Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ РЫНКА ЖИЛОЙ НЕДВИЖИМОСТИ В ЭПОХУ ЭКОСИСТЕМ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ РЫНКА ЖИЛОЙ НЕДВИЖИМОСТИ В ЭПОХУ ЭКОСИСТЕМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОСИСТЕМНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЛАНДШАФТ БИЗНЕС-СРЕДЫ / ГИБРИДИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ / КООПЕРАЦИЯ КОНКУРЕНТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морщинина Наталья Ивановна

Автор публикации подробно изучил процесс трансформации на рынке жилой недвижимости, который сопровождается переходом на платформенную экономику посредством развития экосистем в горизонтальном и вертикальном направлении. Сфера недвижимости представляет собой многообразность объектов и субъектов, а также многогранность их взаимосвязей с целью удовлетворения потребности клиента, начиная от выбора объекта жилья и заканчивая клининговыми работами. Кооперируя собственные интересы, бывшие конкуренты начинают объединяться и занимать свои модули в бизнесе, являясь при этом участниками единой экосистемы, координатором которой выступает лидирующая организация. Таким образом, происходит децентрализация управления, то есть Архитектором платформы является лидирующая организация, которая координирует и контролирует выполнение соответствующих правил, а участники экосистемы расширяют собственные ниши, предоставляя клиентам разнообразные услуги, связанные с обслуживанием повседневных потребностей и интересов жильцов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE RESIDENTIAL REAL ESTATE MARKET IN THE ECOSYSTEMS ERA

The author has studied in detail the process of transformation in the residential real estate market, which is accompanied by the transition to a platform economy through the development of ecosystems in the horizontal and vertical directions. The real estate sector represents a variety of objects and subjects, as well as the versatility of their interrelations in order to meet the needs of the client, starting from the choice of a housing object and ending with cleaning work. Cooperating with their own interests, former competitors begin to unite and occupy their modules in business, while being participants in a single ecosystem, coordinated by a leading organization. Thus, there is a decentralization of management, i.e. the architect of the platform is a leading organization that coordinates and controls the implementation of the relevant rules, and the ecosystem participants expand their own niches, providing customers with a variety of services related to servicing the daily needs and interests of residents.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ РЫНКА ЖИЛОЙ НЕДВИЖИМОСТИ В ЭПОХУ ЭКОСИСТЕМ»

ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО

Том 11 • Номер 12 • Декабрь 2021 ISSN 2222-534Х Journal of Economics, Entrepreneurship and Law

>

Первое

экономическое издательство

трансформация рынка жилой недвижимости в эпоху экосистем

Морщинина Н.И. 1

1 Российский экономический университет имени ГВ. Плеханова, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Автор публикации подробно изучил процесс трансформации на рынке жилой недвижимости, который сопровождается переходом на платформенную экономику посредством развития экосистем в горизонтальном и вертикальном направлении. Сфера недвижимости представляет собой многообразность объектов и субъектов, а также многогранность их взаимосвязей с целью удовлетворения потребности клиента, начиная от выбора объекта жилья и заканчивая клининговыми работами. Кооперируя собственные интересы, бывшие конкуренты начинают объединяться и занимать свои модули в бизнесе, являясь при этом участниками единой экосистемы, координатором которой выступает лидирующая организация. Таким образом, происходит децентрализация управления, то есть Архитектором платформы является лидирующая организация, которая координирует и контролирует выполнение соответствующих правил, а участники экосистемы расширяют собственные ниши, предоставляя клиентам разнообразные услуги, связанные с обслуживанием повседневных потребностей и интересов жильцов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: экосистемные отношения, ландшафт бизнес-среды, гибридизация отношений, кооперация конкурентов.

