3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 19 июня, 12 августа, 28, 29, 30 декабря 2004 г.) // С3 РФ — 06.10.2003. № 40. Ст. 3822.
КОВАЛЕНКО A.A.
ТРАНСФОРМАЦИЯ СОБСТВЕННОСТИ И РАЗВИТИЕ СФЕРЫ УСЛУГ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО, РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА КАВКАЗСКИЕ МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ
Рыночная трансформация экономики России в своей основе имеет развитие отношений собственности. Характеризуя результаты, преобразований пореформенного периода следует отметить, что в структуре собственности произошли существенные изменения, которые отражены в данных о рас- СП пределении численности предприятий и организаций по формам собственности в России. Так, по л данным на начало 2006 года, на долю частной собственности приходилось 80,4%, общественных и и религиозных организаций — 5,3%, государственной — 3,4%, муниципальной — 5,3%, прочих, вклю- т чая смешанную российскую, иностранную, совместную российскую и иностранную — 5,6%. При этом ги по численности организации государственной собственности в России составляют 10,8% от частной ¿Ц собственности, в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг, соответственно, 10,3%а. [Л Трансформационные макроэкономические процессы проявились в развитии территорий, в том ^ числе регионального и субрегионального уровней. Их основу в экономике эколого-курортного субре- ° гиона Кавказских Минеральных Вод также составляют сложившиеся в результате реформы отношения собственности. Структура специализированных средств размещения по формам собственности отра- □ жает приоритет общественных форм собственности как среди санаторно-курортных учреждений, так и организаций отдыха по всем основным показателям, причем с преимуществом государственной собственности. Совокупная доля государства и профсоюзов в общей структуре собственности составляет ^ по численности предприятий более 67,6% (68,5% — санаторно-курортные организации, 33,3% — государственные организации отдыха); по числу коек (мест) — 70% (70,5% — санаторно-курортные | организации, 13,2% — государственные организации отдыха); по числу размещенных лиц 69,6% & (70% — санаторно-курортные учреждения, 11% — государственные организации отдыха)2. | Столь значительная доля общественной и, прежде всего, государственной собственности, убеж- >. дает в том, что в Ставропольском крае реформационные преобразования в санаторно-курортной и £2 рекреационной сферах носили отнюдь не рыночный характер. Здесь имело место, прежде всего, перераспределение собственности, формирование и утверждение её новых организационно-правовых ® форм, которые, за некоторым исключением, не были наполнены новым социально-экономическим ^ содержанием, соответствующим условиям конкурентного рынка. < Частная собственность в целом во всех трех «номинациях» (по числу специализированных о средств размещения, коек (мест), размещенных) представлена невысокими значениями и лишь в ^ «организациях отдыха» доминирует. Однако, в данном случае вызывает недоумение само по себе о присутствие, причем в значительной доле (соответственно: 33,3%; 13,2%; 11%) организаций госу- ^ дарственной собственности3. £ Смешенная российская собственность без иностранного участия, состоящая из учреждений, ко- £ торые в дореформенный период являлись, как известно, межколхозными санаториями, преобразовавшимися в новых условиях в акционерные общества, сменив организационно-правовую форму, ^ фактически, по характеру функционирования, по стилю работы и качеству оказания услуг также, ЕЕ как и государственные предприятия, профсоюзные санатории, мало, чем изменились.
В новых условиях иностранная собственность представлена в санаторно-курортной сфере (среди о
!Г
--X
1 Рассчитано по данным: [1, с. 165-167]. 2
2 Рассчитано по данным: [3, с. 22]. ^
3 Рассчитано по данным: [3, с. 22]. ^
организаций отдыха данная форма отсутствует) крайне незначительно, причем в основном, это санатории государств, образовавшихся после распада СССР на постсоветском пространстве («Казахстан», «Украина» и прочие), которые в новых условиях в основном сохранили стиль работы, соответствующий дореформенной экономике. Исключение составляет санаторий «Плаза» в г. Кисловодске, построенный уже в XXI веке представителями государства Израиль в полном соответствии с уровнем международных стандартов и требований. Характерно, что среди санаторно-курортных организаций, также как среди организаций отдыха, смешенная собственность с совместным российским и иностранным участием отсутствует. Это свидетельствует о существовании барьеров, препятствующих ее формированию и развитию (равно как и созданию предприятий иностранной собственности).
