Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ТЕМПОМЕТРИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ПРАЗДНИКА'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ТЕМПОМЕТРИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ПРАЗДНИКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАЗДНИК / ТЕМПОМЕТРИЯ / РИТУАЛ / ТЕМПОМЕТРИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ПРАЗДНИКА / СУБЪЕКТИВНОЕ ВРЕМЯ / ГРУППОВОЕ ВРЕМЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ПРАЗДНИКА / СУБЪЕКТНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / РАДОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тихомирова Светлана Витальевна

Категория субъективного времени человека является базовой в психологии и изучается длительное время. Относительно новым является представленный автором темпометрический подход, который подразумевает изучение собственно феномена субъективного времени в отличие от восприятия времени, представления о времени, отношения ко времени и пр. Новизна представленного теоретического исследования заключается в том, что темпометрический подход применяется не только к субъективному времени человека, но и к коллективному времени праздника. В статье рассмотрена темпометрическая функция праздника, которая синхронизирует время человека и групповое время в празднике с помощью ритуала, состоящего из символических действий, символической и обычной праздничной коммуникации. Время праздника - это особое время, когда празднующее сообщество проверяет и утверждает общие идеалы, духовно-нравственные ценности, формирует образ будущего. Однако, темпометрическая функция трансформируется под влиянием экономических, политических факторов, глобальных угроз и рисков. В связи с коммерциализацией праздника и развития общества потребителей происходит уменьшение уровня субъектности празднующего человека, он превращается в потребителя и зрителя праздничного действа, которому остается только оценить то, что происходит на сцене. Трансформация темпометрической функции также выражается в размывании временных границ праздника, когда праздничное время перетекает в будни, а повседневность проникает в праздничное время. Происходит это из-за роста искусственных праздников типа дня холодца или всемирного дня руководителя, не обремененных социально-психологическими функциями настоящего праздника. Но праздник пока остается особенным временем, способным восполнить и укрепить психические ресурсы человека, группы и общества для преодоления трудностей повседневной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE TEMPOMETRIC FUNCTION OF THE HOLIDAY

The category of human subjective time is basic in psychology and has been studied for a long time. Relatively new is the tempometric approach presented by the author, which involves the study of the phenomenon of subjective time itself, in contrast to the perception of time, the idea of time, attitude to time, etc. The novelty of the presented theoretical study lies in the fact that the tempometric approach is applied not only to the subjective time of a person, but also to the collective time of the holiday. The article considers the tempometric function of the holiday, which synchronizes the time of a person and group time in a holiday with the help of a ritual consisting of symbolic actions, symbolic and ordinary holiday communication. The time of the holiday is a special time when the celebrating community tests and affirms common ideals, spiritual and moral values, and forms an image of the future. However, the tempometric function is transformed under the influence of economic, political factors, global threats and risks. In connection with the commercialization of the holiday and the development of the society of consumers, the level of subjectivity of the celebrating person decreases, he turns into a consumer and spectator of the festive action, who can only evaluate what is happening on the stage. The transformation of the tempometric function is also expressed in the blurring of the temporal boundaries of the holiday, when festive time flows into weekdays, and everyday life penetrates into festive time. This happens due to the growth of artificial holidays such as the day of jelly or the world day of the head, not burdened with the socio-psychological functions of a real holiday. But the holiday still remains a special time that can replenish and strengthen the mental resources of a person, group and society to overcome the difficulties of everyday life.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ТЕМПОМЕТРИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ПРАЗДНИКА»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2022, №6, Том 10 / 2022, No 6, Vol 10 https://mir-nauki.com/issue -6-2022. html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/70PSMN622.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Тихомирова, С. В. Трансформация темпометрической функции праздника / С. В. Тихомирова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 6. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/70PSMN622.pdf

For citation:

Tikhomirova S.V. Transformation of the tempometric function of the holiday. World of Science. Pedagogy and psychology. 2022; 10(6): 70PSMN622. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/70PSMN622.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

Работа выполнена по Госзаданию 0138-2021-0010

Тихомирова Светлана Витальевна

ФГБУН «Институт психологии Российской академии наук», Москва, Россия

Научный сотрудник Кандидат психологических наук E-mail: sti@ipras.ru РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=99699

Трансформация темпометрической функции праздника

Аннотация. Категория субъективного времени человека является базовой в психологии и изучается длительное время. Относительно новым является представленный автором темпометрический подход, который подразумевает изучение собственно феномена субъективного времени в отличие от восприятия времени, представления о времени, отношения ко времени и пр. Новизна представленного теоретического исследования заключается в том, что темпометрический подход применяется не только к субъективному времени человека, но и к коллективному времени праздника.

