Научная статья на тему 'Трансформация современной эрзянской семьи в Республике Мордовия'

Трансформация современной эрзянской семьи в Республике Мордовия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
168
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЭРЗЯНСКАЯ СЕМЬЯ / МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИЕ СВЯЗИ / РЕГИОН / ТИП СЕМЬИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / TRANSFORMATION / ERZYA FAMILY / INTER-GENERATION TIES / REGION / TYPE OF FAMILY / NATIONAL TRADITIONS / FAMILY VALUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Савинов Леонид Иванович, Ледяйкин Евгений Евгеньевич

Представлены результаты анкетного опроса 319 современных эрзянских семей по отдельным аспектам трансформации эрзянской семьи в Республике Мордовия. По результатам опроса дана характеристика трансформации современной эрзянской семьи, ее структурных и функциональных проявлений, выявлены факторы, влияющие на состояние современной эрзянской семьи, уточнена специфика перехода эрзянской семьи от традиционного типа к современному. Показана специфика трансформации национальных традиций, использования эрзянского языка в эрзянской семье в течение жизни нескольких (четырех) поколений. Вскрыты проблемы современных эрзянских семей: малодетность, нарушение межпоколенческих связей, исчезновение национальных особенностей эрзянского брака. Трансформация современной эрзянской семьи затронула все аспекты семейных отношений и семейного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRANSFORMATION OF THE MODERN ERZYA FAMILY IN THE REPUBLIC OF MORDOVIA

The article presents the results of a sociological research conducted among 319 modern Erzya families by means of questionnaire survey. The survey was focused on some aspects of the transformation of the Erzya family in the Republic of Mordovia. The survey has revealed the characteristics of the modern Erzya family and its structural and functional manifestations as well as the factors influencing the condition of the modern Erzya family. Some specific features of the transformation of the Erzya family from the traditional to the modern type have been defined. The peculiarities of the transformation of national traditions and the use of the Erzya language in the Erzya family during the life of four generations are shown. A number of problems of modern Erzya families are revealed, including small number of children, breaking of inter-generation ties, disappearance of national peculiarities of the Erzya marriage. The transformation of the modern Erzya family concerns all the aspects of the family relations and family behaviour.

Текст научной работы на тему «Трансформация современной эрзянской семьи в Республике Мордовия»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2017, № 4 (48), с. 109-117 109

УДК 316

ТРАНСФОРМАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭРЗЯНСКОЙ СЕМЬИ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

© 2017 г. Л.И. Савинов, Е.Е. Ледяйкин

Савинов Леонид Иванович, д.соц.н., проф.; заведующий кафедрой социальной работы Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, Саранск

subbotkina.anna@mail.ru Ледяйкин Евгений Евгеньевич, соискатель кафедры социальной работы Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, Саранск

eesmgttl.l@gmail.com

Статье поступила в редакцию 15.02.2017 Статье принета к публикации 17.10.2017

Представлены результаты анкетного опроса 319 современных эрзянских семей по отдельным аспектам трансформации эрзянской семьи в Республике Мордовия. По результатам опроса дана характеристика трансформации современной эрзянской семьи, ее структурных и функциональных проявлений, выявлены факторы, влияющие на состояние современной эрзянской семьи, уточнена специфика перехода эрзянской семьи от традиционного типа к современному. Показана специфика трансформации национальных традиций, использования эрзянского языка в эрзянской семье в течение жизни нескольких (четырех) поколений. Вскрыты проблемы современных эрзянских семей: малодетность, нарушение межпоколенческих связей, исчезновение национальных особенностей эрзянского брака. Трансформация современной эрзянской семьи затронула все аспекты семейных отношений и семейного поведения.

Ключевые слова: трансформация, эрзянская семья, межпоколенческие связи, регион, тип семьи, национальные традиции, семейные ценности.

Введение

Оставаясь важнейшим социальным институтом, семья претерпевает серьезные изменения -меняется ее структура, содержание выполнения функций, меняются ее нормы и ценности, все качественные и количественные характеристики. При этом скорость изменений современной семьи постоянно нарастает, накладывая особый отпечаток на личность, группы, народы, государство и все общество в целом.

