Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ И КИТАЯ В УСЛОВИЯХ НЕРАВНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ (1980-2020 гг.): СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ И КИТАЯ В УСЛОВИЯХ НЕРАВНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ (1980-2020 гг.): СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
340
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическая история регионов / сравнительное исследование / Россия / КНР / выравнивающая и стимулирующая региональная политика / полицентризм / поляризованная региональная политика / региональные проекты / финансовые трансферты / стратегии регионального развития / economic history of regions / comparative analysis / Russia / China / leveling and stimulating regional policy / polycentrism / polarized regional policy / regional projects / fi nancial transfers / regional development strategies

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Светлана Борисовна Макеева

Изучение опыта региональной политики современной России и Китая по ликвидации и выравниванию диспропорциональных явлений социально-экономического развития отдельных регионов предоставляет возможности сопоставлять и определять наиболее эффективные инструменты и условия для борьбы с неравномерными тенденциями пространственного развития, опираясь на историческую ретроспективу внутренней региональной динамики двух соседних государств. Сложная структура исследования предполагает использование сравнительно-исторического метода, системного подхода, ретроспективного метода. Основу исследования составляют тексты российских и китайских авторов, а также документы на китайском языке. Основным фактором, усилившим неравномерность регионального социально-экономического развития и в Китае, и в России выступил переход к использованию в рамках пространственного развития инструментов рыночных отношений. Характерной особенностью пространственного развития РФ и КНР в целях борьбы с диспропорциональными тенденциями в положении регионов являлась подготовка при участии экспертного сообщества стратегий пространственного развития. Ключевыми инструментами региональной политики России и Китая по ликвидации внутренней неравномерности в развитии регионов на разных этапах региональной истории являлись проекты по усилению отдельных опорных регионов, привлечения различных видов государственной поддержки пространственного развития. Если в России финансовые трансферты государственной поддержки являлись основным средством решения проблем регионального неравенства, то в Китае система мер по развитию регионов включала также частные инвестиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Светлана Борисовна Макеева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE REGIONAL POLICY OF RUSSIA AND CHINA UNDER THE CONDITIONS OF UNEQUAL DEVELOPMENT OF REGIONS (1980-2020): A COMPARATIVE HISTORICAL STUDY

Studying the experience of the regional policy of modern Russia and China in eliminating and leveling the disproportionate phenomena of socio-economic development of individual regions provides an opportunity to compare and determine the most effective tools and conditions for combating uneven trends in spatial development, based on a historical retrospective of the internal regional dynamics of two neighboring states. The purpose of this article is a comparative and consideration of the evolution of the regional policy of Russia and China in the context of the increasing unevenness and disproportionality of the internal regional development of the two countries in the modern period of history. The complex structure of the research involves the use of a comparative historical method, a systems approach, a retrospective method. The research is based on the texts of Russian and Chinese authors, as well as documents in Chinese. The main factor that increased the unevenness of regional socio-economic development in both China and Russia was the transition to the use of market relations instruments within the framework of spatial development. A characteristic feature of the spatial development of the Russian Federation and the PRC in order to combat disproportionate trends in the situation of the regions was the preparation of spatial development strategies with the participation of the expert community. Only in the PRC were these strategies correlated with national goals for China to achieve the level of developed countries of the world by 2049, on the one hand, and on the other hand, to effectively use the comparative advantages of individual provinces, cities, etc. In Russia, the experience in developing strategies for spatial development was guided by the current state of affairs in the development of a resource-based economy, the creation of supporting regions, “locomotives” of growth. The key instruments of the regional policy of Russia and China to eliminate internal unevenness in the development of regions at different stages of regional history were projects to strengthen individual support regions, to attract various types of state support for spatial development. If in Russia fi nancial transfers of state support were the main means of solving problems of regional inequality, then in China the system of measures for the development of regions also included private investment.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ И КИТАЯ В УСЛОВИЯХ НЕРАВНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ (1980-2020 гг.): СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ»

йО!: 10.24411/2221-3279-2021-10030

ТРАНСФОРМАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ И КИТАЯ В УСЛОВИЯХ НЕРАВНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ (1980-2020 гг.): СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Светлана Борисовна Макеева

Институт социально-политических систем Федерального научно-исследовательского социологического центра

Российской академии наук, Москва, Россия

Аннотация: Изучение опыта региональной политики современной России и Китая по ликвидации и выравниванию диспропорциональных явлений социально-экономического развития отдельных регионов предоставляет возможности сопоставлять и определять наиболее эффективные инструменты и условия для борьбы с неравномерными тенденциями пространственного развития, опираясь на историческую ретроспективу внутренней региональной динамики двух соседних государств. Сложная структура исследования предполагает использование сравнительно-исторического метода, системного подхода, ретроспективного метода. Основу исследования составляют тексты российских и китайских авторов, а также документы на китайском языке. Основным фактором, усилившим неравномерность регионального социально-экономического развития и в Китае, и в России выступил переход к использованию в рамках пространственного развития инструментов рыночных отношений. Характерной особенностью пространственного развития РФ и КНР в целях борьбы с диспропорциональными тенденциями в положении регионов являлась подготовка при участии экспертного сообщества стратегий пространственного развития. Ключевыми инструментами региональной политики России и Китая по ликвидации внутренней неравномерности в развитии регионов на разных этапах региональной истории являлись проекты по усилению отдельных опорных регионов, привлечения различных видов государственной поддержки пространственного развития. Если в России финансовые трансферты государственной поддержки являлись основным средством решения проблем регионального неравенства, то в Китае система мер по развитию регионов включала также частные инвестиции.

Исследование осуществляется при финансовой поддержке гранта РФФИ. Проект №20-014-00010 «Влияние неравномерного развития регионов России и Китая на межрегиональное двустороннее сотрудничество: сравнительно-историческое исследование»

Информация о статье:

Поступила в редакцию:

18 октября 2020

Принята к печати:

5 марта 2021

Об авторе:

к.и.н., доцент, ведущий научный сотрудник Института социально-политических исследований ФНИСЦ РАН

e-mail: msbmag9581@yandex.ru

Ключевые слова:

экономическая история регионов; сравнительное исследование; Россия; КНР;

выравнивающая и стимулирующая региональная политика; полицентризм; поляризованная региональная политика; региональные проекты; финансовые трансферты; стратегии регионального развития.

Современная региональная история большинства стран мира характеризуется усилением тенденций неравномерного социально-экономического пространственного развития. Историческая динамика трансформации региональной политики, направленной на ликвидацию диспропорциональных тенденций в пространственной организации экономики, выступает важной составляющей истории регионов государ-

ства. Для современной России и Китая также характерно усиление неравномерных, диспропорциональных тенденций в социально-экономическом региональном развитии России (с 1991 г.) и Китае (с 1978 г.), где наблюдается внутренний дисбаланс в уровне экономического роста отдельных регионов. В сложившихся условиях факторы пространственного развития РФ и КНР оказывают непосредственное влияние на формирование

основных тенденций и перспектив в межрегиональном сотрудничестве двух стран.

