Научная статья на тему 'Трансформация субъект-объектных отношений в процессе управления'

Трансформация субъект-объектных отношений в процессе управления Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3154
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА / УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ДЕЛОВАЯ АКТИВНОСТЬ / СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / SOCIAL SYSTEM / MANAGEMENT / THE SOCIOLOGY OF MANAGEMENT / THE PSYCHOLOGY OF MANAGEMENT / PSYCHOLOGICAL RELATIONS / BUSINESS ACTIVITY / SUBJECTIVELY OBJECTIVE RELATIONS / SUBJECTIVELY SUBJECTIVE RELATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Позняков Владимир Петрович

В статье излагаются авторские представления о системе субъект-объектных и субъект-субъектных отношений в процессах социального управления и об их трансформации в меняющихся условиях жизнедеятельности современного российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Позняков Владимир Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Transformation of Subjective and Objective Relations in Management Process

The article states the author's notions of the system of the subjectively objective as well as the subjectively subjective relations in the processes of social management and his conceptualization of their transformation in the dynamic conditions of modern Russian society’s activity.

Текст научной работы на тему «Трансформация субъект-объектных отношений в процессе управления»

Трансформация субъект-объектных отношений в процессе управления

В. П. Позняков

(Институт психологии РАН, Московский гуманитарный университет)

В статье излагаются авторские представления о системе субъект-объектных и субъект-субъектных отношений в процессах социального управления и об их трансформации в меняющихся условиях жизнедеятельности современного российского общества.

Ключевые слова: социальная система, управление, социология управления, психология управления, психологические отношения, деловая активность, субъект-объектные отношения, субъект-субъект-ные отношения.

Необходимость обращения к данной проблеме обусловлена, во-первых, исключительной практической важностью понимания и решения задач модернизации жизнедеятельности современного российского общества, а во-вторых, теоретической значимостью и актуальностью междисциплинарного анализа проблемы управленческого взаимодействия.

В теории управления закономерно сложились представления об управлении как субъ-ект-объектном отношении (взаимодействии), где субъектность как свойство активности, сознательности, самоопределения имманентно приписывается человеку или социальной группе как носителям управленческих функций — целеполагания, планирования, организации, контроля и т. д. В этом случае правомерным является постановка вопроса об отношениях между тем, кто управляет, и тем, кем управляют, как о субъект-объектных отношениях, в рамках которых тот, кем управляют, рассматривается как объект управления, т. е. объект воздействия, направленного на достижение целей субъекта.

Вместе с тем в рамках социальной психологии — науки о закономерностях взаимодействия и отношений между людьми — управление изначально понимается как субъект-субъект-ное отношение и взаимодействие, где в качестве субъектов, т. е. активных, сознательных, самоопределяющихся людей, рассматриваются не только руководители, носители власти, субъекты управления, но и исполнители, подчиненные, люди, реализующие приказы, распоряжения, задачи, которые ставят перед ними руководители (Журавлев, 2004).

Такая постановка проблемы управления предполагает рассмотрение управленческого процесса не просто как субъект-объектного, но как субъект-субъектного взаимодействия, в котором в качестве субъектов, т. е. носителей активности, сознания, целеполагания, выступают оба участника управленческого взаимодействия, и принципиально меняет не только теоретические, но и практические представления об управлении. В отличие от управления, например в технических системах, где взаимодействие в системе «человек — техника» носит действительно характер субъ-ект-объектного взаимодействия, т. е. человек выступает в качестве единственного в паре участников взаимодействия субъектом, в процессе социального управления оба участника взаимодействия изначально являются субъектами, т. е. носителями активности, целепола-гания и воздействия друг на друга.

Эта драматическая проблема привлекает внимание и теоретиков, и практиков управления в течение десятилетий. Однако необходимость ее решения актуализируется современным состоянием общественных отношений, их трансформацией. Наиболее общая глобальная тенденция теории и практики управления в современном обществе заключается в том, что управление как субъект-объектное взаимодействие, где инициатором, носителем активности, субъектом выступает только одна сторона, исчерпывает свои теоретические и практические возможности, показывает свою несостоятельность как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

И здесь в центре внимания оказывается человеческая, психологическая составляющая

управления как субъект-объектного взаимодействия, без понимания которой невозможным является решение актуальных практических задач модернизации современного общества. Укорененные в сознании и подсознании представителей правящей элиты представления о том, что властные, управленческие отношения есть отношения между субъектами, т. е. носителями властных, управленческих функций, и объектами управляющих воздействий, пришли в полное противоречие с реальной действительностью. Последняя вновь и вновь показывает, что люди, выступающие в качестве объектов управляющих воздействий, на самом деле являются субъектами — полноправными участниками взаимодействия, имеющими собственную волю, собственные интересы, ценности и цели.

