13
СЕКЦИЯ: ВЗАИМОСВЯЗИ В РУССКОЙ
И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
УДК 82-31
ТРАНСФОРМАЦИЯ ВИНЫ
В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО И Ф. КАФКИ
© Борисенко Анастасия Александровна1 © Гришенкова Татьяна Федоровна2,
1 магистрант,
2 кандидат филологических наук, доцент Сургутский государственный университет, г. Сургут
Цель статьи - определить особенности трансформации вины в романах Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и Ф. Кафки «Процесс». Основное внимание уделяется выявлению репрезентации наказания в произведениях русского и немецкоязычного писателей. В результате определено, что Ф.М. Достоевский приводит своего героя к чистосердечному признанию, а затем вознаграждает его состраданием со стороны других людей. Для Ф. Кафки вина и наказание становятся инструментом борьбы системы с «неугодными», теми, кто недоволен реальностью. Помещая своего героя в абсурдную ситуацию обвинения в том, чего он не совершал, писатель ХХ века показывает своё отвращение к несовершенству существующего уклада жизни.
Ключевые слова: трансформация, преступление, вина, наказание, Ф.М. Достоевский, Ф. Кафка
Вина - один из самых описанных и в то же время не до конца проясненных феноменов эмоциональной жизни человека [7]. Это связано, в первую очередь, с тем, что данное чувство, оставаясь предметом мощной рефлексивной традиции, представляет собой совокупность противоречивых смыслов. С одной стороны, переживание вины имеет созидательное значение, с другой, несет в себе разрушительный потенциал,
уничтожающий не только цельность человеческой жизни, но, можно сказать, и жизнь в общем. Неоднозначность и глубина данного феномена определяют
исследовательский интерес в различных
научных направлениях: философии, психологии, филологии, юриспруденции. К изучению вопроса вины и наказания обращаются и филологи. А.Ю. Шаюк провела когнитивное исследование связи концептов «страх», «вина», «стыд» и «отвращение» [8]. Трансформацию традиционного образа вины в связи с секуляризацией духовной культуры рассматривали И.М. Лаврухина и С.А. Тимошенко [6]. Лингвокультурологичсекий аспект преступления и наказания стал предметом исследования в работах С.М. Юсуповой [9] и Н.А. Красавского, Е.А. Дженковой [5].
Страдания и их главная причина -вина, психология личности и мотивы, подтолкнувшие человека на преступления, стали основной темой произведений писателей разных стран и эпох: В. Набокова, А. Камю, Д. Хармса, Н. Аржака и многих других. Самыми яркими авторами, поднимавшими в своих произведениях тему вины и наказания можно с уверенностью назвать Федора Михайловича Достоевского и Франца Кафку. Актуальность исследования подчеркивается сравнительно-сопоставительным характером работы. В нашей статье мы рассмотрим трансформацию вины в произведениях Ф.М. Достоевского и Ф. Кафки. Материалом нашего исследования послужат концептуальные для решения проблемы «вины и возмездия» романы Ф М. Достоевского «Преступление и наказание» и Ф. Кафки «Процесс».
Главный герой Ф.М. Достоевского терзается вопросом о воплощении в жизнь придуманной им теории о праве личности «на кровь». Петербургский студент решает страшную дилемму: «тварь» ли он «дрожащая» или имеет право преступить закон и избавить мир от паразитирующей старухи. Данная фраза становится лейтмотивом первой части произведения. Погружая читателя в мир размышлений Раскольникова, открывая самые мрачные «закрома» его сознания, Ф.М. Достоевский раскрывает внутренние мотивы его поступков. В своих мыслях Раскольников руководствуется «благими намерениями», ведь он стремится очистить мир от зла, избавить общество от «глупой, бессмысленной, ничтожной... старушонки» [2]. Моральное разложение, находящееся на начальном этапе, чрезмерная горделивость и тяжелые условия жизни, в которых приходится существовать главному герою, заставляют его преступить закон не столько в его юридическом
14
понимании, сколько в моральном, нравственном. И самое тяжелое наказание в итоге Раскольников получает не от государственного суда, а от «людского», Божьего; мучаясь раскаянием за содеянное, он тяжело заболевает, находясь на каторге. Но именно страдания в конце концов приводят его к осмыслению собственной отчуждённости от людей, к осознанию собственной вины. Раскольников понимает, что всю жизнь жил словно волк-одиночка, не имея душевной привязанности даже к собственной семье, и это угнетает его, заставляя вновь обратиться к людям. Смысл, по мнению некоторых исследователей творчества Достоевского, рождается в человеческой воле, в обыденной «безысходности». Роман отвергает ненависть и месть. Справедливость - вот что должно быть превыше всего, по мнению писателя. Стремление выговорить, «отпустить» свой грех, сказав о нём вслух, показывается в произведении, как крайняя необходимость. Это помогает герою осознать всю тяжесть своего поступка и взять на себя ответственность за него, понеся наказание. Исследуя роман «Преступление и наказание», мы приходим к выводу о том, что мироощущение Ф. М. Достоевского выражается в полном осознании вины через призму страдания, а искупление - через покаяние. Для писателя, идеальный человек -тот, кто может смириться в своём страдании. А значит, верит в человека, его гуманность, безграничную щедрость и бескорыстие.
