УДК 930 йО!: 10.14529/взИ220404
ТРАНСФОРМАЦИЯ ТЕМЫ ДЕТСТВА В РОССИИ В УСЛОВИЯХ
ПЕРВОЙ МИРОВОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙН
(ПО МАТЕРИАЛАМ ИСТОРИОГРАФИИ И ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ)
Е. В. Кравченко
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Российская Федерация
Настоящая статья посвящена анализу трансформации темы детства в период Первой мировой и Гражданской войн 1914-1922 гг. Впервые тема детства в эпоху войн была затронута зарубежными исследователями. В современной российской историографии также существует ряд работ, посвященных детству. Основные проблемы военного детства связаны с такими сюжетами, как мобилизация детей и юношей, трансформация поведенческих практик, государственная политика в отношении юных граждан. Более изученным является военное детство эпохи Первой мировой войны, дефицит источникового материала обусловил малоисследованность детства периода Гражданской войны. Источниковую базу данной статьи составили детские журналы, в частности, журналы, издававшиеся взрослыми для детей, а также рукописные журналы школьников. Основные исследовательские вопросы касаются детского «ответа» на взрослые военные дискурсы, особенностей военной и политической риторики на страницах школьных газет и журналов. Дискурсивные изменения детских нарративов и нарративов для детей тесно связаны с трансформацией представлений о детстве в военные годы. Автор приходит к выводу, что, несмотря на общественную «охранительную политику» в отношении детей, попытки декларировать отказ от милитаризации и мобилизации детства, юные граждане России были активно включены в военные и политические процессы в результате влияния пропаганды.
Ключевые слова: Первая мировая и Гражданская войны, история детства, детские/школьные журналы, трансформация детства.
Введение
Детские журналы начала XX века позволяют реконструировать универсальные ориентиры и ценности, которые взрослые считали важными для трансляции на детскую аудиторию. В эпоху войн они также показывают, как под воздействием печатного слова менялась детская «субкультура». Необходимо отметить, что далеко не все представители детского журнального «мира» рисковали включать сюжеты военной и политической действительности в повестку своих изданий. Из 49 наименований детской прессы для среднего и старшего возраста (издавалась для детей от 9 до 14-15 лет) можно выделить не больше десятка детских периодических изданий, в которых публиковались статьи, описывавшие современную картину страны и мира. При этом, по справедливой оценке Т. И. Пашковой, интерпретации социально-политических событий на страницах детских журналов имели табуированный характер [1]. Тем не менее детская пресса начала XX века имела ярких представителей, активно агитировавших за приобщение молодого поколения к современным событиям.
Обзор литературы
«Первопроходцами» исследования российского детства эпохи войн стали зарубежные авторы [2]. «Миру детства» раннего советского периода были посвящены работы Алана Болла [3]. В первое десятилетие XXI века увидели свет статьи и монографии У. Бронфенбреннера, Л. Бернстейн, Э. Байфорда, П. Гетрелл, К. Кройцигер, Л. Кир-шенбаум, М. Нойманна [4-10]. Внимание исследо-
вателей концентрировалось на формировании институциональных стратегий молодого государства по отношению к юному населению, а также на трансформации детских поведенческих практик в «катастрофических» условиях жизни.
В современной отечественной историографии сложилось сообщество авторов, изучающих влияние революций и войн начала XX века на жизнь детей. К ним относятся В. Б. Аксенов, А. Б. Аста-шов, В. П. Вьюнник (Мерко), О. М. Долидович, В. Пархоменко, П. А. Морозова, А. А. Сальникова, П. П. Щербинин и др. [11-25]. Отечественные авторы подробно реконструируют повседневную (школьную, семейную, предфронтовую, фронтовую) жизнь детского населения. Не остались без внимания вопросы эвакуации, «мобилизации», а также девиации детского поведения, - воровство, беспризорничество, проституция др. В предметную область исследований вошли темы восприятия детьми военных событий и детская память.
Несмотря на то что в историографии доминируют работы, посвящённые детству в эпоху Первой мировой войны, в отечественном арсенале имеется ряд трудов по истории детства периода Гражданской войны. Это работы Е. В. Балашова, В. В. Литвинова, Т. М. Смирновой, Е. Ю. Шутко-вой [26-32]. Актуальной повесткой исследований остается реконструкция детской жизни в 19171922 гг. Малоизученность детства в годы Гражданской войны связана с состоянием источнико-вой базы. Белым пятном в науке остаются вопросы участия детей в белогвардейском движении.
Детским журналам периода Первой мировой войны посвятили свои работы зарубежные учёные - М. Кампаньяро и Э. Филаграссо; М. Кук; Э. Донсон, С. Фава, Л. Гаудино, О. Гриффитс, Н. Льюис; Л. Пол, Р. Розмари, М. Хонек, И. Шорт, Е. Сабольч, М. Весселлс. Они обратили внимание на вопросы, связанные с милитаризацией и мобилизацией детского населения в период Великой войны в США, Англии, Франции, Германии, Австрии, Италии, Японии, Польше, Венгрии [33-39].