Изучение опыта региональной политики современной России и Китая по ликвидации и выравниванию диспропорциональных явлений социально-экономического развития отдельных регионов предоставляет возможности сопоставлять и определять наиболее эффективные инструменты и условия для борьбы с неравномерными тенденциями пространственного развития, опираясь на историческую ретроспективу внутренней региональной динамики двух соседних государств. Целью данной статьи является сравнительно-сопоставительное рассмотрение эволюции региональной политики России и Китая в условиях усиления неравномерности и диспропорциональности внутреннего регионального развития двух стран в современный период истории. Компаративные результаты анализа истории региональной политики России и Китая обогащают инструментарий прикладных сравнительно-исторических исследований в области пространственного развития РФ и КНР, определяя роль территориального фактора в успехах и неудачах мероприятий двух стран по решению проблем социально-экономического регионального развития в период с 1980-2020-е гг.

Научная новизна исследования заключается в том, что в настоящее время в России отсутствуют сравнительно-исторические исследования, посвященные компаративному анализу неравномерного регионального развития России и Китая; недостаточно представлен сравнительно-исторический анализ причин, особенностей развития и последствия диспропорциональных процессов в российской и китайской пространственной организации экономики в сопоставительном аспекте.

Методы и материалы

Изучение исторической динамики процесса трансформациирегиональнойполитики России и Китая в условиях неравномерности регионального социально-экономического развития необходимо осуществлять, опираясь на теоретико-методологическую базу региональной истории и регионоведения. Ключе-

вым методом исследования в данном случае будет выступать сравнительно-исторический метод, позволяющий выделять сравнительные характеристики ключевых направлений региональной политики России и Китая по решению основной проблемы в современной истории пространственного развития - неравномерности и диспропорциональности социально-экономического положения регионов. Сравнительно-исторический метод предоставляет возможность провести анализ зарождения и формирования системы регионального развития двух соседних государств РФ и КНР в сопоставительном аспекте. Данный метод позволяет провести параллели в неравномерном региональном развитии после реформ и перехода к рыночным отношениям в КНР (с 1978 г.) и в России после распада СССР и образования РФ, и последующим построением рыночной экономики (с 1991 г.).

В рамках сопоставительного исследования допустимо применение системного подхода, представляющего возможность более полноценно анализировать все факторы, а также составляющие элементы процесса исторической трансформации как российских, так и китайских регионов. Системный подход позволяет определить структуру региональной политики России и Китая, направленной на решение проблем неравномерности социально-экономического регионального развития в современный период истории. Также данный подход предполагает рассмотрение системы регионального развития России в виде целостной совокупности тесно связанных экономических, социальных, культурно-исторических, географических элементов с одной стороны и взаимодействующих с другими регионами в рамках федеративного устройства, с другой стороны. Системный подход даёт возможность проследить региональное развитие КНР во взаимосвязи со всеми социально-экономическими, культурно-историческими компонентами системы китайского общества, в рамках основных стратегий сбалансированного регионального развития.

Ретроспективный метод исследования позволяет с помощью приёма реконструкции синтезировать знания о влиянии не-

равномерного регионального развития в российских и китайских условиях на масштабы, структуру, направления исторической трансформации региональной политики двух стран, определяя ключевые этапы современной региональной истории, исходя из анализа причин, условий диспропорциональности пространственной организации экономики РФ и КНР.

Источниковую базу исследования составляют документы как на русском, так и на китайском языках. Историю российской региональной политики, формировавшейся в условиях усиливавшейся с 1990 г. неравномерности регионов, позволяют проследить данные Федеральной службы государственной статистики, законодательные и нормативно-правовые акты Правительства и Президента РФ, региональные законодательные и нормативно-правовые акты, определяющие ключевые стратегии пространственного развития России в современный период истории. Историческая трансформация региональной политики КНР после начала политики «реформ и открытости» лучше всего отражена в нормативно-правовых актах, составляющих основу стратегии несбалансированного регионального развития Китая (1978-1999 гг.), стратегии скоординированного регионального развития (2000-2012 гг.), обновленной стратегии регионального развития КНР (2012 г. по настоящее время).

Эволюция региональной политики России в отношении ликвидации тенденций неравномерности регионального развития достаточно широко представлена в работах различных отечественных ученых. Особо следует отметить исследования ведущих ученых А.Г. Гранберга1, а также Н.В. Зу-

1 Гранберг А.Г. Многорегиональные системы: экономико-математическое исследование. Новосибирск: Сибирское научное издательство, 2007. 371 с. [Granberg, A.G. Mnogoregional'nye sistemy: jekonomiko-matematicheskoe issledovanie (Multiregional Systems: Economic and Mathematical Research). Novosibirsk: Siberian Scientific Publ. House. 2007. 371 p.]

баревич2 и О.В. Кузнецовой3, посвященные теоретическим и практическим аспектам региональной политики РФ в условиях социально-экономического неравенства российских регионов. В работах таких отечественных экономистов, историков, политологов, как В.Н. Лексин4, Р.М. Мельников5, Е.С. Устинович6 находит отражение комплексный анализ пространственного развития России в современный период истории. История региональной политики КНР после начала «реформ и открытости»

2 Зубаревич Н.В. Развитие российского пространства: барьеры и возможности региональной политики // Мир новой экономики. 2017. № 2. С. 46-57. [Zubarevich, N.V Razvitie rossijskogo prostranstva: bar'ery i vozmozhnosti regional'noj politiki (Development of the Russian Space: Barriers and Opportunities for Regional Policy) // Mir novoj jekonomiki, 2017, No. 2, pp. 46-57.]

3 Кузнецова О.В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. М.: КомКнига, 2005. 304 с. [Kuznecova. O.V. Jekonomicheskoe razvitie regionov: teoreticheskie i prakticheskie aspekty gosudarstvennogo regulirovanija (Economic Development of Regions: Theoretical and Practical Aspects of State Regulation). Moscow: KomKniga, 2005. 304 p.]

4 Лексин В.Н. Государства и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: Эдиториал УРСС, 2003. 386 с. [Leksin, V.N.; Shvecov, A.N. Gosudarstva i regiony. Teorija i praktika gosudarstvennogo regulirovanija territorial'nogo razvitija (States and Regions. Theory and Practice of State Regulation of Territorial Development). Moscow: Jeditorial URSS, 2003. 386 p.]

5 Мельников Р.М. Проблемы теории и практики государственного регулирования экономического развития регионов. М.: Изд-во РАГС, 2006. 199 с. [Mel'nikov, R.M. Problemy teorii i praktiki gosudarstvennogo regulirovanija jekonomicheskogo razvitija regionov (Problems of Theory and Practice of State Regulation of Economic Development of Regions). Moscow: Publishing house of RAGS, 2006. 199 p.]

6 Устинович Е.С. Актуальные проблемы регио-

нальнойэкономическойполитики вРоссийской Федерации // Инновации и инвестиции. 2020.

№ 3. С. 329-331. [Ustinovich, E.S. Aktual'nye

problemy regional'noj jekonomicheskoj politiki v Rossijskoj Federacii (Actual Problems of

Regional Economic Policy in the Russian

Federation) // Innovacii i investicii, 2020, No. 3,

pp. 329-331.]