Transformation of the residential real estate market in the ecosystems era

Morshchinina N.I. 1

1 Plekhanov Russian University of Economics, Russia

введение

Процесс цифровизации кардинальным образом повлиял на становление и развитие новой бизнес-модели в обществе. Переход от традиционного рынка к платформенной экономике наблюдается во многих отраслях и сферах народного хозяйства. Так, и рынок жилой недвижимости не остался в стороне, хотя считается, что ему присущи такие черты, как неповоротливость и консерватизм. Однако, являясь сложным и многокритериальным звеном экономики любой страны, он активно подвергается процессу внедрения инноваций, которые охватывают все стадии жизненного цикла объектов жилой недвижимости. Портрет современного покупателя жилья постоянно дополняется цифровыми привычками на онлайн-площадках с помощью онлайн-инстру-

ментов. Бизнес-среда развивается и функционирует, удовлетворяя спрос посредством создания платформенных отношений, кооперируя собственные интересы в занятых нишах, объединенных в единую экосистему. Автором предлагается на примере российских экосистем в сфере жилой недвижимости структурировать горизонтальные и вертикальные связи всех заинтересованных субъектов (акторов), а также смоделировать перспективность их функционирования.

Актуальность данного исследования заключатся в том, что процесс гибридизации отношений на рынке жилой недвижимости вступает в активную стадию, тем самым требуя постоянного мониторинга со стороны государства, а также предпринимательского и научного сообществ. Подтверждением расширения границ сервисов и услуг на рынке жилья является положительный опыт отечественных финансовых корпораций, таких как Сбербанк и ВТБ. Создание единых платформ с развитыми вертикальными и горизонтальными связями позволяет сформировать единую потребительскую ценность клиента, которая выражается в удовлетворении широкого спектра повседневных потребностей клиента в рамках единой экосистемы. Ландшафт бизнес-среды претерпел существенные изменения, а именно изменился процесс ведения переговоров, заключения сделки, подачи документов и др., теперь эти операции совершаются на онлайн-площадках, что является перспективным направлением развития рынка жилой недвижимости.

ABSTRACT:_

The author has studied in detail the process of transformation in the residential real estate market, which is accompanied by the transition to a platform economy through the development of ecosystems in the horizontal and vertical directions. The real estate sector represents a variety of objects and subjects, as well as the versatility of their interrelations in order to meet the needs of the client, starting from the choice of a housing object and ending with cleaning work. Cooperating with their own interests, former competitors begin to unite and occupy their modules in business, while being participants in a single ecosystem, coordinated by a leading organization. Thus, there is a decentralization of management, i.e. the architect of the platform is a leading organization that coordinates and controls the implementation of the relevant rules, and the ecosystem participants expand their own niches, providing customers with a variety of services related to servicing the daily needs and interests of residents.

KEYWORDS: ecosystem relations, business environment landscape, relations hybridization, competitors cooperation

JEL Classification: R31, Q56, R21 Received: 30.11.2021 / published: 25.12.2021

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Morshchinina N.I. (Sirnik350mai[.ru)

CITATION:_

Morschinina N.I. (2021) Transformatsiya rynka zhiloy nedvizhimosti v epokhu ekosistem [Transformation of the residential real estate market in the ecosystems era]. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. 11. (12). - 3019-3028. doi: 10.18334/epp.1 1.12.1 13899

Целью данной статьи является попытка автора структурировать субъектную структуру экосистемы на рынке жилой недвижимости в многообразии вертикальных и горизонтальных связей с целью создания единой потребительской ценности для приобретателя объекта жилья. Кроме этого, важным является анализ возможностей развития предпринимательских интересов и интересов клиента, взаимодействующих на единой экоплатформе в перспективе.

Научная новизна статьи заключается в выявлении вертикальных и горизонтальных связей и их структурировании между предпринимательским сообществом, инновационными организациями и приобретателем объекта жилой недвижимости по формированию компонентов ценности единого продукта или услуги в рамках единой экосистемы на рынке жилья.

