Научная статья на тему 'Трансформация выборной системы Дербента в XIX - начале XX в'

Трансформация выборной системы Дербента в XIX - начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
187
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАГЕСТАН / ДЕРБЕНТ / ВЫБОРЫ / ДЕПУТАТ / ИЗБИРАТЕЛЬ / DAGESTAN / DERBENT / ELECTIONS / DEPUTY / VOTER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Салихова Лейла Багаудиновна

В статье рассмотрена эволюция выборной системы в городе Дербенте на рубеже XIX XX вв. Цель статьи заключается в анализе и обобщении материалов, затрагивающих вопросы выборной системы города Дербента с периода его присоединения к Российской империи по начало XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Салихова Лейла Багаудиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация выборной системы Дербента в XIX - начале XX в»

ACTA HISTORICA: труды по истории, археологии, этнографии и обществознанию № 2, 2018

ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЫБОРНОЙ СИСТЕМЫ ДЕРБЕНТА В XIX - НАЧАЛЕ XX В.

Салихова Лейла Багаудиновна к.и.н., н.с.,

Институт истории, археологии и этнографии

Дагестанского научного центра РАН,

Махачкала, РФ.

leila.salihova@yandex.ru

Аннотация:

В статье рассмотрена эволюция выборной системы в городе Дербенте на рубеже XIX - XX вв. Цель статьи заключается в анализе и обобщении материалов, затрагивающих вопросы выборной системы города Дербента с периода его присоединения к Российской империи по начало XX века. Ключевые слова:

Дагестан, Дербент, выборы, депутат, избиратель

Leyla B. Salikhova PhD (In History), Researcher, The Institute of History, Archeology and Ethnography of the Daghestan Scientific Centre of RAS, Makhachkala, Russian Federation leila.salihova@yandex.ru Annotation:

The article considers the evolution of the electoral system in the city of Derbent at the turn of the XIX - XX centuries. The purpose of the article is to analyze and summarize materials that affect the issues of the electoral system of the city of Derbent from the period of its accession to the Russian Empire through the beginning of the 20th century.

Keywords:

Dagestan, Derbent, elections, deputy, voter

Исследование вопроса эволюции выборной системы XIX - начала XX в. Дагестанской области на примере города Дербента, освещение этапов ее становления может иметь немаловажное значение в решении проблем касающихся современной выборной системы. Управление городом Дербентом было введено после его окончательного присоединения к России (22 июня 1806 года) на основе военно-народного управления под руководством военного коменданта. С этого времени местное коренное население управлялось с помощью военной силы и военных законов в судопроизводстве. [1, С140]

Вся власть в городе, а именно военная, административная, полицейская и финансовая были сосредоточены в руках военного коменданта утверждаемого царской властью. Он назначал градоначальника из числа местных беков (наибом), назначал полицмейстера (кала-бека), и подчиненных ему квартальных надзирателей (кетхудов), последние следили за соблюдением порядка и чистоты в вверенном им квартале, а также контролировали размещение офицерских семей для жилья в домах обывателей.[2, ^125]

В 1812 г. во время инспекторской проверки Кавказа маркизом Паулличом были выявлены многочисленные случаи злоупотреблений и взяточниств со стороны военных комендантов.[1, ^141] Таким образом, с целью ограничения власти комендантов и предупреждения самоуправства с их стороны были введены должности военно-окружных начальников и учреждены городские суды. Генерал-майор Хатунцев был назначен военно-окружным начальником Дербентского и Кубинского округов, ему подчинялся комендант Дербентской крепости. Однако реорганизация управления города не изменила существующего положения, здесь, как и прежде вся власть была сосредоточена в руках военного коменданта, «на которого население города смотрело, как на того же хана, только поставленного не персидским шахом, а русским царем». [2, а 126].

В 1840 г. был создан Дербентский уезд, который просуществовал до 1846 г. В этот период была образована Дербентская губерния. [3, 0.44]. Всеми вопросами губернии: административно-полицейскими, хозяйственными, финансовыми и судебными, ведал губернатор, который также являлся командующим войсками в Южном Дагестане. Все учреждения, а также канцелярия Дербентской губернии находились в самом Дербенте.[2, а 219]. Что касается самого города, то должность Дербентского уездного начальника была упразднена, а управление городом было поручено Дербентскому коменданту.

В 1850 г. городское управление Дербента было передано полиции на основании предписания военного губернатора от 10 декабря 1849 г. Таким образом, полиция распоряжалась гражданскими и уголовными делами, имеющими непосредственное отношение к судьбам жителей Дербента.