в условиях усиления диспропорциональных тенденций пространственного положения китайских регионов находит отражение в работах различных китайских ученых. Особенности неравномерного регионального развития в эпоху Дэн Сяопина представлены в работах таких китайских историков, экономистов, регионоведов, как Ван Юньхуэй7, Сюй Цюся8, Ся Вань-цзюнь9, Чжан Цзяньхуа10, Чжоу Чжэ11, Чэнь Чанши12. Анализ эволюции региональной политики, составляющей основу процесса реализации стратегий пространственного развития КНР в период с 1978 г. по настоящее время находит отражение в работах таких китайских специалистов в области региональной экономической истории, как

Ш [Ван Юньхуэй. Анализ текущей ситуации и причины несбалансированного развития в Китае] // 2016. 155-156Ж.

ШШ [Сюй Цюся. Краткое изложение исследований дисбаланса регионального экономического развития в Китае] //А ^ЩШШШ-2017. 4 М. Ж. 310-311. 9 [Ся

Ваньцзюнь. Исследование дисбаланса регионального экономического развития в Китае] //

2018. 111-121 Ж.

^ТШЙЙ^ЖВД^ [Чжан Цзяньхуа. Исследование несбалансированного регионального экономического развития и контрмер в 40-летие политики реформ и открытости Китая] // ШШ^Я. 2019. 1673-0461 М. Ж. 132-141.

11 дй.фяй&шшм^т® [Чжоу Чжэ.

Несбалансированное экономическое развитие между регионами Китая] // ШШМ^А^^

Ж. 2012. 20-28Ж.

[Чэнь Чанши. Анализ причин неравномерности регионального развития в провинциях Китая] // 2015. 58-73 Ж.

Ван Сяолу13, Ван Фэн14, Сяо Цзиньчэн15, У Саньсян16, Чжао Цзяолун17.

Богатый опыт сравнительного анализа социально-политического развития Китая и стран мира накоплен отечественным ученым А.Д. Воскресенским18. Попытки сравнительно-исторического анализа экономического развития регионов России и Китая представлены в обзорной работе «Экономическое развитие регионов: опыт России и Китая» коллектива российских и китайских авторов В. А. Ильиной, А. А. Ша-буновой, А.К. Гулина, Д. Мао19.

13

[Ван Сяолу. Тенденции и факторы, влияющие на региональные различия в Китае] // Й. 2004. 33-44М.

14 It.

Ш: 1978-2005 [Ван Фэн. Институциональные изменения в Китае и несбалансированное экономическое развитие: 1978-2005 гг.] // 2007. 116 М.

15 П £

М - [Сяо Цзиньчэн. От

несбалансированного регионального развития к скоординированному региональному развитию - 40 лет регионального развития Китая] // 2019. 1®. М 13-24.

Ж^Й^Й? (1978-2007) [У Саньсян. Эволюционные характеристики регионального экономического разрыва Китая и его структурная декомпозиция (1978-2007 гг.)] // 2010. 103-109М.

17 Жй.

[Чжао Цзяолун. Анализ влияния стратегии регионального развития на региональное экономическое неравенство]. ^ЬЖ , 2015. 331 М-

18 Воскресенский А.Д. Подъём Китая и его влияние на мировой и региональные порядки: сравнительный анализ. Материалы круглого стола // Сравнительная политика. 2020. № 2. С. 97-122. [Voskressenski, A.D. Podjom Kitaja i ego vlijanie na mirovoj i regional'nye porjadki: sravnitel'nyj analiz. Materialy kruglogo stola (The Rise of China and Its Impact on World and Regional Orders: A Comparative Analysis. Round Table Materials) // Comparative Politics Russia, 2020, No. 2, pp. 97-122.]

19 Экономическое развитие регионов: опыт России и Китая / под науч. рук. В.А. Ильина, А.А. Шабуновой, К.А. Гулина, Д. Мао. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2017. 402 с. [Jekonomicheskoe razvitie regionov: opyt Rossii i Kitaja (Economic Development of Regions: the Experience

Анализ

Современная региональная история большинства стран мира характеризуется такими явлениями как неравномерность социально-экономического пространственного развития. Эффективное использование всей территории государства составляет основу региональной политики. От направленности, системности мероприятий по отношению к отдельным районам зависят перспективы роста региональной экономики. Особенности трансформации региональной политики России и Китая в условиях усиления неравномерных тенденций в развитии регионов определяется историей регионального пространственного развития этих двух стран.

На сегодняшний день система региональной политики КНР направлена на координацию пространственного полицентрического развития, предполагающего увеличение количества центров регионального экономического роста. Китайское правительство уделяет значительное внимание эффективной реализации комплекса мер, составляющих основу стратегии пространственного развития. Рассматривая процесс трансформации региональной политики КНР в условиях усиления неравномерности социально-экономического развития китайских регионов, необходимо отметить, что диспропорциональность пространственной организации экономики в Китае была вызвана комплексом факторов: природно-географических, историко-культурных и торгово-экономических. Первый этап исторической трансформации региональной политики КНР в условиях неравномерности развития регионов приходится на период с 1980-1990 гг. Переход с 1978 г. в рамках проводимой политики «реформ и открытости» к сочетанию инструментов плановой и рыночной экономик усилил проблемы неравномерного регионального развития КНР20. Ситуация обострилась после

of Russia and China). Ed. by V.A. Ilyin, A.A. Shabunova, K.A. Gulina, D. Mao. Vologda: ISERT RAN, 2017. 402 p.

20 щж. фишшжт^штш

ШШ [Сюй Цюся. Краткое изложение иссле-

начала реализации стратегии регионального несбалансированного развития и преимущественного экономического роста прибрежных восточных районов Китая. По замыслу китайских реформаторов, именно потенциал Восточного Китая должен был со временем стимулировать ресурсы социального и экономического роста всех остальных территорий страны. Региональная политика КНР в период реализации комплекса мероприятий «реформ и открытости» имела поляризованный характер. В рамках седьмого пятилетнего плана были выделены 3 зоны экономического развития: прибрежный регион Восточного Китая, внутренний регион Среднего Китая и Западный Китай21. Проведение рыночных реформ, преимущественное развитие прибрежных восточных районов оказало влияние с одной стороны на рост национальной экономики Китая в целом, а с другой на усиление неравномерности социально-экономического развития территории государства22. К концу 1980-началу 1990-х гг. китайское научное экспертное сообщество начинает обсуждать перспективы реализации скоординированной стратегии региональной политики, основной целью которой предполагалось полицентрическое развитие различных полюсов экономического роста при стремлении к гармонизации и координации китайского государства. Использование теоретико-практических инноваций при переходе к практической реализации новой стратегии ознаменовало собой начало нового этапа трансформации региональной политики КНР в условиях усиления диспропорциональности пространственной организации экономики (1990-2000 гг.).

Как в истории современного Китая, так и России существенное влияние на измене-

дований дисбаланса регионального экономического развития в Китае] //АЛЙШ^Э. 2017. 4 Я. М. 310.

21 ММ70^: Ш^ШШ^ШШ: 19492019. [Славные 70 лет: достижения экономического и социального развития Нового Китая: 1949-2019]. ^Ш: ФНШ+ЖШ±-2019. М. 88.

22

Ш: 1978-2005 [Ван Фэн. Институциональные изменения в Китае и несбалансированное экономическое развитие: 1978-2005 гг.] // МЛ 2007. М. 86.

