Д.Н. Салыков
ТРАНСФОРМАЦИЯ РОССИЙСКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ НОВАЦИЙ
Аннотация
В работе рассмотрена трансформация партийной системы с учетом политического развития России. Акцентировано внимание на противоречия в законодательстве регламентирующих деятельность партий на политическом поле. Доказано, что изменения в федеральный закон «О политических партиях» вносились без серьезной экспертной оценки, при этом они не оказывали негативного влияния на интересы политической элиты страны в целом и правящего политического класса в частности. Проведенный опрос молодежи мегаполиса позволил потвердить тезис об абсентеизме и нежелание вступать в ряды партий. Таким образом, есть потребность в дальнейшем совершенствовании партийного строительства с учетом национальных интересов России. Отмечается, что положительного эффекта для политической системы можно было бы добиться при обдуманной либерализации партийного законодательства с упрощением системы участия в избирательных кампаниях.
Ключевые слова:
выборы, закон, демократический институт, политическая элита, политическая партия, политическое развитие, конкуренция.
D. Salykov
TRANSFORMATION OF THE RUSSIAN POLITICAL PARTIES IN THE CONTEXT OF MODERN INNOVATIONS
Abstract
We consider the transformation of the party system in view of Russia's political development. The attention to the contradictions in the legislation governing the activities of parties in the political field. It is proved that the changes in the federal law "On political parties" were made without serious peer review, and they do not adversely affect the interests of the political elite of the country as a whole and the ruling political class in particular. A survey of young people metropolis allowed to corroborate the thesis of absenteeism and an unwillingness to join the party. Thus, there is a need to further improve the Party building, taking into account the national interests of Russia. It is noted that the positive effect for the political system could be achieved by a deliberate liberalization of party legislation simplification of participation in election campaigns.
Key words:
elections, law, democratic institute, political elite, political party, political development, competition.
В результате динамично развивающегося политического процесса в России идет процесс трансформации партийной системы, который способствует появлению на политическом поле несколько десятков политических партий. «Новые» партии располагаются по всей шкале политического спектра - от крайне левых до крайне правых.
Обратимся к одной из наиболее популярных политических тем, определяемой изменениями в современном российском законодательстве по регулированию положения и деятельности политических партий. При этом необходимо согласиться с политологами исследовавших данную проблему В.И. Буренко [1, с. 43-52; 2, с. 9-14], Л.Н. Тимофеевой [19, с. 67-80], В.И. Тимошенко [16, с. 69-77; 17, с. 46-52; 18, с. 93-96], О.Ф. Шабровым [23, с. 15-40; 24, с. 178-189], которые справедливо отмечают на многообразие противоречий в партийном строительстве произошедшими в период с момента принятия федерального закона «О политических партиях в Российской Федерации».
В современном обществе есть необходимость совершенствования облика и деятельности российских политических партий. Это возможно только при достижении буквально в обозримом будущем между правящей элитой и гражданским обществом страны принципиального консенсуса по поводу осуществления неуклонного и демократически свободного формирования института политических партий, причём важным условием данного процесса должна быть стабильная, не подверженная конъюнктурным изменениям общероссийская законодательная база.
Целью данной статьи является анализ сущности современных российских партий, с переосмыслением их качественных черт в контексте законодательных новаций, введённых в Федеральное законодательство за период 2010-2015 гг.
Основные задачи работы - это выявление и осмысление содержания политических и законодательных инициатив главы российского государства по поводу совершенствования института политических партий, а также возникших в этой связи проблем и перспектив процесса партийного строительства.
Как известно, Президент РФ В.В. Путин уже в начале своего руководства во главе России проявил интерес, волю и инициативность к тому, чтобы идея выработки закона о политических партиях получила свою скорую и эффективную реализацию.
Так, 28 декабря 2000 г. Президент РФ внёс в Государственную Думу Российской Федерации проект закона о политических партиях. Вместе с остальными четырьмя поступившими законопроектами президентский проект прошёл конкурентное обсуждения и получил большинство голосов депутатов Государственной Думы в свою пользу [15].
