Время правления Калояна (1197 - 1207 гг.) можно разделить на два периода - до и после 1204 г.
В первый период (1197 - 1204 гг.) Калоян значительно укрепил государство и начал вести активную внешнюю политику. Ему удалось разрушить систему государств, созданных Константинополем как альтернативные центры Тырнову (Иванко в Фи-липпополе, Добромир Хриз в Македонии). Важнейшим событием данного периода явились коронация Калояна королем Болгарии и посвящение архиепископа Василия в примасы Болгарии Папой Римским Иннокентием III. Таким образом, Второе Болгарское царство получило между народное признание и могло уже выступать как субъект международных отношений.
В 1204 г. произошло событие, в корне изменившее геополитическую обстановку на Балканах и в Малой Азии: Византийская империя перестала существовать, и на ее месте были образованы Латинская, Никейская, Трапезундская империи и Эпир. Это предопределило новые задачи внешней политики царя Болгарии - борьба за гегемонию на Балканах.
Поэтому второй период правления (1204 - 1207 гг.) характеризуется преимущественно борьбой с латинянами. В союзе с греческим населением фракийских и македонских городов Калоян нанес ряд поражений крестоносцам (главное - при Адрианополе 14 апреля 1205 г.). Однако к лету 1206 г. этот союз себя исчерпал и борьба Тырнова и Константинополя пошла с переменным успехом. В октябре 1207 г. царь болгар был убит в результате заговора в ночь перед решающим штурмом Фессалоники.
Итак, чего же добился Калоян за свое десятилетнее правление?
1. Была достигнута главнейшая цель болгарской внешней политики - страна получила международное признание.
2. Поражение, нанесенное Латинской империи, ослабило последнюю, что имело определенное значение для будущего восстановления Византии и способствовало усилению позиций только что образовавшейся в Малой Азии Никейской империи.
3. Удалось создать сильную Болгарию, игравшую главную роль на Балканском полуострове.
Но держава, созданная Калояном, держалась лишь на его авторитете, таланте военачальника и государственного деятеля. Была сильна болярская оппозиция, недовольная активной внешней политикой царя, имевшей следствием укрепление его личной власти. Усиление болярства в правление племянника Калояна царя Борила привело к ослаблению и упадку централизованного Болгарского государства. Лишь при Иване Асене II, сумевшем временно ослабить крупных феодалов, в 20-е гг. XIII в., Болгария снова становится гегемоном на Балканах.
Н. Желнова
ТРАНСФОРМАЦИЯ ТРАДИЦИОННОЙ КИТАЙСКОЙ БЮРОКРАТИИ В ПРОЦЕССЕ МОДЕРНИЗАЦИИ КИТАЯ (середина XIX - начало XX века)
Проведение политики «самоусиления» и постепенное открытие Китая иностранными державами в первой половине XIX в. положило начало процессу глубокой трансформации традиционного китайского общества. Модернизация прочно затро-
нула все стороны жизни китайского социума, в том числе и шэныни, привилегированного слоя ученых-чиновников, составляющего административно-управленческую элиту традиционного Китая. Ответом на вызов, брошенный промышленно развитыми странами Запада, стала политика самоусиления в 60 - 90-х гг. XIX в. - внедрение технологических преимуществ европейских стран с целью оздоровления одряхлевшей Цинской империи. Однако крах этой политики и превращение Китая в полуколонию на рубеже XIX - XX вв. поставили привилегированную элиту перед необходимостью определить своё место в процессе модернизации традиционного китайского общества.
Механизм социального рекрутирования и система ценностей китайских шэнь-ши издревле базировались на конфуцианских этических позициях. В самом конфуцианстве и его традиционализме был успешно заложен модернизационный потенциал: этика и дисциплина труда, постоянное самоусовершенствование, ориентация на личный успех в рамках коллектива, что давало возможность для заимствования и приспособления традиционной структуры к новым нормам жизни. Таким образом, в Китае были заложены внутренние потенции для трансформации, а её социальным субъектом могла стать только конфуцианская чиновничья бюрократия, которая и возглавила этот процесс. Но в результате осуществления модернизации в Китае радикально изменилось и само учено-чиновничье сословие.
1. В процессе трансформации общества начинается угасание китайской бюрократии как оплота конфуцианства. Меняется система ценностей, происходит отход от традиционного идеала цзюнь-цзы, который должен обладать такими добродетелями, как«жень» (человечность), «вэнь» (образованность), «ли» (ритуал), «и» (справедливость), «чжи» (мудрость). Но новое содержание ценностной системы прикрывала традиционная форма: конфуцианство оставалось официальной идеологией Китая; как и прежде, соблюдались церемониал и обрядность, основанные на «сяо» - сыновней почтительности, которая четко определяла место человека в иерархической социальной структуре.
