УДК 316.33 (510) @ B.C. Морозова
Чита
ТРАНСФОРМАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РФ И КНР (на примере Забайкальского края)*
В статье рассматривается приграничное сотрудничество РФ и КНР в контексте межкультурного взаимодействия. Автор исследует процессы трансформации региональной культуры, выдвигает гипотезу о формировании новой социокультурной идентичности рассматриваемых регионов.
Ключевые слова: межкультурное взаимодействие, региональная культура, социокультурная идентичность.
V.S. Morozova Chita
TRANSFORMATION OF THE REGIONAL CULTURE AND FORMATION
OF A NEW SOCIAL-CULTURAL IDENTITY IN THE PROCESS OF INTERCULTURAL INTERACTION BETWEEN RUSSIA AND CHINA (on the example of Zabaikalskiy region)*
The article deals with the cross-border cooperation of Russia and China in the context of intercultural interaction. The author examines the processes of transformation of regional culture; propose a hypothesis about the formation of a new social-cultural identity of the above mentioned regions.
Key words: cross-cultural interaction, regional culture, social-cultural identity.
Вопросы региональной культуры отдельных территорий являются в настоящее время предметом исследования (как в России, так и за рубежом) во многих областях знаний, в том числе в таких междисциплинарных науках, как культурология, регионоведение. Выстроена теоретическая база изучения общекультурных процессов территорий; ведущие философы, социологи, культурологи обращают внимание на необходимость исследования региональных культур.
Термин «региональная культура» подразумевает совокупность культурных явлений региона как социально-исторического опыта живущих на кон-
* Статья выполнена при финансовой поддержке Федерального агентства по науке и инновациям (государственный контракт № 02.740.11.0363)
* This article was supported by a Federal agency on science and innovations (the state contract No. 02.740.11.0363)
кретной территории людей, представителей разных социальных групп, национальностей, вероисповеданий. На протяжении многих веков на региональном уровне идет процесс взаимовлияния и взаимообогащения разнообразных культур.
Тем не менее на сегодняшний день в науке еще не сложилась четкая концепция региональной культуры как целостного социокультурного, философского и историко-культурного феномена, оказавшего значительное влияние на формирование социокультурной идентичности.
Автор статьи придерживается определения термина «региональной культуры» как самобытного социокультурного феномена, имеющего собственное географическое пространство и реализующего потребность члена регионального сообщества в его самоидентификации.
В качестве одного из показателей, характеризующих культурные ресурсы региона, можно предложить «уровень конкурентной значимости ресурса». В основе его лежит определение степени уникальности конкретного ресурса:
1-й высший уровень конкурентоспособности у ресурса, уникального, не имеющего аналогов в мире;
2-й уровень конкурентоспособности у ресурса региона, уникального для нашей стран;
3-й уровень конкурентоспособности у ресурса, уникального для региона;
4-й уровень конкурентоспособности у ресурса, не уникального, но пользующегося повышенным спросом;
5-й уровень конкурентоспособности у ресурса, пользующегося ограниченным спросом.
Ресурсный потенциал региональной культуры Забайкальского края можно отнести ко второму уровню конкурентоспособности, где он рассматривается как культурный потенциал, уникальный для нашей страны, подразумевая под собой квинтэссенцию Восточной и Западной культур в формировании самого культурного потенциала.
На современном этапе развития процессов глобализации и регионализации международные контакты становятся все более интенсивными и разнообразными, все большее количество стран и регионов вовлекается непосредственно в различные формы межкультурного взаимодействия.
Бурные политические и социально-экономические события XX - начала XXI в. убедительно свидетельствуют, что межкультурные взаимоотношения являются весьма важными в жизнедеятельности современных государств и народов. Это находит свое выражение в объединении этнических общностей для формирования культурной целостности. Процессы расширения межкультурных связей доказывают тот факт, что как ни одна этническая общность не может жить без каких-либо взаимоотношений с другой, так ни одна региональная культура не способна существовать в абсолютной изоляции от культур, соседствующих с ней регионов. Практически каждый регион в той или
иной степени открыт для контактов и восприятия культурных достижений других регионов и одновременно готов поделиться собственными культурными достижениями и ценностями. Поэтому в настоящее время интересы исследователей вызывают не только вопрос об особенностях отдельного народа, но и проблема взаимодействия различных народов и их культур.
Каждая культура, обладая ценностью и являясь частью общего достояния человечества, требует уважения и сохранения, поэтому развитие региональной культуры является не только правом, но и долгом каждого народа, который стремится развивать все отрасли культуры, с тем, чтобы обеспечивать гармоничное равновесия между техническим и морально-интеллектуальным прогрессом человечества.
Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, собравшаяся в Париже на четырнадцатую сессию, приняла во внимание факт того, что, несмотря на технический прогресс, который облегчает развитие и распространение знаний и идей, незнание образа жизни и обычаев других народов все еще ставит препятствия мнимому сотрудничеству и прогрессу всего человечества, поэтому была провозглашена Декларация принципов международного культурного сотрудничества, где основными идеями являются: 1) распространение знаний, содействие развитию дарований и обогащение различных культур; 2) развитие мирных отношений и дружбы между народами и содействие лучшему пониманию образа жизни каждого из них; 3) обеспечение каждому человеку доступа к знаниям и возможности наслаждаться искусством и литературой всех народов, участвовать прогрессе науки во всех частях земного шара пользоваться его благами и содействовать обогащению культурной жизни; 4) улучшение условий материальной и духовной жизни человека во всех частях мира [3].
Межрегиональное культурное сотрудничество, содействуя установлению между народами прочных связей, оказывает благоприятное влияние на все культуры и способствует их взаимному обогащению, а также требует уважения самобытности каждой из них.
В настоящее время в межрегиональном дискурсе особую значимость приобретает понятие «граница». В социокультурном смысле граница призвана, конституируя свое пространство, становится основанием социокультурной рефлексии, когда социокультурная идентичность строится на противопоставлении с заграничными жителями, что во многом определяет социальные действия. В ситуации, когда сохранение целостности России зависит от устойчивых факторов, детерминирующих региональное своеобразие, процесс национальной идентификации в рамках региона, его позиционирование в масштабах страны, сопредельных территорий не могут остаться без внимания [6].
Сегодня границы не просто разделяют государства и являются форпостом разных политических, экономических и культурных систем. Они становятся центром сотрудничества, где жизненные правила и социальные практики людей пересекаются.
Наиболее сильное изменение принципов и механизмов трансграничного взаимодействия (также и в культурной области) можно наблюдать на территории приграничной территории Забайкальского края, где традиционное культурное самосознание, связанное с концептом «форпоста», находящегося в непосредственной близости с враждебными соседями, приобретает в настоящее время иные черты, актуализируя основания для становления новой регионально-культурной идентичности. Благодаря усиливающемуся трансграничному сотрудничеству на российско-китайской границе можем говорить о мобильности этой границы и динамике приграничного пространства [6].
Важной чертой приграничного сотрудничества Забайкальского края является взаимодействие приграничной региональной пары Забайкальский край (РФ) - Автономный район Внутренняя Монголия (КНР). В этом кросскуль-турном взаимодействии формируется особый феномен - культурное приграничье. Под «приграничьем» в данном контексте понимается единое социокультурное пространство сопредельных регионов, которое структурируется трансграничными социокультурными сетями.
Формирование новой культурной идентичности актуализирует исследование приграничного культурного пространства как сферы взаимодействия региональных культур РФ и КНР.
Изучению региональной культуры Забайкальского края как единицы со-циокулыурного пространства России посвящены исследования Н.А. Абрамовой, М.Н. Фоминой, Л.М. Михайловой, Ли Пина и др. В этих работах отмечается как сходство цивилизационных условий, историческая, территориальная, этническая близость населения приграничных территорий, так и незавершенность социокультурной идентификации населения.
Россия и Китай являются двумя великими государствами и вместе с тем -двумя самобытными культурами. История взаимодействия культур обеих стран насчитывает несколько веков и прошла через ряд этапов, на которых носила различный характер.
Относительно недавно в российско-китайских взаимоотношениях наступил качественно новый период. Россия и Китай перешли к стратегическому партнерству. Среди общественности двух стран непрерывно растет интерес в отношении друг друга, развивается торгово-экономическое сотрудничество, расширяются контакты в области науки и культуры. Сейчас в обеих странах предпринимаются попытки наладить эффективное взаимодействие именно в культурной сфере, что приводит к появлению в ней целого сегмента региональной культуры, который можно рассматривать в качестве нового информационного пространства межкультурной коммуникации.
Сама теория межкультурного взаимодействия (а именно аспект межкультурной коммуникации) как в России, так и в Китае является молодым направлением научных исследований и находится на стадии становления. Анализ китайских и российских работ показывает, что зачастую они лишь подво-
дят итоги имеющихся подходов западных ученых. Так, работа китайского ученого Гуан Шицзе «Теория межкультурной коммуникации» (Пекин, 1995) и работа российских ученых Т.Г. Грушевицкой, В.Д. Попкова и А.П. Садохи-на «Основы межкультурной коммуникации» (Москва, 2002) во многом сходны по излагаемому материалу. Вместе с тем появляются и новые исследования. Среди таких работ можно назвать труд С.Г. Тер-Минасовой «Язык и межкультурная коммуникация» (Москва, 2000), в котором основным предметом рассмотрения стал ряд факторов, содействующих и препятствующих межкультурному взаимодействию [8].