Методы исследования
Методология исследования базируется на исторических и социологических подходах, в частности, на анализе милитаризации и мобилизации детства как неотъемлемой части участия гражданского населения в военных действиях. Историко-сравнительный подход позволяет выявить трансформацию образа детства во время войны в России и зарубежных странах. Данный анализ способствует реконструкции сходства и различия между культурами в том, как возникло и развивалось приобщение молодого поколения к социально-политическим процессам. Зарубежные авторы подробно показывают присвоение детской прессе статуса актора патриотической пропаганды, направленной на национализацию детства, при этом выявляются существенные различия в стратегиях и степени вовлеченности детей в военные дискурсы. Со вступлением американцев в войну пацифистски настроенных педагогов, литераторов, журналистов и др. общественных деятелей, которые считали, что вовлечение детей в культуру войны является варварством, преследовали и арестовывали. Параллельно с этим в Соединенных Штатах была организована медийная кампания, направленная на молодое поколение. В частности, на страницах детской прессы появились и стали доминировать визуальные материалы в виде плакатов, которые были излюбленным средством пропаганды американцев [38, р. 681]. Плакаты изображали два детских типа - ребенка-жертву и ребенка-патриота. Журналы укрепляли представление о детях как об архетипических жертвах. Фигура ребенка, пострадавшего от вооруженного конфликта, относилась к числу наиболее мощных и эмоциональных образов [38, р. 682687]. В Германии уже накануне Первой мировой войны дети стали объектом националистического воспитания. Детство представлялось немецкой общественностью как социальная группа, нуждающаяся в помощи и патриотическом воспитании. Журналы активно изображали немецких солдат жесткими, героическими, вооруженными мощным оружием, которые были полной противоположностью французским, русским, британским солдатам, олицетворявшим «... беспоря-док, отсталость, неумелость и смертельную слабость» [35, р. 23]. В Италии детская пресса также способствовала милитаризации детского населения. Итальян-
ские исследователи усматривают в детской периодике Великой войны инструмент формирования фашистских настроений у молодого населения. В частности, воскресный журнал «II Giornalino della Domenica» («Воскресная газета») активно пропагандировал вступление детей в ряды итальянской армии [36, р. 227]. Начиная с 1890-х гг. рассказы о воинской славе, самопожертвовании, патриотизме и иностранном вероломстве занимали значительную часть японских детских печатных СМИ. Журналы увековечивали и приукрашивали смерть на войне. Японские дети, жаждавшие новостей о героизме, жертвах или победах, «поглощали» сообщения военных корреспондентов Масаока Сики и Куникида Доппо. Такие детские журналы, как «Hakubunkan's Yonen sekai» (Детский мир), «Shonen sekai and Jitsugyo no Nihon's Nihon Shonen» (Молодежь Японии) и «Shojo no tomo» (Подруга девушки), лидировали, продвигая «военно-культурные» инновации и расширяя прибыльность печатных изданий [37, р. 14].
Таким образом, результаты исследования позволят внести вклад в актуальную для исторической науки дискуссию о специфических / универсальных чертах трансформации российского / советского детства; встроенности истории детей России в общемировую / европейскую историю.
Результаты и дискуссия
В конце XIX века - первой трети ХХ века в России наблюдался рост популярности таких наук, как педология и детская психология [40, 41]. В стране создавались и функционировали различные общества и кружки специалистов, занимавшиеся детской тематикой. Шло интенсивное накопление теоретических и эмпирических данных, менялось отношение к детской «субкультуре» как со стороны государства, так и со стороны общества. Среди современников этого процесса как в дореволюционный, так и в советский период популярным было мнение об отставании российской / советской науки и детских медиа от западных тенденций.
В 1934 г. С. Я. Маршак в своем докладе на Первом Всесоюзном съезде советских писателей утверждал, что детская литература лишь донашивала «обноски западной детской литературы». Однако исследователь детской литературы и, в частности, детских журналов, А. П. Бабушкина утверждала, что русская дореволюционная пресса имела особые, свойственные только российской детской литературе черты, которые выражались в гуманности, национальном достоинстве, миролюбивости [39, с. 3].
Обратимся сначала к институциональным аспектам изменения детских журналов в годы войн. Процессы трансформации детских медиа начались задолго до начала Первой мировой войны. В конце XIX - начале XX века на рынке российской детской прессы, благодаря либерально настроенной прослойке отечественной интеллигенции, появил-
ся «новый» тип журнала (термин журналы «нового» типа был введён в оборот специалистом изучения детской прессы М. И. Холмовым и более широко раскрыт Л. Н. Колесовой) [42, с. 61]. Специфика журналов «нового» типа состояла в сближении содержания журналов с актуальной общественно-политической повесткой. Трансформация части журнального ландшафта вызвала критику со стороны консервативных педагогов и литераторов, что нашло отражение в отзывах критиков [43, с. 13; 44, с. 72; 45, с. 23].
Таблица 1
Отзывы рецензентов на детские периодические издания начала XX века
Table 1
Reviewers' reviews of children's periodicals of the early XX century
Однако у журналов «нового» типа появились и сторонники. Известный литературный критик, представитель «революционной демократии» Н. А. Добролюбов обвинял редакции журналов в том, что российский детский журнал «...очень мало думает о современном движении ...» [45, с. 335]. Педагог и библиограф Н. В. Чехов в 1909 г. писал: «Эти журналы получат, наконец, характер настоящих журналов: в них будут и злоба дня, и текущие события школьной жизни<...>будут известия, если не из-за границы, то из другого мира, мира взрослых ...» [46, с. 81-82]. Детская писательница М. К. Цебрикова писала: «В школах Ав-
стрии, я слышала своими ушами, толкуют 12 лет девочкам о конституции, а у нас нельзя упомянуть о дворянском выборном ...» [47, с. 9]. Часть редакторов и авторов ясно выражала желание говорить «о жизни такой, какая она есть» [48, с. 5].
Споры вокруг материалов, иллюстрировавших негативные сюжеты реальной действительности, поделили «журнальный мир» начала XX в. на два идеологических лагеря - традиционалистов и сторонников изданий «нового», более демократического направления. Триггером новой волны общественной полемики стала Первая мировая война. Критики призывали редакторов воздерживаться от военной риторики. Другие призывали «.направить внимание на чтение военных описаний и рассказов, описывающих не только войну-победу, но и войну-гибель, страдание, войну как носительницу горя» [49, с. 16]. Целый ряд журналов: «Гимназист», «Задушевное слово», «Незабудка», «Путеводный огонёк», «Родник» - смело стал печатать тексты на военные темы [50-54]. В журналах появились постоянные рубрики, посвященные войне.
