Научная статья на тему 'Трансформация религиозных институтов в социокультурных ландшафтах'

Трансформация религиозных институтов в социокультурных ландшафтах Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
204
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВО / СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ / РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ / СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ / ПРАВОСЛАВИЕ / ХРИСТИАНСТВО / RELIGION AND SOCIETY / SOCIOLOGY OF RELIGION / RELIGIOUS STUDIES / SECULARIZATION / ORTHODOXY / CHRISTIANITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Газнюк Лидия Михайловна

В статье рассматриваются актуальные вопросы институциональной специфики религиозно-церковных организаций в современном мире. Философский анализ институциональных трансформаций религии как социального иститута является чрезвычайно актуальным для современного социума. Особое значение исследования этой проблематики приобретают, когда речь идет об изучении региональной специфики религии как социального института. Религиозные конфликты существенно влияют на конфессиональную идентификацию личности, ценностные ориентации, занимаемую позицию в мировоззренческих вопросах, религиозный выбор и внецерковное бытие, доверие к религиозным организациям и служителям культа, отношение к представителям других религиозных или конфессиональных общностей, а также на институциональные трансформации религии как социального института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of religious institutions in socio-cultural landscapes

The article deals with topical issues of institutional specifics of religious and Church organizations in the modern world. Philosophical analysis of institutional transformations of religion as a social institution is extremely relevant for modern society. Investigations of these problems are especially important, when study of a regional specificity of religion as a social institution is carried out. Religious conflicts significantly affect religious identity of a person, value orientation, taken position in philosophical issues, religious choice and out -of-Church existence, credibility to religious organizations and clergy, attitude towards representatives of other religious or confessional communities, as well as an institutional transformation of religion as a social institution.

Текст научной работы на тему «Трансформация религиозных институтов в социокультурных ландшафтах»

УДК 27-75

Газнюк Лидия Михайловна д. филос. н.

профессор кафедры философии и теологии

НИУ «БелГУ», Россия, Белгород lgazn@mail.ru

Трансформация религиозных институтов в социокультурных

ландшафтах

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные вопросы институциональной специфики религиозно-церковных организаций в современном мире. Философский анализ институциональных трансформаций религии как социального иститута является чрезвычайно актуальным для современного социума. Особое значение исследования этой проблематики приобретают, когда речь идет об изучении региональной специфики религии как социального института. Религиозные конфликты существенно влияют на конфессиональную идентификацию личности, ценностные ориентации, занимаемую позицию в мировоззренческих вопросах, религиозный выбор и внецерковное бытие, доверие к религиозным организациям и служителям культа, отношение к представителям других религиозных или конфессиональных общностей, а также на институциональные трансформации религии как социального института.

Ключевые слова: религия и общество, социология религии, религиоведение, секуляризация, православие, христианство.

Gaznyk Lidia M. doctor of philosophy, professor of philosophy and theology Department

of NRU "BelSU», Russia, Belgorod lgazn@mail.ru

Transformation of religious institutions in socio-cultural landscapes

Abstract: the article deals with topical issues of institutional specifics of religious and Church organizations in the modern world. Philosophical analysis of institutional transformations of religion as a social institution is extremely relevant for modern society. Investigations of these problems are especially important, when study of a regional specificity of religion as a social institution is carried out.

Religious conflicts significantly affect religious identity of a person, value orientation, taken position in philosophical issues, religious choice and out -of-Church existence, credibility to religious organizations and clergy, attitude towards representatives of other religious or confessional communities, as well as an institutional transformation of religion as a social institution.

Key words: religion and society, sociology of religion, religious studies, secularization, Orthodoxy, Christianity.

Вопрос институциональной специфики религиозно-церковных организаций в современном мире является не просто научно актуальным, но и интенсивно обсуждаемым в плоскости безотлагательных дискуссий в рамках гражданского общества, культурных, политических и даже геополитических процессов. Во многом эффективное осмысление этого вопроса входит в комплекс факторов, от которых зависит конструктивность социокультурных изменений в стране. Уровень присутствия религии в публичном пространстве социума подтверждает факт реальной значимости религиозных конфессий. В настоящее время религиозный институт испытывает целый ряд трансформаций, связанных как с общецивилизационными процессами (секуляризации / постсекуляризации, глобализации / ценностной сегментации, урбанизации, информатизации, технологизации), так и с реалиями общественного бытия. Отдельного внимания в этом контексте заслуживают регионы страны, демонстрирующие наряду с высоким уровнем религиозности и активные тенденции видоизменений религиозно-конфессиональной и институциональной выразительности религиозного института.