Изучение состояния современной российской семьи невозможно без исследований трансформационных процессов, происходящих в семьях у различных народов, населяющих нашу страну, в том числе и у эрзян. Россия на протяжении многовековой истории была и является многонациональной страной, стабильность, могущество и сила которой во многом определяются близким, тесным проживанием народов и наций с самыми различными культурами и традициями. В этом единстве многообразных культур и мирного взаимодействия разных народов кроется стабильность российского общества и государства. Естественно, активная включенность в процесс взаимодействия возможна при достаточно высокой численности народа - носителя национальной культуры, как в случае и с мордовским народом, который в

советский период имел численность свыше 1 211 тыс. человек [1, с. 56]. К настоящему времени численность мордовского, в том числе и эрзянского, народа существенно сократилась до 744 237 человек в 2010 г. [2]. В результате снижения численности народа стали теряться национальные, культурные отличия и специфика.

Изучение особенностей функционирования и развития эрзянских семей должно внести определенный вклад в целостное представление о семейно-демографических процессах, происходящих в нашей стране.

Изучение эрзянской семьи отражено в многочисленных источниках и трудах отечественных историков, социологов, филологов, культурологов. Однако сведения эти достаточно отрывочны, фрагментарны. В них эрзянская семья не выступает в качестве основного объекта исследования, либо рассматривается только в сравнении с мокшанской семьей, либо описывается как «мордовская семья», без конкретизации «эрзянская», в общей проблематике финно-угорских исследований. Отсутствуют комплексные социологические исследования современной эрзянской семьи. Все это объективно актуализирует тематику нашего исследования -изучение трансформационных процессов в современной эрзянской семье.

Целью нашего исследования было изучение особенностей процессов трансформации совре-

менной эрзянской семьи в Республике Мордовия. Нами были поставлены следующие задачи:

- изучить социально-демографические характеристики членов эрзянской семьи;

- выяснить уровень доходов и благосостояния в современной эрзянской семье;

- выявить характер межпоколенческих связей в эрзянской семье;

- исследовать изменения семейно-родствен-ных связей в течение жизни четырех поколений эрзянской семьи;

- выявить факторы, способствующие или препятствующие укреплению современной эрзянской семьи;

- изучить отношения к употреблению родного эрзянского языка в повседневной жизни и соблюдению национальных традиций в нескольких поколениях эрзянской семьи.

Теоретико-методологические подходы

Трансформация семьи - это процесс преобразования, превращения, изменения вида семьи, в частности трансформация традиционного типа семьи в современный, характеризующийся многообразием форм и вариантов семейной жизни. Подобные трансформационные изменения отмечают многие ученые и исследователи, причем в отношении семей у различных народов России, в том числе и эрзянского.

Для исследования трансформационных процессов, происходящих в современной эрзянской семье, были использованы различные концептуальные подходы, позволяющие дать оценку состояния и динамики изменений института семьи у эрзянского народа.

В первую очередь, нами применялся научный подход, рассматривающий семью как социальный институт и как малую социальную группу, описывающий основные функции и этапы развития семьи. В рамках институционального подхода рассмотрен характер происходящих изменений в современной эрзянской семье как социальном институте, дается их оценка и описание как кризисных и закономерных явлений в развитии эрзянской семьи.

В современной науке в процессе применения социокультурного подхода выявляются и обосновываются «две взаимосвязанные тенденции социокультурных изменений: институционали-зация, осуществляемая посредством определенных социокультурных механизмов, и универсализация как процесс раскрытия сущностных сил и способностей человека, реализуемых в процессе антропосоциогенеза» [3, с. 316]. Социокультурный подход позволил показать факторы социокультуры, которые в равной мере повлия-

ли как на российскую, так и на эрзянскую семью. В рамках рассматриваемого исследования проанализированы социокультурные условия развития нового современного типа эрзянской семьи, его основные черты и характеристики.

Сходство в образе жизни семей, проявление одинаковых черт и характеристик нуклеарной семьи отмечается у разных народов и в разных странах. Данная тенденция не обошла стороной и современные эрзянские семьи и в целом российскую семью. Подобная унификация образа жизни человека и его семьи отмечается многими авторами глобализационного подхода, считающими, что это общемировая тенденция, которая только будет усиливаться и расширяться. Тем не менее нам близка точка зрения ученых в рамках локализационного подхода, настаивающих на сохранении при любых условиях отдельных специфических элементов и признаков образа жизни, традиций семьи каждого народа и нации. В условиях сближения стран и государств будет существовать тенденция сохранения каждым народом на отдельной территории своей уникальности и неповторимости, своей национальной идентичности.

