Омарова Н.К.
Трансформация системы образования к условиям глобализации
Очевидно, непрерывное повышение профессионального уровня трудящихся России и инновационное развитие и конкурентоспособность страны невозможно обеспечить без радикальных изменений системы образования, в том числе без придания ей должного качества и эффективности, гибкости и динамичности. В связи с этим нами предлагается переход к автономной некоммерческой форме хозяйствования учреждений системы образования, как важное направление трансформации структуры экономических отношений системы образования.
Либерализация отношений собственности, признание прав частной собственности и в сфере образовательной деятельности привели к появлению и расширению негосударственного сектора образования, наиболее четко данная тенденция прослеживается в подсистеме высшего образования.
Существенные изменения произошли и в источниках финансирования образования. Наряду с ростом негосударственного сектора высшей школы, существенная доля студентов и в государственных ВУЗов обучается за счет собственных средств. К настоящему времени мы можем констатировать, что российское высшее образование стало преимущественно платным. В настоящее время за счет средств бюджета обучается только 43,6 процента студентов.
К настоящему времени доля негосударственных ВУЗов достигла 39 процентов. Противодействовать росту численности студентов негосударственных ВУЗов, безусловно, будет общая демографическая ситуация. Однако жизнеспособность негосударственного сектора высшей школы доказана временем (и тренд расширения данного сектора весьма устойчив), кроме того, на наш взгляд, у данного сектора есть резервы в развитии образования «высшей ценовой категории» (элитного образования).
В сложившейся ситуации, характеризуемой снижением государственного финансирования, необходимости усиления высшей школы в системе международной конкуренции обоснованным представляется переход к автономным образовательным учреждениям.
Принципиальные отличия государственных вузов и автономных образовательных учреждений показаны в таблице 1.
Таблица 1.
Существенные различия между автономными и государственными учреждениями
Критерий Государственное учреждение Автономное учреждение
Финансирование Бюджетные ассигнования на обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений (по бюджетной смете) доходов и расходов. Бюджетные ассигнования на предоставление субсидий АУ, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных услуг физическим (или) юридическим лицам.
Субсидиарная ответственность собственника Есть Нет
Счета Лицевой счет в отделении Федерального казначейства. Расчетные счета в кредитных организациях.
Кредиты ГУ не имеет право получать кредиты (займы). АУ имеет право получать кредиты (займы).
Учреждение других организаций ГУ не вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника. АО вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника только с согласия своего учредителя.
В соответствии с данными таблицы 1 выделены преимущества и недостатки автономных учреждений, которые представлены в таблице 2. Таким образом, автономные учреждения обладают высокой хозяйственной самостоятельностью; их функционирование предполагает рациональную схему ответственности; имеют обширные возможности взаимодействия с предпринимательскими структурами.
Таблица 2.
Сравнительная характеристика организационно-правовых форм учреждений ВПО
Государственные учреждения (ГУ) Автономные учреждения (АУ)
Понятие
Организация, созданная для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда. Некоммерческая организация, созданная для выполнения работ, оказания услуг в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.
Право при осуществлении деятельности
Имущество закреплено за ГУ на праве оперативного управления, является федеральной собственностью. ГУ не имеет право привлекать заемные средства. Имуществом, в том числе недвижимым, АУ вправе распоряжаться самостоятельно. АУ имеют право привлекать заемные средства, в том числе кредиты.
Обязанности
ГУ отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. АУ отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за АУ или приобретенных за счет средств, выделенных собственником на такие цели.
Управление учреждением
- учредитель; - учредитель;
- руководитель; - иные органы, предусмотренные федеральными законами и уставом ГУ. - наблюдательный совет (должно быть не менее 5 и не более 11 членов, в котором не более 1/3 представителей государственных органов); - руководитель; - иные органы, предусмотренные федеральными законами и уставом АУ.
Источники финансирования деятельности
ГУ финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. АУ финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда. Финансовое обеспечение осуществляется за счет субвенций и субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных законом источников.
Способ доведения бюджетных средств
Через лицевые счета, открытые в казначействе. Через расчетные счета, открытые в кредитных учреждениях.
Преимущества
- более прозрачный механизм финансирования со стороны собственника; - субсидиарная ответственность собственника. - высокая хозяйственная самостоятельность организации; - рациональная схема ответственности; - обширные возможности взаимодействия с предпринимательскими структурами.
Недостатки
- ограничена финансово-хозяйственная самостоятельность . - фактически безвозмездное отчуждение государственного имущества в собственность организации; - необходимость формирования института представителей государства в управляющих советах организаций со всеми вытекающими отсюда издержками и рисками; - невозможность преобразования в юридические лица иных организационно-правовых форм.
Пакет законов об автономных учреждениях полностью отвечает стратегическим целям реформирования отраслей народного хозяйства, направленных на расширение хозяйственной самостоятельности и увеличения разнообразия организационно-правовых форм организаций системы образования.
