Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ КОМПЛЕКСОМ КРУПНЕЙШИХ ГОРОДОВ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ КОМПЛЕКСОМ КРУПНЕЙШИХ ГОРОДОВ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТ / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / ТРАНСПОРТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозов Владимир Дмитриевич

В статье рассматриваются особенности текущих изменений в управлении транспортной инфраструктурой в крупнейших российских городах в новых экономических условиях. Рассмотрены как современные, так и перспективные решения для регионов, а также обозначены потенциально новые направления развития региональных транспортных комплексов. Значительный акцент сделан на формировании эффективного городского пассажирского транспорта, рассмотрен актуальный опыт трансформации управления транспортным комплексом в крупнейших российских регионах. Приведен пример сотрудничества стран ЕАЭС в области производства транспортных средств и изучены перспективы и эффективность подобного сотрудничества, предложено взаимодействие в транспортной сфере и со странами, не входящими в перечень недружественных. На основе проведенного анализа сформировано концептуальное предложение по представлению транспортного комплекса как драйвера социально-экономического развития региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Морозов Владимир Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE MANAGEMENT OF THE TRANSPORT COMPLEX OF THE LARGEST CITIES: ECONOMIC ASPECTS

The article discusses the features of current changes in the management of transport infrastructure in the largest Russian cities in the new economic conditions. Both modern and promising solutions for the regions are considered, as well as potentially new directions for the development of regional transport complexes. Considerable emphasis is placed on the formation of an efficient urban passenger transport, the current experience of transforming the management of the transport complex in the largest Russian regions is considered. An example of cooperation between the EAEU countries in the field of production of vehicles is given and the prospects and effectiveness of such cooperation are studied, interaction in the transport sector and with countries that are not included in the list of unfriendly countries is proposed. Based on the analysis carried out, a conceptual proposal was formed to present the transport complex as a driver of the socio-economic development of the region

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ КОМПЛЕКСОМ КРУПНЕЙШИХ ГОРОДОВ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

Трансформация управления транспортным комплексом крупнейших городов: экономические аспекты

Морозов Владимир Дмитриевич,

аспирант, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации E-mail: kippe444@gmail.com

В статье рассматриваются особенности текущих изменений в управлении транспортной инфраструктурой в крупнейших российских городах в новых экономических условиях. Рассмотрены как современные, так и перспективные решения для регионов, а также обозначены потенциально новые направления развития региональных транспортных комплексов. Значительный акцент сделан на формировании эффективного городского пассажирского транспорта, рассмотрен актуальный опыт трансформации управления транспортным комплексом в крупнейших российских регионах. Приведен пример сотрудничества стран ЕАЭС в области производства транспортных средств и изучены перспективы и эффективность подобного сотрудничества, предложено взаимодействие в транспортной сфере и со странами, не входящими в перечень недружественных. На основе проведенного анализа сформировано концептуальное предложение по представлению транспортного комплекса как драйвера социально-экономического развития региона

Ключевые слова: транспорт, электротранспорт, городская среда, транспортное управление, развитие инфраструктуры.

а. в

см см

В настоящее время продолжается процесс укрупнения и урбанизации в России, более заметным становится влияние агломерационных процессов, все больше городов становятся мегаполисами. Процесс урбанизации сопровождается непрерывным ростом городского населения, что увеличивает его долю в общей численности населения Российской Федерации до 74% [1 ], приводя к драматическому росту использования личных автомобилей в городах, увеличению изношенности парка автобусов, грузовых автомобилей и электротранспорта. С ростом городов по численности населения и территории возрастают также объёмы пассажирских перевозок.

В связи с вышеописанными факторами необходимым является создание такой структуры транспортного управления, которая сможет максимально оперативно и эффективно действовать в сфере обеспечения городской мобильности. Это особенно актуально в настоящее время, поскольку в текущих экономических условиях сокращается возможность использования импортных транспортных средств и комплектующих при возрастающей необходимости обеспечения высокого уровня транспортного обслуживания в городах. Нарастающие санкции и общие проблемы с поставками комплектующих из-за рубежа требуют поиска вариантов замещения импортных компонентов, прежде всего европейского производства, отечественными или доступными для российских предприятий компонентами производства Китая, Турции и т.д. Растет и запрос на управленческие компетенции в кадровом обеспечении городских транспортных комплексов. Одновременно с этим повышается роль автомобильного, грузового, пассажирского и коммерческого транспорта, произведённого на территории ЕАЭС.

Стоит отметить, что значительная часть парка городского пассажирского транспорта либо исторически является отечественной, либо в значительной степени переориентировалась на отечественные транспортные средства после 2014 года. Тем не менее, продукция автопроизводителей из ЕАЭС остается на сравнительно низком уровне по сравнению с европейскими и азиатскими конкурентами. Основные ограничения повышения конкурентоспособности автомобилей из ЕАЭС лежат в их качестве и отсутствии должного маркетинга [2]. При этом наблюдается качественный рост в производстве городского пассажирского транспорта, в частности городского электротранспорта. Так, в начале декабря 2022 года в городе Ворсма Нижегородской области запустилось новое трамвайное

производство. Здесь важно отметить, что производство трамваев, получивших название «МиНиН» запущено в кооперации со страной ЕАЭС, Республикой Беларусь. В 2022 году было образовано совместное предприятие двух стран, получившее название «Нижэкотранс», на котором до 2024 года планируется произвести 176 вагонов, в том числе 26 трехсекционных для Нижнего Новгорода. В результате работа совместного предприятия позволит обновить инфраструктуру городского наземного электротранспорта в Нижнем Новгороде и фактически создаст новую трамвайную сеть в городе.

