, качественные характеристики которого потребитель не способен оценить до момента потребления [4]. Потенциальные абитуриенты подвержены когнитивным искажениям, в частности гало-эффекту и эффекту рога, при которых один положительный или негативный атрибут переносится на все суждения о чем-либо [15]. В связи с этим они не способны дать оценку магистратуре, а могут дать оценку воспринимаемой ценности — это оценка полезности услуги, которая основывается на восприятии того, что дано и что получено, а также включает другие компоненты, которые могут быть иметь отношение к высшему образованию [7], в связи с чем особенно важными становятся маркетинговые коммуникации.

Цель исследования: определить особенности онлайн-магистратур, их целевую аудиторию и разработать рекомендации для их руководителей и авторов.

Результаты исследования. На рынок выходит много новых игроков, отвоевывать нишу со временем будет все сложнее. В связи с возросшей конкуренцией компаниям стоит больше уделять качеству продукта и сервису. С точки зрения маркетинговых коммуникаций компаниям стоит обратить внимание на трудоустройство выпускников, что является одной из ключевых болей целевой аудитории. Игрок, который решит эту проблему лучше других, сможет оказать существенное влияние на рост рынка EdTech [6].

Онлайн-магистратуры имеют более широкий круг абитуриентов и дают больше свободы за счет формата [10], что делает их привлекательными для студентов с множественными ролями и позволяет совмещать работу, учебу, семью и др. [1; 13]

Для абитуриентов без опыта работы основные мотивы связаны с карьерными факторами — сколько выпускников трудоустраивается, какие есть возможности для практики и стажировок [16]. Для абитуриентов с опытом главными мотивами является получение удовольствия от обучения,

I Е.О.Власова

от новых знаний, возможность узнать что-то новое для себя [13]. Можно выделить три мотивационных фактора для данных абитуриентов: получить удовольствие от обучения, достичь в будущем лучшей жизни (получить выше зарплату, улучшить свои знания и навыки, выстроить тот карьерный трек, который индивид хочет) или доказать себе, что ты способен получить образование [13].

Необходимо расширять базу клиентов и сохранять контакт с теми, кто проходил курсы ранее. Рынок EdTech становится более зрелым, как в мире, так и в России [3]. Необходимо не только привлекать новых пользователей, но и улучшать продукты и сервисы, удерживать текущих пользователей [1; 6]. Переход от привлечения новых пользователей на удержание старых и улучшению продуктов и сервисов [1; 6].

Список источников

1. Агранович М. В высшем образовании новый тренд — онлайн-магистратуры // Российская газета [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2020/12/10/v-vysshem-obrazovanii-novyj-trend-onlajn-magistratury.html (дата обращения: 30.03.2022).

2. Ахмадеева Л. EdTech 2022: каким будет цифровое образование // РБК [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/61cae6f09a79478d28ea70f2 (дата обращения: 30.03.2022).

3. Власова Е. О. Факторы удовлетворенности массовыми открытыми онлайн-курсами (МООК): бакалаврская работа (на правах рукописи).

4. Колосова М. А. Доверительное благо как объект современного рынка: понятие, виды и формы // Экономика. Информатика. 2017. Т. 43, № 16 (265). С. 50-59.

5. Лебедев А. В., Воронина В. И. Коронавирус как драйвер цифровой трансформации системы высшего образования // Цифровое пространство: экономика, управление, социум. М.: Университетская книга, 2020. С. 183-194.

6. Укрепление позиций (2021, 8 декабря) // Smart Ranking [Электронный ресурс]. URL: https://edtechs.ru/blog/post/itogi-iii-kvartala-2021-goda (дата обращения: 30.03.2022).

7. Alves H. The measurement of perceived value in higher education: a unidimensional approach // The Service Industries Journal. 2011. Vol. 31, No. 12. P. 1943-1960.

8. Hill P. Online educational delivery models: A descriptive view // Educause review. 2012. Vol. 47, No. 6. P. 84-86.

9. Mikheev A., Serkina Y., Vasyaev A. Current trends in the digital transformation of higher education institutions in Russia // Education and Information Technologies. 2021. Vol. 26, No. 4. P. 4537-4551.

10. Figuera Gazo P., Llanes J., Valls Figuera R. G. Online Master's Students' Profile and Motives for Enrollment // Universal Journal of Educational Research. 2019. Vol. 7, No. 2. P. 629-636.

11. Priatna T., Maylawati D. S., Sugilar H., et al. Key success factors of e-learning implementation in higher education // International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2020. Vol. 15, No. 17. P. 101-114.