Таким образом, согласно Ф. М. Достоевскому вина, которая лежит на человеке за преступление, как правило,
трансформируется в раскаяние. Наказание за содеянное, по Достоевскому, следует от Бога, который ниспосылает на преступника покаяние. Писатель верил: если человек нарушает одну из библейских заповедей, судьей ему выступает Господь, и никто больше. Наказав своего главного героя раскаянием за содеянное и осознанием того, что, преступив закон, он не изменил свою жизнь к лучшему, Ф.М. Достоевский приводит своего героя к чистосердечному признанию, а затем вознаграждает его состраданием со стороны других людей.
Иной поход к трактовке вины и наказания мы видим в романе немецкоязычного писателя Франца Кафки. Его роман «Процесс», созданный в 1914-1915 гг., буквально с первых строчек знакомит читателя
с абсурдной ситуацией, разворачивающейся на страницах произведения. Главным действием романа является судебный процесс, о причине которого герой романа, банковский служащий, Йозеф К., даже не догадывается. Известие о начавшемся против него судебном деле он воспринимает, как какую-то чудовищную ошибку, которую можно исправить. «Кто-то, по-видимому, оклеветал Йозефа К., потому что, не сделав ничего дурного, он попал под арест» [4]. Абсурдность самой жизни Йозефа К. подчеркивается названием романа, ибо «процесс» - не только судебная тяжба, затеянная против главного героя, но и вся фантасмагория, связанная с той несообразной ситуацией, в которой оказался Йозеф К. Не стремясь даже прояснить собственное положение, герой довольно безучастно воспринимает обвинение в преступлении, которое он не совершал. Его обращение в судебные инстанции, попытка обзавестись адвокатом, являют собой лишь видимые усилия не для собственного оправдания, а ради смягчения приговора, которого ему не избежать. Эту мысль главный герой принимает как свершившийся факт, признавая тем самым собственную вину за несовершенное деяние, в котором его обвиняют. Он словно «сроднился» с обвинением, приспособился к новой ипостаси -человека, ожидающего возмездия за преступление. Несмотря на всю бедственность своего положения, герой словно этого не замечает и не меняет прежнего образа жизни.. Он продолжает пить кофе каждое утро, читать газету, плестись за девушками. Йозефа К. будто совсем не волнует его собственная судьба и решение суда. Равнодушно, без какого-либо интереса слушает содержание своего собственного процесса.
Точной метафорой происходящего в романе абсурда является притча о человеке, оказавшемся перед вратами Закона и привратнике, не допускающем к нему. Герой притчи предпринимает тщетные попытки войти в заветные врата, но миновать привратника всеми рациональными способами не удается. И лишь, умирающему, находящемуся на грани жизни и смерти герою, открывается фатальная неизбежность: врата Закона предназначались для него одного, больше туда никто не может войти. Ключ к истине оказался невероятно доступен, но герой не воспользовался им, и его собственное существование и жизненные перспективы,
15
словно вода, утекли сквозь пальцы. По мнению Кафки, надо по-настоящему жить, используя все имеющиеся возможности. Йозеф К., как и человек в притче, всего лишь бродил по лабиринтам бюрократических аллюзий, думая, что живёт по-настоящему. Но вся его жизнь была всего лишь наполнена человеческими абстракциями, а между тем, истинный смысл сущего, всегда находился на поверхности. Рациональным способом, как считает писатель, невозможно постичь смысла; эту ситуацию надо пропустить через себя.
Всё, что произошло в жизни Йозефа К. в течение последнего года - всё это было настоящим процессом абсурда. Через К. писатель показал всё своё отношение к жизни -уставший бороться с «абсурдным существованием» в социуме, он сдаётся, смиряясь с происходящим, позволяя нелепому течению жизни с самого начала взять верх над ситуацией и править ею. Тем самым Ф. Кафка демонстрирует своё разочарование в происходящем и через название с самого начала даёт понять о безоговорочной победе «процесса абсурда».
Вот уже на протяжении почти столетия роман Франца Кафки «Процесс» вызывает интерес у людей. Писатель сумел показать проблему, которая актуальна во все времена - борьба человека с системой. Это противостояние предсказуемо и неравно, а потому поражение личности в этой борьбе заранее предрешено. Однако, как утверждает В. Белоножко, вина К. должна быть истолкована, как первородный грех человека, то есть, как его несовершенство с рождения [1]. Это делает смысл романа намного шире и глубже: посыл романа - показать конфликт рационального мышления и религии с целью поиска истины, что приводит к вынесению смертного приговора любому члену общества. Мрачные мысли о логике, а точнее, её отсутствии, организации бытия губят жизнь человека. Однако, без них не найти ответа на вопрос: «Что есть смысл жизни?». Перед каждым членом общества встаёт выбор - бороться с системой или примиряться с ней и приспосабливаться к такой жизни. Такую пищу для размышлений писатель дает и Йозефу К., который ведет «отчаянную и безрезультатную борьбу за право достойного существования» [3].
