Научная статья на тему 'Трансформация рынка банковских продуктов с целью обеспечения устойчивости банковской системы России'

Трансформация рынка банковских продуктов с целью обеспечения устойчивости банковской системы России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
255
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНК / УСТОЙЧИВОСТЬ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ / ФАКТОРЫ УСТОЙЧИВОСТИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данченко Е.А., Панченко Н.О.

В статье рассматривается рынок банковских продуктов и услуг, как фактор устойчивой банковской системы. Проанализирован зарубежный опыт развития рынка банковских продуктов. Раскрыты современные проблемы рынка банковских продуктов России, а также выдвинуто ряд предложений по его совершенствованию в рамках проведенного анализа в целях создания устойчивой отечественной банковской системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация рынка банковских продуктов с целью обеспечения устойчивости банковской системы России»

сле этого произвести отбор проектов, совокупность которых в портфеле и принесет организации наибольший эффект.

Список литературы:

1. Гришина Г.П., Будумян Е.В. Инновационно-инвестиционные проекты и методы их оценки // Вопросы экономических наук. - 2012. - № 2. - С. 24-26.

2. Путятин А.Е., Шароватов С.В. Оценка рыночной устойчивости предприятия // Научные труды (Вестник МАТИ). - 2013. - № 20 (92). - С. 238-245.

3. Черкасов М.Н. Управление инновационными проектами производственных предприятий в условиях модернизации // Вопросы экономических наук. - 2012. - № 6. - С. 44-46.

ТРАНСФОРМАЦИЯ РЫНКА БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ С ЦЕЛЬЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

© Данченко Е.А.*, Панченко Н.О.*

Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», г. Ростов-на-Дону

В статье рассматривается рынок банковских продуктов и услуг, как фактор устойчивой банковской системы. Проанализирован зарубежный опыт развития рынка банковских продуктов. Раскрыты современные проблемы рынка банковских продуктов России, а также выдвинуто ряд предложений по его совершенствованию в рамках проведенного анализа в целях создания устойчивой отечественной банковской системы.

Ключевые слова: банк, устойчивость банковской системы, факторы устойчивости банковской системы, проблемы развития российского рынка банковских продуктов.

Устойчивое развитие национальной экономики сопровождается увеличением объема финансовых операций и, как следствие, увеличением значимости отечественного банковского сектора. Банковская система, являясь одним из важнейших звеньев рыночной экономики, оказывает разностороннее воздействие на жизнедеятельность общества в целом. Она обеспечивает механизм межотраслевого и межрегионального перераспределения денежного капитала, а также является ключевым элементом расчетного и платежного механизма хозяйственной системы страны, обуславливая значимость банковского сектора страны в социально-экономическом развитии государства.

* Аспирант кафедры «Банковское дело».

* Аспирант кафедры «Банковское дело».

Произошедший глобальный финансовый кризис продемонстрировал насколько отсутствие должного контроля за рынком банковских услуг и продуктов может негативно повлиять на устойчивость банковской системы и экономики в целом. Поэтому основной задачей данной статьи является анализ российского рынка банковских продуктов и услуг с позиции обеспечения устойчивости банковской системы, а также выделение основных направлений трансформации рассматриваемого рынка, повышающих устойчивость данной системы.

Реализация функций банковскими организациями подвержена влиянию со стороны разнообразных факторов. Необходимо отметить, что качество банковских продуктов и услуг на банковском рынке является тем фактором риска, который определяет эффективность функционирования банковской системы как элемента системы финансового посредничества, способного обеспечить стабильное развитие экономики в целом. Это обусловлено тем, что предоставление банковскими организациями разнообразных и современных услуг заключается в функциональной основе банковской деятельности. Иными словами, реализация функций банковскими организациями происходит посредством предоставления клиентам банковских продуктов и услуг. Банковская система теряет свою устойчивость в том случае, если она не способна полноценно выполнять свои функции и, как следствие, эффективно предоставлять клиентам банковские продукты на рынке банковских услуг.

В теории банковского дела общепринято под банковскими продуктами понимать совокупность действий банка, направленных на удовлетворение потребностей клиента. На уровне банковской системы действует множество банков, конкурирующих за привлечение новых клиентов, и сохранение стабильной клиентской базы. В результате конкуренция на рынке банковских продуктов может воздействовать на устойчивость банковской системы страны как отрицательно, так и положительно.

