Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ УСТАНОВОК ВЬЕТНАМСКОЙ МОЛОДЁЖИ НА ОБУЧЕНИЕ ЗА ГРАНИЦЕЙ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ УСТАНОВОК ВЬЕТНАМСКОЙ МОЛОДЁЖИ НА ОБУЧЕНИЕ ЗА ГРАНИЦЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / миграционные установки / Вьетнам / обучение за рубежом / вьетнамская молодежь / higher education / migration attitudes / Vietnam / study abroad / Vietnamese youth

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С.В. Рязанцев, Е.Е. Письменная

В статье представлена трансформация установок вьетнамской молодежи на обучение за рубежом в контексте геополитических и социальных перемен во Вьетнаме. Выявлены особенности изменения численности и социальной структуры студентов в местных университетах. Рассмотрены особенности обучения вьетнамцев за рубежом, в том числе в Советском Союзе и Российской Федерации. Отдельно представлены установки на обучение в университетах детей представителей сформировавшегося во Вьетнаме в 2000— 2020 гг. среднего класса. Отмечается снижение роли России как направления обучения за границей в пользу США, Австралии, Японии и Кореи. Масштабное проникновение во Вьетнам иностранных компаний и широкое распространение английского языка привело к переориентации потоков вьетнамской молодежи на обучение в странах Запада, Восточной и Юго-Восточной Азии, Австралии. Сделан также вывод, что для увеличения численности вьетнамских студентов в России необходима государственная стратегия (национальный план) по развитию отношений в образовательной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С.В. Рязанцев, Е.Е. Письменная

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF VIETNAMESE YOUTH ATTITUDES TO STUDY ABROAD

The article presents the changes of the attitudes of Vietnamese youth to study abroad in the context of the geopolitical and social transformations of Vietnam. The peculiarities of changes of the number and social structure of students in Vietnamese universities are revealed. The peculiarities of the Vietnamese education in different periods of the country's historical development abroad, including in the Soviet Union and the Russian Federation, are considered. The tendency of changes in the attitudes of young Vietnamese in the context of geopolitical and social transformations is highlighted. The attitudes towards the education of children of representatives of the formed middle class in Vietnam in 2000— 2020 are studied. There is a decrease in the role of Russia as a direction for the implementation of emigration installations for studying abroad in favor of new directions — the USA, Australia, Japan and Korea. The large-scale entry of foreign companies into the Vietnamese economy and the widespread use of the English language in Vietnam led to a reorientation of the flows of Vietnamese youth to study in Western countries, East and Southeast Asia, and Australia. To increase the number of Vietnamese students in Russia, a state strategy (national plan) is needed to develop relations in the educational sphere.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ УСТАНОВОК ВЬЕТНАМСКОЙ МОЛОДЁЖИ НА ОБУЧЕНИЕ ЗА ГРАНИЦЕЙ»

С.В. Рязанцев, Е.Е. Письменная

ТРАНСФОРМАЦИЯ УСТАНОВОК ВЬЕТНАМСКОЙ МОЛОДЁЖИ НА ОБУЧЕНИЕ ЗА ГРАНИЦЕЙ*

Аннотация. В статье представлена трансформация установок вьетнамской молодежи на обучение за рубежом в контексте геополитических и социальных перемен во Вьетнаме. Выявлены особенности изменения численности и социальной структуры студентов в местных университетах. Рассмотрены особенности обучения вьетнамцев за рубежом, в том числе в Советском Союзе и Российской Федерации. Отдельно представлены установки на обучение в университетах детей представителей сформировавшегося во Вьетнаме в 2000— 2020 гг. среднего класса. Отмечается снижение роли России как направления обучения за границей в пользу США, Австралии, Японии и Кореи. Масштабное приникновение во Вьетнам иностранных компаний и широкое распространение английского языка привело к переориентации потоков вьетнамской молодежи на обучение в странах Запада, Восточной и Юго-Восточной Азии, Австралии. Сделан также вывод, что для увеличения численности вьетнамских студентов в России необходима государственная стратегия (национальный план) по развитию отношений в образовательной сфере.

Ключевые слова: высшее образование, миграционные установки, Вьетнам, обучение за рубежом, вьетнамская молодежь.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ВАОН в рамках научного проекта № 20-511-92002 «Стратегия России на образовательных рынках стран Юго-Восточной Азии: оценка социально-демографического потенциала и направления государственной политики».

