Научная статья на тему 'Трансформация способов трансляции культуры в условиях применения технологий искусственного интеллекта: социально-философский анализ'

Трансформация способов трансляции культуры в условиях применения технологий искусственного интеллекта: социально-философский анализ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
искусственный интеллект / культура / сохранение культуры / трансляция культуры / культурный феномен / общество / artificial intelligence / culture / cultural preservation / cultural transmission / cultural phenomenon / society

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Романовский Гела Алексеевич

В статье рассмотрены некоторые способы использования искусственного интеллекта (ИИ) для сохранения культуры и передачи её следующим поколениям. Отмечается, что ИИ, благодаря своей технологичности, обладает значительным потенциалом в области трансляции культуры, при этом его использование зависит от человека, запросы которого, в том числе в культурной сфере, ИИ обслуживает. Посредством ИИ удаётся оцифровывать объекты и феномены культуры, обеспечивать их сохранность, делать их более доступными для людей, привлекать к ним внимание широких слоёв населения, пропагандируя и транслируя культуру. Одновременно сам ИИ является феноменом культуры, способствующим её развитию, динамике. С помощью ИИ, нейросетей пополняется культурное пространство, создаются произведения цифрового искусства, которые становятся полноправными компонентами культурного поля, не вытесняя традиционных компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF METHODS OF CULTURAL TRANSMISSION IN THE CONTEXT OF THE USE OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE TECHNOLOGIES: SOCIO-PHILOSOPHICAL ANALYSIS

The article discusses some ways of using artificial intelligence (AI) to preserve culture and pass it on to next generations. It is noted that AI, due to its manufacturability, has significant potential in the field of cultural translation, while its use depends on the person whose needs, including in the cultural sphere, are served by AI. Through AI, it is possible to digitize cultural objects and phenomena, ensure their preservation, make them more accessible to people, attract the attention of wide sections of the population to them, promoting and broadcasting culture. At the same time, AI itself is a cultural phenomenon that contributes to its development and dynamics. With the help of AI and neural networks, the cultural space is replenished, works of digital art are created, which become full-fledged components of the cultural field, without displacing traditional components

Текст научной работы на тему «Трансформация способов трансляции культуры в условиях применения технологий искусственного интеллекта: социально-философский анализ»

Трансформация способов трансляции культуры в условиях применения технологий искусственного интеллекта: социально-философский анализ

Романовский Гела Алексеевич,

аспирант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), руководитель по контенту и сделкам компании МТС Live E-mail: rgela@yandex.ru

В статье рассмотрены некоторые способы использования искусственного интеллекта (ИИ) для сохранения культуры и передачи её следующим поколениям. Отмечается, что ИИ, благодаря своей технологичности, обладает значительным потенциалом в области трансляции культуры, при этом его использование зависит от человека, запросы которого, в том числе в культурной сфере, ИИ обслуживает. Посредством ИИ удаётся оцифровывать объекты и феномены культуры, обеспечивать их сохранность, делать их более доступными для людей, привлекать к ним внимание широких слоёв населения, пропагандируя и транслируя культуру. Одновременно сам ИИ является феноменом культуры, способствующим её развитию, динамике. С помощью Ии, нейро-сетей пополняется культурное пространство, создаются произведения цифрового искусства, которые становятся полноправными компонентами культурного поля, не вытесняя традиционных компонентов.

Ключевые слова: искусственный интеллект, культура, сохранение культуры, трансляция культуры, культурный феномен, общество.