В соответствии с трансформацией структуры системы образования нами обоснован и сформирован механизм финансирования автономных некоммерческих учреждений системы образования и прямого государственного финансирования учреждений системы образования.
В условиях перехода к автономной некоммерческой форме образовательных учреждений особого внимания требует совершенствования механизм финансовой поддержки в системе отношений «государство-образование».
В соответствии с новой структурой учреждений образования (включающей как государственные, так и автономные учреждения) поддержка может
осуществляться в форме: - государственного заказа; - субсидирования; - кредитования.
Механизм государственного участия в осуществлении финансовой поддержки автономных некоммерческих учреждений системы образования исследован на примере высшего образования.
Реализация того или иного способа финансирования должна осуществляться в соответствии со «значимостью учреждения» для национального хозяйства. В данном контексте для определения «значимости» необходимо использовать рейтинговую систему оценки вузов и их функциональную классификацию.
Функциональная классификация предполагает отнесение вуза к одному из видов (табл.3).
Таблица 3.
Классификация вузов в соответствии с функциональным назначением
Тип вуза Критерий отнесения
1 уникальные обучение по специальностям, имеющим значимость для обеспечения безопасности национального хозяйства
2 образовательно- методические разработка учебно-методического обеспечения функционирования высшей школы (разработка программ, стандартов) и последующее обучение
3 территориаль- ные обеспечение профессиональными кадрами более 50% предприятий и организаций на территории
4 национально- исследователь- ские проведение фундаментальных и прикладных исследований (получение грантов)
5 инновационные участие в формировании инновационного вектора развития экономики (реализация инновационных проектов, наличие инновационных предприятий при вузе)
6 базовые обеспечение непрерывности сопровождения профессионального обучения (наличие структур второго высшего и параллельного образования, переподготовки кадров и повышения квалификации)
7 образовательные реализация образовательных программ
Рейтинговая система оценки вуза8, включает оценку критериев в соответствии со следующими принципами:
• минимизация государственного участия в процессах оценки вузов;
• не допускается монополизация и формирование заказных рейтингов;
• обеспечение объективности оценок, лежащих в основе рейтингов (рейтинговые агентства должны стать частью системы общественнопрофессиональной оценки качества образования, наряду с агентствами по общественной аккредитации);
8 Каждый из критериев может содержать множество (десятки) индикаторов: www.univer-rating.ru.
• использование данных государственной и отраслевой статистики, а также экспертных опросов, проводимых разработчиком рейтинга;
• обследование мнений целевых групп (представителей академического сообщества, работодателей, студентов выпускных курсов, выпускников вуза - молодых специалистов) об уровне качества подготовки специалистов по выделяемым группам направлений подготовки;
• структурирование индикаторов рейтинга по группам факторов и отбор показателей каждой из групп. Это делается либо по достаточно равнозначному вкладу их в качество подготовки, либо по соответствующим весовым коэффициентам.
Принципиальная позиция государства при осуществлении финансирования определяется по следующей матрице (табл.4)
Таблица 4.
Матрица выбора формы государственной поддержки автономного некоммерческого учреждения
Тип Тип вуза
финан уникаль- образова- территори- нацио- иннова- базовые
сиро- ные тельно- альные нально- ционные
вания методиче- ские исследова- тельские
Государственный заказ При усло- - При усло- При усло- - -
вии вхож- вии вхож- вии вхож-
дения в дения в дения в
первую первую первую
двадцатку двадцатку двадцатку
по рейтин- по рейтин- по рейтин-
говым говым говым
оценкам оценкам оценкам
При усло- При условии При усло- При усло- При усло- При усло-
вии вхож- вхождения в вии вхож- вии вхож- вии вхож- вии вхож-
Субсидирование дения в первую два- дения в дения в дения в дения в
первые 50 дцатку по первые 50 первые 50 первую первую
вузов в со- рейтинговым вузов в со- вузов в со- двадцатку двадцатку
ответствии оценкам ответствии ответствии по рейтин- по рейтин-
с ком- с комплекс- с ком- говым говым
плексной ной рейтин- плексной оценкам оценкам
рейтинговой оценкой говой оценкой рейтинговой оценкой
Не зависи- При условии Не зависи- Не зависи- При усло- При усло-
мо от мес- вхождения в мо от места мо от места вии вхож- вии вхож-
Кредитование та в рей- первые 50 в рейтинге в рейтинге дения в дения в
тинге вузов в соот- первые 50 первые 50
ветствии с вузов в вузов в со-
комплексной соответст- ответствии
рейтинговой вии с ком- с ком-
оценкой плексной рейтинговой оценкой плексной рейтинговой оценкой
Для государственных вузов в условиях плавающего норматива затраты/результат и снижения размеров финансирования государством предлагается использовать следующий смешанный принцип, сочетающий фактор и затрат и результатов. Финансовые ресурсы, предназначенные высшей школе, делятся на 2 части.
