Теория и практика общественного развития. 2023. № 4. С. 73-77. Theory and Practice of Social Development. 2023. No. 4. P. 73-77.
Научная статья УДК 330.101
https://doi.org/10.24158/tipor.2023.4.9
Трансформация роли государства: от капитало- к человекоцентризму Ян Ильич Ваславский
Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Москва, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-0707-1699
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, связанные с трансформацией роли государства как структуры экономических и социальных образований в современном обществе. Определено, что его способность обеспечивать устойчивость такой системы ограничена консервативной сущностью. Проанализированы возможности государства в создании институциональной среды для реализации технологической революции 4.0 на основе изменения приоритетности факторов производства и замещения капитала социальным. Авторский подход к обоснованию определяющей роли государства в институционализации общественных норм поведения базируется на необходимости масштабного переориентирования социума с ка-питалоцентризма на человекоцентризм во всех формах организации деятельности. На основе анализа специфики ситуации, которая доминирует в экономике, социуме и техносфере, установлена определяющая роль в развитии общества человека как системной целостности, способной и к самоорганизации, и к саморазвитию. Показано, что антропоориентированная социальная модель берет свое начало в системе образования, которая должна быть подчинена целям формирования личности, способной к самоорганизации и генерированию собственного знания, что предопределяет ее интеллектуальную автономность.
Ключевые слова: государство, экономика, социум, структура, технологическая революция, факторы производства, человекоцентризм, нормы поведения
Для цитирования: Ваславский Я.И. Трансформация роли государства: от капитало- к человекоцентризму // Теория и практика общественного развития. 2023. № 4. С. 73-77. https://doi.org/10.24158/tipor.2023A9.
Original article
Transforming the Role of the State: From Capital to Human Centrism Yan I. Vaslavskiy
Moscow State Institute of International Relations (MGIMO University), Moscow, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-0707-1699
Abstract. The article deals with the problems associated with the transformation of the role of the state as a structure of economic and social formations in modern society. It is determined that the ability of the state to ensure the sustainability of such a system is limited by its conservative nature. The state's capacity in providing the institutional environment for the implementation of the technological revolution 4.0 is analyzed based on a change in the priority of production factors and the replacement of financial capital with social one. The author's approach to substantiating the determining role of the state in the institutionalizing social norms of behavior is based on the need for a large-scale reorientation of society from capital-centrism to human-centrism in all forms of activity organization. Based on the analysis of the specifics of the situation that dominates the economy, society and technology, the decisive role in the development of society is assigned to a person as a systemic integrity, capable of both self-organization and self-development. It is shown that human-centrism originates in the education system, which should be subject to the formation of a personality capable of self-organization and generation of their own knowledge, which determine the quality of intellectual autonomy.
Keywords: state, economy, society, structure, technological revolution, factors of production, human-cen-trism, norms of behavior
For citation: Vaslavskiy, Y.I. (2023) Transforming the Role of the State: from Capital to Human Centrism. Theory and Practice of Social Development. (4), 73-77. Available from: doi:10.24158/tipor.2023.4.9 (In Russian).
Человечество, формируя системы в технологии, экономике и социуме, опосредует свои взаимосвязи с природой, адаптируя ее к своим потребностям. Такая диалектика взаимосвязей индивида, технологии и природы позволяет трактовать феномен саморазвития человеческого общества в качестве необратимого процесса, бесконечного во времени. Другими словами, прорывы в теоретических знаниях, их реализация в усложнении технологических систем и возникновение на
© Ваславский Я.И., 2023
этой основе новейших организационных комплексов являются лишь средством совершенствования создаваемых человеком систем в экономике и социуме. Если рассматривать организационную составляющую прогресса, то именно она может подвести и технологическую систему, и статичную экономику к исчерпанию их потенциала на сложившейся производственной базе. В этом случае возникают объективные предпосылки для шокового нарушения непрерывности в развитии.