The study was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research and VASS within the framework of the scientific project No. 20-51192002 "Russia's strategy in the educational markets of Southeast Asia: assessment of the socio-demographic potential and directions of state policy".

TRANSFORMATION OF VIETNAMESE YOUTH ATTITUDES TO STUDY ABROAD

Abstract. The article presents the changes of the attitudes of Vietnamese youth to study abroad in the context of the geopolitical and social transformations of Vietnam. The peculiarities of changes of the number and social structure of students in Vietnamese universities are revealed. The peculiarities of the Vietnamese education in different periods of the country's historical development abroad, including in the Soviet Union and the Russian Federation, are considered. The tendency of changes in the attitudes of young Vietnamese in the context of geopolitical and social transformations is highlighted. The attitudes towards the education of children of representatives of the formed middle class in Vietnam in 2000— 2020 are studied. There is a decrease in the role of Russia as a direction for the implementation of emigration installations for studying abroad in favor of new directions — the USA, Australia, Japan and Korea. The large-scale entry of foreign companies into the Vietnamese economy and the widespread use of the English language in Vietnam led to a reorientation of the flows of Vietnamese youth to study in Western countries, East and Southeast Asia, and Australia. To increase the number of Vietnamese students in Russia, a state strategy (national plan) is needed to develop relations in the educational sphere.

Keywords: higher education, migration attitudes, Vietnam, study abroad, Vietnamese youth.

Введение

Актуальность настоящего исследования обусловлена растущей ролью Вьетнама как поставщика студентов на мировой образовательный рынок. Страна отличается значительной численностью населения (пятнадцатое место в мире) и повышенной долей молодежи в структуре населения. Система высшего образования СРВ существенно трансформировалась в сторону расширения сети университетов, улучшения качества образования и инновационного развития вузов. Однако эта система не может принять всех молодых людей, желающих получить высшее образование. В результате значительная часть вьетнамской молодёжи едет учиться за границу. Этому тренду способствуют также и социально-экономические процессы, происходящие во вьетнамском обществе, — формирование среднего класса, рост доходов и иностранных инвестиций.

Основными задачами исследования стали: во-первых, выявление исторических и современных тенденций, географии и масштабов образовательной миграции из Вьетнама за границу; во-вторых, опреде-

ление установок на обучение за рубежом и факторов, влияющих на эти установки, особенностей выбора стран обучения вьетнамской молодёжью в современных условиях; в-третьих, оценка подходов различных стран, включая РФ, к привлечению иностранной молодёжи как ресурса развития национальной системы высшего образования.

В качестве источников информации в статье использовались статистические данные Главного управления по вопросам миграции МВД России, Центра социологических исследований Министерства науки и высшего образования РФ, Министерства образования и профессиональной подготовки СРВ.

Также включены результаты двух социологических опросов, проведённых авторами. Первый опрос (2008) проведён в нескольких провинциях Вьетнама (объем выборки 300 человек). В ходе опроса были опрошены вьетнамцы, обучавшиеся и работавшие в СССР и России, на предмет возможности обучения их детей в российских университетах в современных условиях. Опрошенные вьетнамцы учились или работали в Москве (47,7 %), Киеве (9,6 %), Ленинграде или Санкт-Петербурге (7,7 %), Владивостоке (7,3 %), Харькове (3,8 %), Воронеже (3,5 %), Минске (2,3 %) или других городах социо-

логический опрос (2016) был проведён среди 278 молодых вьетнамцев в Ханое, изучавших русский язык в школах и вузах, при содействии Института европейских исследований ВАОН и Университета внешней торговли2.

Демографический потенциал и установки вьетнамской молодёжи на обучение за рубежом

Вьетнам обладает значительным демографическим потенциалом. В июле 2020 г. численность населения страны составила 97 338 579 человек3, что соответствует пятнадцатому месту в мире. При этом на долю подростков в возрасте от 10 до 19 лет приходилась четвертая часть населения. Численность возрастной когорты молодёжи от 10 до 24 лет составляла 23 млн человек. Численность абитуриентов, ежегодно поступающих в университеты СРВ, равнялась около 1 млн человек. При этом становятся студентами только 20 % абитуриентов4. Большая часть молодежи остаётся за бортом системы высшего образования, т. е. существует значительный неудовлетворённый спрос на высшее образование внутри страны.

