СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИИ РЕГИОНА
УДК 331.526
ТРАНСФОРМАЦИЯ РЫНКА ТРУДА СЕЛЬСКИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)
Л.И. МАЛЮК, кандидат экономических наук, доцент кафедры прикладной экономики E-mail: [email protected]
В.С. ИГНАТОВ, кандидат философских наук, доцент кафедры прикладной экономики E-mail: [email protected]
А.Ю. ПАВЛОВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры прикладной экономики E-mail: [email protected] Пензенский государственный технологический университет
В статье рассмотрено состояние и основные направления трансформации рынка труда в сельских муниципальных образованиях. Проведен анализ потенциала несельскохозяйственной занятости, рассматриваемой в качестве необходимой формы занятости сельских жителей, развитие которой способно содействовать решению проблемы безработицы и повышения доходов на селе. Кроме того, предложен алгоритм изучения факторов, формирующих рынок альтернативной занятости.
Ключевые слова: рынок труда, альтернативная занятость, трудовой потенциал, самозанятость, безработица, самоуправление, самоорганизация
Проблема сельской занятости имеет свою специфику. За период реформ аграрного сектора экономики данная проблема значительно обострилась в связи с сокращением объемов сельскохозяйственного
производства и банкротством сельскохозяйственных организаций, стагнацией и упадком других секторов сельской экономики, а также в связи с сокращением социальной инфраструктуры села. Текущие преобразования в аграрном секторе экономики РФ сопровождаются значительной трансформацией рынка труда, что обусловливает необходимость разработки и применения новых рыночных механизмов регулирования занятости в целях повышения экономической активности и уровня доходов сельского населения, снижения безработицы и сокращения масштабов бедности в сельских поселениях.
Однако, несмотря на активную работу местных органов власти, в селе остаются нерешенными вопросы развития социальной инфраструктуры, бюджетной обеспеченности сельских поселений, экологической ситуации, устойчивости доходов и занятости населения.
Вопросы занятости сельского населения достаточно широко освещены в научной литературе и стали объектом исследования многих ученых и специалистов. Как отмечает Ш.И. Шарипов, структурные преобразования в аграрном секторе привели к существенным изменениям в занятости сельского населения. Ключевой сферой трудоустройства стали индивидуальные формы хозяйствования, в которых занятость имеет вторичный характер [4]. Данное утверждение поддерживает Л.А. Третьякова, в трудах которой исследованы проблемы формирования широкого спектра занятости населения сельских территорий в региональном аспекте и обозначены ключевые аспекты развития диверсифицированной сферы занятости [2]. Развитие различных видов промыслов издавна позволяло бедным слоям крестьянства зарабатывать необходимые средства. В этой связи, по мнению Е.Н. Филипповой, наряду с поддержкой аграрного производства важно расширять сферу подсобных промыслов как одну из форм малого бизнеса [3]. В силу сохраняющейся актуальности данного положения требуются его дальнейшая проработка и изучение.
В современных условиях спрос на рынке труда в сельской местности формируется по следующим направлениям:
— занятость, связанная с производством сельскохозяйственной продукции;
— занятость, не связанная с производством сельскохозяйственной продукции. Высвободившийся из сельскохозяйственного
производства потенциал рабочих оказался невостребованным на рынке труда и перешел в категорию безработных. На фоне общей деградации сельских территорий эта негативная тенденция свела к минимуму возможность выживания сельчан при сохранении сельского образа жизни.
В этих условиях эффективным средством для сохранения жизнеспособности сельских территорий является вовлечение сельских жителей в несельскохозяйственные сферы занятости. В специальной литературе этому процессу дано название альтернативной деятельности, которая означает занятость сельского населения в трудоспособном возрасте несельскохозяйственными видами экономической деятельности (кроме социальных услуг и государственного, муниципального управления), а также ни-шевыми видами сельскохозяйственной деятельности. Альтернативная занятость может быть основной и дополнительной, постоянной и временной.
Несмотря на сокращение сельскохозяйственной занятости, аграрное производство все же является основным видом занятости жителей сельской местности. Производство сельскохозяйственной продукции в данный момент осуществляется экономическими структурами, представляющими три организационно-экономических уклада:
— сельскохозяйственными организациями, в которых занятость осуществляется на договорной основе;
— крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (КФХ), где занятость осуществляется на принципе самозанятости и на договорной основе;
— личными подсобными хозяйствами (ЛПХ), предполагающими самозанятость населения. Данные тенденции ярко проявляются в Пензенской области. За последние 10 лет количество сельскохозяйственных организаций в области сократилось почти вдвое. На конец 2012 г. их количество составляло 271 (при этом треть убыточна), а численность работников в них уменьшилась в 4 раза и составила 18,6 тыс. чел.