На современном этапе развития общества важным является процесс повышения конкурентной и кооперационной стратегических инициатив в различных сферах народного хозяйства посредством цифровизации. Бизнес, конкурируя друг с другом, вынужден трансформировать современные цифровые тенденции в свою деятельность. Данный процесс происходит благодаря комплексному взаимодействию экономического сообщества, основанного на взаимодополняющих организациях, которые преследуют единую цель - выжить и получить максимальную прибыль. Развитие таких предпринимательских взаимосвязей сложилось в термин «экосистема», представляющий собой экономико-управленческую систему по взаимовыгодному сотрудничеству между акторами предпринимательской среды и базисом окружающей среды. Особенно ярко данные процессы можно отследить на рынке жилой недвижимости, где слились воедино услуги по строительству комфортного жилья в экологической зоне, подбору предложения, пакету сопутствующих услуг, включая ремонт, уборку, оплату коммунальных услуг и т.д. Таким образом, произошло объединение предпринимательских интересов различных сфер бизнеса, смежных со сферой жилья, то есть кооперация заинтересованных лиц и их локализация на рынке жилой недвижимости. Современный приобретатель объекта жилой недвижимости не желает тратить время наряду с приобретением жилья на другие сопутствующие товары и услуги, он, покупатель, уже привык взаимодействовать с окружающей микросредой по принципу «одного окна».

Эпоха экосистем, как современная данность нашего времени, может иметь следующие положения[1, 2] (МвтзксЫтпа, 2021; МвтзксЫтпа, 2021):

ОБ АВТОРЕ:_

Морщинина Наталья Ивановна, доцент кафедры менеджмента, туризма и гостиничного бизнеса, кандидат экономических наук (Sirnik350mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Морщинина Н.И. Трансформация рынка жилой недвижимости в эпоху экосистем // Экономика, предпринимательство и право. - 2021. - Том 11. - № 12. - С. 3019-3028. Сог 10.18334/ерр.1 1.12.1 13899

1. Бизнес и его окружение рассматривается как ключевой фактор успеха в окружающей микросреде, как доминанта над отдельными бизнес-единицами;

2. Ландшафт бизнес-среды меняется в сторону повсеместного перехода к экосис-темности в экониши, что позволяет анализировать эволюцию как бизнеса в целом, так и его отдельных бизнес-единиц;

3. Происходит возникновение гибридных форм межорганизационных и межфирменных отношений, в результате возникают корпорации и отдельные инновационные предприятия.

По мнению автора, эпоха перехода от традиционного рынка к экосистемам находится в активной стадии, что подтверждается одновременным повышением уровня конкуренции и сотрудничества между акторами экосистемных отношений. Эти два противоположных термина перестают быть взаимоисключающими, а становятся взаимозависимыми в рамках процесса кооперации конкурентов. Сама же конкуренция сохраняется, например, между единицами бизнес-окружения за клиентскую базу, за ресурсы и т.д. Таким образом, эпоху экосистем можно охарактеризовать как время развития содружеств автономных бизнес-единиц, создающих взаимодополняющие компоненты ценности единого продукта или услуги в рамках модульной структуры отношений. При этом важным требованием к участникам экосистемы выступает разработка и внедрение инновационных подходов, товаров и услуг, которые могут производиться различными отраслями, однако обладают взаимозависимостью. В сфере жилья наглядным примером данного процесса является система обеспечения жилого объекта «Умный дом», представляющая собой автоматизированный комплекс необходимого оборудования для решения бытовых вопросов, так называемый смарт-дом. Создана единая среда обмена информацией и ресурсами внутри системы, тем самым происходит трансформация бизнес-модели взаимозависимых организаций - от идей и дизайнерских решений до произведенного продукта и его обслуживания.

Как и любая предпринимательская структура, экосистема имеет определенную иерархию, состоящую из лидирующих участников и акторов экоокружения, которые взаимодействуют друг с другом в рамках созданной платформы. К задачам лидеров относится формирование основных правил, способов взаимодействия, стандартов и интерфейсов, а к задачам автономных бизнес-единиц экоокружения - выбор индивидуальной ниши и процесс управления своими модулями [3] (Мвккауекик, Мотзксктта, Лктта, Тишапоуа, 2020).