И это положение, являющееся аксиомой для психолога, который стоит на позициях субъектно-деятельностного подхода к пониманию человека, нередко оказывается «терра инкогнита» для людей, включенных в реальные процессы управления, но психологически неграмотных. Представление о том, что управление людьми основывается на тех же механизмах, что и управление техническими системами, до сих пор господствует в менталитете многих хозяйственных и политических лидеров. Поэтому важной научной и практической задачей является актуализация новых, современных, научно обоснованных представлений об управленческом процессе как о субъ-ект-субъектном взаимодействии.

В этой связи представляется уместным ознакомить читателей с некоторыми результатами исследований, проведенных автором совместно с Е. Б. Филинковой (Филинкова, 2001). В рамках реализации масштабной программы исследований социальной психологии современного российского предпринимательства (Журавлев, Позняков, 2012) мы изучали особенности отношений руководителей частных компаний с наемными работниками. Результаты исследования показали, в частности, что существуют различия в представлениях руководителей о том, кем для них выступают наемные рабочие. Рассмотрим, как относится к своим сотрудникам предпри-

ниматель как хозяин, собственник дела и руководитель (см. таблицу). В данном исследовании, выборка которого составила 80 респондентов — руководителей частных компаний, проявились со всей очевидностью два различных подхода к наемным работникам: субъектный и объектный. При этом субъектное отношение, когда сотрудники воспринимаются предпринимателем как единомышленники, друзья и даже члены одной семьи (50% опрошенных), заметно преобладает над объектным, когда сотрудники рассматриваются предпринимателем как средство для достижения своих целей, как рабочая сила или как люди, зарабатывающие для предпринимателя деньги (38,8%).

Отношение к сотрудникам связано с характером взаимоотношений с ними: для предпринимателей, рассматривающих своих работников как средство, характерны в основном деловые взаимоотношения с сотрудниками, а для предпринимателей, считающих своих сотрудников партнерами, характерны и дружеские, и деловые отношения (г = -0,193, уровень тенденции).

ВОСПРИЯТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ СВОИХ СОТРУДНИКОВ

Кем для предпринимателя являются сотрудники в первую очередь Доля опрошенных (в %)

Членами одной семьи 3,7

Друзьями 3,8

Единомышленниками 42,5

Рабочей силой 5,0

Людьми, которые зарабатывают для меня деньги 8,8

Средством для достижения результата 25,0

Не ответили 11,2

Стиль отношения предпринимателя к сотрудникам оценивался по шкале «исключительно дружеские — и дружеские, и деловые — исключительно деловые». Лишь один человек из всех опрошенных (1,2%) ответил, что его отношения с сотрудниками исключительно дружеские; 16,3% опрошенных пред-

принимателей указали, что отношения с сотрудниками только деловые; большинство респондентов (72,5%) считают, что их отношения с сотрудниками носят смешанный характер, т. е. являются и дружескими, и деловыми; 10% предпринимателей не ответили. Достаточно дружеским характером взаимоотношений предпринимателей с сотрудниками в определенной степени можно объяснить отсутствие однозначной зависимости между оценкой этих взаимоотношений и оценкой работы сотрудников.

Еще более тесная связь обнаружена между восприятием сотрудников и оценкой взаимоотношений с коллективом в целом: чем менее субъектное отношение у предпринимателя к своим работникам, тем хуже его взаимоотношения с коллективом (г = 0,291**)!, тем реже получает предприниматель удовольствие от общения с сотрудниками (г = 0,365*), тем реже ему приходится радоваться тому, что сложился отличный рабочий коллектив (г = 0,415*). При этом восприятие сотрудников взаимосвязано с оценкой их работы: чем более склонен предприниматель рассматривать наемных работников как средство достижения результата, тем выше его оценка частоты проявления непрофессионализма или нежелания работать в полную силу у сотрудников (г = -0,264**).