Негативное воздействие на социально-экономическую ситуацию в сельской местности оказывают худшие по сравнению с промышленными центрами условия жизни, а также существенные различия в оплате труда.
В среднем по Российской Федерации среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве в 2011 г. составляла 14 017,3 руб. (52,3% заработной платы в целом по экономике России). В 2012 г. этот показатель был равен 14 129 руб., что на 11,4% больше, чем в 2011 г.
Общий уровень безработицы в Пензенской области снизился за период с 2000 по 2012 г. на 6,2% и составил 5%. При этом уровень безработицы сельского населения практически в два раза превышает этот же показатель по городскому населению (см. таблицу).
Региональные власти уделяют пристальное внимание решению проблемы занятости сельского населения. Превентивные меры по предупреждению роста безработицы в Пензенской области принима-
Уровень безработицы в Пензенской области, % от экономически активного населения
Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Городское население 6,8 5,9 6,9 8,8 7,5
Сельское население 12,8 13,7 12,5 13,4 12,9
ются в соответствии с ведомственной целевой программой содействия занятости населения, а также ежегодно разрабатываемой программой мероприятий по снижению напряженности на рынке труда.
Проблему занятости в сельской местности длительное время решали посредством поддержки малых форм сельскохозяйственных товаропроизводителей. В области зарегистрировано более
3 000 крестьянских (фермерских) хозяйств и 239,3 тыс. личных подсобных хозяйств. На конец 2012 г. в области создано 1 787 потребительских кооперативов, объединяющих 12 505 чел., создано более
4 000 рабочих мест, что, несомненно, повлияло на структуру занятости сельского населения [1].
Анализ структуры занятости по муниципальным образованиям свидетельствует о приоритетном значении сельскохозяйственной занятости на основе самозанятости в ЛПХ. Например, в Лунинском районе насчитывается 6 215 чел. трудоспособного населения, из них 617 чел. заняты в сельскохозяйственном производстве в различных бизнес-структурах и 3 666 чел. трудятся в личных подсобных хозяйствах.
Инновационный подход в решении проблемы занятости был реализован в период ликвидации последствий кризиса 2008 г. Имеется в виду реализация программы самозанятости, за время реализации которой 9 583 гражданина в Пензенской области получили государственную услугу по содействию самозанятости, из них 8 342 чел. зарегистрировали собственное дело.
Поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей не решила в полной мере проблему занятости трудоспособного населения в сельской местности, но эти уклады выполняют важную социальную задачу сохранения культурной, экономической жизни, удерживают от деградации сельскую местность, выполняя роль хранителя традиций исторически сложившегося образа жизни.
Сокращение занятости по найму в сельской местности наложилось на господствующий среди значительной части населения стереотип мышления, заключающийся в стремлении надеяться исключительно на государство во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в вопросах трудоустройства, поиска профессиональных занятий. Потеря рабочего места вызвала негативную тенденцию оттока сельского населения в город, что привело к отрицательным последствиям развития сельских территорий.
Интегральный итог негативного социально-экономического развития сельских территорий выражается в сокращении количества сельских населенных пунктов (с 1989 по 2010 г. количество сел и деревень в Российской Федерации сократилось на 9,2 тыс.). Количество сельских населенных пунктов без проживающего населения выросло с 9,4 тыс. в 1989 г. до 19,4 тыс. в 2010 г. Населенные пункты с населением до 10 чел. в 2010 г. составили 23,7%1.
В Пензенской области 1 419 сельских населенных пунктов, из них в 73 никто не живет, население 641 населенного пункта составляет менее 100 чел. В 2011 г. коэффициент миграционного прироста на 10 000 чел. сельского населения по Пензенской области был отрицательным (-4). Это самый низкий показатель с 1994 г. По данным Росстата, разрыв между численностью городских и сельских жителей продолжает расти. Если в 1990 г. на одного сельского жителя приходилось 1,7 горожанина, то в 2011 г. этот показатель превысил 2 чел.2.
Одной из самых серьезных проблем села является массовый миграционный отток молодежи в города, в основном это люди в возрасте от 18 до 35 лет, т.е. наиболее трудоспособная и грамотная часть населения. Менее 10% выпускников аграрных учебных заведений остаются работать в сельской местности. Проведенный опрос молодых специалистов показал, что большинство студентов не стремится работать на сельскохозяйственных предприятиях. Основными причинами сами опрошенные (молодые люди в возрасте 20-25 лет) называют низкое качество жилья и его отсутствие. Многие считают себя неподходящими для работы в селе.
Доходы сельских домохозяйств от неаграрной занятости растут во всем мире. В странах Центральной и Восточной Европы несельскохозяйственные источники занимают около 40-45% доходов в сельской местности. В странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), несельскохозяйственные доходы фермеров уже преобладают над сугубо сельскохозяйственными доходами.