Таблица 2
Обзор журналов, имеющих постоянные рубрики, посвященные военной тематике Первой мировой войны
Table 2
Review of magazines with permanent headings devoted _to military topics of the First World War_
Название журнала Военные рубрики
«Гимназист» (1915 г.) «Военное обозрение», «Новости по всем фронтам», «Обзор наших и неприятельских событий»
«Задушевное слово» (1876-1917 гг.) «Новости», «Годы войны», «Война и дети», «Пожертвования». Кроме основных рубрик в журнале выходили отдельные статьи на военную тематику
«Незабудка» (1914-1917 гг.) «Великое время», «Из откликов войны». Журнал активно печатал на своих страницах письма с фронта, адресованные детям
«Путеводный огонёк (1904-1917 гг.) «Европейская война», «Война России с Германией и Австро-Венгрией». На страницах также имелись сюжеты, описывающие детские благотворительные работы
«Родник» (1882-1917 гг.) Материал, касающийся войны, печатался в рамках «Клуба Родника» и затрагивал в основном благотворительность
Яркими представителями военной пропаганды были журналы «Гимназист», «Задушевное слово». Остановимся на некоторых характеристиках журнальных материалов. Прежде всего бросается в глаза эмоциональная окраска текстов - их пронизывали восторженность и экзальтация. В отличие от других изданий, «Гимназист» и «Задушевное слово» посвящали материалы вступлению детей в ряды российской армии, печатали фотографии детей-героев, описывали детские подвиги. Нередко информация, касавшаяся добровольцев-героев, фальсифицировалась. К примеру, часто
Наименование Отзывы критиков
«Задушевное слово» 18761917 гг. «О том, о сём, а больше ни о чём». «Был журнал нам словно друг. Но мы хотели бы предостеречь от выписки его всех родителей и воспитателей, которые могут прельститься прекрасной внешностью журнала»
«Жаворонок» 1908-1923 гг. «Чисто тенденциозные рассказы, такие как "Оля" Измайлова (гимназистка отдаёт начальнице свою капилку (ошибка редакции) в пользу голодающих де-тей<...>рассказы, рисующие одни мрачные стороны, способны лишь нервировать ребёнка»
«Доброе утро» 1909-1918 гг. «Настоящий состав редакции очевидно мало знает детские вкусы, детскую психику и отсюда все недостатки журнала. В настоящем виде, повторяем, журнал не следует давать детям»
«Путеводный огонёк» 19041908 гг. «Журнал ни в коем случае нельзя признать желательным для детей как среднего, так и старшего возраста»
«Золотое детство» 19071917 гг. «Нам искренне жаль тех детей, которым приходилось читать журнал; сколько нездоровой пищи получила их фантазия, сколько нелепых представлений восприняла их чуткая память»
«Ученик» 1910-1914 гг. «[...]им за свою доверчивость пришлось целых два года выслушивать истерические "беседы о современной жизни", фальшивые сумбурные рассуждения об общине и хуторском хозяйст-ве<...>непонимание и полное отсутствие педагогического чутья или просто надругательство над детскими душами?»
публиковавшийся материал о 13-летнем герое -мальчике Александре Морозове - не совсем соответствовал реальности. По сохранившимся документам военного госпиталя, молодой человек из крестьянской семьи периодически сбегал на фронт, где вел аморальный образ жизни, характерный для взрослой субкультуры. Будучи в госпитале, систематически выпивал, отбирал у раненых папиросы, деньги, грубил медицинскому персоналу [55]. Необходимо отметить, что при обильном количестве взрослых текстов, посвящённых военным подвигам детей, примечательным является отсутствие «детского ответа». В 12 номерах рубрик «Почтовый ящик» «Задушевного слова» (с сентября 1914 г. по март 1915 г.) было опубликовано лишь пять детских писем, в которых упоминалась слово «война». Журнал «Незабудка», который обещал иллюстрировать детскую переписку с солдатами фронта за 1915 г., опубликовал одно детское письмо, посвященное военной теме. Гораздо больше внимания юные читатели журналов «Путеводный огонёк», «Родник» уделяли благотворительности и созданию различных детских объединений, направленных на нужды войны. Издания активно печатали детские денежные взносы в пользу семей, потерявших отцов или имевших среди них раненых.
Отличную картину дают рукописные школьные журналы. Их анализ подтверждает, что дети были активными соучастниками «военных событий» и были вовлечены в военную культуру. В фондах образовательных учреждений имеются свидетельства о погибших на фронте школьниках [56]. Вместе с тем зафиксированы факты отчисления учеников за антипатриотические высказывания [57]. Рукописные детские газеты и журналы, созданные школьниками, пестрили военными сюжетами. Большинство детских рассказов-сочинений было посвящено гибели российских солдат. В середине сентября 1914 г. в «Школьной газете» Выборгского училища из-за публикации материала военной хроники, по словам детей-редакторов, не оставалось места для других статей. Дети активно описывали военные события, рисовали карты военных действий, переписывались с детьми, побывавшими за границей [58].
Обратимся к особенностям детского наррати-ва в журналах военного времени. Характерной тенденцией, отмечаемой многими исследователями, является «взросление» детской речи в военный период, как на страницах периодических журналов, так и в публикациях школьных рукописных журналов. Например, практически не отличается от взрослой стилистики письмо ученика С. Никольского (7 кл.), написанное в школьный журнал «Очаг» в 1915 г.: «Победа России приведет к уменьшению территории Германии. Когда убыль населения Германии восполнится, война возродится опять, как бы мы ни разрушали германский ми-
литаризм. К сожалению, надежды на раннее окончание войны нет» [59]. Очевидно, что школьник заимствовал обороты и выражения из взрослой прессы или пропагандистской литературы.
Иногда обсуждение военных тем вызывало негативную реакцию одноклассников: «Дома и без того много говорят о войне. И это иногда становится выше сил» [60].
После октябрьской революции 1917 г. события современной жизни практически полностью исчезли со страниц периодической детской прессы. Журнал «Жаворонок», который активно описывал политические события февраля 1917 г. вплоть до своего закрытия в 1923 г., печатал только литературно-художественные произведения -рассказы и стихи. А в школьных рукописных журналах современность продолжала активно влиять на дискурсивное пространство. В журналах часто встречаются заголовки: «Интерес внешней политики из-за войны», «Жизнь школы в дни революции», «Хроника», «Собрания» и др. На страницах журнала Первого реального училища «Свободная мысль» можно было увидеть следующие сообщения: «Февральский переворот дал право каждому участвовать в создании нового строя»; «Учащиеся средней школы, как наиболее восприимчивый элемент, ранее других избрали себе ту или иную партию»; «Многие родители и преподаватели недовольны тем, что учащиеся "политиканствуют", и стараются всеми силами препятствовать этому»; «- Товарищи! Не выбирайте кадета, выбирайте социалиста <...> Долой калединцев-оборванцев <.> выбирай большевика» и т. п. [61].
«Политические баталии» между учащимися средней школы (на примере Выборгского Восьмиклассного Коммерческого Училища П. А. Германа) продолжались вплоть до реорганизации образовательного учреждения. Начало 20-х годов XX века вызвало депрессивное состояние, связанное с голодом. Военные и политические сюжеты были отброшены на второй план.