2. Меняется характер и стиль социального поведения шэныни. Модернизация вызвала появление различных типов «шэныни-буржуа» (фабрикант, банкир...). На смену традиционному конфуцианскому презрению к предпринимательству приходит активное занятие бизнесом части чиновников.
3. В результате ослабления государственной власти происходит утрата контроля над остальным социумом; это приводит к увеличению милитаристских тенденций, росту военных чиновников (ушень). Практически перестает действовать принцип социальной мобильности, происходит рост бюрократов-нефункционеров, чьи звания, чины и ранги были куплены за деньги, что являлось гарантией от произвола полицейских властей, налоговых чиновников, залогом получения монопольных прав в той или иной сфере.
4. В ходе расслоения, дифференциации в рядах чиновничьего сословия появляются различные группировки, которые в зависимости от отношения к модернизации можно разделить на «старых шэныни» («доопиумный» тип), которые никак не могли абсорбироваться к новым условиям и были настроены против модернизации и вообще каких-либо изменений; «новых шэныни» (китайская интеллигенция), получающих образование за границей или в новых учебных заведениях Китая и выступающих за радикальные преобразования.
5.Итогом качественных сдвигов стало изменение оценок китайской бюрократии в обществе, о чем свидетельствуют выступления Сунь Ятсена, воспоминания последнего императора Пу И, докладные записки чиновников, прокламации и песни сторонников движения ихэтуаней, а также литературные произведения, китайские поговорки и сказки. Но, несмотря на это, именно чиновник по-прежнему оставался социальным идеалом китайского общества. Дать сыну образование и тем самым «вывести его в люди» было заветной мечтой каждого отца. В итоге вторая половина XIX в. показывает резкое увеличение численности китайской бюрократии. Рост прекратился лишь после отмены в 1905 г. системы экзаменов.
Кроме того, модернизационные процессы в Китае середины XIX - XX в. проходили в различных провинциях по-разному. Наиболее глубокие корни трансформация пустила в южных областях страны, соответственно, именно там масштабы её воздействия на традиционную китайскую бюрократию были шире и устойчивее.
Таким образом, конфуцианская китайская модель отчетливо показала свой внутренний потенциал и готовность к преобразованиям, в результате чего Китай сумел противостоять воздействию колониализма западных государств. Консерватизм традиционной структуры абсорбировал новые элементы, за счет чего китайская модель становилась более гибкой и жизнеспособной. В отличие от Запада в восточных обществах двигателем прогресса был не индивид, а само государство, как, например, в Китае, в лице бюрократического аппарата адаптировавшего лишь те новшества, которые соответствовали нормам корпоративной этики и интересам государства.
Ю. Минидарова
НЕМЕЦКАЯ СЕМЬЯ ПЕРИОДА ТРЕТЬЕГО РЕЙХА В ОСВЕЩЕНИИ СОВЕТСКОЙ ПРЕССЫ 30-х ГОДОВ
Семья - это ячейка общества, важная его часть, поэтому сегодня многие историки обращаются к ее исследованию. В данной работе рассматривается положение женщины в семье III рейха по материалам советской периодической печати 1933 - 1939 гг., не всегда отличавшейся объективностью, что иллюстрируется названиями статей и заметок1.
Придя к власти, фашисты заявляли: «Место женщины у семейного очага. Жизнь и область ее творчества - это дети, семья»2. Она должна была оставаться за колючей изгородью трех «К» - Kinder, Kühe, Kleider. Гитлера приводила в ужас возможность довести женщину до общего равноправия, образования, чтения газет и занятия политикой3.
Пристальное внимание уделялось гастрономическим аспектам, а именно тому, сколько немецкая домохозяйка покупала продуктов и по какой цене и как обеспеченные фашистские дамочки, страдающие от безделья, разрабатывали меню на неделю без применения мяса и жиров4.
Вполне понятно, почему многие женщины не стремились вступать в брак, ставящий их в положение вечной домохозяйки и образцовой матери. Как отмечалось в статье «Фашизм - это рабство», в 1936 г. в 57 городах Германии количество браков сократилось по сравнению с 1935 г. на 12,8 %. А для всей Германии уменьшение их числа произошло на 10,5 %5. Как следствие, появилась тенденция к сокращению рож-