Экосистема имеет единственную цель - создание такой ценности товаров (услуг), которая будет удовлетворять потребителя в широком спектре его повседневных потребностей. На современном этапе перехода рыночной экономики к платформенным отношениям сформировались такие экосистемные корпорации, которые имеют наборы собственных или партнерских сервисов, сосредоточенные вокруг сферы жизни клиента. К ним можно отнести: Яндекс, Сбербанк, МТС и другие. Специфической особенностью функционирования данных организаций является невозможность

и неэффективность управления участниками экосистемы централизованно, то есть «сверху вниз». Как отмечалось автором ранее, данной категории присуща децентрализация или модульность управления. Именно стремление отдельных участников экосистемы захватить и расширить определенные ниши позволяет добиться наивысшей точки эффективности функционирующей системы, а лидирующей компании остается только осуществлять процесс координации и контроля за соблюдением правил функционирования платформы [4] (Nekhaychuk, Nekhaychuk, Moтshchinina, Pтotsay, 2020).

Говоря о сфере жилой недвижимости, то есть первостепенном удовлетворении потребностей человека в жилье, и у лидеров, и у участников платформы открывается возможность получения потенциального неисчерпаемого дохода посредством удовлетворения большого спектра интересов клиента, начиная от основного - покупки квартиры, и заканчивая дополнительными - охрана жилья, онлайн-оплата коммунальных платежей и т.д.

Одним из примеров экосистемы в сфере жилья является Сбербанк - инструмент «ДомКлик». Так, вся стадия жизненного цикла объекта жилой недвижимости находится в сопровождении сервисов конкретной цифровой платформы, удовлетворяющих весь перечень интересов и привычек клиента. В этом случае создается потребительская ценность в виде, например, следующей последовательности: поиск объекта жилья — одобрение ипотеки онлайн — проведение сделки онлайн — сервис оплаты объекта жилья онлайн — онлайн организация ремонта — онлайн оплата коммунальных платежей - онлайн страхование и т.п. Приведен пример внедрения полного процесса цифровизации для удобства клиента, начиная от поиска квартиры и совершения сделки купли-продажи до онлайн-покупки продуктов питания и их доставки по месту проживания. Данный принцип «одного окна» на сегодняшний день является не роскошью, а наличием уже сформировавшихся привычек клиента, а бизнес, в свою очередь, подстраивается под желания клиента и быстро реагирует на изменение предпочтений путем развития экосистемных взаимосвязей внутри бизнес-платформы [5] (Nekhaychuk, Moтshchinina, Dzina, Kaтlova, 2020). В выигрыше оказываются все участники данного рынка, представленные на рисунке.

Другим примером экосистемы на рынке жилой недвижимости является «Метр квадратный» от корпорации ВТБ. Данная платформа функционирует по аналогии с вышерассмотренной, развиваясь по горизонтали и по вертикали.

Вертикаль представлена финансовыми сервисами от ВТБ и партнеров (банков, страховых компаний, застройщиков), удовлетворяющими основные потребности при покупке жилья: поиск объекта жилья - юридическую проверку недвижимости - оценку ее стоимости - одобрение ипотеки онлайн - создание договора купли-продажи онлайн и т.п.

По горизонтали экосистема развивается за счет обслуживания готового жилья: сервис по организации ремонта - сервис оплаты объекта жилья онлайн - онлайн организация ремонта — клининг — онлайн оплата ЖКХ и т.п.

Рисун ок. Экосистемный механизм создания ценности Источник: составлено автором.

Трансформация серв исов в сфере жилья посредством развития платформ или экосистем, как было отмечено ранее, расширяет свои границы.