В государственных документах СРВ прямо не декларируется необходимость стимулирования образовательной эмиграции за грани-

цу. Но в стране, например, принята национальная стратегия развития молодёжи на 2011—2020 гг. В политическом докладе ЦК КПВ XII съезду партии значительное внимание уделено задачам развития человеческого капитала, науки и техники, подготовки преподавательских и управленческих кадров. Очевидно, что вьетнамские власти будут планомерно добиваться повышения образовательного уровня молодежи, в том числе путем обучения молодых вьетнамцев за рубежом и привлечения высококвалифицированных специалистов в СРВ5.

По данным Министерства образования и профессиональной подготовки СРВ, в 2016 г. за рубежом обучались 130 тыс. вьетнамцев. Основными странами обучения были Япония (38 тыс.), Австралия (31 тыс.), США (28 тыс.), КНР (13 тыс.), Великобритания (11 тыс.), Сингапур (10 тыс.), Франция (6,7 тыс.), Тайвань (6 тыс.), Германия (5 тыс.), Россия (4,5 тыс.), Республика Корея (2,6 тыс.). В других странах обучались 25,8 тыс. вьетнамцев6 . Российская Федерация, хотя и входит в десятку основных направлений обучения вьетнамских студентов за рубежом, но теряет свои позиции в силу нескольких обстоятельств.

По данным опроса вьетнамской молодежи 2016 г., проведённом Международным образовательным интернет-порталом EasyUni относительно выбора места учёбы, было установлено, что 41 % вьетнамской молодёжи хочет учиться во Вьетнаме, а 59 % — за рубежом7.

Молодежь, выбравшая обучение за рубежом, своё решение обосновывает следующими аргументами: доверие к качеству образования и подготовки — 38 %, хороший жизненный опыт при освоении будущей специальности — 36 %, надёжные инвестиции для получения диплома, имеющего международное признание, и создание благоприятных условий для последующей работы — 19 %. Родители молодых вьетнамцев, принимая решение направить своих детей на учёбу за границу, заявили о следующих приоритетах: всестороннее образование и развитие (46 %), высокое качество образования (41 %), креативность образовательного процесса (23 %), непредвзятость образования (17 %), персонифицированное обучение (14 %), важность получения фундаментальных знаний (9 %)8.

Социологический опрос 2016 г. установил высокие эмиграционные установки вьетнамской молодежи на обучение за границей. Около 74 % вьетнамцев, изучавших русский язык, хотели бы продолжить образование за рубежом. Примерно 10 % хотели бы продолжить образование во Вьетнаме. Около 16 % затруднились с ответом, что означало наличие значительной группы молодых вьетнамцев, не сформиро-

„9

вавших на тот момент твердого намерения учиться за границей . В случае активных действий данная группа также могла бы пополнить ряды образовательных эмигрантов.

Проведённый в 2008 г. социологический опрос вьетнамцев, обучавшихся и работавших в СССР и России, выявил достаточно низкие установки родителей на обучение детей в российских университетах. Только 40 % из них были готовы отправить детей на учёбу в российские вузы. А 50 % не сделали бы этого ни при каких условиях, еще 10 % не задумывались об этом. Основные причины столь низких установок были: в России опасно жить (42 %), сложно выучить русский язык (26 %), есть возможность получить образование на родине (19 %), дорого учиться (7 %)10.

В гораздо большей степени вьетнамские родители были ориентированы на обучение детей в странах Запада и Востока: США (33 %), Великобритания (20 %), Австралия (17 %), Япония (9 %), Южная Корея (8 %), Франция (6 %), Сингапур (2 %), Канада, ЕС и Россия (по 1 %). Столь однозначный вектор желаний, явно не в пользу России, объясняется следующими факторами. Большинство родителей связывали планы переезда детей на обучение с перспективами будущего трудоустройства в тех же странах (33 %). Еще 32 % опрошенных ответили, что их дети изучают во Вьетнаме язык той страны, куда они хотят их отправить учиться. Еще 13 % ориентировались на активную рекламу своих университетов, проводимую этими странами в СРВ. Около 12 % вьетнамцев ориентировались на высокое качество образования в данных странах11.

При высоком миграционном и демографическом потенциале Вьетнама российский рынок образовательных услуг в настоящее время является слабо привлекательным для вьетнамской молодежи по сравнению с экономически развитыми странами. Масштабы образовательной миграции вьетнамцев в Россию практически не растут, несмотря на политические декларации и усилия отдельных российских университетов. Главной проблемой остается отсутствие устойчивой культурно-языковой, социально-экономической основы процесса и развитой инфраструктуры привлечения вьетнамских студентов в Россию.

