УДК 7.01 + 17.022.1 + 316.37
Трансформация социальных функций музыки: расставаясь с наследием марксизма и франкфуртской школы: тезисы доклада
Г. Ю. Квятковский
Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск, Россия
Transformation of Social Functions of Music: Parting with the Legacy of Marxism and the Frankfurt School
G. J. Kwiatkowski
South Ural State University (national research university), Chelyabinsk, Russia [email protected]
The author discusses the current state of knowledge of social functions of music, identifies the foundations of the study of the social functions of music in the Marxist and neo-Marxist (Frankfurt) schools. He shows that contemporary philosophy of art is beyond the limits set by these schools and that fact allows highlighting new features of music, such as settings of the mass consciousness, the production of the author's world, social regulation of time and space, and so on.
Keywords: music's social engagement; musical art; Frankfurt school; Marxist philosophy; music in society; modern music.
Во времена Платона складывается мнение, что музыка оказывает влияние не столько на психологическую сторону жизни отдельного человека, способствуя восстановлению трудового потенциала или оформляя пространство повседневной жизни, сколько на общество в целом, выполняя таким образом ряд социальных функций. Философы прошлого описывают картину облагораживающего влияния хорошей музыки на высоконравственного человека, который становится опорой рационально организованного общества.
© Квятковский Г. Ю.
Однако на рубеже ХХ в. представления о роли в обществе как музыки в частности, так и искусства в целом сильно расширяются за счет разработки теорий массового общества. Обратим внимание на франкфуртскую школу. Марксисты и неомарксисты рассматривают социальные функции искусства как побочный эффект от индустриализации духовного (производства духовных благ).
Полное выражение социальных функций музыки в марксистской философии формируется при детализации
классической марксистской теории и приспособлении ее к конкретным историческим условиям — Г. В. Плехановым, В. И. Лениным, А. В. Луначарским, А. Грамши, Д. Лукачем и др. В первую очередь музыка рассматривается ими как ресурс идеологической борьбы, ее основные функции — отражать и критиковать (судить) окружающую действительность.
В середине ХХ в. понимание функций музыки существенно изменяется благодаря достижениям франкфуртской школы. Ее представители понимают искусство как один из немногих островков свободы, оставшихся незатронутыми техническим прогрессом, на котором возможно производить критику социальной реальности. Таким образом, музыка продолжает рассматриваться как идеологический ресурс, но уже в двух проявлениях: как средство борьбы против всепоглощающей повседневности, диктующей условия существования в тотально упорядоченном обществе, и как средство выработки конформного поведения по отношению к новой тотальности [1]. Функцией музыки становится выработка образцов социально допустимого (либо социально неприемлемого) поведения, из сферы чистого искусства она переходит в сферу рабочих операций и провоцирует определенные действия в заданных условиях, а также утверждает себя в качестве источника «идей, которые могут "способствовать искусству жизни"» [2].
В определенном смысле можно признать, что марксистская и франкфуртская философия и социология музыки примерно до начала 1980-х производили идею внутренне разнородного, но одновременно функционально единого музыкального пространства, которое можно было использовать для выработки социальной солидарности, для
революционных преобразований социальной реальности либо для ограждения пространства социально приемлемых форм эскапизма.
Выстроить это единое пространство оказалось возможным благодаря гипертрофированию коммуникативной функции музыки. Эта функция стала востребованной в свете идей мульти-культурализма, глобализации культуры, перехода к постиндустриальному обществу; можно найти множество подтверждений этому: музыкальные фестивали, крупные концерты, глобальное телевидение иллюстрируют ее значимость исчерпывающим образом.
Но более современная, выходящая за пределы указанных направлений философская мысль о музыке обращает внимание на одновременное нарастание противоположных процессов: единое музыкальное пространство распадается на отдельные музыкальные субкультуры; каждая субкультура производит собственную предельно жесткую систему норм и ценностей, столь же жесткое следование которым зачастую выводит ее из диалогического пространства. В то же время наблюдается разбалансировка системы производства, распространения и потребления музыкальной информации.
В целях описания функционирования музыки в изменившихся социальных условиях современная философия музыки пытается выйти за пределы марксизма и франкфуртской школы. Из всего многообразия объектов исследования мы выделим изложенные современными авторами новые социальные функции музыки (в том числе массовой музыки), не описанные ранее.
