Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО МЕДИА ПРОСТРАНСТВА НА ПРИМЕРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО МЕДИА ПРОСТРАНСТВА НА ПРИМЕРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
64
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВО / МЕДИА ПРОСТРАНСТВО / ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ / ХАБАРОВСК / ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Клиценко Максим Вадимович, Оттева Ирина Владимировна, Медведева Галина Геннадьевна

В статье рассматривается понятие «медиа пространство» как вид социального пространства с учетом специфики региона. Авторами предложены основные подходы к пониманию медиа пространства, а также, представлены направления развития коммуникационной политики на территории Хабаровского края с учетом специфических факторов, характерных для рассматриваемой территории. Среди факторов выделены географические, социальные и политические. Представлены варианты трансформации медиа пространства в теоретическом поле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Клиценко Максим Вадимович, Оттева Ирина Владимировна, Медведева Галина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL MEDIA SPACE TRANSFORMATION. KHABAROVSKIY KRAI CASE

The article discusses the concept of media space as a type of social space, taking into account the specifics of the region. The main approaches to understanding the media space are proposed, as well as the directions for the development of communication policy on the territory of the Khabarovskiy krai, taking into account the specific factors of the territory. Geographical, social and political factors are mentioned. Options for transforming the media space in the theoretical field are presented.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО МЕДИА ПРОСТРАНСТВА НА ПРИМЕРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ»

УДК 316.77

DOI 10.23672/f9832-0852-1242-n

Клиценко Максим Вадимович

кандидат социологических наук, директор Высшей школы медиа, коммуникаций и сервиса, Тихоокеанский

государственный университет 007756@pnu.edu.ru

Оттева Ирина Владимировна

кандидат экономических наук, доцент Высшей школы медиа, коммуникаций и сервиса, Тихоокеанский

государственный университет 003768@pnu.edu.ru

Медведева Галина Геннадьевна

кандидат технических наук, и.о. проректора ТОГУ, Тихоокеанский

государственный университет 010740@pnu.edu.ru

Maksim V. Klitsenko

Candidate of Sociological Sciences, Director of the Higher School of Media, Communications and Service, Pacific Public University 007756@pnu.edu.ru

Irina V. Otteva

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Higher School of Media, Communications and Service, Pacific Public University 003768@pnu.edu.ru, address

Galina G. Medvedeva

Candidate of Technical Sciences, Acting Vice-Rector of TOGU, Pacific Public University 010740@pnu.edu.ru

Трансформация регионального

медиа пространства на примере хабаровского края

Regional media space

transformation. khabarovskiy krai case

Аннотация. В статье рассматривается понятие «медиа пространство» как вид социального пространства с учетом специфики региона. Авторами предложены основные подходы к пониманию медиа пространства, а также, представлены направления развития коммуникационной политики на территории Хабаровского края с учетом специфических факторов, характерных для рассматриваемой территории. Среди факторов выделены географические, социальные и политические. Представлены варианты трансформации медиа пространства в теоретическом поле.

Ключевые слова: пространство, медиа пространство, Хабаровский край, Хабаровск, трансформация пространства.

Annotation. The article discusses the concept of media space as a type of social space, taking into account the specifics of the region. The main approaches to understanding the media space are proposed, as well as the directions for the development of communication policy on the territory of the Khabarovskiy krai, taking into account the specific factors of the territory. Geographical, social and political factors are mentioned. Options for transforming the media space in the theoretical field are presented.

Keywords: space, media space, Khabarovskiy krai, Khabarovsk, space transformation.

Прежде чем говорить о трансформации чего-либо, необходимо определить сам объект, вычленить его характеристики, которые значимы для исследования. В зависимости от сложности объекта и степени его изученности, можно определить не только исчерпывающий список характеристик, но и взять на себя ответственность за прогноз по развитию и изменению объекта. Если мы принимаем в качестве объекта исследования пространство, необходимо понимать, что данный феномен многоаспектен и имеет ряд гносеологических и методологических особенностей.