Сказанное выражает фундаментальную мысль о том, что новая технологическая парадигма и генерированные ею процессы саморазвития экономической системы могут реально воплотиться в жизнь только при условии «возвращения человеческого человеку» (Schwab, 2016). Смысл последнего связан с осмыслением фундаментального предназначения последнего и функций созданного им социума, который призван формировать условия для реализации неисчерпаемых способностей индивида к творчеству и созиданию. Без такого преобразования человека экономического в интеллектуально автономную личность будет весьма проблематично добиться беспрепятственной мультипликации технологического прогресса и бесконечного самодвижения созданных человеком систем в экономике и социуме.
Большинство современных исследователей являются сторонниками «деятельностного подхода» к общественным и экономическим процессам (Берёзкин, 2012). В результате основным методом и одновременно принципиальным недостатком представления предмета исследования в современных экономических теориях является его «натурализм» (Иваницкий, Берёзкин, 2013). Теоретические умозаключения и экономические измерения учитывают в основном вторичные эффекты и последствия сложноорганизованной человеческой деятельности - ресурсы, продукты, запасы, денежные измерители и т. п. При этом игнорируется функционал экономических понятий применительно к человеческой деятельности не только в технологии и экономике на этапе их саморазвития, но и в социуме. Но поскольку каждый член общества - это не просто физический или интеллектуальный капитал как фактор производства, а индивидуум со своими желаниями и нежеланиями, положительными и негативными оценками, то проблема саморазвития экономической системы включает в себя межсистемные отношения технологии, экономики и социума в контексте их согласования или рассогласованности. Решение ее имеет не только теоретический интерес. Сегодня в процессе бурного развития 4-й технологической революции человеческое сообщество может вступить в полосу ускоренного прогресса, и не только в сфере технологии, а может и упустить этот шанс. Условия, при которых начнется цепная реакция техноэво-люции, саморазвития экономики и социального прогресса, зависят от состояния социума, а точнее - от положения человека в нем. Это означает, что именно субъектам уготована особая роль в динамике организационных структур на стадии их саморазвития при условии замещения капи-талоцентристских принципов человекоцентристскими на всех уровнях системных целостностей.
Что касается государства, то на всем протяжении статичных изменений технологических, экономических и социальных систем его функции финансировались за счет части ВВП. В действиях государства приоритетом являлась экономика, а институционализация реальных и финансовых рынков была нацелена на укрепление их стабильности. Такая консервативность вполне укладывалась в предназначение государства обеспечивать структурную устойчивость системы вне зависимости от ее изменения. В результате был упущен существенный момент, связанный с тем, что в участившихся случаях шоковых разрывов структурных связей на финансовых рынках именно субъекты были их инициаторами и давали старт последующим кризисам.
Однако главная причина непреднамеренного участия государства в генерировании шоков заключалась в его непонимании необходимости установления диалектики взаимосвязей между формальными и неформальными институтами. Этот многоуровневый конфликт не мог быть разрешен в рамках статичной экономики, укоренившихся формальных институтов и государства с его нацеленностью на финансовую стабильность.
В полной неопределенности относительно будущей динамичной экономики можно предположить, что непосредственно участвовать в ее формировании будут индивиды и крупнейшие фирмы - их работодатели. Ключевую роль в обеспечении такого рода деятельности будут играть неформальные институты, поэтому целостность социума становится главным условием стремительных изменений. И человек в такой новой реальности востребован как творец с качествами интеллектуально автономной личности. С определенностью можно утверждать, что адекватная специализация и интеграция индивида в социум изменят принципы организации всех систем на человекоцентристские.
На этом фоне возникают исторические возможности перевода экономики и социума на новейшую технологическую парадигму, несущую в себе значительные возможности для социально-экономического прогресса. Большим заблуждением, по нашему мнению, является подход к человеку как к капиталу, который вне зависимости от субъективного начала самоорганизации и саморазвития накапливается по типу обычного актива. При всех прочих равных условиях капитал при вложении обеспечивает определенный прирост и позволяет рассчитать соответствующий результат, который может быть достигнут через определенный промежуток времени. При такой
трактовке государство не сможет осознать те условия, которые смогут мотивировать индивида на желание накапливать знания и реализовывать свой безграничный интеллектуальный потенциал на благо общества.