Сравнение двух групп предпринимателей (критерий Фишера, 0 < р < 0 ,045), в первую из которых вошли предприниматели, отличающиеся субъектным отношением к своим сотрудникам, а во вторую — предприниматели, рассматривающие сотрудников как средство достижения своих целей, показало, что принципиальные различия между ними состоят не только в оценках взаимоотношений с коллективом и оценках его работы, но и в оценках своих личных достижений. Предприниматели, отличающиеся субъектным отношением к своим сотрудникам, чаще ощущают, что их дело нужно людям, а также гораздо выше оценивают степень инновационности своей деятельности, уровень самореализации в деятельности и удовлетворенность ее экономическими результатами. Для данной группы характерна более сильная ориентация на процесс деятель-

ности (значимость на уровне р = 0,054) и более высокая оценка степени реализации целей (значимость на уровне р = 0,071). Следовательно, предприниматели, которые считают своих сотрудников единомышленниками или друзьями, рассматривают работу с людьми как важную составляющую своей деятельности, опираются на коллектив в значительно большей степени, и, возможно, именно поэтому им удается с помощью коллектива достигать большего количества поставленных целей, чем группе предпринимателей с отношением к сотрудникам как к средству.

Также можно предположить, что цели, которые ставят перед собой две рассматриваемые группы предпринимателей, в некотором отношении различаются: группа предпринимателей с субъектным отношениям к сотрудникам ставит более социально ориентированные цели, чем группа предпринимателей с отношением к сотрудникам как средству. Об этом говорит, во-первых, значимое различие между этими группами по оценке нужности дела для людей, во-вторых, наличие разницы в удовлетворенности экономическими результатами при отсутствии каких-либо различий в оценке успешности деятельности (средние баллы 4,33 и 4,20).

Выводы. В исследовании выявлены два различных подхода в отношении руководителей частных компаний к наемным работникам: субъектный, когда сотрудники воспринимаются предпринимателем как единомышленники, друзья и даже члены одной семьи, и объектный, когда сотрудники рассматриваются предпринимателем как средство для достижения своих целей, как рабочая сила или как люди, зарабатывающие для предпринимателя деньги. Предприниматели, отличающиеся субъектным отношением к своим сотрудникам, чаще ощущают, что их дело нужно людям, выше оценивают уровень самореализации в деятельности и удовлетворенность ее экономическими результатами.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Здесь и далее: * — значимость различий на уровне р = 0,01, ** — значимость на уровне р = 0,05.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Журавлев, А. Л. (2004) Психология управленческого взаимодействия. М. : Институт психологии РАН.

Журавлев, А. Л., Позняков, В. П. (2012) Социальная психология российского предпринимательства. Концепция психологических отношений. М. : Институт психологии РАН.

Филинкова, Е. Б. (2001) Социально-психологические характеристики предпринимателей с разным уровнем удовлетворенности предпринимательской деятельностью : дис. ... канд. психол. наук. М.

THE TRANSFORMATION OF SUBJECTIVE AND OBJECTIVE RELATIONS IN MANAGEMENT PROCESS V. P. Pozniakov (The Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences,

Moscow University for the Humanities)

The article states the author’s notions of the system of the subjectively objective as well as the sub-

jectively subjective relations in the processes of social management and his conceptualization of their transformation in the dynamic conditions of modern Russian society’s activity.

Keywords: social system, management, the sociology of management, the psychology of management, psychological relations, business activity, subjectively objective relations, subjectively subjective relations.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)

Zhuravlev, A. L. (2004) Psikhologiia upravlench-eskogo vzaimodeistviia. M. : Institut psikhologii RAN.

Zhuravlev, A. L., Pozniakov, V. P. (2012) Sotsial’-naia psikhologiia rossiiskogo predprinimatel’stva. Kontseptsiia psikhologicheskikh otnoshenii. M. : Institut psikhologii RAN.

Filinkova, E. B. (2001) Sotsial’no-psikhologich-eskie kharakteristiki predprinimatelei s raznym urovnem udovletvorennosti predprinimatel’skoi deiatel’nost’iu : dis. ... kand. psikhol. nauk. M.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.