УДК 321:329.12:316.75
РОМАНОВА Е.А. Трансформация типологии
либерализма: проблемы и противоречия
В статье рассматривается сущность и типология либерализма, делается акцент на неоднозначность и обширность данного понятия. Политический либерализм охватывает целый ряд разнородных элементов и находится в процессе трансформации. Также обращается внимание на противоречие между экономическим и социальным либерализмом.
Ключевые слова: конституционализм, политический плюрализм, либеральная демократия, политический либерализм, экономический либерализм, социальный либерализм, культурный либерализм.
Либерализм является многозначным понятием. Остановимся на нескольких наиболее распространённых определениях.
В одном из вариантов либерализм - это буржуазное идеологическое и обществен-но-политическоетечение, объединяющее сторонников буржуазно-парламентского строя, буржуазных свобод и свободы капиталистического предпринимательства. Кроме того, либерализм - это система взглядов, согласно которым социальная гармония и прогресс человечества достижимы лишь на базе частной собственности путём обеспечения достаточной свободы индивида в экономике и во всех других сферах человеческой деятельности (ибо общее благо якобы стихийно складывается в результате осуществления индивидами их личных целей). По мере развития капиталистических отношений реальное содержание либерализма претерпевало сложную эволюцию при крайней пестроте его конкретно-исторических форм1. Также либерализм понимается как политическая идеология, обосновывающая свободу личности и устройство такого государства, которое бы в минимальной степени ограничивало эту свободу2.
Наконец, либерализм - это совокупность экономических воззрений, в основе которых лежит принцип максимального ограничения вмешательства государства в экономическую деятельность, терпимость к различным позициям и точкам зрения, снисходительность, попустительство3.
Обобщив указанные определения, можно выделить следующие положения классического либерализма:
- индивид обладает совокупностью естественных прав;
- существует идея о правовом государстве и конституционном правлении, основанном на разделении законодательной, исполнительной и судебной властей;
- развита идея о необходимости существования неотъемлемых прав человека на свободу совести, слова, вероисповедания, объединения в политические организации.
В широком смысле либерализм необходимо рассматривать как определенное мировоззрение, имеющее философские, социальные, этические, экономические, политические аспекты, которые связаны друг с другом, взаимно друг друга дополняют и в то же время обладают некоторой самостоятельностью. Таким образом,
выделяют политический, экономический, культурный и социальный либерализм.
С политической точки зрения либерализм создает свою модель построения государства и общества и включает в себя совокупность взглядов о форме правления, государственном устройстве, политической системе общества, основанных на принципах рационализма, религиозной терпимости, свободы дискуссий, ограничения вмешательства государства в частную жизнь и других принципах, именуемых либеральными. Либерализм можно определить как часть политического спектра, представленную приверженцами постепенных, умеренных, сугубо легальных перемен.
В целом политический либерализм включает в себя следующие основные положения:
- конституционализм;
- принцип разделения властей;
- либеральная демократия;
- политический плюрализм;
- правовое государство.
Под формой правления в либеральном государстве понималась организация верховной государственной власти4. Монарх рассматривался либералами как один из органов государства, стоящий не над законом, а под ним, хотя и обладающий спецификой правового положения среди других высших органов государственной власти5.
Исходя из либеральных представлений, роль правительства в конституционном государстве несколько иная, чем в государстве абсолютистском. В конституционном государстве правительство наделялось своей собственной сферой деятельности, с одной стороны, а с другой - конституционной теорией ему вменялось в обязанность исполнение функций того органа, который наряду с народным представительством должен был направлять личную и безответственную юридически волю монарха в определенные законом рамки деятельности, тем самым приводя ее, как считали многие либералы-юристы, в соответствие с волей народа6.
Главным аспектом конституционализма является принцип разделения властей. Основной идеей разделения властей либеральный принцип считает обособление законодательства от исполнения законов и независимость суда от администрации7.
Кроме того, прослеживается мысль о сотрудничестве, единении органов, осуществляющих соответствующие функции в государстве.