ние ракурса региональной политики оказало внедрение инструментов рыночных отношений в общий ход пространственного развития страны. В истории современной России период начала 1990-х гг. характеризуется усилением неравномерности регионального развития в результате распада Советского Союза, а также стремительного перехода к рыночным отношениям в условиях реформ на рубеже 1980-1990 гг. Социально-экономическое неравенство наблюдалось как между отдельными регионами, так и между сельскими и городскими районами России. На территории РФ одновременно стали сосуществовать как быстроразвиваю-щиеся экономические регионы, ориентированные на добычу природных ресурсов, так и отсталые, депрессивные районы. Российское правительство в целях борьбы с неравномерностью социально-экономического регионального развития начинает осуществлять с 1990-х гг. стимулирующую, выравнивающую региональную политику.

Первый этап в истории регионального развития современной России приходится на период начала 1990-начала 2000-х гг. В результате использования инструментов выравнивающей региональной политики такие субъекты федерации как Калининградская область, Республика Ингушетия, Алтай получают статус особых экономических зон23. Параллельно начинается реализация государственной программы развития Курильских островов. В Калмыкии, Чукотском автономном округе были созданы внутренние оффшоры24. Региональная

23 Зубаревич Н.В. Развитие российского пространства: барьеры и возможности региональной политики // Мир новой экономики. 2017. № 2. С. 46-57. [Zubarevich, N.V Razvitie rossijskogo prostranstva: bar'ery i vozmozhnosti regional'noj politiki (Development of the Russian Space: Barriers and Opportunities for Regional Policy) // Mir novoj jekonomiki, 2017, No. 2, p. 47.]

24 Кузнецова О.В. Экономическое развитие регио-

нов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. М.: КомКнига, 2005. C. 46-48. [Kuznetsova, O.V Jekonomicheskoe razvitie regionov: teoreticheskie i prakticheskie aspekty gosudarstvennogo regulirovanija (Economic Development of Regions: Theoretical and Practical

Aspects of State Regulation). Moscow: KomKniga, 2005. Pp. 46-48.]

политика с 1991 г. по 2000 г. была направлена на ликвидацию неравномерности регионального развития и ведущую роль в этом играло Министерство финансов РФ. Осуществляемая финансовая поддержка российских регионов встраивалась в общую систему выравнивающей и стимулирующей региональной политики России. Но проблема диспропорциональности пространственной организации экономики сохранялась, а разрыв в уровне экономического роста российских регионов усиливался. За первый этап истории регионального развития современной России, выравнивающая региональная политика не дала ощутимых результатов, т.к. бюджетного финансирования было недостаточно для того, чтобы на должном уровне осуществлять перераспределение финансовых трансфертов на все нуждающиеся регионы.

В конце 1990-х гг. КНР также, как и Россия переходит ко второму этапу трансформации региональной политики в условиях обострения проблем неравномерности развития китайских регионов. Данный этап пришелся на период реализации стратегии скоординированного регионального развития Китая (1999-2012 гг.). Гармонизация и координация полицентрической региональной политики КНР находит отражение в ключевых программных документах 1999 г. по развитию Западного Китая, 2003 г. по возрождению старых промышленных баз на Северо-Востоке КНР, 2006 г. по стимулированию подъема Центрального региона Китая25. При этом предполагалось сохранение темпов экономического роста китайских прибрежных восточных районов. Полицентризм китайской региональной политики был направлен на равномерное скоординированное соразвитие ключевых крупных территориальных образований, включающих в себя различные агломерации и опирающиеся в своем развитии на ресур-

25 въъ. ^тшш^шш&жш^

[Чэнь Чанши. Анализ причин неравномерности регионального развития в провинциях Китая] // 2015. М. 58-73Ф 1949-2019 [История Китайской Народной Республики: 1949-2019] с 2019. М. 88.

сы социального и экономического развития территорий, а также при необходимости поддержание внутреннего межрегионального сотрудничества. Реализация комплекса мер региональной политики по снижению неравномерности социально-экономического развития китайских регионов, опиралась на учет исторического опыта развития Восточного, Центрального, Западного и СевероВосточного Китая, а также учитывала общие тенденции национальной стратегии КНР по достижению к 2049 г. (100-летию КНР) уровня развитых стран мира. Общими направлениями полицентрической региональной политики КНР на втором этапе трансформации системы мер по развитию китайских регионов являлись развитие современной транспортной инфраструктуры; сочетания комплекса мер как плановой экономики, так и рыночных отношений в региональной политике; привлечение как государственных, так и частных инвестиций в ключевые региональные проекты; выявление и поддержание конкурентных преимуществ всей территории крупного региона, включая не только городские агломерации, но и районы сельской местности; реализация региональных проектов, соответствующих инновационным стандартам охраны окружающей среды; модернизация промышленности и аграрного производства26. Необходимо отметить, что на втором этапе трансформации региональной политики КНР в условиях усиления неравномерности регионального развития были заложены предпосылки скоординированного пространственного развития, результаты которого можно наблюдать в современный условиях и в ближайшем будущем Китая. Несмотря на трудности и неизменные факторы диспропорциональности пространственной организации экономики, китайская региональная политика на втором этапе трансформации в условиях неравномерного регионального развития достигла положительных результатов, за счет использования инструментов полицентрической и поляризованной региональной

Ш [Ван Сяолу. Тенденции и факторы, влияющие на региональные различия в Китае] // ^

^Й. 2004. Ж. 38.

политики, при активном сочетании как мер государственной поддержки, так и частного бизнеса27.

В отличие от Китая, на втором этапе истории регионального развития России с 2000 по 2010 гг. сохраняется практика использования инструментов выравнивающей и стимулирующей региональной политики. В первое десятилетие XXI в. в России наблюдался экономический рост, вызванный увеличением объема федерального бюджета за счет роста цен на нефть. Эффективность перераспределительного характера региональной политики в 2000-е гг. достигалась за счет повышения финансовых трансфертов во все российские регионы. Попытки борьбы с неравномерным социально-экономическим развитием, усилия по ликвидации различий между регионами были направлены на решение проблем, связанных с финансовой нагрузкой регионов, а не на усиление экономической самодостаточности субъектов федерации. На протяжении первого десятилетия XXI в. региональная финансовая политика в России реализовывалась в следующих формах: оказание дотационной поддержки регионам, выдача субъектам федерации субсидий, бюджетных кредитов, предоставление финансовой поддержки для обеспечения инфраструктуры регионального и муниципального уровней. Реализация стимулирующей и выравнивающей региональной политики российским правительством была возможна в результате наличия средств из-за роста цен на нефть. Но, к сожалению, разница в уровне социально-экономического развития между субъектами

27 Щ £

М - [Сяо Цзиньчэн. От

несбалансированного регионального развития к скоординированному региональному развитию - 40 лет регионального развития Китая] // 2019. Щ. Ж 13-24. ^

^Й^Й? (1978-2007) [У Саньсян. Эволюционные характеристики регионального экономического разрыва Китая и его структурная декомпозиция (1978-2007 гг.)] //

2010. 103-109Ж. ¡ШЙ. Е^М

[Чжао Цзяо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лун. Анализ влияния стратегии регионального развития на региональное экономическое неравенство]. , 2015. 331 Ж.