Что же касается муниципальной собственности, то среди санаторно-курортных организаций она, фактически, не представлена в силу того, что в дореформенный период отсутствовала и не получила развития по объективным причинам: преобразование здравниц и организаций отдыха в муниципальную форму не имело места. Новых же санаториев и организаций отдыха муниципалитеты не строили и не приобретали.
Значимость различных форм собственности по объектам курорта и отдыха нашла отражение в проведенной автором рейтинговой оценке. Рейтинговая оценка в полной мере подтверждает вывод о том, что формы автономности субъектов санаторно-курортной сферы и организаций отдыха, их социально-экономический статус, обусловленный структурой собственности, существенно отличай ются от соответствующих показателей в большинстве регионов и, соответственно, по России в целом. Так, на Кавказских Минеральных Водах среди санаторно-курортных организаций по числу предприятий, коек (мест), размещенных, первое место принадлежит государственной собственности, второе — собственности общественных организаций, третье — смешанной российской собственности и лишь четвертое — частной, которая опередила муниципальную и иностранную. По организа-о циям отдыха, соответственно, доминирует частная собственность, но на втором месте — государственная. Прочие формы собственности здесь не представлены. Их отсутствие (смешанной российской, q смешанной с иностранным участием, общественных организаций, муниципальной) свидетельствует □ об узости рынка, его ограниченном конкурентном пространстве.
^ Сравнительная характеристика численности предприятий и организаций по формам собствен-
ности в России и санаторно-курортным учреждениям и организациям отдыха в Ставропольском крае 0 выявляет резкий структурный диссонанс в их соотношении. Доля предприятий государственной ® собственности в их общей численности по России в целом составляет 4,1%, а по санаторно-курорт-о ным учреждениям и организациям отдыха в Ставропольском крае 40,7%; предприятий, находящихся ся в собственности общественных объединений и организаций, соответственно, 6,4% и 26,9%; предприятий частной собственности — 76,9%; 11%1.
Речь идет более чем о десятикратном преимуществе в сфере курорта и рекреации на Кавказских Минеральных Водах государственной собственности, почти четырехкратном преимуществе собственности общественных организаций и семикратном отставании частной собственности. Отмечено ные особенности структуры собственности дают основания считать сферу курорта и рекреации на
о Кавказских Минеральных водах «особой», существенно отстающей в рыночном развитии социально-<
¡J экономической составляющей современной экономики России. Представленная специфика экономи-2 ческого базиса проявилась в развитии сферы услуг санаторно-курортного комплекса КМВ. 2 Для оценки разнообразия услуг оказываемых предприятиями и учреждениями данного комп-g лекса, их ориентированности на широкий круг современных потребительских предпочтений, обра-о тимся к характеристике структуры платных услуг населению в сферах культуры, туризма и отдыха. Результаты анализа данных статистики демонстрируют безусловный приоритет доли санатор-но-оздоровительных услуг в Ставропольском крае: 2002 год — 86,4%, 2005 год — 89%. На долю всех остальных видов услуг приходилось в 2000 году менее 14%, а в 2005 году — лишь 11%. При этом, по данным 2005 года, доля платных услуг населению в сферах культуры, туризма и отдыха в Ставропольском крае уступает соответствующему среднероссийскому показателю: по туристическим | услугам в 6,5 раз, по гостиничным — в 6 раз, по услугам физкультуры и спорта — в 30 раз, по ? услугам культуры — в 8,8 раза2.
П
.0 ь
и
х
0
1_
о
х Ф
О
о
CL
О ф
о
х О
о
1 Рассчитано по данным: [3, с. 22].
