Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка студентов к работе с пожилыми людьми как направление музыкально-педагогического образования'

Профессиональная подготовка студентов к работе с пожилыми людьми как направление музыкально-педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSIC-PEDAGOGICAL EDUCATION / ПОЖИЛОЙ ЧЕЛОВЕК / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES / ELDERLY PERSONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плеханова Ольга Евгеньевна

В статье рассматриваются вопросы профессиональной подготовки специалистов по деятельности с людьми пожилого возраста. Подчеркивается, что потенциалом в разработке и реализации системы подготовки специалистов по деятельности с пожилыми людьми обладают педагогические ВУЗы, так как в их состав входят факультеты и институты, представляющие различные области знаний и различные искусства, что позволяет готовить специалистов практически по всем направлениям социально-культурной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the vocational training of specialists in activities of elderly persons. It is emphasized, that pedagogical universities have potential to develop and implement the system of training specialists in activities with the elderly persons, since they include the departments and institutions, representing different areas of knowledge and a variety of art that allows us to prepare specialists in almost all areas of social cultural activities.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка студентов к работе с пожилыми людьми как направление музыкально-педагогического образования»

Плеханова Ольга Евгеньевна

кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУВО «Уральский государственный педагогический

университет» (г. Екатеринбург, Россия)

УДК 372.87

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К РАБОТЕ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ КАК НАПРАВЛЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS TO WORK WITH ELDERLY PEOPLE AS THE DIRECTION IN MUSIC-PEDAGOGICAL EDUCATION

В статье рассматриваются вопросы профессиональной подготовки специалистов по деятельности с людьми пожилого возраста. Подчеркивается, что потенциалом в разработке и реализации системы подготовки специалистов по деятельности с пожилыми людьми обладают педагогические ВУЗы, так как в их состав входят факультеты и институты, представляющие различные области знаний и различные искусства, что позволяет готовить специалистов практически по всем направлениям социально-культурной деятельности.

Ключевые слова: музыкально-педагогическое образование, пожилой человек, социально-культурная деятельность.

The article deals with the vocational training of specialists in activities of elderly persons. It is emphasized, that pedagogical universities have potential to develop and implement the system of training specialists in activities with the elderly persons, since they include the departments and institutions, representing different areas of knowledge and a variety ofart that allows us to prepare specialists in almost all areas of social - cultural activities.

Key words: music-pedagogical education, elderly persons, social and cultural activities.

Профессиональная подготовка студентов в педагогическом вузе является фундаментом, определяющим успешность предстоящей профессиональной деятельности в современных условиях трансформации российского общества, в целом, и российского образования в частности. Новые государственные образовательные стандарты высшего образования предоставляют вузам возможность для поиска востребованных и перспективных направлений профессиональной подготовки педагогов в вузе. Одним из таких направлений может выступать подготовка студентов творческих специальностей к работе с пожилыми людьми. Это обусловлено существующим противоречием между возрастающими потребностями пожилых людей в повышении качества жизни, продлении активного долголетия посредством их участия в социально-культурной деятельности, признанием обществом существующей проблемы (открытие различных

клубов и других объединений для людей пожилого возраста) и недостатком специалистов, способных на высоком уровне осуществлять различные виды социально-культурной деятельности с людьми данной возрастной категории.

Обращаясь к понятию социально-культурная деятельность, отметим, что до сих пор нет единого мнения в отношении его содержания. В рамках данной статьи мы будем опираться на определение Н.Н. Ярошенко «Социально-культурная деятельность - совокупность педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные процессы» [4, с.24]. Подчеркнем, что переход в пенсионный возраст для многих россиян часто является кризисом, который влечет за собой новые проблемы и новый стиль жизни. При переходе к новым социальным условиям возникает потребность в ресоциализации людей старшего возраста, что возможно через получение ими новых знаний и формирование новых умений, в связи с чем, важную роль могут играть педагогические технологии.