Таким образом, можно выделить следующие позитивные социально-эконмические эффекты для региона от внедрения нового производства в Нижегородской области/

Таблица 1. Эффекты внедрения нового трамвайного производства в Нижегородской области (составлено автором)

Эффект Характеристика

Кооперационный Улучшение межстрановой производственной кооперации на уровне стран ЕАЭС

Компетен-ционный Появление новых производственных компетенцией в регионе

Технологический Разработка и имплементация новых технологий производства, отечественных разработок

Кадровый Появление новых высококвалифицированных рабочих мест, запрос на более квалифицированный персонал

Инвестиционный Возможности для привлечения инвестиций в производство и экономику региона

Можно отметить, что упор на формирование новых региональных производств, направленных на обновление и улучшение социальной инфраструктуры, дает значительный эффект сразу в нескольких сферах: экономической, производственной и социальной. При успешном серийном производстве и эксплуатации новых трамваев в Нижнем Новгороде сформируется благоприятный кейс применения продукции производства стран ЕАЭС в сфере общественно транспорта. Это позволит привлечь дополнительные инвестиции в производство и поможет в позиционировании трамваев «Нижэкотранс» не только на рынке ЕАЭС, но и на международном рынке. Прежде всего продукция «Нижэкотранс» может заинтересовать региональные правительства стран бывшего СССР, но при этом возможен выход также и на рынки государств, не входящих в перечень недружественных.

Получив новую трамвайную систему, Нижний Новгород станет более привлекательным и комфортным городом для жизни, а улучшение инфраструктуры поможет сократить время в пути для горожан, что в свою очередь влияет на их экономическую активность, так как у жителей освобождается время для других активностей, в том числе сопряженных с приобретением товаров и услуг в регионе.

При этом важно подчеркнуть то, что средства региональных бюджетов не всегда позволяют открывать современные производства в городе или области. Значительным подспорьем в этом вопросе является поддержка федеральной власти, в частности государственная программа комплексного развития городского электрического транспорта. Правительство весной 2022 года одобрило 10 заявок на обновление электротранспорта в областных центрах в Липецкой, Ярославской, Нижегородской, Курской, Саратовской, Сахалинской, Ростовской областях, а также в Краснодарском, Красноярском и Пермском краях. Эти регионы стали участниками первого этапа комплексной программы.

10 проектов предусматривают поставку более 600 вагонов трамваев и около 300 электробусов, а также строительство и реконструкцию более 700 км трамвайных путей и порядка 90 зарядных станций для электробусов. Предполагаемый объём инвестиций в инфраструктурные проекты оценивается в 231 млрд рублей. Планируется, что проекты будут финансироваться за счёт средств инвесторов, кредитов «ВЭБ.РФ», федерального бюджета. Московский регион тоже использует возможности федеральной поддержки для обновления подвижного состава. Так, в Московский регион поступили уже 44 вагона поезда нового поколения «Иволга 3.0». Эти поезда приобретаются Московским метрополитеном на средства инфраструктурного кредита, выделенного в октябре 2021 года Правительством РФ в том числе на приобретение поездов для перспективных диаметров. Второй такой кредит одобрили в июле 2022 года. Их общая сумма -больше 106 млрд руб. На эти средства также закупят вагоны для строящихся участков линий метро, в том числе - для Большой кольцевой линии [3].

При этом руководитель аппарата Правительства Дмитрий Григоренко заявлял, что «оценкой эффективности работы регионов будет не финансовый отчёт, а количество построенных путей, поставленных трамваев и электробусов и созданных цифровых сервисов». В заявлении прослеживается интерес регионов к замене троллейбусов электробусами, что поддерживается правительством. При этом транспортные эксперты считают вытеснение троллейбуса с городских улиц электробусами и газовыми автобусами основной проблемой развития региональных транспортных комплексов, в особенности в текущих экономических условиях. По их мнению, тенденция предпочтения электробусов и газовых автобусов троллейбусам базируется не на обоснованных экономическими расчетами и транспортным моделированием критериях, а на конъюнктурных соображениях, связанных с иррациональными решениями о полном отказе от троллейбусного сообщения в ряде городов РФ. По результатам сравнительного исследования стоимости транспортной работы различных видов транспорта, выполненного Международной Ассоциацией Предприятий Городского Электрического Транспорта (МАП ГЭТ), электробус является одним из самых дорогостоящих в эксплуата-