Факторы выбора стран обучения вьетнамской молодёжью

Можно выделить несколько ключевых факторов, которые в современных условиях предопределяют выбор молодыми вьетнамцами стран обучения.

Прежде всего, это социальный фактор. Развитие частного бизнеса, рост доходов и уровня благосостояния вьетнамцев, формирование среднего класса с новыми потребительскими и жизненными ориентирами привели к постепенной переориентации потоков молодежи (детей представителей среднего класса, бизнесменов, предпринимателей, чиновников) в пользу обучения в университетах стран Северной Америки, Западной Европы, Австралии, Восточной и Юго-Восточной Азии. Министр образования Фунг Суан Ня заявлял в выступлениях, что «на протяжении 2016 и 2017 гг. вьетнамские семьи ежегодно тратят до 3—4 млрд долл. на отправку своих детей на учёбу за границу»12 . Очевидно, что объём этих средств будет расти по мере увеличения благосостояния семей и расширения среднего класса в СРВ. Во вьетнамском обществе среди родителей формируется также запрос на обучение детей в англоязычных школах ещё до поступления в университет. Спрос рождает предложение. В результате в крупнейших городах Вьетнама активно открываются школы с обучением на английском языке (рис. 1).

Рис. 1. Сингапурская международная школа (Ханой, 2019). Фото автора

На втором месте стоит экономический фактор. Масштабное вхождение во вьетнамскую экономику иностранных компаний, создание ими новых рабочих мест способствовало формированию новых направлений образовательной миграции. К процессу рекрутинга молодёжи подключился корпоративный сектор. Хороший пример — работа корейской компании «Самсунг» с университетской молодёжью во Вьетнаме. Более 2 тыс. инженеров и выпускников университетов приняли участие в тесте «Самсунг Глобал Эбилити Тест» (ГСЭТ), который прошел в Ханое 20 июня 2020 г. Экзамен является частью процесса набора выпускников университетов для всех компаний группы «Самсунг» по всему миру. Во Вьетнаме было подано 190 тыс. заявок, около 60 тыс. кандидатов приняли участие в раунде ГСЭТ и почти 14 тыс. сотрудников были приняты на работу с помощью этого экзамена. Компания «Самсунг» заявила, что уделяет приоритетное внимание поиску, воспитанию и развитию высококачественных человеческих ресурсов. Компания организует крупномасштабные мероприятия по подбору персонала для подготовки ресурсов для себя и для решения проблемы безработицы среди молодёжи во Вьетнаме. Помимо набора персонала «Самсунг Вьетнам» проводит другие мероприятия по обучению и развитию талантов, такие как «Программа талантов Самсунг», стипендиальные программы, «Умная библиотека», «Умные школы», и руководство проектами Технологического института Самсунг13.

На фоне зарубежных инвесторов, вкладывающих значительные средства в экономику СРВ, Россия существенно отстает от конкурентов. Из-за отсутствия динамичного развития торгово-экономического сотрудничества не создаются новые рабочие места в русскоязычной экономике Вьетнама и во вьетнамском секторе экономики России. И хотя открыт и функционирует ряд совместных компаний, их крайне недостаточно. Это уменьшает возможности вьетнамцев — выпускников российских вузов найти достойную работу на российском и вьетнамском рынках труда. В результате популярность изучения русского языка и российского образования среди вьетнамской молодежи и их родителей снижается. Как показало наше исследование 2008 г., «даже люди, учившиеся в СССР и России, отправляют своих детей учиться в страны Запада, Японию, Южную Корею, Австралию,

поскольку не видят перспектив их трудоустройства с российскими

14

дипломами» .

В-третьих, важен и политический фактор. В настоящее время некоторые государства ведут активную внешнюю политику в отношении Вьетнама, используя разнообразные методы «мягкой силы»,

включая развитие образовательных и социокультурных проектов. Активно развивают программы привлечения вьетнамских студентов и стажёров США, Австралия, Япония, Республика Корея. В СРВ широко развернуты грантовые программы, образовательные выставки (рис. 2, 3), молодёжные проекты. Можно привести пример стипендиальной программы для талантливых студентов из стран АСЕАН. Правительство Республики Корея предоставляет 90 докторских стипендий кандидатам из стран АСЕАН для обучения в шести ведущих корейских университетах в течение следующих пяти лет. Программа АСЕАН «Высшее образование для талантов» была инициирована корейской делегацией в АСЕАН, Секретариатом АСЕАН и Советом по университетскому образованию РК. Посол Республики Корея в АСЕАН Лим Сунгнам заявил, что с помощью этой программы его правительство внесет свой вклад в развитие человеческих ресурсов в каждой стране — члене АСЕАН. Общий бюджет программы составляет 8,3 млн долл. Фонд финансирует многие проекты и программы,