В перспективе, если операции по купли-продаже (аренде) объекта жилой недвижимости - это процесс, совершаемый клиентом не чаще одного раза в 5 лет, то развитие горизонтальных связей на платформе, то есть удовлетворение потребностей клиента в повседневных нуждах, - это возможность завоевать свои предпринимательские ниши и получать стабильный доход, при этом выполняя и общественную функцию в том числе.

В процессе локализации плотности участников экосистемы осуществляется трансформация [6] (Pankтatov, Moтsкcкinina, Kктabтova, 2020).

Платформенный опыт выстраивания взаимных интересов на рынке жилой недвижимости целесообразно переместить на локацию крымского побережья, ведь полуостров Крым с 2014 г. является перспективным регионом для вложения активов в объекты недвижимости, особенно связанные с проживанием. Так, анализ рынка жилья показал, что особым спросом пользуется покупка жилья на первичном рынке, а именно в строящихся домах, то есть на стадии «котлована». В настоящее время покупатели объектов жилья вынуждены идти на риски, например, связанные с долгостроями или недобросовестными застройщиками. Именно для такого сегмента покупателей идеальным механизмом приобретения объекта жилой недвижимости могла бы выступить бизнес-экосистема, то есть платформа, предлагающая выбор жилья по цене, комфорту, месторасположению, полное сопровождение сделки купли-продажи, регистрацию сделки в Едином государственном реестре прав, а также ремонт и дальнейшее обслуживание жилья по принципу «одного окна» в онлайн-формате. На сегодняшний день ориентиром стабильности застройщика служит участие в совместном проекте строительства крупного финансового банка, но в силу санкционного

режима, многие банки не готовы начать свою деятельность на крымском побережье. Таким образом, приобретая жилую недвижимость в Крыму онлайн, покупатель может столкнуться со многими нерешаемыми проблемами, связанными как с ознакомлением с документами застройщика на предмет достоверности (разрешение на строительство объекта и договор покупки или долгосрочной аренды участка), так и другими операциями, сопровождающими процесс купли-продажи.

Автором проведен анализ уровня инвестиционного климата в городе Севастополе, а также динамики насыщенности объектов жилья и вовлечения их в гражданский оборот. Так, анализ инвестиционной активности показал, что за период с 2019 по 2020 год инвестиции в основной капитал сократились с 42762,5 млн руб. до 26829,4 млн руб. соответственно. Также тенденцию к снижению имеет показатель ввода в действие общей площади жилых домов с 129,2 тыс. м2 в 2019 г. до 112,92 тыс. м2 в 2020 г. Однако число зарегистрированных прав на жилые помещения выросло с 7412 единиц в 2019 г. до 8560 единиц в 2020 г. При этом общая площадь жилых помещений, на которые зарегистрированы права, существенно увеличилась: с 275,7 тыс. м2 в 2019 г. до 631,0 тыс. м2 в 2020 г. [7].

Таким образом, можно сделать вывод, что спрос на объекты жилья стремительно растет, что и создает предпосылки для формирования предпринимательской экосистемы через призму цифровизации и привлечения на платформу других участников бизнеса в целях создания комфортного климата как для инвестиционных и девелоперских организаций, так и для конечного потребителя.

Рынок недвижимости многогранен, многосубъектен. диверсифицирован по сегментам, отличается высокой стоимостью объектов, в этой связи необходимо, чтобы формирование экосистемы сферы жилья проходило в рамках тесной поддержки органов государственной власти. Так, государственные структуры крымского побережья предпринимают разнообразные меры по созданию коммуникационной и стратегической площадок по созданию региональной среды работающих моделей взаимодействия предпринимателей и тех, кто их финансирует и поддерживает отрасль жилья. Представители бизнеса получают возможность обмениваться опытом, находить партнеров и единомышленников для развития своего бизнеса, получают экспертную помощь в сложных вопросах. А представители власти и организаций, оказывающих поддержку предпринимателям, должны синхронизировать усилия и ресурсы по созданию региональной поддерживающей среды, наладить перекрестные связи для раскрытия возможности межсекторальных проектов [8-10] (Pankтatov, Moтshchinina, 2020; Khтabтova, Khatikova, Moтshchinina, 2020).