Цивилизационное развитие осуществляется за счёт непрерывной трансляции культуры от поколения к поколению. Впитывая культурные основы, завещанные предками, каждое новое поколение дополняет культурное пространство собственными смыслами, определяемыми запросами времени и актуальными условиями существования общества. В итоге развитие народа, социума, культуры является непрерывным, поступательным. Парадокс культуры, часто недооцениваемый, состоит в том, что обществу для развития необходима постоянная переоценка ценностей и обновление механизмов трансляции культуры, поэтому наиболее устойчивой системой культурных механизмов может быть только постоянно развивающаяся (неустойчивая) система. Искусственный интеллект (ИИ) представляет собой механизм, стремительно ворвавшийся в жизнь человека и занявший в ней прочное место. Мы активно используем Ии, подчас не будучи в состоянии оценить степень его надёжности и безопасности. Если о психологической, экономической, научной, социальной, информационной безопасности в контексте ИИ в науке говорят [2; 7; 9], то его безопасность для культурного поля, культурных основ и традиций пока активно не обсуждается, а если затрагивается, то трактуется преимущественно в негативном ключе [8]. В то же время необходимо объективно оценить роль ИИ как компонента культурного пространства и механизма трансляции культуры.

Цель статьи - выявить современные возможности ИИ как механизма сохранения, развития, трансляции культуры. Исследование проводилось с помощью аналитического, структурно-функционального, аксиологического методов на основе системного и деятельностно-го подходов.

Современная культура оперирует исторически сложившейся системой ин-

157

струментов и механизмов, позволяющих транслировать культурную информацию следующим поколениям, не утрачивая её и обеспечивая её сохранность. К наиболее традиционным, древним инструментам культурной трансляции относятся обряды и ритуалы,традиции и обычаи, мифология и религия, семья и образование, искусство, литература и наука, к постоянно возникающим в ходе культурного исторического развития - новые социальные сообщества, СМИ и др., которые, однако, с течением времени обретают статус традиционных. Изменяемость мира требует постоянной трансформации и пополнения системы культуронесу-щих механизмов новыми инструментами, обеспечивающими непрерывность культурной трансляции и в то же время соответствие её требованиям времени.

ИИ был создан в середине прошлого века как технологический инструмент, обладающий прежде всего способностями к ведению быстрых и сложных подсчётов и хранению большого количества информации. Одно из первых его определений дал Д. Маккарти ещё в 1956 г.: «Свойство интеллектуальных систем выполнять творческие функции, которые традиционно считаются прерогативой человека» [11]. В этом определении зафиксировано основное свойство ИИ -его способность повторить мыслительный процесс человека, стать подобным человеку, заменить его в каких-то сферах. Концепция ИИ лежит в основе всех создаваемых в последние десятилетия компьютеров, гаджетов и т.п.

Уже во второй половине ХХ в. был сформулирован тезис о сильном и слабом ИИ [12]: первый выполняет функцию повторения и замещения человеческого мышления полностью, умеет самостоятельно мыслить и принимать решения, как человек, а второй - только частично копирует человеческий мыслительный процесс, не обретая самостоятельности. Споры о возможности создания сильного ИИ, который, несомненно, захочет покорить мир и уничтожить человечество, постоянно идут в науке (и отразились во множестве произведений научной фантастики), в то время как человек

активно пользуется плодами слабого ИИ в своей ежедневной практике, не понимая, как устроены разумные машины, и одновременно не представляя своей жизни без них.

Предметом нашего внимания является то, как системы слабого ИИ вписаны в современные процессы сохранения и трансляции культуры. В рамках изучения данного вопроса представляется возможным выделить следующее.

Во-первых, благодаря оцифровке, то есть «переводу исходной нецифровой информации в цифровую форму, возможно, с целью ее долгосрочного хранения» [3, с. 89], происходит копирование и сохранение разнообразных объектов культуры, от архивных документов до цифровой модели Венеции, создаваемой при помощи проекта «Машина времени» (Time Machine) [10]. Оцифровке и перенесению в виртуальную реальность в виде двухмерных и трехмерных (3D) копий подвергаются живописные полотна, скульптуры, рукописи, старинные книги, фотографии, аудио- и видеозаписи, слайды, негативы, газеты, журналы и другие предметы культурного наследия; круг объектов культуры, приобретающих виртуальную форму, постоянно расширяется.