Для удобства заведывания полицией Дербент был разделен на несколько частей. Мусульманская часть города делилась на девять магалов, каждый из которых имел своих старшин; армянские и еврейские части также управлялись старшинами, все они подчинялись квартальным надзирате-

лям, по числу которых город состоял из трех кварталов. Поселение женатых солдат подчинялось военному начальству. Городская полиция, заведовавшая делами и хозяйством города, заменяла городскую Думу и исполняла ее обязанности. В ее состав входили два депутата, которых избирало городское общество на один год, кроме этого выбирались и два кандидата к ним. [1, c. 204-205] Однако в 1860 г. было создано Дербентское градоначальство,[4, л. 40] с гражданским управлением, действующим «... по общим законам Российской империи применительно к закавказским учреждениям». [2, С.221].

Город Дербент, с относящимися к нему землями, был включен в состав Дербентского градоначальства, куда также входил Улусский магал. Начальник Дагестанской области назначал градоначальника. Так, градоначальниками города Дербента были: генерал-майор М.Т. Лорис-Меликов (1860-1863 гг.), генерал-майор М.Г. Джемарджидзе (1863-1868 гг.), генерал-майор А.В. Комаров (1868-1878 гг.), генерал-майор А.П. Мадатов (1878-1883 гг.) [1, с.248].

Дербентская городская полиция занималась решением вопросов, имеющих отношение не только к полицейской части, но также и к вопросам хозяйственной части города. [1, с. 250]. Для этой цели в ее состав жителями города избирались депутаты от городского сословия в конце каждого года. Они избирали сборщиков податей, магальных старост, присяжных оценщиков и др. [1, с. 252253]. Тем не менее, горожане не принимали участие в делах, относящихся к городскому хозяйству, хотя и имели на это законное право. Предмет управления им был сосредоточен в руках городской полиции.

В 1883 г. после упразднения должности градоначальника города Дербента управление городом было передано городской полиции во главе с полицмейстером, который назначался и подчинялся военному губернатору Дагестанской области, резиденция которого находилась в Темир-Хан-Шуре. С этих пор до введения городского самоуправления заведование хозяйством города всецело находилось в руках городской полиции с участием депутатов от городских обществ. [1, с. 285-286]

Необходимо отметить, что системы основанной на выборных началах в период с 1806 по 1883 гг. в Дербенте не существовало, соответственно руководство городом было сосредоточено в руках лиц назначаемых царской администрацией. Как сообщали князь Чернышев и статс-секретарь По-зен, командированные специально на Кавказ: «Учреждение, перенесенное сюда из русских губерний, не соображено со степенью гражданственности жителей, которые имеют совершенно иные понятия, верования, обычаи и образ жизни». [1, с. 199]. Лишь в 1896 г. в Дербенте была введена упрощенная форма городского общественного управления на выборной основе. Эта система была введена в городе на основании принятого в мае 1895 года Городового положения 1892 г. к городам Закавказского края и Ставропольской губернии. [1, с. 314]

Согласно Городовому положению 1892 г. устанавливались две формы общественного управления: в полном и упрощенном виде. Введение той или иной формы зависело от социально-экономических характеристик, в первую очередь, таких как численность населения, состояние городских средств, преимущественный характер занятий горожан, степень развития торговли и промышленности. Согласно ст. 22 Городового положения 1892 г. и Приложения к ней («Правила о упрощенном городском общественном управлении») в городских поселениях, где вводилось упрощенное общественное управление взамен Думы учреждалось собрание городских уполномоченных в количестве от 12 до 15 человек. [5, с. 286-287]

Выборы городских уполномоченных должны были проводиться раз в четыре года на особом собрании избирателей, назначенном губернатором, по представлению городского старосты

Списки избирателей составлялись за три месяца до выборов, в них вносились лица мужского пола не моложе 25 лет. Это были российские подданные, владевшие не менее одного года в пределах городского поселения недвижимым имуществом не ниже 100 рублей.[6, л. 7].

Кроме этого в городских выборах имели право участвовать те лица и учреждения, которые содержали ко времени производства городских выборов в пределах городского поселения не меньше года торгово-промышленное предприятие, требовавшего выборки гильдейских свидетельств.^, л. 23] От выборов были отстранены лица, содержащие ведерные лавки и питейные дома.