У любого народа семья является средоточием национальных особенностей. Именно семья не только сохраняет и воспроизводит национальные черты культуры, быта, супружеских отношений, воспитания детей, но и является основной сферой воспроизводства и самого этноса. Этнокультурный подход позволяет определить, сохранила ли современная эрзянская семья национальные и этнокультурные традиции в процессе трансформации и свою значимость как социального института.

Кроме изучения состояния и трансформации современной российской семьи теоретиками и практиками активно обсуждаются меры и пути сохранения института семьи. Все чаще в этой связи стали обращаться к партисипаторному подходу. Это «одна из возможностей создания такого социального взаимодействия, в рамках которого были бы реализуемы комплексные задачи: организации взаимодействия, взаимного обучения официальных структур и потребителей услуг социальной защиты, выработки и реализации в этой сфере решений, способствующих максимальной активизации собственных ресурсов и потенциала граждан и домохо-зяйств и принятия солидарной ответственности за такие решения» [4, с. 36]. В рамках данного подхода мы рассматриваем возможность активизации ресурсов, внутреннего потенциала самой современной эрзянской семьи совместно с государственными структурами и общественностью для поиска средств, организации и прове-

Таблица 1

Национальный состав брака респондентов и их предков, %_

Вариант ответа Брак респондентов Брак родителей Брак прародителей

По линии отца По линии матери

Однонациональный (эрз.-эрз.) 49.5 68.5 74.3 71.2

Эрянско-мокшанский 8.1 5.4 4.4 4.2

Эрзянско-русский 39.9 22.7 11.9 12.8

Эрзя - иной национальности 2.6 3.5 2.8 5.1

Затрудняюсь ответить - - 6.6 6.7

дения в жизнь мер, соответствующих сохранению и возрождению семьи.

Изучение трансформационных процессов в современной эрзянской семье не ограничивается представленными выше теоретико-методологическими подходами. Научное осмысление состояния и трансформации современной эрзянской семьи происходит сегодня также в рамках различных теоретических концепций - концепции кризиса семьи и модернизации семьи, концепции демографического перехода, концепции утраты укорененности и других.

Научно-исторический опыт изучения семьи свидетельствует о том, что с какой бы точки зрения ее ни рассматривали, она является сложным многослойным социальным образованием. Ученые при попытке ее определения исходят из самых разнообразных позиций.

Результаты исследования

Проведенное нами в 2015 г. в Республике Мордовия социологическое исследование «Социокультурная детерминация трансформационных процессов, происходящих в современной эрзянской семье» имеет ряд особенностей: впервые проведено социологическое исследование, в котором эрзянская семья выступила в качестве специального объекта исследования; эрзянской семьей считается не только та семья, где оба супруга являются эрзянами, но и та, где один из супругов имеет другую национальность, но отождествляет себя как член эрзянской семьи; изучается и анализируется жизнь нескольких (четырех) поколений современной эрзянской семьи.

В настоящее время многопоколенные семьи в общей численности мордовских семей, в том числе эрзянских, составляют очень малую долю, при этом однопоколенные являются преобладающей формой семьи. «В сельских поселениях однопоколенные семьи, включая одиночек, составляют наибольший процент. На их долю в эрзянских селах приходится 45.6%; в мокшанских - 52%. Двупоколенные семьи, состоящие из брачной пары и неженатых детей, у эрзи составляет 42.5%; у мокши - 37%. Трехпо-

коленные семьи по своей структуре чаще представлены брачной парой с детьми и родителями мужа (жены). У эрзи они составляют 11.3%; у мокши - 10.6%. Численность четырехпоколенных семей соответственно 0.6% и 0.3%» [5, с. 49].

Поскольку изначально эрзя - это жители сельской местности, которые со временем переехали жить в город, среди опрошенных семей незначительна доля тех, которые проживают в городе в 3-м и 4-м поколении (15.4%). Почти половина респондентов (48.8%) живет в городе только в первом поколении, больше трети (35.8%) - во втором поколении. Поэтому родители и прародители респондентов - это жители села, носители народной культуры, которые еще помнят и хранят традиции жизни эрзянской семьи, эрзянского народа.

В условиях тесного взаимодействия и сближения народов Республики Мордовия важно было проанализировать национальный состав семей респондентов.

Данные опроса показывают, что в течение смены поколений существенно снизилось количество однонациональных браков: с 72.8% до 49.5%, то есть на одну треть (табл. 1).