В статье рассмотрена темпометрическая функция праздника, которая синхронизирует время человека и групповое время в празднике с помощью ритуала, состоящего из символических действий, символической и обычной праздничной коммуникации. Время праздника — это особое время, когда празднующее сообщество проверяет и утверждает общие идеалы, духовно-нравственные ценности, формирует образ будущего.

Однако, темпометрическая функция трансформируется под влиянием экономических, политических факторов, глобальных угроз и рисков. В связи с коммерциализацией праздника и развития общества потребителей происходит уменьшение уровня субъектности празднующего человека, он превращается в потребителя и зрителя праздничного действа, которому остается только оценить то, что происходит на сцене. Трансформация темпометрической функции также выражается в размывании временных границ праздника, когда праздничное время перетекает в будни, а повседневность проникает в праздничное время. Происходит это из-за роста искусственных праздников типа дня холодца или всемирного дня руководителя, не обремененных социально-психологическими функциями настоящего праздника. Но праздник пока остается особенным временем, способным восполнить и укрепить психические ресурсы человека, группы и общества для преодоления трудностей повседневной жизни.

Ключевые слова: праздник; темпометрия; ритуал; темпометрическая функция праздника; субъективное время; групповое время; социально-психологические функции праздника; субъектность; психологические ресурсы; радость

Введение

Изучение праздничных переживаний человека в психологии не теряет своей актуальности, что выражается в росте исследований и публикаций.

Новизна нашего исследования заключается в том, что темпометрическая функция праздника до этого в психологии не изучалась, хотя многие исследователи психологического времени или исследователи праздника все-таки либо обозначали проблему праздничного времени или праздничных ритмов, либо изучали какие-то ее части в своих исследованиях. Темпометрический подход к изучению праздника [1] открывает новые возможности анализа праздничных переживаний человека на основе наложения субъективного и объективного времени и их синхронизации в праздничном пространстве, а также выявления последствий трансформации темпометрической функции праздника.

Праздник как социально-психологический феномен богат психологической тематикой, поэтому продолжает активно исследоваться в рамках психологии личности, социальной психологии, психологии труда, психологии развития, исторической психологии, а также в смежных социальных и гуманитарных дисциплинах. Также имеются не только количественные, но и качественные доказательства роста интереса к изучению человека в празднике, а именно появление новых, ранее не изученных тем, так или иначе связанных с праздничными переживаниями одного человека или коллективными праздничными переживания в малых и больших в группах.

Например, исследования [2] показали, что празднование Рождества представляет собой сложную смесь мотивов, стратегий, взглядов, ритуалов, поведения и отношений. Дух Рождества — важная тема, вызывающая большой интерес у исследователей поведения и считают, что настало время изучить и разработать поведенческую теорию, связанную с празднованием, из-за экономического и психологического воздействия праздника на общество. Психологический дискурс Дня благодарения [3] обсуждает значения и проблемы для общества и групп, которые трудно сформулировать и обсудить в устной форме. Используя различные точки зрения опрошенных респондентов, авторы объяснили психологическое и этическое значение этого праздника.

Любое переживание, индивидуальное или коллективное, означает, что предмет переживания для человека значим. Коллективные переживания значимы и для человека, и для социальной группы. Праздничные переживания имеют особую значимость для человека, группы и всего общества, поскольку коллективных переживаний радости очень мало, случаются они тоже редко и, в результате, обладают огромным перечнем социально-психологических функций [4]. В рамках общества это могут быть государственные праздники (Новый год, День Победы в России, День благодарения в США, Чунь цзе в Китае), или семейные, т. е. в малой группе, или в большой группе такие как День города. Особенность течения времени во время праздников отмечали многие исследователи — Э. Дюркгейм [5, с. 521], Г. Зиммель [6], М. Элиаде [7; 8], Х. Кокс [9], М.М. Бахтин [10, с. 12], А.И. Мазаев [11, с. 67], М.И. Воловикова [12], В. Вахштайн1 и многие другие. Темпометрический подход к времени праздника позволяет отойти от исследования восприятия времени праздника к собственно течению времени праздника, когда происходит синхронизация субъективного

1 Вахштайн В.С. Время праздников. URL: https://postnauka.ru/video/7197 (дата обращения:24.12.2022). Страница 2 из 9

Состояние проблемы

70PSMN622

времени человека и объективного конвенционального времени, для которого создан специальный физический эталон в виде атомных часов.