В последние годы все чаще стали появляться публикации (Arrow, 2019; Winthrop, McGivney, 2016), посвященные проблеме формирования и использования высококлассных сотрудников или талантов, от которых зависит обеспечение будущего социально-экономического прогресса во всем мире. Так, образование как необходимый атрибут талантливого работника вышло на первое место. Однако традиционная его трактовка как элемента человеческого капитала со стороны государства, общества, да и фирм привела национальные системы образования к такому состоянию, которое эксперты Всемирного банка1 оценили как кризисное. Утрата человеческого капитала только в аспекте неадекватности полученных им знаний оборачивается огромными проблемами: так, в 2017 г. потери глобального вВп в результате низкой производительности труда составили 5 трлн долларов США, а в 2016 г. страны ОЭСР недосчитались в среднем 6 % от производительности труда в результате несоответствия квалификации работников предъявляемым требованиям2. В июле - августе 2020 г. 21 % опрошенных руководителей компаний (CEOs) обозначили риск нехватки талантливых работников в качестве самого высокого в контексте обеспечения экономического роста3. Эти данные косвенным образом подтверждают мысль о неприемлемости рыночного подхода к решению проблемы субъектного фактора в плане его трактовки как исключительно экономического субъекта или человеческого капитала.
Эксперты «Boston Consulting Group» связывают одну из причин возникшей в наши дни нехватки высококачественных, талантливых работников с тем, что доминирующая до сих пор система наращивания человеческого капитала основывается на подходах к обучению, принятых еще в ХХ веке, сопряженных со стандартизированным образованием и централизованным управлением образовательной системой и рынком труда4. В настоящее время в условиях внедрения новой технологической парадигмы скорость распространения инноваций сократилась до 3 лет -4-я промышленная революция. По мнению экспертов «Boston Consulting Group», система формирования навыков отстает от потребностей экономики и общества5.
Переход от массовой стандартизации к массовой же уникальности обусловливает новые требования к способностям и мотивации человека, а также к его доступу к возможностям на рынке труда. Однако в настоящее время без человекоцентризма в социуме и соответствующей организации процессов в экономике решить проблему нехватки работников необходимой квалификации невозможно. В данном случае речь идет о восстановлении диалектики взаимодействия социума и экономики в контексте одной сферы - образования, которое способно подготовить личность с качествами интеллектуальной автономности. Концепция человекоцентричности предполагает, что работники осознанно и самостоятельно подходят к выбору навыков, которым будут обучаться, объема знаний, которые будут получать, и количества времени, которое они готовы на это потратить. Роль государства и работодателей при этом должна заключаться в поддержке и создании необходимых условий для обеспечения максимально широкого доступа к возможностям. В этом контексте человека следует трактовать в качестве феномена, располагающего познанными и непознанными свойствами и качествами, которые при определенных условиях могут проявиться и быть использованы во благо общественного прогресса (Вернадский, 1967).
С ростом доминанты интеллектуальных способностей человека в сравнении с другими капитальными активами меняется и диалектика взаимодействия индивида и общества, социума и экономики. При условии формирования критической массы интеллектуально автономных работников именно их индивидуальные ценности становятся приоритетными при структурировании постковидной реальности (Arrow, 2012). Таким образом, с началом распространения новой технологической парадигмы общество вынуждено меняться в сторону адаптации институциональной среды к требованиям и ценностным предпочтениям саморазвивающихся личностей. Образование превращается в форму существования человека, поскольку создает условия для его саморазвития. В этом контексте 4-я технологическая революция возвращает нас к фундаментальным вопросам типа «ради кого осуществляется прогресс», «кто главный во всех созданных че-
1 World Development Report 2018. Learning to Realize Education's Promise [Электронный ресурс]. // World Bank. https://www.worldbank.org/en/publication/wdr2018 (дата обращения: 12.03.2023).