Среди прародителей межнациональные браки встречались, но были единичными, и в основном только в том случае, если эрзянин переезжал из своего родного села в другую местность. Особенно заметным является увеличение числа смешанных эрзянско-русских браков - с 12.4% до 39.9%. Это свидетельствует о проявлении активной ассимиляции эрзянского и русского народов. С одной стороны, такую сложившуюся ситуацию можно оценивать как признак сближения народов, утверждения чувства толерантности, профилактики межнациональных конфликтов. С другой стороны, утрачиваются, нивелируются традиции эрзянских браков. В последнем случае особенно удручает тенденция увеличения смешанных браков - их доля в общей численности браков у опрошенных увеличивается почти в 2 раза в каждом поколении (12.4% - 22.7% - 39.9%) (табл. 1). Если данная тенденция продолжится, то смешанные эрзянско-русские браки займут в общей чис-

Таблица 2

Количество детей в семьях респондентов и семьях их предков, %

Вариант ответа Семья респондентов Семья родителей Семья их прародителей

По линии отца По линии матери

Нет детей 15.1 - - -

1 ребенок 32.4 8.4 4.7 4.4

2 ребенка 39.6 38.1 14.2 20.1

3 ребенка 9.7 22.8 22.1 14.7

4 и более детей 3.1 30.6 59.0 60.8

Таблица 3

Факторы, препятствующие повышению рождаемости в эрзянских семьях, %_

Вариант ответа Доля респондентов

Экономические трудности 68.6

Нестабильность семьи, некрепкие браки 24.5

Изменение системы ценностей, отсутствие желания иметь много детей 23.6

Социально-политическая нестабильность, неуверенность в завтрашнем дне 22.7

Недостаточная социальная поддержка семьи с детьми 21.1

Ничто не препятствует 12.1

Ухудшение репродуктивного здоровья населения 10.6

Иное 0.3

ленности браков почти 80%, и, соответственно, доля только однонациональных эрзянских браков останется в пределах 20-25%. Данная ситуация не может не вызывать тревоги, поскольку сокращается основа для сохранения традиций эрзянской семьи. В связи с этим мы можем говорить о необходимости скорейшего принятия мер по возрождению и распространению национальных традиций с помощью различных социальных институтов, поскольку поддержание традиций на прежнем уровне только силами института семьи - трудно выполнимая задача.

Наиболее заметной является тенденция снижения рождаемости и количества детей в современной эрзянской семье. Число семей с одним ребенком увеличилось от поколения прародителей к поколению респондентов в 7 раз (табл. 2).

В среднем в семье респондентов количество детей составляет 1.53, в семьях прародителей -3.35. Выявленный показатель количества детей в современной эрзянской семье не дотягивает до такого показателя, как 2.5 детей на одну семью, который бы обеспечивал воспроизводство представителей эрзянского народа в регионе. Выявленные нами показатели малого количества детей в современных эрзянских семьях РМ подтверждаются и результатами обследования, проведенного Л.Р. Еналеевой в сельских районах республики в 2002-2006 гг., и данными государственной статистики по Республике Мордовия.

Особо стоит отметить ответы респондентов на вопрос о необходимости увеличения числа детей в семьях. Таковых оказалось 62.9% респондентов. Современные эрзянские семьи понимают важность не только формирования в детях неких качественных характеристик при

воспитании в семье, но и указывают на актуальность увеличения количества детей в семье.

В дополнение к предыдущему вопросу о важности количественных изменений в рождаемости респондентам был задан вопрос о факторах и условиях, которые препятствуют росту рождаемости и которые необходимо устранить (табл. 3).

Данные исследования показывают, что экономические трудности, обусловливающие низкую рождаемость, преобладают над другими факторами. Несомненно, к устранению негативного влияния экономического фактора должны быть приложены усилия многих субъектов семейной, социальной и экономической политики. Однако не стоит забывать, что для повышения рождаемости так же важно, по мнению респондентов, устранить нестабильность брака и сформировавшуюся систему несемейных ценностей.

Для описания факторов, влияющих на институт современной эрзянской семьи, был изучен такой критерий, как уровень доходов семьи. 61.5% опрошенных современных эрзянских семей оценили свой уровень доходов как средний, 28.8% - ниже среднего, 8% дали оценку «выше среднего» и 1.7% - за «чертой бедности».

Помимо своего уровня жизни респонденты оценивали и характер изменения уровня жизни предыдущих поколений (табл. 4).