STUDY in JAPAN

I ü> Ts

j

Jtrrjr ЩГ Г 1

HÖI THAO DU HQC NHÄT BAN

NfcttlktrtlcMrMtbJprtiJl. ^^ lOSMl -

»sz.'sgxinga ts ;*»- ш

""'irÄriir''--^»'««^

WtbUtt. IM» //«n,.M( 4CO» *« Kxtboc* http« //«Г«г» АксЪоо*.со«/и Ttt-. (tt«-«2MOfU [O)

«117/0/19 (Mt,0«4) OtM474»7 (Mr.

Рис. 2. Информация об обучении в Японии (Ханой, 2019). Фото автора

Рис. 3. Реклама обучения за границей (Ханой, 2019). Фото автора

направленные на укрепление отношений между АСЕАН и РК, а также на помощь в построении сообщества АСЕАН15.

В то же время внешняя государственная образовательная политика РФ в СРВ, как правило, опирается на традиционные методы работы, не имеет достаточного размаха, в отличие от стран-конкурентов. Во Вьетнаме существует только 10 школ, в которых изучается русский язык, мало бесплатных и доступных курсов русского языка, во вьетнамских университетах сократилось число факультетов и кафедр русского языка. Российские структуры (посольство, Россотрудничество, Фонд «Русский мир») могли бы более активно развивать программы популяризации русского языка во вьетнамских провинциях и городах, а не только в столицах Ханое и Хошимине. На фоне других стран

200S г. 2009 г. 2010 г. 2011г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2013 г. Баку (Азербаджан) Ханой (Вьетнам) Мадрид (Испания)

Нью-Дели {Индия i Париж (Франция)

Рис. 4. Количество иностранцев, изучающих русский язык на курсах в российских центрах науки и культуры и представительствах Россотрудничества в 2008—

2017 гг., человек.

Источник: Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Выпуск 9. Министерство науки и высшего образования РФ. М.: Центр социологических исследований, 2019. С. 516—520.

и городов мира численность обучающихся русскому языку гораздо меньше (рис. 4).

Обучение вьетнамской молодежи в российских университетах

Советские вузы были относительно привлекательными для вьетнамцев. После распада СССР Вьетнам на время ушёл из сферы влияния России, что привело к переориентации потоков образовательных мигрантов на новые направления. Это произошло также по причине развития новых векторов развития в самом Вьетнаме.

Сложившаяся в России система регистрации иностранных граждан не позволяет понять чёткую картину численности и социально-демографического состава мигрантов. Существуют данные Главного управления по вопросам миграции МВД России, которые фактически фиксируют не людей, а факты регистрации по месту пребывания и месту жительства иностранцев16. Это один из немногих доступных в настоящее время источников информации об иностранцах вообще и вьетнамских гражданах в частности.

В 2019 г. в стране было зарегистрировано по месту пребывания 90 750 граждан СРВ. Фактически эта цифра характеризует численность категории временных мигрантов и посетителей. Среди них 29 132 человека — это вьетнамские туристы, которые стали активно в последние годы посещать российские города, прежде всего Москву, С.-Петербург, Владивосток. 17 407 человек зарегистрированы с целью работы, т. е. могут быть отнесены к категории трудовых мигрантов. 9986 человек приехали с частными целями. Численность вьетнамских студентов составляла 7068 человек на основе фактов регистрации по месту пребывания.

К категории постоянных мигрантов можно отнести несколько категорий мигрантов из СРВ: 2446 человек получили временную регистрацию на основе разрешения на временное проживание в России (ВПР), 10 687 человек получили временную регистрацию до пяти лет на основе вида на жительство в России (ВНЖ), наконец, 5595 вьетнамских граждан были зарегистрированы на основе регистрации по месту жительства (получили постоянную прописку в России). Очевидно, что многие из них имеют собственное жилье, но таких данных в открытом доступе нет.