Концепция темпометрической функции праздника

Психологическая темпометрия рассматривает время как самостоятельный феномен, а не отношение ко времени, не представление о времени, не восприятие времени. Теоретические основания психологической темпометрии, а также некоторые ее категории заимствованы из работ выдающегося философа и психолога С.Л. Рубинштейна, глава «Восприятие времени» в «Основах общей психологии» [13, с. 249-256]. Психологическая темпометрия рассматривает в феномене субъективного времени напряжение временного отрезка, закон заполненных временных отрезков (содержательная часть временного отрезка особенно важна), определяет координаты измерений субъективного времени относительно начальной точки, которой является настоящее мгновение. Также в психологической темпометрии учитывается приоритетная установка на будущее в переживаемом настоящем мгновении времени. Такие предположения высказаны С.Л. Рубинштейном в последней его книге «Человек и мир»: «Субъективно переживаемое время — это не столько кажущееся, в переживании якобы неадекватно преломленное время движущейся материи, а относительное время жизни (поведения) данной системы — человека, вполне объективно отражающее план жизни данного человека. В концепции времени отражается теория детерминации процесса» [14, с. 47].

В философии и психологии парной категорией времени всегда было пространство. Пространство и время — всеобщие формы бытия движущейся материи. В психической реальности пространство близко к понятию места, а время — к длительности и ритмам. Т.А. Нестик ввел в научный оборот категорию, относящуюся к групповым феноменам — социально-психологический феномен группового отношения ко времени[15] Его работы позволяют предположить существование также феномена группового времени. И именно в праздничных переживаниях можно наблюдать как субъективное время каждого человека вливается в групповое или коллективное время празднующего сообщества. Такое слияние можно назвать синхронизацией субъективного и группового времени и в этой синхронизации проявляется темпометрическая функция праздника. Для осуществления темпометрической функции праздника всегда была необходима также и синхронизация праздничного пространства. Для больших социальных групп и общества это была страна, город, завод, деревня или село, для малых групп — пространство дома или квартиры, столик в кафе для круга друзей, а в 2000 году для всего мирового сообщества, отмечающего Миллениум, таким пространством стала планета Земля. Синхронизация пространства необходима для осуществления ритуала праздника в виде символических действий и образов [16; 17], которые, в свою очередь, синхронизируют ценностные ориентации, нравственные идеалы, мировоззренческие чувства, духовно-нравственные ценности [18].

На рисунке 1 представлена концептуальная схема темпометрической функции праздника. Праздничное время — особое время человека, отличное от будней. Праздник можно рассматривать как феномен, событие, процесс или состояние в зависимости от целей исследования. Праздник и праздничное переживание имеет свои границы, и эти границы регулируются ритуалом. Ритуал «подсказывает», в какое время начинается праздник, а также он регулирует праздничное время в процессе празднования. У каждого народа существует свой праздничный календарь и специальные ритуальные формы празднования для каждого календарного праздника. В отличие от толпы, поведение празднующих людей предсказуемо и регулируется ритуалом праздника, в празднике отсутствуют стихийность, агрессия, неадекватность поведения, и наполнение времени праздника существенно отличается от повседневного течения времени. Ритуал играет роль регулятора коллективного праздничного

переживания. Интересен факт, что праздничные переживания свойственны человеку на протяжении всей истории человечества. Праздник первобытного человека и праздник современного человека по сути все равно является запланированным коллективным переживанием, регулируемым ритуалом [19].

Рисунок 1. Темпометрическая функция праздника (рисунок автора)

На рисунке 1 показаны три этапа праздника. Первый этап — подготовка к празднику, которая чаще начинается в будни, и, значит, наполнение временных интервалов в подготовки более плотное, нежели в праздник или до начала подготовки к празднику, тем самым растет напряженность вектора субъективного времени, направленного на подготовку к празднику. Человек это ощущает как нехватку времени и необходимость работать и готовиться к празднику в дефиците времени. Именно во время подготовки к празднику у человека поднимается настроение, он испытывает приятное ожидание праздника и эмоциональный подъем. Согласно С.Л. Рубинштейну «Время ожидания желательного события в непосредственном переживании томительно удлиняется, нежелательного — мучительно сокращается» [14, с. 303]. Таким образом, темпометрическая функция праздника искажает время и помогает человеку пройти напряженные отрезки времени, связанные с подготовкой к празднику. Не менее важным этапом праздника является и осмысление, воспоминания, коммуникация и обсуждения завершившегося события. Между подготовкой к празднику и его осмыслением и обсуждением происходит собственно праздничное действо. Ф.Е. Василюк [20] и его последователи и соратники называют праздничное переживание праздничной деятельностью, и мы поддерживаем такую точку зрения, поскольку в празднике есть и цель, и целенаправленная совместная деятельность по утверждению смыслов, идеалов и духовно-нравственных ценностей.