Во-первых, необходимо определить какого рода пространство мы имеем в виду. Т.к. изначально, в фокус научного внимания поставлено медиа пространство, возьмем за основу идею о специфичной коммуникации людей, а, следовательно, медиа пространство лежит в поле изучения социального пространства [1].

Во-вторых, понятие «медиа пространство» не просто нуждается в уточнении, а в осознании самого феномена как объекта научного интереса.

Вопрос теоретизации медиа пространства находится на ранних этапах и, в первую очередь, связан с рассмотрением конкретных случаев, маркирующих современное медиа пространство. Можно встретить работы, где речь идет и фейк-новостях, особенностях медиа-текстов с точки зрения лингвистики, а также медиаобразов. Есть ряд исследований медиа пространства в контексте постмодерна и периода глобализации. Чтобы не запутаться в тематике медиа пространств, отметим лишь факт, что рассматриваемый феномен имеет широкий практический эффект, который и влияет на его теоретическую концептуализацию. Среди российских авторов, наиболее точно описавших видение медиа пространства, стоит выделить Е.Г. Ним [6]. Вслед за ней основные подходы к пониманию медиа пространства можно определить в следующем виде:

а) текстоцентричный подход - медиа пространство рассматривается как совокупность всех медийных текстов, «дискурсивное» пространство;

б) структурный подход - медиа пространство понимается как институциональная сфера, социальное поле, система средств массовой коммуникации;

в) территориальный подход («рыночный») - медиа пространство характеризуется как медийный рынок или информационное пространство региона (города, страны);

г) технологический подход - медиа пространство наделяется особый статусом «виртуальной» реальности, поддерживаемой с помощью материальных технологий;

д) экологический подход - медиа пространство мыслится как глобальная среда обитания, пронизывающая все сферы человеческой деятельности.

Разумеется, исследовать медиа пространство исключительно в одном из подходов практически невозможно. Любое исследование, которое привязано к эмпирике, так или иначе, будет задействовать сразу несколько подходов, поэтому можно заключить, что общей исследовательской программы медиа пространства на сегодняшний день нет.

В силу того, что данное исследование носит теоретический характер, наше право остановиться на одном подходе - структурном, и рассмотреть медиа пространство в контексте социального пространства. В связи с этим, мы вынуждены отталкиваться от тех идей, которые сложились в настоящее время в социологии и других общественных науках.

Начать необходимо с А. Лефевра, который создал теоретическую конструкцию социального пространства [3; 9]. В его видении природа социального пространства связана с взаимоотношениями между властью и городом. Его тезис, что нет одного социального пространства, но есть несколько и даже бесконечное многообразие социальных пространств, позволяет говорить о том,

что и медиа пространство не просто имеет право на существование, но это есть форма взаимоотношений между государством и городом. Забегая вперед отметим, что эти взаимоотношения во многом специфичны в зависимости от территории, в котором они реализуются. Здесь же отметим еще один концепт А. Лефевра «право на город». Ключевая его идея заключается в том, что право на свой город включает и «крик», и «требование». И если «крик» - эмоциональный ответ на кризисные явления в городе, то «требование» -рациональный запрос на создание альтернативной городской жизни [9]. И, в этом плане, исключительное положение медиа пространства заключается в том, что оно может выступать в качестве «крика» как реакция гражданского общества на происходящие события, и в качестве «требования» как ответная реакция жителей определенной местности.

Позже, в 1980-х Д. Харви в своих исследованиях отмечал, что любой социальный феномен «зависит от экономической, социальной и культурной среды, в котором оно разворачивается» [7; 8]. Следовательно, медиа пространство также зависит от этих факторов и чтобы определить тенденции к изменению, необходимо знать, что именно влияет на изучаемый феномен.

Принимая во внимание факт, что экономическая, социальная и культурная среда во многом имеет физические границы (чаще всего, в масштабах города или региона), необходимо определить границы, в которых наше медиа пространство реализуется.