В итоге, вобрав в себя ряд замечаний, высказанных депутатами Государственной Думы в ходе 2-ого и 3-его чтений, президентский законопроект был принят Государственной Думой РФ, а 11 июля 2001 г., будучи подписанным Президентом РФ, вступил в законную силу [22].
Согласно принятому закону политические партии России получили основополагающий политико-правовой документ для партийного строительства, и в основу этого процесса был положен к своему созданию тип «массовой политической партии», о котором писал М. Дюверже.
Данный закон п. 1 Ст.3 определяет партию как общественное объединение, созданное с целью обеспечения участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления [22].
Важно отметить, что законодатель при выстраивании данной дефиниции партий использовал функциональный подход, вложив в определение партии ряд существенных функций, которые реализует всякая партийная структура. Но главный смысл такого функционального определения партии в том, что всякая партия по своим функциям есть не что иное, как политическая организация [4]. Вообще, определение партии, данное в Ст.3 Закона «О политических партиях», является на сегодня и ёмким, и точным определением сущности политической партии. Само же определение носит в Законе политико-правовой характер.
В данном Законе детально прописаны права, обязанности политических партий, способы создания политических партий, алгоритм взаимоотношения политических партий как между собой и с государством. Законом также определены случаи приостановки деятельности партий и судебного запрета политических партий.
Вся конкретика по поводу генезиса, институционализации и деятельности политических партий, определенная в Законе, указывает на то, что законодатель взял курс на создание типа «массовых» общероссийских политических партий.
По итогам реализации принятого закона к рубежу 2010 г. в Российской Федерации были созданы общероссийские партийные структуры, Заметим, что в июне 2001 г. официально было зарегистрировано 199 общественных объединений, из них - 58 имели статус политических партий. На
момент принятия закона действовала более 50 политических партий с неясной организационной структурой и неопределенным кадровым корпусом [3], то в 2010 г. партийная система России насчитывала только 7 общероссийских политических партий, из них 4 парламентские.
Историческая заслуга принятия закона РФ «О политических партиях» и его первые 10 лет реализации позволили навести порядок в хаотичном складывающемся процессе партийного строительства. К 2004 г. удалось создать общероссийские политические партии с четко фиксированной численностью в 50 000 членов и с такой географической конфигураций, что более чем в половине субъектов РФ, каждая партия должна была иметь не менее 500 членов в своем региональном отделении. В России сформировались общенациональные партии со своим активом, широким электоратом, финансовыми источниками, достаточно развитой партийной инфраструктурой [8, с. 54].
Процесс партийного строительства, указанный в законе РФ «О политических партиях», породил и ряд негативных явлений, в том числе за счет как более двух десятков спешных редакций данного закона, так и многих конъюнктурных редакций российского избирательного законодательства. К числу самых очевидных недостатков следует отнести такие:
- обязательное наличие, начиная с 2004 г. [21], не менее 50-ти тысяч человек кадрового состава партии при параллельном введении 7% проходного барьера в Государственную Думу (это заморозило процесс партийного строительства «снизу» если рассуждать по М. Дюверже; за несколько лет подряд до 2011 г. в России не появилось ни одной политической партий инициативным, низовым путем);
- заморозка процесса партийного строительства произошла в то время, когда в партийной системе России обнаружились политические пустоты, так, например, созрела необходимость по созданию аграрной партии России; на фоне возрастания технических катастроф стало актуальным создание экологических партий (партии зеленых); политическая элита России многократно заявляла о создании рыночной экономики, но этот порыв не имел поддержки в лице созданной рыночной либеральной партии; всё более актуальной становилась задача создания молодежной партии (на фоне растущих проблем молодежи) и т.д. [13; 25];
- к 2010 г. в России сложилась семипартийная система с доминирующей пропрезидентской партией в лице «Единой России», деятельность
которой вела к картелизации всей партийной системы, к установлению через «Единую Россию» и другие каналы полного государственного контроля за деятельностью партийных структур. В этом смысле государственная власть открыто стремилась «приручить» все существующие партии, играть по отношению к ним роль политического патрона, особым предметом таких забот для федеральной власти были оппозиционные политические партии. Но при этом сложившаяся семипартийная система явилась, по типологии известного итало-американского политолога Дж. Сартори, системой «радикального идейно-политического плюрализма», то есть «перегретой», конфликтной в виду одновременного наличия в ней и левой, и правой оппозиции по отношении к правящему режиму;
- властный режим также по сути дела ежегодно менял избирательное законодательство, что еще больше замораживало процесс партийного строительства. При очевидной заморозке процессов партийного строительства стал нарастать уличный протест и уже улица к существующим 7-ми политическим партиям стала, образно говоря, создавать 8-ю, 9-ю, 10-ю и последующие внесистемные партии, движения и блоки.