В условиях современной обстановки отношения между РФ и КНР представляют потенциально значимую силу. Говоря об общих чертах данных взаимоотношений, следует уточнить, что они не обусловлены сходством или различием в идеологиях. Обе страны, с уважением относясь к национальным ценностям, стремятся подчинить их общим интересам [2].
19 декабря 2008 г. была подписана программа взаимодействия между министерствами культуры России и Китая [5]. При этом министр культуры РФ Александр Авдеев подчеркнул, что «основной целью данного соглашения является ознакомление с организацией сферы культуры в Китае»[5]. По его мнению, китайской стороне также будет интересно узнать, как развивается российская культура по отдельным направлениям, имея в виду общественные библиотеки, музеи, театры, архивы, кинематограф [7].
Председатель КНР Ху Цзиньтао в своем докладе на 17-м съезде КПК также подчеркнул: «Необходимо уделять должное внимание гармоничному развитию урбано-сельской и региональной культуры» [9].
Особое значение в межкультурном региональном взаимодействии имеют приграничные территории. Максимальная интенсивность межкультурного взаимодействия характерна для приграничных районов Восточной Сибири, Забайкалья, Приамурья по российскую сторону границы и административными единицами Северо-Восточного Китая и Внутренней Монголии со стороны КНР. Данные отношения являются весьма массовыми не только по количеству участников, но и по разнообразным формам взаимодействия, в них вовлечено большое количество людей и организаций. Тем самым по формату двусторонних связей российско-китайские отношения вышли за рамки политики и экономики, перешли от межгосударственных к межцивилизационным [1].
Такого рода межкультурные связи вносят определенные изменения в культуру регионов. Происходит своего рода «размытие» границ. К примеру, участилась практика смешанных браков. В 2008 г. в Забайкальском крае было зарегистрировано около 650 семейных пар, при этом одним из супругов являлся гражданин КНР. Это подтверждает достаточно стремительное формирование тесных взаимосвязей между двумя государствами.
Стремительное развитие сферы туризма и приграничной торговли только усиливает данный контекст. Сегодня жителю Забайкальского края значительно дешевле и проще отправиться в отпуск в Китай, чем в западный или
южный регион России [4]. Благодаря весьма выгодной ценовой политике китайского государства по отношению к туризму и торговле многие российские граждане предпочитают отправляться в отпуск или на выходные в соседний Китай, тем самым посещая обширные исторические и культурные достопримечательности этого государства, знакомятся с его историей, культурой, при этом зачастую абсолютно не интересуясь историей своего государства, а это, в свою очередь, приводит к потере своей национальной идентификации.
Таким образом, мы наблюдаем явные признаки процесса культурной регионализации в международном аспекте, проявляющиеся не только в активизации межкультурного взаимодействия на разных уровнях, но и в определенной формализации самого межкультурного пространства.
Так, к примеру, с 2006 по 2009 г. правительством Забайкальского края было проведено порядка 50 мероприятий, в числе которых презентация региона в российском посольстве Пекина. Было отмечено проведение международного российско-китайско-монгольского праздника «День туризма». В числе мероприятий - встречи ветеранов приграничных регионов в Чите и Хайларе, международная велогонка «Путь к Пекину» по маршруту Чита - Маньчжурия, международный фестиваль детско-юношеского творчества «Гураненок» с участием коллективов из России, КНР и Монголии. Ежегодно в г. Маньчжурия проходит традиционный конкурс красоты «Снежная королева» с участием представителей РФ, КНР и Монголии. Третий год организуется международная выставка ярмарка «Приграничное сотрудничество: Россия, Китай, Монголия», а также проводящаяся в ее рамках международная научно-практическая конференция.
Говоря о международных выставках, в которых принимал участие Забайкальский край, нужно отметить, что перед правительством края была поставлена задача по ознакомлению представителей широких слоев китайского общества с традициями, обычаями, экономическими возможностями и инвестиционным потенциалом региона. Главными инструментами для выполнения этих целей стали презентация Забайкальского края, которая прошла в Посольстве РФ в Пекине, и XVII Харбинская торгово-экономическая ярмарка в провинции Хэйлунцзян. По признанию китайских участников данных презентаций, бизнессообщество центральных и южных провинций КНР практически ничего не знает не только об инвестиционном потенциале Забайкальского края, но и о географическом положении нашего региона. Проведение презентаций помогло заполнить существующий информационный вакуум о Забайкальском крае, что в будущем, несомненно, сыграет положительную роль.