В первую очередь, отметим, что в России понятие «регион» очень широкое. Самые основные представления о регионе можно выделить следующим образом:

- как противопоставление Москве, выступающей в качестве центра политического, экономического, финансового мира России.

- регион может выступать в качестве синонима субъекта РФ;

- регион может выступать в качестве территории, которая не входит в региональный центр. Иными словами, в каждом субъекте есть столица и ее регион;

- регион может рассматриваться как большое пространство, имеющее признаки вернакуляр-ного районирования. При таком подходе, чаще всего, прибегают к понятию агломерации и требует методологического уточнения.

Таким образом, определений региона достаточно много, часть из них носит общественный характер, часть - научный, часть исключительно продиктована формальными признаками.

В нашем случае, под регионом понимается территория Хабаровского края. Такой выбор обусловлен рядом факторов. Во-первых, Хабаровский край (ровно, как и другие субъекты РФ) обладает своей спецификой общественной жизни, которые реализуются в социальных практиках, институ-

тах, а также неформальных практиках [4; 5]. При этом ни чуть не отрицается факт, что медиа пространство в субъектах РФ (раз уж мы говорим о них) во многом, имеет однородную форму в плане концептуальной тематики, подаче, визуале и проч. Большая часть тем в медиа пространстве продиктована федеральной тематикой. Вместе с тем, в каждом субъекте есть свои экономические, социальные и культурные особенности, которые это медиа пространство идентифицируют.

Специфика медиа пространства Хабаровского края обусловлена географией, а также социальными и политическими процессами. Приведем лишь ряд примеров, которые характеризуют региональное пространство.

Принимая во внимание политические процессы и события 2020 года, фокус внимания медиа пространства был напрямую прикован к ним. Около 6 месяцев различные источники информации держали руку на пульсе в отношении многих событий, которые проходили на территории Хабаровского края, особенно в столице. Важно заметить, что события имели социальную основу, а не политическую [2], поэтому резонанс в медиа пространстве был серьезный. Стоит отметить, что Хабаровск и Хабаровский край исторически был очень протестным городом, что влияет, в том числе, и на медиа пространство.

Другая особенность регионального медиа пространства - это миграционный вопрос. При этом подходы для актуализации данной темы могут быть абсолютно разными: строительство жилья, льготная ипотека, поддержка молодежи и многое другое. Разумеется, такая специфика характерна не только для Хабаровского края, но для всего Дальнего Востока России, но стоит заметить, что в разных регионах этот вопрос решается по-разному, по-разному освещается и по-разному воспринимается местным сообществом. В связи с этим, границы Хабаровского края имеют значение для этой темы.

Отметим и события начала 2022 года, которые также повлияли на медиа пространство. Речь идет о том, что многие предприятия Хабаровского края начали оптимизацию работы и многие специалисты стали заниматься сразу несколькими сферами в области медиа. Например, в сервисах, которые занимаются поиском вакансий и поиском специалистов, все чаще можно найти вакансии, где необходимо и писать тексты и уметь фотографировать и брать интервью и многое другое. При этом процесс трансформации только начался, и спрогнозировать даже на ближайшую

Литература:

1. «Пространственный поворот» и его интерпретация в российской науке и институциональной практике / Л.Е. Бляхер [и др.] // Ойкумена. Регио-новедческие исследования. 2021. № 2. С. 46-59.

2. Демьяненко А.Н. Хабаровский протест: опыт социологического анализа / А.Н. Демьяненко, М.В. Клиценко // Социологические исследования. 2022. № 1. С. 125-133.

перспективу как будет выглядеть медиа пространство в разрезе работающих в этой сфере специалистов, практически невозможно.

В заключение отметим, что трансформация медиа пространства с учетом региона - это непрерывный процесс. Это означает, что любые выводы должны рассматриваться лишь как предварительные и актуальные на определенный период. Чувствительность к такой переменной как время - главный индикатор для медиа пространства.

Трансформация регионального пространства во многом зависит от актуальной повестки дня. Региональные события могут стать хедлайнерами, которые актуальные на территории Хабаровского края и вытеснить федеральную повестку.