сз о

со £

гп Р сг

от А ш

Q. в

СМ

ем

ции видов транспорта: эксплуатационные расходы на электробусе (с учетом расходов на инфраструктуру) при равных условиях эксплуатации (пассажиропотоках, протяженности маршрута и др.) выше расходов на других видах пассажирского транспорта общего пользования, причем превышение расходов электробуса над другими видами транспорта составляет от 30% до 200% в зависимости от пассажиропотока, вместимости, интервалов и времени работы [4]. Соответственно, выбор электробусов для осуществления регулярных пассажирских перевозок оправдан в случае, когда стоимость транспортной работы для органов власти не является главным критерием. Можно предположить, что в текущих экономических условиях закупка транспортных средств с высокой стоимостью обслуживания и, соответственно, транспортной работы не должны являться первым приоритетом для региональных властей. В этой связи обозначенный правительством запуск электробусов в регионах может быть отложен на более длительный срок. При этом в России уже функционирует несколько предприятий, производящих электробусы, успешно эксплуатируемые с пассажирами в Москве и частично в других российских регионах, что сохраняет возможность снижения стоимости электробусов при полном переходе заводов на производство из отечественных комплектующих, или аналогичных с более низкой стоимостью.

В настоящее время главная задача организационной структуры управления пассажирским транспортом - обеспечить единство функций и структуры системы управления в процессе достижения заданного качества пассажирского сервиса на территории региона. В основе формирования организационной структуры управления общественным пассажирским транспортом должны находиться выделенные логистические функции, необходимые и достаточные для реализации основной цели - обеспечения заданного уровня сервиса транспортных услуг. Участие в федеральных программах и получение правительственных инфраструктурных кредитов в сочетании с открытием производств, ориентированных на создание новой транспортной инфраструктуры, могут перевести региональный транспортный комплекс на качественно новый уровень, одновременно повысив социально-экономические показатели региона и улучшив качество жизни. При этом важно принимать во внимание возможность не только межрегионального сотрудничества, но и производственную кооперацию со странами ЕАЭС и странами, не входящими в перечень недружественных. Больше значение в успешной реализации такой стратегии будет иметь наличие политической воли у региональных властей, а также грамотное позиционирование и маркетинг региона, однако результат дает положительный эффект не только на социальную, но и на экономическую сферу деятельности региона, повышает качество городской среды, одновременно с этим создавая значительное количество рабочих мест.

Литература

1. Численность населения российской федерации по полу и возрасту // Федеральная служба государственной статистики (Росстат) URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Bul_ chislen_nasel-pv_01-01-2021.pdf (дата обращения: 11.11.2022)

2. Соколова, Е.С. Автомобильный рынок ЕАЭС: перспективы развития в новых экономических условиях / Е.С. Соколова, Л.С. Леонтьева // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. -2022. - № 4. - С. 91-95. - DOI 10.37882/22232974.2022.04.42. - EDN UKRMTO.

3. В Московский регион поступили уже 44 вагона поезда нового поколения «Иволга 3.0» // Дептранс Москвы URL: https://t.me/DtRoad/2199 (дата обращения: 12.12.2022)

4. Аналитический отчет «Троллейбусный транспорт в России. Состояние и перспективы рынка» / Strategy Partners URL: https://files.sber-disk.ru/s/bBYr4ZxPbcQfKid (дата обращения: 12.12.2022)

TRANSFORMATION OF THE MANAGEMENT OF THE TRANSPORT COMPLEX OF THE LARGEST CITIES: ECONOMIC ASPECTS

Morozov V.D.

Financial University under the Government of the Russian Federation

The article discusses the features of current changes in the management of transport infrastructure in the largest Russian cities in the new economic conditions. Both modern and promising solutions for the regions are considered, as well as potentially new directions for the development of regional transport complexes. Considerable emphasis is placed on the formation of an efficient urban passenger transport, the current experience of transforming the management of the transport complex in the largest Russian regions is considered. An example of cooperation between the EAEU countries in the field of production of vehicles is given and the prospects and effectiveness of such cooperation are studied, interaction in the transport sector and with countries that are not included in the list of unfriendly countries is proposed. Based on the analysis carried out, a conceptual proposal was formed to present the transport complex as a driver of the socio-economic development of the region

Keywords: transport, electric transport, urban environment, transport management, infrastructure development.

References

1. Population of the Russian Federation by sex and age // Federal State Statistics Service (Rosstat) URL: https://rosstat.gov. ru/storage/mediabank/Bul_chislen_nasel-pv_01-01-2021.pdf (date of access: 11.11. 2022)

2. Sokolova, E.S. Automotive market of the EAEU: development prospects in the new economic conditions / E.S. Sokolova, L.S. Leontieva // Modern Science: Actual Problems of Theory and Practice. Series: Economics and law. - 2022. - No. 4. -P. 91-95. - DOI 10.37882/2223-2974.2022.04.42. - EDN UKRMTO.

3. 44 carriages of the Ivolga 3.0 new generation train have already arrived in the Moscow region // Deptrans of Moscow URL: https://t.me/DtRoad/2199 (date of access: 12/12/2022)

4. Analytical report "Trolleybus transport in Russia. State and prospects of the market" / Strategy Partners URL: https://files.sberd-isk.ru/s/bBYr4ZxPbcQfKid (date of access: 12.12.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.