Одним из наиболее значимых городов китайского приграничья в контексте межкультурного взаимодействия является г. Маньчжурия. Город получил статус «цивилизационного порта общегосударственной важности», т.к., обладая культурной спецификой, исторически связанной с Россией, он создает особенный стиль «российско-китайского культурного слияния» [10].
Межкультурное взаимодействие России и Китая, несомненно, обладает рядом особенностей, которые определяются цивилизационным, историческим, политическим, экономическим, социальным, географическим и другими факторами. Однако действие этих факторов в целом благоприятно сказывается на процессе взаимодействия двух региональных культур и позволяет говорить об особенных отношениях, существующих между Китаем и Россией. Несмотря на существенные различия двух культур и менталитетов, межкультурное взаимодействие России и Китая происходит главным образом не в форме противостояния, а в форме межцивилизационного диалога, необходимого условия для развития региональных культур обеих стран.
Как представляется, усиление международной составляющей развития отдельных элементов региональной культуры вовсе не означает утраты ими своей самобытности. Речь идет о том, что в процессе межкультурного взаимодействия происходит формирование новой формы социокультурной идентичности, где в наиболее эффективных формах могли бы реализовывать национальные интересы, действующих в ней участников, и осуществлять совместный поиск решения проблем, имеющих жизненно важные значения для человеческой цивилизации в целом.
Так как Забайкальский край является воротами в Азию не только для Дальнего Востока России, но и для ряда западных регионов страны, то в процессе межкультурного взаимодействия РФ и КНР основой культурной идентичности для населения Забайкалья может стать соединение в себе восточного и западного начал. Становление Забайкальского края как универсального посредника между АТР и Европой способно сгладить межцивилизационные противоречия, вывести диалог между этими регионами на принципиально новый уровень.
В настоящее время очевидено, что Китай расширяет сферы своего влияния не только с позиций экономики и политики, но и культурного обмена между государствами. Привнося новые элементы в культуру соседнего государства, Китай сам заимствует от него определенные рациональные элементы культуры. Такое взаимодействие приводит к трансформации процессов идентичности народов обеих стран. Однако, как показывает китайский опыт, региональная культура в данном случае ассимилирует в себе необходимые ей нововведения, адаптирует их с точки зрения традиционной культуры и использует для дальнейшего развития.
Примечания:
1. Бабкина Е.С. Своеобразие историко-философской парадигмы «Восток-Запад» в творчестве Б.А. Пильняка // Проблемы Дальнего Востока. 2007. №2. С. 143.
2. Балакин В.И. О российско-китайских отношениях стратегического партнерства в глобализирующемся мире // Россия и Китай: сотрудничество в условиях глобализации. М.: РАН, Институт Дальнего Востока, 2005. С. 18-41.
3. Декларация принципов международного культурного сотрудничества ООН [Электронный ресурс]. URL: http://un.bv/documents/humrights/rightstouse/culturetxl.html.
4. Ларин В.Л. Межрегиональное взаимодействие России и Китая в начале XXI века: опыт, проблемы, перспективы // Проблемы Дальнего Востока. 2008. № 2. С. 47.
5. Ли Пин. Формирование культурного пространства в приграничных регионах КНР и России (на примере Забайкальского края и Автономного района Внутренней Монголии КНР) // Вестник ЧитГУ. 2008. № 5 (50). С. 134-137.
6. Подписана программа взаимодействия между министерствами культуры России и Китая [Электронный ресурс]. URL: http:// www.rian.ru/politics/20020307/85046.html.
7. Пылкова А.А. Приграничье как феномен культуры: на примере Дальнего Востока России [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. культурологии. URL: http://www.dissers.info/abstract 15488.html.
8. Россия и Китай выступают за создание надежной системы стратегической стабильности, основанной на международно-правовых механизмах [Электронный ресурс]. URL: http:// www.rian.ru/politics/20020307/85046.html.
9. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2000. 624 с.
10. Ху Цзиньтао. Доклад на 17 съезде КПК [Электронный ресурс] URL: http://www.anctc.ru/inform/textnews/2007- 10-24/44418/?site=2.
Сведения об авторе:
Морозова Валентина Сергеевна, кандидат философских наук, доцент кафедры востоковедения Забайкальского государственного университета, директор Читинского филиала Института Дальнего Востока РАН, Чита, e-mail: [email protected].
Data on author:
Morozova Valentina Sergeevna, candidate of philosophy sciences, lecturer of department of Oriental studies Transbaikal state university, director of Chita branch Sciences of the Institute of the Far East of the Russian Academy of Sciences, Chita, e-mail: [email protected].