Трансформация в 2022 году связана не только с территорией и ее социальными и политическими процессами, но и с внутренней инфраструктурой. Блокировка главных информационных сервисов не только стало шоковой терапией для медиа политики, но и возможностью переориентировать информационные потоки на новые сервисы, 2022 год стал поводом для создания стартапов и креативных проектов на платформах, которые, казалось, потеряли свою актуальность. Например, после блокировки Instagram многие самозанятые, которые вели свою деятельность именно в этой сети стали переориентироваться на Vk и Telegram. Многие решили запустить свои проекты на rutube как аналог youtube. Следует отметить, что главной сетью для населенных пунктов в Хабаровском крае (кроме самого Хабаровска) являются «одноклассники», однако, на этой площадке динамика создания новых групп и сообществ существенно не изменилась с начала 2022, т.е., эта платформа остается для многих в качестве общения, но не для развития медиа. Отметим, что этот факт является особенностью Хабаровского края и не распространяется на другие регионы.

Концептуализация медиа политики в региональном пространстве во многом выстраивается за счет протестного феномена Хабаровского края. Медиа пространство во многом сыграло ключевую роль для создания образа Хабаровского края как протестной территории. Это связано не только с политическими событиями, но и с социальными. Среди последних примеров - протесты против реконструкции Дендрария, а также протесты, связанные со сбоями в работе общественного транспорта. Все это становится основанием для более детального исследования регионального медиа пространства.

Literature:

1. «Spatial turn» and its interpretation in Russian science and institutional practice / L.E. Blyakher [et al.] // Ojkumena. Regional researches. 2021. № 2. P. 46-59.

2. Demyanenko A.N. Khabarovsk Protest: A Sociological Analysis / A.N. Demyanenko, M.V. Klitsenko // Sociological Studies. 2022. № 1. P. 125-133.

3. Лефевр А. Производство пространства. М. : Strelka Press, 2015.

4. Маркина Ю.М. Профессиональное PR-сооб-щество на Дальнем Востоке: идентификация и самоорганизация / Ю.М. Маркина, Я.Н. Пестова // Власть и управление на Востоке России. 2021. № 1(94). С. 108-118.

5. Маркина Ю.М. Потенциал Дальневосточного профессионального PR-сообщества в развитии гражданского общества / Ю.М. Маркина, Я.Н. Пестова // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 3(83). С. 36-39.

6. Ним Е.Г. Медиапространство: основные направления исследований / Е.Г. Ним // Бизнес. Общество. Власть. 2013. № 14. С. 31-41.

7. Харви Д. Социальная справедливость и город. М. : Новое литературное обозрение, 2018.

8. Harvey D. Rebel cities: from the right to the city to the urban revolution. London; New-York : Verso, 2012.

9. Lefebvre H. The Right to the City / H. Lefebvre // Writings on Cities. Еd. by E. Kofman and E. Lebas. Cambridge, MA: Blackwell, 1996. P. 61-181.

3. Lefebvre H. The Production of Space. M. : Strelka Press, 2015.

4. Markina Y.M. Professional PR-community in the East of Russia: identification and self-organization / Y.M. Markina, Y.N. Pestova // Power and administration in the East of Russia. 2021. № 1(94). P. 108118.

5. Markina Y.M. Potential of the Eastern professional PR-community in the development of a civil society / Y.M. Markina, Y.N. Pestova // Society: sociology, psychology, pedagogics. 2021. № 3(83). P. 3639.

6. Nim E.G. Media space: main areas of research / E.G. Nim // Business. Society. Power. 2013. № 14. P. 31-41.

7. Harvey D. Social Justice and the City. M. : New Literary Observer, 2018.

8. Harvey D. Rebel cities: from the right to the city to the urban revolution. London; New-York : Verso, 2012.

9. Lefebvre H. The Right to the City / H. Lefebvre // Writings on Cities. Еd. by E. Kofman and E. Lebas. Cambridge, MA: Blackwell, 1996. P. 61-181.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.