Большая часть опрошенных указали, что их уровень жизни стал выше, чем их родителей и прародителей. Однако повышение уровня жизни респондентов в сравнении с их прошлым поколением не сопровождалось сохранением высокой рождаемости, которая существовала в семьях прародителей, получается, что уровень

Таблица 4

Оценка респондентами своего уровня жизни в сравнении с предыдущими поколениями их семьи, %_

Вариант ответа По сравнению с родителями По сравнению с бабушками и дедушками

Не изменился 19.1 8.5

Стал выше 64.3 73.1

Стал ниже 8.5 7.3

Затрудняюсь ответить 8.2 11.1

Таблица 5

Факторы, влияющие на семью у эрзян в настоящее время, % (указаны в порядке убывания)_

Фактор, влияющий положительно (+) Фактор, влияющий отрицательно (-)

Сохранение эрзянского языка и возможность общаться на нем 79.7 93.0 Алкоголизм, наркомания

Национальная традиционная культура (музыкальный фольклор, литература, ремесла и т.д.) 78.1 87.5 Ослабление семейно-родственных связей

Влияние религии 66.1 87.4 Сокращение сельского населения, «вымирание» деревни

Жилищная политика в отношении молодой семьи 65.1 81.1 Распространение малодетности

Семейно-демографическая политика 59.0 66.1 Состояние экономики, уровень доходов в регионе проживания

Национальная политика 53.8 56.5 Высокая мобильность населения, миграция эрзянского населения

СМИ 34.6 56.5 Рост численности городского населения, распространение городского образа жизни

Состояние инфраструктуры для жизни молодежи и семей с детьми в сельской местности 25.9 53.3 Состояние инфраструктуры для жизни молодежи и семей с детьми в сельской местности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рост численности городского населения, распространение городского образа жизни 25.4 44.5 Мировые тенденции изменения семьи

Состояние экономики, уровень доходов в регионе проживания 23 44.4 Распространение межнациональных браков

Распространение межнациональных браков 21.3 38.7 Ассимиляция (обрусение)

Ассимиляция (обрусение) 17.0 23.6 Жилищная политика в отношении молодой семьи

Мировые тенденции изменения семьи 17.0 26.3 СМИ

Высокая мобильность населения, миграция эрзянского населения 14.1 13 Национальная политика

Сокращение сельского населения, «вымирание» деревни 3.7 11.1 Семейно-демографическая политика

Распространение малодетности 3.6 4.1 Влияние религии

Алкоголизм, наркомания 2.7 2.5 Национальная традиционная культура (музыкальный фольклор, литература, ремесла и т.д.)

Ослабление семейно-родственных связей 2.1 2.4 Сохранение эрзянского языка и возможность общаться на нем

жизни улучшился, а количество детей в семье уменьшилось.

Конечно, материальный фактор влияет на жизненные стратегии семей, но при этом важна и социальная составляющая, то есть ценностные ориентиры, в соответствии с которыми семья распределяет свои материальные ресурсы. Подобными позитивными ориентирами, способными поддержать семейные ценности, являются национальные традиции семейного уклада жизни.

Тем не менее во многих работах, посвященных положению современных семей, указывается на важность и первостепенную значимость

экономического фактора. «Безусловно, беспокоят бедность села, отсутствие материальных стимулов к труду у молодежи. Необходима огромная просветительная работа среди родителей, но ничто так не просвещает в современном мире, как материальное благополучие, перманентное улучшение быта. Духовная составляющая, интерес к своим корням будет тогда, когда она есть в семье, когда у материально успешных родителей будет время не только на труд, но и на отдых, досуг и своих детей. ...Нужны эффективные рабочие места на селе, достойная оплата труда» [6, с. 161].

Для определения основных направлений по укреплению современной эрзянской семьи нами было выявлено мнение респондентов о факторах, которые сказываются на семьях позитивно и негативно (табл. 5).

Из таблицы 5 видно, что респонденты сами отнесли к числу наиболее важных и влиятельных положительных факторов сохранение эрзянского языка и национальной традиционной культуры, далее признается значимость жилищной и семейно-демографической политики в регионе. К числу негативных факторов опрошенные отнесли в первую очередь алкоголизм, наркоманию и ослабление семейно-родственных связей и лишь затем указали на состояние экономики и уровень доходов. Характер данных факторов позволяет утверждать, что во многом усилить их позитивное влияние и устранить негативное можно только при активном участии самих семей. Одних только стимулирующих и поддерживающих социальных и экономических мер со стороны государства недостаточно. Необходимы сформированное гражданское сообщество, активная жизненная позиция граждан в вопросе укрепления института семьи и распространения национальных традиций. Также стоит отметить, что оценка ряда факторов вызвала серьезные затруднения у респондентов при оценке характера их влияния: ассимиляция, СМИ, мировые тенденции изменения семьи, распространение межнациональных браков, национальная политика.