2 Mass Uniqueness: A Global Challenge for One Billion Workers [Электронный ресурс] // BCG. https://clck.ru/343k2e (дата обращения: 10.03.2023).
3 CEO Outlook COVID-19 Special Edition [Электронный ресурс] // KPMG. https://kpmg.com/mc/en/home/in-sights/2020/08/global-ceo-outlook-2020.html (дата обращения: 10.03.2023).
4 Россия - 2025: от кадров к талантам [Электронный ресурс] // D-Russia.ru. URL: https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/11/Skills_Outline_web_tcm26-175469.pdf (дата обращения: 28.03.2023).
5 Там же.
ловеком системах», «кто или что является драйвером всех системных усложнений в человеческой деятельности», «кто ставит цели, кто их достигает и кто является бенефициаром прогрессивных изменений» (Sustainability, Human Well-Being, and the Future of Education ..., 2019).
Приоритетная цель образования во всех человекоцентричных системах заключается в создании условий для саморазвития индивида. В таком качестве он будет способен диалектически интегрироваться в общество для целей своего собственного саморазвития. В этом заключается миссия образования в сложном сообществе людей, тем более в условиях внедрения новейшей технологической парадигмы. Вклад государства в решение этой проблемы определяется формированием соответствующего уровня образовательной системы и механизма адекватной социализации подготовленных личностей с качествами интеллектуальной автономности. В этом плане государство будет вынуждено признать приоритет человека, значимость социальных институтов для экономического подъема и необходимость институционализировать процесс замещения капитало-центристских форм организации деятельности человекоцентристскими - как в экономике, так и в социуме. Более того, последние должны стать приоритетными для всех системных структур во всех сферах человеческой деятельности. Во-первых, это касается самого индивида. Прежде чем думать о его включении в экономическую деятельность и интеграции в систему социальных отношений, необходимо создать систему образования, не говоря уже о здравоохранении, которая бы была способна подготовить выпускника к осознанию его потенциальных способностей, к их формированию и использованию путем овладения механизмом преодоления психолого-познавательных барьеров, а также к практической реализации тех знаний, которые получены. Это очень важно, но важнее то, что полученное образование должно стать основой постоянного генерирования человеком знаний уже самостоятельно. В этом, пожалуй, и кроется основная отличительная черта человека, обладающего качеством интеллектуальной автономности. Другими словами, индивид получает образование, которое генерирует его способность приобретать новое знание и формировать из него ту конструкцию, которая делает его самодостаточным в любой неопределенной ситуации. Данное качество предопределяет способность субъекта к творчеству, и именно к этой деятельности человека должна подготовить общественная система образования.
Только став самодостаточным в приобретении новых знаний, индивид способен создавать новые возможности для реализации своего потенциала в течение всей своей жизни. Заставить человека можно, но лучше это сделать в процессе осознания им «свободы как осознанной необходимости». И в этом контексте самоорганизующийся субъект, научившийся служить обществу, постоянно генерируя новые знания, будучи интеллектуально автономной личностью, будет выдвигать условия социуму, на которые он согласен.
В этом заключается человекоцентризм: получив от общества самодостаточность в период своей самоорганизации, креативная личность будет регламентировать структурные связи социума, ставя на первое место человекоцентристские принципы организации любой деятельности. С точки зрения системных категорий, если критическая масса субъектов приобретает качество интеллектуально автономных личностей, то и строить отношения в социальных и других видах общений они будут на основе собственных представлений о нормах, привычках, поведении и т. п. Только такого качества субъекты способны сконструировать будущую реальность, способную в динамике сделать огромный скачок вперед с позиции как технологического, так и социально-экономического прогресса.
Таким образом, основываясь на специфике современной ситуации в экономике, социуме и сфере технологий, можно сделать следующие выводы. Возможности государства по обеспечению структурной устойчивости социально-экономической системы ограничены его консервативным началом и могут быть реализованы в условиях технологической революции 4.0 только на основе замещения капитала физическим (социальным) капиталом. При этом главным драйвером социально-экономического прогресса выступает человек, способный к преобразованию самого себя (своей внутренней субъективности) и общества, трансцендируясь в него в процессе своего саморазвития.