Мы полагаем, что именно эти негативные аспекты мотивировали Президента РФ Д.А. Медведева выступить с широким спектром политических и законодательных инициатив по политической модернизации страны и в первую очередь модернизации института политических партий [7, с. 153-164]. В общей сложности Д.А. Медведевым было выдвинуто более 20 политических законодательных инициатив, по развитию партийных структур, усилению их значения во властных политических процессах страны.
Самая радикальная инициатива Президента РФ Д.А. Медведева - это появление 2 апреля 2012 г. новой редакции Федерального Закона «О политических партиях». Согласно данной редакции была резко снижена необходимая минимальная численность российских политических партий и была упрощена процедура создания и регистрации партийных структур.
Так, пункт «б» раздела 2 Ст.3 закона ныне гласит: в политической партии должно состоять не менее пятисот членов политической партии с учётом требований, которые предусмотрены пунктом 9 статьи 23 настоящего Федерального Закона. Уставом политической партии могут быть установлены требования к минимальной численности членной политической партии в её региональных отделениях [20].
Таким образом, содержание пункта «б» раздела 2 Ст.3 закона означает очень существенное снижение требований к численности российских политических партий по сравнению с первоначальной редакцией закона, и более того - право на определение минимальной численности членов региональных отделений партий отныне, согласно 2-ой части рассматриваемого нами пункта, отдано на усмотрение самих партий.
Считаем, что данная, существенная либерализация исходных позиций генезиса российских политических партий приходится в пользу, прежде всего, вновь создаваемым партиям, собственно говоря, вводимые облегчённые параметры, без сомнения, двигают политизированную общественность на создание новых партийных структур. Но для партий «старых», партий, действующих в России уже ряд лет, подобные послабления могут носить обратный эффект - эффект утери сложившейся кадровой численности и возможного развала сложившейся партийной инфраструктуры, которая, например, для парламентских партий уже имела общероссийский масштаб. Именно эта, общероссийская модель партийных инфраструктур может быть утеряна безвозвратно.
Резкое сокращение основных количественных критериев политической партии в момент её создания и последующей деятельности, предложенная Президентом Д.А. Медведевым, а затем реализованное в Законе от 2 апреля 2012 г., вызвало бурный рост числа новых политических партий. Так, по состоянию на май 2015 г. и Минюсте Российской Федерации было уже зарегистрировано 75 политических партий [12]. Бурный количественный рост партий привёл к резкому расширению типов существующих и возникающих партий. На сегодняшний день обозначились такие партийные типы, как массовые партии, кадровые партии, партии идейно-политического толка, правящие партии, оппозиционные партии, «всеядные партии», картельные партии, партии - спойлеры, проблемно-ориентированные партии, политтехнологические партии (проекты), партии, созданные для удовлетворения лидерских амбиций и др.
Вместе с тем предпринятые шаги к либерализации закона «О политических партиях», осуществлённые в новой редакции данного законодательного акта 2 апреля 2012 года, имеют два долговременных, проблемных последствия. Первое. Скорректированный закон продолжает сохранять достаточное количество положений, обеспечивающих однонаправленный, жёсткий контроль государства за партиями, что, в конечном счёте, сдерживает их развитие.