Выводы
Детская журнальная пресса начала XX века сформировала новое для данного вида изданий тематическое поле, направленное на активное вовлечение детей в процессы социально-политической жизни. Триггером развития этого направления, несомненно, стала Первая мировая война. В отличие от зарубежных стран, в которых детство ставилось в центр «военной культуры», большая часть российской литературно-издательской среды и подавляющее большинство детской журналистики остались в стороне от инноваций, пытаясь сохранить «традиционные устои» детства. Редакторы журналов «нового типа», бывшие сторонниками демократизации детской журналистики, также настороженно относились к военной риторике, уберегая детское население от милитаризации и военной патриотической мобилизации. Рукопис-
ные детские журналы демонстрируют примеры того, как в стенах учебных заведений происходила политизация и поляризация детского сообщества -создавались группы школьников разных идейных взглядов, между которыми шла настоящая политическая борьба. Таким образом, государственная и общественная политика, направленная на сохранение «традиционного» детства, не смогла оградить детское население от военных реалий. Трансформация российского детства в переломный период истории страны выразилась в первую очередь в преждевременном взрослении детей и формировании у них активной гражданской позиции.
Исследование проведено при поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований [договор № от 20-39-90008\20 от 07.09.2020].
Литература
1. Пашкова, Т. И. Детям о революции (по материалам детских журналов для среднего и старшего возраста 1917-1918 гг.) / Т. И. Пашкова // Революция 1917 года в России: новые подходы и взгляды. - СПб., 2018. - С. 293-307.
2. Никонова, О. Ю. Современная историография российского детства «эпохи катастроф» / О. Ю. Никонова, Е. В. Кравченко // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2021. -Т. 1, № 3. - С. 47-55.
3. Ball, A. М. And now my soul is hardened: Abandoned children in Sov. Russia, 1918-1930 / A. M. Ball. - Berkeley [etc.] : Univ. of California press, 1996. - XXI. - 335 p.
4. Бронфенбреннер, У. Два мира детства: Дети в США и СССР / У. Бронфенбреннер ; пер. с англ. ; послесл. Л. Божович и И. Кона. - М. : Прогресс, 1976. - 167 с.
5. Bernstein, L. Fostering the Next Generation of Socialists. Patronirovanie in the Fledgling Soviet State / L. Bernstein // Journal of Family History. -2001. - Vol. XXVI. - № 1. - P. 66-89.
6. Byford, A. Trauma and Pathology: Normative Crises and the Child Population in Late Tsarist Russia and the Early Soviet Union, 1904-1924 / A. Byford // The Journal of the History of Childhood and Youth. - 2016. - Vol. 9, № 3. - P. 450-469.
7. Гетрелл, П. Беженцы и проблемы пола в России во время Первой мировой войны / П. Гетрелл // Россия и Первая мировая война : материалы международного научного коллоквиума. -СПб., 1999. - 317 с.
8. Creuziger C. Childhood in Russia: Representation and Reality / C. Creuziger. - Lanham, Maryland : University Press of America, 1996. - 158 p.
9. Kirschenbaum, L. A. Small Comrades: Revolutionizing Childhood in Soviet Russia, 1917-1932 / L. A. Kirschenbaum. - London : Routledge, 2003. - 232 p.
10. Neumann, M. Mobilizing Children: Youth and
the Patriotic War Culture in Kiev during World War I / M. Neumann // Russia's Great War and Revolution, 1914-1922. - Slavica, Bloomington, 2016. - P. 279-306.
11. Аксенов, В. Б. Слухи, образы, эмоции. Массовые настроения россиян в годы войны и революции (1914-1918) / В. Аксенов. - М. : Новое литературное обозрение, 2020. - 992 с.
12. Асташов, А. Б. Дети идут на войну: из истории «детского вопроса» в России в годы первой мировой войны / А. Б. Асташов. - Какорея, 2008. -С. 101-113.
13. Вьюнник (Мерко), Е. П. «Нет у нас маменьки, нету тятеньки!.. Сиротки мы трое горемычные!» Система социальной помощи и поддержки детей-сирот в конце XIX - начале XX века в повседневной практике / Е. П. Вьюнник (Мерко) // Трансформация провинциальной повседневности в условиях модер-низационного развития России во второй половине XIX - начале XX в. - М., 2011. - С. 299-315.
14. Долидович, О. М. «Акробаты благотворительности»: вовлечение детей в практику социальной работы в годы Первой мировой войны (на материалах города Красноярска Енисейской губернии) / О. М. Долидович // Вестник Пермского университета. - 2018. - Вып. 2 (41). - С. 119-127.
15. Кравченко, Е. В. Что я думаю о войне или Первая мировая глазами детей (по материалам детских периодических изданий в России 19141917 гг.) / Е. В. Кравченко // Вопросы национальных и федеративных отношений. - 2020. - Т. 10. -Вып. 5. - С. 1194-1202.
16. Пархоменко, В. «Прощайте, дорогие родители, я еду оборонять Россию»: Юные добровольцы на фронтах Первой мировой / В. Пархоменко // Родина. - 2013. - № 8. - С. 142-145.
17. Морозова, П. А. Влияние Первой мировой войны на мировоззрение и повседневную жизнь российских школьников (1914-1918 гг.) / П. А. Морозова // Актуальные проблемы исторических исследований: взгляд молодых учёных : сборник материалов Всероссийской молодежной научной школы-конференции с международным участием. -М., 2018. - С. 240-249.
18. Сальникова, А. А. «Великая», «святая», «далёкая»... Первая мировая война в восприятии детей-современников / А. А. Сальникова // Россия и современный мир. - 2009. - № 2. - С. 134-150.
19. Сальникова, А. А. Конец сказки: Первая мировая и Гражданская войны в восприятии детей-современников / А. А. Сальникова // Опыт мировых войн в истории России. - Челябинск, 2007. - С. 418-437.
20. Сальникова, А. А. Конструирование «детского» пространства советского города в 19171927 гг. (к постановке проблемы) / А. А. Сальникова // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. - 2017. - Вып. 60. - С. 222-237.
21. Синова, И. В. Дети в городском российском социуме во второй половине XIX века - начале XX в.: проблемы социализации, девиантности
и жестокого обращения / И. В. Синова. - СПб. : Дмитрий Буланин, 2014. - 287 с.
22. Щербинин, П. П. Детская повседневность в период первой мировой войны 1914-1918 гг. : монография / П. П. Щербинин. - Тамбов, 2015. - 256 с.
23. Щербинин, П. П. Социокультурные аспекты формирования военного опыта детей в России и Германии (результаты и последствия Первой мировой войны 1914-1918 гг.) / П. П. Щербинин // Чичерин-ские чтения. Россия и мир после Первой мировой войны (к 90-летию окончания войны и подписания послевоенных соглашений) : материалы международной научной конференции. - Тамбов : Изд-во Тамбов. гос. ун-та им. Г. Р. Державина, 2009. - С. 34-38.