Поскольку большая часть респондентов указывают, что язык является одним из важных средств сохранения и передачи национальной культуры и сохранения семьи, в рамках проведенного нами исследования ставилась задача изучения особенностей владения респондентами эрзянским языком в повседневной жизни.

Происходит существенное снижение доли семей, в которых используется для общения эрзянский язык: в поколении прародителей эта доля составила 67.4%, а в семьях респондентов -22.6%. Стоит отметить, что в поколении прародителей доля семей, использующих эрзянский язык для общения в повседневной жизни (67.4%), и доля семей с однонациональным браком (72.8%) очень близки. Практически во всех однонациональных семьях общение шло на родном эрзянском языке.

В поколении респондентов, опрошенных в ходе анкетирования, доли семей, использующих эрзянский язык, и семьи с эрзянским браком имеют большую разницу: 22.6% и 49.5%. То есть менее половины современных однонациональных эрзянских семей используют для общения родной эрзянский язык.

При выявлении причин, по которым респонденты не используют родной эрзянский язык, оказалось, что основной является недостаточно свободное владение языком, плохое знание языка - 66.0%. В связи с этим смеем предположить, что основным средством повышения уровня использования языка является помощь в его овладении, обучение языку. 21.3% опрошенных в качестве причины указали, что окружение семьи не владеет эрзянским языком; 10.6% отметили, что не принято в окружении говорить на эрзянском языке.

В настоящее время в Республике Мордовия активно проводится работа по обучению детей в школах мордовским языкам: вводятся учебные предметы по эрзянскому и мокшанскому языкам, истории родного края, готовится и публикуется соответствующее методическое обеспечение, организуются конкурсы, олимпиады. Тем не менее активного использования мордовских языков в профессиональной деятельности не происходит, родной язык применяется только в семейном кругу, и то не всегда. Возможно, на качество усвоения данных школьных уроков влияет отношение самих родителей к необходимости изучения родного эрзянского языка. Обязательным данное изучение считают 37.1% опрошенных семей. По мнению остальных, это допустимо только при желании самих детей либо вообще не нужно.

В вопросе повышения уровня использования родного эрзянского языка важно говорить не столько о внешне навязанной обязанности изучать родной язык, сколько о создании объективной востребованности знания родного языка. «Культура, искусство и язык не сохранятся, если они будут вменяться в обязанность, если знание их не станет необходимостью, если количество не перерастет в массовое качество. Если жизнь в своей глубинной культуре, т.е. в селе, не станет выгодной материально, а станет выгодной молодежи, пусть не самой грамотной, но работоспособной, трезвой, то будет востребован организованный досуг, вспомнятся язык и культура, появится интерес к новому, пробудится разум» [6, с. 160].

Мы считаем, что формирование в современных эрзянских семьях основ стабильного брака и семейных ценностей возможно путем возрождения и закрепления в их обычной жизни национальных эрзянских традиций. Поэтому было важно изучить, насколько данные традиции сохранены в современных эрзянских семьях и какими чертами характеризуются отношения между родственниками в данных семьях (табл. 6).

По данным таблицы 6 видим, что национальные традиции сохранились в первую очередь в приготовлении праздничных блюд, а

Таблица 6

Национальные традиции эрзянского народа, которые сохранились в современных эрзянских семьях, %_

Вариант ответа Доля респондентов

Национальная кухня 69.2

Национальные праздники (или национальные особенности религиозных праздников) 57.8

Похоронные обряды 52.1

Свадебные обряды 50.2

Организация быта, оформление жилища 11.4

Национальный костюм 10.2

Иное 4.4

также в ритуалах семейных праздников, прежде всего свадьбы. В целом, результаты анкетирования по данному вопросу показывают, что современные эрзянские семьи сохраняют национальные традиции в отдельных аспектах жизнедеятельности.

В проведенном нами исследовании также ставилась задача изучить отношения респондентов со своими родственниками. Для начала были определены категории родственных членов семьи, с которыми опрошенные поддерживают отношения. В первую очередь это оказались представители своего возрастного поколения: родные или двоюродные братья и сестры. После них вторым по степени значимости оказалось поддержание отношений со старшим поколением: родители, дяди и тети. С бабушками и дедушками общаются еще меньше респондентов - половина. Именно такой назревающий разрыв в общении между детьми и прародителями является препятствием для передачи и сохранения национальных традиций, поэтому в сближении данных поколений должно заключаться одно из приоритетных направлений семейной, социальной и национальной политики в регионе.