Так, в Ст.20 закона «Основания для приостановления государственной регистрации политической партии или её регионального отделения и отказа в государственной регистрации в политической партии или её регионального отделения» остались неизменными широкие основания в отказе от регистрации партии и которые сформулированы так, что государство («федеральный уполномоченный орган») имеет широкую возможность либо сразу отказать в регистрации, либо приостановить процесс регистрации той или иной партии. Оценивая данную правовую коллизию, российский политолог А.Е. Любарев пишет; что регистрация партий и их существование остаётся зависимым от органов исполнительной власти, потому что, во-первых, исполнительная власть, как и прежде, имеет право вмешиваться во внутренние дела партии, во-вторых, партия обязана направлять список членов, а это в свою очередь создаёт возможность оказывать давление на членов оппозиции [6, с. 133-134].
И второе последствие внезапной и быстрой либерализации закона «О политических партиях» это появление десятков мелких политических партий, по сути партий-однодневок, партий-спойлеров, партий сугубо сомнительных политтехнологических проектов, которые в совокупности не представляют никаких проблем для государственных устоев, и их судьба лежит, по оценке некоторых российских политологов, в русле «кремлёвской стратегии управляемой демократии», то есть существовавшее ранее так называемая нишевая малопартийность заменяется курсом на распыление оппозиционных голосов между большим числом разнообразных партий [6, с. 133].
Исследование, проведенное в июне 2015 г. среди студентов политологов московских вузов, выборка нерепрезентативная позволяет констатировать факт нежелания 97,5% вступать в ту или иную политическую партию и только 2,5 % являлись или планируют вступить в политическую партию. Отчасти их выбор они связывают с возможностью карьерного роста. Проведенный экспертный опрос среди российских политологов подтверждает рост абсентеизма в современной России. В российском обществе есть объективная потребность в формировании политической культуры не только при активизации органов государственной власти, но и широкого круга институтов гражданского общества. Трансформация партийной системы удовлетворяет, прежде всего, правящий класс заинтересованный в максимальном сохранении властных полномочий [5].
Полагаем, что либерализация партийного законодательства, как и партийного строительства, имела бы более взвешенный характер и ощутимые положительные последствия, если бы законодатель не бросался бы в крайности, как это произошло при принятии новой редакции закона «О политических партиях» от 2 апреля 2012 г., а просто-напросто вернулся законодательным путём к реализации первоначального проекта закона, когда была установлена численность всякой политической партии в 10 тысяч человек. Считаем, что данный шаг к либерализации и оживлению процесса партийного строительства был бы встречен с удовлетворением и пониманием как «старыми», так и «новыми» политическими партиями. На этой основе процесс партийного строительства не являл бы собой чисто популистский заход и обеспечил поддержку со стороны большинства партийных структур.
Литература
1. Буренко В.И., Предыбайлов С.М. Парламентаризм и политическое представительство // PolitBook. 2013. №3.
2. Буренко В.И. О политической модернизации в современной России в контексте особенностей ее правящего класса // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. №17.
3. Доклад Фонда развития гражданского общества «Российская партийная система: текущее состояние и перспективы развития». URL: 02.12.2013.http://civilfund.ru/mat/view/42. (дата обращения 01.08.2015)
4. Златанов Б.Г. Особенности модернизации на постсоциалистическом пространстве // Знание. Понимание. Умение. 2015. №1.
5. Ирхин Ю.В. Политические элиты вчера, сегодня, завтра // Социально-гуманитарные знания. 2008. №2.
6. Любарев А.Е. Перспективы развития партийной системы в свете политических реформ 2012 г. // Партии и выборы: вчера, сегодня, завтра / Под ред. Ю.Г. Коргунюка и Г.М. Михалёвой. М., 2012.
7. Матвеенко Ю.И. Модернизация: теория и современность // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2012. №1-1.
8. Морозова Е.Г. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт // Выборы: Законодательство и технологии. 2001. №2.
9. Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 года. URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/transcripts/5979 (дата обращения 01.08.2015).
10. Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации 22 декабря 2011 года, URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/14088 (дата обращения 01.08.2015)
11. Послание Президента РФ В.И. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2012 года. URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/17118 (дата обращения 01.08.2015).
12. Российская газета (Федеральный выпуск) №6676 от 12 мая 2015 г. URL: http//www.rg.ru/gazeta/rd/2015/05/19.html (дата обращения 01.08.2015).
13. Сковиков А.К. Политические партии и молодежь: диалог взаимодействия в развитии гражданского общества // Евразийский юридический журнал. 2015. №5(84).
14. Сковиков А.К. Политические партии как акторы формирования гражданского общества // Евразийский юридический журнал. 2014. №10(77).
15. Стенограмма заседаний Государственной Думы РФ от 7 февраля 2001 г. URL: http//www/akdi.ru/gd/PLEN_Z/2001/02/s07-02_d/htm (дата обращения 01.08.2015).
16. Тимошенко В.И. Политические партии современной России как активный и профессиональный «носитель» и «производитель» политических идеологий: теоретические и практические аспекты (Часть вторая) // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2007. №1.
17. Тимошенко В.И. Политические партии современной России как активный и профессиональный «носитель» и «производитель» политических идеологий: теоретические и практические аспекты (Часть первая) // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2006. №6.
18. Тимошенко В.И. «Единая Россия» - партия «правого центра» // Социология власти. 2006. №1.
19. Тимофеева Л.Н. «Партия власти» в России как политический медиатор // Социология власти. 2006. №1.
20. Федеральный закон Российской Федерации от 2 апреля 2012 г. N28^3 О внесении в Федеральный закон «О политических партиях». URL: http://www.rg.ru/2012/04/04/partii-dok.html (дата обращения 01.08.2015).
21. Федеральный Закон РФ «О политических партиях»: Редакция закона от 20 декабря 2004 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. №52. Ст. 5272.
22. Федеральный Закон РФ «О политических партиях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. №29. Ст. 2950.
23. Шабров О.Ф. Партогенез и партийные системы: параметры, классификация, российская реальность // Социология власти. 2006. №1.
24. Шабров О.Ф. Модернизация в условиях глобализации: подходы, барьеры, потенциал // PolitBook. 2014. №4.
25. Skovikov A. Youth and political parties: interaction and interests // Youth World Politic. 2013. №1.
26. Shumilov A.V. Manipulation of results of elections in «young democrats» // В^ник Одеського нацюнального уыверситету. Соцюлопя i пол™чы науки. 2013. Т. 18. №2-3(18).
References
1. Burenko V.I., Predybailov S.M. Parlamentarizm i politicheskoe predsta-vitel'stvo. PolitBook. 2013. №3.
2. Burenko V.I. O politicheskoi modernizatsii v sovremennoi Rossii v kon-tekste osobennostei ee pravyashchego klassa. Vestnik Universiteta (Gosu-darstvennyi universitet upravleniya). 2012. №17.
3. Doklad Fonda razvitiya grazhdanskogo obshchestva «Rossiiskaya partii-naya sistema: tekushchee sostoyanie i perspektivy razvitiya». URL: 02.12.2013.http://civilfund.ru/mat/view/42. (data obrashcheniya 01.08.2015)
4. Zlatanov B.G. Osobennosti modernizatsii na postsotsialisticheskom prostranstve. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2015. №1.
5. Irkhin Yu.V. Politicheskie elity vchera, segodnya, zavtra. Sotsial'no-gumanitarnye znaniya. 2008. №2.
6. Lyubarev A.E. Perspektivy razvitiya partiinoi sistemy v svete po-liticheskikh reform 2012 g. Partii i vybory: vchera, segodnya, zavtra. Pod red. Yu.G. Korgunyuka i G.M. Mikhalevoi. M., 2012.
7. Matveenko Yu.I. Modernizatsiya: teoriya i sovremennost'. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki. 2012. №1-1.