Особенности русского либерализма заключаются в том, что русский либерализм формировал особое отношение к государственной власти, предполагал сильную и иерархически организованную государственную власть. Русский либерализм формировался в условиях не просто абсолютной монархии, а самодержавия с его крепостничеством. Однако идеи Европы и идеи свободы оказались очень близки России и органично впитались в умы русской интеллигенции.
С позиций политического либерализма в основе либеральной политической системы общества лежит представление, что отдельные личности являются опорой закона и общества и что общественные институты существуют для того, чтобы способствовать наделению индивидуумов реальной властью, без преклонения перед элитами. Это убеждение в политической философии и политологии называется «методологический индивидуализм». В его основе лежит убеждение, что каждый человек сам в состоянии определить, что для него лучше. Особый акцент делается на верховенство закона, в частности, либерализм исходит из того, что государство обладает достаточной силой для его обеспечения.
Здесь нужно отметить, что при ограничении власти монарха высвобождается определенная политическая ниша, которая должна заполниться иной политической силой - властью народа в лице народного представительства (парламента). Поэтому наиболее предпочтительной системой считается либеральная демократия на основе представительной демократии, в которой воля большинства и способность избранных представителей осуществлять власть ограничены во имя защиты прав меньшинства и свобод отдельных граждан. Либеральная демократия ставит своей целью равное обеспечение каждому гражданину прав на соблюдение надлежащих правовых процедур, частную собственность, неприкосновенность личной жизни, свободу слова, свободу собраний и свободу вероисповедания. Эти либеральные права закреплены
в высших законах (таких, как конституция или статут, либо же в прецедентных решениях, вынесенных верховными судебными инстанциями), которые, в свою очередь, наделяют различные государственные и общественные органы полномочиями с целью обеспечения этих прав.
Для наглядного представления о либерализме политическом и о либеральной демократии в частности попробуем рассмотреть понятие либеральной демократии с современной точки зрения. Исходя из современного понимания, характерным элементом либеральной демократии является открытое общество, характеризуемое терпимостью, плюрализмом, сосуществованием и конкуренцией самого широкого спектра общественно-политических взглядов. Благодаря периодически проводимым выборам каждая из групп, придерживающихся различных взглядов, имеет шанс получить власть. На практике экстремистские или маргинальные точки зрения крайне редко играют значительную роль в демократическом процессе, поскольку общественность видит в них угрозу для самой либеральной демократии. Однако модель открытого общества затрудняет консервацию власти правящей элитой, гарантирует возможность бескровной смены власти и создаёт стимулы, чтобы правительство гибко реагировало на запросы общества.
В либеральной демократии политическая группа, находящаяся у власти, не обязана разделять все аспекты идеологии либерализма (например, она может выступать за демократический социализм). Однако она обязана подчиняться упомянутому выше принципу господства права. Термин «либеральный» в данном случае понимается так же, как в эпоху буржуазных революций конца XVIII века: обеспечивающий каждому человеку защиту от произвола со стороны власти и органов правопорядка.
Демократический характер государственного устройства достигается с помощью целого ряда инструментов, главными из которых являются господство права, независимое правосудие, разделение властей (по ветвям и по территориальному уровню) и система «сдержек и противовесов», которая обеспечивает подотчётность одних ветвей власти другим. Правомерными являются
только такие действия представителей власти, которые осуществляются в соответствии с опубликованным в письменном виде и в должном порядке законом. Хотя либеральные демократии включают элементы прямой демократии (референдумы), подавляющее большинство верховных государственных решений принимается правительством. Политика этого правительства должна зависеть только от представителей законодательной власти и главы исполнительной власти, которые устанавливаются в результате периодически проводимых выборов. Подчинение правительства каким-либо неизбираемым силам не допускается. В промежутке между выборами правительство должно работать в режиме открытости и прозрачности, факты коррупции должны немедленно предаваться огласке. Одним из главных положений либеральной демократии является всеобщее избирательное право, дающее каждому взрослому гражданину страны равное право голосования, независимо от расы, пола, материального положения или образования. Реализация этого права, как правило, связана с определённой процедурой регистрации по месту жительства. Результаты выборов определяются только теми гражданами, которые фактически приняли участие в голосовании, однако часто явка должна превысить некоторый порог, чтобы голосование считалось состоявшимся. Народное представительство, по мнению либералов, в определенной степени выражало волю народа. И исторический ход развития, по их мнению, шел по пути дальнейшего подчинения парламента воле народа.