При исследовании несельскохозяйственной занятости в сельской местности встает проблема определения ее сущности.
1 О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»: постановление Правительства РФ от 15.07.2013 № 598 (ред. от 29.04.2014).
2 Численность населения. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/
b13_13/IssWWW. exe/Stg/d1/04-02.htm.
В мировой литературе несельскохозяйственная занятость - это, вообще говоря, занятость вне собственной фермы. Различия в подходе к определению заключаются во включении или невключении в это определение занятости в сельском хозяйстве вне собственной фермы, а также отнесение или неотнесение к сельскому хозяйству таких видов экономической деятельности, как рыболовство и охота.
Необходим поиск новой парадигмы обеспечения занятости и повышения доходов сельского населения. Российский и зарубежный опыты свидетельствуют о том, что решение проблемы безработицы возможно только за счет развития альтернативной занятости сельского населения.
Современный рынок труда сельских жителей -это два равноправных направления занятости: сельскохозяйственная и альтернативная занятость, которая в настоящее время переживает период становления. В Пензенской области, по данным статистики, в 2012 г. в секторе экономики, относящемуся к сельскому хозяйству, в формальном и неформальном секторах занято 223,6 тыс. чел. Из них 48,2% заняты производством продукции сельского хозяйства, охотой и рыболовством. Кроме того, 115,8 тыс. чел. имели дополнительные доходные занятия. Несельскохозяйственной деятельностью занимались 34,7 тыс. чел., что составляет 15,5% от числа лиц, занимающихся производством продукции сельского хозяйства3.
Существует несколько направлений развития малого бизнеса в сельской местности, в частности:
- хранение, переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции;
- сельский туризм;
- сельская торговля;
- народные промыслы и ремесла;
- бытовое и социально-культурное обслуживание сельского населения;
- заготовка и переработка дикорастущих плодов и ягод, лекарственных растений и другого недревесного сырья;
- заготовка и обработка древесины;
- производство строительных материалов, строительство;
- транспортировка грузов, пассажирские перевозки и др.
3 Пензенская область в 2012 г.: стат. ежегодник. Пенза: Пензастат. 2013. URL: http://pnz.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_ts/pnz/resources/d02b6c004e4cb307ab25bf2a1eb3f7f6/ %D0%B 5 %D0%B 6 %D 0%B5 %D 0%B3 %D0 %BE%D0% B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA_2012.pdf.
Формирование рынка труда в секторе альтернативной занятости трудоспособного населения сельских муниципальных образований, по мнению авторов, прежде всего предполагает оценку и учет специфики природно-географических, экономических и социальных условий муниципальных образований.
Опора на специфические характеристики территорий позволяет сформировать жизнеспособный и развивающийся рынок альтернативной занятости.
Решить данную проблему позволит алгоритм анализа факторов, оказывающих влияние на формирование рынка альтернативной занятости в сельских муниципальных образованиях (см. рисунок).
Приоритет в развитии альтернативной занятости в Пензенской области принадлежит туризму, переработке сельскохозяйственной продукции, промышленности и другим сферам несельскохозяйственной деятельности.
На территории области принята долгосрочная целевая программа «Развитие туризма в Пензенской области на 2009-2013 годы»4. В рамках реализации данной программы предусмотрено софинансиро-вание разработки и изготовления инвестиционных проектов и проектной документации по сельскому туризму, в том числе фольклорной деревни, центров ремесел, усадеб, туристских баз и комплексов. Также программа предусматривает расходы на содержание, строительство и развитие инфраструктуры сельского туризма, приобретение основных фондов, инвентаря и снаряжения. В октябре 2013 г. была принята государственная программа Пензенской области «Развитие культуры и туризма Пензенской области на 2014-2020 годы», одной из подпрограмм которой является «Туризм»5.
В целях популяризации внутреннего туризма среди населения Пензенской области, а также жителей других регионов России работает официальный сайт «Туризм и отдых в Пензенской области»6. На сайте имеется вся актуальная информация о достопримечательностях, местах отдыха, средствах размещения, а также информация по инвестици-
4 Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие туризма в Пензенской области на 2009-2013 годы»: постановление правительства Пензенской области от 24.10.2008 № 699-пп (ред. от 28.11.2013).
5 Об утверждении государственной программы Пензенской области «Развитие культуры и туризма Пензенской области на 2014-2020 годы»: постановление правительства Пензенской области от 22.10.2013 № 783-пп (ред. от 14.02.2014).
6 URL: welcome2penza.ru.
онным проектам в сфере туризма, интерактивная карта и др. Разделы по туризму созданы на сайтах администраций муниципальных районов Пензенской области.