24. Щербинин, П. П. Дети-шпионы и русская контрразведка в период Первой мировой войны 1914-1917 гг. / П. П. Щербинин, И. Н. Канаев // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2008. - № 8 (64). - С. 207-212.
25. Щербинин, П. П. «Антоновщина» сквозь призму восприятия детей и подростков: выбор жизненного пути и его последствия в первой четверти XX века / П. П. Щербинин // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 6 (80). - Ч. 2. - С. 113-115.
26. Балашов, Е. М. Школа в российском обществе, 1917-1927 гг.: становление «нового человека» / Е. М. Балашов. - СПб., 2003. - 236 с.
27. Литвинов, В. В. Дети и Гражданская война в России / В. В. Литвинов // Культура народов Причерноморья. - 2012. - № 228. - С. 78-87.
28. Смирнова, Т. М. Дети страны Советов: От государственной политики к реалиям повседневной жизни. 1917-1940 / Т. М. Смирнова. - М. : Институт российской истории РАН : Центр гуманитарных инициатив, 2015. - 401 с.
29. Смирнова, Т. М. «Лучше вывести и расстрелять»: Советская власть и голодные дети (1917-1923 гг.) / Т. М. Смирнова // Ежегодник историко-антропологических исследований. -2003. - С. 226-245.
30. Смирнова, Т. М. «Любимые дети Советской республики»: история патронирования детей в Советской России. 1918-1930-е гг. / Т. М. Смирнова // Вестник РУДН. - 2007. - № 2. - С. 25-37.
31. Смирнова, Т. М. Дети лихолетья: Повседневная жизнь советских детдомовцев. 1917 - начало 1920-х гг. / Т. М. Смирнова // Материнство и детство в России XVIII - XXI вв. Ч. I. - М., 2006. -С. 255-299.
32. Шуткова, Е. Ю. Советские политические репрессии в отношении несовершеннолетних (1917-1953 гг.) : дис. ... канд. ист. наук / Е. Ю. Шуткова. - Ижевск, 2003. - 301 с.
33. Cooc, M. Ancle Sam's Letterbag: Children's involvement in newspaper propaganda the First World War / M. Cooc // Australasian Journal of Popular Culture. - 2019. - № 8. - P. 211-228.
34. Donson, A. Models for Young Nationalists and Militarists: German Youth Literature in the First World War / A. Donson // German Studies Review. -2004. - Vol. 27. - № 3. - P. 579-598.
35. Fava, S. Italian Readers of Il Giornalino della Domenica and Il Passerotto between the Great War and the Fiume Endeavour / S. Fava // Libri & Liberi. -2018. - № 7 (2). - P. 203-222.
36. Gaudino, L. «Oh, Fatina, Fatina! How did they bring my poor puppet to such a state?» a study of emerging political instrumentalization and its interrogation in subversive texts in Italian children's literature published between the beginning of the First World War and the advent of the fascist regime (1914-1921) / L. Gaudino. - Department of English and Creative Writing University of Roehampton, 2021. - 149 p.
37. Griffiths, O. Militarizing Japan: Patriotism, Profit, and Children's Print Media, 1894-1925 / O. Griffiths // The Asia-Pacific Journal | Japan Focus. Vol. 5. Iss. 9.
38. Honeck, M. Playing on uncle sam's team: American childhoods during World war I / M. Honeck // The Journal of the Gilded Age and Era. - 2018. -№ 17. - P. 677-690.
39. Бабушкина, А. П. История русской детской литературы / А. П. Бабушкина. - М. : Учпедгиз, 1948. - 480 с.
40. Келли, К. Об изучении истории детства в России XIX-XX вв. / К. Келли // Какорея. Из истории детства в России и других странах : сборник статей и материалов ; сост. Г. В. Макаревич. - М. ; Тверь, 2008. - 386 с.
41. Kelly C. Children's World: Growing Up in Russia 1890-1991 / C. Kelly. - Yale University Press, 2007. - 714 p.
42. Колесова, Л. Н. Детские журналы России (1785-1917) : учебно-методический комплект / Л. Н. Колесова. - Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2014. - 259 с.
43. Менжинская, Ю. Разбор журнала «Задушевное слово» за 1913 г. / Ю. Менжинская // Что и как читать детям. - 1913. - № 7. - С. 13.
44. Бередникова, М. В. О журналах для детского чтения / М. В. Бередникова. - М., 1914. -134 с.
45. Добролюбов, Н. А. Обзор детских журналов / Н. А. Добролюбов, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский // О детской литературе. - М. : Детская литература, 1983. - 432 с.
46. Чехов, Н. В. Детская литература / Н. В. Чехов. - М. : Проза, 1909. - 256 с.
47. Юдина, И. М. Архив Альмедингенов (Из истории детской журналистики) / И. М. Юдина, Л. Н. Иванова // Ежегодник Рукописного отдела на 1979 год. - М., 1979. - 28 с.
48. [Редакционная статья] [Б/н] // Ученик. -1910. - № 1.
49. Елачич, Е. Война и руководство детским
чтением / Е. Елачич // Новости детской литературы. - 1915. - № 1. - С. 12-19.
50. Гимназист: Еженедельный иллюстрированный журнал. - М. : И. Н. Мечик, Б. М. Зеленский, 1915.
51. Задушевное слово: Чтение для старшего возраста. - М. : М. О. Вольф, 1877-1917.
52. Незабудка : журнал для семьи и школы. -Пг. : А. Темномеров, 1914-1917.
53. Путеводный огонек : художественный научно-литературный двухнедельный журнал. - М. : Д. И. Тихомиров, 1904-1917.
54. Родник : иллюстрированный журнал для детей. - СПб. ; Пг. : Е. Сысоева, 1882-1917.
55. О добровольце 13 лет А. Морозов // Центральный государственный исторический архив (ЦГИА). - Ф. 490. - Оп. 1. - Д. 950. - Л. 5.
56. О важнейших происшествиях с учениками гимназии и самовольных отлучках из Петрограда // ЦГИА. - Ф. 490. - Оп. 1. - Д. 948. - Л. 1-5.
57. Отчисление ученика Аккерманской гимназии // ЦГИА. - Ф. 174. - Оп. 1. - Д. 4718. - Л. 34.
58. Герман П. А. ВВКУ «Школьная газета».
1914. № 2. Л. 2 // Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ). - Ф. 1091. -Д. 663.
59. Герман П. А. ВВКУ «Школьная газета».