Что касается собрания уполномоченных, то оно избирало городского старосту с одним или двумя помощниками, по усмотрению губернатора. Определялся срок служения уполномоченных, городского старосты и его помощников, который составлял 4 года.[5, с. 336-337]

В уполномоченные обычно избирались только те лица, которые имели право голоса на выборах. Из этого числа мог баллотироваться каждый, если он был предложен не менее как пятью изби-

Том. 1. № 2. 2018

рателями или сам проявил желание баллотироваться.[6, л. 7 об-8] На выборах всегда присутствовало малое количество избирателей, все остальные относились к ним «индифферентно; обыкновенно на выборы являлись 50 много 60 домохозяев, которые и распоряжались выборным делом» [8, с. 2]. Таким образом, отсутствие гражданской сознательности большей части избирателей, приводило к тому, что итог выборов зависел от мнения меньшинства.

Выборы обычно проводились закрытым подсчетом голосов, путем опускания в ящик специальных шаров или же они могли быть заменены на выборы записками. Записки лично вручались избирателями председателям избирательных собраний в публичном заседании. В них указывались два кандидата в выборщики. Записки составлялись обязательно на русском языке, в которых указывались фамилия, имя и отчество двух лиц, за которых избиратель подавал голос.[9, л. 23-24]

Избранными в уполномоченные считались те лица, которые получали большее количество избирательных голосов. В случае равенства голосов - избрание определялось жребием. Данные по выборам отмечались в особом выборном листе, который передавался председателем городскому старосте, не позднее как через сутки по окончанию выборов. На основании этого листа городской староста составлял список избранных уполномоченных и кандидатов к ним и в течение двух суток представлял его губернатору, вместе с выборным листом. Окончательный список уполномоченных составлялся по распоряжению губернатора и публиковался в местных ведомостях, для общего сведения [6, л. 8 об.]. Таким образом, губернатор непосредственно контролировал ход выборов, что проявлялось как в одобрении списка избирателей, так и в утверждении им списка избранных уполномоченных.

Что касается выборов, то здесь был оговорен порядок избрания представителей из не христиан (мусульман) в состав уполномоченных города. Их количество не должно было превышать /5 части от общего числа уполномоченных.[6, л. 8] Права евреев, также были урезаны. Они обычно не допускались к участию в городских выборах и к занятию должностей в городском общественном управлении и т.д. Однако они были допущены к исполнению обязанностей городских гласных и уполномоченных только в тех городах, где им разрешалось постоянное жительство, кроме Киева. Избирались уполномоченные из евреев по особому списку местным по земским и городским, либо по городским делам Присутствием, в числе, определяемом Министерством внутренних дел не выше «одной десятой части общаго состава Думы или собрания». [5, с. 287]

Национальный состав города Дербента был разнообразен, и основная часть населения была представлена мусульманами, в то время как их права в выборах были ограничены. Количество из не христиан не должно было превышать /5 части общего числа уполномоченных, о чем автором говорилось выше. Отступления от этого правила разрешались лишь в случае и на основании, указанных в ст. 44 Городового положения 11 июня 1892 г. [6, л. 8]. Согласно этой статье в тех городских поселениях, где было невозможно исполнение данного правила из-за местных условий, отступления разрешались Министром внутренних дел, а в городах Кавказского Края - Наместником на Кавказе. Отечественный исследователь З.У. Махмудова отмечает, что Городовое положение 1892 г. ограничивало избирательные права и представительство в органах городского управления мусульманского и еврейского населения. По ее мнению все это создавало конфликтную ситуацию на Кавказе «грозящую перерасти в религиозно-национальную рознь». [3, с. 131] Кавказская администрация хорошо это понимала и поэтому поддержало действия мусульманского общества Дербента в отношении избрания из их среды уполномоченных в городское общественное собрание в количестве равном с христианским.

9 декабря 1895 г. выборные от домохозяев-мусульман г. Дербента подали прошение военному Губернатору об увеличении числа выборных-уполномоченных от них, но получили отказ. В середине 1896 г. представители мусульманского общества г. Дербента вновь подали прошение, но на этот раз на имя Министра внутренних дел. Они ходатайствовали о разрешении выбирать из своей среды уполномоченных в количестве равном с христианским, так как в состав уполномоченных города из 15 человек, входило всего лишь 2 человека от мусульманского общества. [1, с. 314]. После дальнейшего рассмотрения этого вопроса Дагестанским областным по городским делам Присутствием было решено увеличить состав уполномоченных из мусульман в Дербенте на основании сведений представленных Дербентской полицией от 21 января 1897 г., о том что «всего мусульманских дымов в Дербенте 1751 и христианских 434, из которых обладающих цензом первых 726 и вторых 165». [1, с. 314]. Прошение было удовлетворено. Таким образом, благодаря активной и сознательной деятельности мусульманского общества г. Дербента, начиная с 1899 г. их права были уравнены в