По данным 2017 г., в региональном отношении наибольшая абсолютная численность вьетнамских граждан отмечалась в Москве (14 739), Санкт-Петербурге и Ленинградской области (13 576), Московской области (9459), Тульской области (4523), Владимирской области (3431). На основе данных регистрации по месту пребывания с целью учёбы можно отметить, что большинство вьетнамских граждан было сосредоточено в Москве (1957), Санкт-Петербурге и Ленинградской области (1662), Калужской области (352), Приморском крае (310), Тульская область (221) (рис. 5).

Ещё одним источником информации о вьетнамских студентах в России являются сведения Центра социологических исследований Министерства науки и высшего образования России, которые обобщаются на основе ежегодных отчетов вузов. По этим данным, общая численность иностранных студентов в российских вузах в 2017/2018 учебном году составила 257 тыс. человек, в том числе 1/4 часть из стран Азии17. Наиболее крупные контингенты иностранных студентов в российских вузах представлены выходцами из Казахстана (41 285), КНР (29 172), Туркменистана (22 093), Таджикистана (16 291), Индии (13 176 человек). Но максимальный прирост контингента иностранных студентов российским университетам обеспечивают в последние годы азиатские страны с молодой возрастной

Рис. 5. Численность вьетнамских образовательных мигрантов в регионах России (данные получены в ГУВМ МВД России по запросу автора, 2017 г.)

структурой населения: Туркменистан, Индия, Узбекистан, Таджикистан, КНР18.

Вьетнам находился на девятом месте в списке с числом студентом 4758 чел. Доля вьетнамцев в общем потоке иностранных студентов в российских вузах составляла всего около 3 %. Согласно данным Ми-нобрнауки России в 2003—2004 учебном году в российских вузах обучались 3773 вьетнамцев, т. е. к 2017—2018 учебному году прирост составил всего около 1 тыс. чел.19 Отметим, что еще 1613 вьетнамских студентов обучались в российских вузах на контрактной (платной) основе. Статистические данные за период 2003—2018 гг. свидетельствуют о фактической стагнации числа вьетнамских студентов, обучающихся в российских вузах. При этом, например, численность китайских студентов в России достаточно активно растет: в 2002—2004 учебном году их было 7895, а в 2017—2018 учебном году — 29 172.

Судя по данным Минобрнауки России, большинство вьетнамцев по квотам учатся в Москве, Санкт-Петербурге, Туле, Владивостоке. Например, около 180 вьетнамцев и аспирантов учатся в Тульском государственном университете, в том числе 20 человек за свой счет, а остальные в рамках межправительственного соглашения между РФ и СРВ20.

Российская политика по привлечению вьетнамских студентов

Привлекательность российских университетов для иностранных граждан обусловлена в основном историческими контактами, хорошим качеством образования, географической близостью некоторых государств, где распространен русский язык, а также относительной дешевизной образования в РФ.

Кроме того, в последние годы власти России и российские университеты, ставя задачи привлечения иностранных студентов, стали активней работать по повышению качества образования и университетской инфраструктуры. Например, согласно Указу Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» наша система высшего образования для повышения конкурентоспособности внедрит современные образовательные технологию, автоматизацию и т. д.21

Привлечение иностранных студентов в российские вузы стало важным направлением государственной политики Российской Федерации. В национальном проекте «Образование» в качестве одной из задач заявляется «увеличение в два раза числа иностранных граждан, обучающихся в вузах и научных организациях, а также реализация комплекса мер по их трудоустройству». К 2024 г. в качестве целевого ориентира предполагается «...увеличение числа иностранных граждан, которые обучаются в российских вузах, до 435 тыс. человек, ежегодное обучение как минимум 15 тыс. иностранных граждан в летних и зимних школах, реализация в шестидесяти университетах минимум

по пять образовательных программ, прошедших международную ак-

22

кредитацию» .

Новая активизация российско-вьетнамских отношений началась в 2000-е годы. Руководители высшего уровня в ходе своих визитов в СРВ неоднократно заявляли, что она является главным геополитическим и стратегическим партнером России в Юго-Восточной Азии. Директор Российского центра науки и культуры в Ханое Н.В. Шафин-ская отмечала: «Сегодня Россия придает особое значение подготовке в своих вузах граждан Вьетнама, обоснованно надеясь, что многие из них будут активно способствовать реализации российско-вьетнамских проектов в интересах укрепления всеобъемлющего стратегического партнёрства двух стран. За эти годы в вузах бывшего СССР, а затем и России высшее образование получили свыше 50 тыс. граждан Вьетнама. В настоящее время в вузах РФ на коммерческой основе обучаются

порядка 5 тыс. студентов и аспирантов из СРВ. При этом ежегодно увеличивается количество льготных государственных образовательных квот, которые Россия предоставляет Вьетнаму»23.