1915. № 13. Л. 63 // ОР РНБ. - Ф. 1091. - Д. 663.
60. Герман П. А. ВВКУ «Школьная газета». 1915. № 9. Л. 47-48 // ОР РНБ. - Ф. 1091. - Д. 663.
61. Герман П. А. «Наше слово». Литературно-полити-ческий орган. 1918. № 1. Л. 3 // ОР РНБ. -Ф. 1091. - Д. 667.
Кравченко Елена Владимировна - соискатель ученой степени кандидата исторических наук, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), e-mail: [email protected]. ORCID 0000-0002-9756-9193
Поступила в редакцию 26 сентября 2022 г.
DOI: 10.14529/ssh220404
THE TRANSFORMATION OF THE THEME OF CHILDHOOD IN RUSSIA IN THE CONDITIONS OF THE FIRST WORLD WAR AND THE CIVIL WAR (BASED ON THE MATERIALS OF HISTORIOGRAPHY AND CHILDREN'S MAGAZINES)
E. V. Kravchenko
South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation
This article analyzes the transformation of childhood during the First World War and the Civil War, 1914-1922. Foreign researchers were the first to address the topic of childhood in the era of wars. In contemporary Russian historiography, there are also a number of works devoted to this topic. The main problems of military childhood are related to such subjects as the mobilization of children and young men, the transformation of behavioral practices, and state policy with regard to young citizens. The military childhood of the World War I era is better-studied; the scarcity of source material conditioned the poorly-researched childhood of the Civil War period. The source base for this article consists of children's magazines, in particular, magazines published by adults for children, as well as handwritten children's magazines. The main research questions concern children's «response» to adult military discourses; features of military and political rhetoric on the pages of school newspapers and magazines. The discursive changes in children's narratives and narratives for children are closely related to the transformation of perceptions of childhood during the war years. The author concludes that despite the public «protective policy» towards children, attempts to declare the rejection of militarization and mobilization of childhood, the young citizens of Russia were actively included in the military and political processes as a result of the influence of propaganda.
Keywords: World War I and the Civil War, history of childhood, children's / school magazines, transformation of childhood.
References
1. Pashkova T.I. Detyam o revolyucii (po materialam detskih zhurnalov dlya srednego i starshego vozrasta 1917-1918 gg.) [For Children about the Revolution (Based on the Materials of Children's Magazines for Middle and Older Age 1917-1918)] // Revolyuciya 1917 goda v Rossii: novye podhody i vzglyady. SPb., 201 8. S. 293-207.
2. Nikonova O.Y., Kravchenko E.V. Sovremennaya istoriografiya rossijskogo detstva «epohi katastrof» [Modern Historiography of the Russian Childhood of the «Epoch of Catastrophes»] // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Social 'no-gumanitarnye nauki. 2021. T. 1, № 3. S. 47-55.
3. Ball A.M. And Now My Soul is Hardened: Abandoned Children in Sov. Russia, 1918-1930. Berkeley [etc.]: Univ. of California press, 1996. XXI. 335 p.
4. Bronfenbrenner U. Dva mira detstva: Deti v SSHA i SSSR [Two Worlds of Childhood: Children in the USA and the USSR]; per. s angl.; poslesl. L. Bozhovich i I. Kona. M.: Progress, 1976. 167 s.
5. Bernstein L. Fostering the Next Generation of Socialists. Patronage in the Fledgling Soviet State // Journal of Family History. 2001. Vol. XXVI. № 1. P. 66-89.
6. Byford A. Trauma and Pathology: Normative Crises and the Child Population in Late Tsarist Russia and the Early Soviet Union, 1904-1924 // The Journal of the History of Childhood and Youth. 2016. Vol. 9. № 3. P. 450-469.
7. Getrell P. Bezhency i problemy pola v Rossii vo vremya Pervoj mirovoj vojny [Refugees and Gender Issues in Russia during the First World War] // Rossiya i Pervaya mirovaya vojna: materialy mezhdunarodnogo nauchnogo kollokviuma. SPb., 1999. 317 s.
8. Creuziger C. Childhood in Russia: Representation and Reality. Lanham, Maryland: University Press of America, 1996. 158 p.
9. Kirschenbaum L.A. Small Comrades: Revolutionizing Childhood in Soviet Russia, 1917-1932. London: Routledge, 2003. 232 p.
10. Neumann M. Mobilizing Children: Youth and the Patriotic War Culture in Kiev during World War I // Russia's Great War and Revolution, 1914-1922. Slavica, Bloomington, 2016. P. 279-306.
11. Aksenov V.B. Sluhi, obrazy, emocii. Massovye nastroeniya rossiyan v gody vojny i revolyucii (19141918) [Rumors, Images, Emotions. Mass Sentiments of Russians during the War and Revolution (1914-1918)]. M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2020. 992 s.
12. Astashov A.B. Deti idut na vojnu: iz istorii «detskogo voprosa» v Rossii v gody pervoj mirovoj vojny [Children Go to War: from the History of the «Children's Issue» in Russia during the First World War]. Kakoreya, 2008. S. 101-113.
13. V'yunnik (Merko) E.P. «Net u nas mamen'ki, netu tyaten'ki!.. Sirotki my troe goremychnye!» Sistema soc ial'noj pomoshchi i podderzhki detej-sirot v konce XIX - nachale XX veka v povsednevnoj praktike [We don't have a Mother, we don't have a Father!.. The System of Social Assistance and Support for Orphans in the Late XIX - early XX Century in Everyday Practice] // Transformaciya provincial 'noj povsednevnosti v usloviyah modernizacionnogo razvitiya Rossii vo vtorojpolovine XIX- nachale XXv. 2011. S. 299-315.
14. Dolidovich O.M. «Akrobaty blagotvoritel'nosti»: vovlechenie detej v praktiku social'noj raboty v gody Pervoj mirovoj vojny (na materialah goroda Krasnoyarska Enisejskoj gubernii) [«Acrobats of Charity»: Involving Children in the Practice of Social Work during the First World War (Based on the Materials of the City of Krasnoyarsk, Yenisei Province)] // Vestnik Permskogo universiteta. 2018. Vyp. 2 (41). S. 119-127.
15. Kravchenko E.V. Chto ya dumayu o vojne ili Pervaya mirovaya glazami detej (po materialam detskih periodicheskih izdanij v Rossii 1914-1917 gg.) [What do I Think about the War or the First World War through the Eyes of Children (According to the Materials of Children's Periodicals in Russia 1914-1917)] // Voprosy nacional'nyh i federativnyh otnoshenij. 2020. T. 10. Vyp. 5. S. 1194-1202.