Важнейшей задачей выборной демократии является обеспечение подотчётности избранных представителей перед нацией. Поэтому выборы и референдумы должны быть свободными, справедливыми и честными. Им должна предшествовать свободная и честная конкуренция выразителей различных политических взглядов, сочетающаяся с равенством возможностей для избирательных кампаний. На практике политический плюрализм определяется присутствием нескольких (минимум двух) политических партий, которые имеют значимую власть. Важнейшим необходимым условием для этого плюрализма является свобода слова. Выбор людей должен быть свободен от преобладающего влияния армии, иностранных держав, тоталитарных
партий, религиозных иерархий, экономических олигархий и любых других могущественных групп. Культурные, этнические, религиозные и прочие меньшинства должны иметь приемлемый уровень возможностей участия в процессе принятия решений, который, как правило, достигается путём предоставления им частичного самоуправления.
Наиболее часто приводимые критерии либеральной демократии имеют форму гражданских прав и свобод. Большинство из этих свобод были заимствованы из различных течений либерализма, однако приобрели функциональное значение: право на жизнь и на достоинство личности, свобода слова, свобода средств массовой информации и доступ к альтернативным источникам информации, свобода вероисповедания и публичного выражения религиозных взглядов и другие права и свободы.
Некоторые из перечисленных свобод в определённой степени ограниченны. Однако все ограничения обязаны отвечать трём условиям: они должны строго соответствовать закону, преследовать праведную цель и должны быть необходимы и адекватны для достижения этой цели.
Безусловно, свободные выборы не являются абсолютной гарантией от тирании. Сами по себе они не могут обеспечить либеральную демократию и на практике часто приводят к «дефектным» демократиям, в которых либо у части граждан отсутствует избирательное право, либо избранные представители не определяют всю политику правительства, либо исполнительная власть подчиняет себе законодательную и судебную, либо система правосудия не способна обеспечивать соблюдение заложенных в конституции принципов. Последнее является наиболее часто встречающейся проблемой.
Тем не менее идея либеральной демократии - это главнейшее и практически единственное средство достижения общественной справедливости. Предположительно либеральная демократия опирается на верховенство закона и всеобщее равенство перед ним, обеспечивает подотчётность органов власти перед нацией. В случае, если народ недоволен политикой правительства, на следующих выборах оппозиция имеет высокий шанс одержать
победу. Таким образом, либеральная демократия облагораживает стремление к власти и вынуждает правительство работать на благо нации.
Конституционная защита от диктатуры большинства является существенным достоинством этого режима и отличает его от других разновидностей демократии. Благодаря тому, что меньшинство способно оказывать влияние на процесс принятия решений, либеральная демократия обеспечивает защиту частной собственности для обеспеченных, социальную защиту для бедных, а также сглаживание культурных, этнических и религиозных конфликтов.
Возможность изменить правительство или его политику мирным путём и без насилия способствует стабильности и определённости в обществе. Этому же способствует то, что демократия вынуждает правительство работать открыто, сообщать о своих стратегических целях и отчитываться о текущих мерах по их достижению. Свобода слова также позволяет органам власти быть лучше информированными о реальном состоянии дел в государстве.
Следствиями либеральной демократии являются накопление человеческого капитала, низкая инфляция, меньшая политическая и экономическая нестабильность и относительно невысокое вмешательство государства в деятельность предпринимателей. Ряд исследователей полагают, что эти обстоятельства (в особенности экономическая свобода) способствуют экономическому подъёму и росту уровня благосостояния всего населения.