Отметим, что социально-культурная деятельность пожилых людей имеет как общие черты с другими возрастными группами, так и особенности, которые обусловлены, прежде всего, возрастными, функциональными изменениями организма, а также наличием большего (по сравнению с другими возрастными группами) объема свободного времени. Многообразие интересов пожилых людей определяет их потребности в отношении различных направлений социально-культурной деятельности, которые могут быть классифицированы в соответствии с основными сферами культуры: искусство, наука, образование, спорт, религия. Одним из доминирующих и развивающихся направлений является область деятельности, основанная на различных видах искусств, которая включает в себя все процессы, протекающие «вокруг» искусства: создание, хранение, воспроизведение, восприятие, а также процессы, обеспечивающие её успешное функционирование [3, с.25].

В соответствие с видами искусства можно выделить несколько основных направлений: музыкальное, литературное, хореографическое, изобразительное, декоративно-прикладное, театральное, праздничное и др. На пересечении искусства и туризма находится экскурсионное направление социально-культурной деятельности. Важную роль играет спортивно-оздоровительное направление, поскольку оказывает прямое воздействие на улучшение функционального состояния организма пожилого человека и поддержание его физической формы. Зачастую душевному комфорту и общению способствует участие пожилых людей в жизни какого-либо религиозного сообщества. В последние несколько лет актуальным и востребованным становится образовательное направление социально-культурной деятельности. По всей стране открываются университеты для людей старшего возраста, которые приобретают все большую популярность. Также отметим, что социально-культурная деятельность осуществляет свое

воздействие как формирующая и формируемая составляющая. Специализированная социально-культурная деятельность носит формирующий характер и выполняется специалистами [2, с.27]. Все это определяет потребность общества в подготовке профессиональных кадров для работы с людьми данной возрастной категории, в том числе и в области социально-культурной деятельности.

Пионерами в подготовке кадров по работе с пожилыми людьми можно назвать институты и факультеты, выпускающие социальных педагогов и социальных работников. В учебные планы подготовки данных специалистов включены дисциплины социальная геронтология, геронтопсихология и др., раскрывающие теоретические и практические аспекты работы с людьми пожилого возраста, общая и социальная педагогика, психология. Кроме того, студенты проходят практику и применяют полученные знания, работая непосредственно с людьми данной возрастной категории [1]. Следовательно, для профессиональной подготовки специалистов к данному виду деятельности требуется включение в учебные программы новых тем, разработка спецкурсов, практических занятий и т.п., обозначающих особенности организации и осуществления социально-культурной деятельности людей пожилого возраста с раскрытием специфики различных направлений. Однако не всегда специалист социальной сферы, не имеющий специальной подготовки в области какой-либо специфической социально-культурной деятельности (музыкальной, хореографической, спортивной и т.п.) может на должном уровне осуществлять социально-культурную деятельность с людьми данной возрастной категории.

В связи с чем, в подготовку специалистов по социально-культурной деятельности с пожилыми людьми включились университеты культуры и искусств, которые традиционно осуществляют подготовку специалистов творческой направленности. Но, как показывает практика, на данном этапе потребность в специалистах по-прежнему велика. Кроме того, за прошедшее десятилетие несколько изменился ракурс социально-культурной деятельности пожилых людей в сторону усиления педагогической составляющей процесса проведения занятий. Это обусловлено тем, что для участников клубов по интересам организуются не только свободное время и досуг, но в большей степени проводятся обучающие занятия по различным направлениям, в результате которых у людей формируются новые знания, умения и навыки, что, по сути, является учебной деятельностью.

Соответственно, требуется подготовка педагогов, в особенности творческих специальностей (музыкантов, художников, хореографов и др.), которые в совершенстве владели бы спецификой различных направлений социально-культурной деятельности с одной стороны, и педагогическими технологиями с другой. Однако зачастую студенты данных профилей подготовки не имеют представлений о специфике работы с пожилыми людьми. В связи с чем, в учебные планы подготовки специалистов необходимо

введение теоретических и практических занятий по геронтогогике и т.п., учебной практики с людьми данной возрастной категории и др.