16. Parhomenko V. «Proshchajte, dorogie roditeli, ya edu oboronyat' Rossiyu»: Yunye dobrovol'cy na frontah Pervoj mirovoj [«Goodbye, Dear Parents, I'm Going to Defend Russia»: Young Volunteers on the Fronts of the First World War] // Rodina. 2013. № 8. S. 142-145.
17. Morozova P.A. Vliyanie Pervoj mirovoj vojny na mirovozzrenie i povsednevnuyu zhizn' rossijskih shkol'nikov (1914-1918 gg.) [The Impact of the First World War on the Worldview and Everyday Life of Russian Schoolchildren (1914-1918)] // Aktual'nye problemy istoricheskih issledovanij: vzglyad molodyh uchyonyh: sbornik materialov Vserossijskoj molodezhnoj nauchnoj shkoly-konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, 2018. S. 240-249.
18. Sal'nikova A.A. «Velikaya», «svyataya», «dalyokaya»... Pervaya mirovaya vojna v vospriyatii detej -sovremennikov [«Great», «holy», «distant»... the First World War in the Perception of Contemporary Children] // Rossiya i sovremennyj mir. 2009. № 2. S. 134-150.
19. Sal'nikova A.A. Konec skazki: Pervaya mirovaya i Grazh-danskaya vojny v vospriyatii detej-sovremennikov [The End of the Fairy Tale: The First World War and the Civil War in the Perception of Contemporary Children] // Opyt mirovyh vojn v istorii Rossii. Chelyabinsk, 2007. S. 418-437.
20. Sal'nikova A.A. Konstruirovanie «detskogo» prostranstva sovetskogo goroda v 1917-1927 gg. (k postanovke problemy) [The Construction of the «Children's» Space of the Soviet City in 1917-1927. (To the Problem Statement)] // Dialog so vremenem. Al'manah intellektual'noj istorii. 2017. Vyp. 60. S. 222-237.
21. Sinova I.V. Deti v gorodskom rossijskom sociume vo vtoroj polovine XIX veka - nachale XX v.: problemy socializacii, deviantnosti i zhestokogo obrashcheniya [Children in Urban Russian Society in the Second Half of the XIX Century - the Beginning of the XX Century: Problems of Socialization, Deviance and Abuse]. SPb.: Dmitrij Bulanin, 2014. 287 s.
22. Shcherbinin P.P. Detskaya povsednevnost' v period pervoj mirovoj vojny 1914-1918 gg. [Children's Daily Life during the First World War of 1914-1918.]: monografiya. Tambov, 2015. 256 s.
23. Shcherbinin P. P. Sociokul'turnye aspekty formirovaniya voennogo opyta detej v Rossii i Germanii (rezul'taty i posledstviya Pervoj mirovoj vojny 1914-1918 gg.) [Socio-Cultural Aspects of the Formation of the Military Experience of Children in Russia and Germany (Results and Consequences of the First World War of 1914-1918)] // Chicherinskie chteniya. Rossiya i mir posle Pervoj mirovoj vojny (k 90-letiyu okonchaniya vojny i podpisaniya poslevoennyh soglashenij): materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. Tambov: Izd-vo Tambov. gos. un-ta im. G.R. Derzhavina, 2009. S. 34-38.
24. Shcherbinin P.P., Kanaev I.N. Deti-shpiony i russkaya kontrrazvedka v period Pervoj mirovoj vojny 1914-1917 gg. [Spy Children and Russian Counterintelligence during the First World War of 1914-1917] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2008. № 8 (64). S. 207-212.
25. Shcherbinin P.P. «Antonovshchina» skvoz' prizmu vospriyatiya detej i podrostkov: vybor zhiznennogo puti i ego posledstviya v pervoj chetverti XX veka [Antonovshchina through the Prism of Perception of Children and Adolescents: the Choice of a Life Path and its Consequences in the First Quarter of the XX Century] // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii ipraktiki. 2017. № 6 (80). Ch. 2. S. 113-115.
26. Balashov E.M. Shkola v rossijskom obshchestve, 1917-1927 gg.: stanovlenie «novogo cheloveka» [School in Russian Society, 1917-1927: the Formation of a «New Man»]. SPb., 2003. 236 s.
27. Litvinov V.V. Deti i Grazhdanskaya vojna v Rossii [Children and the Civil War in Russia] // Kul'tura narodov Prichernomor'ya. 2012. № 228. S. 78-87.
28. Smirnova T.M. Deti strany Sovetov: Ot gosudarstvennoj politiki k realiyam povsednevnoj zhizni. 1917-1940 [Children of the Soviet Country: From Public Policy to the Realities of Everyday Life. 1917-1940]. M.: Institut rossijskoj istorii RAN; Centr gumanitarnyh iniciativ, 2015. 401 s.
29. Smirnova T.M. «Luchshe vyvesti i rasstrelyat'»: Sovetskaya vlast' i golodnye deti (1917-1923 gg.) [«It is Better to Withdraw and Shoot»: Soviet Power and Hungry Children (1917-1923)] // Ezhegodnik istoriko-antropologicheskih issledovanij. 2003. S. 226-245.
30. Smirnova T.M. «Lyubimye deti Sovetskoj respubliki»: istoriya patronirovaniya detej v Sovetskoj Rossii. 1918-1930-e gg. [«Beloved Children of the Soviet Republic»: the History of Patronage of Children in Soviet Russia. 1918-1930-ies] // VestnikRUDN. 2007. № 2. S. 25-37.
31. Smirnova T.M. Deti liholet'ya: Povsednevnaya zhizn' sovetskih detdomovcev. 1917 - nachalo 1920-h gg. [Children of Hard Times: The Daily Life of Soviet Orphanages. 1917 - early 1920s] // Materinstvo i detstvo v Rossii XVIII - XXI vv. Ch. I. M., 2006. S. 255-299.
32. Shutkova E.Y. Sovetskie politicheskie repressii v otnoshenii nesovershennoletnih (1917-1953 gg.) [Soviet Political Repression of Minors (1917-1953)]: dis. ... kand. ist. nauk. Izhevsk, 2003. 301 s.
33. Cooc M. Ancle Sam's Letterbag: Children's Involvement in Newspaper Propaganda the First World War // Australasian Journal of Popular Culture. 2019. № 8. P. 211-228.