Во-вторых, для представителей широкого сообщества облегчается доступ к культурным объектам, существующим в цифровом виде. Наиболее яркий пример - виртуальные музеи, которые можно посетить онлайн. Музей может существовать в реальности и иметь интернет-вариант (веб-сайт или мобильное приложение), доступный для онлайн-посещения широкими слоями населения (Лувр, Британский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея и др.), а может сразу создаваться как цифровой, существующий в интернет-пространстве (например, виртуальный онлайн-музей искусств VOMA - Virtual Online Museum of Art). Структура и способы работы данных виртуальных объектов не имеют значительных отличий [4, с. 938]. Пользователи совершают виртуальные экскурсии, перемещаясь из зала в зал и знакомясь с экспонатами; это можно делать в удоб-

Ь* впск-И

158

ное время и не спеша. Конечно, такие экскурсии не могут полностью заменить реального посещения культурных объектов, но прекрасно их дополняют, развивая культурные потребности людей и привлекая их к реальной культурной деятельности.

В-третьих, с помощью ИИ организуется сохранение разнообразных объектов культурного наследия, в том числе поддержание для них наиболее благоприятных условий (температура, влажность, освещение и др.), идентификация, каталогизация, реставрация. Особенно значительно, по признанию исследователей, участие ИИ в реставрации объектов культуры и искусства. А.А. Дружинина доказывает, что «нейронные сети могут быть эффективным инструментом для восстановления произведений как целиком, так и утраченных частей» [5, с. 41].

В-четвёртых, на основе ИИ создаются инструменты и сервисы, посредством которых организуется вовлечение людей в культурные процессы. Это могут быть YouTube-каналы, сайты, под-касты, стримы, страницы в социальных сетях, электронные почтовые рассылки, контекстная реклама, сервисы дистанционной покупки билетов и т.п. Развлекательная функция таких сервисов сочетается с культуронесущей, и погружение в культуру становится ненавязчивым, естественным. Данные инструменты делают культуру более близкой, легко доступной, интересной, понятной, служат её популяризации.

Как видим, ИИ, выполняя приказы и запросы человека, обеспечивает стабильность традиционных культурных феноменов и объектов, а также предоставляют широким слоям населения доступ к культурным ценностям, при этом сохраняя и транслируя культуру в первую очередь новому поколению, для которого цифровые инструменты наиболее понятны и привычны. Однако, и сам ИИ в процессе своего развития начинает проявлять качества, присущие культуре как феномену. В данном контексте он только начал изучаться. Е.К. Беликова доказывает, что ИИ является феноме-

ном культуры, поскольку «обладает ценностно-нормативной определённостью, нацелен на сохранение, инновационное воплощение и трансляцию культурных и духовно-нравственных ценностей, одновременно пополняя и модернизируя ценностную систему, что важно для развития культуры» [1, с. 64].

ИИ прочно вошёл в современную культуру, стал её новационным элементом, за счёт которых всегда поддерживается стабильность культуры, обеспечивается её устойчивость. Культура может существовать только на стыке традиционного и нового [6], и ИИ в настоящий момент является наиболее эффективным технологическим инструментом, позволяющим обеспечить такое существование. В результате он выходит за «узкие рамки» науки и технологий, погружаясь в культуру как таковую и превращаясь в феномен культуры.

ИИ направлен на реализацию культурных запросов населения. С его помощью не только сохраняются объекты культуры, появившиеся ранее и вошедшие в культурный фонд, но и создаются новые. С появлением искусственных нейронных сетей - разновидности ИИ, использующей в своей деятельности принципы функционирования человеческого мозга, - у людей появилось больше возможностей осуществлять творчество на основе ИИ: создавать картины, кино, музыку, видеоклипы, произведения художественной литературы (прозу и стихи), научные тексты, фотографии и т.п. Кроме того, творчество может создавать уже сам ИИ, выполняя заложенные в него программы и условия. Ней-росети создают анимационные фильмы, коллажи из фотографий, играют в шахматы и др.