Положительное влияние заключается в том, что конкурентная борьба позволяет увеличить эффективность функционирования и прочность банковского сектора, отражаясь в росте банковской прибыли, эффективности затрат, а также на способности к максимальному удовлетворению потребностей клиентов [1].

Отрицательное влияние заключается в том, что увеличивающаяся конкурентная среда снижает устойчивость банковской системы. Например, в результате конкурентной борьбы за средства вкладчиков возрастает давление на банковскую прибыль в сторону ее снижения. Итогом становится тот факт, что для сохранения высокого уровня прибыли банки вынуждены брать на себя чрезмерные риски [2]. Произошедший финансовый кризис это ярким образом продемонстрировал.

Формирование современного европейского долгового кризиса стало возможным посредством параллельного скопления ряда сложных факторов, среди

которых: глобализация финансового рынка; доступность кредитов в течение периода времени с 2002 по 2008 гг., которая привела к выдаче значительного количества кредитов с высоким уровнем риска; мировой финансовый кризис 2007-2012 г; дефицит торговых балансов ряда стран; впоследствии лопнувшие пузыри на рынках недвижимости; низкие темпы экономического роста с 2008 г; провал мер налогово-бюджетной политики, направленных на регулирование величины государственных доходов и расходов; широкое распространение практики оказания государственной экстренной финансовой помощи банковским отраслям и частным держателям облигаций, выкуп долгов или перенос убытков частного сектора на налогоплательщиков.

Таблица 1

Рентабельность активов банков Еврозоны [3] и России [4], в %

Период времени Россия* Страны Еврозоны Испания Италия Франция

КБ | СБ КБ | СБ КБ | СБ

Рентабельность активов

2000-2003 2,12 0,79 0,92 1,05 0,82 1,11 1,1 0,48

2004-2008 2,84 0,76 0,93 0,84 0,93 1,22 1,17 0,67

2000-2008 2,52 0,77 0,92 0,93 0,89 1,17 1,14 0,58

Рентабельность капитала

2000-2003 15,8 10,7 10,6 15,5 10,2 12,3 13,8 9,1

2004-2008 21,36 10 12,3 12,7 11,9 13,7 15,3 8,5

2000-2008 18,89 10,4 11,4 13,9 11,2 13,1 14,6 8,8

Примечание: * Для России было рассчитано среднее значение.

КБ - коммерческие банки. СБ - сберегательные банки

Акцентируем внимание на ключевом, по нашему мнению, факторе развития кризиса - доступность кредитов в период времени высокого экономического развития с нач. 2000-х гг. до мирового финансового кризиса 2008 г. Произошедший финансовый кризис продемонстрировал, что увеличивающаяся конкурентная среда может снизить устойчивость банковской системы. В период экономического роста и низких процентных ставок по кредитным ресурсам во многих странах Европы наблюдалась ситуация, когда в результате конкуренции между банками за привлечение новых клиентов-заемщиков у банковских организаций наблюдались низкие показатели эффективности (см. табл. 1).

Если сравнивать рентабельность активов банков Еврозоны и России, то заметно, что активы банковских организаций РФ генерируют большие размеры прибыли, чем их зарубежные аналоги Европы. При этом по рассматриваемому показателю прибыльность активов российских банков в два раза больше прибыльности банковских активов в Испании, Италии, Франции. Таким образом, высокий уровень конкуренции на банковском рынке услуг стимулировал европейские банки снижать процентные ставки по кредитным ресурсам и оптимизировать бизнес процессы. Анализируя рентабельность капитала банков Еврозоны и России, необходимо отметить, что эф-

фективность капитала российских банков также выше аналогичных показателей европейских банковских организаций.

Высокая конкурентная среда, характеризующаяся отсутствием адекватной оценки кредитоспособности заемщиков, привела к значительному росту объемов необеспеченных кредитных денег, характеризующихся высоким уровнем риска, особенно в таких странах Еврозоны, как Греция, Испания и Кипр. За последние 7 лет сложилась тенденция преобладания объемов кредитования над объемом предоставляемых товаров и услуг. Так на Кипре отношение выданных кредитов к ВВП выросло в 1,75 раза за период времени с 2004 по 2011 гг., с 224,2 % до 330,13 % соответственно. В Испании и Греции рост составил 1,64 % и 1,60 % соответственно. Данные факты указывают на размещение свободных денежных средств, которое должно было привести к росту экономики, однако привело к череде банкротств и в связи неправильной оценкой кредитоспособности заемщиков. Цепная реакция генерировала огромные потери финансового, и банковского сектора, в частности.