34. Donson A. Models for Young Nationalists and Militarists: German Youth Literature in the First World War // German Studies Review. 2004. Vol. 27. № 3. P. 579-598.
35. Fava S. Italian Readers of Il Giornalino della Domenica and Il Passerotto between the Great War and the Fiume Endeavour // Libri & Liberi. 2018. № 7 (2). P. 203-222.
36. Gaudino L. «Oh, Fatina, Fatina! How did They Bring My Poor Puppet to Such a State?» a Study of Emerging Political Instrumentalization and its Interrogation in Subversive Texts in Italian Children's Literature Published between the Beginning of the First World War and the Advent of the Fascist Regime (19141921). Department of English and Creative Writing University of Roehampton, 2021. - 149 p.
37. Griffiths O. Militarizing Japan: Patriotism, Profit, and Children's Print Media, 1894-1925 // The Asia-Pacific Journal | Japan Focus. Vol. 5. Iss. 9.
38. Honeck M. Playing on Uncle Sam's Team: American Childhoods during World War I // The Journal of the Gilded Age and Era. 2018. № 17. P. 677-690.
39. Babushkina A.P. Istoriya russkoj detskoj literatury [History of Russian Children's Literature]. M.: Uchpedgiz, 1948. 480 s.
40. Kelli K. Ob izuchenii istorii detstva v Rossii XIX-XX vv. [About the Study of the History of Childhood in Russia of the XIX-XX Centuries] // Kakoreya. Iz istorii detstva v Rossii i drugih stranah: sbornik statej i materialov; sost. G.V. Makarevich. M.; Tver', 2008. - 386 s.
41. Kelly C. Children's World: Growing Up in Russia 1890-1991. Yale University Press, 2007. 714 p.
42. Kolesova L.N. Detskie zhurnaly Rossii (1785-1917) [Children's Magazines of Russia (1785-1917)]: uchebno-metodicheskij komplekt. Petrozavodsk: Izd-vo PetrGU, 2014. 259 s.
43. Menzhinskaya Y. Razbor zhurnala «Zadushevnoe slovo» za 1913 g. [Analysis of the Magazine «Sincere Word» for 1913] // Chto i kak chitat' detyam. 1913. № 7. S. 13.
44. Bersdnikova M.V. O zhurnalah dlya detskogo chteniya [About Magazines for Children's Reading]. M., 1914. 134 s.
45. Dobrolyubov N.A., Belinskij V.G., Chernyshevskij N.G. Obzor detskih zhurnalov [Review of Children's Magazines] // O detskoj literature. M., Detskaya literatura, 1983. 432 s.
46. Chekhov N.V. Detskaya literatura [Children's Literature]. M.: Proza, 1909. 256 s.
47. Yudina I.M., Ivanova L.N. Arhiv Al'medingenov. (Iz istorii detskoj zhurnalistiki) [Almedingen Archive. (From the History of Children's Journalism)] // EzhegodnikRukopisnogo otdela na 1979 god. 1979. 28 s.
48. [Redakcionnaya stat'ya] [[Editorial]] [B/n] // Uchenik. 1910. № 1.
49. Elachich E. Vojna i rukovodstvo detskim chteniem [War and the Leadership of Children's Reading] // Novosti detskoj literatury. 1915. № 1. S. 12-19.
50. Gimnazist [Gymnasium Student]: ezhenedel'nyj illyustrirovannyj zhurnal. M.: I.N. Mechik, B.M. Zelenskij, 1915.
51. Zadushevnoe slovo: Chtenie dlya starshego vozrasta [Intimate Word: Reading for Older Age]. M.: M.O. Vol'f, 1877-1917.
52. Nezabudka [Forget-me-not]: zhurnal dlya sem'i i shkoly. Pg.: A. Temnomerov, 1914-1917.
53. Putevodnyj ogonek [Guiding Light]: hudozhestvennyj nauchno-literaturnyj dvuhnedel'nyj zhurnal. M.: D. I. Tihomirov, 1904-1917.
54. Rodnik [Rodnik]: illyustrirovannyj zhurnal dlya detej. SPb., Pg.: E. Sysoeva, 1882-1917.
55. O dobrovol'tse 13 let A. Morozov [About a Volunteer of 13 Years A. Morozov] // Tsentral'nyy gosudarstvennyy istoricheskiy arkhiv (TsGIA). F. 490. Op. 1. D. 950. L. 5.
56. O vazhneyshikh proisshestviyakh s uchenikami gimnazii i samovol'nykh otluchkakh iz Petrograda [About the Most Important Incidents with Gymnasium Students and Self-Voluntary Absences from Petrograd] // TsGIA. F. 490. Op. 1. D. 948. L. 1-5.
57. Otchislenie uchenika Akkermanskoy gimnazii [Expulsion of a Student of the Akkerman Gymnasium] // TsGIA. F. 174. Op. 1. D. 4718. L. 34.
58. German P.A. VVKU «Shkol'naya gazeta» [VVKU «School Newspaper»]. 1914. № 2. L. 2 // Otdel rukopisey Rossiyskoy natsional'noy biblioteki (OR RNB). F. 1091. D. 663.
59. German P.A. VVKU «Shkol'naya gazeta» [VVKU «School Newspaper»]. 1915. № 13. L. 63 // OR RNB. F. 1091. D. 663.
60. German P.A. VVKU «Shkol'naya gazeta» [VVKU «School Newspaper»]. 1915. № 9. L. 47-48 // OR RNB. F. 1091. D. 663.
61. German P.A. «Nashe slovo». Literaturno-politicheskiy organ [«Our word». Literary and Political Body]. 1918. № 1. L. 3 // OR RNB. F. 1091. D. 667.
Elena V. Kravchenko - Candidate of the Academic Degree of Cand. Sc. (History), South Ural State University (Chelyabinsk), e-mail: [email protected]
Received September 26, 2022
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
FOR CITATION
Кравченко, Е. В. Трансформация темы детства в России в условиях Первой Мировой и Гражданской войн (по материалам историографии и детских журналов) / Е. В. Кравченко // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». - 2022. - Т. 22, № 4. -С. 32-41. Б01: 10.14529^^20404
Kravchenko E. V. The Transformation of the Theme of Childhood in Russia in the Conditions of the First World War and the Civil War (Based on the Materials of Historiography and Children's Magazines). Bulletin of the South Ural State University. Ser. Social Sciences and the Humanities, 2022, vol. 22, no. 4, pp. 32-41. (in Russ.). DOI: 10.14529/ssh220404