В 2016 г. Россия выделила 855 государственных стипендий гражданам Вьетнама, в том числе 70 на обучение по специальностям, связанным с ядерной энергетикой. В 2017 г. было выделено 953 стипендии для граждан СРВ, в том числе 65 % — для аспирантов, 30 % — для студентов, 5 % — для стажёров24. По данным Министерства образования и профессиональной подготовки СРВ, в российские высшие учебные заведения по государственной линии было направлено на учёбу в 2019/2020 учебном году 965 студентов25.

Очевидно, что современная система государственной поддержки для обучения вьетнамской молодёжи в российских вузах пока не соответствует декларируемому уровню политических отношений. Причём недостаточной эта поддержка является с двух сторон: как с российской, так и с вьетнамской. Количество стипендий для страны с населением 98 млн человек крайне мало. Не говоря уже об историческом контексте взаимоотношений между нашими странами. Наши расчёты показывали, что во Вьетнаме миграционный потенциал, ориентированный именно на Россию, может составлять 85,3 тыс. человек26. Однако в последние годы, несмотря на политические декларации, численность вьетнамских студентов в российских вузах практически не растёт, а порой и снижается, несмотря на активный рост населения и молодёжи в самом Вьетнаме.

Заключение

Как показывает проведённое исследование, при значительном демографическом потенциале Вьетнама Россия пока не является страной приоритетного направления выезда вьетнамской молодёжи на обучение. Молодые вьетнамцы и их родители в современных условиях в большей степени ориентированы на страны Запада, Восточной и Юго-Восточной Азии, Австралии. Этому среди прочего способствует распространение экономического влияния этих стран и популярности английского языка в СРВ.

И хотя у вьетнамцев существует значительный интерес к России и вроде бы растут масштабы вьетнамского туризма в РФ, необходима более активная реклама российского образования, русской культуры во Вьетнаме через телевидение, Интернет, специализированные офисы. А кроме того, российские компании пока слабо присутствуют в

экономике Вьетнама на фоне западных, китайских, японских, корейских корпораций.

Для увеличения численности вьетнамских студентов в РФ необходима государственная стратегия (национальный план) по развитию отношений в образовательной сфере. России следует выделять больше стипендий для изучения вьетнамского языка в российских вузах. Целесообразно также предоставлять больше стипендий российским студентам и аспирантам для обучения во Вьетнаме. Образовательная миграция должна стать «дорогой с двусторонним движением»: не только вьетнамцы должны приезжать учиться в Россию, но и россияне должны иметь возможность ехать учиться во вьетнамские университеты. Также необходимо расширять программы обучения и взаимных поездок для школьников и детей, формируя взаимный интерес молодёжи к России и Вьетнаму.

Конечно же, требует более активного развития система преподавания русского языка во Вьетнаме, в том числе открытие русских школ и филиалов университетов. России нужно усиливать присутствие российских мобильных образовательных офисов при туристических центрах, университетах, торговых компаниях. Требуется развитие программы российского государственного образовательного маркетинга в СРВ.

Со стороны российской миграционной политики также необходимы некоторые шаги: прежде всего, снятие асимметрии в визовых отношениях — отмена виз для вьетнамских туристов. Учитывая депопуляцию в России, вполне возможно использовать более активно потенциал вьетнамских выпускников российских вузов: им можно предложить российское гражданство.

Примечания

1 Рязанцев С.В., Письменная Е.Е. Образовательная и трудовая миграция вьетнамцев в Россию: тенденции и потенциал // Российско-вьетнамские отношения: современность и история. Взгляд с двух сторон. М.: ИДВ РАН, 2013. С. 65—74.

2

Итоги см. в: Рязанцев С.В., Письменная Е.Е. Миграционные планы вьетнамской молодежи в контексте российской политики привлечения образовательных мигрантов // Сборник «Вьетнамские исследования». Вып. 7. М.: ИДВ РАН, 2017.

3

Worldometer. World Population by Country. URL: https://www.worldometers. info/world-population (дата обращения: 21.11.2020).

4

Рязанцев С.В., Письменная Е.Е. Образовательная и трудовая миграция... Указ. соч. С.65—74.