Определение праздника было дано в предыдущих работах [21]: Праздник — это социально-психологический феномен коллективного переживания радости, имеющее поводом значимое событие или дату, регулируемое ритуалом, ограниченное в пространстве и времени, в котором субъект праздничной деятельности, коллективный и индивидуальный, в символико-коммуникативной форме переживают радость от сближения с идеалом, а также утверждает свою идентичность, духовно-нравственные нормы и формируют коллективный образ будущего.

Время праздника регулируется ритуалом посредством символических действий. У каждого народа имеется богатейший набор символических действий, совершаемых во время праздника, начиная от этапа подготовки праздника. Например, приготовление праздничных блюд может занимать не один день. Символическое значение имеет жест руки, последовательность рассаживания гостей за столом, наличие на столе обязательных блюд и их расположение на столе, элементы праздничной одежды, женские украшения, интонации и смыслы тоста, специальная посуда, специальные песни и многое другое символическое наполнение праздника. Народные традиции праздничной культуры необыкновенно разнообразны. Символы являются формой смыслов, «прочтение» символов означает не только эстетическую рефлексию, но и порождает процесс осмысления, а также эмоционального переживания и отношения. Значения и смыслы приобретают как отдельные действия субъектов праздника (жест, движение руки, поднятие бокала, пение, танец, смех, игры, затеи), так и материальные знаки (стол, угощения, украшения комнаты, подарки, элементы одежды).

Праздник не может функционировать в культуре вне ритуала, равно как и без эмоционально-рефлексивного отклика заинтересованных в ритуале людей. Ритуал определяет и регулирует пространство и время праздника, создает сценарий, по которому участники готовятся к празднику, входят в праздник и по окончанию завершают его. Ритуал подсказывает действия и направляет субъекта праздника по заданному сценарию, наполняя смыслом все действия. Диалектика праздничного ритуала заключается в том, что с одной стороны он регулирует время праздника, с другой стороны — предоставляет участникам празднества необыкновенную свободу для творчества, особую праздничную свободу, невозможную в будни. Ритуал снимает многие повседневные ограничения, в обычной будничной жизни такая творческая свобода является лишь уделом тружеников так называемых творческих профессий.

Праздничный ритуал играет также и защитную роль, позволяя в рамках праздника решить отложенные и накопившиеся в повседневной жизни проблемы. Например, часто именно в праздник происходит примирение и удаление скрытых конфликтов между людьми. Ограничивая праздничное время и пространство сценарием, ритуал предоставляет человеку безграничную творческую свободу самовыражения. Праздник заканчивается состоянием обретенной гармонии с миром. Однако, в отдельных случаях такого состояния не достигается, причиной могут быть диссонанс коллективных и индивидуальных ценностей, а также ценности конкретного праздника, отрицание идентичности с празднующим сообществом, а также утрата «ключа», с помощью которого могут быть осмыслены символы и ритуал. Еще одна причина снижения функций праздника является потеря субъектности в празднике и в повседневной жизни. То есть социально-психологические функции праздника остаются неизменными, но результат действия этих функций изменяется, и на то есть причины. В данном теоретическом исследовании мы остановимся на изменениях в темпометрической функции праздника, хотя необходимо отметить, что все социально-психологические функции праздника взаимосвязаны и факторы трансформации праздничных переживаний могут затрагивать несколько функций.

Последнее тридцатилетие можно назвать временем глобальных перемен., вызовов и рисков. Российское общество претерпело эпоху перестройки, построения новой экономической и политической системы. Можно сказать, что россияне успешно влились в мировое общество потребителей. Технологические новшества в виде гаджетов существенно повлияли на коммуникацию и отношения между людьми и группами. Цифровизация, с одной стороны, существенно сократила время на рутинные операции, с другой стороны, создала множество новых проблем, решение которых заполнило время повседневной жизни человека, уплотнив его. Существенной проблемой стало время досуга, причем не только работающих людей и

Страница 5 из 9

Трансформация темпометрической функции праздника

70PSMN622

детей, но и пенсионеров. Человечество пережило пандемию и в настоящее время нам угрожает экономический кризис.