В Уральском государственном педагогическом университете в институте музыкального и художественного образования разработан и внедряется курс по выбору «Социально-культурная деятельность с разновозрастными группами». В результате прохождения курса студенты изучают теоретические и технологические основы социально-культурной деятельности с разновозрастными группами, а также особенности организации и проведения социально-культурной деятельности с пожилыми людьми. В ходе курса проводятся лекции и семинары, а также деловые игры, кроме того, студентам выдаются творческие задания по моделированию занятий, проведению творческих мероприятий различного уровня, которые затем реализуются на практике в школе, на различных мероприятиях в университете, а также в волонтерской деятельности с людьми старшего поколения.

Таким образом, в Российской Федерации организация работы социальных служб направлена на создание условий для проведения социально-культурной деятельности пожилых граждан, постепенно осознается важность организации не только досуга, но и обучения людей пожилого возраста различным видам деятельности и др. Однако на данном этапе наблюдается недостаток специалистов, в том числе преподавателей творческих специальностей, способных на высоком уровне осуществлять социально-культурную деятельность в различных направлениях. Потенциалом в разработке и реализации системы подготовки специалистов по деятельности с пожилыми людьми обладают педагогические ВУЗы, так как в их состав входят факультеты и институты, представляющие различные области знаний и различные искусства, что позволяет готовить специалистов практически по всем направлениям социально-культурной деятельности. Кроме того, по данным профилям подготовки будущих учителей, вероятно, необходимо внесение дополнений в стандарты, так как чаще всего они не предусматривают работу с пожилыми людьми, и введение необходимых предметов может быть пока только в качестве курсов по выбору и волонтерской деятельности студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бим-Бад Б.М. Геронтагогика [Электронный ресурс] / Б.М. Бим-Бад [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php? aid=47... -Заголовок с экрана.

2. Жарков А.Д. Социально-культурные основы эстрадного искусства: история, теория, технология: уч. пособ. для вузов культуры и искусств. - Ч.11 / А.Д. Жарков. - М: МГУКИ, 2004. - 215 с.

3. Основы теории художественной культуры / под. ред. Л.М. Масоловой. - СПб.: Лань, 2001. - 288с.

4. Ярошенко Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: учебник / Н.Н. Ярошенко - М.: МГУКИ, 2007. - 360 с.

Чернова Людмила Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования.

Уральский государственный педагогический университет. (г. Екатеринбург, Россия)

УДК 378.978:37.013.73

АКСИОСФЕРА И ЭКОСФЕРА МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

AXIOSPHERE AND ECOSPHERE OF MUSICAL-PEDAGOGICAL CULTURE

В предлагаемой статье затрагивается проблема ценностного подхода к теории и практике музыкального образования. Аксиология музыкального образования ставит вопрос о связи ценностей с природой, культурой, обществом, личностью. Отмечается необходимость сопряжения ценностного и экологического подходов к пониманию сущности музыкально-педагогической культуры и ее места в системе профессионального музыкального образования.

Ключевые слова: музыкальное образование, ценностное отношение к искусству, экологический кризис.

This article addresses the issue of axiological approach to the theory andpractice of music education. Axiology of music education raises the question about the relationship of values to nature, culture, society, personality. The necessity of pairing values and ecological approaches to understanding of essence of musical-pedagogical culture and its place in the system of professional music education is underlined.

Key words: music education, value attitude to the arts, environmental crisis.

Аксиологические ориентиры, воплощающие в себе непреходящие ценности духовной жизни общества, всегда составляли одну из сущностных основ стратегии в сфере образования. Одним из главных признаков стратегии современного развития музыкального образования, по нашему убеждению, является создание у будущего учителя музыки не только фундаментальных начал существующей системы традиционных общечеловеческих ценностей, но и формирование новых, актуализировавшихся в современных условиях.

Аксиология образования ставит вопрос о связи ценностей между собой и связи их с природой, культурой, обществом, личностью. Значимость духовной составляющей образования, понимание его как процесса передачи ценностного знания и на его основе формирования ценностного отношения, ценностного поведения человека подчеркивал еще Платон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.