5 Рязанцев С.В., Письменная Е.Е. Миграционные планы вьетнамской молодежи... Указ. соч.

Соколов А.А. Современная образовательная миграция из Вьетнама: возможности и вызовы // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2017. № 35. С. 184—205.

7 Там же.

8 т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Там же.

9

Рязанцев С.В., Письменная Е.Е. Миграционные планы вьетнамской молодежи... Указ. соч.

10 Рязанцев С.В., Письменная Е.Е. Образовательная и трудовая миграция... Указ. соч.

11 Там же. С. 67—69.

12

Vietnamese families splurge USD 4 billion per year on education abroad // VN Express International, 07.06.2018. URL: https://e.vnexpress.net/news/news/vietnamese-families-splurge-4-billion-per-year-on-education-abroad-3759851.html

13 Education and Science. No. 3452327. URL: vietnam.vnanet.vn, 23.07.2020.

14 Ryazantsev S., Pismennaya E. Vietnamese Migrate to Russia to Study and Work: Trends and Potential // Russian Scholars on Vietnam. Selected Papers. Moscow: IFES RAS, 2014. P. 36—43.

15 Education and Science. Op. cit.

16 Статистические сведения по миграционной ситуации. МВД России. URL: https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics/migracionnaya

17 Обучение иностранных граждан в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации. Статистический сборник. Вып. 16. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. М.: Центр социологических исследований. 2019. С. 9, 29—30. URL: http://www.socioprognoz.ru/ publ.html?id=548

18

Обучение иностранных граждан... Указ. соч. С. 9. URL: http://www.sociopro gnoz.ru/publ.html?id=548

19 Там же. С. 25.

20

Соколов А.А. Указ. соч. С. 191.

21

Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 г. № 204-ФЗ. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/57425

22

Национальный проект «Образование». URL: https://edu.gov.ru/national-project

23

В России будут учиться 965 студентов из Вьетнама // Вести образования, 29.03.2019. URL: https://vogazeta.ru/articles/2019/3/28/quality_of_education/6819-v_ rossii_budut_uchitsya_965_ studentov_iz_vietnama

24 Соколов А.А. Указ. соч. С. 191.

25 Там же. С. 190.

26 Рязанцев С.В., Письменная Е.Е. Образовательная и трудовая миграция. Указ. соч. С. 72.

Библиографический список

В России будут учиться 965 студентов из Вьетнама // Вести образования, 29.03.2019. URL: https://vogazeta.rU/articles/2019/3/28/quality_of_education/6819-v_ rossii_budut_uchitsya_965_studentov_iz_vietnama

Национальный проект образование. URL: https://edu.gov.ru/national-project Обучение иностранных граждан в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации. Статистический сборник. Вып. 16. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. М.: Центр социологических исследований. 2019. URL: http://www.socioprognoz.ru/publ.html?id=548 Рязанцев С.В., Письменная Е.Е. Миграционные планы вьетнамской молодежи в контексте российской политики привлечения образовательных мигрантов // Сборник «Вьетнамские исследования». Вып. 7. М.: ИДВ РАН, 2017. URL: http://

www.ifes-ras.ru/attaches/books_texts/Russ-Viet_Relations.pdf

Рязанцев С.В., Письменная Е.Е. Образовательная и трудовая миграция вьетнамцев в Россию: тенденции и потенциал // Российско-вьетнамские отношения: современность и история. Взгляд с двух сторон. М.: ИДВ РАН, 2013. С. 65—74. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-i-trudovaya-migratsiya-vietna mtsev-v-rossiyu-tendentsii-i-potentsial

Соколов А.А. Современная образовательная миграция из Вьетнама: возможности и вызовы//Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2017. № 35. С. 184—205.

Статистические сведения по миграционной ситуации. МВД России. URL: https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics/migracionnaya

Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 г. № 204-ФЗ. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/57425

Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Выпуск 9. Министерство науки и высшего образования РФ. М.: Центр социологических исследований, 2019. 536 с.

Education and Science. No. 3452327. URL: vietnam.vnanet.vn, 23.07.2020. Ryazantsev S., Pismennaya E. Vietnamese Migrate to Russia to Study and Work: Trends and Potential // Russian Scholars on Vietnam. Selected Papers. Moscow: Institute for Far Eastern Studies, Center for Vietnam and ASEAN Studies, 2014. Pp. 36—43.

Worldometer. World Population by Country. URL: https://www.worldometers.info/ world-population (дата обращения: 21.11.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.