Все эти факторы сказались и на изменении социально-психологических функциях праздника.

Трансформация темпометрической функции праздника началась в 2005 году с существенного увеличения времени празднования Нового года с 1 до 5 января, а с добавлением выходных получилось даже 8 дней. Проблема состоит в том, что ритуал Нового года традиционно мог обеспечить только два дня празднования. Время ритуала и время праздника не совпадало. В результате в оставшееся время произошла рассинхронизация субъективного и группового времени, люди просто не знали, что делать в оставшиеся праздничные дни, поскольку регулятора времени в виде ритуала не было почти неделю. В последующие годы люди приспособились к этой ситуации, праздник Новый год стали называть новогодними каникулами и, в результате, праздник усилил рекреационную функцию, ослабив другие более важные социально-психологические функции праздника. Больше всех пострадала консолидирующая функция праздника, что определенно представляет некоторую опасность для общества. В России не так много праздников, которые консолидируют общество.

Другим фактором изменения темпоральной функции праздника стало развитие общества потребления. Проблема в том, что праздник стал предметом потребления, т. е. у человека освободилось время за счет того, что можно многое просто купить — праздничную еду, праздничное представление, развлечение в виде клоунов в колпачках на детский праздник и артистов на корпоративный праздник. И произошла потеря субъектности празднующего человека — уже не он сам создает праздник, а он его потребляет. И общество разделяется на тех, кто организует и продает праздники, и тех, кому остается только оценивать, насколько хорошо приготовлен праздник.

Другим следствием развития общества потребителей стало размытие границ между временем праздника и временем повседневности, будней. У коммерсантов появился соблазн радовать и веселить людей, придумывая искусственные праздники, которые не нагружены большинством социально-психологических функций, например, праздник московского мороженого, праздник девушек-программисток, день холодца, праздник пожилого человека и т. п. В результате время праздника и время повседневности начало терять четкую границу.

Множественность искусственных праздников приводит к снижению глубины переживаний по трем компонентам — эмоциональному, когнитивному и конативному. Тем самым жизненный опыт человека более не обогащается приращением личностных устойчивых структур.

Следующий фактор, приводящий к трансформации темпометрической функции праздника, это коммерциализация праздника и замещение времени подготовки к празднику временем, затрачиваемым на приобретения подарков. В результате подготовка к празднику проходит суетно и в дефиците времени.

На трансформацию темпометрической функции праздника также повлиял и карантин пандемии Covid-19, поскольку праздничное время сложно было провести с семьей. Часть семей укрепляло семейные связи, преодолевая разобщенность в праздничное время, нарушая карантинные запреты, а часть семей теряла праздничное время и праздничное настроение.

Выводы

Результатом теоретического исследования является построение концепции синхронизации субъективного и объективного времени в празднике. Также описана

трансформация темпометрической функции праздника в связи с развитием общества потребителей и факторов пандемии. Трансформация темпометрической функции праздника проявляется в следующем:

• Уменьшение субъектности празднующего человека.

• Рассинхронизация объективного, группового и субъективного времени.

• Размывание границ праздничного времени и времени повседневности.

• Замещение этапа подготовки к празднику покупкой подарков.

• Дефицит времени и суетность при подготовке к празднику.

• Праздник теряет темпометрическую функцию отсчета времени в виде меток на шкале объективного времени.

Тем не менее, праздник остается особенным временем, способным восполнить и укрепить психические ресурсы человека, группы и общества для преодоления трудностей повседневной жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тихомирова, С.В. Становление психологической темпометрии как нового научного направления в психологии / С.В. Тихомирова. // Знание. Понимание. Умение. — 2015. — № 4. — С. 177-186.

2. Clarke, P. A measure for Christmas spirit / P. Clarke // Journal of Consumer Marketing, 2007 — Vol. 24 — No. 1 — pp. 8-17. — DOI: 10.1108/07363760710720948.

3. Wallendorf, M. "We Gather Together": Consumption Rituals of Thanksgiving Day / M. Wallendorf, E. Arnould // Journal of Consumer Research 18(1), 2021 — pp. 13-31

— D0I:10.1086/209237.

4. Тихомирова, С.В. Ценностно-смысловые значения в переживаниях праздника 9 Мая / С.В. Тихомирова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2021. — Т. 9.

— № 6. — С. 48

5. Дюркгейм, Э. Элементарные формы религиозной жизни: тотемическая система в Австралии / Э. Дюркгейм; пер. с франц. В.В. Земсковой под ред. Д.Ю. Куракина.