2 Рассчитано по данным: [2, с. 35; 3, с. 41].
Моноотраслевая, недиверсифицированная структура данной сферы услуг в Ставропольском крае органически противоречит целевой направленности развития Кавказских Минеральных Вод в направлении создания конкурентоспособного современного курорта, тем более курорта федерального статуса. В рамках доминирования государственной собственности и собственности профсоюзов на путях инерционного развития решение проблемы сбалансированного роста эколого-рекреационного, санаторно-курортного комплекса Кавказских Минеральных Вод во всех его основных компонентах не представляется возможным. Это подтверждается данными о динамике прироста объема платных услуг в сферах культуры, туризма и отдыха в 2000 — 2005 г.г. [3].
Диспропорции и инерционные процессы, о которых говорилось выше, в период с 2000 по 2005 годы воспроизводились и прогрессировали: приросты объемов туристских и гостиничных услуг, равно как и общих объемов платных услуг культуры, туризма и отдыха в России и Ставропольском крае были одинаковы при том, что на КМВ они должны были развиваться с опережением. В то же время прирост объемов услуг культуры, физкультуры и спорта в Ставропольском крае существенно отставал.
Развитие современной индустрии оздоровления и отдыха требует сбалансированности различных отраслей данной сферы: условия санаторно-курортного лечения должны предоставляться в комплексе с туристскими услугами. Гостиничные услуги требуют обеспечения возможности для отдыхающих приобрести бальнеопроцедуры, услуги физкультуры и спорта, культуры, туризма в самых разнообразных формах. Совокупный объем и доля платных услуг в сферах культуры, туризма и отдыха в России и Ставропольском крае характеризуется следующими данными.
Прежде всего, следует отметить, что доля услуг культуры, туризма и отдыха, оказываемых в Ставропольском крае в общем объеме данных видов услуг по России мизерна, то есть менее 0,003%, ^ причем как в 2002, так и в 2005 году. При этом Ставропольский край, в составе которого находится 5 эколого-курортный, рекреационный регион федерального значения Кавказские Минеральные Воды, ^ по доле платных услуг культуры, туризма и отдыха превосходит среднероссийские показатели не- о намного: в 2002 году лишь на 5,4%, в 2005 году — уже лишь на 3,5%. Доля данного вида услуг в их общей совокупности в Ставропольском крае незначительна: в 2002 году она составляла лишь 14,6% □ и в 2005 году снизилась до 12,5% [3]. О
Объемы рекреационных услуг, которые бы соответствовали федеральной значимости курорта на Кавказских Минеральных Водах, приоритетная роль рекреации в сравнении с общероссийскими ^ показателями, наконец, ведущее место рекреационных услуг в общем объеме платных услуг, оказы- о ваемых в Ставропольском крае, приведенными показателями не подтверждаются. То есть, сфера плат- £ ных услуг в Ставропольском крае и на курорте Кавказских Минеральных Вод в ее современном со- о стоянии находится в стадии «эмбрионального» развития, ее становление и последующий выход на iE уровень, приближенный к современным требованиям, возможен лишь на пути развития рыночных х предпринимательских структур, приоритетного роста малого и среднего бизнеса на основе станов- о ления соответствующих форм собственности.
Проблема виртуализации экономики нашла свое отражение во многочисленных научных исследованиях зарубежных [5, 7, 6] и отечественных [1, 2] авторов. Под термином «виртуализация»,
о
х Ф
ЛИТЕРАТУРА. о
а
1. Россия в цифрах, 2006. о
2. Туризм в цифрах, 2005 / М.: Информационное издательство «Статистика России», 2006.
3. Туризм и туристические ресурсы в Ставропольском крае / Ставропольский территориальный орган
службы государственной статистики по Ставропольскому краю, 2006.
>
о
0
1_
0
1_
о
о о
CL
КОЗЛОВА Е.В.
ФАКТОРЫ И СЛЕДСТВИЯ ВИРТУАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
о ф
о
х О
о