В рамках недавно проведенной Конференции по реализации Подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Крым» было запланировано:

• создать республиканскую платформу многостороннего взаимодействия, на базе которой организации инфраструктуры поддержки бизнеса смогут развивать и успешно реализовать многоплановые совместные проекты на рынке;

• выявить базовые составляющие региональной предпринимательской экосистемы со всеми ее участниками (доступ всех участников к качественным профессиональным услугам, сервисам по продвижению, защите, проведению экспертизы, аналитике, аудиту, к продуктам и услугам организаций инфраструктуры на рынке жилья и пр.) [11] (Istomina, 2020). Автором отмечено, что соединив все усилия по поиску нового вектора развития крымского рынка жилой недвижимости, в обозримом будущем возможно создать предпринимательскую экосистему в виде единой цифровой платформы в сфере жилья, которая объединит и вертикаль (государственные структуры, финансовые учреждения, инвестиционные и девелоперские организации, предприятия жилищно-коммунального хозяйства), и горизонталь (фирмы по ремонту, уборке, оплате сопутствующих услуг и т.д.).

заключение

Исследование взаимосвязанных между собой отношений участников экосистемы на рынке жилой недвижимости позволил выявить наличие четко очерченных вертикальных и горизонтальных связей в своей субъектной структуре. Автором отмечено, что бывшие конкуренты, а теперь участники платформы начинают взаимодействовать друг с другом через призму процесса кооперации, создавая отдельные элементы единого ценностного предложения.

Важной характеристикой перспективного развития платформенных отношений в сфере жилья выступает потребность потребителя приобретать услуги (товар, работы) в режиме «одного окна». Таким образом, инновационные решения, сопровождающие сегмент жилья, вынуждены постоянно совершенствоваться, расширять список сервисов, их доступность и комфортность.

В исследовании отмечено, что наиболее привлекательным для бизнеса выступает горизонтальное направление развития экосистемы на рынке жилья, ведь современный мир стал достаточно динамичным, и главный ресурс, в котором нуждается индивидуум - это время, именно по причине нехватки времени современный человек желает получать блага посредством онлайн-инструментов. Таким образом, развивая горизонтальную ветвь, предприниматель расширяет масштабы своего бизнеса, изменяя ландшафт экосистемы, углубляя свою нишу.

ИСТОЧНИКИ:

1. Морщинина Н.И. Экосистемность как глобальный тренд на рынке недвижимости // Экономика, предпринимательство и право. - 2021. - № 7. - с. 1745-1758.

2. Морщинина Н.И. Основы предпринимательской экосистемы в сфере жилой недвижимости // Экономика, предпринимательство и право. - 2021. - № 6. - с. 1515-1528.

3. Нехайчук Д.В., Морщинина Н.И., Акинина Л.Н., Туманова Е.А. О некоторых аспектах антикризисного управления на предприятиях строительной сферы // Экономика и предпринимательство. - 2020. - № 11 (124). - с. 908-912.

4. Нехайчук Д.В., Нехайчук Ю.С., Морщинина Н.И., Процай А.Ф. О некоторых вопросах развития рынка строительства жилой недвижимости в крымском регионе // Экономика и предпринимательство. - 2020. - № 11(124). - с. 311-314.

5. Нехайчук Д.В., Морщинина Н.И., Дзина М.А., Карлова А.И. Теоретические основы управления бизнес-процессами на предприятиях строительной отрасли // Экономика и предпринимательство. - 2020. - № 10(123). - с. 1062-1066.

6. Панкратов Е.П., Морщинина Н.И., Храброва Н.И. Роль капитального строительства в реализации кластерных инициатив на территории крымского полуострова // Экономика строительства. - 2020. - № 2 (62). - с. 33-42.