— Москва: Элементарные формы, 2018. — 808 с.

6. Зиммель, Г. Созерцание жизни / Г. Зиммель // Избранное. — М.: Юрист, 1996. — Т. 2. — 607 с.

7. Элиаде, М. Священное и мирское. М. Элиаде — М.: Изд-во МГУ, 1994. — С. 57.

8. Eliade, M. Cosmologie §i alchimie babilonianä. [Вавилонская космология и алхимия] / M Eliade — Moldova, 1991 — Pp. 117 — (На рум. яз.).

9. Cox, H. The Feast of Fools: A Theological Essay on Festivity and Fantasy. / Harvey Cox. — Cambridge, Mass.: Harvard Univ. Press, 1969. Pp. 204.

10. Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.М. Бахтин — Л., 1965 — 545 с.

11. Мазаев, А.И. Праздник как социально-художественное явление: Опыт историко-теоретического исследования. А.И. Мазаев — М.: Наука. 1978. — С. 67.

12. Воловикова, М.И. О соотношении понятий "праздник" и "отдых" / М.И. Воловикова. // В сборнике: Психология труда и управления как ресурс развития общества в условиях глобальных изменений. — 2018. — С. 45-48.

13. Рубинштейн, С.Л. Основы общей' психологии. / С.Л. Рубинштейн — СПб.: Питер, 2002 — 720 с.

14. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир. / С.Л. Рубинштейн — СПб.: Питер, 2012 — 224 с.

15. Нестик, Т.А. Групповое отношение к времени как социально-психологический феномен / Т.А. Нестик. // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. — 2015. — Т. 14. — С. 10-30.

16. Hobson, N.M. The psychology of rituals: An integrative review and process-based framework / N.M. Hobson, J. Schroeder, J.L. Risen, D. Xygalatas // Personality and Social Psychology Review, 2018 — V. 22, I. 3 — pp. 260-284.

17. Frey, D. Psychologie der Rituale und Bräuche [Психология ритуалов и обычаев] / Dieter Frey Hrsg. — Springer 2018 — https://doi.org/10.1007/978-3-662-56219-2 — (На нем яз.).

18. Воловикова, М.И. Психология масс в контексте праздничной культуры / М.И. Воловикова. // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. — 2016. — Т. 1. — № 3(3). — С. 111121.

19. Абрамян, Л.А. Первобытный праздник и мифология / Л.А. Абрамян. — Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1983. — 231 с.: ил.; 20 см.

20. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. М.: Изд -во Моск. ун-та, 1984. 200 c.

21. Тихомирова, С.В. Эмоции коллективного субъекта / С.В. Тихомирова. В сборнике: Философско-психологическое наследие С.Л. Рубинштейна. — 2011. — С.308-319.

Tikhomirova Svetlana Vital'evna

Institute of Psychology Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia

E-mail: sti@ipras.ru RSCI: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=99699

Transformation of the tempometric function of the holiday

Abstract. The category of human subjective time is basic in psychology and has been studied for a long time. Relatively new is the tempometric approach presented by the author, which involves the study of the phenomenon of subjective time itself, in contrast to the perception of time, the idea of time, attitude to time, etc. The novelty of the presented theoretical study lies in the fact that the tempometric approach is applied not only to the subjective time of a person, but also to the collective time of the holiday.

The article considers the tempometric function of the holiday, which synchronizes the time of a person and group time in a holiday with the help of a ritual consisting of symbolic actions, symbolic and ordinary holiday communication. The time of the holiday is a special time when the celebrating community tests and affirms common ideals, spiritual and moral values, and forms an image of the future.

However, the tempometric function is transformed under the influence of economic, political factors, global threats and risks. In connection with the commercialization of the holiday and the development of the society of consumers, the level of subjectivity of the celebrating person decreases, he turns into a consumer and spectator of the festive action, who can only evaluate what is happening on the stage. The transformation of the tempometric function is also expressed in the blurring of the temporal boundaries of the holiday, when festive time flows into weekdays, and everyday life penetrates into festive time. This happens due to the growth of artificial holidays such as the day of jelly or the world day of the head, not burdened with the socio-psychological functions of a real holiday. But the holiday still remains a special time that can replenish and strengthen the mental resources of a person, group and society to overcome the difficulties of everyday life.

Keywords: holiday; tempometry; ritual; tempometric function of the holiday; subjective time; group time; socio-psychological functions of the holiday; subjectivity; psychological resources; joy

70PSMN622

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.