Важно понять, насколько в поддерживаемых отношениях респондентами учитывается мнение родственников при принятии своих решений. Всегда прислушиваются к мнению родственников 18.8% респондентов. Доля тех, кто не учитывает их мнения, очень мала - 14.1%. Существенная часть опрошенных (65.6%) все же прислушивается к мнению родных, пусть даже это происходит иногда, что можно расценивать как показатель достаточно ровных, доброжелательных отношений респондентов с их родственниками.

Показателем проявления семейных ценностей у респондентов является их намерение поддерживать отношения с родственниками даже в ситуации, когда это мешает личным планам и интересам самого респондента (48%). Только небольшая часть опрошенных (16%) считают необязательным поддержание родственных отношений в подобных ситуациях. Для

остальных респондентов (35.4%) поддержание отношений с родными является нужным в любых обстоятельствах либо допустимым в отношении отдельных родственников.

В современных эрзянских семьях сохраняется определенная тенденция на поддержание семейных связей и родственных отношений. Данный не утраченный до конца потенциал родственных отношений в эрзянских семьях нужно поддерживать и развивать. В связи с этим респондентам был задан вопрос о возможностях и перспективах работы по сохранению национальных традиций и родственных отношений с целью укрепления института семьи. Больше половины опрошенных (51.2%) верят в успешность подобного рода мероприятий и мер. Однако существенна и доля тех респондентов (38.5%), кто затруднился ответить на этот вопрос. Значит, можем предположить, что они могут сомневаться в указанной выше успешности.

В условиях активного обсуждения в научном сообществе кризисных тенденций в развитии института семьи важно было изучить мнение респондентов о состоянии современных российских и эрзянских семей. Прежде всего, обращает на себя внимание такой неожиданный результат: менее трети респондентов считают, что российская семья находится в кризисе, -27.9%. Удивительно, что больше половины (56.8%) опрошенных отметили, что российская семья просто меняется, приобретает новые формы и особенности, а 13.7% выбрали вариант ответа «семья возрождается в своей традиционной форме». Оценка респондентами эрзянской семьи примерно схожа: около трети (34.8%) из них считают, что эрзянская семья находится в кризисе. Почти половина, как и в отношении российской семьи, отмечают, что эрзянская семья просто меняется, приобретая новые формы и особенности (47.1%). Состояние эрзянской семьи оценивается несколько хуже, чем российской: эрзянская семья несколько чаще рассматривается как кризисная и менее как меняющаяся и переходящая в новую форму, но при этом больше, чем российская семья, оценивается как возрождающаяся в своей традиционной форме (16.1%).

Поскольку сами представители семьи не оценивают свою семью как кризисную, они и не осознают, что назрела необходимость в приложении активных усилий по ее сохранению и укреплению. Пока население, граждане не осознают всю критичность современной ситуации, они и не предпримут каких-либо действий в этом направлении.

В определении перспектив будущего развития эрзянской семьи респонденты высказались следующим образом: 43.6% считают, что «эрзянская семья будет утрачивать свои национальные черты», 34.6% - «эрзянская семья сохранит свои национальные черты», 21.8% затруднились ответить на данный вопрос. Эти ответы опять же показывают переломный характер положения эрзянской семьи, когда сами ее представители с противоположных позиций оценивают будущее развитие семьи. Мы можем предположить, что вокруг современной эрзянской семьи складывается ситуация, когда принятие более активных мер или их отсутствие могут изменить положение либо в худшую, либо в лучшую сторону.

Выводы

Итак, современная эрзянская семья переживает период трансформации и изменения, обретения новых форм. На это повлиял ряд факторов:

- близкое проживание с другими народами, уменьшение территорий компактного проживания эрзянского народа;

- заключение смешанных браков и постепенное исчезновение национальных особенностей эрзянского брака;

- неиспользование в официальной жизни родного эрзянского языка, постепенное ослабевание его использования в быту, семейном кругу.

Под влиянием данных факторов эрзянская семья, как и русская, перешла от традиционного типа семьи к нуклеарному. Поскольку уклад жизни эрзянской семьи во многом был схож с нормами семейной жизни других финно-угорских и славянских народов, переход к новым нормам и традициям семейной жизни происходил в схожих условиях и похожем темпе. В связи с тем, что эрзянский народ тесно контактирует с русским, заимствуя отдельные образцы и нормы поведения, необходимо проведение мер не только по возвращению национальных традиций эрзянского народа, но и национальной культуры русского народа, традиционной русской семьи.