Либерализм также включает в себя идею политического плюрализма, то есть устройство политической системы государства, при котором допускается не только существование, но и свободное выражение и свободная конкуренция в избирательном процессе различных систем взглядов на будущее государства и общества, на пути его развития и на саму необходимость такого развития.
Итак, центральное место в либеральной модели построения государства занимает конституционная теория, в основе которой лежит принцип ограничения власти монарха посредством реализации ряда либеральных принципов, влекущих за
собой значительные перемены в государственной и общественной жизни. При рассмотрении принципов либеральных установлений в конституционном государстве просматривается идея правового государства.
Правовое государство - это способ организации общества, при котором обеспечивается господство права и реализуются следующие принципы:
- защита прав и свобод человека;
- равенство всех перед законом;
- принцип разделения властей;
- разрешение конфликтов через справедливый суд.
Таким образом, ключевой в русском политическом либерализме является концепция ограниченной монархии с демократическим режимом, предполагающая законодательное закрепление либеральных принципов построения государства и общества в конституции, а также стремление к построению правового государства, где максимально соблюдаются и реализуются права и свободы человека и гражданина.
Экономический или классический либерализм выступает за индивидуальные права на собственность и свободу контракта. Экономический либерализм утверждает, что стоимость товаров и услуг должна определяться свободным выбором индивидуумов. Он включает в себя защиту свободной конкуренции в эгоистических интересах предпринимателей. Экономические интересы между людьми должны складываться при свободном действии естественного порядка. Предоставление полной свободы действия естественных законов способно осуществить общее благо.
Культурный либерализм фокусирует внимание на правах личности, относящихся к сознанию и образу жизни, включая такие вопросы, как сексуальная, религиозная, академическая свобода, защита от вмешательства государства в личную жизнь.
Теория социального либерализма гласит, что государство должно использовать свою власть для восстановления социальной справедливости. Социальный либерализм поддерживает введение некоторых ограничений на экономическую конкуренцию. Он также ожидает от правительства предоставления социальной защиты населению (за счёт налогов), чтобы создать
условия для развития всем талантливым людям, для предотвращения социальных бунтов и просто «для общего блага».
Между экономическим и социальным либерализмом существует фундаментальное противоречие. Экономические либералы считают, что позитивные права неизбежно нарушают негативные и потому недопустимы. Они видят функцию государства ограниченной главным образом вопросами обеспечения законности, безопасности и обороны. С их точки зрения, эти функции и так требуют наличия сильной централизованной государственной власти. Напротив, социальные либералы считают, что главная задача государства состоит в социальной защите и обеспечении социальной стабильности: предоставлении питания и жилища нуждающимся, здравоохранении, школьном образовании, пенсионном обес-печении,уходе за детьми, инвалидами и престарелыми, помощи жертвам стихийных бедствий, защите меньшинств, предотвращении преступности, поддержке науки и искусства. Такой подход делает невозможным введение масштабных ограничений на правительство.
Таким образом, необходимо констатировать, что либерализм представляет собой систему различных элементов. Политический либерализм означает движение за либеральную демократию и против абсолютизма или авторитаризма; экономический либерализм борется за частную собственность и против государственного регулирования; культурный либерализм - за личную свободу и против ограничений на неё из соображений патриотизма или религии; социальный либерализм - за равенство возможностей и против экономической эксплуатации.
1 Гринев А.В. Краткий терминологический словарь по дисциплине политология. - и^: http://www.politike.ru/dictionary/867/word/ ИЬега^т (Дата обращения: 12.04.2014).
2 Большой коммерческий словарь / Под ред. Т.Ф. Рябовой. М.,1996.
3 Лазаревский Н.И. Русское государственное право. М., 1917. Т 1. С. 57.
4 Кокошкин Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву. М., 1912. С. 210.
5 Алексеев А.С. Безответственность монарха и ответственность правительства. М., 1907. С. 27-28.
6 Куприц Н.Я. Ковалеский. М.: Юрид. лит., 1978. С. 78.