12. Reich J., Ruipérez-Valiente J. A. The MOOC pivot // Science. 2019. Vol. 363, No. 6423. P. 130-131.

13. Rozvadská K., Novotny P. The Structure of non-traditional students' motives for entering higher education // Form@ re — Open Journal per la formazione in rete. 2019. Vol. 19, No. 2. P. 133-148. DOI: https://doi.org/10.13128/formare-25262.

14. Shahzad A., Hassan R., Aremuet A. Yu., et al. Effects of COVID-19 in E-learning on higher education institution students: the group comparison between male and female // Quality & quantity. 2021. Vol. 55, No. 3. P. 805-826.

15. Shevlin M., Banyard Ph., Davies M., et al. The validity of student evaluation of teaching in higher

Трансформация высшего образования: онлайн-магистратуры ... I

education: love me, love my lectures? // Assessment & evaluation in higher education. 2000. Vol. 25, No. 4. P. 397-405.

16. Smedescu D. A. Using social media marketing in higher education // Romanian Journal of Marketing. 2014. No. 1. P. 77-80.

References

1. Agranovich M. V vysshem obrazovanii novyj trend — onlajn-magistratury // Rossijskaya gazeta [Elektronnyj resurs]. URL: https://rg.ru/2020/12/10/v-vysshem-obrazovanii-novyj-trend-onlajn-magistratury.html (data obrashcheniya: 30.03.2022). [In Rus].

2. AhmadeevaL. EdTech 2022: kakim budet cifrovoe obrazovanie // RBK [Elektronnyj resurs]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/61cae6f09a79478d28ea70f2 (data obrashcheniya: 30.03.2022). [In Rus].

3. VlasovaE. O. Faktory udovletvorennosti massovymi otkrytymi onlain kursami (MOOK): bakalavrskaya rabota (na pravah rukopisi). [In Rus].

4. Kolosova M. A. Doveritel'noe blago kak ob"ekt sovremennogo rynka: ponyatie, vidy i formy // Ekonomika. Informatika. 2017. T. 43, № 16 (265). S. 50-59. [In Rus].

5. Lebedev A. V., VoroninaV. I. Koronavirus kak drajver cifrovoj transformacii sistemy vysshego obrazovaniya // Cifrovoe prostranstvo: ekonomika, upravlenie, socium. M.: Universitetskaya kniga, 2020. S. 183-194. [In Rus].

6. Ukreplenie pozicij (2021, 8 dekabrya) // Smart Ranking [Elektronnyj resurs]. URL: https://edtechs.ru/blog/post/itogi-iii-kvartala-2021-goda (data obrashcheniya: 30.03.2022). [In Rus].

7. Alves H. The measurement of perceived value in higher education: a unidimensional approach // The Service Industries Journal. 2011. Vol. 31, No. 12. P. 1943-1960.

8. Hill P. Online educational delivery models: A descriptive view // Educause review. 2012. Vol. 47, No. 6. P. 84-86.

9. Mikheev A., Serkina Y., Vasyaev A. Current trends in the digital transformation of higher education institutions in Russia // Education and Information Technologies. 2021. Vol. 26, No. 4. P. 4537-4551.

10. Figuera Gazo P., Llanes J., Valls Figuera R. G. Online Master's Students' Profile and Motives for Enrollment // Universal Journal of Educational Research. 2019. Vol. 7, No. 2. P. 629-636.

11. Priatna T., Maylawati D. S., Sugilar H., et al. Key success factors of e-learning implementation in higher education // International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2020. Vol. 15, No. 17. P. 101-114.

12. Reich J., Ruipérez-Valiente J. A. The MOOC pivot // Science. 2019. Vol. 363, No. 6423. P. 130-131.

13. Rozvadská K., Novotny P. The Structure of non-traditional students' motives for entering higher education // Form@ re — Open Journal per la formazione in rete. 2019. Vol. 19, No. 2. P. 133-148. DOI: https://doi.org/10.13128/formare-25262.

14. Shahzad A., Hassan R., Aremuet A. Yu., et al. Effects of CO VID-19 in E-learning on higher education institution students: the group comparison between male and female // Quality & quantity. 2021. Vol. 55, No. 3. P. 805-826.

15. Shevlin M., Banyard Ph., Davies M., et al. The validity of student evaluation of teaching in higher education: love me, love my lectures? // Assessment & evaluation in higher education. 2000. Vol. 25, No. 4. P. 397-405.

16. Smedescu D. A. Using social media marketing in higher education // Romanian Journal of Marketing. 2014. No. 1. P. 77-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.