Первая часть гарантирует ВУЗу минимальный уровень существования.
Вторая часть - распределяется по результатам приема студентов. ВУЗы, набрав студентов в текущем учебном году, направляют сведения в министерство. Вторая часть денежных средств делится на суммарное число принятых студентов. Результатом этого деления является норматив финансирования на одного студента. Далее ВУЗы получают средства в соответствии с этим нормативом и числом принятых студентов. Та же процедура осуществляется и по уже обучающимся студентам.
Таким образом, с одной стороны, обеспечивается частичная бесплатность образования, с другой - вузы начинают реагировать на запросы потребителей их услуг (студентов), так как размер финансирования начинает существенно зависеть от числа желающих учиться в данном ВУЗе.
Предложенная схема одновременно обеспечит постепенную санацию ВУЗов, потому что учебные заведения, в которые практически не поступают студенты, хронически недофинансируются и постепенно исчезают. Автономно работающие ВУЗы получают дополнительные стимулы для своего развития.
В рамках рассматриваемого механизма необходимо дать ВУЗам право устанавливать плату за обучение. Тогда деньги, полученные ВУЗом за одного студента, будут складываться из двух частей: государственное финансирование по нормативу данного года и плата студента. Конкуренция ВУЗов за студентов и связанное с ними государственное финансирование не даст сильно завысить плату за обучение.
Совершенствование функциональной составляющей экономических отношений российской системы образования - это длительный процесс, включающее развитие социального партнерства в условиях модернизации функциональной составляющей ее экономических отношений.
В условиях модернизации экономических отношений системы образования социальное партнерство может стать средством обновления качества образования, повышения его социальной, экономической эффективности.
Социальное партнерство в широком смысле - это совместно распределенная деятельность представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивные эффекты, получаемые всеми участниками этой деятельности. При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и ситуативно, через специально планируемые в рамках социального партнерства акции.
Социальное партнерство по отношению к системе образования понимается как партнерство, которое инициирует система образования в качестве особой сферы социальной жизни, внося свой вклад в становление гражданского общества.
К субъектам экономических отношений в данном контексте следует отнести учреждения системы дополнительного образования, которые представлены такими видами, как центры технического, спортивного и творческого развития, дома творчества, туристические станции и станции технического творчества, различные общественные организации, социальные центры, советы ветеранов, культурные заведения города, а также УВД, ГИБДД, администрации и т.д.
Развитие социального партнерства в учреждениях образования выступает, с одной стороны, как средство реализации программы развития учреждения, с другой (со стороны партнеров) - как средство удовлетворения потребности региона, работодателей в подготовке высококвалифицированных кадров.
Для расширения образовательных ресурсов начальной и общеобразовательной школы уже привлекается интеллектуальный потенциал высших и средних специальных учебных заведений. Преподаватели вузов и ссузов ведут в школах профильные предметы и элективные курсы, используя в том числе и базу профессионального образования, помогая школе решать задачи построения индивидуальных образовательных траекторий школьников
За счет включения в индивидуальный учебный план занятий в школах искусств, спортивных школах (на основе специальных договоров между образовательными учреждениями) обучаемый получает возможность пробовать себя в будущих образовательных и профессиональных областях. Интеграция профильного и профессионального, основного и дополнительного образования происходит на основе выбора учащегося, ориентирована на его скорейшее вхождение в трудовую деятельность или на продолжение его обучения в средних профессиональных и в высших учебных заведениях в соответствии с принципом многопрофильности и универсальности.
В качестве примера успешного межведомственного взаимодействия в сферах воспитания и социализации следует рассматривать организацию летнего отдыха, оздоровления и трудовой занятости детей и подростков.
Решение задач трансформации экономических отношений системы образования невозможно без совершенствования материально-технической базы. В рамках данной сферы деятельности образовательных учреждений партнерами школы выступают государство, местные органы власти, родители и предприятия различных форм собственности.
Ежегодно растет доля расходов на содержание учреждений образования за счет предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, что ха-
рактеризует развитие социального партнерства в сфере материальнотехнического обеспечения с предприятиями и родителями обучающихся и воспитанников.
Учебные учреждения здесь занимают позицию равноправного партнера. Учащиеся принимают активное участие в экологических исследованиях, проводимых предприятием; в акциях по благоустройству города.
Таким образом, реализация данного направления в учреждениях на уровне общего образования обеспечит создание условий для возникновения потребности скорейшего включения индивида в трудовую деятельность; на уровне профессионального образования позволит создать условия для наиболее полного получения знаний и их реализации на практике, а со стороны партнеров - удовлетворить потребности региона и работодателей в подготовке высококвалифицированных кадров.