В нашем понимании человекоцентризм берет свое начало в системе образования, которая должна быть подчинена формированию личности, способной к самоорганизации, генерированию собственного знания, что и предопределяет качество интеллектуальной автономности. Роль государства при этом заключается в том, что оно, выступая от имени общества, должно нацеливать систему образования на формирование личности, способной структурировать свою собственную субъективность. Однако диалектика сложной конструкции уникальных талантов предполагает взаимодействие их рефлексивной способности к самоорганизации, с одной стороны, со способностью к трансцендированию в процессе саморазвития - с другой. В этом и кроется суть саморазвития человека, когда он способен дойти в своей самоорганизации до порога сложности и преодолеть его посредством трансцендирования, т. е. реализации своей собственной самости вовне. Таким образом, человек, способный к преобразованию самого себя (своей внутренней субъективности) в процессе самоорганизации, потенциально может преобразовать и общество,
трансцендируясь в него в процессе своего саморазвития. При этом только в качестве интеллектуально автономной личности он способен опосредовать все процессы и явления в созданных им системных целостностях для цели собственной самореализации.
В данном контексте, если государство сформирует условия для системы образования, способной готовить талантливых личностей, то по истечении определенного времени общество будет представлено критической массой граждан с качеством интеллектуальной автономности, способных реконструировать новую реальность в условиях любого уровня неопределенности. В результате в социуме возникает эндогенный механизм самодвижения, который будет выражен в человекоцентристских принципах организации всех видов деятельности.
Список источников:
Берёзкин Ю.М. Основания деятельностной методологии. Иркутск, 2012. 354 с. Вернадский В.И. Биосфера. Избранные сочинения. М., 1967. 378 с.
Иваницкий В.П., Берёзкин Ю.М. Мировой финансовый кризис: необходим выход за рамки экономических теорий // Известия Уральского государственного экономического университета. 2013. № 6 (50). С. 5-15.
Arrow K.J. Social Choice and Individual Values. New Haven, 2012. 192 p. https://doi.org/10.12987/9780300186987. Schwab K. The Fourth Industrial Revolution. Ginebra, 2016. 172 р.
Sustainability, Human Well-Being, and the Future of Education / J.W. Cook (ed.). Cham, 2019. 435 p. https://doi.org/10.1007/978-3-319-78580-6.
Winthrop R., McGivney E. Skills for a Changing World: Advancing Quality Learning for Vibrant Societies. Washington, 2016. 23 р.
References:
Arrow, K. J. (2012) Social Choice and Individual Values. New Haven. 192 p. Available from: doi:10.12987/9780300186987. Beryozkin, Yu. M. & Ivanitsky, V. P. (2013) The World Financial Crisis: the Need to Extend the Bounds of Economic Theories. Journal of the Ural State University of Economics. (6 (50)), 5-15. (In Russian).
Beryozkin, Yu. M. (2012) Osnovaniya deyatel'nostnoi metodologii [Foundations of Activity Methodology]. Irkutsk. 354 p. (In Russian). Cook, J. W. (ed.). (2019) Sustainability, Human Well-Being, and the Future of Education. Cham. 435 p. Available from: doi:10.1007/978-3-319-78580-6.
Schwab, K. (2016) The Fourth Industrial Revolution. Ginebra. 172 р.
Vernadskii, V. I. (1967) Biosfera. Izbrannye sochineniya [Biosphere. Selected Writings]. Moscow. 378 p. (In Russian). Winthrop, R. & McGivney, E. (2016) Skills for a Changing World: Advancing Quality Learning for Vibrant Societies. Washington. 23 р.
Информация об авторе Я.И. Ваславский - кандидат политических наук, доцент кафедры политической теории Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Москва, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=250078
Information about the author Y.I. Vaslavskiy - PhD in Political Science, Associate Professor, Department of Political Theory, Moscow State Institute of International Relations (MGIMO University), Moscow, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=250078
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 06.03.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 27.03.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 25.04.2023.