федерации к середине 2000-х гг. только возросла. В сложившихся условиях в истории региональной политики наметился переход от выравнивающей и стимулирующей к политике поляризованного (сфокусированного) пространственного развития.

Министерство регионального развития РФ (Минрегион России) выступавшее федеральным органом исполнительной власти с начала 2000-х гг. проводит активную деятельность по выработке и реализации государственной региональной политики, направленной на ликвидацию диспропорциональности пространственной организации экономики. 30 июня 2005 г. российское правительство принимает «Концепцию Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации» или, как отмечают отечественные специалисты в области истории регионального развития, концепцию регионов-«локомотивов роста»28. Основу региональной политики в отношении как быстроразвивающихся, так и отсталых, «депрессивных» районов составил «переход от выравнивания уровней развития регионов к поляризованному (или сфокусированному) развитию регионов»29. Предполагалось, что опорные регионы развитие которых фокусируется на основе эффекта агломерации и механизма саморазвития смогут оказать влияние на экономический рост близлежащих регионов. Параллельно получает распространение региональная политика по созданию территориальных кластеров, включающих в себя различные предприятия, размещенные в определенном регионе, ориентированные на выпуск конкурентноспособных товаров и

28 Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации (The Concept of the Strategy of Social and Economic Development of the Regions of the Russian Federation). Режим доступа: http:// www.minregion.ru

29 Зубаревич Н.В. Развитие российского пространства: барьеры и возможности региональной

политики // Мир новой экономики. 2017. № 2. С. 46-57. [Zubarevich, N.V Razvitie rossijskogo prostranstva: bar'ery i vozmozhnosti regional'noj politiki (Development ofthe Russian space: Barriers and Opportunities for Regional Policy) // Mir novoj

jekonomiki, 2017, No. 2, p. 47.]

продукции. В итоге на практике была реализована концепция создания и дальнейшего функционирования технико-внедренческих, промышленно-производственных, турист-ско-рекреационных и портовых особых зон30. Но, к сожалению, данная региональная политика была задекларирована, но ощутимых результатов, так и не принесла. Необходимо отметить успешный опыт реализации только таких промышленно-производственных зон, как «Алабуга» в Татарстане, зона в Липецкой области, созданных за период 2007-2008 гг. Таким образом, одна из форм региональной политики поляризованного развития по созданию кластеров или особых зон в регионе не оказала влияние на ликвидацию диспропорциональных тенденций в пространственной организации экономики.

Значительное влияние на российскую региональную политику в первое десятилетие XXI в. оказал геополитический фактор пространственного развития. Были сформированы приоритеты региональных проектов в соответствии с наиболее важными геополитическими направлениями: Дальний Восток и республики Северного Кавказа. В 2000-е гг. в рамках реализации выравнивающей и стимулирующей региональной политики обсуждались проекты и были совершены безуспешные попытки реализации по стимулированию пространственного социально-экономического развития слабозаселённых субъектов федерации на Дальнем Востоке. В условиях распространения среди российской общественности доводов о китайской угрозе, региональные программы по развитию российских дальневосточных регионов были наиболее актуальными. Но запланированная инвестиционная поддержка не была реализована, в связи с признанием неэффективности инструментов выравнивающей и стимулирующей региональной политики.

30 Устинович Е.С. Актуальные проблемы региональной экономической политики в Российской Федерации // Инновации и инвестиции. 2020. № 3. С. 329. [Ustinovich, E.S. Aktual'nye problemy regional'noj jekonomicheskoj politiki v Rossijskoj Federacii (Actual Problems of Regional Economic Policy in the Russian Federation) // Innovacii i investicii, 2020, No. 3, p. 329.]

Перераспределение бюджетных средств в виде финансовых трансфертов позволило пережить кризис 2009 г. В целом, период 2001-2010 гг. характеризуется усилением явлений неравномерности регионального развития в России.

В Китае, также, как и в России первое и второе десятилетие XXI в. в истории региональной политики отмечается как период продолжения борьбы с тенденциями диспропорциональности социально-экономического развития регионов. Определяющими факторами пространственного развития в КНР, как и в РФ, начинают выступать геополитический фактор и стремление к экономическому росту крупных опорных регионов Западного, Центрального, Северо-Восточного и Восточного Китая в рамках реализации новых глобальных проектов регионального развития. Положительные результаты реализации скоординированной стратегии регионального развития в КНР, были закреплены под обновленные приоритеты пространственного развития в 2012 г. XVIII Всекитайский съезд КПК (8-15 ноября 2012 г.) подчеркнул важность региональных проектов, повышающих конкурентоспособность промышленно-производственных комплексов Восточного, Северо-Восточного, Центрального и Западного регионов КНР31. В целом третий этап трансформации китайской региональной политики в условиях неравномерности развития регионов приходится на период с 2012 г. по настоящее время, когда был провозглашен переход к обновленной скоординированной стратегии пространственного развития. Региональная политика китайского правительства по формированию сбалансированной структуры регионального экономического роста с 2012 г. реализовывалась в рамках таких глобальных приоритетных проектов, как «Один пояс - один путь», скоординированное развитие района Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй и разви-

31

^ТШИЙ^Ж^Й [Чжан Цзяньхуа. Исследование несбалансированного регионального экономического развития и контрмер в 40-летие политики реформ и открытости Китая] // ШШ^а 2019. 1673-0461 Я. М.136.

тие экономического пояса реки Янцзы32 . Данные проекты учитывали общестратегические социально-экономические ориентиры развития китайского общества, геополитические факторы региональной политики КНР. Координация в развитии Восточного, Центрального и Западного Китая осуществлялась через механизм межрегионального сотрудничества как между данными крупными регионами, так и между провинциями, городами, уездами внутри регионов. Эффективность региональной политики КНР по ликвидации тенденций неравномерного социально-экономического развития регионов достигалась за счет использования сравнительных преимуществ, начиная от выгодного геополитического расположения; наличия полезных ископаемых; развитости транспортно-логистической системы; высокого уровня промышленного и сельскохозяйственного развития; наличия высококвалифицированной рабочей силы.

Третий этап в истории регионального развития современной России, также, как и в КНР приходится на период второго десятилетия XXI в. Для данного периода характерно совмещение реализации инструментов как выравнивающей, стимулирующей региональной политики, так и поляризованной политики в отношении стимулирования развития опорных российских регионов. Как и в Китае, так и в России, третий этап трансформации региональной политики в условиях неравномерности развития регионов осуществлялся в рамках реализации глобальных региональных проектов, которые способствовали повышению показателей экономического роста отдельных регионов. Одним из успешных направлений стимулирующей региональной политики РФ в 2010-е гг. стала реализация крупномасштабных проектов за счет значительных финансовых трансфертов из федерального бюджета. Региональное развитие отдельных субъектов федерации было простимулировано в результате запланированных на федеральном уровне глобальных мероприятий. Так, например, рост показателей социально-экономического регионального развития республики Татарстан был

32

Ш [Ван Юньхуэй. Анализ текущей ситуации

и причины несбалансированного развития в

Китае] // 2016.М. 155.