8. Morozova E.G. Izbiratel'nye tekhnologii: rossiiskii i zarubezhnyi opyt. Vybory: Zakonodatel'stvo i tekhnologii. 2001. №2.
9. Poslanie Prezidenta RF D.A. Medvedeva Federal'nomu Sobraniyu Ros-siiskoi Federatsii 12 noyabrya 2009 goda. URL: http://archive.kremlin.ru. (data obrashcheniya 01.08.2015).
10. Poslanie Prezidenta RF D.A. Medvedeva Federal'nomu Sobraniyu Ros-siiskoi Federatsii 22 dekabrya 2011 goda, URL: http://archive.kremlin.ru. (data obrashcheniya 01.08.2015).
11. Poslanie Prezidenta RF V.I. Putina Federal'nomu Sobraniyu Rossiiskoi Federatsii 12 dekabrya 2012 goda. URL: http://www.kremlin.ru/events/presi-dent/news/17118 (data obrashcheniya 01.08.2015).
12. Rossiiskaya gazeta (Federal'nyi vypusk) №6676 ot 129 maya 2015 g. URL: http//www.rg.ru/gazeta/rd/2015/05/19.html/ (data obrashcheniya 01.08.2015).
13. Skovikov A.K. Politicheskie partii i molodezh': dialog vzaimodeistviya v razvitii grazhdanskogo obshchestva. Evraziiskii yuridicheskii zhurnal. 2015. №5(84).
14. Skovikov A.K. Politicheskie partii kak aktory formirovaniya grazhdanskogo obshchestva. Evraziiskii yuridicheskii zhurnal. 2014. №10(77).
15. Stenogramma zasedanii Gosudarstvennoi Dumy RF ot 7 fevralya 2001 g. URL: http//www/akdi.ru/gd/PLEN_Z/2001/02/s07-02_d/htm (data obrashcheniya 01.08.2015)
16. Timoshenko V.I. Politicheskie partii sovremennoi Rossii kak aktivnyi i professional'nyi «nositel'» i «proizvoditel'» politicheskikh ideologii: teoreticheskie i prakticheskie aspekty (Chast' vtoraya) // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 12: Politicheskie nauki. 2007. №1.
17. Timoshenko V.I. Politicheskie partii sovremennoi Rossii kak aktivnyi i professional'nyi «nositel'» i «proizvoditel'» politicheskikh ideologii: teoreticheskie i prakticheskie aspekty (Chast' pervaya) // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 12: Politicheskie nauki. 2006. №6.
18. Timoshenko V.I. «Edinaya Rossiya» - partiya «pravogo tsentra». Sot-siologiya vlasti. 2006. №1.
19. Timofeeva L.N. «Partiya vlasti» v Rossii kak politicheskii mediator. Sotsiologiya vlasti. 2006. №1.
20. Federal'nyi zakon Rossiiskoi Federatsii ot 2 aprelya 2012 g. N28-FZ O vnesenii v Federal'nyi zakon «O politicheskikh partiyakh». URL: http://www.rg.ru/2012/04/04/partii-dok.html (data obrashcheniya 01.08.2015).
21. Federal'nyi Zakon RF «O politicheskikh partiyakh»: Redaktsiya zakona ot 20 dekabrya 2004 g. Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii. 2004. №52. St. 5272.
22. Federal'nyi Zakon RF «O politicheskikh partiyakh». Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii. 2001. №29. St. 2950.
23. Shabrov O.F. Partogenez i partiinye sistemy: parametry, klassifi-katsiya, rossiiskaya real'nost'. Sotsiologiya vlasti. 2006. №1.
24. Shabrov O.F. Modernizatsiya v usloviyakh globalizatsii: podkhody, bar'ery, potentsial. PolitBook. 2014. №4.
25. Skovikov A. Youth and political parties: interaction and interests. Youth World Politic. 2013. №1.
26. Shumilov A.V. Manipulation of results of elections in «young democrats». Visnik Odes'kogo natsional'nogo universitetu. Sotsiologiya i politichni nauki. 2013. T. 18. №2-3(18).