правах с христианским населением и мусульмане составили в собрании г. Дербента около половины уполномоченных.[1, с. 315]

«Несмотря на простоту процедуры голосования, ни одни выборы, как правило, не проходили без замечаний и нарушений», отмечает отечественный исследователь Е.С. Скрабневская, [10, с. 16] что объяснялось недостатком опыта и знаний всех тонкостей голосования, отсутствием гражданской сознательности у части избирателей. Это относится и к Дербенту. Так выборы и подготовка к выборам не всегда проходили должным образом. Первые выборы в уполномоченные города Дербента прошли 21 декабря 1895 года. В списки избирателей было включено 165 человек от христиан и 726 человек от мусульман. Выборы длились 3 дня.[2, с. 162]

Однако по окончанию выборов, после рассмотрения результатов и жалоб избирателей в областное по городским делам Присутствие были выявлены следующие грубые нарушения - неправильно проведено голосование, так как. ни из протокола, ни из списка избираемых лиц не было видно, сколько избирателей присутствовало на сходе; имелись факты подтасовки голосов при подсчете; тайным голосованием был избран уполномоченный от евреев, в то время как он должен был назначаться областным по городским делам Присутствием; выборы были проведены не общие, а по национальностям - сначала избирались русские, затем армяне, мусульмане и евреи; к тому же списки избирателей были составлены неверно.[1, с. 315-316]

Результаты первых в истории Дербента выборов в городское общественное управление были аннулированы и назначены повторные выборы. Они состоялись 26 января 1896 года, в результате чего были избраны уполномоченные в состав первого городского общественного управления. [2, с. 162-164] Последующие выборы в собрание городских уполномоченных Дербента также проходили с недочетами и нарушениями. Во время вторых выборов от 22 января 1900 г. были выявлены многочисленные ошибки и нарушения - в списки избирателей не были включены лица, имеющие на то право (избиратель Мовсум Мешади Вели бек), [1, с. 319] и наоборот, в списках оказались лица, не имеющие юридического права участвовать в выборах, к примеру, допущен Фигаров, состоявший под судом или же избран Ахундов, не помещенный в списки избирателей (во время третьих выборов); беспорядки во время выборов и т.д. [1, с. 323] Несмотря на отсутствие опыта в проведении выборов в собрание городских уполномоченных, а также отсутствие сознательности, как у организаторов, так и у избирателей, приводивших к срывам выборов, все же следует подчеркнуть увеличение сознательности у ряда лиц в этих вопросах. Так, некоторые избиратели обращали внимание на допущенные ошибки, требовали их исправления.

Выборная система XIX - начала XX века, в городах Дагестанской области рассмотренная в данной статье, на примере города Дербента, свидетельствует о том, что если в начале и середине XIX в. хозяйственными вопросами города Дербента занимались лица, назначаемые царской администрацией, то к концу XIX в., в 1896 г., после введения городского упрощенного общественного управления в Дербенте, на должности лиц, решавших вопросы городского хозяйства избирались жители города, что свидетельствует об эволюции в системе управления. Несмотря на все проблемы, возникавшие в процессе выборов, они оказывали положительное влияние на дальнейшее развитие города, на его социальную, культурную и экономические сферы.

Список литературы:

1. Козубский Е.И. История города Дербента. Темир-Хан-Шура, 1906. С. 140.

2. Гусейнов Г-Б. Краткая энциклопедия города Дербента. Махачкала, 2005.

3. Махмудова З.У. Дербент в XIX - начале XX века. Этническая мозаичность города на «вечном перекрестке». М., 2006.

4. Научный архив ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 1 Д. 70.

5. Свод законов Российской империи. Т. 2. Свод губернских учреждений. СПб., 1892.

6. Центральный государственный архив Республики Дагестан ( далееГА РД. Ф. 6. Оп. 1. Д. 2.

7. ЦГА РД. Ф. 6. Оп. 2. Д. 4.

8. Дагестанские областные ведомости. 1911. № 28.

9. ЦГА РД. Ф. 2. Оп. 3. Д. 217.

10. Скрабневская Е.С. Городское самоуправление на Дальнем Востоке России (конец XIX - начало XX вв.): Ав-тореф. дисс. к.и.н. Хабаровск, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.