вызван увеличением доли финансовой помощи из федерального бюджета на подготовку и проведение празднования тысячелетия Казани, а в дальнейшем проведение Универсиады в Казани. Только за 2010 г. объём федеральных трансфертов составил 35-37% от всех бюджетных доходов республики Татарстан33. В 2011 г. в рамках подготовки к проведению саммита АТЭС в Приморский край были перечислены финансовые трансферты в объёме 12%. В 2013 г. из федерального бюджета было переведено 13% инвестиционной поддержки администрации Краснодарского края в рамках подготовки к проведению зимних Олимпийских игр в Сочи34. Реализация данных проектов предполагала дальнейшее поступательное движение регионального развития, направленное на социально-экономический рост показателей по всему региону. К сожалению, данные проекты относительно на время улучшили показатели инвестиционной привлекательности рассматриваемых регионов. В целом, на третьем этапе регионального развития современной России по-прежнему определяющую роль играл геополитический фактор пространственного положения. Приоритетность дальневосточного и северо-кавказского направления была подтверждена созданием на административном уровне ведомств, курирующих стимулирующую и выравнивающую региональную политику. Так, в 2012 г. было образовано министерство по развитию Дальнего Востока, а в 2014 г. было заявлено о создании министерства по делам Северного Кавказа и Крыма. Программы пространственного развития осуществлялись с помощью инструментов выравнивающей и стимулирующей политики, за счет перераспределения финансовых трансфертов федерального бюджета. Для реализации краткосрочных программ регионального развития данные меры принесли ощутимый результат и по многим показателям рост неравномерности социально-экономического

33 Официальный сайт Росстата. Режим доступа: http:// www.gks.ru/free_doc/new_site/business/ nauka/minnov-l.htm

34 Социально-экономическое положение России. стат. сб. / Росстат. М., 2016. С. 277. [Social'no-jekonomicheskoe polozhenie Rossii (SocioEconomic Situation in Russia). Moscow: Rosstat, P. 277.]

развития регионов был приостановлен. Но на долгосрочную перспективу использование данных мер было недостаточно. Диспропорциональность регионального развития в России усугубилась в условиях финансового кризиса 2014 г. В период с 2012 по 2017 гг. субъектами федерации были накоплены значительные долги, из-за обязательств по выполнению указов Президента РФ от 2012 г. Регионы России накопили суммарный долг 2,6 трлн рублей на 1 января 2017 г. и вступили в затяжной кризис, который усугубила общая диспропорциональность пространственной организации экономики35. В сложившихся условиях выравнивающая региональная политика не смогла обеспечить решение проблем неравномерности социально-экономического развития регионов. Вызванные региональным неравенством межрегиональные различия усилились в условиях сокращения ресурсов для перераспределения финансовых трансфертов. В условиях обострения проблем неравномерности социально-экономического регионального развития, оживления дискуссии среди экспертов по пространственному развитию России и обсуждения крайней необходимости пересмотра эффективности выравнивающей, стимулирующей и поляризованной региональной политики в феврале 2019 г. была принята Стратегия пространственного развития РФ до 2025 г.36. Данная стратегия символизировала пересмотр концепции управления региональным развитием России, опираясь на исторический опыт использования инструментов выравнивающей, стимулирующей и поляризованной региональной политики с 1991 г. по настоящее время.

В настоящее время, несмотря на достигнутые успехи в использовании различных инструментов региональной политики за период трехэтапной трансформации системы мер по стимулированию пространственного развития регионов, неравномерность

35 Долг регионов и муниципалитетов (Debt of Regions and Municipalities). Режим доступа: http://tass.ru/ekonomika/4021560

36 Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г. (The Strategy of Spatial Development of the Russian Federation for the Period up to 2025). Режим доступа: http://tass.ru/ekonomika/4021560

социально-экономического регионального развития сохраняется как в России, так и в Китае, только с разной степенью интенсивности. В отдельных субъектах РФ относительным центром экономического роста выступают крупные мегаполисы, которые, к сожалению, не становятся потенциалом регионального развития для всей остальной территории отдельного российского региона. В КНР региональная политика также стимулирует рост крупных городских агломераций, но при этом региональное развитие близлежащей территории основано на выявлении сравнительных преимуществ и эффективном использовании данных преимуществ, при поддержке государства, а также повышения инвестиционной привлекательности для частного бизнеса, тем самым постепенно достигается экономический рост данной территории. Как и в России, так и в Китае, значительное влияние на пространственное развитие территории оказывает миграция рабочей силы. В современной России высококвалифицированные трудовые ресурсы мигрируют в крупные города, в целях реализации своих навыков и умений и получения достойной оплаты труда. Одним из крупных макрорегионов России является Москва и Московская область, выступающая центром притяжения трудовых ресурсов. В Китае, несмотря на успешные результаты реализации региональных проектов по развитию Центрального, Северо-Восточного, Западного регионов КНР, сохраняются тенденции миграции высококвалифицированных кадров, особенно из северо-восточных провинций, в крупные мегаполисы Восточного Китая.

В течение всего третьего этапа регионального развития России (2010-2020 гг.) среди экспертов, аналитиков в области регионального развития высказывались различные точки зрения относительно перспектив стимулирования экономического роста российских регионов. Мы считаем, что одним из важных способов решения проблем неравномерности пространственного развития является сбалансированное привлечение во все регионы не только государственных инвестиций, но и частных капиталовложений, осуществление проектов по развитию региональной инфраструктуры необходимо

проводить совместно при поддержке государства и заинтересованности частного бизнеса. При этом нужно осуществлять прогностическую аналитическую деятельность, направленную на разработку сценариев регионального развития, в целях минимизации рисков социально-экономических модернизацион-ных изменений в регионах. В интересах сохранения территориальной целостности страны и уменьшения количества депрессивных, отсталых регионов необходимо проводить такую региональную политику, которая бы позволила создать несколько крупных макрорегионов в стране с развитым социально-экономическим потенциалом, способным интегрировать силу экономического роста на окружающие близлежащие территории данного региона и соседних регионов. В Китае также ключевую роль в осуществлении региональной политики по ликвидации тенденций неравномерного социально-экономического развития регионов и определения перспектив трансформации системы мер по развитию регионов играет роль экспертов, аналитиков пространственного развития. Они, опираясь на исторический опыт регионального развития КНР с момента основания республики в 1949 г., а также исторический и научно-практический опыт развитых экономических стран мира, предлагают различные варианты соразвития и использования инструментов региональной политики, привлечения мер государственной поддержки, частных инвестиций, гармонизации и координации целей регионального развития крупных регионов, как с общей стратегией пространственного развития, так и с задачами по использованию сравнительных преимуществ в развитии провинций, городских и сельских районов.