Акцентируя внимание на данном факторе, мы указываем на важную роль рынка банковских продуктов в формировании устойчивости финансовой системы и, частности, банковского сектора. Особо остро этот вопрос стоит в нашей стране, где, начиная с 1991 года, формируется молодая относительно других стран банковская система. Анализируя банковскую систему России и пути формирования ее устойчивого развития, стоит проанализировать уровень кредитования и возможность возникновения кризисных явлений аналогичных Европейским.

14000,0 12000,0 10000,0 8000,0 6000,0 4000,0 2000,0 О

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Рис. 1. Динамика привлеченных вкладов и выданных кредитов с 2000-2012 гг., в млрд. руб. [5]

Рассмотрим банковскую систему РФ, используя динамику привлеченных вкладов и выданных кредитов, представленных на рис. 1, за период времени с 2000 г. по 2012 г. В 2000 году россияне практически не были знакомы с банковскими кредитами, и отношения населения с банками ограничивались, в основном, депозитами. Как посчитали в компании «Ренессанс Кредит», проанализировавшей динамику портфелей розничных кредитов и роз-

I Кредиты | Вклады млрд руб.

о 1П 4 085 ко кП ^Л

С35 О Г-- СО т ^ ^ кП (V) о сч 5 1&ЗЯ ю й® ^ ^ ^ 05 -СО- т- " т- т- СМ СО см <У> 1Г) 1П о С35 1П 7 485 со со С35 11 871 14 251

ничных депозитов, на тот момент депозитный рынок по объему в 10 раз превышал кредитный. За последующие 12 лет разница постепенно стиралась -розничные кредиты росли быстрее вкладов. В результате в 2012 году соотношение портфеля вкладов к портфелю кредитов сократилось уже до 1,8.

Несмотря на возросшие темпы кредитования, в ближайшие как минимум 5-7 лет портфель вкладов по-прежнему будет больше кредитного портфеля, считают аналитики «Ренессанс Кредит». На конец 2012 портфель розничных вкладов составил 14 трлн. 251 млрд. руб., портфель кредитов физических лиц - 7 трлн. 737 млрд. руб. Относительный прирост по кредитам был почти в два раза больше, чем по депозитам - 39 % против 20 %. При этом абсолютный прирост розничных кредитов по итогам прошлого года впервые оказался сопоставим с абсолютным приростом розничных вкладов - 2 трлн. 186 млрд. руб. и 2 трлн. 380 млрд. руб. соответственно. Если ожидаемые прогнозы по развитию рынка в 2013 оправдаются, то разница в абсолютном приросте депозитного и кредитного портфелей будет, как и в прошлом году, минимальной [5].

Построение инновационных механизмов предоставления банковских услуг с целью минимизировать риски, специфичные для банковской деятельности является приоритетным направлением развития всей банковской системы. Для построения подобных механизмов, необходимо уже сейчас рассмотреть инновационное для нашей страны направление взаимодействия между клиентом и финансовым институтом. Не смотря на произошедший финансовый кризис, в мировой практике банковской деятельности еще существуют устойчивые к финансовым кризисам банковские системы, в которых развитый рынок банковских продуктов и услуг позволяет повысить устойчивость, как совокупного банковского сектора, так и экономической системы страны в целом.

Одним из ярких примеров направленности банковской системы на устойчивое развитие может послужить опыт такой страны как Великобритания. Наибольшее число британских банков предпочитает отказываться от потенциально опасных активов, включая деривативы и высокорисковый продукт - ипотеку. Данное обстоятельство объясняется тем, что в течение кризиса большое количество финансовых институтов продемонстрировали негативные финансовые результаты, обусловленные активными высокодоходными и рисковыми операциями на ипотечном рынке и рынке производных финансовых инструментов.

Модифицируя банковские услуги, банки Великобритании стремятся минимизировать свои риски за счет совершенствования процедуры взаимодействия с клиентами на основе принципа разделения рисков с клиентом. Так, например, Исламский банк Великобритании предлагает собственный план по приобретению клиентом недвижимости по схеме «купля-аренда». План основан на совместном владении и сдаче в аренду: банк и клиент совместно приобретают недвижимость, по мере погашения ежемесячных пла-

тежей доля клиента в объекте растет, при этом он продолжает платить банку арендную плату за долю, принадлежащую банку, пока постепенно не выплатит всю стоимость объекта и не станет единственным его владельцем. Многие аналитики отражают заинтересованность банкиров Соединенного Королевства в развитии альтернативных видов банковских услуг наряду с традиционными. В свою очередь это способствует привлечению новых клиентов.