Анализ данных исследования показывает, что рост экономического благосостояния эрзянской семьи ведет не к росту рождаемости и стабилизации семейных отношений, а, напротив, к распаду

большой многопоколенной семьи, распространению феномена однодетности, нежеланию иметь детей вообще. Следовательно, идти в решении существующих семейных проблем эрзян необходимо от ценностной основы семьи, а не только экономической. Воздействовать надо на ценности, чтобы улучшение экономического положения и имеющиеся материальные ресурсы шли на поддержание семейных, а не индивидуалистических и эгоцентричных ценностей.

Особого внимания заслуживает факт разрыва связей между поколениями, прежде всего детей и прародителей. Именно нарушение закона преемственности поколений разрушает институт семьи. Важно восстановить данные связи в современной эрзянской семье, поскольку именно через межпоколенческое общение в семье передаются важные семейные ценности, способствующие сохранению семьи. Наш опрос четырех поколений эрзянской семьи показал, что у поколения бабушек и дедушек наших респондентов в наибольшей мере сохранено соблюдение национальных особенностей эрзянской семьи. В данном направлении в семейной политике важно использовать внутренний, еще сохранившийся в определенном объеме, потенциал эрзянской семьи, прежде всего, использовать ресурс прародителей, сделать основной акцент в выборе мер по его укреплению на сближении старшего и младшего поколения, восстановлении и/или обучении навыкам взаимодействия в различных сферах жизни эрзянской семьи.

Эрзянская семья претерпела существенные изменения, утратила многие черты семьи из прошлого. Традиционный тип семьи, по мнению респондентов, сменяется новым типом семейных отношений, совмещающим часть традиционных и современные черты. Приоритет интересов семьи и соблюдение национальных семейных традиций постепенно уходит из жизни новых поколений, что не может не вызывать тревогу и обусловливает необходимость принятия соответствующих мер семейной, социальной и национальной политики в регионе. Несмотря на всю сложность и трудновыполни-мость необходимых мер, их стоит принимать уже сегодня и малыми шагами начинать прокладывать большой путь к укреплению семьи в России, начинать великое в малом.

Список литературы

1. Абрамова О.В. Расселение и динамика численности мордовского этноса в конце ХХ - начале XXI в. // Финно-угорский мир. 2014. № 1. С. 56-61.

2. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. Т. 4. Национальный состав и владение языками, гражданство [Электронный ресурс] / Феде-

ральная служба государственной статистики: сайт. URL: gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/

croc/perepis_itogi1612.htm (дата обращения: 20.10.2016).

3. Резник Ю.М. Социокультурный подход как методология исследований // Вопросы социальной теории. 2008. Том II. Вып. 1(2). С. 305-328.

4. Ивашиненко Н.Н., Теодорович М.Л. Ресурсы применения партисипаторных технологий для повышения социальной защищенности населения России //

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2012. № 1 (25). С. 35-44.

5. Еналеева Л.Р. Мордовская сельская семья на рубеже ХХ-ХХ1 вв. в системе социальных институтов социализации личности // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. № 8. С. 45-52.

6. Надькин Л.Д. О двуязычии, селе и компьютере: обязанность или необходимость? // Регионология. 2009. № 3. С. 157-162.

THE TRANSFORMATION OF THE MODERN ERZYA FAMILY IN THE REPUBLIC OF MORDOVIA

L.I. Savinov, E.E. Ledyaykin

National Research Ogarev Mordovia State University

The article presents the results of a sociological research conducted among 319 modern Erzya families by means of questionnaire survey. The survey was focused on some aspects of the transformation of the Erzya family in the Republic of Mordovia. The survey has revealed the characteristics of the modern Erzya family and its structural and functional manifestations as well as the factors influencing the condition of the modern Erzya family. Some specific features of the transformation of the Erzya family from the traditional to the modern type have been defined. The peculiarities of the transformation of national traditions and the use of the Erzya language in the Erzya family during the life of four generations are shown. A number of problems of modern Erzya families are revealed, including small number of children, breaking of inter-generation ties, disappearance of national peculiarities of the Erzya marriage. The transformation of the modern Erzya family concerns all the aspects of the family relations and family behaviour.

Keywords: transformation, Erzya family, inter-generation ties, region, type of family, national traditions, family values.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.