Выводы

Выделяя сравнительные характеристики основных тенденций исторической трансформации региональной политики России и Китая, необходимо отметить, что система региональных мероприятий, направленных на ликвидацию неравномерного регионального развития, прошла во многом схожие, но все же различные пути. Основным фактором, усилившим неравномерность регионально-

го социально-экономического развития и в Китае, и в России выступил переход к использованию в рамках пространственного развития инструментов рыночных отношений. В процессе трансформации региональной политики современной России и Китая можно выделить несколько основных этапов. В России: первый этап стимулирующей и выравнивающей региональной политики (1991-2000); второй этап перехода от выравнивающей к поляризованной региональной политике (2000-2010); третий этап сочетания инструментов стимулирующей, выравнивающей и поляризованной региональной политики (2010 - настоящее время). В Китае: первый этап реализация инструментов региональной политики в рамках несбалансированной стратегии регионального развития (1978-1999); второй этап применения в региональной политики комплекса мер стратегии скоординированного регионального развития (1999-2012); третий этап полицентрической региональной политики в рамках обновленной стратегии скоординированного регионального развития (2012 - настоящее время). Ключевыми инструментами региональной политики России и Китая по ликвидации внутренней неравномерности в развитии регионов на разных этапах региональной истории являлись проекты по усилению отдельных опорных регионов, привлечения различных видов государственной поддержки пространственного развития. Если в России финансовые трансферты государственной поддержки являлись основным средством решения проблем регионального неравенства, то в Китае система мер по развитию регионов включала также частные инвестиции. Характерной особенностью пространственного развития РФ и КНР в целях борьбы с диспропорциональными тенденциями в положении регионов являлась подготовка при участии экспертного сообщества стратегий пространственного развития. Только в КНР данные стратегии соотносились с общегосударственными целями по достижению к 2049 г. Китаем уровня развитых стран мира с одной стороны, а с другой стороны по эффективному использованию сравнительных преимуществ отдельных провинций, городов и т.д. В России опыт по разработке стратегий пространственного

развития ориентировался на текущее положение дел в развитии сырьевой экономики, создании опорных регионов-«локомотивов» роста.

К перспективным направлениям сравнительно-исторического исследования трансформации региональной политики России и Китая в условиях неравномерности регионального развития в современный период времени относится более детальное изучение нормативно-правовых актов, программных документов, отражающих китайскую и российскую стратегии пространственного развития, а также проведение сравнительно-сопоставительного анализа данных официальной статистики РФ и КНР, освещение позиции российских и китайских СМИ по различным вопросам скоординированного и устойчивого регионального развития.

Литература:

Воскресенский А.Д. Подъём Китая и его влияние на мировой и региональные порядки: сравнительный анализ. Материалы круглого стола // Сравнительная политика. 2020. № 2. С. 97-122.

Гранберг А.Г. Многорегиональные системы: экономико-математическое исследование. Новосибирск: Сибирское научное издательство, 2007. 371 с.

Зубаревич Н.В. Развитие российского пространства: барьеры и возможности региональной политики // Мир новой экономики. 2017. № 2. С. 46-57.

Кузнецова О.В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. М.: КомКнига, 2005. 304 с.

Лексин В.Н. Государства и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: Эдиториал УРСС, 2003. 386 с.

Мельников Р.М. Проблемы теории и практики государственного регулирования экономического развития регионов. М.: Изд-во РАГС, 2006. 199 с.

Устинович Е.С. Актуальные проблемы региональной экономической политики в Российской Федерации // Инновации и инвестиции. 2020. №3. С. 329-331.

Экономическое развитие регионов: опыт России и Китая / под науч. рук. В. А. Ильина, А. А. Шабуновой, К. А. Гулина, Д. Мао. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2017. 402 с.

(1978-2007) [У Саньсян. Эволюционные характеристики регионального экономического разрыва Китая и его структурная декомпозиция (1978-2007 гг.)] // 2010. 103-109®.

да. ФДЙЕЙ^^^М^Т« [Чжоу Чжэ. Несбалансированное экономическое развитие между регионами Китая] // 2012. 20-28®.

«ЯК^Ш^М^ТМШЙ [Ся Вань-цзюнь. Исследование дисбаланса регионального экономического развития в Китае] // 2018. 111-121®.

ТЙтИЖ^^Ж^Й [Чжан Цзяньхуа. Исследование

несбалансированного регионального экономического развития и контрмер в 40-летие политики реформ и открытости Китая] // Ш^Й^^Я. 2019. 1673-0461 ®. М. 132-141.

ФНЙЕЙЙб^^ШП^ПЙНЖ [Ван Сяолу. Тенденции и факторы, влияющие на региональные различия в Китае] // Й^ВДЙ. 2004. 33-44М.

гая. аНйЕ^м^тяжшишя [Ван

Юньхуэй. Анализ текущей ситуации и причины несбалансированного развития в Китае] // -f±44^i£. 2016.

155-156М.

It ФНбЗДЙЗШ^Й^М^Т«: 19782005 [Ван Фэн. Институциональные изменения в Китае и несбалансированное экономическое развитие: 19782005 гг.] // Ж^. 2007. М.

Й £ ^.АЕдаедШШМЙЕ^ШЖМ -

ФНЕ^^М40^ [Сяо Цзиньчэн. От несбалансированного регионального развития к скоординированному региональному развитию - 40 лет регионального развития Китая] // 2019. Щ. М 13-24.

Й £ АЕда^ШЖМЙЕ^Й'ЖМ - Ф

[Сяо Цзиньчэн. От несбалансированного регионального развития к скоординированному региональному развитию - 40 лет регионального развития Китая] // E^g^ifii. 2019. 1®. М 13-24. SHfc ФН

(1978-2007)

[У Саньсян. Эволюционные характеристики регионального экономического разрыва Китая и его структурная декомпозиция (1978-2007 гг.)] // 2010. 103-109.

фнешй^М^ТШтЙЖ^Й^Й

[Сюй Цюся. Краткое изложение исследований дисбаланса регионального экономического развития в Китае] //ААЙЙ^Я. 2017. 4 ®. М. 310-311.

Ifl [Чжао Цзяолун. Анализ влияния стратегии регионального развития на региональное экономическое неравенство]. , 2015. 331 М.

»170^: 1949-2019.

[Славные 70 лет: достижения экономического и социального развития Нового Китая: 1949-2019]. Ф НШ+^Ш±. 2019. М. 88.

ФН^^М^ТЖИЖ^ШЙ [Чэнь Чанши. Анализ причин неравномерности регионального развития в провинциях Китая] // йжй^й^й^-блй. 2015. 58-73М.

References:

Granberg, A.G. Mnogoregional'nye sistemy: jekonomiko-matematicheskoe issledovanie (Multiregional Systems: Economic and Mathematical Research). Novosibirsk: Siberian Scientific Publ. House. 2007. 371 p.

Kuznetsova. O.V. Jekonomicheskoe razvitie regionov: teoreticheskie i prakticheskie aspekty gosudarstvennogo regulirovanija (Economic Development of Regions: Theoretical and Practical Aspects of State Regulation). Moscow: KomKniga, 2005. 304 p.

Leksin, V.N.; Shvecov, A.N. Gosudarstva i regiony. Teorija i praktika gosudarstvennogo regulirovanija territorial'nogo razvitija (States and Regions. Theory and Practice of State Regulation of Territorial Development). Moscow: Jeditorial URSS, 2003. 386 p.

Mel 'nikov, R.M. Problemy teorii i praktiki gosudarstvennogo regulirovanija jekonomicheskogo razvitija regionov (Problems of Theory and Practice of

State Regulation of Economic Development of Regions). Moscow: Publishing house of RAGS, 2006. 199 p.