Всё более широкое распространение получает цифровое искусство, продукты которого имеют коммерческий успех. ИИ становится инструментом пополнения культурного пространства, не уничтожая традиционные элементы культуры (такие как праздники, обряды, мифология, образование, литература, наука и др.), и не трансформируя их содержательно, а изменяя структурно и дополняя. Культур-

159

ное пространство становится более богатым и современным, отвечающим требованиям времени, а значит, имеющим больше шансов на устойчивость и развитие. Правда, ИИ еще не способен создавать что-то новое, продуцируя объекты на основе анализа имеющегося культурного фонда, однако он постоянно развивается и обретает новые возможности.

Значительно изменить роль ИИ как компонента культурного пространства, механизма трансляции и инструмента создания культурных объектов смог бы сильный иИ, будь он создан. Однако уже в течение нескольких десятилетий формирование ИИ, способного полностью повторить и заменить человека, постоянно откладывается.

Итак, являясь инструментом научного, информационного, культурного пространства, ИИ представляет собой потенциальный инструмент сохранения и развития культуры, который уже действует и постепенно всё в большей степени включается в систему культурной трансляции. Слабый ИИ используется людьми для обеспечения собственных нужд; испытывая потребность в сохранении и трансляции культуры, человек приспособил ИИ как помощника в данном деле, используя его во многих сферах: для обеспечения доступа к культурным богатствам большому количеству людей, поддержания культурных объектов в соответствующем виде, создания масштабных цифровых моделей культурных объектов, культурного развития современного человека, формирования и изменения информационного культурного пространства, онлайн-культуры и т.п. Системы ИИ, будучи внедрёнными в культурную сферу, обеспечивают технически точное сохранение культурных богатств и удобную передачу их желающим для ознакомления и изучения. Активность использования ИИ в сфере сохранения и трансляции культуры доказывает внимание к данной проблеме человека, который в настоящий момент руководит процессом и определяет использование ИИ. Одновременно искусственный разум сам становится частью, феноменом культуры, дополняя её традиционные

элементы, сочетаясь с ними, обеспечивая инновационную составляющую и непрерывное развитие культуры как факторы её устойчивости.

Литература

1. Беликова Е.К. Проблема отнесения искусственного интеллекта к числу современных феноменов культуры // Общество: философия, история, культура. 2024. № 2. С. 60-65.

2. Вешнева И.В. Технологии искусственного интеллекта: классификация, ограничения, перспективы и угрозы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2023. Т. 23. № 4. С. 428-438.

3. Глоссарий по информационному обществу / под общ. ред. Ю.Е. Хох-лова. - М.: Институт развития информационного общества, 2009. - 160 с.

4. Горбунова А.С., Арбузова А.А. Сравнение виртуальных музеев, существующих в реальности и музея только в цифровом пространстве // Молодые ученые - развитию Национальной технологической инициативы (ПОИСК). 2022. № 1. С. 937-939.

5. Дружинина А.А. Роль искусственного интеллекта в современной реставрационной науке // Вестник ГГУ. 2023. № 4. С. 41-53.

6. Крылова М.Н. Вопрос о соотношении традиционных и новационных элементов в культуре и его решение в современном научном пространстве // Гуманитарный вестник Донского государственного аграрного университета. 2023. № 3. С. 17-23.

7. Маркова Е.С., Пронин К.М. Искусственный интеллект: риски и угрозы // Инновационная экономика и право. 2022. № 2 (21). С. 30-38.

8. Охапкина В.А. Социокультурные риски процесса роботизации // Политехнический молодежный журнал. 2019. № 8 (37). С. 3.

9. Романова И.Н. Внедрение технологий искусственного интеллекта: анализ вероятных рисков и возможных угроз // Материалы Ивановских чтений. 2021. № 4 (35). С. 15-18.