Таблица 2

Проблемы развития и формирования устойчивой банковской системы России и пути их решения

Проблемы современной банковской системы Пути решения

проблемы развития депозитных услуг

Проблема привлечения банками долгосрочных вкладов (депозитов) - создание положительной репутации банка; - смягчить ограничения по нормативу, устанавливающему соотношение вкладов населения и капитала банка, в части относительно долгосрочных средств;

Проблема минимизации рисков досрочного отзыва вкладов (депозитов) - банки могут предлагать клиентам вклады на сроки, установленные самим клиентом, т.е. клиент сам выбирает определенное число дней, на которое хочет открыть вклад

проблемы развития кредитных услуг

Проблема неправильной оценки кредитоспособности заемщика - следует оценивать кредитоспособность клиента исходя из подтвержденных документально доходов;

Стремление банков к сокращению количества документов, необходимых для оформления кредита - следует разработать список документов, отражающих финансовое положение клиента

Отсутствие бизнес-планов (инвестиционных проектов), которые можно финансировать - взаимодействие с учебными заведениями (вузами экономических направлений) для разработки социально-экономически значимых проектов.

Финансовая неграмотность населения - организация и финансирование семинаров и тренингов, на которых клиенты банка смогут подробнее узнать о механизмах кредитования и прочих услугах для населения

проблемы развития инновационных услуг и проблемы развития банковских услуг для населения удаленных районов

Отсутствие удаленных регионов России доступа в Интернет - решением данной проблемы может стать инвестиции банков в развитие систем коммуникаций

Сетевые ресурсы банков постоянно находятся под угрозой несанкционированного доступа - создание современных средств защиты банковских ресурсов

Источник: составлено авторами.

Также стоит отметить, набирающий во многих странах вид банковских услуг, основанный на формировании партнерских отношений между банком и клиентом. Банк и клиент оговаривают совместное участие в реализации какого-либо бизнес-плана (инвестиционного проекта) и совместное финансирование данного плана. Прибыль / убытки делится в пропорциях, соответствующих долям участия партнерстве.

В целом основными приоритетом развития рынка банковских услуг должны стать такие услуги и продукты, которые обеспечат: разделение рисков между банком и клиентом; обеспеченность сделки материальными активами; направленность деятельности банка на потребности клиента; прозрачность операций; взаимное стимулирование развития банка и клиента; способствование развитию экономики в целом; ориентация на развитие принципа доверия клиента финансовому посреднику.

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать основные проблемы развития банковской системы России (см. табл. 2).

Таким образом, решение вышеперечисленных проблем сложившихся в банковской системе России, можно достичь, применяя опыт такой страны, как Великобритания, что в результате позволит развить отечественный рынок банковских продуктов и повысить устойчивость национальной банковской системы.

Список литературы:

1. Klaus Schaeck, Martin Cihak. How does competition affect efficiency and soundness in banking? // Working papers series. ECB. - 2008. - № 932 (September).

2. Thorsten Beck, Diane Coyle, Mathias Dewatripont, Xavier Freixas, Paul Seabright. Bailing out the Banks: Reconciling Stability and Competition.// Centre for Economic Policy Research (CEPR). - 2010.

3. Rym Ayadi David T. Llewellyn Reinhard H. Schmidt Emrah Arbak Willem Pieter De Groen. Investigating diversity in the banking sector in Europe. Key developments, performance and role of cooperative banks // Centre for European Policy Studies, Brussels - 2003.

4. Банк России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.cbr.ru/ analytics/?Prtid=bnksyst.

5. Информационное агентство Финмаркет. Группа Интерфакс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.finmarket.ru/z/nws/hotnews. asp?id=3233344.

ОЦЕНКА ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ В УСЛОВИЯХ ЗАО «КОМПАНИЯ «НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

© Кантемиров Р.Ф.*

Ульяновский государственный технический университет, г. Ульяновск

В статье рассматривается особенности оценки денежных потоков организации в современных условиях. Автором проводится анализ де-

* Доцент кафедры «Финансы и кредит», кандидат экономических наук..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.