Философский анализ институциональных трансформаций религии как социального иститута является чрезвычайно актуальным для современного социума. Особое значение исследования этой проблематики приобретают, когда речь идет об изучении региональной специфики религии как социального института. Новая общественно-политическая роль регионов, в ситуации их трансграничности, требует исследования в максимально широком междисциплинарном дискурсе трансформации церковно -религиозных процессов, в частности, на локальном уровне, индивидуализированном конкретным культурно-историческим ландшафтом. Поскольку церковно-религиозная жизни отдельной территории выступает важным маркером комплексного анализа панорамы социально-религиозной динамики, а также позволяет экстраполировать и прогнозировать развитие религиозной ситуации в стране в целом, комплексная научно сбалансированная объективация именно институциональных процессов в религиозно-церковном комплексе региона является существенным вкладом в развитие религиоведения и, в частности, таких его дисциплинарных

составляющих, как историософия религии, политология религии, социология религии и даже психология религии. Учёт региональных особенностей религиозных процессов имеет важное значение для понимания специфики современных институциональных трансформаций религиозно-церковной жизни, изучения динамики развития той или иной деноминации или церкви. Учёт региональных особенностей религиозных процессов также создаёт теоретические возможности для определения линий трансформационных разломов в конфессиональной плоскости данного региона и прослеживании взаимосвязей и взаимовлияния с духовно-культурными и общественно-политическими процессами в соседних регионах.

Религиозные конфликты существенно влияют на конфессиональную идентификацию личности, ценностные ориентации, занимаемую позицию в мировоззренческих вопросах, религиозный выбор и внецерковное бытие, доверие к религиозным организациям и служителям культа, отношение к представителям других религиозных или конфессиональных общностей, а также на институциональные трансформации религии как социального института.

Регионализм был одним из важных факторов исторического становления и сейчас остается мощным резервом саморазвития территориальных социумов, потому что каждый регион представляет собой социокультурную реальность, своего рода микрокосм со специфической картиной и культурными коммуникациями и их агентами. В этой системе важной единицей становится религиозно-церковный комплекс и его социокультурная роль, индивидуализированная конкретным культурно -историческим ландшафтом.

Исследование религиозно-церковного комплекса под таким углом зрения позволяет решить ряд проблем: определить центральные / основополагающие аспекты религиозной жизни различных конфессий; совместить структурные компоненты религиозно-церковного комплекса в единое целое и проследить их взаимодействие в течение указанного хронологического отрезка времени; определить в религиозных институтах трансформационные тенденции, имеющие место под действием различных факторов - политических, экономических и социокультурных; проанализировать влияние институциональных трансформаций религиозно-церковного комплекса на повседневную жизнь

верующего / прихожанина / служителя культа. В основе указанных процессов лежит прежде всего динамичность, что позволяет нам выстроить динамику изменения структурных компонентов и элементов, общего и единичного в религиозно-церковном комплексе при сохранении равновесия между наследственностью и развитием нового. Институализация религиозно-церковного комплекса характеризуется рядом особенностей, среди которых:

а) специфика регуляции, как в пределах самих религиозных институтов, так и внешним по отношению к ним миром, основываясь на социальных связях, имеющих довольно жесткий и обязательный характер, что обеспечивает непрерывность социальных связей в рамках определённой единицы религиозно-церковного института и стимулирует желаемое в пределах определенной для данной религиозной картины мира поведение; б) чёткая функциональность участников институционального взаимодействия - клира и мирян. Отлаженный механизм выполнения своих социальных ролей приводит к ожидаемому результату ролевых обязанностей, уход от которых может иметь достаточно жёсткие санкции, вплоть до полного исключения из религиозной или светской общины; в) деперсонификация участников социального взаимодействия в рамках конкретного структурного компонента религиозно-церковного комплекса, предусматривающая деперсонификацию требований социальных акторов конкретного религиозного института. Поэтому от ротации членов церковной иерархии религиозной или светской общины не зависит функциональность религиозно-церковного комплекса. Именно это обеспечивает независимость деятельности религиозного института от ситуативных обстоятельств и способность к самовосстановлению; г) профессионализация функций, инициируемая религиозными организациями путём осуществления специализированной подготовки людей для осуществления ими профессиональных обязанностей (религиозное образование); благодаря религиозному образованию обеспечивается функционирование религиозно-церковного комплекса в течение конкретного исторического отрезка времени и передача религиозного опыта будущим поколениям; д) для обеспечения функциональности религиозно-церковного комплекса религиозные институты имеют свои средства (культовую утварь, органы управления, издательства и соответствующую литературу, интернет-ресурсы, образовательные учреждения и т.д.), культовые сооружения и объекты сакрального пространства, в пределах которых осуществляется культовая или внекультовая деятельность. Социологический подход позволяет изучать религиозно-церковный комплекс как социальный институт во взаимодействии с другими социальными институтами в обществе как социальное явление, как важную структурную составляющую общества в различных её социальных проявлениях и на разных социальных уровнях. Общественный уровень представляется принадлежностью верующего к религиозной организации, что обеспечивается, с одной стороны, через причастность к обществу, а с другой - через осознание верующим своего отмежевания от неверующих и представителей других религиозных сообществ принадлежности к определённой религиозно-церковной структуре. Этот подход даёт возможность проследить синтез жизни

верующего со структурами и институтами общества. Идентифицируя себя с определенной религиозной конфессией, индивид принимает догматы и морально-этические правила и нормы, присущие именно этой конфессии, и поэтому именно эта идентификация играет одну из главных функций в возникновении, развёртывании и протекании конфликтов, где происходит антагонистическое позиционирование по схеме «мы-они».

В сложных социально-политических ситуациях религия и религиозные институты являются факторами социальной мобилизации и контроля, а также каналами эффективной коммуникации. Поэтому церковные институты постепенно превращаются в фактор, с которым не считаться уже невозможно. Новые социальные условия и формирование обновлённой модели государственно-церковных отношений повлияли на институциональные трансформации религиозно-церковного комплекса, поэтому система взаимодействий и взаимовлияний организационно структурированных церковных и религиозных институтов, находящихся в конкретных историко-мировоззренческих обстоятельствах, вынуждена адаптироваться к ним.

Трансформационные процессы в религиозных институтах характеризируются рационализацией, сакрализацией профанного и профанизацией сакрального. В частности, ослабление влияния религии выражается в изменении её места в обществе, отчуждении церковной собственности в пользу государства, в освобождении от сакрального санкционирования государственно-правовых отношений, изъятии образовательной составляющей из деятельности религиозных организаций. Секуляризацию можно рассматривать, во-первых, как процесс (потеря влияния религиозных организаций, освобождение мировоззрения от религиозного влияния) и как факт (определённая завершённость - тогда речь идёт о секуляризованном обществе). Во-вторых, секуляризацию рассматривают на институциональном (потеря религиозными организациями своей социальной значимости) и на личностном (секуляризация сознании индивида) уровнях. Учитывая многовекторность теорий секуляризации и тот факт, что в последнее время большинство их подвергалось критике, важными остаются следующие моменты: упадок массовой организованной религии (религиозные институты хотя и сохраняют свою структуру, однако теряют непосредственное влияние на широкие слои общества, превращаясь в организации по обеспечению специфического «товара» - Божей благодати и спасения); превращение религии в частное дело отдельного индивида (люди сами начинают решать - верить им в Бога или не верить, которую конфессию выбрать), при этом интенсивность индивидуальной религиозности уменьшается; происходит утрата значения религиозных составляющих сознания в повседневной жизни (люди идентифицируют себя как верующих,

однако в своей повседневной жизни их поступки начинают всё меньше соотноситься с религиозной этикой). Причинами, обусловливающими всё названное, является усиление личной свободы, господства индивидуализма, рационализация жизни, влияние научных способов миропонимания и тому подобное [2, с. 92].