В целях создания в регионе благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности и улучшения инвестиционного климата, модернизации производства и организации высокопроизводительных рабочих мест, а также развития сельских территорий в Пензенской области активно реализуется концепция создания центров регионального развития (ЦРР). Проект основан на концепции создания так называемых перспективных сел, для резидентов которых предусмотрены льготы и преференции. В настоящий время это снижение ставки по налогу при применении упрощенной системы налогообложения (доходы минус расходы) до 5% и компенсация 100% ставки рефинансирования ЦБ РФ на привлеченные кредиты.
На 01.09.2013 в 103 селах, признанных центрами регионального развития, зарегистрированы более 70 предприятий-резидентов. Уже имеется ряд успешных резидентов, чья деятельность позволяет сделать вывод о востребованности и работоспособности данной программы.
Центр регионального развития - это определяемый правительством Пензенской области сельский населенный пункт с численностью населения от 500 до 10 тыс. чел. Для получения статуса резидента ЦРР субъект предпринимательства должен зарегистрироваться в границах офшорного сельского населенного пункта и работать в сфере производства товаров сельского хозяйства, оказания услуг. Штат работников должен состоять из жителей данного населенного пункта не менее чем на 80%7.
Развитие центров регионального развития может быть крайне интересно городскому бизнесу, который задумался об оптимизации затрат. Ставка делается и на тех, кто находится в поиске лучших условий. Например, на городских и иногородних бизнесменов, которые могут вывести в льготные сельские юрисдикции часть операций
основного бизнеса.
Развитие альтернативной занятости на селе позволит остановить деградацию сельских территорий, депопуляцию населения, предотвратить рост напряженности на рынке труда, сохранить культурно-историческое наследие и самобытность региона.
Список литературы
1. Игнатов В.С., Малюк Л.И., Павлов А.Ю. Самозанятость - инновационный механизм реализации трудового потенциала населения // Региональная экономика: теория и практика. 2012. N° 46. С. 31-34.
2. ТретьяковаЛ.А. Стратегические направления обеспечения альтернативной сферы занятости на сельских территориях // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 14. С. 35-42.
3. Филиппова Е.Н. О состоянии и экономическом значении подсобных промыслов на рубеже XX-XXI веков // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 11. С. 86-91.
4. Шарипов Ш.И. Реструктуризация аграрной экономики региона и сельская занятость // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 1. С. 95-99.
7 О центрах регионального развития Пензенской области: закон Пензенской области от 30.06.2011 № 2098-ЗП0 (ред. от 30.11.2012).
Сокращение безработицы
Этапы анализа факторов, оказывающих влияние на формирование рынка труда в сельских муниципальных образованиях
Regional economics: theory and practice Region development strategy
ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)
TRANSFORMATION OF THE LABOUR MARKET IN RURAL MUNICIPAL ENTITIES
(A PENZA REGION CASE STUDY)
Larisa I. MALYUK, Vladimir S. IGNATOV, Aleksandr Yu. PAVLOV
Abstract
The article considers the status and main directions of transformation of the labour market in rural municipalities. The authors analyze the capacity of non-agricultural employment, seen as a necessary form of employment for rural residents, the development of which can contribute to solving the problem of unemployment and increase incomes in rural areas. In addition, the authors propose the algorithm for the study of the factors influencing the labour market of alternative employment
Keywords: labour market, alternative employment, potential, unemployment, self-management, self-organization
References
1. Ignatov V.S., Malyuk L.I., Pavlov A.Yu. Samo-zanyatost' - innovatsionnyi mekhanizm realizatsii trudovogo potentsiala naseleniya [Self-employment is an innovative mechanism for the realization of the employment potential of people]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika - Regional economics: theory and practice, 2012, no. 46, pp. 31-34.
2. Tret'yakova L.A. Strategicheskie napravleniya obespecheniya al'ternativnoi sfery zanyatosti na sel'skikh territoriyakh [The strategic directions to provide the alternative sphere of employment in rural areas] . Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost 'National interests: priorities and security, 2011, no. 14, pp.35-42.
3. Filippova E.N. O sostoyanii i ekonomicheskom znachenii podsobnykh promyslov na rubezhe XX-XXI vekov [On the status and economic importance of ancillary industries at the turn of the 20th centuries].
Regional 'naya ekonomika: teoriya i praktika - Regional economics: theory and practice, 2008, no. 11, pp.86-91.
4. Sharipov Sh.I. Restrukturizatsiya agrarnoi ekonomiki regiona i sel'skaya zanyatost' [Restructuring of the agrarian economy of the region and rural employment]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika - Regional economics: theory and practice, 2009, no. 1, pp. 95-99.
Larisa I. MALYUK
Penza State Technological University, Zarechny, Penza region, Russian Federation [email protected]
Vladimir S. IGNATOV
Penza State Technological University, Penza, Russian Federation [email protected]
Aleksandr Yu. PAVLOV
Penza State Technological University, Penza,
Russian Federation