Ustinovich, E.S. Aktual'nye problemy regional'noj jekonomicheskoj politiki v Rossijskoj Federacii (Actual Problems of Regional Economic Policy in the Russian Federation) // Innovacii i investicii, 2020, No. 3, pp. 329-331.

Voskressenski, A.D. Podjom Kitaja i ego vlijanie na mirovoj i regional'nye poijadki: sravnitel'nyj analiz. Materialy kruglogo stola (The Rise of China and Its Impact on World and Regional Orders: A Comparative Analysis. Round Table Materials) // Comparative Politics Russia, 2020, No. 2, pp. 97-122. Ekonomicheskoe razvitie regionov: opyt Rossii i Kitaja (Economic Development of Regions: the Experience of Russia and China). Ed. by V.A. Ilyin, A.A. Shabunova, K.A. Gulina, D. Mao. Vologda: ISERT RAN, 2017. 402 p.

Zubarevich, N.V. Razvitie rossijskogo prostranstva: bar'ery i vozmozhnosti regional'noj politiki (Development of the Russian Space: Barriers and Opportunities for Regional Policy) //Mir novoj jekonomiki, 2017, No. 2, pp. 46-57.

^Ж (1978-2007) [У Саньсян. Эволюционные характеристики регионального экономического разрыва Китая и его структурная декомпозиция (1978-2007 гг.)] // да^'Н 2010. 103-109М. Ж.ФНЙЕЙЙ^М^Т« [Чжоу Чжэ. Несбалансированное экономическое развитие между регионами Китая] // ШЩШ^А^^Й. 2012. 20-28М.

[Ся Вань-

цзюнь. Исследование дисбаланса регионального экономического развития в Китае] // ^ЖЯША^^гЖ.

2018. 111-121М.

ТШЙЖ^^Ж^Й [Чжан Цзяньхуа. Исследование несбалансированного регионального экономического развития и контрмер в 40-летие политики реформ и открытости Китая] // Э^Й^^Я. 2019. 1673-0461 ®. М. 132-141.

ФНЙЕЙЙЙ^аЙ^да^^Н* [Ван Сяолу. Тенденции и факторы, влияющие на региональные различия в Китае] // Й^ВДЙ. 2004. 33-44М.

гая. аНйЕ^м^тшиж&шишл

[Ван Юньхуэй. Анализ текущей ситуации и причины несбалансированного развития в Китае] //

2016. 155-156М.

It. 1978-

2005 [Ван Фэн. Институциональные изменения в Китае и несбалансированное экономическое развитие: 19782005 гг.] // Ж^. 2007. М.

Й £ -ФНЕ^^М40^ [Сяо Цзиньчэн. От несбалансированного регионального развития к скоординированному региональному развитию - 40 лет регионального развития Китая] // 2019. 1®. М 13-24.

Й £ ^.ААЕдаедШШМЙЕ^ШЖМ -

ФНЕ^^М40^ [Сяо Цзиньчэн. От несбалансированного регионального развития к скоординированному региональному развитию - 40 лет регионального развития Китая] // 2019. 1®. М 13-

24. ^Ifc.

Й^Ж (1978-2007) [У Саньсян. Эволюционные характеристики регионального экономического разрыва Китая и его структурная декомпозиция (1978-2007 гг.)] // 2010. 103-109. WAR. ФНЕШЙ^МИШТЙЖ^Й^Й

[Сюй Цюся. Краткое изложение исследований дисбалан-

са регионального экономического развития в Китае] //А АЙЙ^Я. 2017. 4 Я. М. 310-311.

[Чжао Цзяолун. Анализ влияния стратегии регионального развития на региональное экономическое неравенство]. , 2015. 331 М.

1949-2019.

[Славные 70 лет: достижения экономического и соци-

ального развития Нового Китая: 1949-2019]. Ф

ЯШ+^Ш±. 2019. М. 88.

Ш^.ФЯ^^М^ТШЙНЖ^ШШ [ Чэнь Чанши. Анализ причин неравномерности регионального развития в провинциях Китая] // йж^^й^^^Л

Й. 2015. 58-73М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DOI: 10.24411/2221-3279-2021-10030

TRANSFORMATION OF THE REGIONAL POLICY OF RUSSIA AND CHINA UNDER THE CONDITIONS OF UNEQUAL DEVELOPMENT OF REGIONS (1980-2020): A COMPARATIVE HISTORICAL STUDY

Institute of Socio-Political Research

Svetlana B. Makeeva

Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences,

Moscow, Russia

Article history:

Received:

Accepted:

18.10.2020

31.05.2021

About the author:

Candidate of History, Associate Professor, Leading Researcher, Institute of Socio-Political Research -Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences

e-mail: msbmag9581@yandex.ru

Key words:

economic history of regions; comparative analysis; Russia; China; leveling and stimulating regional policy;

polycentrism; polarized regional policy; regional projects; financial transfers; regional development strategies

Abstract: Studying the experience of the regional policy of modern Russia and China in eliminating and leveling the disproportionate phenomena of socio-economic development of individual regions provides an opportunity to compare and determine the most effective tools and conditions for combating uneven trends in spatial development, based on a historical retrospective of the internal regional dynamics of two neighboring states. The purpose of this article is a comparative and consideration of the evolution of the regional policy of Russia and China in the context of the increasing unevenness and disproportionality of the internal regional development of the two countries in the modern period of history. The complex structure of the research involves the use of a comparative historical method, a systems approach, a retrospective method. The research is based on the texts of Russian and Chinese authors, as well as documents in Chinese. The main factor that increased the unevenness of regional socio-economic development in both China and Russia was the transition to the use of market relations instruments within the framework of spatial development. A characteristic feature of the spatial development of the Russian Federation and the PRC in order to combat disproportionate trends in the situation of the regions was the preparation of spatial development strategies with the participation of the expert community. Only in the PRC were these strategies correlated with national goals for China to achieve the level of developed countries of the world by 2049, on the one hand, and on the other hand, to effectively use the comparative advantages of individual provinces, cities, etc. In Russia, the experience in developing strategies for spatial development was guided by the current state of affairs in the development of a resource-based economy, the creation of supporting regions, "locomotives" of growth. The key instruments of the regional policy of Russia and China to eliminate internal unevenness in the development of regions at different stages of regional history were projects to strengthen individual support regions, to attract various types of state support for spatial development. If in Russia financial transfers of state support were the main means of solving problems of regional inequality, then in China the system of measures for the development of regions also included private investment.

Acknowledgements: The research is carried out with the financial support of the RFBR grant. Project No. 20-014-00010.

Для цитирования: Макеева С.Б. Трансформация региональной политики России и Китая в условиях неравномерности развития регионов (1980-2020 гг.): сравнительно-историческое исследование // Сравнительная политика. 2021. № 3.С. 98-111. БО!: 10.24411/2221-3279-2021-10030

For citation: Makeeva, Svetlana B. Transformatsiya regional'noy politiki Rossii i Kitaya v usloviyakh neravnomernosti razvitiya regionov (1980-2020 gg.): sravnitel'no-istoricheskoye issledovaniye (Transformation of the Regional Policy of Russia and China under the Conditions of Unequal Development of Regions (19802020): a Comparative Historical Study) // Comparative Politics Russia, 2021, No. 3, pp.98-111. DOI: 10.24411/2221-3279-2021-10030

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.