7. Сборник «Город Севастополь в цифрах 2020». Федеральная служба государственной статистики управление федеральной службы государственной статистики по республике Крым и г. Севастополю (крымстат). [Электронный ресурс]. URL: https:// crimea.gks.ru/storage/mediabank/p3r3nmxs/%D0%A1%D0%B5% (дата обращения: 02.12.2021).

8. Панкратов Е.П., Морщинина Н.И. О развитии предпринимательской деятельности на рынке жилищного строительства // Экономика строительства. - 2020. - № 6 (66). - с. 14-24.

9. Храброва Н.И., Хатикова З.В., Морщинина Н.И. Анализ туристско-рекреаци-онного потенциала приоритетного инвестиционного проекта развития района Балаклавской бухты // Экономика строительства. - 2020. - № 4 (77). - с. 141-144.

10. Khachaturyan M.V., Klicheva E.V., Velikorossov V.V. Features of business process reengineering and possessory risk management in the context of innovation economic development // В сборнике: 2019 2nd International Conference on Contemporary Education and Economic Development (CEED 2019). Сер. «Education, Science, Technology, Innovation and Life» 2019. С. 1-4

11. Истомина А.И. Характеристика структурных элементов бизнес-модель предприятия. / В сборнике: Траектории развития. - М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2020. - 56-63 c.

REFERENCES:

Istomina A.I. (2020). Kharakteristika strukturnyk elementov biznes-model predpri-yatiya [Characteristics of the structural elements of the enterprise's business model] Moscow. (in Russian).

Khrabrova N.I., Khatikova Z.V., Morschinina N.I. (2020). Analiz turistsko-rekreatsion-nogopotentsialaprioritetnogo investitsionnogoproekta razvitiya rayona Balaklavskoy bukkty [Analysis of the tourist and recreational potential of the priority investment project for the development of the Balaklava bay area]. Economy of construction. (4 (77)). 141-144. (in Russian).

Morschinina N.I. (2021). Ekosistemnost kak globalnyy trend na rynke nedvizhimos-ti [Ecosystemacy as a global trend in the real estate market]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (7). 1745-1758. (in Russian).

Morschinina N.I. (2021). Osnovy predprinimatelskoy ekosistemy v sfere zhiloy nedvizhi-mosti [Fundamentals of the entrepreneurial ecosystem in the field of residential real estate]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (6). 1515-1528. (in Russian).

Nekhaychuk D.V., Morschinina N.I., Akinina L.N., Tumanova E.A. (2020). O nekoto-ryh aspektakh antikrizisnogo upravleniya na predpriyatiyakh stroitelnoy sfery [On some aspects of anti-crisis management at construction enterprises]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (11 (124)). 908-912. (in Russian).

Nekhaychuk D.V., Morschinina N.I., Dzina M.A., Karlova A.I. (2020). Teoreticheskie osnovy upravleniya biznes-protsessami na predpriyatiyakh stroitelnoy otras-li [Theoretical foundations of business process management at enterprises of the construction industry]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (10(123)). 10621066. (in Russian).

Nekhaychuk D.V., Nekhaychuk Yu.S., Morschinina N.I., Protsay A.F. (2020). O neko-toryh voprosakh razvitiya rynka stroitelstva zhiloy nedvizhimosti v krymskom re-gione [On the development of the residential real estate construction market in the Crimean region]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (11(124)). 311-314. (in Russian).

Pankratov E.P., Morschinina N.I. (2020). O razvitii predprinimatelskoy deyatelnosti na rynke zhilishchnogo stroitelstva [About the development of entrepreneurial activity in the housing construction market]. Economy of construction. (6 (66)). 14-24. (in Russian).

Pankratov E.P., Morschinina N.I., Khrabrova N.I. (2020). Rol kapitalnogo stroitelstva v realizatsii klasternyh initsiativ na territorii krymskogo poluostrova [The role of capital construction in the implementation of cluster initiatives on the territory of the Crimean peninsula]. Economy of construction. (2 (62)). 33-42. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.