— Назначение парадигмальных параметров массового сознания путем формирования шаблонов представлений
Квятковский Г. Ю.
о вещах или состояниях, демонстрации примеров поведения в той или иной ситуации [2].
— Производство авторского мира музыканта (слушателя) и соответствующего ему мировоззрения.
— Производство и воспроизводство «процветания» или «хорошей жизни» (в аристотелевском смысле), на что обращает внимание Д. Хезмондалш [3].
— Канализация эмоциональных состояний; как отмечает Т. ДеНора, «музыка является ключом к конструированию эмоций» [4, с. 91], поскольку выступает средством создания определенных параметров социальной среды, провоцирующих предсказуемые эмоциональные реакции, не строго связанные (в отличие от предыдущего пункта) с «процветанием» или «хорошей жизнью».
— Социальное регулирование времени и пространства.
— Развитие чувств социальности и коллективности, близких к дюркгей-мовскому пониманию солидарности.
— Коэволюция искусства музыки и искусства жизни.
— Обеспечение максимально приятной формы постижения идентичностей (гендерных, расовых и социальных) [3].
— Формирование особой политики современной музыки (например, рока), в первом приближении определяемой как «целостность, разочарование, бунтарство, отчуждение» [5].
Таким образом, музыка играет все более значимую роль в обществе, но эта роль существенно изменилась за последние несколько десятилетий — и привычный социально-философский анализ, основанный на достижениях марксизма и франкфуртской школы, уже не в состоянии отразить происходящие процессы. Для более полного понимания картины функционирования музыки требуется
описание новых функций, попадающих в поле зрения иных школ исследования искусства в целом и музыкального искусства в частности.
Литература
1. Адорно Т. В. Философия новой музыки // Информационный портал «Unotices»: [Электронный ресурс]. URL: https://unotices.com/ book.php?id=135563&page=25 (дата обращения: 14.07.2017).
2. Маркузе Г. Одномерный человек // Педагогическая библиотека официального сайта Б. М. Бим-Бада: [Электронный ресурс] / Б. М. Бим-Бад. Cop. 2009. URL: http://www.bim-bad.ru/docs/markuze_odnomerny_chelovek.pdf (дата обращения: 10.07.2017).
3. Хезмондалш Д. Музыка: почему она так важна для нас. Харьков: Гуманитарный центр,
2014. 280 с.
4. DeNora T. After Adorno: Rethinking Music Sociology. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2003. 192 p.
5. Kielty M. Joan Jett hails politics of rock // Teamrock / Future Publishing Limited. Web. 19 |Apr.
2015. URL: http://teamrock.com/news/2015-04-19/ joan-jett-hails-politics-of-rock-roll-hall-fame-2015 (accessed: 09.07.2016).
Квятковский Георгий Юрьевич — кандидат социологических наук, доцент кафедры философии Южно-Уральского государственного университета (национально-исследовательский университет) (Россия, 454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 76), [email protected]
References
1. Adorno T. V. "Filosofiya novoi muzy-ki" (Philosophy of New Music). Informatsionnyi portal "Unotices". N. p., n. d. Web. 14 July 2017. <https:// unotices.com/book.php?id=135563&page=25>.
2. Markuze G. "Odnomernyi chelovek" (One-Dimensional Man). Pedagogicheskaya biblioteka ofi-tsial'nogo saita B. M. Bim-Bada. B. M. Bim-Bad, cop. 2009. Web. 10 July 2017. <http://www.bim-bad.ru/ docs/markuze_odnomerny_chelovek.pdf>.
3. Khezmondalsh D. Muzyka: pochemu ona tak vazhna dlya nas (Music: Why It Is So Important for Us), Khar'kov, Gumanitarnyi tsentr, 2014, 280 p.
4. DeNora T. After Adorno: Rethinking Music Sociology. Cambridge, Cambridge Univ. Press, 2003, 192 p.
5. Kielty M. "Joan Jett hails politics of rock". Teamrock. Future Publishing Limited, 19 |Apr. 2015. Web. 9 July 2017. <http://teamrock.com/news/2015-04-19/joan-jett-hails-politics-of-rock-roll-hall-fame-2015>.
Kwiatkowski Georgij J., candidate of sociological sciences, associate professor of the Department of Philosophy, South Ural State University (National Research University) (76, Lenin prospekt, Chelyabinsk, 454080), [email protected]