Смысл «Процесса» - показать жестокий абсурд бытия, который словно нарочно, игнорируется массовой культурой с
целью заставить людей жить в забвении и не бунтовать против несправедливости, довольствуясь малым. Сам Кафка жил в губящем его личность мире. Там, где семья и общество навязывали ему необходимый образ мыслей. Писатель чувствовал себя словно под арестом, реальность казалась ему тюрьмой. Все свои чувства и собственное мироощущение безысходности Кафка отразил в романе «Процесс».
Итак, оба писателя - Ф. М. Достоевский и Ф. Кафка - в своём творчестве обращаются к вопросу вины и наказания. Однако каждый из них по-разному трактует данную тему. Если Ф. М. Достоевский в своих произведениях видит в наказании возможность для своих героев стать лучше, заставляя их через наказание осознавать свою вину и через страдания искупать её, то Ф. Кафка, всю жизнь борясь против системы и не принимая алогичные условности современного ему социума, сравнивает вину и наказание с абсурдностью. Помещая своего героя в абсурдную ситуацию обвинения в том, чего он не совершал, писатель показывает своё отвращение к несовершенству существующего уклада жизни. По мысли Ф. Кафки, вина и наказание - инструмент борьбы системы с «неугодными», теми, кто недоволен реальностью.
Список источников и литературы:
1.Белоножко В. Этика притчи [Электронный ресурс] / /Белоножко В. Дневник о Франце Кафке. Режим доступа: https://kafka.net.ru/text1 .php?p=2 (27.11.2020)
2.Достоевский Ф.М. Полное собрание соч. и писем. В 35-ти томах. Том 6. Преступление и наказание. - СПб.: Наука, 2016. - С.58.
3.Дудова Л.В., Михальская Н. П., Трыков В.П. Модернизм в зарубежной литературе. М.: Флинта: Наука, 2004. - С.182.
4.Кафка Ф. Процесс: Роман / Пер. с нем. Р. Райт-Ковалевой, Г. Снежинской . -СПб.: Азбука-классика, 2007. - С.5.
5.Красавский Н.А., Дженкова Е.А. Концепты «вина» и «наказание» в русской и немецкой лингвокультурах (на материале художественной литературы) Известия ВГПУ. Филологические науки, 2019. (8): 217-224.
6.Лаврухина И.М., Тимошенко С.А. Трансформация традиционного образа вины в связи с секуляризацией духовной культуры.
16
Краснодар: Историческая социально-образовательная мысль. 2015. Т.7. №7. Часть 2. С. 122-127.
7.Турышева О.Н. Вина как предмет художественной мысли: Ф. М. Достоевский, Ф. Кафка, Л. фон Триер / Ольга Турышева. -Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. - С. 4.
8.Шаюк А.Ю. Эмоциональный лингвокультурный концепт ANGST/CTPAX и способы его репрезентации в авторском идиостиле Ф. Кафки/ Шаюк А.Ю. Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина. -Санкт-Петербург: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2011. - 144 с.
9.Юсупова С.М. Преступление и наказание в семантике идиом (на материале английского языка) Российский гуманитарный журнал, 2018. (2): 162-170.
TRANSFORMATION OF GUILT IN THE WORKS OF F. M. DOSTOEVSKY AND F. KAFKA
© Borisenko Anastasia Alexandrovna, master student,
© Grishenkova Tatyana Fedorovna, Ph.D. (Philological Sciences), Associate Professor, Surgut State University, Surgut,
Abstract. The purpose of the article - is to determine the features of the transformation of guilt in the novels of F. M. Dostoevsky "Crime and punishment "And F. Kafka"the Process". The main attention is paid to the identification of the representation of punishment in the works of Russian and German-speaking writers. As a result, it is determined That F. M. Dostoevsky leads his hero to a sincere confession, and then rewards him with compassion from other people. For Kafka, guilt and punishment become an instrument of the system's struggle with the "objectionable", those who are dissatisfied with reality. By placing his character in the absurd situation of being accused of something he didn't do, the twentieth-century writer shows his disgust at the imperfection of the existing way of life.
Keyword: Transformation, crime, guilt, punishment, F. M. Dostoevsky, F. Kafka
Рукопись поступила: 27 ноября 2020 г. Submitted: 27 november 2020
К ЮБИЛЕЮ ЖУРНАЛА ПРОДОЛЖАЕМ ПУБЛИКОВАТЬ
ТЕМАТИЧЕСКИЕОБЛО ЖКИ ПРОШЛЫХ НОМЕРОВ
(2008-2020 ГГ.)
ГОД 2017