160

10. Якушинский Н.А. Европейский опыт оцифровки культурного и научного наследия // Труды института бизнес-коммуникаций. Научное издание / под общ. ред. М.Э. Вильчинской-Бутенко. - СПб.: СПбГУПТД, 2019. -С. 92-105.

11. McCarthy J. Recursive Functions of Symbolic Expressions and Their Computation by Machine, Part I // Communications of the ACM. 1960. Т. 3. № 4. Р. 184-195. [Электронный ресурс]. -URL: https://www-formal.stanford.edu/ jmc/recursive.pdf.

12. Searle J. R. Minds, brains and programs // Behavioral Sciences. - 1980. -№ 3. - P. 415-431.

TRANSFORMATION OF METHODS OF CULTURAL TRANSMISSION IN THE CONTEXT OF THE USE OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE TECHNOLOGIES: SOCIO-PHILOSOPHICAL ANALYSIS

Romanovskii G.A.

Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (RANEPA)

The article discusses some ways of using artificial intelligence (AI) to preserve culture and pass it on to next generations. It is noted that AI, due to its manufacturability, has significant potential in the field of cultural translation, while its use depends on the person whose needs, including in the cultural sphere, are served by AI. Through AI, it is possible to digitize cultural objects and phenomena, ensure their preservation, make them more accessible to people, attract the attention of wide sections of the population to them, promoting and broadcasting culture. At the same time, AI itself is a cultural phenomenon that contributes to its development and dynamics. With the help of AI and neural networks, the cultural space is replenished, works of digital art are created, which become full-fledged components of the cultural field, without displacing traditional components.

Keywords: artificial intelligence, culture, cultural preservation, cultural transmission, cultural phenomenon, society.

References

1. Belikova E.K. The problem of classifying artificial intelligence as a modern cultural phe-

nomenon // Society: philosophy, history, culture. 2024. No. 2. P. 60-65.

2. Veshneva I.V. Artificial intelligence technologies: classification, limitations, prospects and threats // News of Saratov University. New episode. Series: Economics. Control. Right. 2023. T. 23. No. 4. pp. 428-438.

3. Glossary on the information society / under general. ed. Yu.E. Khokhlova. - M.: Institute for the Development of the Information Society, 2009. - 160 p.

4. Gorbunova A.S., Arbuzova A.A. Comparison of virtual museums that exist in reality and a museum only in the digital space // Young scientists - development of the National Technology Initiative (SEARCH). 2022. No. 1. P. 937-939.

5. Druzhinina A.A. The role of artificial intelligence in modern restoration science // GSU Bulletin. 2023. No. 4. P. 41-53.

6. Krylova M.N. The question of the relationship between traditional and innovative elements in culture and its solution in the modern scientific space // Humanitarian Bulletin of the Don State Agrarian University. 2023. No. 3. P. 17-23.

7. Markova E.S., Pronin K.M. Artificial intelligence: risks and threats // Innovative Economics and Law. 2022. No. 2 (21). pp. 3038.

8. Okhapkina V.A. Sociocultural risks of the ro-botization process // Polytechnic youth magazine. 2019. No. 8 (37). S. 3.

9. Romanova I.N. Introduction of artificial intelligence technologies: analysis of probable risks and possible threats // Materials of the Ivanovo Readings. 2021. No. 4 (35). pp. 1518.

10. Yakushinsky N.A. European experience in digitizing cultural and scientific heritage // Proceedings of the Institute of Business Communications. Scientific publication / edited by. ed. M.E. Vilchinskaya-Butenko. - St. Petersburg: SPbGUPTD, 2019. - pp. 92105.

11. McCarthy J. Recursive Functions of Symbolic Expressions and Their Computation by Machine, Part I // Communications of the ACM. 1960. T. 3. No. 4. R. 184-195 [Electronic resource]. - URL: https://www-formal. stanford.edu/jmc/recursive.pdf.

12. Searle J.R. Minds, brains and programs // Behavioral Sciences. - 1980. - No. 3. -P. 415-431.

161

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.