Насильственная секуляризация осуществлялась через фактическое подавление религии и религиозности следующими путями: институциональным (уничтожение и сокращение религиозных организаций, культовых зданий и др.), административным (контроль над деятельностью религиозных структур, подавление и ограничение внутри конституционной религиозной активности, репрессивная фискальная политика в отношении религиозных организаций, препятствия для верующих в карьерном плане и др.), уголовным (преследование за незаконную религиозную деятельность: за организованное обучение религиозным знаниям, в том числе и детей, за распространение религиозной литературы и др.), психиатрическим (насильственное «лечение» верующих, прежде всего «религиозных диссидентов»); психологическим (общественное давление на верующих - в школе, на работе, в армии, в СМИ и др.). Таким образом, под субъективным фактором подразумевают комплекс связанных и взаимообусловленных компонентов. Однако в этом многостороннем процессе, прежде всего, необходимо понимать идеологическую, административную, воспитательную и организационную деятельность, направленную на атеизацию общества. Именно понятием атеизации (утверждения атеистических взглядов, убеждений и установок в общественном и индивидуальном сознании) исследователи конкретизировали и дополняли понятие секуляризации. Ряд исследователей рассматривает атеизм как науку об объективных закономерностях и субъективных условиях исторической замены религии научным мировоззрением, как специфическую теорию формирования мировоззрения, противоположного религиозному и призванного заменить его в массовом и индивидуальном сознании [1, с.22]. По мнению М. Эпштейна, сам атеизм содержит скрытый религиозный потенциал. Секуляризация означает разрыв с религией и освобождение из-под её влияния; кроме того, секуляризация приводит к усвоению человеком научного мировоззрения, новой системы ценностных ориентаций и принципов поведения. Объективная детерминированность секуляризации делает её потенциально возможной, однако переход в актуальное состояние определяется в обществе субъективным фактором, под которым следует понимать целенаправленную, организованную деятельность государства. Тенденции трансформации религиозной сферы является имманентными для современной социорелигиозной среды. Такие процессы активизируют общецивилизационные трансформации, и происходит переход к новой

социокультурной реальности (постмодерное, информационное, постиндустриальное общество). Хотя плюрализм, релятивизм и фрагментация культурной жизни создают качественно новые условия для переформатирования религиозного пространства, однако сами по себе кардинально не изменяют его. Верующие всё больше стараются не только реагировать на общественные вызовы, но и творить социальную реальность.

Кардинальные трансформации современного общества ознаменовали изменения и в религиозной сфере, где формируется собственная региональная религиозная, духовная культурная традиция. Имея христианскую окраску, она в условиях глобализации и постмодерна, религиозной свободы и плюрализации религиозной жизни приобретает качественно иную специфику.

Современные условия жизни верующих обусловливают переоценку ценностей, переосмысления на библейских основах всех сфер жизни - от политики и экономики до вопросов воспитания и внешнего вида. В результате «христианизации» этих сфер верующий может свободно участвовать в жизни этого мира. Безусловно и то, что в силу конфессиональных и личностных особенностей широта этих сфер для каждой религиозной общины имеет свою специфику. Оказавшись в новых социокультурных реалиях, духовенство вынуждено адаптировать свои поведенческие практики, стратегии и стиль жизни.

Библиография

1. Колодный А.Н. Атеизм как форма мировоззренческого знания и самосознания личности / А.Н. Колодный // Вопросы религии и религиоведения. Вып. VI: Антология отечественного религиоведения: Религиоведение Украины: сборник. - Ч. 1: Феномен советского религиоведения: украинский контекст / Сост. и общ. ред. Ю.П. Зуева, А.Н. Колодного, Л.А. Филипович, В.В. Шмидта, П.Л. Яроцкого - М.: ИД «МедиаПром». - 2010. - С. 21-40.

2. Паращевин М. Теория секуляризации в европейском научном дискурсе / М. Паращевин // Социология: теория, методы, маркетинг. - 2006. -№ 2. - С. 90-102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.